Финансирование общественных организаций
В современном мире наблюдается восходящий рост гражданской активности. Некоммерческие организации, не являясь самыми активным участниками экономической деятельности, предстают наиболее значимыми субъектами административного права в социальной, культурной, образовательной и частично политической сферах. Некоммерческие организации выступают источником многих социальных инноваций, вносят реальный вклад в решение проблем Томской области, обеспечивают дополнительные рабочие места на условиях постоянной и временной занятости, привлекают в социальную сферу дополнительные финансовые средства. Это предопределяет повышенное внимание государства и общества к повестке некоммерческого сектора.
В связи с этим, поддержка СО НКО является одним из долгосрочных приоритетов государственной политики Российской Федерации. О важной роли некоммерческих организаций в социально-экономическом развитии государства не раз подчеркивал В.В.Путин в своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию.
Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» формами поддержки СО НКО, реализуемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определены:
– финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
– предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
– размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
– предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Так, оказание финансовой поддержки СО НКО может осуществляться путем предоставления субсидий.
Имущественная поддержка осуществляется посредством передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного (муниципального) имущества (передача в безвозмездное пользование или в аренду, в том числе по льготным ставкам арендной платы), установления льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками (предоставление через специализированную организацию).
Оказание информационной поддержки СО НКО осуществляется путем создания региональных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей. Комитетом внутренней политики Администрации Томской области предоставлена возможность некоммерческим организациям публиковать на субпортале Комитета информацию о своих проектах/деятельности, в том числе анонсы мероприятий, приглашения/обращения к целевым группам, пресс-релизы.
Консультационная поддержка реализуется за счет подготовки методических и аналитических материалов, организации «горячих линий», проведения консультаций структурными подразделениями органов исполнительной власти Томской области и поддерживаемых ими специализированными организациями («ресурсными центрами»).
Финансовая поддержка СО НКО в Томской области осуществляется в соответствии с Законом Томской области «О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций органами государственной власти Томской области». В целях реализации данного Закона утверждена подпрограмма «Содействие развитию институтов гражданского общества Томской области» государственной программы «Повышение эффективности регионального и муниципального управления».
В 2018 году государственную поддержку Администрации Томской области на реализацию социально значимых проектов получили 22 социально ориентированные некоммерческие организации. Большая часть проектов направлена на социальное обслуживание, социальную поддержку и защиту граждан, а также на деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта.
Общая сумма государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в 2018 году составила 12 379,4 тыс. рублей.
Также в 2018 году Комитетом внутренней политики Администрации Томской области организована образовательная программа повышения квалификации представителей социально ориентированных некоммерческих организаций по теме «Социальное предпринимательство: новый формат деятельности и меры поддержки НКО» на базе Томского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». Программу прослушали представители 15 СО НКО Томской области. По итогам обучения слушателям были выданы сертификаты о прохождении обучения.
В целях повышения эффективности взаимодействия Администрации Томской области с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность на территории региона, Комитетом внутренней политики Администрации Томской области организована работа по ведению Реестра некоммерческих организаций, осуществляющих взаимодействие с Администрацией Томской области. По состоянию на сегодняшний день в Реестр включены 313 некоммерческих организаций, которые по основным видам своей деятельности закреплены за заместителями Губернатора и соответствующими исполнительными органами государственной власти Томской области. Так, 63% некоммерческих организаций, включенных в реестр, это организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере (организации, созданные для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, социальная защита, поддержка семьи, детей и материнства, охрана здоровья, популяризация здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, работа с молодежью). 11% некоммерческих организаций – это организации, осуществляющие развитие межнационального и межрелигиозного сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, возрождение и развитие казачества. 8% некоммерческих организаций – организации, осуществляющие деятельность в области развития образования и науки. Оставшиеся 18% – это некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере развития промышленности, предпринимательства и реального сектора экономики, инновационной деятельности, природопользования, культуры и туризма, общественной безопасности, гражданского общества.
Еще одной мерой поддержки СО НКО является обеспечение им доступа к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению. В связи с этим было принято распоряжение Администрации Томской области от 13.12.2016 № 899-ра, которым был утвержден Комплексный план Томской области по обеспечению поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы.
Деятельность любой общественной организации невозможна без успешного фандрайзинга. Поиск и привлечение ресурсов, по моему мнению, неотъемлемая функция лидера организации, наряду с публичным представительством ее деятельности и интересов. Большинство общественных организаций не видят иного источника поступления средств кроме международной помощи и грантов. Они идут по хорошо отработанной схеме, когда организация с надежной грантовой историей вызывает доверие донора и вполне может рассчитывать на
финансирование своих проектов. При этом, обратите внимание на парадокс, организация несет ответственность перед международными донорами, средства которых использует, в то время, как целевая аудитория, которая нуждается в помощи, не имеет возможности влиять ни на ее качество, ни на ее поступление.
Почему гранты не могут быть единственным источником ресурсов общественной организации? Интеграция Украины в европейское сообщество неизбежно приведет к тому, что постепенно международное финансирование отсюда уйдет. Не хотелось, чтобы общественный сектор рухнул, как карточный домик, лишившись источника поступления средств и не умея по-другому добывать ресурсы.
Какими могут быть эти источники? Как показывает мой опыт крымской общественной деятельности для локальных организаций хорошо работает привлечение ресурсов малого, среднего и крупного бизнеса, который находится в их регионе. Спонсорство и меценатство позволяют бизнесмену участвовать в общественной жизни и иногда даже рекламировать свой бизнес через социальные проекты.
Другим немаловажным источником доходов для общественной организации могут быть членские взносы. Ежемесячные, годовые пожертвования служат своеобразным индикатором востребованности деятельности данной организации. Если члены организации не готовы финансово поддерживать ее, возникает вопрос: а все ли в порядке с ее миссией? В том ли направлении она двигается?
К слову, во всем мире политические партии финансируются своими членами, чего мы не наблюдаем в политической жизни Украины. Заполнить заявление и формально стать членом какой-то партии или организации не стоит большого труда. Настоящую ценность для организации представляют те, кто финансово поддерживает ее, пусть даже символически — минимальными взносами, участвует в событиях, мероприятиях, которые она организует. Каким образом можно повышать лояльность членов своей организации? Когда люди что-то жертвуют в пользу своей организации, их вовлеченность в ее деятельность существенно возрастает. Они чувствуют большую ответственность, стремятся узнать, а чем еще занимается организация, чем она еще может быть полезна, рекомендуют ее другим. Таким образом, формальное участие сменяется активной деятельностью.
В нашем кейсе есть интересный опыт, чем еще может обернуться привлечение членов организации к ее финансированию, когда мы объединили переселенцев, которых все считают жертвами обстоятельств, которые ничем не могут обмениваться и делиться, ничего не могут продуцировать. Участвуя в финансировании, люди переставали ощущать себя жертвой, видели, что сами могут быть полноценными участниками сообщества и делать свой маленький посильный вклад в большое общее дело. Восстанавливая баланс «брать – отдавать”, люди принимают ответственность за свою жизнь на себя и перемещаются из категории жертвы в категорию лидерства.
Третий источник финансирования, на мой взгляд самый перспективный и активно развивающийся сейчас в Украине, социальное предпринимательство. Социальное предпринимательство находится на стыке бизнеса и общественной деятельности. Интеграция и партнерство этих двух секторов позволяет взять все лучшее от общественной деятельности — реализация миссии и социальный вклад, и от бизнеса — ресурсы, которых часто не хватает общественному сектору.
Социальное предпринимательство может обеспечить устойчивое финансовое развитие общественной организации и при этом сохранить ее независимость. Ведь, что мы наблюдаем на протяжении всех лет независимости Украины? При приближении очередных выборов общественные организации уходят под крыло каких-то политических партий, чтобы получить хоть какие-то бенефиты в виде финансов, ресурсов и прочего. Чтобы этого не происходило, нужно соблюдать максимальную автономность общественных организаций. Для этого сегодня уже есть на законодательном уровне возможности внести в устав организации для общественных организаций предпринимательскую деятельность, для благотворительных фондов хозяйственную деятельность с тем, чтобы можно было зарабатывать деньги, которые можно будет вложить в развитие организации для реализации ее миссии. В этом я вижу ключевое различие между предпринимательством вообще и социальным предпринимательством. Если для обычного предпринимателя главной целью деятельности является получение прибыли, то для социального предпринимателя получение прибыли не самоцель, это инструмент для дальнейшего инвестирования денег в социальную инфраструктуру, поддержку социальных инициатив. Социальное предпринимательство – классный мировой тренд, который на сегодняшний день в Украине может быть мощным толчком и в экономике, и в развитии общественного сектора.
Названные мной дополнительные источники финансирования: привлечение ресурсов малого, среднего, крупного бизнеса и повышение финансовой дисциплины членов самой организации, развитие социального предпринимательства способствуют повышению уровня самосознания гражданского общества и гражданской вовлеченности. Настало время общественным организациям и благотворительным фондам отказываться от практики использования только одного источника доходов в виде международной помощи и грантов и осознать необходимость привлечения иных источников финансирования уставной деятельности и реализации своей миссии.