Финансово хозяйственная проверка
Проверка финансово хозяйственной деятельности – услуга по выявлению рисков, связанных с возможной недостоверностью учета в организации за проверяемый период. Своевременное выявление рисков помогает предотвратить возможные финансовые потери в случае их реализации. Проверка ФХД дешевле полноценного аудита, при котором, помимо непосредственного выявления рисков, проводятся специальные процедуры по составлению мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, т.е. аудиторского заключения.
По итогам проверки финансово хозяйственной деятельности предприятия Вы получите отчет, содержащий выявленные риски (недостатки учета организации) и рекомендации по их устранению.
Узнать стоимость проверки финансово-хозяйственной деятельности в ГК «МДА»!
В ходе проведения проверки финансово хозяйственной деятельности будут рассмотрены следующие вопросы:
- Наличие, полнота и своевременность представления налоговой и бухгалтерской отчетности, отчетности в ПФ РФ, ФСС;
- Правильность формирования расходов, в т.ч. принимаемых для целей налогообложения по налогу на прибыль (документальное и экономическое обоснование, своевременное и полное отражение);
- Правильность формирования доходов, в т.ч. принимаемых для целей налогообложения по налогу на прибыль (документальное оформление и обоснование, своевременное и полное отражение);
- Правильность формирования налогооблагаемой базы по НДС (в т.ч. формирование книг покупок и продаж, анализ входящих счетов-фактур);
- Правильность учета внеоборотных активов (основные средства, нематериальные активы, РБП);
- Правильность начисления заработной платы, выплат стимулирующего характера и выплат социального характера (включает анализ первичной документации по трудовым отношениям);
- Соответствие составления бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства;
- Правильность формирования декларации по налогу на прибыль;
- Правильность формирования декларации по НДС;
- Правильность формирования налогооблагаемой базы организаций и ИП, работающих по упрощенной системе налогообложения.
И другие вопросы, связанные с деятельностью Вашей организации. По Вашим пожеланиям в проверку финансово-хозяйственной деятельности могут быть добавлены другие связанные вопросы.
Мы работаем на рынке аудиторских и консультационных услуг и бухгалтерского обслуживания c 1995 года и имеем опыт работы с организациями различных сфер деятельности, в числе которых крупные и совсем небольшие производственные предприятия, предприятия строительного комплекса (производство и строительство), девелоперы, застройщики, торговые предприятия.
Многолетний опыт работы, сплоченная команда опытных специалистов, глубокое чувство ответственности перед своими клиентами позволяют нам гарантировать Вам соблюдение самого высокого качества при оказании услуг по проверке финансово хозяйственной деятельности Вашей организации.
Новогодний корпоратив в кулинарной студии funkitchen.com.ua.
Сообщение о проверке и ознакомления с документами
Основным документом, регулирующим на сегодняшний день отношения по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, является Указ Президента Украины от 23.07.1998 г. № 817/98 «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» (далее — Указ № 817). Стоит отметить, что требования Указа № 817 не распространяются на проведение проверок органами Госнадзортруда, Госнадзорохрантруда, органами пожарного надзора (кроме п. 9 Указа № 817), поскольку данные органы не осуществляют проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Отношении органов пожарного надзора, то п. 9 Указа № 817 устанавливает, что внеплановые проверки соблюдения предприятиями пожарной безопасности не проводятся, если предприятие заключило договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами относительно возмещения последствий возможного вреда. Также согласно письма Главного управления Государственной пожарной охраны МВД Украины от 28.02.2001 г. № 12/1/508 по требованию предпринимателя работники органа государственного пожарного надзора обязаны выполнять отметки в журналах регистрации проверок. Сообщения и приход проверяющих на проверку
I этап. Сообщение о проверке
Указом № 817 предусмотрено, что право на проведение плановой выездной проверки предприятия предоставляется только в том случае, если ему не позднее чем за десять календарных дней до дня проведения проверки направлено письменное уведомление с указанием даты ее проведения. Относительно внеплановых проверок, то Указом № 817 не предусмотрено обязательное предварительное уведомление руководства предприятия о проведении проверки. Кроме того в письме Госпредпринимательства от 22.09.2003 г. № 5576 указано, что контролирующие органы не должны направлять предприятию предупреждение о проведении внеплановой выездной проверки.
Согласно законодательству проверяющие органы Государственной пожарной охраны и Госнадзортруда имеют право в любое время без предварительного уведомления посещать предприятия для проверки. Госнадзорохрантруда сообщает предприятие о проведении комплексной проверки за месяц до ее начала. При ухудшении на предприятии состояния охраны труда, в результате чего произошли аварии, групповые или смертельные несчастные случаи по решению органа Госнадзорохрантруда может проводиться внеочередная комплексная проверка. Такие проверки проводятся, как правило, одновременно со специальным расследованием несчастного случая или аварии.
II этап. Приход проверяющих на предприятие
Налоговые органы. Согласно Порядку взаимодействия между подразделениями органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц, утвержденного приказом ГНА Украины от 04.06.2002 г. № 263 (далее — Порядок взаимодействия) право на проведение документальной проверки предприятия предоставляется на основании удостоверения, оформляемого на бланке налогового органа, заверяется гербовой печатью и подписываются:
а) на плановую проверку — руководителем налогового органа или его заместителем, которому подчинен подразделение, возглавляющее проверку;
б) на внеплановую проверку — только руководителем налогового органа (лицом, исполняющим его обязанности).
Удостоверение на проверку выдается на каждого работника, участвующего в проверке. Таким образом, руководство предприятия имеет право допускать к проверке только тех должностных лиц налогового органа, имеющих удостоверение на проверку, и не допускать тех, в которых отсутствует указанное удостоверение. Кроме этого, в случае наличия сомнений относительно лиц, которые пришли на проверку, можно порекомендовать бухгалтеру предприятия позвонить в налоговый орган и получить информацию о каждом проверяющего.
По Пенсионному фонду Украины, Государственной таможенной службы, Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, органов пожарного надзора, Госнадзорохрантруда, Фонда социальной защиты инвалидов, то законодательство не содержит положений о необходимость оформления специальных документов на проверку с обязанностью предъявления этих документов руководителю предприятию. В то же время этот вопрос может быть урегулирован внутренними документами соответствующих органов. Обычно в связи с приходом проверяющих необходимо проверить прежде всего их служебные удостоверения, а также можно позвонить в соответствующие органы о правомерности проведения проверки должностными лицами. Также рекомендую направить письменный запрос в контролирующий орган с требованием предоставить письменный ответ со ссылками на законодательство о праве на проведение проверки соответствующими лицами.
ФСС по ВПТ. Согласно Инструкции о порядке проведения ревизий и проверок по средствам Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденной постановлением правления Фонда от 19.09.2001 г. № 38, на проведение каждой ревизии ревизору выдается доверенность на право проведения ревизии (проверки), которое ревизор обязательства вязаный предъявить руководителю предприятия.
По проверкам предприятий органами по делам защиты прав потребителей, то согласно приказу Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 14.03.2003 г. № 42 предусмотрено, что на проведение проверок предприятий указанными органами выдается письменное распоряжение, подписанное руководителем территориального управления. Хотя в приказе не предусмотрены обязанности проверяющих знакомить распоряжению руководителей предприятий, считаю что допускать проверяющих на предприятие необходимо только после предъявления соответствующего распоряжения, поскольку оно является основанием для проведения проверок.
Проверки Госнадзортруда осуществляются согласно Порядку проведения проверки состояния законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании, который проводится должностными лицами Госнадзортруда, утвержденного приказом Министерства труда и социальной политики от 21.03.2003 г. № 72. Инспектор труда имеет право на проведение проверки при наличии у него следующих документов: служебного удостоверения установленного образца, в случае проверки по доверенности — доверенность соответствующего органа с персональной круглой печатью. Проверка осуществляется в соответствии с Положением о Государственном департаменте надзора за соблюдением законодательства о труде, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2003 г. № 50 и Положения о территориальной государственной инспекции труда АРК, областей, городов Киева и Севастополя;
Антимонопольный комитет Украины (далее — АМК). Согласно Положению о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, утвержденным распоряжением АМК Украины от 25.12.2001 г. № 182-р, в день прибытия комиссии по проверке на предприятие председатель комиссии извещает руководителя предприятия о цели и срок проверки, предоставляет документы о составе комиссии по проверке, полномочия ее членов, перечень вопросов, которые следует выяснить при проведении проверки, а также предлагает руководителю предприятия создать надлежащие условия для обеспечения работы комиссии.
Для регистрации проверяющих необходимо вести Журнал регистрации проверок. Указом № 817 рекомендовано ведения предприятием журнала посещения его и его структурных подразделений представителями контролирующих органов с обязательным указанием в этих журналах сроков и цели посещения, должности и фамилии должностного лица органа, который должен поставить свою подпись в этом журнале. Отказ проверяющего от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки, о чем предприятие в трехдневный срок информирует контролирующий орган, в котором работает проверяющий. Форма и порядок ведения журнала утвержденные приказом Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства от 10.08.1998 г. № 18. Данный журнал не подлежит изъятию, кроме случаев, предусмотренных законодательством. В частности, при возбуждении уголовного дела изъятие журнала может быть осуществлено на основании Уголовно-процессуального кодекса Украины.
Плановой выездной проверкой является проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которая предусмотрена в плане работы контролирующего органа и проводится по местонахождению предприятия или по месту расположения объекта собственности, относительно которого проводится проверка. Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия по письменному решению руководителя контролирующего органа не чаще одного раза в календарный год. Стоит отметить, что согласно Указу № 817 запрещено проводить плановые выездные проверки по отдельным видам налоговых обязательств перед бюджетами.
Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы контролирующего органа и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: по результатам встречных проверок выявлены факты, свидетельствующие о нарушении предприятием норм законодательства; предприятием не представлены в установленный срок документы обязательной отчетности; выявлена недостоверность данных, заявленных в документах обязательной отчетности; предприятие подало в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа при проведении плановой или внеплановой выездной проверки; в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, имевшего правовые отношения с предприятием, если предприятие не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа в течение трех рабочих дней со дня получения запроса; проводится реорганизация (ликвидация) предприятия (данное обстоятельство является основанием для проведения проверок только налоговыми органами и органами контрольно-ревизионной службы), на основании решения Кабинета Министров Украины.
Также Указом № 817 предусмотрена возможность для проведения контролирующими органами повторной проверки в случае, если в отношении должностных лиц, проводивших плановую или внеплановую проверку предприятия, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело. Решение о проведении повторной проверки принимается вышестоящим органом.
Знать, как оформляются акты проверок контролирующими органами, нужно не только штатным юристам (если они есть на предприятии), но и бухгалтерам. Поскольку неправильно оформленный акт предусматривает повторное проведение проверки, а, следовательно, у предприятия, а именно у бухгалтера, есть время исправить ошибки и подать в ГНИ уже исправленные показатели без уплаты админштрафов и т.д.