Экономическая основа местного самоуправления

Экономическая основа местного самоуправления

Эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, которые являются экономической основой местного самоуправления.

Экономическая основа местного самоуправления — один из его главных базисных элементов — тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие трех указанных элементов в их тесной диалектической связи — важнейшее условие, обеспечивающее реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Местная публичная власть реализуется посредством применения административных и экономических методов управления в их сочетании.

Экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые связаны с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах населения муниципальных образований.

Существует две концепции, по-разному трактующие понятие экономической основы местного самоуправления. Для англосаксонской модели характерно определение, которое учитывает экономические отношения, охватывающие сферу местного значения: экономическая основа местного самоуправления — это совокупность регулируемых нормами права отношений по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения. Эти отношения складываются в результате деятельности жителей, проживающих в пределах муниципального образования, и органов местного самоуправления. Сторонники европейской континентальной концепции обращают внимание на отношения, охватывающие также вопросы государственного значения, и, следовательно, полагают, что экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В Европейской хартии о местном самоуправлении записано, что органы местного самоуправления имеют право на обладание «средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций», при этом финансовые средства «должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям».

Имущество и финансовые ресурсы местного самоуправления, определяющие его экономическую основу, складываются из нескольких составных частей ( рис. 19.1).


Рис. 19.1. Имущество и финансовые ресурсы муниципального образования

Экономическая основа обеспечивает хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, создает условия для его жизнедеятельности, служит удовлетворению потребностей населения муниципальных образований. Укрепление и развитие экономической основы местного самоуправления оказывает влияние на экономическое положение в стране в целом.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов должны содействовать развитию экономической основы местного самоуправления.

Е.М. Кузнецова
Местное самоуправление и социальная работа
Конспект лекций. Омск. Издательство ОмГТУ 2010.

Предыдущая

Тема 5. Экономические основы местного самоуправления

5.1. Понятие экономических основ местного самоуправления

Одной из причин неудач становления местного самоуправления в нашей стране является отсутствие материальных ресурсов муниципальных образований (финансы, имущество и др.), позволяющих в полной мере самостоятельно решать вопросы местного значения. Понятие «экономическая основа местного самоуправления» в российской общественно-политической практике появлялось в 1990 г. в связи с принятием Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Под экономической основой следует понимать совокупность норм и принципов, регламентирующих экономические вопросы осуществления местного самоуправления, а также совокупность средств и ресурсов предназначенных для решения вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 49 федерального закона № 131-ФЗ экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Важным принципом является признание и защита муниципальной собственности государством.

В состав муниципальной собственности – это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования – входит имущество, предназначенное для выполнения полномочий по решению вопросов местного значения (муниципальные предприятия, жилищный фонд, муниципальный транспорт, имущество, предназначенное для организации жизнеобеспечения муниципального образования, земли и т.п.); отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (например, служебные здания); необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. Законом установлен состав муниципальной собственности с учетом вида муниципального образования.

Органы местного самоуправления обладают правом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Порядок приобретения и отчуждения муниципальной собственности определяют муниципальные органы. Они также ведут реестр муниципальной собственности. В состав муниципальной собственности могут входить государственные и муниципальные ценные бумаги (акции, облигации, жилищные сертификаты и др.). Помимо собственности в состав экономической основы местного самоуправления входят имущественные права муниципальных образований как субъектов имущественных отношений. Особым составным элементом экономической базы муниципального образования является местный бюджет.

Предыдущая

Новости региональной экспертной группы

15 июля в Воронежском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ состоялось очередное заседание группы №11 «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика» по теме «Межбюджетные отношения: федеральный и региональный аспекты».

Заседание группы экспертов открыл заместитель губернатора области – руководитель аппарата губернатора и правительства области — соруководитель экспертной группы Ю.В. Агибалов.

В своем выступлении он подчеркнул, что в настоящее время вопрос совершенствования межбюджетных отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления является исключительно актуальным. Закрепленные за местным самоуправлением полномочия не имеют достаточных финансовых источников. Подавляющее большинство сельских поселений не имеют собственных средств даже на покрытие расходов по оплате труда работников муниципального образования. В свете дальнейшей децентрализации власти, предложенной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, вопросы совершенствования межбюджетных отношений выходит на передний план. Задача экспертов — всесторонне рассмотреть вопрос межбюджетных отношений и внести предложения по улучшению сложившегося положения с учетом мнения как постоянных экспертов группы, так и привлеченных Группой экспертов – профессионалов, руководителей финансовых органов муниципальных образований.

Основной докладчик по теме межбюджетных отношений заместитель директора по научной работе ВФ РАНХ и ГС при Президенте РФ Соломахин А.Н. сообщил, что разрыв бюджетной обеспеченности между самым богатым и самым бедным муниципальным образованием (сельским поселением, муниципальным районом) до выравнивания составляет более сотни раз, таким образом, при любой проводимой политике проблема значительной дифференциации уровня предоставления бюджетных услуг вряд ли будет решена, и обеспечение базового уровня социальных услуг любому гражданину вне зависимости от места его проживания во многом останется утопией. В то же время это предопределяет дотационность значительной части муниципальных образований, а тем самым и наличие иждивенческих настроений, незаинтересованности в мобилизации внутренних резервов. Важнейшим недостатком системы межбюджетных отношений является размывание «правил игры», выделение значительного объема трансфертов не на базе общих критериев, а на основе индивидуальных решений, что резко снижает прозрачность данной системы и увеличивает роль субъективного фактора в ее функционировании. Поэтому основными задачами совершенствования межбюджетной политики являются:

— повышение предсказуемости и стабильности системы межбюджетных отношений;

— повышение налоговой автономии субнациональных органов власти и совершенствование разграничения налоговых источников между уровнями власти;

— совершенствование структуры межбюджетных отношений;

— ужесточение бюджетных ограничений при повышении сбалансированности региональных бюджетов.

По мнению представителей финансовых органов муниципальных районов, законодателям следует предусмотреть изменение нормативов отчислений по региональным и федеральным налогам, делегировать ОМСУ право взыскивать недоимку по местным налогам, предполагаемый налог на недвижимость, замещающий налог на землю и налог на имущество физических лиц 100% зачислять в местные бюджеты, а по юридическим лицам закрепить 50% — регион, 50% — местные бюджеты, упростить процедуру самообложения граждан.

Также на «круглом столе» речь шла о принципах «выравнивания бюджетной обеспеченности» и формах финансовой поддержки муниципальных образований. О переходе от субсидий, имеющих узкую целевую направленность, к блочным, широкоцелевым трансфертам. Все выступающие поддержали необходимость создания (формирования) стабильной, предсказуемой, прозрачной и объективной системы межбюджетных отношений.

6 июля в Воронежском институте экономики и социального управления состоялось заседание группы №11 «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика».

Заседание группы открыл заместитель губернатора области – руководитель аппарата губернатора и правительства области — соруководитель экспертной группы Ю.В. Агибалов. Выступающий кратко охарактеризовал цели и задачи создания региональных экспертных групп по подготовке предложений по обновлению экономической стратегии России 2020 и актуализации стратегии социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу, предложил экспертам определить основные задачи группы и направления экспертной работы в группе. В результате были определены три основных направления, по которым будут работать эксперты-члены экспертной группы:

— политические и экономические аспекты федерализма и региональной политики;

— местное самоуправление и региональные власти;

— межбюджетные отношения: федеральный и региональный аспекты.

Затем был проведен «круглый стол» по теме местное самоуправление и региональные власти.

Проблемы местного самоуправления стали главной темой обсуждения. Круглый стол открыл заместитель губернатора области – руководитель аппарата губернатора и правительства области и соруководитель экспертной группы Ю.В. Агибалов. В своем выступлении Юрий Владимирович поднял вопросы законодательного регулирования субъектом РФ организации МСУ, о необходимости и важности этого регулирования, с учетом местных особенностей и традиций. Речь шла: о главной цели преобразований в сфере местного самоуправления – создании условий для устойчивого социально-экономического роста каждого муниципального образования, что в совокупности обеспечит социально-экономическое развитие страны, о двух- и одноуровневой системах муниципальной власти и их преимуществах, о необходимости и условиях роста социально-экономического развития муниципальных образований, о влиянии на этот процесс органов местного самоуправления и возможностях реализации своих прав различными формами местного самоуправления для достижения главной цели.

Эксперты группы приняли активное участие в обсуждении вопросов и проблем, отмеченных выступающим. Специалисты анализировали текущую ситуацию в данной сфере и предлагали пути выхода из кризиса путем преобразования системы местного самоуправления, создания условий для устойчивого социально-экономического роста каждого муниципального образования, что в совокупности обеспечит социально-экономическое развитие страны.

Так, по мнению главы администрации Новохоперского муниципального района В.Т. Петрова, в настоящий момент разрешению ситуации мешают низкий уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований, их высокая зависимость от финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня, отсутствие четких правил игры и стандартов в сфере межбюджетных отношений и предоставления услуг в соцсфере. Его поддержал глава администрации Рамонского муниципального района Логвинов В.И. отметив, что узкая доходная база муниципалитетов и крайне ограниченные возможности влиять на ее расширение не способствуют повышению качества жизни населения – решению основной задачи местной власти. В результате ухудшения условий проживания, отсутствия рабочих мест, недоступности большинства государственных и муниципальных услуг в большинстве небольших муниципальных образований, население покидает свои исторические места, переезжает в районные центры или в Воронеж, так вымирают села и деревни, растут протестные и иждивенческие настроения, отсутствует экономическое развитие территорий.

По мнению профессора Слинько А.А. местное самоуправление, как таковое, в нашем государстве не существует по тем же самым причинам: отсутствия достаточного финансирования для решения задач местного самоуправления, высокого уровня централизации в экономической сфере, низкого качества управления на местах.

По мнению экспертов Мельниковой Р.И., Вериковского А.Е., Селютина В.И., Кузнецова Н.А. , Траньковой И.В. и других членов экспертной группы устойчивое социально-экономическое развитие муниципалитетов будет обеспечено тогда, когда появятся множественные точки развития экономики и инфраструктуры на территориях муниципальных образований, повысится доверие населения к местной власти, общественная активность в решении вопросов местного значения и готовность граждан к принятию ответственности за качество жизни на территории своего муниципального образования.

По итогам заседания региональной экспертной группы по вопросу «местное самоуправление и региональные власти» экспертами будут подготовлены предложения по решению проблем в сфере организации и реализации местного самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *