Формой непосредственной демократии является

Формой непосредственной демократии является

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Нифанов, Алексей Николаевич, 2003 год

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35, ст. 3506.

2. Об обращениях граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Закон Амурской области от 30 декабря 1996 г. № 128 ОЗ.// Амурская правда. 1997. № 34-35, 14 февраля.

3. Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закон Томской области от 26 сентября 1996 г. №339.// Томский вестник. 1996. № 222, 3 декабря.

4. Об организации территориального общественного самоуправления в Ярославской области. Закон Ярославской области от 11 марта 1997 г. № 5 3 //Губернские вести. 1997. №11, 14 марта.

5. Жалованная грамота городам Российской империи 1785 года. ПСЗ 1. Т.ХХП. №16188.

6. Городовое положение 1870 года. ПСЗ 2. Т.ХЬУ. №48498.

7. Городовое положение 1892 года. ПСЗ 3. Т.ХП. №8708.

8. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1864 года. ПСЗ 2. Т.ХХХ1Х. №40457.

9. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1890 года. ПСЗ 3. Т.Х. №6927.1. Специальная литература1 .Авакьян С.А. Государственно-правовые аспекты демократии советского общества. М.: МГУ, 1990.

10. Авакьян С.А. Проблемы реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: материалы научно-практической конференции. М.: МГУ.1996.

11. Авакьян С.А. Территориальное сообщество — проблемы правового статуса. М. 1996.

12. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством: теоретические и конституционно-правовые основы. Ростов-на-Дону. 2002.

13. Алистратова Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России. М. 1995.

14. Антонова H.A. Правовые вопросы организационной деятельности представительных органов местного самоуправления в Российской Федерации: Ав-тореф. дисс. М. 1995.

15. Анциферова И.В. Избирательная компания как способ реализации народовластия. Автореф. дисс. М. 1994.

16. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М. 1996.

17. Барабашев Г.В. Совет и мэр в «упряжке» самоуправления.// Народный депутат. 1991, № 11.

19. Белокуров О.В. Материалы научно-практической конференции «Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы». М. 1998.

20. Белоновский В.Н., A.B. Белоновский. Представительство и выборы в России. М. 1999.

21. Белораменский В.В. Городское самоуправление в России. Автореф. дисс. СПб. 1995.

23. Богатырев В.Н. Общие собрания трудовых коллективов: конституционно-правовой институт прямого народовластия в СССР. Автореф. дисс. Саратов, 1986.

24. Большой юридический словарь. М.: ИНФРА М, 1998.

25. Бондарь Н.С. Права человека и Конституция России. Ростов-на-Дону: РГУ. 1996.

27. Буланов О.Н. Институт выборов в условиях становления в Российской Федерации демократического правового государства. Автореф. дисс. М. 1995.

28. Вайнштейн Г. Между полной несвободой и полным хаосом.// Pro et Contra. М. 1998, т.З, №3.

29. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. М. 1999.

30. Васильчиков А. О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб. 1911.

31. Витте С.Ю. Воспоминания. М. 1960, т. 2.

32. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Изд. 7-е Киев, 1915; современное переиздание Ростов. 1995.

33. Вольман Г. Как восточные немцы перестроили свое местное самоуправлением/Народный депутат. М. 1992, №14.

34. Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва, 17 февраля 1995 года, М.: Юрид. лит., 1995.

35. Выдрин И.В. Территориальный коллектив как субъект местного самоуправления.// Правоведение. М. 1992, № 4.

36. Выдрин И.В. Территориальный коллектив или субъект местного самоуправления. Екатеринбург. 1991.

37. Вялкина Т., Стариков О. За все в ответе община: местное самоуправление в Германии.//Российская Федерация. М. 1994, №10.

38. Гаджиев К.С. О перспективах демократической государственности в России. М. 1994.

39. Гегель Г. В. Ф. Политические произведения. М. 1978.

40. Герасименко Г.А. Первый акт народовластия в России: общественныеисполнительные комитеты (1917 г.).М. 1992.

41. Гильченко JI. Власть народа: хождение по кругу. //Российская Федерация. М. 1995, №12.

42. Гильченко JI. Почему не хотят «государевы люди» поделиться властью с народом.//Российская Федерация. М. 1995, № 7.

43. Зб.Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М. 1996.

44. Глазков В.А. Уличные (квартальные) комитеты. М. 1955.

45. Горбунов Н.П. Сельские сходы. Куйбышев, 1962.

46. Градовский А.Д. История местного самоуправления в России. Собр.1. Соч. СПб. 1899, т. 2.

47. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М. 1959.

48. Гулиев В.Е. Теоретические вопросы самоуправления.// Советское государство и право, 1986, № 2.

49. Гуревич Б.С. Общие собрания (сходы) граждан в Бурятии. Улан-Удэ.1 1963.

50. Даль Роберт О демократии /Пер. с англ. A.C. Богдановского; под ред. O.A. Алякринского. М.: Аспект Пресс, 2000.

51. Демократия и местное управление. Реферат на книгу: Hill D.M. Democratic theory and local government. M.: ИНИОН PAH, 1994.

52. Дмитриев Ю., Комарова В. Правовое содержание института референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации.// Право и жизнь. М. 1995, № 7.

53. Дмитриев Ю.А. Свобода манифестаций в СССР. М. 1991.

54. Дудник И.А. Возрождение Советов рабочих и солдатских депутатов в 1917 году и их сущность. М. 1992.

55. Егорова Е.С., Щербакова Н.В. Местное самоуправление в России: история и современность. Ярославль: Ярославльский государственный университет, 1992.

56. Емельянов H.A. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва Тула: ТИГИМУС, 1997.

57. Емельянов H.A. Самоуправление как форма демократического обустройства общества. М. 1996.

58. Емельянов H.A. Местное самоуправление в России: генезис и тенденции развития. Москва — Тула: ТИГИМУС, 1997.

59. Емельянов H.A. Реформа местной власти: от управления к народовластию. Тула, 1996.

60. Емельянов H.A. Государство и власть. Через самоуправление к народовластию. Тула, 1997.

62. Иванченко A.B. Доклад «Об итогах выборов в органы местного самоуправления в Российской Федерации». Материалы заседаний по местному самоуправлению в Российской Федерации. Том 1. М. 1998.

64. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Москва- Ростов. 1999.

65. Игнатов В.Г. Становление государственного и муниципального управления в современной России. Ростов-на-Дону, 1998.

68. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Под ред. A.B. Иванченко. М.: НОРМА, 1999.

69. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской истории./ В кн.: Учебники дореволюционной России по истории. М. 1994.

70. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М.: Наука, 1995.

71. Исаев И.А. История государства и права России. М.1996.

73. Кабышев В.Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов, 1974.

74. Калинин В.Д. Из истории городского самоуправления в России (17-начало 20 в.в.). М. 1994.

76. Кашо B.C. Законодательство об органах территориального общественного самоуправления и перспективы его развития.// Правоведение. 1991. №5.

77. Керимов Д.А. Социалистическое самоуправление. Киев: Украина, 1989.

78. Кирилин А. Вплоть до обращения в суд.// Российская Федерация. М. 1995. № 20.

80. Ковалев В.Т. Самоуправление: теория и практика. М. 1991.

81. Ковалева Т. Местное самоуправление: американский вариант.// Народный депутат. 1991.

82. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М.: Наука , 1990.

83. Когут А.Е. Система местного самоуправления: основы разработки и применения в городах России. /РАН. Институт социально-экономических проблем. С-Пб. 1995.

84. Козлова Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1995.

85. Комарова В. В. Формы непосредственной демократии в России. М.: Ось-89, 1998.

86. Комарова В.В. Референдум в системе народовластия в Российской Федерации. М. 1995.

87. Конституция РФ. Комментарий под ред. Б.Н. Топорнина. М. 1994.

88. Копейчиков В.В., Сущук З.И. Реальный социализм: демократия, личность, права человека. Киев, Вища школа, 1988.

89. Корельский В.М. Власть, демократия, перестройка. М.: Мысль , 1990.

90. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб. 1909, т. 2.

91. Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М.1964.

92. Краснов М.А. Местное самоуправление: государственное и общественное //Советское государство и право. 1990, №10.

93. Краснов М.А. О некоторых путях обеспечения реального самоуправления. М. 1996.

94. Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства (методологические подходы). /РАН. Институт государства и права. М.1995.

95. Крылов В.Ю. Референдум как фактор совершенствования местного самоуправления: процессуальный аспект. Одесса, 1993.

96. Кузьмин Э.Д. Демократия: некоторые вопросы теории, методологии и практики. М.: Юрид. лит., 1986.

97. Кузьмин Э.Л. Вопросы демократии в международных отношениях. М.: ИМО, 1984.

98. Кулиева С. И. Развитие механизма местного самоуправления. М., 1994.

99. Кулиева С. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. М.: Луч, 1994.

100. Лабуш Н.С. Углубление самоуправления народа в условиях совершенствования социализма. Автореф. дисс. Ленинград.

101. ЮО.Лавуар Жан-Ив Местные органы власти во Франции. Региональное и муниципальное управление. Часть 2. Екатеринбург, 1992.

102. Лазарева М.В. Демократизация власти как социальная проблема.// Социология. М. 1991.

103. Лазаревский Н. Лекции по русскому государственному праву. СПб. 1919.103 .Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М. 1993.

104. Лаптева Л.Е. О соотношении понятий «местное самоуправление» и «территориальное общественное самоуправление». М. 1996.

105. Ларькина А.П. Органы территориального общественного самоуправления. СПб. 1992.

106. Юб.Лейзеров А.Т. Развитие демократических принципов и форм деятельности местных Советов народных депутатов в условиях совершенствования социализма. Автореферат диссертации. М. 1987.

107. Лепешкин А.И. Советы власть трудящихся. 1917-1937. М. 1988.

108. Лисковский А.И. Становление системы местного самоуправления в Российской Федерации: Автореф. дисс./ Российская академия управления. М. 1992.

109. Литягин М.М. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления. М. 1992.

110. Лучин В.А. Контроль за соблюдением законодательства на выборах и референдуме. М. 1991.

111. Ш.Лысенко В.И. Некоторые проблемы развития российского избирательного права. // Государство и право, 1995.

112. Маклаков В.В. Референдум в странах — членах европейского союза. М.: ИНИОН РАН, 1997.

113. З.Марченко М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии.// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 11, Право М.,1991, №6.

114. Мельников А.Н. Особенности становления местного самоуправления в Российской Федерации. М.1996.

115. Местное самоуправление в зарубежных странах. М.1994.

116. Местное самоуправление в России. Сб. Выпуск 1. М.1995.

117. Местное самоуправление в Российской Федерации: состояние, особенности формирования, проблемы.// Вестник Центральной избирательной комиссии Р.Ф. 1997, № 4 (46).

118. Местное самоуправление: проблемы и решения. Материалы международного симпозиума. М. 1996.

119. Местное самоуправление на Юге России и в республиках Северного Кавказа. Ростов-на-Дону: СКАГС, 1997.

120. Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы. Материалы научно-практической конференции. М. 1998.

121. Мирошниченко Е. Шаги к самоуправлению.// Народный депутат. 1992, № 17.

122. Москвачев О.Н. Социалистическое самоуправление: сущность и развитие. Автореф. диссертации. М.1987.

123. Накашидзе Б.Д. Собрание граждан по месту жительства в системе прямой демократии в СССР. М. 1989.

125. Нольде Б.Э. Очерки русского государственного права. СПб. 1991.

126. Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л. 1969.

127. Овчинников И.И. Местное самоуправление: конституционно-правовая основа формирования. Вып. 1, М.1992.

128. Организация и функционирование местного самоуправления (опыт зарубежных стран). М. 1991.

129. Очерки по истории выборов и избирательного права. Калуга Москва, 1997.

130. Паншин И.К. Драма противостояния (либерализм в старой и новой России). М. 1994.

131. Парадиз А.Л. Зарождение и крах либеральных идей о народовластии, местном самоуправлении и гражданских свободах./ Интеллигенция и либерализм в России. Саратов, 1995.

132. Парадиз А.П. Местное самоуправление в политической системе общества. Автореф. дисс. Саратов 1994.

133. Пастухова Л.А., Фунтикова Т.И. Местное самоуправление: история и современность. Ставрополь, 1993.

134. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М. 1994, н.1.

135. Поленина С.В. Развитие представительной и непосредственной демократии в условиях формирования правового государства.// Теория права. Вып. 2. М. 1992.

136. Попова H.A. Современное российское общество и демократия. Ростов-на-Дону, 1999.

137. Постовой И.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М.1995.

138. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М. 1995.

139. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. М. 1993.

141. Пуздрач Ю.В. Местное самоуправление: (сущность, критерии, условия развития). М. 1994.

142. Пую A.C. Государственная форма социалистического самоуправления. Автореф. дисс. Ленинград, 1989.

143. Пчелинцева Л.М. Роль самоуправления народа в обновлении советского общества. Автореф. дисс. Ленинград ,1989.

144. Пылин В.В. Представительные органы местного самоуправления. СПб. 1996.151 .Референдум мера исключительная. Известия, 1991, 15 февраля.

145. Референдум-инструмент демократии.// Народный депутат. 1990. №4.

146. Реформа избирательной системы в России и в Италии.// Государство и право, 1994, № 11.

147. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994.

148. Рыхсиева М.Х. Демократизация представительных органов власти в системе местного самоуправления. М.: Наука, 1991.

149. Рябко А.И. Социальный контроль и его правовые формы. М. 1995.

150. Савельев Е.П. Войсковой круг, как народоуправление на Дону. Новочеркасск, 1918.

151. Самоуправление от теории к практике. /Под ред. Ю.А. Тихомирова, Г.Х. Шахназарова. М. 1988.

152. Сапунов Н.Р. Система и структура самоуправления народа.// Актуальные вопросы правоведения в современный период. Томск, 1995.

153. Семкив О.И., Денисенко В.Н., Лагутин A.B. Проблемы и формы самоуправления народа как основа становления государственного суверенитета. Львов, 1992.

154. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по истории русского права. СПб. 1883.

155. Сиддиков P.P. Местные органы власти и местное самоуправление: Автореф. дисс. М.1993.

156. Сиддиков P.P. Представительные органы и непосредственная демократия в системе местного самоуправления. Ташкент, 1993.

157. Скуратов Ю.И. Концепция народного суверенитета и конституционное государство.// Личность и власть. Саратов, 1995.

158. Скуратов Ю.И. Система социалистического самоуправления советского народа. Автореф. дисс. Свердловск, 1987.

159. Сладков К.С. Сельские сходы. М. 1962.

160. Слива А., Лынев Р. Какой будет местная власть.// Российская Федерация, 1993, №1.

161. Страшун Б.А. Самоуправление жителей./ Социалистическое самоуправление, опыт и тенденции развития. М. 1986.

162. Суворов В.Н. Конституционные формы непосредственной демократии. М.1984.

163. Тахтарев K.M. От представительства к народовластию. СПб. 1907.

164. Теория государства и права. Курс лекций./ Под. ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995.

165. Тиунова Л.Б. Право. Конституция. Правовое государство. СПб. 1992.

166. Тихомиров Ю.А. Механизм территориального самоуправления и хозяйствования. М.1993 г.

167. Тихомиров Ю.А. Самоуправление: от теории к практике. М.: Юридическая литература, 1988.

168. Тихомиров Ю.А. Социалистическое самоуправление народа. М.: Знание, 1987.

169. Трутовский В. Современное земство. СПб. 1914.

170. Уметов М.Т. Формы участия народных масс в управлении делами общества: (Система государственных форм представительной и непосредственной демократии). Автореф. дисс. М. 1989.

171. Устьянцева Г.Г. Ответственность местных Советов народных депутатов как фактор развития народовластия. Автореф. дисс. Саратов, 1988.

172. Учебники дореволюционной России по истории. М. 1994.

173. Фадеев В.И. Местное самоуправление в Российской Федерации.// Человек и закон. М. 1994, № 9.

174. Фадеев В.И. Система гарантий местного самоуправления.// Право и жизнь. М. 1995, №7.

175. Фадеев В.И. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. М. 1996.

176. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. СПб. 1995.

177. Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений.// Государство и право 1996, №11.

178. Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М. 1981.

179. Хоперская Л., Харченко В. Проблемы местного самоуправления в законодательстве субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. В кн.: Местное самоуправление в Российской Федерации. М. 1998.

180. Цвик М.В. О формах, субъектах и принципах социалистической демократии.// Проблемы теории социалистического государства и права. М. 1975.

181. Цвик М.В. Проблемы теории социалистической демократии: (Государственно-правовые аспекты). Автореф. дисс. Харьков, 1986.

182. Цвик М.В. Социалистическая демократия и самоуправление. Советское государство и право М. 1985, № 4.

183. Церевитинов С.С. Опыт деятельности территориального общественного самоуправления в московском поселке «Сокол» памятнике градостроительства./ Местное самоуправление: проблемы и решения. Материалы международного симпозиума. М. 1999.

184. Чеботарев Г.Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации. Тюмень: ТГУ, 1995.

185. Черепнин Л.В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV веках. Очерки социально-экономической и политической истории Руси. М. 1960.

186. Черник И. Самоуправление: современность и истоки. //Советская юстиция. М. 1991, № 5.

187. Черник И.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации: теория, практика, становление. М. 1992.

189. Чурина И.А. Политико-правовой институт всенародных обсуждений. М. 1988.

190. Шапиро И. Демократия и гражданское общество. М. 1992.

191. Шапсугов Д.Ю. Народовластие и популизм.// Северо-Кавказский юридический вестник. Ростов-на-Дону, 1998, №4.

192. Шапсугов Д.Ю. Местная власть в России и Германии. Кн. 1 и 2. Ростов-на-Дону, 1994,1995.

193. Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории. М.: Политиздат, 1974.

195. ШереметК.Ф. Непосредственная демократия в СССР. М.: Знание, 1984.

196. Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2000.

197. Шленкин П.И., Фадеев В.И. Местное самоуправление: Российский вариант. Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1993.

198. Шмидт С.О. К истории русских соборов XIV века./ Исторические записки. Т.76, 1964.

199. Шугрина Е.С. Местное самоуправление: понятие и содержание.// Право и рынок, Барнаул. 1994.

200. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М. Юрид. лит., 1984.

201. Щиглик А.И. Самоуправление в условиях развитого социализма. М.: Знание, 1985.

202. Юбилейный сборник. 1864-1914. СПб.1914.

203. Янин B.JL Я послал тебе бересту. М. 1965.

Пристатейный б

1. Всемирный доклад о наркотиках, 2012 г. ЮНОДК.

2. Выступление председателя ГАК, директора ФСКН Виктора Иванова на Всемирном экономическом форуме 26 января 2012 г. Давос.

4. Коротаев А.В., Халтурина Д.А. Современные тенденции мирового развития. -М.: ЛИБРОКОМ/USSR, 2009.

5. Миросистемный анализ. И. Валлерстайн // Время мира. Альманах современных исследований по теории истории,

графический список:

микросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций // Под ред. Разова Н.С., Новосибирск, 1998. Вып.1.

7.http://iarex/metabar.ru/?utm_medium=sitebar&u tm_source=www/iarex.ru&utm_campaign=install _app (дата обращения 11.02.13).

8.http://za-kaddafi.org/node/10144 (дата обращения 26.02.13).

9.www.independent.co.uk/news/world/americas/h es-not-dead-worlds-most-dangerous-fugitive-was-not-killed-in-guatemalan-

850156.html?origin=internalSearch (дата

обращения 4.02.2012).

Р.М. Усманова

ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

В статье рассматривается местная демократия. Указывается, что на местном уровне демократия представлена в двух формах: представительной и непосредственной. При этом сама непосредственная демократия на муниципальном уровне в зависимости от того, как население участвует в решении вопросов местного значения, может быть в нескольких формах. Особая роль отводится прямой, делиберативной и партиципаторной демократии.

Ключевые слова: демократия, местное самоуправление, население, формы демократии, непосредственная демократия.

R.M. Usmanova

FORMS OF DIRECT DEMOCRACY AT THE LOCAL LEVEL

Key words: democracy, local self-government, population, form of democracy, direct democracy.

Граждане в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на участие — непосредственно или через своих представителей — в осуществлении публичной власти в рамках муниципального образования. Верно, утверждает Г.А. Цветкова, что «местное

самоуправление — единственная форма публичной власти, в которой народ непосредственно реализует свои властные полномочия»1.

1 Цветкова Г.А. Местное самоуправление в современной России: состояние, тенденции, эффективность (опыт

В литературе встречаются различные определения муниципальной демократии. Так, под муниципальной демократией Ю.М. Лермонтов понимает относительно обособленную правовую форму прямого участия населения (территориального коллектива) в обсуждении и принятии важнейших решений в масштабах муниципального образования, в их реализации и осуществлении демократического

контроля в порядке, установленном Конституцией и действующим

законодательством2. На наш взгляд, данное авторское определение страдает одним недостатком — оно исключает представительские начала местного самоуправления. Интересной покажется точки зрения А.А. Новоселова, «местная (муниципальная) демократия — это динамично развивающаяся система со множеством взаимосвязанных и постоянно меняющихся компонентов, в рамках которой происходят процессы

взаимодействия на локальном уровне таких факторов, как наднациональные силы и институты, национальные и местные правительства, гражданское общество, неправительственные

организации, а также различных групп давления, в процессе выработки общезначимых решений»3. Однако данным определением автор выходит за рамки чисто местной демократии.

По-нашему, верной выглядит позиция Н.С. Бондаря: «Муниципальная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социологического анализа): дисс. … докт. соц. наук. М., 2003. С.218.

3 Новоселов А.А. Применение концепции «местной

демократия — демократия «малых пространств», «основанная на единстве свободы и ответственности,

самоуправленческая форма осуществления населением по месту жительства публичной власти, коллективных и индивидуальных прав граждан по самостоятельному решению в пределах, установленных Конституцией и действующим законодательством вопросов местного значения, непосредственному обеспечению жизнедеятельности и оказанию муниципальных услуг в интересах местного сообщества и отдельных граждан»4. Им же выделяются отличительные признаки муниципальной демократии. Во-первых, она

осуществляется в особой сфере общественных отношений, которую формируют вопросы местного значения; во-вторых, она реализуется на низовом территориальном уровне организации публичной власти; в-третьих, охватывая собой всю территорию Российской Федерации, она проявляется и таким образом имеет своими пространственными пределами территории муниципальных образований; в-четвертых, основываясь на принципах самоуправления, она предполагает максимальное сближение управляющего и управляемого субъектов, органов муниципальной власти и местного сообщества и, соответственно,

непосредственной и представительной демократии; в-пятых, она организационно обособлена от демократических ..институтов государственной власти; в-шестых, муниципальная демократия не ограничивается самоуправленческими властеотношениями, но включает также

Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. М. 2009. С.42.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика институты общественного, не публично-

властного характера .

Местная демократия может быть в двух формах: представительной и непосредственной.

В литературе по муниципальному праву внимание всегда уделяется формам непосредственной демократии. При этом среди ученых нет единства мнений, что же необходимо относить к данным формам. В этом плане вполне обоснованной считаем мнение В.Н. Мамичева, который считает, что «в последнее время предпринята попытка существенно расширить содержание понятия форм

непосредственной демократии, привнося в него явления, не связанные непосредственно с осуществлением

властных функций, но создающих для него

«питательную среду» .

Сами формы непосредственной демократии перечислены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации» (далее Федеральный закон №131 -ФЗ). Однако, необходимо отметить, что Федеральный закон №131-Ф3 четко разграничивает среди форм

непосредственной демократии формы непосредственного осуществления

местного и формы участия населения в местном самоуправлении, центральное место в котором занимает территориальное общественное

самоуправление. Имеются различные попытки классификации форм

непосредственной демократии. Так, по

5 Там же. С.17.

6Мамичев В.Н. Референдум в законодательстве зарубежных стран и России: автореф.дис. … канд.юрид.наук. Ставрополь, 2000. С.16.

7 Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.

мнению П.А. Астафичева , основанием для разделения форм муниципальной демократии является степень воздействия властной воли населения на принимаемые в муниципальном образовании решения, и, соответственно, формы делятся на императивные и консультативные. Если выражаемая гражданами воля подлежит обязательной реализации, то это императивная форма прямой демократии, если воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления, то в данном случае мы имеем дело с консультативной формой. Императивная демократия представляет собой народовластие в прямом смысле, поскольку выражаемая гражданами воля подлежит обязательной реализации. В системе местного самоуправления к таким формам относятся референдум, выборы, сход и отзыв. Как пишет В.Н. Руденко, под институтами прямой демократии следует понимать «совокупность правовых норм, регулирующих отношения по принятию гражданами в рамках установленной законом компетенции общеобязательных публично-властных решений, имеющих силу государственно-волевых решений (решений органов местного

самоуправления)»9. Что же касается консультативной прямой муниципальной демократии, то здесь обеспечивается лишь участие отдельных граждан в муниципальной деятельности, а воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления. Это правотворческая инициатива,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

территориальное общественное

8 Астафичев П.А Прямая демократия в местном самоуправлении: конституционно-правовой аспект// Образование и общество. №2. 2007.С.65.

9 Руденко В.Н. Прямая демократия. Модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург. 2003. С.110.

самоуправление, публичные слушания, собрания, конференции, опросы, обращения с жалобами, заявлениями и предложениями, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.

А.А. Уваров, конкретизируя данные утверждения, отмечает одни из этих форм, такие, как местный референдум, муниципальные выборы, сходы граждан, можно считать формами непосредственной демократии, другие — публичные слушания, собрания, конференции, опросы граждан и т.п. — следует расценивать как консультативные формы политической активности граждан. Если первые из них по своей природе тяготеют к формам публичной власти, то вторые — к формам гражданского общества»10.

При этом первые формы, поддерживаются правом, являются более политизированными, в отличие от форм «подразумевающие при этом не просто участие жителей, а участие именно граждан страны, т.е. части населения с активистской политической культурой, или культурой участия»11, под которым понимается гражданское участие. Таким образом, формы местной демократии можно разделить на две группы: формы, при которых население принимает публично-властные решения (в чистом виде прямая демократия) и формы участия граждан в принятии публично-властных решений органами власти, при которых граждане имеют возможность влиять на процесс принятия решений властью и используют эти возможности (институты консультативной демократии).

10 Уваров А.А. Местное самоуправление и гражданское общество // Конституционное и муниципальное право. №15. 2008. С.7.

11 Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и

стабильность демократии // Полис. №.4.1992. С. 127-128.

Следовательно, имеют место иные формы демократии, которые реализуются в системе местного самоуправления.

Значительное место в современных демократических теориях занимает концепция партиципаторной демократии, суть которой в активном участии граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Участие может быть как на федеральном и субъектном уровне, так и на местном. Партиципативная демократия — это новая система взаимоотношений между гражданами и избранными ими представителями, действующая наряду с прямой и представительной демократией. На Западе тот новый, постепенно укрепляющийся вид демократии стал ответом на несовершенство существующей системы представительства и

нереализуемость прямой демократии в рамках современного государства12. Партиципативная демократия, однако, не тождественна прямой: согласование проводимой политики не означает передачу обратно гражданам полномочий, делегированных выборным лицам. Привлекая людей к участию, представители власти берут на себя обязательства выработки решений в соответствии с мнениями и пожеланиями граждан. Обычно они сохраняют при этом за собой роль арбитра в принятии решений, за исключением тех случаев, когда принятие того или иного решения выносится на референдум. Другими словами

партиципативная демократия — это инструменты, используемые местными властями для вовлечения граждан в процесс коллективной выработки

12 Мария Кроль. Развитие местных сообществ как основа улучшения качества жизни людей//

http://www.cloudwatcher.ru/what-we-think .(дата

посещения 30.11.2012)

решений. Дж. Нейсбит определил «смерть представительной демократии» и переход к «демократии участия» в качестве одного

из важнейших признаков грядущего

информационного общества . Однако, как пишет П.С. Панарин, «демократия участия по своему авторитарна и принудительна: она требует от нас публичной жизни, посягая тем самым на наше право вести сугубо частную жизнь»14.

Делиберативная демократия — это демократия рационального дискурса, обсуждения, убеждения, аргументации, компромиссов в ее беспартийном варианте. Граждане вовлекаются в процесс принятия политических решений посредством вынесения проблемы на всеобщее обсуждение. В результате обсуждения формируется некоторый общественный консенсус по проблеме. Таким образом, по мнению Н.В. Ляхович-Петраковой,

делиберативный политический процесс — это процесс массовых консультаций по общественно значимым проблемам с привлечением к разработке публичной политики как можно большего количества граждан15. К делиберативной форме на местном уровне относятся, таким образом, публичные слушания. Например, по мнению М.А. Очеретиной институт

публичных слушаний

делиберативной демократией в России10.

является

13 Нейсбит Дж. Мегатренды. Пер. с англ. М.Б. Левина. М.: ООО «Издательство ACT»; ЗАО НПП «Ермак. 2003. С.23

14 Политология. Западная и Восточная традиции: Учебник для вузов. /Панарин А.С., — М.: Книжный дом «Университет», 2000. С.38.

15 Ляхович-Петракова Н.В Идеи делиберативной

демократии как концептуальная база общественной экспертизы в оценке публичной политики. Вучоныя зашсю Брэсцкага дзяржаунага ушверспэта iмя А.С. Путина. Вып. 7 .Ч.1. 2011. Брест. С.36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Очеретина М.А. Становление и развитие института публичных слушаний. // Научный ежегодник Института

философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Екатеринбург. 2009. Вып. 9. С.433.

Однако, дискурс сообщества необходим и при экспертизе проектов по важным проблемам муниципального образования. Так как при экспертизе проектов общественностью происходит оценка конкретных проектов, оценка публичной политики. В качестве процедурных форм общественной экспертизы в России могут выступить общественно-

консультационные (совещательные)

органы.

Интересно, что наряду с прямой демократией, различается плебисцитарная демократия, предполагающая

непосредственную связь между властями и гражданами через проведение плебисцитов. Так, например, Ю. Дмитриев и Б.Исраелян наряду с референдумом различают также

плебисцит17. А С.А. Авакьян, опрос населения относит к формам консультативного референдума, а

императивный референдум считает

синонимом плебисцита18. Различие между плебисцитарной и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают

непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия (например, референдум) предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно

ограничены (например, опрос населения).

В литературе нет однозначных мнений как соотносятся все формы

17 См.: Дмитриев Ю., Исраелян Б. Избирательное право и избирательный процесс. — Ростов н/Д.: Феникс. 2004.

18 См.:Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.-2-е изд., переаб. И доп. В 2 т. Т.1. М.: Юрист. 2007. 719 с.

демократии. Например, по мнению В.И. Васильева, наряду с референдумом, выборами, собраниями и сходом, существуют и другие формы прямой демократии19. Т.е. по сути, все формы, перечисленные в Федеральном законе №131-ФЗ, автор относит к формам прямой демократии. Имеется точка зрения о том, что делиберативная демократия или демократия обсуждения является одним из

институтов демократии участия, или

партиципаторной демократии .

По мнению других, наряду с представительной демократией, имеются и институты прямой демократии, а также иные институты демократии, к которой относят и плебисцитарную демократию21.

Мы согласны с В.Н. Руденко, который пишет, что в настоящее время актуальным вопросом повестки дня

является не проблема конкурентности

прямой и представительной демократии . По его мнению, не надо заменять представительную демократию, а необходимо выбирать между стратегией участия граждан в принятии публично-властных решений органами власти и стратегией принятия публично-властных решений самими гражданами, либо

23 п

сочетать их . При этом, помимо прямой демократии, он различает институты делиберативной демократии, институты партиципаторной демократии, институты плебисцитарной демократии.

Отличительной особенностью институтов

19 Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстициинформ. 2012. С.41

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 Очеретина М.А. Указ.соч. С.433.

21 См.: Денисенко Н.А. Политология: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005; Н.В. Ляхович-Петракова. Указ. соч.

23 Там же.

прямой демократии является

урегулирование отношений, связанных с непосредственным принятием гражданами публично-властных решений.

Отличительной особенностью иных упомянутых институтов является достижение общественного согласия, обеспечение сотрудничества и партнерства субъектов гражданского общества и

власти .

В любом случае все это формы демократии между собой взаимосвязаны и перетекают из одной формы участия граждан в другую. Например, обсуждение какого-либо вопроса, а затем вынесение его на рассмотрение общественного совета. В данном случае мы видим непосредственную связь делибиративной и партиципаторной демократией.

Таким образом, в системе местного самоуправления непосредственная

демократия представлена совокупностью императивных и консультативных форм.

1. Если выражение воли граждан имеет обязательный и окончательный характер, то в данном случае имеют место формы прямой демократии. В качестве форм прямой демократии выделяются такие институты как: институты, регулирующие принятие гражданами управленческих решений и прямое правотворчество граждан — референдум, правотворческая инициатива, сходы; институты, обеспечивающие прямое участие граждан в формировании системы публичной власти — участие на муниципальных выборах, отзыв депутата (выборного должностного лица).

2. Если воля индивидов не имеет верховного значения для органов местного самоуправления, то в данном случае мы

24 Там же. С.14.

имеем дело с другими формами демократии. В этом плане верна позиция А.А. Сергеева, который называет их «дополнительными демократическими инструментами, дающими возможность гражданам воздействовать на органы местной власти» и действующими наряду с формами прямого народовластия»25.

В качестве институтов

делиберативной демократии в системе местного самоуправления выступают публичные слушания. К институтам плебисцитарной демократии относится опрос в качестве форм партиципаторной демократии или демократии участия, все другие и иные формы участия, не закрепленные Федеральным законом №131-Ф3. В качестве таких форм участия, которые не закреплены Федеральным законом №131-ФЗ могут быть любые действия граждан, не противоречащие законодательству, и которые направлены на воздействие на муниципальную власть с целью удовлетворения интересов населения.

По мнению А.Л. Нездюрова к формам участия можно отнести встречи граждан с представителями власти (в том числе на приемах и собраниях), «горячий телефон», общественные экспертизы, участие граждан и НКО в конкурсах и реализации «социального заказа (гранта)», рекламные, агитационные и «лоббистские» кампании26. Своеобразной формой политического участия на местном уровне является политический протест. Его формами являются: митинги, забастовки, петиции, пикеты, демонстрации, когда имеется негативная реакция субъектов на сложившуюся в обществе политическую, экономическую, иную ситуации или конкретные действия публичных органов и должностных лиц.

Как видим, некоторые формы участия населения имеют нормативное закрепление: нормами конституционного права в частности регулируются протестные акции, нормами

муниципального права устанавливается деятельность различных общественных советов, приемных и иных форм взаимодействия населения и

муниципальных структур. Однако, необходимо отметить, что невозможно урегулировать все формы участия населения в общественной жизни. Верно пишет Г.А. Криворотова:

«Первостепенной задачей в направлении развития демократии в России должно стать внедрение партиципативных принципов в деятельность местных органов власти, что возможно осуществить посредством не только создания неких новых структур общественного контроля, но и поощрением уже существующих гражданских инициатив, а также возрождением региональных и местных

традиций самоуправления» .

В местном самоуправлении интенсивное развитие должны получить делиберативная и партиципаторная демократия, то есть такие формы демократии, при которых стратегиями вовлечения граждан в публично-властные, отношения являются не стратегии принятия решений самими гражданами, а стратегии выработки решений с участием граждан. Хочется закончить актуальными на наш взгляд словами В.В. Путина: «Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности

непрерывно влиять на власть и процесс

— 28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принятия ею решений» .

28 Путин В.В. Демократия и качество государств // Коммерсантъ. 6 февраля 2012.

Пристатейный

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс.-2-е изд., переаб. И доп. В 2 т. Т.1. — М.: Юрист, 2007.

2. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. №4. 1992.

3. Астафичев П.А Прямая демократия в местном самоуправлении: конституционно-правовой аспект // Образование и общество. №2. 2007.

4. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. — М., 2009.

5. Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстициинформ. 2012.

6. Енисенко Н.А. Политология: Учеб. пособие. Новосибирск. Изд-во НГТУ, 2005.

7. Дмитриев Ю., Исраелян Б. Избирательное право и избирательный процесс. Ростов н/Д. Феникс. 2004.

10. Ляхович-Петракова Н.В Идеи делиберативной демократии как концептуальная база общественной экспертизы в оценке публичной политики. Вучоныя зашсю Брэсцкага дзяржаунага ушверсггэта iмя А.С. Пушкша. Вып. 7 .Ч.1. 2011.

11. Мамичев В.Н. Референдум в законодательстве зарубежных стран и России: автореф.дис. …канд.юрид.наук. Ставрополь., 2000.

13. Нездюров А.Л. Публичные слушания как одна из форм общественного участия./

ографический список:

14. Нейсбит Дж. Мегатренды. Пер. с англ. М.Б. Левина. — М.: ООО «Издательство ACT»; ЗАО НПП «Ермак», 2003.

15. Новоселов А.А. Применение концепции «местной демократии» в современном процессе Государственного строительства Европейских стран: дисс. .канд. полит. наук. Н. Новгород, 2006.

16. Очеретина М.А. Становление и развитие института публичных слушаний. Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Екатеринбург, 2009. Вып.9.

17. Политология. Западная и Восточная традиции: Учебник для вузов. /Панарин А.С. -М.: Книжный дом «Университет». 2000.

18. Путин В.В. Демократия и качество государств // Коммерсантъ. 2012. 06 февраля.

20. Руденко В.Н. Прямая демократия. Модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003.

22. Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992.

23. Уваров А.А. Местное самоуправление и гражданское общество// Конституционное и муниципальное право. 2008. №15.

24. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *