Экономические инструменты

Экономические инструменты

2. Инструменты государственной экономической политики

Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное – предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подробнее структуру бюджета как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80–85 % от всех доходов бюджета);

2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10 %);

3) прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга – около 7 %);

4) другие доходы.

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50 % всех расходов;

2) развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста. Данная статья расходов составляет около 12 % и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.;

3) содержание оборонного комплекса страны, государственных аппаратов и ведение внешней политики (25–30 % от общего числа расходов);

4) другие расходы.

Итак, из рассмотренной структуры видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процессами перераспределения и централизации финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

В целом же бюджетно-налоговые инструменты экономической политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это делается посредством изменения государственных расходов и налогов.

Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств – государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложения в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.

1. Принцип получения благ. Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары. То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг.

Такими товарами или услугами могут быть сырье, принадлежащее государству, энергия и т. д. Кроме того, речь здесь может идти о юридических услугах или услугах правоохранительных органов, ведь, пользуясь ими, экономические агенты должны посредством уплаты налогов поддерживать их содержание.

2. Принцип платежеспособности. Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.

Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей, когда увеличение расходов государства и снижение налогов способствует преодолению циклического спада в экономике, или ограничительной, если снижение государственных расходов и повышение налогов определяет снижение циклического подъема.

Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, занятость и уровень цен посредством изменения денежного предложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются:

1) ставка рефинансирования – это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается;

2) норма обязательных резервов. Состояние экономики регулируется посредством ее изменения;

3) операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс.

Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Сегодня в Российской Федерации отсутствует единая система законодательного обеспечения нефтедобычи, что сдерживает экономический рост страны. Проведенный анализ позволил выявить нерешенные вопросы и существенные недостатки в области правового регулирования различных этапов ее организации. Внесение предложенных корректировок в законодательные акты позволит обеспечить эффективность нефтедобычи в стране.

Бесперебойная работа и безопасность

В настоящее время в мировом сообществе соблюдение правил экологической безопасности занимает не менее важное место, чем в правовом обеспечении нефтедобычи. Согласно принципам Всемирной хартии охраны природы (п. 14) сохранение природы должно быть отражено в законодательстве каждого государства1. В Стокгольмской декларации говорится, что каждый человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. И в связи с этим для человеческого благосостояния и осуществления прав людей, включая и право на жизнь, важное значение имеют два аспекта: природная среда и та, которую создал человек2.

Следует отметить, что в системе российского экологического законодательства соблюдены принципы верховенства закона и иерархичности права3.

Нормативно-правовая база регулирования отношений, возникающих в нефтедобывающей отрасли, включает в себя общие для всех отраслей экономики законодательные акты, отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие конкретные аспекты правоотношений в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли, а также специальные эколого-правовые нормы.

Основная цель законодательных актов в области нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли – обеспечение эффективной и бесперебойной работы, а также экологической безопасности общества и страны в целом, направленной на закрепление права за каждым гражданином на благоприятную окружающую среду.

Разведка и добыча нефтепродуктов

Одним из основных методов государственного регулирования процесса нефтедобычи является лицензирование данного вида деятельности. В российском нефтяном комплексе лицензия на пользование недрами требуется для изучения, освоения и использования природных ресурсов4. Лицензия должна содержать обязательные сведения:

–информация о лице, получившем лицензию, и органе, выдавшем ее;

–основания, на которых была получена лицензия;

–указание границ предоставленного участка для освоения;

–указание границ территории, где проводятся работы;

–сроки представления до­кумен­тов на государственную экспертизу, начало работ, действия лицензии;

–условия осуществления платежей за пользование природными недрами;

–условия права собственности на добытые природные ресурсы и разрешенный уровень добычи;

–правила и условия охраны недр.

Научное сообщество и многие практикующие юристы относят получение лицензии на пользование участком недр к гражданско-правовой сделке5. Проведенный анализ положений Закона «О недрах» позволяет сделать вывод о том, что решение государства является только частью встречного волеизъявления государства и организации (недропользователя) о предоставлении участков земли в пользование, что может свидетельствовать о наличии гражданско-правовой сделки. Однако следует отметить, что основными игроками на рынке добычи нефти в настоящее время являются государственные компании.

На сегодняшний день система лицензирования в нефтегазовом комплексе являет собой сложную взаимосвязанную структуру, за которую отвечает большое количество государственных органов, что представляет определенную сложность при осуществлении контрольных мероприятий за качеством выполняемых требований. Трудность в получении лицензии относительно небольшими нефтяными компаниями требует создания определенных условий «доступности» в российском законодательстве.

После получения лицензии согласно нормам российского законодательства необходимо подготовить и утвердить план осуществления разведки освоения нефтепродуктов техническими работниками. В плане нужно указать численность работающих сотрудников, количество мероприятий, схему расположения оборудования и машин, график и средства контроля. С утвержденным планом должны быть ознакомлены все сотрудники, осуществляющие работы по нефтедобыче.

Освоение скважин должно осуществляться только в присутствии представителя заказчика нефтедобывающей организации. В случае отсутствия места утилизации отходов запрещается проведение каких-либо работ, а также при наличии рядом пойменных зон вод или во время паводка. Все работы должны выполняться только в дневное время и при условии направления ветра в сторону от ближайших населенных пунктов6.

Вскрытие пласта должно производиться после завершения и подготовки работы буровой, а также обучения сотрудников и обеспечения их необходимыми инструментами. Готовность буровой должна быть оценена специальной комиссией во главе с лицом, назначенным нефтедобывающей организацией, при участии службы охраны труда и промышленной безопасности. На месте освоения пласта при выполнении работ должен все время (круглосуточно) находиться дежурный сотрудник и дежурная машина для эвакуации. По окончании освоения месторождений нефти все оборудование и одежда должны пройти специальную обработку, а также необходимо провести проверку воздуха на загрязнение.

В российском законодательстве огромное внимание при организации процесса нефтедобычи, нефтеперевозки и нефтепереработки уделено вопросам охраны труда сотрудников. Однако в современных условиях основой правового регулирования трудовых отношений в нефтяном комплексе выступают локальные внутренние нормативные акты, коллективные договоры и соглашения, а не федеральные законодательные акты. Многие организации вводят многоступенчатые системы контроля условий работы и охраны труда (прохождение аттестации, обучения, создание комиссий по охране труда и пр.). При этом развитие таких инновационных подходов к кадровому обеспечению нефтяного сектора может способствовать высокому обеспечению экономического роста в стране, предотвращению аварий на производстве и, как следствие, снижению загрязнения воздуха.

На сегодняшний день нормативно-правовая база регулирования нефтедобычи в Российской Федерации требует определенных изменений. Так, в области охраны труда сотрудников нефтедобывающих организаций необходимо внесение существенных доработок по вопросам предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций. Пока же законодательство направлено на ликвидацию аварийных ситуаций, а не на их предупреждение. Обязательное страхование от возникновения рисков на производстве, которое является основным механизмом в законодательстве, не может служить предупредительной мерой.

Охрана окружающей среды

Разведка нефти и нефтедобыча, как и нефтеперевозка, и нефтепереработка, сопровождаются повышенным риском нанесения вреда окружающей среде. В процессе осуществления разведки и нефтедобычи появляется множество видов технологических отходов, которые образуются при бурении нефтяных скважин. К таким отходам можно отнести буровые сточные воды (буровой шлам, отработанный буровой раствор), а также замазученный грунт, твердые бытовые отходы, продукты очистки технологического оборудования, металлолом, использованные тары и бочки7.

Не менее важную опасность для объектов окружающей среды со стороны нефтедобывающих компаний представляют сброс сточных вод и выбросы в атмосферу углеводородов. Следует отметить, что ежегодно нефтедобывающими компаниями сжигается около 7 млрд куб. м нефтяного газа.

До 2016 года было предусмотрено взимание платежей со специализированных организаций за размещение отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций. Все операции заключались на основании гражданско-правовых договоров. Это было обусловлено тем, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью тех организаций, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образовались отходы, а также в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций.

Согласно внесенным изменениям в Закон об охране окружающей среды начиная с 1 января 2016 года плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды воздействия8:

–выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

–сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

–размещение отходов производства и потребления.

В целях охраны окружающей среды результаты анализов проб воздуха и почв в населенных пунктах должны быть занесены в журнал регистрации анализов, а также в карту проб. Все анализы должны передаваться заинтересованным людям, в том числе органам местной власти. Наряду с этим обслуживающий персонал организации должен осуществлять проверку загрязнения воздуха и почв в населенных пунктах. В случае наступления аварийных ситуаций и последующих их устранениях в местах нефтедобычи необходимо проводить дополнительный анализ воздуха и почв.

Все скважины на месте освоения должны ежедневно осматриваться мобильной бригадой, состоящей из не менее двух человек, имеющих при себе защитную аппаратуру9. Все результаты исследования должны быть внесены в специальный журнал. При обнаружении давления или каких-либо нарушений на объекте все работы по эксплуатации и добыче газа должны быть прекращены. Ремонт следует осуществлять также в соответствии с заранее утвержденным нефтедобывающей организацией-заказчиком планом10.

Таким образом, в настоящее время государственная система экологического контроля в Российской Федерации является комплексной и полной, но требует внесения определенных изменений. Так, следует выделить минимально установленные санкции за негативное воздействие на окружающую среду и отсутствие экономических стимулов предпринимателей нефтедобывающего сектора. Это обуславливает отсутствие мотивации к переходу на экологически эффективные технологии и дальнейшей модернизации производства.

Система экологического контроля и промышленной безопасности дополняется корпоративными требованиями, что способствует предотвращению аварийных ситуаций на месте добычи газа. Государственным органам в ходе оценки полного отсутствия аварий на длительном сроке необходимо выявлять передовой опыт, используемый в корпоративной практике нефтедобывающих компаний, и ряд требований (используемых в них) утверждать на законодательном уровне.

Считаются целесообразными разработка обязательных стандартов, направленных на выявление профессиональных рисков, а также создание стандартов и требований по предотвращению возможности террористической деятельности на объектах газового комплекса. Все эти меры должны быть приняты с привлечением широких масс общественности.

1Резолюция 37/7 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 28 октября 1982 г.

2Декларация Стокгольмской Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде // Действующее международное право: в 3 т. / составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, 1997.

3Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства / пособие Генеральной прокуратуры Российской Федерации, под общ. ред. Начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 2 класса, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации А.В. Паламарчука. – М., 2014.

4Федеральный закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями).

7Бисенова Л.Е., Торегалиев О.Т. Производственные отходы нефтяной промышленности и области их применения // VII Международная студенческая электронная научная конференция, «Студенческий научный форум», 2015 – Электронный ресурс: http://www.scienceforum.ru/2015/1129/10446.

9Приказ Ростехнадзора от 12.03.2013 № 101 «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

10Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. № 101 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *