Финансовый контроль в бюджетной сфере курсы повышения
Методика проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета муниципального образования (городского округа, муниципального района, поселения)
Утверждена решением
Коллегии контрольно-счетной палаты
Законодательного Собрания
Тверской области
(протокол от 19.01.2010 № 1)
Методика проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета муниципального образования (городского округа, муниципального района, поселения)
1. Основание, предмет, цель и объекты контрольного мероприятия по проверке соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении местного бюджета
1.1. Основание для проведения контрольного мероприятия по проверке соблюдения бюджетного законодательства при формировании и исполнении бюджета муниципального образования (городского округа, муниципального района, поселения) (далее — контрольное мероприятие) — статья 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, план работы контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области, утвержденный Законодательным Собранием Тверской области.
1.2. Предмет контрольного мероприятия — муниципальные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в муниципальном образовании, решение о бюджете на очередной финансовый год, решение об исполнении местного бюджета, реестр расходных обязательств муниципального образования, сводная бюджетная роспись, бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств, уведомления о бюджетных ассигнованиях, лимиты бюджетных обязательств, бюджетные сметы, а также первичные учетные документы, регистры бюджетного учета, бюджетная отчетность участников бюджетного процесса.
1.3. Цель контрольного мероприятия:
— установить соблюдение требований бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса при формировании и исполнении местного бюджета.
1.4. Объекты контрольного мероприятия:
— финансовый орган муниципального образования;
— главные администраторы бюджетных средств (выборочно).
— получатели бюджетных средств
2. Этапы контрольного мероприятия
Контрольное мероприятие за соблюдением бюджетного законодательства муниципальным образованием при формировании и исполнении местного бюджета осуществляется в три этапа:
1) Предварительный этап: сбор и обработка предварительной информации о муниципальном образовании, необходимых нормативных актов и иных документов, сравнительный анализ, подготовка распоряжения, удостоверения, программы и рабочего плана проверки;
2) Основной этап: непосредственное осуществление контрольного мероприятия с выездом на место. По каждому объекту проверки составляется акт (справка) проверки;
3) Заключительный этап: подготовка отчета, представления, информационных писем; контроль за исполнением представления.
3. Предварительный этап
3.1. Составлению Программы проведения контрольного мероприятия должен предшествовать подготовительный период.
В ходе подготовительного периода участники проверки обязаны изучить необходимые нормативные правовые акты, отчетные данные за подлежащей проверке период и иные материалы, характеризующие исполнение бюджета муниципального образования.
Предварительный этап контрольного мероприятия предполагает не только изучение нормативных актов и иных документов, необходимых при проведении проверки, но и направление запросов в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления о предоставлении информации, необходимой для предварительного изучения, подготовки Программы проверки и проведения контрольного мероприятия.
На предварительном этапе также должны быть запрошены копии муниципальных правовых актов, реестр расходных обязательств муниципального образования и отдельные формы бюджетной отчетности. Также, целесообразно запросить в департаменте финансов Тверской области информацию о проведении проверок в муниципальном образовании контрольно-ревизионным управлением департамента и о результатах указанных проверок.
Подготовка запросов осуществляется в соответствии с Регламентом контрольно-счетной палаты в сроки, обеспечивающие надлежащую подготовку к проведению контрольного мероприятия (запрошенные документы и информация должны поступить инспекторам контрольно-счетной палаты для изучения за одну — две недели до даты начала контрольного мероприятия).
3.2. Правовой основой составления Программы проверки и проведения контрольного мероприятия являются нормативные правовые акты трех уровней: федерального, регионального (субъекта Российской Федерации) и муниципального, а также План работы муниципального контрольно-счетного органа на соответствующий год и Распоряжение руководителя контрольно-счетного органа о проведении проверки.
Перечень основных федеральных, региональных нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов приведен в приложении к настоящей методике.
3.3. На основании сведений, полученных по запросам контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области, осуществляется анализ исполнения местного бюджета в проверяемом периоде (по укрупненным кодам бюджетной классификации РФ):
а) доходов бюджета;
г) расходов бюджета;
д) источников финансирования дефицита бюджета.
По результатам анализа формируются перечень отклонений и вопросы о конкретных обстоятельствах и фактах бюджетного процесса проверяемого муниципального образования, нашедших отражение в бюджетной отчетности, которые могут свидетельствовать о нарушениях бюджетного законодательства или о неэффективной деятельности. Выяснение причин возникновения отклонений, дающих ответы на поставленные вопросы, следует включить в программу проверки в качестве отдельных пунктов.
Кроме того, на предварительном этапе целесообразно выполнить часть объема работ, отнесенного к основному этапу (анализ нормативной базы принятой органами местного самоуправления, постановления о бюджете за проверяемый период, ознакомление со структурой органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств района).
3.4. С учетом проведенной на предварительном этапе аналитической работы и на основе выявленных приоритетов готовится детальная программа контрольного мероприятия.
Программа проведения контрольного мероприятия составляется в соответствии с требованиями Регламента контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области. Программа контрольного мероприятия в процессе его проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных данных и других материалов, характеризующих объект проверки, может быть изменена и дополнена.
В случае необходимости перед началом комплексной проверки руководитель проверки составляет рабочий план, в котором указывается наименование объектов, вопросов проверки, содержание предстоящих работ, их исполнители и сроки, а также проводит подробный инструктаж о характере и особенностях предстоящего мероприятия, знакомит участников проверки с программой и рабочим планом проверки.
Завершается предварительный этап утверждением программы предстоящей проверки, оформлением соответствующего распоряжения и удостоверения на право ее проведения.
В адрес главы администрации муниципального образования направляется уведомление о проведении проверки. Уведомление составляется в соответствии с требованиями Регламента контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области.
4. Основной этап
4.1. Анализ муниципальных правовых актов в области бюджетного законодательства
Начинать проверку муниципального образования целесообразно с анализа нормативной правовой базы проверяемого муниципального образования на предмет ее соответствия действующему федеральному и областному законодательству о местном самоуправлении, бюджетному законодательству.
К нормативной правовой базе муниципального образования относятся, действовавшие в проверяемом периоде: Устав муниципального образования, решение представительного органа местного самоуправления о бюджетном процессе, решение о местном бюджете на соответствующий финансовый год, решение об исполнении местного бюджета за соответствующий финансовый год, муниципальные правовые акты по вопросам организации муниципальной службы, организации деятельности структурных подразделений администрации, решений представительного органа местного самоуправления и администрации по вопросам управления и распоряжение муниципальной собственностью.
4.1.1. Устав муниципального образования.
Осуществляется анализ норм и положений Устава муниципального образования в части раздела, устанавливающего экономическую основу местного самоуправления на предмет соответствия аналогичным нормам и положениям Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
4.1.2. Решение представительного органа местного самоуправления о бюджетном процессе в муниципальном образовании.
Осуществляется анализ норм и положений Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании, утвержденного решением представительного органа на предмет их соответствия нормам Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Закона Тверской области «О межбюджетных отношениях в Тверской области».
4.1.3. Решение представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на соответствующий финансовый год.
1) Проверяется соблюдение порядка и сроков составления проекта бюджета, установленного местной администрацией в соответствии с требованиями главы 20 Бюджетного кодекса РФ.
2) Проверяется соблюдение сроков внесения проекта бюджета на соответствующий финансовый год на рассмотрение представительного органа, установленных статьей 185 Бюджетного кодекса РФ и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании.
Кроме того, проверяется соответствие документов и материалов, представленных в представительный орган одновременно с проектом бюджета перечню документов и материалов, определенному в статье 184.2 Бюджетного кодекса РФ.
3) Проверяется Решение о бюджете на соответствующий финансовый год на предмет соблюдения требований статьи 184.1 Бюджетного кодекса РФ о наличии основных показателей и характеристик (приложений к решению о бюджете).
4) Проверяется соблюдение требований Бюджетного кодекса РФ к Решению о бюджете в части:
— предоставления субсидий юридическим лицам (часть 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ);
— предоставления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности (часть 4 статьи 79 Бюджетного кодекса РФ);
— предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями (часть 2 статьи 80 Бюджетного кодекса РФ);
— ограничения размера дефицита местного бюджета (часть 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ);
— размера резервного фонда местной администрации (часть 3 статьи 81 Бюджетного кодекса РФ);
— предельного объема муниципальных заимствований (статья 106 Бюджетного кодекса РФ);
— предельного объема муниципального долга на соответствующий финансовый год (часть 3 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ);
— верхнего предела муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (часть 6 статьи 107 Бюджетного кодекса РФ);
— наличия программ муниципальных заимствований и муниципальных гарантий в валюте РФ в виде приложений к Решению о бюджете на соответствующий финансовый год (статьи 110.1 и 110.2 Бюджетного кодекса РФ);
— предельных объемов на обслуживание муниципального долга (статья 111 Бюджетного кодекса РФ).
4.1.4. Решение об исполнении местного бюджета за соответствующий финансовый год.
1) Проверяется соблюдение порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета, установленного представительным органом в соответствии с требованиями главы 25.1 Бюджетного кодекса РФ, в части соблюдения срока (не позднее 1 мая соответствующего года) внесения годового отчета об исполнении местного бюджета в представительный орган муниципального образования (часть 4 статьи 264.5 Бюджетного кодекса РФ).
2) Проверяется соблюдение требований статьи 264.6 Бюджетного кодекса РФ, предъявляемых к структуре и содержанию Решения об исполнении местного бюджета.
4.2. Проверка исполнения местного бюджета
4.2.1. В акте проверки указываются результаты кассового исполнения основных характеристик местного бюджета, в том числе в процентном выражении по отношению к бюджетным ассигнованиям.
4.2.2. Осуществляется проверка соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ по результатам исполнения бюджета в части:
— ограничения размера дефицита местного бюджета по отчету об исполнении местного бюджета (часть 4 статьи 92.1 Бюджетного кодекса РФ);
— резервного фонда администрации муниципального образования (статья 81 Бюджетного кодекса РФ),
— предельного объема муниципальных заимствований (статья 106 Бюджетного кодекса РФ);
— предельного объема и верхнего предела муниципального долга (статья 107 Бюджетного кодекса РФ);
— расходов на обслуживание муниципального долга (статья 111 Бюджетного кодекса РФ).
4.2.3. Сводная бюджетная роспись.
Осуществляется проверка на предмет:
1) Наличия порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи;
2) Своевременности утверждения сводной бюджетной росписи финансовым органом местной администрации. Сроки утверждения сводной бюджетной росписи устанавливаются финансовым органом в порядке составления и ведения сводной бюджетной росписи;
3) Соответствия утвержденных показателей сводной бюджетной росписи решению о местном бюджете с учетом внесенных изменений (часть 3 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ). При проведении проверки следует использовать форму бюджетной отчетности № 0503163 «Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета» (приказ Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н).
4.2.4. В ходе контрольного мероприятия осуществляется проверка выполнения муниципальным образованием установленных администрацией Тверской области нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципальных образований.
Проверка осуществляется на предмет соблюдения нормативов установленных, соответствующим постановлением Администрации Тверской области (с 01.01.2009 действует постановление Администрации Тверской области от 09.06.2009 N 236-па, в 2008 году — постановление Администрации Тверской области от 18.03.2008 N 57-па).
В соответствии с частью 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих. Не соблюдение в таких случаях установленных нормативов является нарушением основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
4.2.5. По результатам анализа исполнения местного бюджета, проведенного на предварительном этапе, в программу проведения контрольного мероприятия может быть включен вопрос выборочной проверки расходной части бюджета муниципального образования, в том числе целевого использования отдельных межбюджетных трансфертов полученных муниципальным образованием из областного бюджета. Результаты указанной проверки могут быть оформлены отдельным актом (справкой) в случае если указанные вопросы проверяются на отдельном объекте проверки.
В ходе указанной проверки в первую очередь подлежат проверке расходы местного бюджета по исполнению расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Также, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поэтому, следует проанализировать расходы бюджета муниципального района (поселения) по предоставлению межбюджетных трансфертов по соглашениям с органами местного самоуправления другого муниципального образования о передаче им осуществления части своих полномочий. Вопросы местного значения поселений указаны в статьях 14, 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципального района и городского округа соответственно в статьях 15, 15.1 и 16, 16.1 вышеуказанного закона. Также, следует обратить внимание включены ли указанные расходные обязательства в реестр расходных обязательств муниципального образования.
4.2.6. В ходе проведения контрольного мероприятия рекомендуется осуществить проверку (выборочную проверку) исполнения сметы расходов бюджетного учреждения (получателя средств местного бюджета), которая может включать в себя следующие вопросы:
1) Анализ отчета об исполнении сметы бюджетного учреждения;
2) Выборочная проверка ведения кассовых операций;
3) Выборочная проверка ведения расчетов с подотчетными лицами;
4) Выборочная проверка ведения расчетов с дебиторами и кредиторами;
5) Выборочная проверка соблюдения требований статьи 72 Бюджетного кодекса и Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ при размещении муниципального заказа, а также требований статьи 73 Бюджетного кодекса;
6) Выборочная проверка полноты оприходования и списания товарно-материальных ценностей и основных средств;
7) Проверка полноты и своевременности проведения годовой инвентаризации;
8) Соответствие бюджетного учета в учреждении требованиям инструкции по бюджетному учету.
Конкретный перечень вопросов определяется программой проведения контрольного мероприятия.
4.3. Организация муниципального финансового контроля
В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
В акте проверки следует отразить, наличие органа муниципального финансового контроля, созданного представительным органом. Проводилась ли в соответствии с требованиями статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ указанным органом внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета и бюджетная отчетность главных администраторов бюджетных средств.
4.4. Оформление результатов проверки.
По итогам проведения проверки составляется акт или справка в соответствии с требованиями регламента контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Тверской области.
5. Заключительный этап.
Оформление и утверждение результатов проверки осуществляется в порядке, установленном Регламентом контрольно-счетной палаты Законодательного собрания Тверской области.
Приложение
к Методике проведения проверки соблюдения бюджетного
законодательства при формировании и исполнении
бюджета муниципального образования
(городского округа, муниципального района, поселения)
Перечень
основных федеральных, региональных нормативных правовых актов,
муниципальных правовых актов, используемых при проведении контрольного мероприятия
I. Федеральные нормативные правовые акты:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации;
2) Налоговый кодекс Российской Федерации;
3) Гражданский кодекс Российской Федерации;
3) Трудовой кодекс Российской Федерации;
4) Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
5) Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
6) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
7) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету»;
8) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2008 № 128н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
9) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 № 145н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»;
10) Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
11) Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений»;
12) Распоряжение Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
II. Нормативные правовые акты Тверской области:
1) Закон Тверской области от 18.01.2006 № 13-ЗО «О бюджетном процессе в Тверской области»;
2) Закон Тверской области от 26.07.2005 № 94-ЗО «О межбюджетных отношениях в Тверской области»;
3) Закон Тверской области от 17.07.2007 № 87-ЗО «Об областном фонде софинансирования расходов»;
4) Закон Тверской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
5) Закон Тверской области от 09.11.2007 № 121-ЗО «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области»;
6) Постановление Администрации Тверской области от 09.06.2009 № 236-па «О нормативах формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих муниципальных образований Тверской области»
III. Муниципальные правовые акты:
1) Устав муниципального образования;
2) Решение представительного органа местного самоуправления о бюджетном процессе в муниципальном образовании;
3) Решение представительного органа местного самоуправления о местном бюджете;
4) Решение представительного органа местного самоуправления об исполнении бюджета;
5) Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, утвержденный финансовым органом муниципального образования;
6) Порядок составления и ведения кассового плана, утвержденный финансовым органом муниципального образования
С одной стороны, аудит является составной частью системы управления предприятием, выполняя функцию обеспечения достоверности публикуемой информации. Именно поэтому специалисты, давая определение современного аудита, говорят, что это, прежде всего, деятельность, направленная на уменьшение информационных рисков взаимодействующих хозяйствующих субъектов.
С другой стороны, аудит как процесс всегда являлся и является составной частью системы финансового контроля. Исторический опыт СССР и России является наглядным тому свидетельством. Так, в Советском Союзе функция по оценке достоверности информации, формируемой предприятиями, вместо аудита обеспечивалась другими формами финансового контроля (в частности государственным финансовым контролем, учитывая тот факт, что все хозяйствующие субъекты страны находились в государственной собственности).
В новой России, первые аудиторские фирмы (в частности, акционерное общество «Инаудит») изначально формировались как хозрасчетные структуры на базе органов государственного финансового контроля. В методологическом обеспечении и понятийном аппарате российский аудит долгое время сохранял в себе родимые пятна государственного финансового контроля советского периода.
В начале XXI века был взят курс на безоговорочное следование международным (читай англо — американским) стандартам в области бухгалтерского учета и аудита. В этой связи, российский аудит взял курс на полную уникальность и самостоятельность по отношению к другим видам финансового контроля страны. В моду вошли понятия полного саморегулирования отдельных видов профессиональной деятельности (в том числе аудита).
Отрезвление наступило после громких корпоративных скандалов, в которых напрямую были замешаны ведущие транснациональные аудиторские фирмы, и последовавшего вслед за ними мирового экономического кризиса. Была признана несостоятельность классической модели чистого саморегулирования аудиторской деятельности. Приняты меры (в частности издан закон Сарбейнса — Оксли в США и аналогичные ему нормативные акты в других странах мира) направленные на усиление государственного контроля и надзора на финансовых рынках, а также на более тесное, но формализовано разграниченное, взаимодействие внешних и внутренних аудиторов. Т.е. взят курс на более тесную интеграцию аудита с другими видами финансового контроля страны.
В этой связи представляет интерес рассмотрение того состояния, в котором сейчас находится система финансового контроля России, места и роли в ней аудита и аудиторской деятельности.
В настоящее время система финансового контроля в Российской Федерации включает два блока (или сектора):
1. финансовый контроль в государственно — общественном секторе;
2. финансовый контроль в коммерческом секторе.
Финансовый контроль в государственно — общественном секторе включает государственный финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль и общественный финансовый контроль. Наиболее сложным и представительным в рассматриваемом секторе является государственный финансовый контроль. К видам государственного финансового контроля относятся:
— государственный аудит — вид финансового контроля, осуществляемый специализированными контролирующими органами, не зависящими от органов исполнительной власти и подотчетными органам законодательной власти;
— бюджетный контроль — контроль со стороны контролирующих органов за расходованием средств федерального, региональных и местных бюджетов;
— ведомственный финансовый контроль — контроль, осуществляемый министерствами, ведомствами, распорядителями бюджетных средств в отношении подведомственных организаций, предприятий, учреждений;
— банковский надзор осуществляемый Центральным банком Российской Федерации;
— валютный контроль осуществляемый Центральным банком Российской Федерации, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, а также уполномоченными банками, подотчетными Центральному банку Российской Федерации;
— налоговый контроль — контроль со стороны Министерства по налогам и сборам РФ за правильностью начисления и уплаты в бюджеты налогов и сборов;
— таможенный контроль — контроль, выполняемый Федеральной таможенной службой России;
— страховой надзор — контроль, выполняемый Федеральной службой страхового надзора;
— правовой финансовый контроль — финансовый контроль проводимый правоохранительными органами: Прокуратурой РФ, Федеральной службой безопасности России, органами внутренних дел.
Финансовый контроль в коммерческом секторе представлен внешним негосударственным финансовым контролем и внутренним финансовым контролем. Внешний негосударственный финансовый контроль включает внешний аудит и корпоративный финансовый контроль. Традиционный (внешний) аудит в системе финансового контроля России выполняет функцию внешнего финан-сового контроля, осуществляемого в коммерческом секторе сторонними специализированными субъектами (коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями). Корпоративный финансовый контроль — это контроль, выполняемый в рамках крупных негосударственных объединений (корпораций, холдингов и т.п.) в отношении дочерних и зависимых организа-ций, входящих в структуру данных объединений. Специфика данного вида контроля в РФ связана с тем, что его возникновение исторически было связано с приватизацией большинства секторов экономики. Ранее существовавшая в отдельных отраслях система органов ведомственного контроля стала реорганизовываться в систему корпоративного контроля.
Внутренний финансовый контроль включает внутренний аудит и управленческий финансовый контроль (внутренний контроль). Внутренний аудит — это контроль со стороны собственников организации и в интересах собственников организации за ФХД организации (т.е. за деятельностью исполнительного органа). Управленческий финансовый контроль — внутренний контроль, организуемый исполнительным органом и в интересах исполнительного органа фирмы.
Если говорить о современном состоянии финансового контроля России и тех проблемах которые существуют в деятельности ее органов, то здесь ситуация следующая. В последние десятилетия происходит сближение государственного и негосударственного финансового контроля (аудита) в части применяемых подходов и методов. Иллюстрацией этому может служить Приказ Минфина России от 25.12.2008 N 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля», которым утверждено Положение, устанавливающее требования к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля (контрольной деятельности). Внимательное прочтение данного документа показывает, что с точки зрения применяемых методов и процедур, порядка планирования организации и даже оформления результатов проверки государственный финансовый контроль в РФ полностью приближен к мировым и отечественным стандартам в области коммерческого контроля (прежде всего аудита). В то же время говорить о наличии единой системы финансового контроля в России еще очень рано. Рассмотренная выше система финансового контроля существует только как теоретико — методологическая конструкция. В юридическом смысле такое понятие как система финансового контроля России отсутствует. Есть законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов финансового контроля (Закон РФ «О Счетной палате», Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон РФ «Об аудиторской деятельности» и т.д.). Зачастую в данных документах полномочия и функции различных субъектов финансового контроля дублируются и пересекаются, что не самым лучшим образом сказывается на действенности и результативности финансового контроля с точки зрения проверяемых субъектов. Остро назрела потребность (которую кризис и корпоративные скандалы только обострили) в принятии закона РФ «О финансовом контроле», которые бы дал четкую классификацию и разграничил сферы всех видов финансового контроля страны.
Неоправданным является противопоставление (или обособление, что по сути, одно и тоже) государственного финансового контроля (контроля в бюджетной сфере) и корпоративного контроля (аудита). Имеет смысл принятия нормативно — правовых актов позволяющих привлекать аудиторов для выполнения определенных функций финансового контроля в бюджетной сфере, особенно для проведения аудита эффективности.
Следует отметить, что в России пока отсутствует механизм аттестации специалистов в области внутреннего аудита. Более того, до сих пор нет аттестационных программ на русском языке. Согласно отечественному законодательству (Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пр.) хозяйствующий субъект обязан создать ревизионную комиссию, которая должна проводить в рамках внутрифирменного контроля ревизии и проверки. К сожалению, в деятельности организаций малого и среднего бизнеса часто встречаются ситуации, когда никакие ревизии не проводятся. Следует обратить внимание руководителей и собственников организаций на необходимость организации системы внутреннего контроля, так как именно действенная система внутреннего контроля, функционируя в рамках текущего и предварительного финансового контроля, призвана не допускать нарушений законодательства и неэффективных действий. Однако следует отметить, что даже при разработке новых редакций Международных стандартов аудита отмечено, что система внутреннего контроля практически бессильна против сговора должностных лиц и собственников.
Таким образом, важнейшим способом проверки правильности ведения бухгалтерского учета организациями и контроля уплаты налогов является аудит как процедура вынесения независимого мнения о достоверности данных бухгалтерской отчетности и соответствия бухгалтерского учета требованиям законодательства. В РФ аудит, как и в международной практике, выполняет важные функции внешнего контроля, позволяя организации с помощью высококвалифицированных специалистов оценить правомерность и законность отдельных операций. В целом основные методы, используемые в аудите, позволяют организовать сбор достаточных и надлежащих аудиторских доказательств в оптимальные сроки.
ПРОЕКТ
СОВЕТ ВЕРХНЕИНДЫРЧИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
АПАСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕШЕНИЕ
«__» __________ 2013 г. №____
О передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля
В целях реализации Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом муниципального образования «Верхнеиндырчинского сельского поселения» Апастовского муниципального района, Совет Верхнеиндырчинского сельского поселения Апастовского муниципального района Республики Татарстан р е ш и л:
2. Заключить с Советом Апастовского муниципального района Республики Татарстан и контрольно-счетным органом района Соглашение о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (прилагается).
3. Обнародовать настоящее решение на информационных стендах поселения и официальном сайте Апастовского муниципального района.
4. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.
Глава Верхнеиндырчинского сельского поселения, Председатель Совета Верхнеиндырчинского сельского поселения |
Ф.М.Гафиятуллин |
СОГЛАШЕНИЕ
о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля
№___
пгт. Апастово «6» июня 2013 г.
В целях реализации Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 07.12.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Совет Апастовского муниципального района Республики Татарстан (далее – представительный орган муниципального района) в лице Главы Апастовского муниципального района — Председателя Совета района Р.Н.Загидуллина, действующего на основании Устава Апастовского муниципального района Республики Татарстан, Контрольно-счетная палата Апастовского муниципального района Республики Татарстан, в лице председателя Н.Р.Зиганшиной, действующей на основании Положения о Контрольно-счетной палате Апастовского муниципального района Республики Татарстан, и Совет Верхнеиндырчинского сельского поселения Апастовского муниципального района Республики Татарстан (далее — представительный орган поселения) в лице Главы Верхнеиндырчинского сельского поселения – Председателя Совета поселения Гафиятуллина Фирдуса Миннулловича, действующего на основании Устава муниципального образования «Верхнеиндырчинское сельское поселение» Апастовского муниципального района Республики Татарстан, далее именуемые «Стороны», заключили настоящее Соглашение во исполнение решения Совета Апастовского муниципального района Республики Татарстан от 27 апреля 2013 года № 147 и Совета Верхнеиндырчинского сельского поселения от 6 июня 2013 года №54 о нижеследующем:
1. Предмет Соглашения
1.2. Предметом настоящего Соглашения является передача контрольно-счетному органу муниципального района (наименование) (далее – контрольно-счетный орган района) полномочий контрольно-счетного органа поселения (далее – контрольно-счетный орган поселения) по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
1.3. Контрольно-счетному органу района передаются полномочия контрольно-счетного органа поселения, установленные федеральными законами, законами Республики Татарстан, Уставом поселения и нормативными правовыми актами поселения.
1.4. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертиза проекта бюджета поселения ежегодно включаются в план работы контрольно-счетного органа района.
1.5. Другие контрольные и экспертно-аналитические мероприятия включаются в план работы контрольно — счетного органа района на основании предложений органов местного самоуправления поселения, представляемых в сроки, установленные для формирования плана работы контрольно-счетного органа района.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в соответствии с настоящим соглашением включаются в план работы контрольно — счетного органа района отдельным разделом (подразделом). Количество указанных мероприятий определяется с учетом средств, переданных на исполнение полномочий.
2. Срок действия Соглашения
2.1. Соглашение заключено на срок три года и действует в период с 01.01.2013 по 31.12.2016.
2.2. При отсутствии письменного обращения какой-либо из сторон о прекращении действия Соглашения, направленного до истечения срока действия Соглашения, Соглашение считается пролонгированным на срок три года.
3. Права и обязанности сторон
3.1.Представительный орган муниципального района:
3.1.1) устанавливает в муниципальных правовых актах полномочия контрольно-счетного органа района по осуществлению предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;
3.1.2) устанавливает штатную численность контрольно-счетного органа района с учетом необходимости осуществления предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;
3.1.3) может устанавливать случаи и порядок использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального района для осуществления, предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;
3.1.4) получает от контрольно-счетного органа района информацию об осуществлении предусмотренных настоящим Соглашением полномочий и результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях.
3.2. Контрольно-счетный орган района:
3.2.1) включает в планы своей работы:
ежегодно — внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертизу проекта бюджета поселения;
в сроки, не противоречащие законодательству – иные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия с учетом финансовых средств на их исполнение;
3.2.2) проводит предусмотренные планом своей работы мероприятия в сроки, определенные по согласованию с инициатором проведения мероприятия (если сроки не установлены законодательством);
3.2.3) для подготовки к внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета поселения имеет право в течение соответствующего года осуществлять контроль за исполнением бюджета поселения и использованием средств бюджета поселения;
3.2.4) определяет формы, цели, задачи и исполнителей проводимых мероприятий, способы их проведения, проверяемые органы и организации в соответствии со своим регламентом и стандартами внешнего муниципального финансового контроля и с учетом предложений инициатора проведения мероприятия;
3.2.5) имеет право проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятий совместно с другими органами и организациями, с привлечением их специалистов и независимых экспертов;
3.2.6) направляет отчеты и заключения по результатам проведенных мероприятий представительному органу поселения, вправе направлять указанные материалы иным органам местного самоуправления поселения;
3.2.7) размещает информацию о проведенных мероприятиях на своем официальном сайте в сети «Интернет»;
3.2.8) направляет представления и предписания администрации поселения, другим проверяемым органам и организациям, принимает другие предусмотренные законодательством меры по устранению и предотвращению выявляемых нарушений;
3.2.9) при выявлении возможностей по совершенствованию бюджетного процесса, системы управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности поселения, вправе направлять органам местного самоуправления поселения соответствующие предложения;
3.2.10) в случае возникновения препятствий для осуществления предусмотренных настоящим Соглашением полномочий может обращаться в представительный орган поселения с предложениями по их устранению;
3.2.11) ежегодно предоставляет представительному органу поселения информацию об осуществлении предусмотренных настоящим Соглашением полномочий;
3.3. Представительный орган поселения:
3.3.1) направляет в контрольно-счетный орган района предложения о проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые могут включать рекомендации по срокам, целям, задачам и исполнителям проводимых мероприятий, способы их проведения, проверяемые органы и организации;
3.3.2) рассматривает отчеты и заключения, а также предложения контрольно-счетного органа района по результатам проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
3.3.3) имеет право опубликовывать информацию о проведенных мероприятиях в средствах массовой информации, направлять отчеты и заключения контрольно-счетного органа района;
3.3.4) рассматривает обращения контрольно-счетного органа района по поводу устранения препятствий для выполнения предусмотренных настоящим Соглашением полномочий, принимает необходимые для их устранения муниципальные правовые акты;
4.4. Стороны имеют право принимать иные меры, необходимые для реализации настоящего Соглашения.
4. Ответственность сторон.
4.1. Стороны несут ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) предусмотренных настоящим Соглашением обязанностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.
4.2. Ответственность сторон не наступает в случаях предусмотренного настоящим Соглашение приостановления исполнения переданных полномочий, а также, если неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей было допущено вследствие действий органами местного самоуправления муниципального района и поселения или иных третьих лиц.
5. Заключительные положения.
5.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания всеми Сторонами.
5.2. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение могут быть внесены по взаимному согласию Сторон путем составления дополнительного соглашения в письменной форме, являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
5.3. Действие настоящего Соглашения может быть прекращено досрочно по соглашению Сторон либо в случае направления представительным органом муниципального района или представительным органом поселения другим Сторонам уведомления о расторжении Соглашения.
5.4. Соглашение прекращает действие после окончания проводимых в соответствии с ним контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, начатых до заключения соглашения (направления уведомления) о прекращении его действия, за исключением случаев, когда соглашением Сторон предусмотрено иное.
5.5. Неурегулированные Сторонами споры и разногласия, возникшие при исполнении настоящего Соглашения, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном законодательством.
5.6. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.