ЕНВД на грузоперевозки

ЕНВД на грузоперевозки

Да, Вы вправе применять ЕНВД, это следует из Письма Минфина №03-11-11/35542

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 21 июля 2014 года N 03-11-11/35542
Вопрос:
Индивидуальный предприниматель стоит на учете в качестве плательщика ЕНВД, ОКВЭД 60.24 — деятельность автомобильного грузового транспорта. Может ли он оказывать свои услуги юридическим лицам?

ЕНВД транспортные услуги

Других видов деятельности у него нет. Может ли такой предприниматель, оказав услуги юридическим лицам в качестве подтверждения оплаты наличными выполненных услуг, выдавать им соответствующие бланки строгой отчетности?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу о порядке применения положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и на основании полученной информации сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды.
Статьей 346.27 Кодекса определено, что к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Отношения в сфере оказания автотранспортных услуг регулируются главой «Перевозка» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка грузов и пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
Исходя из пункта 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Таким образом, в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по договорам перевозки грузов, заключенными с юридическими лицами, может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Вопросы, касающиеся использования контрольно-кассовой техники, регламентированы Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона установлено, что контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона установлен перечень видов деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.
Если деятельность, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится к услугам населению, то согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона могут применяться бланки строгой отчетности.
Из изложенного следует, что индивидуальный предприниматель-налогоплательщик единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, оказывающий услуги по перевозке грузов юридическим лицам, не вправе использовать бланки строгой отчетности.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель
директора Департамента
Р.А.Саакян

Грузовые перевозки и ЕНВД

Подавляющее большинство предприятий связано с автотранспортными перевозками грузов. Некоторые предприятия специализируются на этом виде деятельности, остальные пользуются услугами по перевозке материальных ценностей. И те и другие неизбежно сталкиваются с проблемой перевода данного вида деятельности на уплату ЕНВД. Как ее решить на практике?

На основании пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов, осуществляемых налогоплательщиками, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг, включая и полученные налогоплательщиком по договору лизинга.

Согласно ст. 346.27 НК РФ транспортными признаются средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К ним не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски. Чтобы определить, является ли техника автотранспортным средством, надо обратиться к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 <1> — она должна быть включена в подраздел 15 «Средства транспортные». Поэтому, например, деятельность по оказанию автотранспортных услуг по перевозке товарного бетона (бетонной смеси) автобетоносмесителями «КамАЗ», относимыми к подразделу 14 «Машины и оборудование», классу «Машины и оборудование для горнодобывающей промышленности, строительства и эксплуатации карьеров», а не к транспортным средствам, не должна переводиться на уплату ЕНВД (Письмо Минфина России от 08.06.2007 N 03-11-04/3/213). То же можно сказать о перевозке мусора автомобилями-мусоровозами. Они включены в группу «Автомобили специальные и оборудование навесное к машинам для уборки городов» (код 14 3410391) (Письмо Минфина России от 17.04.2007 N 03-11-04/3/117).

<1> Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 «О принятии Общероссийского классификатора основных фондов».

Однако ФАС ВВО в Постановлении от 05.02.2007 N А39-2931/2006 отнес к автотранспортным услуги по перевозке мелкогабаритных грузов посредством погрузчиков, хотя они и не включены в подраздел 15.

На основании п. 2 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщики, предоставляющие автотранспортные услуги по перевозке грузов, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в течение пяти дней с ее начала. Место осуществления деятельности — место нахождения физических показателей (объектов, в которых ведется предпринимательская деятельность), а если эти физические показатели используются для предпринимательской деятельности передвижного характера, — место получения дохода от этой деятельности (Письмо Минфина России от 22.08.2007 N 03-11-04/3/328).

Следовательно, если государственная регистрация используемых для грузоперевозок автомобилей осуществлена по месту нахождения организации, то организация-налогоплательщик должна состоять на налоговом учете по ЕНВД по месту своего нахождения. Организация, имеющая обособленные подразделения, также обязана встать на налоговый учет в целях уплаты ЕНВД по месту нахождения головной организации. Если государственная регистрация используемого для междугородных, международных грузоперевозок автомобиля осуществлена по месту нахождения организации, то налогоплательщик должен состоять на налоговом учете по уплате ЕНВД по месту своего нахождения.

В отношении указанного вида предпринимательской деятельности ЕНВД рассчитывается на основании физического показателя «количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов» (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Базовая доходность для этого показателя установлена в размере 6000 руб. с одного транспортного средства.

В Письме Минфина России от 23.11.2006 N 03-11-04/3/500 сказано, что если в соответствии с договором аренды организация передает арендатору автотранспортные средства, то они не учитываются при исчислении ЕНВД по указанному виду предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. На это обратил внимание Минфин в Письме от 22.08.2007 N 03-11-04/3/328. При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 164-ФЗ <2> по договору лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

<2> Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Если автотранспортное средство сдается в аренду с экипажем, то на основании ст. 632 ГК РФ данный вид деятельности не переводится на уплату ЕНВД (Письмо Минфина России от 10.07.2007 N 03-11-05/147).

Оказание автотранспортных услуг является самостоятельной деятельностью, направленной на систематическое извлечение доходов (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Поэтому автотранспортные средства, используемые, например, для собственных нужд, при исчислении суммы ЕНВД не включаются в число эксплуатируемых. Кроме того, в соответствии с п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств <3> по степени использования ОС подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и др. При обложении ЕНВД автотранспортные средства, находящиеся в ремонте, также не включаются в число эксплуатируемых.

<3> Приказ Минфина России от 13.10.2003 N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».

Пунктом 9 ст. 346.29 НК РФ установлено, что если в течение налогового периода у налогоплательщика изменился физический показатель (в данном случае количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов), то при исчислении суммы единого налога он учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором оно произошло.

Если автомобиль поставлен на ремонт в августе текущего года, он не учитывается при определении налоговой базы по ЕНВД за III квартал начиная с августа. При передаче отремонтированного автомобиля в эксплуатацию в сентябре он включается в расчет ЕНВД начиная с сентября. Если автомобиль числится в эксплуатации на начало и конец месяца, то время его нахождения в ремонте в течение месяца при начислении ЕНВД не учитывается, то есть расчет налога производится за полный месяц (Письмо Минфина России от 25.08.2005 N 03-11-04/3/66).

Кроме того, организации, уплачивающие ЕНВД при оказании транспортных услуг, могут корректировать базовую доходность на коэффициент К2, учитывающий особенности ведения предпринимательской деятельности, в том числе режим работы и фактический период осуществления деятельности. Документами, подтверждающими продолжительность оказания услуг, могут быть копии договоров перевозки или об организации перевозок, заявок (заказов) на перевозку грузов, транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, копии актов приема-передачи арендованных транспортных средств (Письмо Минфина России от 25.07.2006 N 03-11-05/184).

Не имеет значения, в какой форме (наличной, безналичной) потребитель указанных услуг рассчитывается с исполнителем — плательщиком ЕНВД. Организационно-правовая форма потребителей автотранспортных услуг также не влияет на возможность применения исполнителем услуг данного налогового режима (Письмо Минфина России от 25.07.2007 N 03-11-05/171).

Если организация, применяющая «вмененку», получает доходы в виде штрафов по договорам перевозки от заказчиков за простой автотранспорта под погрузкой-разгрузкой, а также в связи с отменой запланированного рейса автотранспорта и т.д., их следует учитывать в общей сумме доходов, полученных организацией в связи с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов, облагаемых ЕНВД (Письмо Минфина России от 07.11.2006 N 03-11-04/3/485).

Применение системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении указанного вида деятельности не зависит от характера осуществляемых перевозок (в пределах населенного пункта, междугородные, международные или между субъектами РФ), а также специализации автотранспортных услуг (перевозка грузов или перевозка пассажиров или перевозка грузов и пассажиров). Таким образом, под действие гл. 26.3 НК РФ подпадает осуществляемая организацией деятельность по автоперевозкам на территории иных муниципальных районов, городских округов, а также иностранных государств при условии соблюдения ограничения по количеству автотранспортных средств, установленного ст. 346.26 НК РФ (Письмо Минфина России от 28.09.2006 N 03-11-04/3/424).

Система налогообложения в виде ЕНВД в отношении автотранспортных услуг может применяться только в том случае, если соответствующие услуги оказываются в рамках самостоятельного вида предпринимательской деятельности (Письмо Минфина России от 01.06.2007 N 03-11-04/3/200, Постановление ФАС СЗО от 09.11.2006 N А26-11121/2005-216). Поэтому при оказании, например, бытовых услуг по изготовлению и сборке мебели, если ее доставка покупателям — составная часть основной деятельности организации и не является отдельным видом предпринимательской деятельности (договор с заказчиком предусматривает не только изготовление мебели, но и ее доставку), то организация признается плательщиком ЕНВД только в отношении оказываемых бытовых услуг.

Налоги и Право

Если оплата доставки выделена отдельно в договоре об оказании услуг по изготовлению мебели или вносится по отдельному договору, то такая деятельность признается самостоятельной и при соблюдении ограничений, установленных пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, подпадает под систему налогообложения в виде ЕНВД (см. также Письма Минфина России от 18.12.2006 N 03-11-04/3/542 и от 13.07.2006 N 03-11-05/178).

Деятельность организации по перевозке сырья, материалов для производства готовой продукции и ее доставке заказчику может облагаться ЕНВД, если данные услуги осуществляются по отдельно оформленному договору перевозки груза и выполняются условия ст. 346.26 НК РФ (Письмо Минфина России от 10.05.2007 N 03-11-04/3/150).

Федеральные арбитражные суды УО (Постановление от 02.05.2007 N Ф09-3023/07-С2) и МО (Постановление от 29.03.2007 N КА-А41/2005-07) также указали, что если в заключенных договорах поставки товаров стоимость их доставки выделена отдельно и не включается в стоимость реализованных товаров, то деятельность по оказанию таких услуг подлежит обложению ЕНВД при соблюдении требований, определенных пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Перевозка собственной продукции не подпадает под установленное гражданским законодательством понятие договора перевозки груза и не переводится на уплату ЕНВД (Постановление ФАС ВВО от 05.04.2006 N А29-9047/2005а).

Если организация реализует автомобили, которые она ранее использовала для осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, доходы от такой продажи подлежат налогообложению в соответствии с общим режимом (Письмо Минфина России от 01.08.2007 N 03-11-04/3/307).

Если такие автомобили организация безвозмездно передает физическим лицам, то платы или иного встречного предоставления за него она не получает (п. 2 ст. 423 ГК РФ) и, следовательно, выручки от реализации не имеет. Кроме того, при безвозмездной передаче имущества у передающей стороны не возникает и иной экономической выгоды, признаваемой доходом в целях налогообложения (ст. 41 НК РФ).

Таким образом, безвозмездная передача имущества не влечет возникновение у передающей стороны объекта обложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, либо налогом на прибыль организаций. А вот у получателей стоимость безвозмездно полученного имущества (автомобиля) является объектом обложения НДФЛ. Кроме того, передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией в целях исчисления НДС.

Об оформлении перевозок грузов

Согласно ст. 784 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку установленную плату. Заключение данного договора можно подтвердить выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГК РФ)) (Письмо УФНС по г. Москве от 24.01.2007 N 18-12/3/05912@).

В соответствии со ст. 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР <4> грузоотправитель должен представить автотранспортному предприятию или организации товарно-транспортную накладную (ТТН) на предъявляемый к перевозке груз товарного характера. Грузы товарного характера, не оформленные ТТН, к перевозке не принимаются. ТТН выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах, один из которых после перевозки груза предъявляется грузоотправителю (заказчику) и служит основанием для расчета за оказанные транспортные услуги <5>. Если по условиям договора перевозки услуги автотранспорта оплачиваются по повременному тарифу, вместе с ТТН оформляется и подтверждает обоснованность расчетов за перевозки грузов путевой лист грузового автомобиля по форме N 4-П <6>. Он предусматривает наличие отрывного талона, который заполняется заказчиком и служит основанием для предъявления организацией-перевозчиком счета на оплату транспортных услуг.

<4> Постановление Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12.
<5> Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».
<6> Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

А.Б.Сухов

Эксперт

журнала «ЕНВД: бухгалтерский учет

и налогообложение»

Расчет ЕНВД для грузоперевозок

— Какая страховка понадобится «вмененщику» для оказания услуг по перевозке пассажиров.

— Нужна ли плательщику ЕНВД лицензия на автотранспортные перевозки населения.

— В каких случаях водители обязаны проходить медосмотры.

Основные условия, которые вы должны соблюдать при оказании «вмененных» услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, закреплены в гл. 26.3 НК РФ. Их мы привели в таблице на с. 32. А далее мы подробно рассмотрим дополнительные вопросы, ответы на которые понадобятся вам при организации бизнеса по пассажирским перевозкам.

Что учесть при расчете ЕНВД в отношении услуг по перевозке пассажиров

Вопрос

Ответ

Где вставать на учет в качестве плательщика ЕНВД при оказании услуг пассажирских перевозок

При оказании услуг пассажирских перевозок компания встает на учет по месту своего нахождения, коммерсант — по месту жительства (абз. 2 п. 2 ст. 346.28 НК РФ)

На основании какого договора осуществлять деятельность

Вам понадобится договор перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ, Письмо Минфина России от 17.02.2015 N 03-11-11/7108). По нему вы перевозите пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир оплачивает проезд и провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ). Заключение такого договора удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ)

Какое количество транспортных средств можно использовать для перевозки пассажиров

Чтобы применять ЕНВД, у вас в собственности или в аренде должно быть не более 20 автомобилей, используемых для перевозки пассажиров (пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Если какие-либо машины вы не эксплуатируете, например они находятся в ремонте, их в расчете ЕНВД учитывать не надо (Письмо Минфина России от 17.03.2014 N 03-11-11/11347)

Какие услуги по перевозке пассажиров можно отнести к «вмененному» бизнесу

Специалисты Минфина России в Письме от 25.02.2010 N 03-11-11/33 указали, что транспортные услуги по перевозке пассажиров должны быть классифицированы согласно ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163). Так, к «вмененным» услугам по перевозке пассажиров относятся 021520, 021521, 021522, 021523 — перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;

021525, 021526, 021527 — перевозки пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки: в городском сообщении, в пригородном сообщении, в междугородном сообщении;

021530, 021532, 021533 — специальные (доставка работников, школьные, вахтовые и т.п.) перевозки пассажиров: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;

021535, 021537, 021538 — туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;

021540, 021542, 021543 — разовые перевозки пассажиров автобусами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении;

021545, 021547, 021548 — перевозка пассажиров легковыми таксомоторами: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении

Какие услуги по перевозке пассажиров можно отнести к «вмененному» бизнесу

021550, 021552, 021553 — перевозка пассажиров легковыми автомобилями, кроме таксомоторных: в городском и пригородном сообщении, в междугородном сообщении, в международном сообщении

Какой физический показатель использовать для расчета ЕНВД

Налог зависит от количества посадочных мест (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). То есть от количества мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода — изготовителя транспортного средства (абз. 10 ст. 346.27 НК РФ)

Чему равна базовая доходность для расчета налога

Базовая доходность составляет 1500 руб. в месяц (п. 3 ст. 346.29 НК РФ)

Вопрос N 1. Должен ли перевозчик иметь страховку и проходить техосмотр

Первый документ, который вам понадобится для оказания услуг по перевозке пассажиров, — это полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Любой перевозчик, как организация, так и предприниматель, обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Об этом — ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ (далее — Закон N 67-ФЗ).

Обратите внимание, что при отсутствии страхового полиса перевозку пассажиров осуществлять запрещено. Если вы все же пренебрежете этим ограничением и будете перевозить людей без специальной страховки, вас могут оштрафовать. Размер штрафа немалый. Для организации он составит от 500 000 до 1 000 000 руб., а для индивидуального предпринимателя — от 40 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 11.31 КоАП РФ).

Кроме того, вы обязаны предоставить пассажирам всю необходимую информацию о страховой компании, в которой приобрели полис (п. 6 ст. 5 Закона N 67-ФЗ). А именно: ее наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона. А также номер, дату и срок действия договора обязательного страхования. Разместите эту информацию в местах продажи билетов или непосредственно на самом билете. Либо укажите сведения о страховщике и реквизиты договора на своем сайте в Интернете.

Примечание. Сведения о страховой компании и реквизиты договора обязательного страхования автогражданской ответственности перевозчика должны быть размещены в салоне автобуса (маршрутки) или в других местах продажи билетов.

За непредоставление информации по страховке пассажирам предусмотрен штраф (п. 2 ст. 11.31 КоАП РФ). Его размер для организации составит от 10 000 до 30 000 руб., для руководителя компании или коммерсанта — от 1000 до 3000 руб.

Что касается техосмотра автомобилей, используемых для перевозок пассажиров, вы должны проходить его каждые шесть месяцев (пп. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ).

Вопрос N 2. Нужно ли «вмененщику» получать специальную лицензию для перевозки пассажиров

Следующий документ, необходимый для осуществления перевозок пассажиров, — это лицензия или специальное разрешение. Какой именно документ нужен вам, зависит от транспорта, который вы используете. Так, если вы перевозите людей автомобилями, оборудованными для перевозок более восьми человек, вы должны получить лицензию (пп. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ). Такая лицензия действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона N 99-ФЗ). За ее получение вы должны заплатить госпошлину в размере 7500 руб. (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Примечание. За получение лицензии на перевозку пассажиров автомобилями с количеством посадочных мест больше восьми в 2015 г. придется заплатить госпошлину в размере 7500 руб.

При отсутствии лицензии на пассажирские перевозки вас могут оштрафовать. Так, для коммерсантов штраф составит 100 000 руб., а для организаций — 400 000 руб. (ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ). А если вы и дальше продолжите перевозить людей без лицензии и вас поймают повторно, помимо штрафа в тех же размерах, у вас могут конфисковать автомобили (ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ).

Если же вы перевозите людей автомобилями легкового такси, придется получить специальное разрешение на право осуществлять эту деятельность. Такая обязанность появилась с 1 января 2012 г. Она закреплена ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ (далее — Закон N 69-ФЗ).

Специальное разрешение на работу такси должно находиться в салоне вашего автомобиля (ч. 7 ст. 9 Закона N 69-ФЗ). Пассажиры, сотрудники ГИБДД и должностные лица уполномоченного органа вправе потребовать предъявить этот документ. И вы обязаны его показать. За отсутствие специального разрешения на работу легкового такси водителя могут оштрафовать на 5000 руб. (ст. 12.3 КоАП РФ). Стоимость разрешения на работу такси, а также его форму и порядок выдачи устанавливают власти каждого субъекта РФ (п. 8 ст. 9 Закона N 69-ФЗ). Поэтому данные нюансы следует выяснять непосредственно в том регионе, где вы планируете осуществлять пассажироперевозки.

Обратите внимание: разрешение на работу легкового такси надо получать на каждое транспортное средство, которое вы будете использовать для перевозок (ч. 3 ст. 9 Закона N 69-ФЗ). В то время как лицензия на автомобили с количеством посадочных мест больше восьми выдается одна на все транспортные средства (пп. «а» п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280).

Примечание. Получите отдельное разрешение на работу такси на каждый используемый автомобиль. Так, если у вас два автомобиля, использовать оба для перевозки людей по одному разрешению вы не вправе.

Вопрос N 3. Должны ли машины перевозчика быть оборудованы тахографами и системой ГЛОНАСС

Тахограф — это техническое средство, которое фиксирует информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, а также о режиме труда и отдыха водителей. Обязанность компаний и бизнесменов оснащать тахографами автомобили, используемые в бизнесе, установлена п.

1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Конкретные Требования к таким устройствам, а также к транспортным средствам, на которые вы должны устанавливать тахографы, определены Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36 (далее — Приказ N 36).

Так, по общему правилу тахографы должны быть на всех транспортных средствах, используемых на территории нашей страны для перевозки пассажиров с количеством мест более восьми (Приложение N 2 к Приказу N 36).

Но из этого правила все же есть исключение. И, получается, возможность эксплуатировать транспорт без тахографов все же есть. Но при выполнении двух условий одновременно. Первое — это транспорт категории М2 и М3. А второе — он используется для городских и пригородных регулярных перевозок пассажиров в соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112).

Поясним. К категории М2 относятся транспортные средства, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения и их максимальная масса не превышает 5 тонн. То есть это небольшие автобусы и маршрутные такси (например, Газель, Ford Transit и др.). А к категории М3 — аналогичный транспорт с максимальной массой выше 5 тонн (Приложение N 2 к Приказу N 36). Сюда уже относятся большие автобусы, рассчитанные обычно на 50 пассажиров и более (например, МАЗ, Scania и др.).

Примечание. Городские и пригородные маршрутные автобусы оборудовать тахографом не обязательно. А вот система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS должна быть.

Получается, что если вы перевозите пассажиров внутри города или по пригородным маршрутам, устанавливать тахографы на автобусы и маршрутки вам не обязательно. А на маршрутах между городами наличие тахографов обязательно. За его отсутствие вас могут оштрафовать. Размер штрафа составит от 1000 до 3000 руб. с водителя и от 5000 до 10 000 руб. — с владельца транспорта (п. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).

Что касается системы ГЛОНАСС, то ее наличие на транспортном средстве требуется для получения лицензии на оказание услуг по пассажирским перевозкам (пп. «ж» п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280). Поэтому такое оборудование должно быть у вас на каждом автобусе или маршрутке, используемых для пассажирских перевозок.

 

Вопрос N 4. Какой документ выдавать клиентам при осуществлении перевозок

Любая компания или предприниматель при ведении наличных расчетов должны применять ККТ (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, далее — Закон N 54-ФЗ). Но возможность отказаться от кассового аппарата все же есть. Так, при оказании услуг населению вы можете вместо кассового чека выдавать бланки строгой отчетности. Это право закреплено п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Заметим, что в этой норме речь идет не конкретно о бытовых услугах населению, а обо всех услугах, поименованных в ОКУН (утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163). Услуги пассажирского автомобильного транспорта включены в ОКУН по коду 021500. Поэтому, если услуги пассажирских перевозок вы оказываете физическим лицам, вы вправе отказаться от использования ККТ. Но при этом вы обязаны выдавать клиентам БСО.

А вот если заказчиком перевозки будет выступать юридическое лицо, использовать БСО вместо кассового чека нельзя. На это указал Минфин России в Письме от 21.07.2014 N 03-11-11/35542. Значит, если вашими клиентами выступают фирмы и компании, вы должны выдавать кассовый чек. Либо вести расчеты с ними в безналичном порядке, то есть через банковский счет.

Вопрос N 5. Как часто водитель должен проходить медосмотр

Все водители обязаны проходить медосмотр (абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ, далее — Закон N 196-ФЗ). Причем это требование относится не только к работникам, но и к индивидуальным предпринимателям, которые сами управляют транспортом при оказании услуг по перевозкам (п. 4 ст. 23 Закона N 196-ФЗ).

Законодательно определены следующие виды обязательных медосмотров водителей:

— предварительные. Их вы должны проводить при приеме водителя на работу (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст.

ЕНВД и услуги в 2018 годах — транспортные, бытовые и др

23 Закона N 196-ФЗ);

— периодические медосмотры проводятся не реже одного раза в два года (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ);

— предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ). Такие осмотры водители должны проходить каждый раз. Перед выходом в рейс и после его окончания соответственно. То есть получается, что предрейсовые и послерейсовые медосмотры водители проходят каждый свой рабочий день.

Примечание. Каждый водитель «вмененщика» должен пройти предварительный медосмотр при трудоустройстве. Кроме того, не реже одного раза он должен проходить периодический медосмотр. И каждую рабочую смену — предрейсовый и послерейсовый медосмотры.

Каждый из названных видов медосмотров вы должны организовывать за свой счет (ч. 7 ст. 213 ТК РФ). Так, у вас в штате может числиться медицинский работник, который и будет проводить медосмотры. Кроме того, у вашей компании должна быть лицензия на эту деятельность и специально оборудованное помещение — медицинский кабинет. Такой вариант удобен для крупных транспортных компаний.

Если же ваш бизнес пассажирских перевозок невелик, удобнее заключить договор со сторонней организацией (или коммерсантом), которая ведет медицинскую деятельность (п. 8 Порядка проведения медосмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Но прежде чем заключать договор, убедитесь, что у такой компании есть лицензия на проведение именно предрейсовых и послерейсовых медосмотров. Ее реквизиты можно указать непосредственно в договоре.

Три главных совета. 1. Услуги по перевозке пассажиров — лицензируемый вид деятельности. Поэтому получите специальный документ прежде, чем начнете перевозить людей.

2. Перевозя людей по городу и пригородным маршрутам, устанавливать на транспорт тахографы не нужно. А вот при перевозке людей между городами — необходимо.

3. При оказании услуг по перевозке населения вы можете не использовать ККТ только при условии, что будете выдавать клиентам БСО.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

ЕНВД по грузоперевозкам: как рассчитать физический показатель

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *