Фк гос 2004 среднее полное образование

Фк гос 2004 среднее полное образование

Статья+презентация

Стандарты 2004г. и ФГОС второго поколения

Изменения в содержании образования и в подходах к преподаванию

(начальная школа)

Цепелева Евгения Викторовна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 61»

г. Владивосток

» Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

6 октября 2009 года в развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

(ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785))

В чем отличие стандарта 2004 г. и ФГОС второго поколения?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт — это совокупность трех систем требований:

· требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,

· требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),

· требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

1.В Стандарте 2004 г. детально описывается содержание образования – темы, дидактические единицы. В новом стандарте заданы общие рамки для решения вопросов, связанных с обучением, воспитанием и развитием школьников, четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательнойпрограммы основного общего образования:

· личностным

· метапредметным

· предметным

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.Универсальные учебные действия- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

УУД- совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

2.Стандарт 2004 года был основан на отборе нового содержания образования, в нем не было ни слова о воспитании.
Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы. В новых стандартах есть четко сформулированные государственные, общественные ориентиры для развития системы воспитания. Основная воспитательная цель новых стандартов — формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.

3.отличие стандартов – это возможность реализовывать его только во взаимодействии с семьей, СМИ, учреждениями культуры, религии, что позволит развивать личность обучающегося эмоциональной, духовно-нравственной, интеллектуальной, социализированной, позволит выявить таланты детей в различных сферах жизни и творчества.
Стандарты 2004 года не учитывали желания и предпочтения населения к получению общего образования. Новый стандарт подразумевает ориентацию на желания и потребности учащихся и их родителей, подразумевает уход от перегрузки обучающихся за счет разумного выбора ими необходимых предметов, курсов и кружков. Хотелось бы обратить внимание на то, что центр тяжести ответственности за результат образования смещается с ученика на муниципалитет, образовательное учреждение и в равной степени на семью.

В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает

*формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

*проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

*активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

*построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

По ФГОСу второго поколения я работаю первый год.И ,конечно, стараюсь работать по новому. Начало новому было положено на курсах по новым стандартам ПИПКРО. Много прочитано, увидено меньше, но и увиденное (у коллег в школа других, интернете (в Электронном журнале Экстернат. РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования,) видеоуроки) подстёгивало к работе совершенно отличной от той работы, которую я выполняла последние 28 лет . Но конечно главное – самообразование и большое желание помочь учиться мои деткам, моим ученикам. Сделать процесс научаемости для них более доступным, более понятным .Помочь им осмыслить и спроектировать последовательность работы на уроке по освоению темы от цели до конечного результата; отличать новое от уже известного и от этого научить давать имя уроку; находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке ; проговаривать последовательность действий на уроке; отличать верно выполненное задание от неверного. И, конечно же, научить проектной деятельности. Всё это возможно стало в ходе реализации ФГОС второго поколения. Изменяется и моя деятельность — деятельности педагога, работающего по ФГОС по сравнению с моей деятельностью по стандарту первого поколения.

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Главное: я(учитель) даю знания и организую действия.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, электронным приложением к уроку.

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;
  • обобщению способов действия;
  • определению имени урока, темы его
  • постановке учебной задачи и т. д.
  • учит проверять правильность действий по эталону( по учебнику)

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните, обоснуйте свой выбор), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

фронтальная ,в парах, групповая индивидуальная

Нестандартное уроки

Урок проектной деятельности

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников осуществляется при помощи Интернета

Обязательно – ведение электронных дневников.

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные; определение универсальных учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

Нет портфолио обучающегося

Создание учебного портфолио

ученика; электронное портфолио учителя

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Учитель всегда помнит, что ребёнок( ученик ) должен чувствовать себя успешным

В ходе реализации ФГОС в 1 классе по-новому строится система мониторинга.

  • Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета.
  • Метапредметные универсальные действия . Их центральной составляющей является формирование умения обучающихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать).
  • Личностные универсальные учебные действия -это эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь провожу метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Результаты диагностик учителя являются составляющей частью портфолио ученика.

На каждого ученика мной заполнена карта наблюдения за процессом адаптации учащихся моего класса по результатам:

— стартовой диагностики (сентябрь), позволяющей определить начальный уровень сформированности у обучающихся организационных, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков;

По методике Е.А. Нежновой:
— промежуточной диагностики (декабрь), определяющей общеучебные и организационные умения обучающихся;

— его психологический портрет;

Итогом мониторинга будет

-итоговая диагностика (май), выявляющая сформированность универсальных учебных действий обучающихся.

Проводила эти диагностики с целью выяснения уровня готовности каждого ребенка к обучению в школе, его индивидуальных особенностей; консультировала родителей; по необходимости проводила коррекционную работу.

При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

— успеваемость по основным предметам;

— уровень развития речи;

-степень владения русским языком;

-умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремление принимать и решать учебную задачу;

-навыки общения со сверстниками;

-умение контролировать свои действия на уроке.

При реализации ФГОС второго поколения использую в работе безотметочную методику ( без отметки – показ результата ЗАР и ЗБР)

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего портфолио.

В течение учебного года проводила изучение уровня овладения обучающимися моего класса универсальными учебными действиями (УУД). Особое внимание уделялось контролю обучения грамоте и письму, ведь дети пришли в 1 класс без каких-либо навыков чтения и письма. Все результаты контроля математических навыков, навыков чтения и письма копятся в учебном портфолио каждого ученика. Показ результата ЗАР и ЗБР доводится до родителей и самих учеников, как уже сказано, копится в портфолио ученика и в виде ведомостей у учителя в специальной накопительной папке.

К концу учебного года обучающиеся должны достигнуть определённых личностных, предметных и метапредметных результатов. Итоговая комплексная работа покажет , какими универсальными учебными действиями обучающиеся овладели к концу учебного года . Это будет и итог моей учительской работы по внедрению в жизнь ФГОС .

В школе обеспечено выполнение ФГОС начального общего образования: требований к структуре ООП, к результатам освоения ООП и к условиям реализации ООП. Накопленный опыт интеграции основного образования, высокий уровень педагогического мастерства позволяет надеяться на успешную реализацию федерального государственного образовательного стандарта. Все это и много другое позволят создать условия для реализации ФГОС НОО. Стандарты нового поколения должны фиксировать не столько предметное содержание обучения, сколько методы обучения. От них напрямую зависит формирование столь актуальных познавательных, организационных и коммуникативных компетенций.

Документы:

1.ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

Сноска. Утратил силу в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 17.08.2020 № 351 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после дня его первого официального опубликования).

В соответствии с подпунктом 1) статьи 10 Закона Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года «О государственных услугах» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 18.05.2020 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
2) утратил приказом Министра образования и науки РК от 14.05.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

3) утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 12.05.2020 № 196 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
4) утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 24.07.2019 № 324 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными приказами Министра образования и науки РК от 27.01.2016 № 87 (вводится в действие с 01.03.2016); от 24.07.2019 № 324 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 12.05.2020 № 196 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 14.05.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 18.05.2020 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Комитету по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (С. Нюсупов) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан официальное опубликование настоящего приказа;

3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Балыкбаева Т.О.

5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Министр образования и науки

Республики Казахстан

А. Саринжипов

«СОГЛАСОВАНО»

Министр по инвестициям и развитию

Республики Казахстан

_______________ А.О.Исекешев

«__» __________ 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»

Министр национальной экономики

Республики Казахстан

_______________ Е.А. Досаев

4 мая 2015 года

Приложение 1
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 16 апреля 2015 года № 212

Стандарт государственной услуги»Апостилирование документов об образовании (оригиналов)»

Сноска. Приложение 1 утратило силу приказом Министра образования и науки РК от 18.05.2020 № 209 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 2
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 16 апреля 2015 года № 212

Стандарт государственной услуги»Признание и нострификация документов об образовании»

Сноска. Приложение 2 утратило силу приказом Министра образования и науки РК от 14.05.2020 № 206 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 3
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 16 апреля 2015 года № 212

Стандарт государственной услуги»Аккредитация субъектов научной и (или) научно-технической деятельности»

Сноска. Приложение 3 утратило силу приказом Министра образования и науки РК от 12.05.2020 № 196 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 4
к приказу Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 16 апреля 2015 года № 212

Стандарт государственной услуги «Оценка уровня знания казахского языка (КАЗТЕСТ)»

Сноска. Стандарт утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 24.07.2019 № 324 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Информационная технология

КОМПЛЕКС СТАНДАРТОВ И РУКОВОДЯЩИХ
ДОКУМЕНТОВ НА АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
СИСТЕМЫ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РД
50-682-89

Срок действия с 01.01.90

до 01.01.93

Настоящие методические указания устанавливают назначение, область распространения, объекты стандартизации, классификацию межотраслевых нормативно-технических и руководящих документов, включаемых в единый комплекс стандартов автоматизированных систем (ЕКС АС), а также обозначение государственных стандартов ЕКС АС.

Исходные предпосылки создания ЕКС АС и взаимосвязь комплекса с другими системами и комплексами стандартов приведены в приложении.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. ЕКС АС — комплекс взаимоувязанных межотраслевых документов, обеспечивающих стандартизацию и унификацию автоматизированных систем (АС) всех видов, процессов их создания, функционирования и развития.

Комплекс распространяется на автоматизированные системы (АС), составные части АС, жизненный цикл АС, документирование АС, процессы обработки информации в АС, элементы локальных вычислительных сетей.

1.2. Назначение ЕКС АС заключается в установлении единых правил и требований, выполнение которых обеспечивает:

1) необходимые технический уровень, качество и эффективность функционирования создаваемых АС;

2) сокращение затрат и сроков создания АС;

3) совместимость различных видов АС и их составных частей;

4) типизацию и унификацию в АС, внедрение промышленных технологий создания АС и их составных частей;

5) упорядочение процесса создания, развития и функционирования АС.

1.3. Документы, входящие в ЕКС АС, должны устанавливать:

1) терминологию АС;

2) классификацию АС и их составных частей;

3) порядок создания, функционирования и развития АС;

4) требования к составу и содержанию технической документации на АС;

5) основные положения и требования к АС в целом;

6) технические требования к составным частям АС, создаваемым как продукция производственно-технического назначения;

7) требования к интерфейсам, протоколам обмена информацией и другим средствам, обеспечивающим совместимость составных частей АС, а также взаимосвязь различных АС между собой;

8) показатели технического уровня и качества АС, методы контроля и испытания систем;

9) требования к типовым и унифицированным проектным решениям в АС.

1.4. В состав ЕКС АС входят государственные стандарты, межотраслевые руководящие документы и методические материалы.

2. СТРУКТУРА ЕКС АС

2.1. Документы входящие в ЕКС АС, разделяют на группы в соответствии с таблицей.

Код группы

Наименование классификационной группы

Общие положения

Основные положения

Правила документирования

Обеспечение совместимости

Требования к составным частям АС

Требования к АС

Создание, функционирование и развитие АС

Типовые и унифицированные решения в АС

Прочие стандарты

Резерв

2.2. Документы группы 0 должны устанавливать:

1) основные термины и определения в области АС, включая термины, характерные для АС конкретных видов;

2) область распространения, объекты стандартизации, классификацию и обозначение НТД, включаемой в ЕКС АС;

3) классификацию АС и их составных частей, функций и задач, решаемых АС, а также технико-экономической и другой информации, используемой в АС.

2.3. Документы группы 1 должны устанавливать:

1) назначение АС конкретных видов;

2) основные положения по составу, видам обеспечения, функциям и задачам АС;

3) правила межсистемного и внутрисистемного взаимодействия АС.

2.4. Документы группы 2 должны устанавливать:

1) виды, комплектность и обозначение документов, входящих в техническую документацию на АС;

2) требования к составу и содержанию технической документации на АС.

2.5. Документы группы 3 должны устанавливать:

1) средства и методы обеспечения совместимости и взаимодействия АС;

2) интерфейсы, алгоритмы и протоколы обмена информацией;

3) форматы данных и правила формализации информации;

4) требования к совместимости систем на физическом (инструментальном), функциональном, лингвистическом, программном и информационном уровнях;

5) требования к методам и средствам защиты информации.

2.6. Документы группы 4 должны устанавливать для составных частей АС, отнесенных к продукции производственно-технического назначения:

1) показатели качества;

2) технические требования;

3) правила и методы контроля и испытаний.

Примечание. Требования устанавливают к составным частям АС, разрабатываемым только для применения в составе АС.

2.7. Документы группы 5 должны устанавливать:

1) общие требования к АС в целом;

2) требования к внутрисистемным связям АС;

3) требования к АС конкретных видов;

4) требования к характеристикам и показателям качества АС.

2.8. Документы группы 6 должны устанавливать:

1) состав и последовательность стадий и этапов создания АС;

2) состав и содержание работ по каждой стадии создания АС;

3) виды испытаний АС;

4) порядок испытаний;

5) правила и методы контроля и испытаний составных частей АС.

2.9. Документы группы 7 должны устанавливать:

1) правила и методы унификации и типизации в АС;

2) методы создания АС на основе типовых и унифицированных составных частей;

3) типовые методы и решения по компонентам технического, программного, информационного, лингвистического и другим видам обеспечения АС.

3. ОБОЗНАЧЕНИЕ НТД

3.1. Обозначение НТД, входящей в ЕКС АС, должно строиться по классификационному признаку.

3.2. Обозначение государственного стандарта должно состоять из:

1) индекса (ГОСТ);

2) регистрационного номера, присвоенного комплексу стандартов и отделенному от индекса пробелом;

3) одной цифры, указывающей классификационную группу стандартов в соответствии с таблицей;

4) двух цифр, обозначающих порядковый номер стандарта в группе;

5) двух цифр после тире, обозначающих год регистрации или пересмотра стандарта.

Пример обозначения стандарта «Единый комплекс стандартов автоматизированных систем. Основные положения»:

3.3. Перечень зарегистрированных документов ЕКС АС публикует Госстандарт СССР в соответствующих информационных указателях.

ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОГО КОМПЛЕКСА СТАНДАРТОВ автоМАтизированных систем

1. Исходные предпосылки создания комплекса

1.1. Создание и внедрение автоматизированных систем различных классов и назначении ведется во многих отраслях промышленности по нормативно-технической документации, устанавливающей разнообразные организационно-методические и технические нормы, правила и положения, затрудняющие интеграцию систем и эффективное их совместное функционирование.

1.2. В период принятия Госстандартом СССР решения о совершенствовании межотраслевых комплексов стандартов действовали следующие комплексы и системы стандартов, устанавливающие требования к различным видам АС:

1) единая система стандартов автоматизированных систем управления (24-я система), распространяющаяся на АСУ, АСУП, АСУ ТП и другие организационно-экономические системы;

2) комплекс стандартов (система 23501); распространяющихся на системы автоматизированного проектирования;

3) четвертая группа 14-й системы стандартов, распространяющаяся на автоматизированные системы технологической подготовки производства.

1.3. Практика применения стандартов на АСУ, САПР, АСУ ТП, АСТПП показала, что в них применяется одинаковый понятийный аппарат, имеется много общих объектов стандартизации, однако требования стандартов не согласованы между собой, имеются различия по составу и содержанию работ, различия по обозначению, составу, содержанию и оформлению документов и пр.

1.4. На фоне отсутствия единой технической политики в области создания АС многообразие стандартов не обеспечивало широкой совместимости АС при их взаимодействии, не позволяло тиражировать системы, тормозило развитие перспективных направлений использования средств вычислительной техники.

1.5. В настоящее время осуществляется переход к созданию ложных АС (за рубежом системы CAD-САМ), включающих в свой состав АСУ технологическими процессами и производствами, САПР — конструктора, САПР — технолога, АСНИ и др. системы. Использование противоречивых правил при создании таких систем приводит к снижению качества, увеличению стоимости работ, затягиванию сроков ввода АС в действие.

1.6. Единый комплекс стандартов и руководящих документов должен распространяться на автоматизированные системы различного назначения: АСНИ, САПР, ОАСУ, АСУП, АСУТП, АСУГПС, АСК, АСТПП, включая их интеграцию.

1.7. При разработке межотраслевых документов следует учитывать следующие особенности АС, как объектов стандартизации:

1) техническое задание является основным документом, в соответствии с которым проводят создание АС и приемку его заказчиком;

2) АС, как правило, создают проектным путем с комплектацией изделиями серийного и единичного производства и проведением строительных, монтажных, наладочных и пусковых работ, необходимых для ввода в действие АС;

3) в общем случае АС (подсистема АС) состоит из программно-технических (ПТК), программно-методических комплексов (ПМК) и компонентов технического, программного и информационного обеспечений.

Компоненты этих видов обеспечении, а также ПМК и ПТК должны изготовляться и поставляться, как продукция производственно-технического назначения.

Компоненты могут входить в АС в качестве самостоятельных частей или могут быть объединены в комплексы;

4) создание АС в организациях (предприятиях) требует специальной подготовки пользователей и обслуживающего персонала системы;

5) функционирование АС и комплексов обеспечивается совокупностью организационно-методических документов, рассматриваемых в процессе создания как компоненты правового, методического, лингвистического, математического, организационного и др. видов обеспечения. Отдельные решения, получаемые в процессе разработки этих обеспечений, могут реализовываться в виде компонентов технического, программного или неформационного обеспечений;

6) совместное функционирование и взаимодействие различных систем и комплексов осуществляется на базе локальных сетей ЭВМ.

Спецификации и соглашения, принятые для локальных сетей ЭВМ обязательны для обеспечения совместимости систем, комплексов и компонентов.

2. Взаимосвязь ЕКС АС с другими системами и комплексами стандартов

2.1. Стандартизация в области АС является составной частью работ по обобщенной проблеме «Информационная технология».

2.2. Единый комплекс стандартов руководящих документов на автоматизированные системы совместно с другими системами и комплексами стандартов должен образовывать полное нормативно-техническое обеспечение процессов создания и функционирования АС.

2.3. ЕКС АС должен охватывать специфические для автоматизированных систем направления стандартизации и распространять традиционные направления стандартизации на программно-технические, программно-методические комплексы и автоматизированные системы в целом.

2.4. Направления и задачи стандартизации при нормативно-техническом обеспечении процессов создания и функционирования АС группируют следующим образом:

1) установление технических требований к продукции;

2) регламентация методов испытаний и правил аттестации и сертификации продукции;

3) регламентация правил и порядка разработки;

4) установление правил документирования;

5) обеспечение совместимости;

6) регламентация организационно-методических вопросов функционирования систем.

Направления 1 — 4 являются традиционными при разработке, изготовлении и поставке продукции. Направления 5, 6 являются специфичными и вытекают из особенностей, присущих АС.

2.5. Обеспеченность АС в целом и их составных частей нормативно-технической документацией в рамках принятых направлений и задач стандартизации различна.

Компоненты технического, программного и информационного обеспечений, как продукцию производственно-технического назначения, рассматривают, соответственно, как конструкторские, программные и информационные изделия. На эти изделия распространяются действующие комплексы стандартов ЕСКД, СРПП, ЕСПД, СГИП, УСД, классификаторы и кодификаторы технико-экономической информации, комплексы стандартов вида «ОТТ», «Методы испытаний», «ТУ», а также ОТТ заказчика.

2.5.1. Весь жизненный цикл конструкторских изделий полностью обеспечен нормативно-технической документацией, действующей в машиностроении и приборостроении.

2.5.2. Программные изделия обеспечены НТД, входящей в ЕСПД и ОТТ заказчика. Однако область распространения этих НТД должна быть расширена с целью отражения вопросов, связанных с разработкой, созданием, распространением и эксплуатацией программных изделий.

2.5.3. Информационные изделия в настоящее время не обеспечены НТД, хотя отдельные вопросы проработаны в рамках УСД, классификаторах и кодификаторах технико-экономической информации.

2.6. Программно-технические и программно-методические комплексы рассматриваются как сложные изделия, не имеющие аналогов в машиностроении. Учитывая статус ПТК и ПМК, как продукции производственно-технического назначения, правила и порядок их разработки должен быть аналогичен требованиям, установленным стандартами системы разработки и постановки продукции на производство (СРПП).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Государственным комитетом СССР по стандартам, Министерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР

ИСПОЛНИТЕЛИ

2. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17.02.89 № 254

3. Взамен ГОСТ 24.001-82, ГОСТ 23501.001-83

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *