Финансирование видов спорта
По предварительным статистическим данным в 2014 году обеспечено достижение всех основных показателей сферы физической культуры и спорта, установленных государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302, (далее — государственная программа):
— увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 29,0% (план – 29%);
— увеличение обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта до 29,0% (план – 29%);
— увеличение доли учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 65,1% (план – 57%);
— увеличение доли профессиональных образовательных организаций высшего образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве данных образовательных организаций до 30,8% (план – 30%);
— увеличение доли российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу Игр XXXI Олимпиады, в общем количестве российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах мира и Европы до 39,3%
(план – 36%).
Достижение данных показателей обеспечено путем реализации мероприятий государственной программы, включающих меры по совершенствованию нормативной правовой базы, развитию физической культуры и массового спорта, системы подготовки спортивного резерва, материально-технической базы, проведению спортивных мероприятий.
В 2014 году Минспортом России обеспечена системная работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения развития сферы физической культуры и спорта.
Принято 5 поправок к Федеральному закону от 04.12.2007 № 329-ФЗ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации», 81 нормативный правовой акт Минспота России прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации
от 8.04.2014 № Пр-750 и от 27.10.2014 года № Пр-2508 по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (далее – Совет) в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проводится подготовка ко второму чтению проекта федерального закона № 561321-6 «О внесении изменений в Федеральный закон
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации», направленного на повышение эффективности взаимодействия субъектов физической культуры и спорта и установлению их ответственности за осуществление своих полномочий.
Кроме того, во исполнение перечня Поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2014 года № Пр-750 по итогам заседания Совета от 24.03.2014 разработан и внесен в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект, предусматривающий установление особенностей участия спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации в международных спортивных соревнованиях и (или) всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта путем установления ограничений на их участие в международных спортивных соревнованиях и (или) всероссийских спортивных соревнованиях.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» обеспечена разработка и принятие 24 нормативных правовых актов, направленных на реализацию мероприятий по поэтапному внедрению Комплекса на федеральном, региональном и местном уровнях.
В рамках реализации Федерального конституционного закона
от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» приказом Минспорта России
от 14.10.2014 № 840 утвержден Перечень спортивных званий, спортивных разрядов, квалификационных категорий спортивных судей, присвоенных в соответствии с законодательством Украины и приравненных к установленным в Российской Федерации спортивным званиям, спортивным разрядам, квалификационным категориям спортивных судей» (зарегистрирован Минюстом России 19.11.2014, регистрационный № 34780).
Также утвержден приказ Минспорта России от 31.03.2014 № 176 «Об утверждении плана действий по социально-экономическому развитию Республики Крым и города федерального значения Севастополь в сфере физической культуры и спорта на период до 1 января 2015 г.».
1.1. Массовый спорт и спортивная инфраструктура
В рамках работы по направлению «Массовый спорт» в 2014 году из федерального бюджета выделены средства в объеме 5000157,4 тыс. рублей. Указанные средства распределены между 53 субъектами Российской Федерации.
Также в целях вовлечения различных категорий и групп населения в систематические занятия физической культурой и спортом ежегодно расширяется перечень спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (далее – ЕКП). В рамках ЕКП 2014 года проведено более 11 тыс. мероприятий, включая 259 физкультурных (2010 год –
9 тыс. мероприятий, включая 195 физкультурных).
В 2014 году проведено 171 мероприятие для детей и учащейся молодежи, 63 – для лиц средних и старших возрастных групп, 25 – для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (2010 год – 145 мероприятий для детей и учащихся, 37 – для взрослого населения, 13 – для инвалидов). Физкультурные мероприятия в рамках ЕКП 2014 года проводятся по 70 видам спорта (2010 год – 35 видов спорта).
Среди комплексных многоэтапных физкультурных мероприятий ЕКП необходимо указать на проводимые с 2010 года Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» и Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры». Они предусматривают тестирование уровня физической подготовленности учащихся и проведение соревнований по отдельным видам спорта между сборными общеобразовательных учреждений.
В рамках «Президентских состязаний» в 2014 году участвовали более 9,6 млн человек из 83 субъектов Российской Федерации (147 тысяч классов-команд).
В «Президентских спортивных играх» в 2014 году участвовали 5,5 млн человек из 83 субъектов Российской Федерации (2011 год – 2,4 млн человек). Соревнования были проведены в 34,7 тыс. общеобразовательных организаций (77% их общего количества).
Помимо комплексных многоэтапных спортивных соревнований широкое распространение имеют спортивные фестивали, проводимые, в том числе, по национальным и неолимпийским видам спорта (ЕКП 2014 года предусматривает проведение 28 спортивных фестивалей), а также всероссийские масс-старты: «Лыжня России», «Кросс наций».
В общей сложности, по экспертным оценкам, существующая система потенциально позволяет привлечь к соревновательной деятельности свыше 80 млн граждан (около 56% общей численности населения Российской Федерации).
Для массового привлечения к соревновательной деятельности граждан с 2002 года возрождено спартакиадное движение (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2002 г. № 554-р «О проведении Спартакиады народов России»). Сегодня в ЕКП включено около 20 спартакиад.
В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом предусмотрено создание в образовательных организациях студенческих и школьных спортивных клубов.
Доля образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, имеющих студенческие спортивные клубы, в общем количестве аккредитованных государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования по итогам 2014 года составила 30,8%.
Развитию студенческого спорта способствует создание общероссийскими спортивными федерациями студенческих лиг по различным видам спорта. В настоящее время создана 21 студенческая лига.
Физкультурно-оздоровительную работу с инвалидами осуществляют 11,5 тыс. учреждений во всех субъектах Российской Федерации, 47,7 тыс. объектов спорта (18,2% общего количества) адаптированы для инвалидов (2010 г. — 12,7%). Дополнительные учреждения спортивной направленности по развитию адаптивной физической культуры открыты в 47 субъектах Российской Федерации, до конца 2015 года планируется открыть указанные учреждения еще в 53 регионах. По сравнению с 2008 г. объем финансирования спортивных соревнований с участием спортсменов-инвалидов увеличился со 177 млн. рублей до 400 млн. рублей.
Военно-прикладными и служебно-прикладными видами спорта (16 видов) занимается 61 тыс. человек. Национальными видами спорта занимается свыше 100 тыс. человек (2012 г. — 91,2 тыс. человек).
По направлению «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом» выполнено следующее.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 года № 404п–П13, предусмотрено повышение уровня обеспеченности спортивными сооружениями к 2018 году не менее чем в 1,5 раза.
В связи с этим принята федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 30).
Данным документом предусмотрено развитие инфраструктуры массового спорта с применением наиболее эффективных проектных решений с ограничением стоимости до 100 млн. рублей (малобюджетные объекты спорта) для выравнивания уровня обеспеченности объектами спорта в субъектах Российской Федерации.
По состоянию на 31 декабря 2014 года в Российской Федерации функционируют порядка 269 тыс. объектов спорта (2013 год – 264,9 тыс. объектов спорта).
В настоящее время в целом по Российской Федерации обеспеченность населения плавательными бассейнами составляет 11% нормативной потребности, плоскостными спортсооружениями – 32%, спортивными залами – 65%.
В рамках адресного (пообъектного) распределения субсидий по объектам капитального строительства обеспечено софинансирование в 108 объектов спорта.
1.2. Спорт высших достижений и подготовка спортивного резерва
В рамках работы по направлению «Спорт высших достижений» в 2014 году из федерального бюджета выделены средства в объеме 4 874 970,5 тыс. рублей, проводилось финансирование 15 объектов федеральной собственности, из них 5 объектов было введено в эксплуатацию в 2014 году.
В настоящее время в Российской Федерации развивается 1082 базовых вида спорта (2011 год – 697).
В системе подготовки спортивного резерва в 2014 году участвует: 137 центров спортивной подготовки (ЦСП), 56 училищ олимпийского резерва (УОР), 1047 специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮСШОР), 3782 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ).
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 412-ФЗ осуществляется внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки, обеспечивающих единые требования к спортивной подготовке на территории страны. На сегодняшний день принято 70 стандартов (100% запланированного количества).
В целях формирования и апробации новых подходов к организации подготовки спортивного резерва, внедрения федеральных стандартов спортивной подготовки, созданы экспериментальные площадки в 12 субъектах Российской Федерации.
Действующая система подготовки кадров ежегодно обеспечивает подготовку свыше 11 тыс. специалистов для сферы физической культуры и спорта.
Научно-методическое сопровождение подготовки спортсменов сборных команд России осуществляется 40 комплексными научными группами по летним видам спорта, 15 комплексными научными группами по паралимпийским видам спорта и 1 – по сурлимпийскому виду спорта, также Аналитического центра ФГБУ «ЦСП» в зимних олимпийских и паралимпийских видах спорта.
В 2014 году проведено 87 научно-практических мероприятий, по итогам которых подготовлены и внедрены научно-методические и информационно-аналитические материалы по подготовке спортсменов высокого класса, что привело к оперативному доведению информации до специалистов, тренеров и спортсменов высокого класса о новых разработках, методиках, технологиях и иных аспектах подготовки спортсменов высокого класса и их использованию в тренировочном процессе.
В 2014 году выполнено 100% заявок спортивных сборных команд Российской Федерации по закреплению за ними медицинского персонала, что позволило обеспечить все олимпийские виды спорта необходимым медицинским и медико-биологическим сопровождением.
В прошедшем году проведено 13 269 углубленных медицинских обследований спортсменов (УМО) (2008 год — 2 546 УМО).
Помимо этого, обеспечен 100% охват спортсменов процедурой антидопингового контроля, доля выявленных случаев нарушения антидопинговых правил составляет менее 0,57 %.
Успешно функционирует государственная система аккредитации спортивных федераций по видам спорта. На сегодняшний день в реестр аккредитованных спортивных федераций включено более 2,8 тыс. общероссийских и региональных спортивных федераций.
Согласно данным Всероссийского реестра видов спорта в Российской Федерации признано 166 видов спорта, включая 51 олимпийский вид спорта.
В прошедшем году обеспечено участие спортивных сборных команд Российской Федерации в 2950 международных спортивных соревнованиях по летним, зимним и неолимпийским видам спорта (2008 год – 2080 международных спортивных мероприятий).
1.3. Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (далее ФЦП 2006-2015)
В 2014 году общий объем финансирования строительства объектов ФЦП 2006-2015 за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, по данным готовой отчетности, составил 71% от плановых значений, предусмотренных Соглашениями о предоставлении субсидий, при этом удельный объем финансирования строительства объектов массового спорта за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в 2014 году вырос по отношению к уровню 2013 года на 10,8%.
Одновременно в 2014 году контрольными действиями Минспорта России обеспечен ввод в эксплуатацию 67–ми объектов, профинансированных из федерального бюджета в рамках ФЦП 2006-2015 в предыдущие годы.
Субъекты Российской Федерации гарантируют завершение строительства объектов, ввод в эксплуатацию которых не осуществлен в сроки, определенные Соглашениями, без привлечения средств федерального бюджета.
Завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов, включенных в проект перечня строек, подлежащих софинансированию из федерального бюджета в 2015 году, позволит выполнить запланированные показатели результативности ФЦП 2006-2015.
Достигнутые в 2014 году результаты способствуют решению заявленных задач программы, в частности, развитию инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных организациях и по месту жительства, развитию материально-технической базы спорта высших достижений, в том числе для подготовки олимпийского резерва. В свою очередь, решение указанных задач способствует достижению поставленной цели программы: «создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Раздел II. Наиболее значимые итоги работы
в сфере физической культуры и спорта
Главным итогом 2014 года является завоевание российскими спортсменами первого общекомандного места на XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи (далее — Игры-2014).
На Играх-2014 российские спортсмены завоевали 33 медали (13 золотых, 11 серебряных, 9 бронзовых), заняв первое общекомандное место (на XX Олимпийских зимних играх в г. Турине – 5 место, на XXI Олимпийских зимних играх в
г. Ванкувере – 6 место).
В 2014 году на высоком организационном уровне в 100%-ном соответствии с требованиями международных спортивных организаций-правообладателей обеспечены подготовка и проведение на территории Российской Федерации крупнейших международных соревнований, в том числе Игр-2014, чемпионата мира по фехтованию в г. Казани, чемпионата мира по гребле на байдарке и каноэ в
г. Москве, чемпионата мира по дзюдо в г. Челябинске, этапа «Формулы-1» — 2014 Гран-при России в г. Сочи.
Помимо Игр-2014 в отчетном периоде российские спортсмены приняли участие в 5 чемпионатах мира и 6 чемпионатах Европы по зимним видам спорта.
В 2014 году также состоялись чемпионаты мира по 28 из 38 летних олимпийских видов спорта. Итоги чемпионатов мира 2014 года по летним видам спорта по количеству завоеванных медалей в олимпийских видах программы следующие. Сборная команда России стала пятой, завоевав 13 золотых, 11 серебряных и 24 бронзовых наград (всего 48).
Обеспечено успешное проведение (100%) физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в ЕКП.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № Пр-750 по итогам Совета, утверждена Программа подготовки спортсменов к XXIII Олимпийским зимним играм и XII Паралимпийским зимним играм 2018 года в г. Пхенчхане (Республика Корея).
Успешно реализован Указ Президента Российской Федерации
«О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Также в отчетном периоде обеспечена реализация Указа Президента Российской Федерации от 4.01.2014 № 16 «О подготовке к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады» (далее – Универсиада-2019).
Протоколом заседания Организационного комитета по подготовке и проведению Универсиады-2019 от 22.07.2014 № 1пр утверждены План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением Универсиады-2019; Перечень объектов капитального строительства, необходимых для подготовки и проведения Универсиады-2019, финансовое обеспечение которых может осуществляться за счет средств федерального бюджета.
На сегодняшний день реализовано 7 пунктов Плана (100% исполнение мероприятий, запланированных на 2014 год).
Реализовано распоряжение Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 257-рп в части подготовки и проведения Международного спортивного форума «Россия – спортивная держава» (далее – Форум) (9-11 октября 2014 года г. Чебоксары (Чувашская Республика).
В рамках подготовки к проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года осуществляется реализация Программы подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Реализованы в 100%-м объеме пункты плана мероприятий по реализации Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установленные на 2014 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 1333-р).
Раздел III. Основные нерешенные задачи
в сфере физической культуры и спорта
Анализ зарубежного опыта показывает, что достижение высоких показателей (от 40%) численности граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, непосредственно зависит от степени вовлеченности лиц среднего и пожилого возраста. В Российской Федерации спортивные соревнования среди указанных групп граждан проводят около половины регионов. На сегодняшний день данное направление находится на «периферии» внимания как органов управления физической культурой и спортом, так и общественных физкультурно-спортивных организаций.
Проблемными при этом остаются вопросы недостаточной привлеченности средней и старших возрастных групп населения в занятиях физической культурой и спортом (доля систематически занимающихся среди экономически активного населения составляет 12,1% общей численности, среди пенсионеров – 4% общей численности) и системного отставания по уровню спортивного мастерства российских спортсменов в отдельных летних и зимних видах спорта, включая медалеёмкие.
В структурах бюджетов учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, на обеспечение участия в спортивных соревнованиях направляется не более 2,5% общих затрат. Доля расходов на заработную плату и иные обеспечивающие статьи составляет до 90%.
Таким образом, из 3,1 млн занимающихся на этапах спортивной подготовки в спортивных школах страны в спортивных соревнованиях, проводимых в рамках соответствующих спартакиад, участвуют около 30 тыс. человек (1,1% общей численности данной группы).
В каждом субъекте Российской Федерации имеются спортивные школы, ограничивающие участие спортсменов в спортивных соревнованиях муниципальным уровнем. Также отдельные субъекты Российской Федерации не проводят соревнования по базовым олимпийским и паралимпийским видам спорта.
Неоптимальные соревновательные нагрузки отражаются на качественных характеристиках контингента учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва, снижают функциональную и психологическую подготовленность российских спортсменов и общий уровень их квалификации.
При этом в отдельных субъектах Российской Федерации средства бюджетов направляются на финансовое обеспечение профессиональных спортивных клубов по командным игровым видам спорта. Объем бюджетных средств, выделяемых на эти цели, превышает совокупный объем бюджетных средств на развитие массового спорта и спорта высших достижений.
Российская Федерация по-прежнему уступает странам-конкурентам в закреплении во «взрослых» составах спортивных сборных команд Российской Федерации спортсменов, успешно выступавших в юношеском и юниорском возрасте, за счет отсутствия устойчивой динамики роста спортивных результатов.
В настоящее время зимние и отдельные летние олимпийские виды спорта не обеспечены необходимым числом квалифицированных спортсменов и резервистов (требуется, чтобы не менее 50% основного состава спортивной сборной команды имели спортивное звание «Мастер спорта международного класса»), гарантирующим успешное выступление на крупнейших международных спортивных соревнований, включая Олимпийские игры, в долгосрочной перспективе.
Несмотря на интенсивное развитие инфраструктуры, значение показателя по уровню обеспеченности населения объектами спорта, исходя из их единовременной пропускной способности, составляет всего 28,6%.
Таким образом, для достижения целей государственной политики к 2020 году необходимо практически удвоить обеспеченность населения спортивными сооружениями. Данный показатель требуется увеличивать более чем на 3% ежегодно.
Основными факторами, препятствующими более интенсивному развитию доступности объектов физической культуры и спорта для всех категорий населения, являются:
преимущественная опора на федеральные организационные и финансовые ресурсы. По сложившейся практике субъекты Российской Федерации предпочитают решать задачи по развитию спортивной базы на условиях практически полного софинансирования за счет ассигнований федерального бюджета. При этом приоритетными для большинства регионов являются проекты по созданию крупных дорогостоящих объектов, что противоречит логике реализуемой инвестиционной политики в области спорта;
неравномерное развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации. Анализ ряда рейтингов субъектов Российской Федерации, формируемых на основании официальных статистических данных, свидетельствует о наличии значительной дифференциации регионов России по показателям развития отрасли. Так, разница между лучшим по обеспеченности объектами спорта регионом (Калужская область – 66%) и регионом, имеющим наименьшее значение этого показателя (Республика Ингушетия – 8,8%), составляет до 7,5 раз. Аналогичную пропорцию возможно составить в отношении количества построенных объектов спорта. Кроме того, не все субъекты Российской Федерации включены в инвестиционные программы, реализуемые Минспортом России;
недостаточная обеспеченность спортивных сборных команд Российской Федерации отечественными центрами для организации тренировочного и восстановительного процесса. Согласно декларируемым целям, до конца 2015 года все олимпийские виды спорта планируется обеспечить базами спортивной подготовки.
Раздел IV. Планы, инициативы и предложения
Правительства Российской Федерации по развитию сферы физической культуры и спорта
Первоочередными задачами считать:
успешное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса;
совершенствование организации проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, учебы и работы граждан;
повышение эффективности использования спортивной инфраструктуры, в том числе на основе применения малобюджетных проектных решений для повышения показателей обеспеченности населения объектами спорта шаговой доступности;
обеспечение видов спорта, включенных в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, необходимыми условиями для ведения тренировочного и восстановительного процессов на территории Российской Федерации;
обеспечение эффективного управления наследием XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и других крупнейших международных спортивных соревнований, проводимых на территории Российской Федерации;
подготовка к участию в Играх XXXI Олимпиады 2016 года XV летних паралимпийских играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия);
успешное проведение XVI чемпионата мира по водным видам спорта в
г. Казани (с 24 июля по 9 августа 2015 года);
подготовки к проведению в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
В 2015 году необходимо добиться достижения следующих основных показателей:
доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения – не менее 30%;
доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов – не менее 60%;
доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения – не менее 10%;
единовременная пропускная способность объектов спорта – не менее 30%.