Федеральный жилищный кооператив

Федеральный жилищный кооператив

Сегодня на рынке недвижимости крутятся гигантские деньги. Квартиру можно купить, продать, перепланировать или сделать любой эксклюзивный ремонт. А ведь каких-то несколько десятков лет все было совершенно по-другому. В Советском Союзе отдельная жилплощадь была роскошью. А весь жилой фонд страны находился в собственности государства. Не существовало даже такого понятия как «рынок жилья».

Право на бесплатное жилье имел каждый, но в ожидании долгожданной площади могли пройти годы. Каким же образом покупали, разменивали и строили квартиры в эпоху отсутствия частной собственности? И на какие хитрости шли люди, чтобы обменять жилплощадь?

1977 год. Советские люди отмечают 60-летие Октября. Советский атомный ледокол «Арктика» первым в мире достигает Северного полюса. На орбиту выводят новую орбитальную станцию «Салют-6». А на экраны страны выходит фильм «По семейным обстоятельствам». Партийным деятелям кино не понравилось, так как в фильме высмеивался теневой рынок обмена жилья в СССР. Но в целом он весьма точно отразил ситуацию с недвижимостью.

Настоящими пионерами частного предпринимательства на просторах Союза были маклеры — торговые посредники. Сегодня риелторы могут предложить любое жилье на выбор. А в Советском Союзе улучшить жилищные условия часто можно было только путем обмена. Маклер должен был отследить каждый ход рискованной комбинации. Он был не просто риелтором, но и психологом, юристом и финансистом в одном лице.

© РИА НовостиМосквичи готовятся к переезду в новый жилой комплекс в районе Чертаново

Вот только его деятельность была вне закона. Подпольным маклерам, согласно 154-й статье УК СССР, грозило лишение свободы до трех лет с конфискацией имущества. Поэтому сделки всегда маскировались под обмен жилья, а маклеры вынуждены были вести себя как шпионы.

Конечно был и вполне легальный способ обмена, только на то, чтобы найти подходящий вариант и оформить все документы, могли понадобиться годы. Первые маклеры появились в СССР в 1946 году, когда в Банном переулке Москвы было открыто первое бюро обмена квартир. «Квартирная толкучка» в столице была известна на всю страну — сюда приезжали даже иногородние. Именно здесь собирались маклеры, знавшие толк в составлении квартирных «цепочек». Их работа оценивалась дорого: от 200 до 800 рублей за сделку.

Порой для квартирного обмена были нужны веские основания. В 1985 году Михаилу Боярскому пришлось даже оформить фиктивный развод, чтобы осуществить сделку и перевезти свою маму с окраины города в центр — поближе к себе.

«Моя мама была больна. А в это время Максим Леонидов уезжал в Израиль и оставил свою квартиру, которая была рядом с нами. Я говорю: «Давай мы с тобой поменяемся, тебе же все равно». Он говорит «Давай, конечно». И так благополучно получилось, что маму можно было перевезти к нам, и я мог ходить к ней каждый день навещать и ухаживать за ней. Вот таким образом мы развелись, чтобы прописать маму. Это формальность такая, о которой мы забыли и долгие годы не вспоминали. А потом вдруг решили восстановить наши супружеские отношения и еще раз жениться», — вспомнил Боярский.

Чтобы не переплачивать маклерам, советский человек ходил в Банный переулок как на работу, изучал стенды внутри огороженного двора и самодельные доски объявлений вдоль стены перед входом на территорию.

Так, писательница Мария Арбатова поменяла трешку на окраине Москвы на квартиру в центре без всяких переплат.

«Полгода я занималась этим, как дятел долбила. За то время мы посмотрели уйму квартир, естественно, с уймой судеб. И был такой контингент, особенно пожилых людей, которые менялись, потому что это эмоционально их развлекало. Вот ты приходишь к человеку, начинаешь с ним договариваться. Обо всем договариваешься, а потом он звонит тебе на следующий день и говорит: «Я передумал»», — рассказала она.

«Рыночную» привлекательность квартиры обеспечивало наличие в ней телефона. На его подключение стояли в очередях по 10-15 лет. Обменять квартиру без телефона на квартиру с телефоном было практически невозможно.

Если разменять жилье не получалось, квартиру в СССР можно было купить, причем вполне легально. В конце 50-х годов городское население СССР увеличилось в два раза по сравнению с довоенным уровнем. А темпы строительства жилья отставали. Тогда государство разрешило немного частной собственности. В 1958 году вышло постановление Совета Министров о создании жилищно-строительных кооперативов.

На самом деле, первый жилищный кооператив появился в Советской России еще в 1921 году — это был знаменитый поселок художников Сокол в Москве. Большевикам пришелся по душе замысел английского социолога-утописта Эбинизера Говарда, предложившего идею города-сада на основе коллективной собственности. Но вскоре власть одумалась, и в 1937 году все кооперативы были упразднены как проявление частной собственности, а построенные дома переданы в жилой фонд местных Советов.

А в 1958 году состоялась вторая попытка. К строительству привлекались средства пайщиков, но при этом государство давало ссуду в размере 70% стоимости жилья сроком до 20 лет. И, что действительно звучит по сегодняшним меркам утопично, квартира оплачивалась в рассрочку без процентов.

Советский человек вступал в кооператив как в сообщество единомышленников. Чаще всего в кооперативных домах жили люди одной специальности — творческие работники, ученые, военные. Но вложиться в кооператив могли только люди с большими доходами, ну или смекалистые.

Так, известный драматург Аркадий Инин занял на собственной свадьбе у каждого из 200 гостей по 20 рублей — и купил двухкомнатную квартиру.

«Мы на 5-м курсе поженились, уже все ушли в инженеры… у всех была какая-никакая зарплата — 90-100-120 рублей. И выделить двадцатку большого труда не составляло. Мы собрали 4000 рублей. На 3600 мы купили квартиру, и еще у нас там осталось на мебель. И потом три года отдавал», — вспомнил Инин.

А Владимир Жириновский даже продал машину, чтобы вложиться в кооператив.

«Запорожец продал — как раз первый взнос. И потом 15 лет платили. Но ощущение — мое! Не общежитие, не теща, не родители — ты хозяин», — вспомнил Жириновский.

Кооперативы, как правило, продавали в домах «улучшенной серии». Были даже проекты квартир с двумя туалетами — фантастическая во времена СССР роскошь. Но самое главное, в кооперативный дом можно было сразу въезжать и жить, не тратясь на ремонт. Когда Татьяна Веденеева купила свою первую квартиру, она была полностью готова к жизни.

«Ты получаешь ключи и можешь в ней жить. Кухня, как правило, в ней тоже вмонтирована. Но самое главное, там была обычная советская сантехника, которая не ломалась никогда», — рассказала Веденеева.

Но государство не ослабляло контроль за гражданами. Если человек купил кооперативную квартиру, на бесплатное жилье он уже рассчитывать не мог. И наоборот, при наличии государственного жилья гражданин не мог вступить в кооператив.

Однако зачастую у молодых советских семей денег на кооперативные квартиры не было. Зато каждый советский человек мог сам себе построить дом. Для этого надо было вступить в комсомол, обзавестись семьей и принять участие в гигантском социальном эксперименте по возведению домов для молодежи.

© РИА НовостиЧлены МЖК «Атом» Института атомной энергии (ИАЭ) имени И. В. Курчатова на строительстве дома

С 1971 по 1991 год по всей стране было построено около 200 молодежных жилищных комплексов, в которых получили квартиры более четырех миллионов человек. Первые экспериментальные дома для молодых семей построили в Подмосковье. Руководителем строительства был Станислав Синица.

Это были не просто дома, а жилые комплексы со всей необходимой для жизни инфраструктурой. В холлах на каждом этаже находились комнаты продленного дня для школьников, детский сад, библиотека, прачечная и колясочная, работали курсы кройки и шитья, тренажерный зал и даже бильярдная.

© РИА НовостиЧлены МЖК «Атом» участвуют в благоустройстве территории.

Четвертого июля 1991 года на фоне распада СССР был принят закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», который дал возможность людям переписать свою квартиру из государственной в частную собственность. Gочти 87% населения, ничем до этого не владевшие, стали собственниками жилья. И в стране началась совсем другая эпоха.

Как мы уже рассказывали, в случае банкротства застройщика недостроенный им объект может быть предан жилищно-строительному кооперативу, созданному дольщиками, для окончания всех работ и ввода дома в эксплуатацию. Рассмотрим подробнее, как происходит такая передача, и какими должны быть действия дольщиков, создавших ЖСК для достройки своего дома.

Передача недостроя

В соответствии с законодательством в ходе процедуры банкротства застройщика арбитражный управляющий не позднее, чем через два месяца после его утверждения обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос о погашении их требований путём передачи прав застройщика на объект незавершённого строительства и земельный участок ЖСК, созданному дольщиками. Однако закон устанавливает ряд обязательных условий, при соблюдении которых такая передача будет возможна:

1. Стоимость объекта незавершённого строительства и прав на земельный участок не должна превышать сумму всех требований участников строительства более чем на 5%. То есть, если, предположим, сумма всех требований кредиторов составляет 100 000 000 рублей, а стоимость недостроя по оценке независимого специалиста 106 000 000 рублей, то объект ЖСК могут и не передать. Однако такая ситуация возможна, только если застройщик вкладывал в строительство кроме денег дольщиков и заёмных средств ещё и свои собственные, что большая редкость.

2. Имущества и средств, которые останутся у застройщика после продажи недостроя, хватит для расчётов с кредиторами первой и второй очереди. Если этого имущества не хватит, созданному дольщиками ЖСК придётся внести недостающую сумму на депозит арбитражного суда.

3. Объект незавершённого строительства не находится в залоге или залогодержатели согласились на передачу недостроя ЖСК. Такое согласие возможно, если, например, некоторые помещения в доме находятся в залоге у банка по кредитным обязательствам. Тогда банку, конечно, будет выгодно, чтобы дом был передан ЖСК, достроен, и банк получил готовые квартиры или нежилые помещения вместо некой абстрактной доли в объекте незавершённого строительства. Но если залогодержатели не будут на это согласны, тогда ЖСК придётся внести на депозит суда также сумму, составляющую размер требований залогодержателей.

4. Квартир в доме после завершения строительства будет достаточно для всех дольщиков. Это означает, что в доме отсутствуют двойные продажи или дольщики, претендующие на одну и ту же квартиру, согласны на замену, и свободная квартира для замены в доме имеется.

Следовательно, для получения прав на достройку дома дольщикам мало создать ЖСК, нужно внести дополнительные средства для расчётов с кредиторами первой и второй очереди, погасить текущие платежи застройщика и, возможно, рассчитаться с кредиторами застройщика, которые обладают правом залога на объект незавершённого строительства. А в дальнейшем ещё и выплатить суммы, необходимые для достройки дома и ввода его в эксплуатацию. В результате стоимость квадратного метра приобретённого дольщиком жилья может оказаться сравнима со стоимостью квартир на вторичном рынке. Однако с сожалением приходится признать, что если дольщики не внесут эти средств и не достроят дом самостоятельно, все деньги, которые они уже успели вложить, будут, скорее всего, потеряны.

Достройка объекта

Если все вышеперечисленные условия выполнимы, и дольщики серьёзно намерены достраивать дом своими силами, можно переходить к созданию ЖСК.

Для этого инициативная группа дольщиков должна провести собрание, на котором принять решение о создании ЖСК, выбрать правление и председателя, утвердить устав ЖСК и определить размер вступительного взноса. После регистрации ЖСК в налоговых органах в качестве юридического лица можно обращаться в арбитражный суд, который рассматривает дело о банкротстве застройщика, с ходатайством о погашении требований дольщиков путём передачи недостроенного объекта созданному дольщиками ЖСК. Параллельно с этим можно вести приём в ЖСК новых членов. Ими должны быть только дольщики застройщика-банкрота. Заявление о приёме должно быть рассмотрено в течение месяца, и общим собранием пайщиков принято решение о принятии или об отказе в принятии новых членов в ЖСК. Размер пая, который приобретает член ЖСК, должен быть пропорционален площади квартиры, на которую он претендует. В списке пайщиков, который ведёт правление ЖСК, в обязательном порядке указывается, какая квартира закреплена за каждым из пайщиков.

После принятия арбитражным судом решения о передаче объекта незавершённого строительства созданному дольщиками ЖСК необходимо решить вопрос о привлечении новой строительной компании в качестве генерального подрядчика для окончания строительства дома. Для этого правление ЖСК направляет предложения о заключении договора организациям, вызывающим у него наибольшее доверие, и рассматривает предложенные этими компаниями условия. С другой стороны сами строительные компании должны оценить предложение ЖСК, для чего им будет необходимо ознакомиться с проектной документацией на дом и осмотреть сам объект незавершённого строительства. Решение о выборе строительной компании и основные условия договора подряда обсуждаются и утверждаются на общем собрании.

Для начала строительства необходимо получить у арбитражного управляющего проектную документацию на дом и иные сопутствующие технические и производственные документы. Кроме того нужно заключить договор аренды земельного участка с Комитетом имущественных отношений и получить в Службе государственного строительного надзора и экспертизы разрешение на строительство на имя ЖСК. Здесь проблем обычно не возникает, городские власти, как правило, идут навстречу обманутым дольщикам, тем более, если они сами проявляют инициативу, создали ЖСК и намерены достраивать свой дом.

Далее привлечённая строительная компания должна оценить стоимость работ и материалов, необходимых для окончания строительства. Указанная стоимость делится между всеми пайщиками ЖСК пропорционально размеру пая, и по согласованию с привлечённой строительной компанией утверждается график платежей. Правление организует сбор взносов с пайщиков, расчёты с генеральным подрядчиком и контролирует ход выполнения работ.

После окончания строительства дома правление должно передать каждому пайщику кроме ключей от квартиры также справку о выплате пая – этот документ будет основанием для регистрации права собственности на квартиру.

Как показывает опыт юридической фирмы «Красников и партнёры», сотрудники которой в своё время возглавляли юридические отделы крупных инвестиционно-строительных холдингов, процесс строительства является крайне сложным и многосоставным и включает в себя кроме непосредственно строительных огромное число организационных, финансовых и юридических процессов. Поэтому для сопровождения деятельности ЖСК и корректировки отношений с генеральным подрядчиком, государственными органами и другими организациями и службами мы настоятельно рекомендуем обратиться в юридическую фирму, имеющую богатый опыт работы в этой области.

Кроме того, предлагаем ознакомиться с нашими публикациями на тему стадий банкротства застройщика, предъявления требований к застройщику и включению в реестр кредиторов.

О юридических услугах по сопровождению банкротства застройщика, ведению дел в арбитражных судах и юридическому сопровождению строительства, предоставляемых юридической фирмой «Красников и партнёры», вы можете прочитать в соответствующих разделах нашего сайта.

Для получения дополнительной информации позвоните нам или задайте вопрос онлайн.

Сергей Руденко

Все права на данную публикацию принадлежат ООО «Красников и партнёры»

При перепечатке просим ссылаться на сайт www.krupps.ru

Как улучшить свои жилищные условия, вступив в жилищный кооператив «BestWay»

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Сложно представить себе современного человека, который с равнодушием относился бы к тому, в каких условиях он живет. Обустроить собственный дом, создать уютную атмосферу, организовать пространство квартиры под себя, переехать в чистый и уютный район — эта естественная потребность человека не должна оставаться мечтой на долгие годы. Она должна становиться реальностью. Однако позволить приобрести недвижимость на собственные средства сегодня может лишь очень небольшой процент россиян. Ситуация далеко не безвыходная: сегодня существует множество вариантов приобретения жилья в кредит, все зависит от вашего выбора и ваших возможностей.

Кооператив по-новому

В этой публикации мы расскажем о том, как улучшить свои жилищные условия, вступив в жилищный кооператив «BestWay». Это федеральный социальный проект, существующий в России с 2014 года и помогающий гражданам страны в приобретении жилья.

Идея вступления в жилищный кооператив не нова – этот способ приобретения квартиры в рассрочку известен еще со времен СССР. Однако жилищный кооператив «BestWay» является новым словом в жилищной кооперации. В первую очередь — за счет принципиально нового способа привлечения пайщиков. Современный кооператив » BEST WAY» не строит новое жилье для пайщиков, а помогает им приобрести жилые и коммерческие объекты в любом регионе страны. Изначально этот проект задумывался, как социальный, помогающий людям со средним достатком получить достойное жилье в рассрочку и сэкономить внушительную сумму — именно поэтому кооператив «BestWay» получает поддержку со стороны российских политиков и депутатов Госдумы, в частности, Сергея Михайловича Миронова.

Новый год — в новой квартире!

«Готовь сани летом» — а почему бы нам не прислушаться к русской поговорке? Задуматься о покупке жилья именно сейчас, в «спокойный» для рынка недвижимости период и получить возможность встретить новогодние праздники в долгожданной и желанной квартире – вполне реально. Благодаря большому количеству пайщиков очередь на квартиру в ЖК «BestWay» движется очень быстро: через 6 месяцев мечта сбывается.

Как вступить в кооператив?

При себе следует иметь паспорт гражданина РФ. Для вступления в кооператив пайщик пишет заявление и делает вступительный взнос. Чтобы встать на очередь, член кооператива вносит процент от предполагаемой стоимости жилья: минимальный первоначальный взнос составляет 35%. Для тех, у кого нет возможности сразу внести

такую сумму – кооператив предлагает различные программы, в т.ч. и накопительная. Недостающую сумму денежных средств добавит кооператив из своего паевого фонда и приобретёт для пайщика жилье. В зависимости от первоначального взноса выплачиваемый в течение 10 лет процент составляет 0 или 2%. Таким образом, проект направлен на любые категории граждан.

Вложить материнский капитал в жилье для семьи

В качестве первого взноса семья может использовать материнский капитал: «BestWay» сотрудничает с Пенсионным Фондом и принимает в качестве взносов как материнский капитал, так и другие государственные субсидии. «Погасить» долг можно досрочно и кооператив это только приветствует, ведь возврат средств — это еще одна возможность быстрее накопить на покупку жилья следующему пайщику.

Надежная поддержка

Работа кооператива ведётся в полном соответствии с российским законодательством: ЖК является некоммерческой организацией и его деятельность регламентируется Гражданским и Жилищным кодексом РФ. Все вопросы решаются на собрании пайщиков, а сам паевой счет находится в Сбербанке РФ и не может быть использовать ни на какие другие нужды, кроме покупки жилья. Самой надежной гарантией является полный возврат паевых взносов и накопленных средств любому пайщику, пожелавшему выйти из состава кооператива.

У вас остались вопросы? Обращайтесь!

Представительство в Ярославле: ул. Белинского, 35

Телефон: 8-960-535-2-535. Сайт: вместоипотеки.рф Группа ВКонтакте: Недвижимость в Ярославле в рассрочку

КАК ВСТУПИТЬ В КООПЕРАТИВ: ПОДРОБНО В НАШИХ ПУБЛИКАЦИЯХ

В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением Губернатора Томской области от 12 марта 2013 года № 26 «Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов в случаях, предусмотренных статьей 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Начальник Департамента Д.Ю. Ассонов

УТВЕРЖДЕН

приказом Департамента архитектуры и строительства Томской области

от ____________ № _______

Административный регламент

осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов в случаях, предусмотренных статьей 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации

1. Общие положения

Вид регионального государственного контроля

1. Настоящий Административный регламент устанавливает сроки, порядок и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении контроля за деятельностью жилищно-строительных кооперативов в случаях, предусмотренных статьей 123.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – контроль).

Наименование органа, осуществляющего региональный

государственный контроль

2. Контроль осуществляет Департамент архитектуры и строительства Томской области (далее – Департамент).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля

3. Контроль осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ);

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);

Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ);

постановление Губернатора Томской области от 12.03.2013 № 26 «Об утверждении Положения о Департаменте архитектуры и строительства Томской области».

Предмет государственного регионального контроля

4. Предметом контроля является соблюдение жилищно-строительными кооперативами (далее – ЖСК) законодательства при осуществлении деятельности, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением ЖСК требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ.

2. Требования к порядку осуществления регионального

государственного контроля

Порядок информирования об осуществлении контроля

5. Информация об осуществлении контроля размещается на официальном сайте Департамента: http://depstroy.tomsk.ru/ (далее – официальный сайт Департамента). Информация также может быть получена в Комитете контроля и надзора в области долевого строительства Департамента (далее — Комитет) по телефону или на личном приеме у специалистов Комитета.

Адрес Департамента: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 78.

Адрес электронной почты: ds@ds.tomsk.gov.ru.

Номера телефонов Департамента: 8 (3822) 515-780 – приемная, 8 (3822) 512-258 – номер факса, 8 (3822) 517-465 – Комитет.

Сведения о месте нахождения Департамента, графике работы, номерах справочных телефонов размещены на официальном сайте Департамента.

6. Консультации по вопросам осуществления контроля и принятие письменных обращений осуществляются специалистами Комитета:

в приемный день Комитета – каждый вторник с 10.00 — 12.00, каждый четверг с 14.00 — 17.00;

в не приемный день — у специалистов Комитета по телефону.

Срок осуществления регионального государственного контроля

7. Срок осуществления контроля равен 60 рабочим дням.

3. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения

8. Осуществление контроля включает в себя следующие административные процедуры:

1) проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;

2) проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с ЖСК;

3) организация проверки;

4) проведение проверки;

5) принятие мер в связи с выявленными нарушениями.

Проведение мероприятий, направленных

на профилактику нарушений обязательных требований

9. Основанием для начала административной процедуры является наступление срока мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемойДепартаментом программой профилактики нарушений.

10. В целях профилактики нарушений обязательных требований уполномоченные должностные лица Департамента:

1) обеспечивают размещение на официальном сайте Департамента перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов в течение 10 рабочих дней со дня их официального опубликования;

2) осуществляют информирование ЖСК по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами в сроки, установленные ежегодно утверждаемой Департаментом программой профилактики нарушений;

3) обеспечивают ежегодное (не позднее 1 февраля) обобщение практики осуществления контроля на официальном сайте Департамента, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься ЖСК в целях недопущения таких нарушений;

4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

11. В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с ЖСК сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, указанных в частях 5 — 7 статьи 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ, уполномоченные должностные лица Департамента составляют и направляют в ЖСК предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в порядке и сроки, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».

12. Результатом административной процедуры являются:

1) размещение на официальном сайте Департамента перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;

2) разработка и опубликование руководств по соблюдению обязательных требований (в том числе в средствах массовой информации), проведение семинаров и конференций.

3) составление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и направление его в ЖСК.

Проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с ЖСК

13. Основанием для начала административной процедуры является наступление срока проведения мероприятия, указанного в задании на проведение таких мероприятий, утвержденном начальником Департамента.

14. Мероприятия по контролю без взаимодействия с ЖСК осуществляются уполномоченными должностными лицами Департамента путем:

1) проведения анализа отчетности ЖСК в течение 60 рабочих дней после наступления отчетной даты;

2) ежеквартального (не позднее 60 рабочих дней после окончания отчетного квартала) наблюдения по размещению ЖСК в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства документов и информации, предусмотренной частями 1 и 3 статьи 123.1 ЖК РФ, путем проведения анализа соответствия размещенной информации установленным требованиям;

3) выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

15. В случае выявления сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, и если такое лицо ранее не привлекалось к ответственности за нарушение соответствующих требований, сотрудник Департамента принимает меры, указанные в пункте 11 Административного регламента.

16. Результатом административной процедуры являются:

1) направление начальнику Департамента служебной записки о результатах проведения анализа отчетности ЖСК;

2) направление начальнику Департамента служебной записки о результатах проведения анализа размещения ЖСК в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства документов и информации, предусмотренной частями 1 и 3 статьи 123.1 ЖК РФ;

3) составление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и направление его в ЖСК.

Организация проверки

17. Основанием для начала административной процедуры является:

1) для организации плановой проверки – наступление планового срока проведения проверки в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – план проверок), утвержденном в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

2) для организации внеплановой проверки — наличие оснований для проведения внеплановой проверки, перечисленных в пункте 6 статьи 123.2 ЖК РФ.

18. Должностное лицо Департамента, ответственное за проведение проверки, подготавливает проект распоряжения Департамента о проведении проверки не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

19. Результатом административной процедуры является издание распоряжения о проведении проверки и уведомление должностным лицом Департамента о проведении проверки ЖСК в порядке и сроки:

1) установленные пунктом 12 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ — о проведении плановой выездной проверки;

2) установленные пунктами 16 и 17 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ — о проведении внеплановой выездной проверки.

Проведение проверки

20. Основанием для начала административной процедуры является наступление срока начала проведения проверки, указанного в распоряжении о проведении проверки. Проверка проводится должностными лицами Департамента, уполномоченными на проведение проверки.

21. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок.

22. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента.

23. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Департамента, уполномоченными на проведение проверки, в течение 7 рабочих дней с даты начала проверки в первую очередь рассматриваются документы ЖСК, имеющиеся в распоряжении Департамента, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах мероприятий по контролю, осуществленных в отношении ЖСК.

24. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение ЖСК обязательных требований, должностные лица Департамента, уполномоченные на проведение проверки, в течение 1 рабочего дня с момента установления данных обстоятельств и не позднее 7 рабочих дней с даты начала проверки направляют в адрес ЖСК мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении документарной проверки.

25. Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных уполномоченным представителем ЖСК. ЖСК вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

26. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных ЖСК документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах, и (или) полученным в ходе осуществления контроля, должностное лицо Департамента, уполномоченное на проведение проверки, в течение рабочего дня с момента обнаружения ошибок, противоречий либо несоответствий направляет соответствующую информацию в ЖСК с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

27. ЖСК, представляющее в Департамент пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных выше сведений, вправе представить дополнительно в Департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. Представленные ЖСК пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, должностное лицо Департамента, уполномоченное на проведение проверки, обязано рассмотреть в течение 3 рабочих дней с момента получения.

28. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Департамента документах ЖСК;

2) оценить соответствие деятельности ЖСК обязательным требованиям законодательства без проведения выездной проверки.

29. Выездная проверка проводится по месту нахождения ЖСК и (или) по месту фактического осуществления им финансово-хозяйственной деятельности.

30. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами Департамента, уполномоченными на проведение проверки, обязательного ознакомления уполномоченного представителя ЖСК с распоряжением о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

31. При проведении выездной должностные лица Департамента, уполномоченные на проведение проверки, требуют от ЖСК представления документов и (или) информации, которые не были представлены ими в ходе проведения документарной проверки.

32. По завершении выездной проверки должностные лица Департамента, уполномоченные на проведение проверки, производят запись о проведенной проверке в имеющемся в ЖСК журнале учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора).

33. В случае, если проведение выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием уполномоченного представителя ЖСК, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности ЖСК, либо в связи с иными действиями (бездействием) ЖСК, повлекшими невозможность проведения проверки, должностные лица Департамента, уполномоченные на проведение проверки, составляют акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки Департамент вправе принять решение о проведении в отношении такого ЖСК плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления ЖСК.

34. Результатом административной процедуры проведения проверки является вручение (направление) ЖСК акта проверки, оформленного согласно статье 16 Федерального закона № 294-ФЗ, в сроки и способами, установленными Федеральным законом №294-ФЗ.

Принятие мер в связи с выявленными нарушениями

35. Основанием для начала административной процедуры является выявление в результате проведения проверок нарушений требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ.

36. Уполномоченные должностные лица Департамента принимают в связи с выявленными нарушениями следующие меры:

1) направление в ЖСК обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений требований части 3 статьи 110 ЖК РФ, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 ЖК РФ с установлением сроков устранения таких нарушений одновременно с передачей в ЖСК акта проверки;

2) направление в ЖСК предписания о приостановлении деятельности ЖСК по привлечению новых членов кооператива до устранения ЖСК нарушений, в случае неисполнения ЖСК в установленный Департаментом срок предписания об устранении выявленных нарушений, а также в случае, если эти нарушения создают реальную угрозу правам и законным интересам членов ЖСК, одновременно с передачей в ЖСК акта проверки;

3) обращение в течение 30 рабочих дней со дня составления акта проверки в суд с требованием о ликвидации ЖСК в случае неисполнения этим ЖСК предписаний Департамента;

4) при установлении в действиях ЖСК и (или) должностных лиц ЖСК признаков состава административного правонарушения немедленно после выявления совершения административного правонарушения принятие мер, необходимых для привлечения ЖСК, его должностных лиц к ответственности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) обращение в суд в течение 30 рабочих дней со дня составления акта проверки и поступления в Департамент заявления о нарушении прав и законных интересов членов ЖСК с заявлением в защиту предусмотренных главой 11 ЖК РФ прав и законных интересов членов ЖСК, которые своими средствами участвуют в строительстве многоквартирного дома, в случае нарушения таких прав и интересов;

6) направление в течение 10 рабочих дней со дня составления акта проверки в правоохранительные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

37. Результатом административной процедуры является направление в ЖСК, в уполномоченные органы документов, указанных в пункте 36 Административного регламента.

4. Порядок контроля за исполнением административного регламента

38. Текущий контроль за исполнением Административного регламента осуществляется начальником Департамента при подписании распоряжений о проведении проверок.

39. Председатель Комитета контролирует исполнение должностными лицами Департамента указанных в настоящем Административном регламенте сроков проведения проверок деятельности ЖСК, выдачи предписаний, принятия мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки деятельности ЖСК, правильность оформления и законность подготавливаемых актов проверок, предписаний, заявлений, протоколов об административных правонарушениях.

40. Контроль полноты и качества выполнения административных процедур осуществляется начальником Департамента и включает в себя назначение служебных проверок при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействия) должностных лиц, и принятие по ним решений, устранение выявленных нарушений. По результатам проведения служебных проверок в случае выявления нарушений осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

41. Персональная ответственность сотрудников Комитета закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и Томской области.

5. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента архитектуры и строительства Томской области,

а также его должностных лиц

42. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействие) Департамента, а также его должностных лиц.

43. Заинтересованные лица могут направить жалобу на решение и (или) действие (бездействие):

1) должностного лица, руководителя структурного подразделения Департамента — начальнику Департамента;

2) начальника Департамента — Губернатору Томской области, заместителю Губернатора Томской области по строительству и инфраструктуре.

45. Жалоба подается и рассматривается в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом № 59-ФЗ.

46. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) о признании жалобы обоснованной, решения, действия (бездействия) неправомерным и определении мер, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений;

2) об отказе в удовлетворении жалобы с обоснованием причин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *