Федеральный уровень социального партнерства

Федеральный уровень социального партнерства

УДК 377.5 Верхотурцев Вячеслав Сергеевич

аспирант кафедры общей и социальной педагогики Нижневартовского государственного университета, заведующий производственной практикой Нижневартовского политехнического колледжа

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПОСТРОЕНИИ СТУДЕНТАМИ КОЛЛЕДЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Аннотация:

В статье рассматривается решение проблемы развития социального партнерства как ресурса построения профессиональной карьеры студентами колледжа. Обосновывается деятельность четырех основных организационных форм социального партнерства колледжа и предприятий (центра содействия трудоустройству, совета работодателей, службы социально-педагогического сопровождения профессиональной карьеры, службы маркетинга), выполняющих значительное число функций, способствующих построению профессиональной карьеры обучающихся.

Ключевые слова:

профессиональная карьера, социальное партнерство, организационные формы социального партнерства, задачи социальных партнеров.

Verkhoturtsev Vyacheslav Sergeyevich

PhD student,

THE FORMS OF SOCIAL PARTNERSHIP ORGANIZATION IN THE PROCESS OF CAREER BUILDING OF COLLEGE STUDENTS

career, social partnership, forms of social partnership organization, tasks of social partners

Процесс выбора и обоснования организационных форм обусловлен решением проблем, затрудняющих студентам построение эффективной профессиональной карьеры. Согласно данным констатирующего исследования, проведенного на базе Нижневартовского политехнического колледжа, нами были выявлены следующие проблемы:

— мотивация выбора профессии абитуриентов колледжа не всегда является сознательной, и абитуриенты испытывают затруднения с однозначным определением сферы будущей профессиональной деятельности;

— низкая мотивация студентов к построению индивидуальной профессиональной карьеры объясняется недостаточным использованием социально-карьерной среды колледжа;

— требования работодателей, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам выпускника, не согласованы с самооценкой самих выпускников, что говорит о незнании студентов о своих сильных и слабых сторонах, об отсутствии самодиагностики личностных качеств;

— имеющийся социально-образовательный ресурс колледжа используется студентами для построения профессиональной карьеры не в полной мере.

Таким образом, уровень развития социального партнерства в колледже можно оценить как недостаточный.

Для повышения уровня развития социального партнерства колледжа и предприятий региона необходимо в системе взаимовыгодных задач ориентироваться на решение социально-образовательных проблем, разработать нормативно-правовую базу социального партнерства, выйти на долгосрочные программы, нормативно обусловленную стратегическую деятельность, социально значимые программы и проекты, мотивированные социальными и внематериальными общими интересами. Решение проблемы развития социального партнерства как ресурса построения профессиональной карьеры студентами колледжа видится нам в моделировании и реализации организационных форм социального партнерства.

Нами реализуются четыре основные организационные формы социального партнерства с учетом опыта организации такого рода партнерства в колледже, диагностики реальной ситуации

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

в образовательном учреждении, диагностики проблем в профессиональном развитии учащихся и совокупности результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента.

Итак, мы обосновываем деятельность четырех основных организационных форм социального партнерства колледжа и предприятий, выполняющих значительное число функций, способствующих построению профессиональной карьеры обучающихся.

К таким организационным формам относятся:

— центр содействия трудоустройству (представители работодателей, КУ «Нижневартовский центр занятости населения», представители ученического совета, преподаватели, администрация колледжа);

— совет работодателей (представители учебных заведений, работодателей, профессиональных ассоциаций, служб занятости, региональных органов управления отраслью и образованием);

— служба социально-педагогического сопровождения профессиональной карьеры (социальный педагог, психолог, маркетологи и менеджеры кадровой службы социальных партнеров, представители службы занятости населения);

— служба маркетинга (маркетологи, представители образовательного учреждения, представители кадровых служб предприятий — социальных партнеров, выпускники).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организационные формы представляют собой объединение социальных партнеров из числа представителей образовательного процесса колледжа, муниципальных служащих, представителей производственной сферы и потенциальных работодателей, своей деятельностью обеспечивающих условия, ресурсы и возможности построения профессиональной карьеры студентами в период обучения в колледже.

Основные задачи деятельности организационных форм вытекают из тех проблем в построении профессиональной карьеры студентов, которые были выявлены на констатирующем этапе педагогического эксперимента и в результате анализа социально-образовательной среды колледжа как ресурса построения карьеры.

Изучение опыта социального партнерства в различных сферах позволяет утверждать, что основой партнерских отношений являются равноправие, добровольность взаимодействия, самостоятельность в выборе и принятии решений каждой из сторон, взаимовыгодность, диалогич-ность, осознанность, что в свою очередь может рассматриваться как ряд принципов социального партнерства.

Выделим основные задачи социальных партнеров в построении профессиональной карьеры студентами колледжа:

— центр содействия трудоустройству: формирование мотивации к построению индивидуальной профессиональной карьеры, профессиональному труду; информирование о тенденциях на рынке труда (требования работодателей, вакансии);

— совет работодателей: стратегические задачи по подготовке компетентных востребованных специалистов; согласование требований к выпускникам; содействие (помощь, консультирование, мониторинг успешности) трудоустройству молодых специалистов;

— служба социально-педагогического сопровождения профессиональной карьеры: организация сопровождения учащихся в процессе профессионального обучения, в процессе построения профессиональной карьеры, выпускников — в трудоустройстве, молодых специалистов в первый год профессиональной деятельности; организация мониторинга успешности трудовой деятельности в первый год работы; сопровождение процесса проектирования портфолио выпускника; организация диагностики личностных и профессиональных качеств учащихся; формирование знаний о процессе построения профессиональной карьеры;

— служба маркетинга (анализ трудоустройства выпускников колледжа; сбор, обработка информации о трудовой занятости и потребностях рынка труда; переговорные площадки с предприятиями — социальными партнерами; организация профессионально ориентированных мероприятий; анализ и корректирование портфолио и резюме выпускников; консультирование и сопровождение в первый год трудоустройства; отчет о трудоустройстве перед администрацией города и департаментом образования).

Таким образом, развитие системы социального партнерства на уровне разнообразных организационных форм не только представляется эффективным механизмом в построении профессиональной карьеры студентами, но и отвечает всем современным требованиям к социальному партнерству в сфере профессионального образования. Заинтересованность всех партнеров в подготовке современного специалиста, отвечающего требованиям времени, реализуется в системе социального партнерства, когда работодатели получат возможности:

— развития профессионально значимых компетенций у обучающихся за счет участия в формировании содержания модулей профессиональной подготовки в соответствии с требованиями профессиональных квалификационных характеристик и профессиональных стандартов;

— оценивания уровня и объема полученных компетенций обучающимися за счет участия в формировании содержания контрольно-измерительных и оценочных материалов, работе экспертных групп по аттестации выпускников.

Обучающиеся колледжа получают возможность построения реальной профессиональной карьеры, планирования индивидуальной профессиональной траектории, определения профессиональной «ниши» на рынке труда.

Для системы среднего профессионального образования социальное партнерство является «естественной формой существования в условиях рыночной экономики» . Только в тесном контакте с работодателями становится возможной эффективная реализация основной функции -обеспечения рынка труда необходимыми кадрами специалистов, востребованных реальным сектором экономики.

Ссылки:

1. Смирнов И.П. Социальное партнерство: очевидная потребность профшколы // Профессиональное образование.

Новая редакция Ст. 26 ТК РФ

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Комментарий к Статье 26 ТК РФ

В нынешней редакции статьи 26 Трудового кодекса РФ прежний состав уровней социального партнерства дополнен еще одним — межрегиональным (аналогичные изменения внесены и в статью 29 Трудового кодекса РФ «Представители работников»). Таким образом, актуализированная структура системы социального партнерства в области трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 26 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В Российской Федерации социальное партнерство может осуществляться на шести уровнях: 1) федеральном (РФ в целом); 2) межрегиональном (двух и более субъектов РФ); 3) региональном (субъекта РФ); 4) отраслевом (определенной сферы экономической деятельности); 5) территориальном (муниципальных образований); 6) локальном (конкретного работодателя).

Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную систему социального партнерства, способную обеспечить социальный мир во всем обществе.

2. На федеральном уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).

3. На межрегиональном уровне отношения социального партнерства находятся в стадии становления. В основном соглашения заключаются на уровне федеральных округов или двух тесно связанных субъектов РФ. На этом уровне социальное партнерство может осуществляться как на трехсторонней, так и на двусторонней основе.

4. На региональном уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального соглашения).

5. Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли (отраслях). Социальное партнерство на уровне отрасли (отраслей) может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта РФ (нескольких субъектов РФ) или муниципального образования.

6. На региональном уровне взаимоотношения сторон складываются на практике как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере труда на уровне муниципального образования).

7. На локальном уровне отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действие которых ограничено рамками хозяйственной сферы соответствующего работодателя).

Новая редакция Ст. 27 ТК РФ

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Комментарий к Статье 27 ТК РФ

Согласно статье 27 Трудового кодекса РФ социальное партнерство в сфере труда может осуществляться в нескольких вариантах: в форме коллективных переговоров, в форме взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений, в форме участия работников в управлении компанией, в форме участия представителей персонала и работодателей в разрешении трудовых споров.

Другой комментарий к Ст. 27 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Формы социального партнерства — это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия сторон социального партнерства в целях согласованного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров, соглашений (см. гл. 6 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по поводу обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. В частности, проведение взаимных консультаций осуществляется в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Об этом см. ст. ст. 372, 373 ТК РФ и комментарий к ним. Проведение консультаций может осуществляться как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

4. Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации (см. подробнее гл. 8 ТК РФ и комментарий к ней).

5. Формой социального партнерства является не всякое участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров, а лишь участие в процедурах урегулирования трудовых споров, в рамках которых решение об урегулировании спора принимают представители работников и работодателей. В частности, к социально-партнерскому урегулированию трудовых споров относятся рассмотрение индивидуального трудового спора комиссией по трудовым спорам (см. ст. ст. 384, 388 ТК РФ и комментарий к ним); урегулирование коллективных трудовых споров (см. гл. 61 и комментарий к ней), также все формы внесудебного переговорного процесса об урегулировании трудовых споров между представителями работников и работодателей. Вместе с тем участие представителей работников и работодателей в разрешении трудового спора не превращает судебное рассмотрение в форму социального партнерства, так как решение по существу спора принимают не социальные партнеры, а суд, обращение в который последовало лишь от одной стороны.

Различные вопросы, относящиеся к сфере социального партнерства, регулируются большим числом международных актов, основное значение среди них принадлежит, безусловно, актам МОТ.

Основными актами МОТ в этой области являются Устав МОТ, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г., Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г., № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» 1971 г., № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г., Рекомендации МОТ № 91 «О коллективных договорах» 1951 г., № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» 1951 г., № 94 «О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия» 1952 г., № 113 «О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и в национальном масштабе» 1960 г., № 143 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» 1971 г., № 152 «О процедуре трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм и о национальных мероприятиях, касающихся деятельности Международной организации труда» 1976 г., № 163 «О коллективных переговорах» 1981 г., № 129 «О связях между администрацией и работниками на предприятии» 1967 г.

Трудовой кодекс РФ является первым актом российского законодательства, объединившим в себе ранее отдельные и разрозненные нормативные положения, относящиеся к социальному партнерству.

В настоящее время ТК РФ содержит часть II, включающую единственный разд. II «Социальное партнерство в сфере труда», который, в свою очередь, включает 9 глав, регулирующих отдельные вопросы социального партнерства. Кроме того, в части V ТК РФ находится гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров».

Вопросы социального партнерства довольно активно регулируются на уровне субъектов РФ: во многих из них принимаются законы о социальном партнерстве, деятельности сторон социального партнерства, а также регламентируются вопросы регистрации коллективных договоров. Так, например, действуют Закон г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве»; Законы Московской области от 31 марта 1999 г.

№ 15/99-03 «О социальном партнерстве в Московской области», от 26 апреля 2000 г. № 26/2000-03 «О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области».

Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, признается в ст. 2 ТК РФ одним из принципов правового регулирования трудовых отношений.

Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Это определение позволяет выделить следующие его признаки:

  • – субъекты отношений социального партнерства – работники (представители работников), работодатели (представители работодателей), а также органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • – цели социального партнерства – обеспечение согласования интересов работников и работодателей;
  • – предмет (объект) социального партнерства – регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Это определение является недостаточно полным и точным. Оно не отражает всего спектра вопросов, которые являются предметом обсуждения в рамках социального партнерства, исходя из определения форм социального партнерства, предусмотренных в ТК РФ и иных нормативных актах. Кроме того, в рамках отношений социального партнерства согласовываются вопросы, касающиеся интересов не только работников и работодателей, но и других социальных групп.

Можно говорить о существовании системы социального партнерства и ее правовом регулировании. В ТК РФ понятие системы социального партнерства отсутствует, однако в законах субъектов РФ приводятся различные определения. Согласно ст. 4 Закона Ленинградской области от 22 сентября 1998 г. № 34-оз «О социальном партнерстве в Ленинградской области», в котором приводится наиболее полное определение, под системой социального партнерства понимается совокупность следующих элементов: субъектов, объекта (предмета), органов, правовых актов, форм, уровней и механизма реализации социального партнерства.

Все элементы системы социального партнерства тесно связаны между собой, что будет очевидно при дальнейшем их рассмотрении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *