ФСС нс

ФСС нс

В соответствии с Федеральным законом РФ от от 25 ноября 2008 г. N 217-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 331-ФЗ продлил действие тарифов и на 2011 — 2013 годы.

Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 228-ФЗ продлил действие тарифов и на 2013 — 2015 годы.

О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2013 году и на плановый период 2014 и 2015 годов

Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, вступающая в силу с 1 января 2013 года.

Страховой тариф устанавливается в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско — правовому договору по группам отраслей (подотраслей) экономики в соответствии с классами профессионального риска в следующих размерах:

I класс профессионального риска 0,2
II класс профессионального риска 0,3
III класс профессионального риска 0,4
IV класс профессионального риска 0,5
V класс профессионального риска 0,6
VI класс профессионального риска 0,7
VII класс профессионального риска 0,8
VIII класс профессионального риска 0,9
IX класс профессионального риска 1,0
X класс профессионального риска 1,1
XI класс профессионального риска 1,2
XII класс профессионального риска 1,3
XIII класс профессионального риска 1,4
XIV класс профессионального риска 1,5
XV класс профессионального риска 1,7
XVI класс профессионального риска 1,9
XVII класс профессионального риска 2,1
XVIII класс профессионального риска 2,3
XIX класс профессионального риска 2,5
XX класс профессионального риска 2,8
XXI класс профессионального риска 3,1
XXII класс профессионального риска 3,4
XXIII класс профессионального риска 3,7
XXIV класс профессионального риска 4,1
XXV класс профессионального риска 4,5
XXVI класс профессионального риска 5,0
XXVII класс профессионального риска 5,5
XXVIII класс профессионального риска 6,1
XXIX класс профессионального риска 6,7
XXX класс профессионального риска 7,4
XXXI класс профессионального риска 8,1
XXXII класс профессионального риска 8,5

Cтраховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов:

1) организациями любых организационно — правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско — правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп;

2) следующими категориями работодателей:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
учреждениями, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно — оздоровительных, физкультурно — спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям — инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Полис обязательного медицинского страхования
1. Полис обязательного медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории Российской Федерации в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования.
2. Полис обязательного медицинского страхования обеспечивается федеральным электронным приложением, содержащимся в универсальной электронной карте, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Единые требования к полису обязательного медицинского страхования устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования.
Порядок выдачи полиса обязательного медицинского страхования застрахованному лицу
КонсультантПлюс: примечание.
Полисы обязательного медицинского страхования, выданные лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию до 1 января 2011 года являются действующими до замены их на полисы обязательного медицинского страхования единого образца в соответствии с настоящим Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании». С 1 мая 2011 года изготовление полисов обязательного медицинского страхования для застрахованных лиц, не получающих универсальной электронной карты, организуется Федеральным фондом, выдача их застрахованным лицам осуществляется в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. До 1 мая 2011 года выдача полисов обязательного медицинского страхования осуществлялась в соответствии с нормативными правовыми актами, регулировавшими выдачу полисов обязательного медицинского страхования и действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании» (пункт 2 статьи 51).

1. Для получения полиса обязательного медицинского страхования застрахованное лицо лично или через своего представителя подает в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, заявление о выборе страховой медицинской организации.

2. В день подачи заявления о выборе страховой медицинской организации застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования либо временное свидетельство в случаях и в порядке, которые определяются правилами обязательного медицинского страхования.
Права и обязанности медицинских организаций
1. Медицинские организации имеют право:
1) получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также — тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) обжаловать заключения страховой медицинской организации и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
2. Медицинские организации обязаны:
1) бесплатно оказывать застрахованным лицам медицинскую помощь в рамках программ обязательного медицинского страхования;
2) вести в соответствии с настоящим Федеральным законом персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
3) предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи;
4) предоставлять отчетность о деятельности в сфере обязательного медицинского страхования в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом;
5) использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования;
6) размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи;
7) предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования

гл. 4, Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}
Права и обязанности застрахованных лиц
1. Застрахованные лица имеют право на:
1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
а) на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
б) на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
2) выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования;
3) замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию;
4) выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
5) выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
7) защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
2. Застрахованные лица обязаны:
1) предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
2) подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
3) уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)
4) осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
3. Обязательное медицинское страхование детей со дня рождения до дня государственной регистрации рождения осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители. После дня государственной регистрации рождения ребенка и до достижения им совершеннолетия либо после приобретения им дееспособности в полном объеме и до достижения им совершеннолетия обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем.
4. Выбор или замена страховой медицинской организации осуществляется застрахованным лицом, достигшим совершеннолетия либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо после приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия — его родителями или другими законными представителями), путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций, который размещается в обязательном порядке территориальным фондом на его официальном сайте в сети «Интернет» и может дополнительно опубликовываться иными способами.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)
5. Для выбора или замены страховой медицинской организации застрахованное лицо лично или через своего представителя обращается с заявлением о выборе (замене) страховой медицинской организации непосредственно в выбранную им страховую медицинскую организацию или иные организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования. На основании указанного заявления застрахованному лицу или его представителю выдается полис обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования. Если застрахованным лицом не было подано заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации, такое лицо считается застрахованным той страховой медицинской организацией, которой он был застрахован ранее, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)
6. Сведения о гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного медицинского страхования, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации в случае прекращения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии страховой медицинской организации, ежемесячно до 10-го числа направляются территориальным фондом в страховые медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации, пропорционально числу застрахованных лиц в каждой из них для заключения договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Соотношение работающих граждан и неработающих граждан, не обратившихся в страховую медицинскую организацию, а также не осуществивших замену страховой медицинской организации в случае прекращения договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в связи с приостановлением, отзывом или прекращением действия лицензии страховой медицинской организации, которое отражается в сведениях, направляемых в страховые медицинские организации, должно быть равным.
(в ред. Федерального закона от 01.12.2012 N 213-ФЗ)
7. Страховые медицинские организации, указанные в части 6 настоящей статьи:
1) в течение трех рабочих дней с момента получения сведений из территориального фонда информируют застрахованное лицо в письменной форме о факте страхования и необходимости получения полиса обязательного медицинского страхования;
2) обеспечивают выдачу застрахованному лицу полиса обязательного медицинского страхования в порядке, установленном статьей 46 настоящего Федерального закона;
3) предоставляют застрахованному лицу информацию о его правах и обязанностях.

Ставки страховых взносов от несчастных случаев

Тарифы страховых взносов определяются классом профессионального риска. Таких классов всего 32 (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ) — по видам деятельности.

Определить свой класс профриска можно, зная свой ОКВЭД (см. Приложение к Приказу Минтруда РФ от 30.12.2016 года № 851Н). В каждом классе собраны виды деятельности, схожие по показателям травматизма и профзаболеваний, а значит, и по расходам на страховое обеспечение. Чем выше класс риска, тем выше ставка страховых взносов.

Например, ОКВЭД 18.11 «Печатание газет» относится к 1 классу профриска со ставкой 0,2 %, а ОКВЭД 05.10.1 «Добыча угля и антрацита» — к 32 классу со ставкой 8,5 %.

Величина тарифов подтверждается каждый год: фактически законодатель продлевает размеры ставок, установленные Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ. На 2020 год они установлены Федеральным законом от 27.12.2019 № 445-ФЗ.

Чтобы активнее включать в трудовой процесс инвалидов I, II и III группы, закон сохраняет для них льготные тарифы по взносам — 60 % от утвержденного размера. Эта норма действует и для ИП (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2019 № 445-ФЗ).

Вот тарифы страховых взносов по классам профессионального риска:

Ваш тариф взносов на травматизм

Чтобы узнать свой тариф, определите класс страхового риска вашего бизнеса. Это зависит от ОКВЭД, который в прошлом году установили как основной для вашей компании (п. 8 Постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).

Основной вид деятельности юрлица подтверждают ежегодно. До 15 апреля в ФСС подаются следующие документы (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55):

  • заявление;
  • справка-подтверждение;
  • пояснительная записка к балансу (для всех, кроме субъектов малого предпринимательства).

После получения документов ФСС установит для вас тариф страховых взносов, который начнет действовать с начала текущего года. До этого момента платите взносы по прошлогоднему тарифу.

Бухгалтер и закон

ВЫПЛАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЛОЖЕНИЮ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

С учетом судебной практики и разъяснений официальных органов рассмотрим основные вопросы определения правомерности необложения выплат физическим лицам страховыми взносами.

Положения ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ), устанавливающей исключения из облагаемых страховыми взносами выплат, т. е. из объекта обложения страховыми взносами, имеют важное значение для всех плательщиков страховых взносов.

Положения ст. 9 Закона № 212-ФЗ вызывают у налогоплательщиков наибольшее количество вопросов, поскольку они предоставляют возможность уменьшать суммы страховых взносов.

Об особом внимании контролирующих органов к правильности применения положений ст. 9 Закона № 212-ФЗ свидетельствует п. 7.5.4 Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, утвержденных распоряжением правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34р. Этот пункт так и называется: «Правильность определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам».

В этом документе Пенсионный фонд РФ указывает, что суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков, произво-

дящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, необходимо проверить на соответствие ст. 9 Закона № 212-ФЗ. В ходе выездной проверки анализируется обоснованность отнесения выплат к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Если выплата, по которой не были начислены страховые взносы, соответствует критериям, установленным ч. 1, 2 и 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, то проверяются документальное подтверждение и размер данной выплаты.

Перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами, установленный ст. 9 Закона № 212-ФЗ, является исчерпывающим. Оплата расходов, не указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплат, производимых в пользу работников в рамках трудовых или гражданско-правовых правоотношений.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами только пособия, которые выплачиваются на основании и в соответствии с:

— законодательством РФ;

— законодательными актами субъектов РФ;

— решениями представительных органов местного самоуправления.

К пособиям, на которые распространяются положения п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, например, относятся суммы страхового обеспечения, установленные п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»:

— оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

— пенсия по старости;

— пенсия по инвалидности;

— пенсия по случаю потери кормильца;

— пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

— пособие по беременности и родам;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

— пособие по безработице;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— пособие на санаторно-курортное лечение;

— социальное пособие на погребение;

— оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Как разъяснено в письме Пенсионного фонда РФ от 18.10.2010 № 30-21/10970 (далее — Письмо № 30-21/10970), в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» с 01.01.2001 установлена ежемесячная компенсационная выплата в размере 50 руб. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Словом, такие пособия и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством, на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пункт 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень видов компенсаций, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

При этом необходимо, чтобы выплаты:

— были установлены законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления;

— носили компенсационный характер;

— производились в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ;

— были связаны с одним из указанных в п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ оснований.

Следует учитывать, что положения Закона № 212-ФЗ, в отличие от ранее действовавшей гл. 24 Налогового кодекса РФ (НК РФ), не увязывают возникновение объекта обложения страховыми взносами с учетом выплат в пользу работников в целях налогообложения прибыли. На это указывает и Минздравсоцразвития России в письме от 05.08.2010 № 2519-19 (далее — Письмо № 2519-19).

Как указано в письме Минздравсоцразвития РФ от 26.05.2010 № 1343-19, на основании подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ страховыми взносами не облагаются только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые установлены ст. 84, 178, 296, 318 Трудового кодекса РФ (ТК РФ).

Выплата работникам каких-либо компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, ТК РФ не предусмотрена.

Следовательно, компенсация, выплачиваемая работнику при увольнении по соглашению сторон, даже если она прописана в дополнительном соглашении к трудовому договору и в положении об оплате труда, подлежит обложению страховыми взносами.

Минздравсоцразвития России в письме от 06.08.2010 № 2538-19 (далее — Письмо № 253819) также разъяснило, что суточные не подлежат обложению страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.

Учитывая, что цена номера в гостинице за сутки включает стоимость завтрака, а проезд в поезде или перелет на самолете — стоимость питания, то согласно ст. 9 Закона № 212-ФЗ эти документально подтвержденные расходы работника в командировке не облагаются страховыми взносами.

Таким образом, подлежат обложению страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ) расходы на услуги фитнес-центров для работников, а также не подтвержденные документально представительские расходы и затраты по найму жилого помещения в командировке.

Также в Письме № 2538-19 Минздравсоцраз-вития России рассмотрело порядок начисления страховых взносов на услуги аэропорта по предоставлению У1Р-зала.

К сборам за услуги аэропортов относятся обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц.

Расходы за услуги аэропорта по обслуживанию в У1Р-зале такими платежами не являются, поскольку они не поименованы в Перечне аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве РФ, утвержденном приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110. Эти услуги являются дополнительными (в соответствии с Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82), связанными с повышением комфортности для пассажиров, как, например, повышенный комфорт и обслуживание на борту, охрана воздушного судна или персональное сопровождение, специальное обслуживание в здании аэропорта.

Таким образом, компенсация расходов работника по оплате услуг за пользование им У1Р-залом аэропорта не относится к перечисленным командировочным расходам, не подлежащим обложению страховыми взносами, следовательно, на суммы таких компенсаций страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.

Оплата питания рассмотрена в Письме № 2519-19.

Учитывая требования ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, к объекту обложения страховыми взносами, по мнению автора, относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в том числе предусмотренные коллективным договором.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Оплата стоимости питания работников в ст. 9 Закона № 212-ФЗ не поименована и, следовательно, подлежит обложению страховыми взносами.

Также Минздравсоцразвития России высказалось и в отношении командировочных расходов.

Расходы работника в командировке по оплате проезда на такси от аэропорта до гостиницы страховыми взносами не облагаются только в случае их экономического обоснования и документального подтверждения.

На стоимость проживания командированного работника в гостинице, где цена номера включает

завтрак (подтверждается прайс-листом), страховые взносы не начисляются.

Что касается оплаты за один и тот же день командировки при размещении работника в двух отелях, находящихся в разных городах, то на оплату за одновременное размещение во втором отеле страховые взносы не будут начисляться только в случае экономического обоснования и документального подтверждения такого расхода.

Особое внимание заслуживают компенсационные выплаты, связанные с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей. Не случайно Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ дополнен абзацем, согласно которому с 01.01.2011 подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск, не связанные с увольнением работников.

До этого Минздравсоцразвития России в письме от 19.05.2010 № 1239-19 пришло к выводу, что компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренная трудовым законодательством, выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей и поэтому не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.

Ведомство обратило внимание, что не облагаются страховыми взносами суммы компенсационных выплат за неиспользованные дни отпуска, которые не связаны с увольнением работников.

Компенсация за неиспользованный отпуск, который не предусмотрен трудовым законодательством, подлежит обложению страховыми взносами согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материальная выгода, возникающая у работника при получении им беспроцентного займа от работодателя, не является выплатой, начисленной в пользу работника в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, и, следовательно, не признается объектом обложения страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

Компенсация затрат на питание является объектом обложения страховыми взносами.

Как указано в письме Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 № 1343-19, сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование (износ) личного автомобиля, сотового телефона, а также сумма возмещения расходов, связанных с их использованием, не подлежат обложению страховыми взносами на основании подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ только в том случае, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей сотрудника организации (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели поездок и ведение переговоров по сотовому телефону).

При этом рассчитывая суммы компенсации, целесообразно учитывать степень износа используемого личного имущества работника, а также срок его полезного использования, который может быть определен на основании технической документации на это имущество.

Словом, сумма компенсации и возмещения расходов, выплачиваемая работнику за использование личного транспорта и сотового телефона в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах сумм, определяемых соглашением между организацией и ее работником в соответствии со ст. 188 ТК РФ.

В случае если работник документально не подтвердил произведенные в командировке расходы по найму жилого помещения, то эти расходы могут быть освобождены от обложения страховыми взносами только в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.

В письме Пенсионного фонда РФ от 29.09.2010 № 30-21/10260 указано, что при расчете суммы компенсации целесообразно учитывать степень износа используемого личного имущества работника, а также срок его полезного использования, который может быть определен на основании технической документации на это имущество.

Таким образом, сумма компенсации и возмещения расходов, выплачиваемая работнику за использование (износ) личного имущества в служебных целях, не подлежит обложению страховыми взносами в пределах сумм, определяемых соглашением между организацией и ее работником в соответствии со ст. 188 ТК РФ.

Учитывая положение ст. 168 ТК РФ, в соответствии с которым порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командиров-

ками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, автор считает, что с 01.01.2010 не подлежат обложению страховыми взносами суточные в размере, установленном локальным нормативным актом организации.

Следовательно, не подтвержденные документально расходы по авансовому отчету, выплаченные сотруднику компании, подлежат обложению страховыми взносами.

В Письме № 2538-19 указано, что сумма компенсации, выплачиваемая сотруднику организации за использование личного имущества (транспорта, мобильного телефона), не подлежит обложению страховыми взносами, если использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели) в размере, определяемом соглашением между организацией и таким сотрудником.

При этом размер возмещения этих расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности. Словом, организация должна располагать копиями документов, подтверждающих право собственности работника на используемое имущество и расходы, понесенные им при использовании своего имущества в рабочих целях.

В Письме № 2538-19 рассмотрен вопрос о начислении страховых взносов на суммы оплаты, обучения работников (курсы обучения английскому языку).

Оплата обучения работника, проводимого по инициативе работодателя, с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей, вне зависимости от формы такого обучения, не подлежит обложению страховыми взносами на основании ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Компенсация за жилье при переезде, стоимость спецодежды, смывающих и обезвреживающих средств сверх норм, стоимость молока сверх норм рассмотрены в Письме № 2519-19.

Компенсация найма жилья, выплачиваемая работнику, переехавшему в другой город для работы в филиале организации, не подпадает под действие подп. «и» п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, поскольку этой нормой предусмотрено освобождение от обложения страховыми взносами сумм возмещения расходов работника только по переезду.

Следовательно, суммы такой компенсации подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Таким образом, согласно подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не начисляются страховые взносы на стоимость молока, выдаваемого работникам, и компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, в соответствии с нормами и условиями выдачи молока, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов».

На стоимость молока сверх норм страховые взносы начисляются в общеустановленном порядке.

В письме от 20.04.2010 № 939-19 Минздрав-соцразвития России пришло к выводу, что суммы производимой в соответствии с приведенными положениями ТК РФ оплаты работодателем один раз в учебном году проезда работников, которые успешно обучаются по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к месту учебы и обратно не подлежат обложению страховыми взносами на основании подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

В письме от 17.01.2011 № 70-19 Минздрав-соцразвития России разъяснило, что денежная компенсация стоимости питания, выплачиваемая аттестованным спасателям профессиональных поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований ФАС России в размере, установленном п. 2.2 приказа Федеральной авиационной службы России от 16.03.1999 № 60 «О введении норм питания спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований и региональных поисково-спасательных баз гражданской авиации», не подлежит обложению страховыми взносами на основании подп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Как указано в Письме № 30-21/10970, компенсация на содержание детей в детских дошкольных учреждениях не подпадает под понятие компенсационных выплат, установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ,

решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ) и поименованных в п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ как необлагаемые.

Таким образом, компенсация на содержание детей в детских дошкольных учреждениях подлежит включению в объект для начисления страховых взносов.

Помимо п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ важное значение имеют и последующие положения этой части.

В письме Минздравсоцразвития России от 05.04.2010 № 5905-17 указано, что материальная помощь, если она выплачивается не по основаниям, поименованным в п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, облагается страховыми взносами в суммах, превышающих 4 000 руб. на одного работника за расчетный период.

Минздравсоцразвития России в письме от 01.03.2010 № 426-19 указывает, что суммы материальной помощи, выплачиваемой работникам за календарный год:

— в размере до 4 000 руб. на одного работника, не облагаются страховыми взносами;

— в размере, превышающем 4 000 руб. на одного работника, облагаются страховыми взносами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В письме от 17.05.2010 № 1212-19 Минздравсоцразвития России рассмотрело ситуацию, в которой материальная помощь, выплаченная работнику, в трудовом договоре прямо не предусмотрена, однако данная выплата произведена работнику в рамках его трудовых отношений с организацией и, значит, связана с трудовым договором.

По мнению Минздравсоцразвития России, материальная помощь, выплаченная работнику на лечение, подлежит обложению страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

При этом сумма материальной помощи, оказываемой работодателем своему работнику, в пределах 4 000 руб. на этого работника за расчетный период не облагается страховыми взносами согласно п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 05.10.2010 № 16-15/104063 пришло к выводу, что Законом № 212-ФЗ не установлен какой-либо порядок выплаты материальной помощи в целях освобождения соответствующих сумм от уплаты страховых взносов, а определена только лишь сумма, в пределах которой объект обложения страховыми взносами не возникает (4 000 руб.).

В письме от 13.08.2010 № 2640-19 Минздрав-соцразвития России пришло к выводу, что оплата организацией за своего работника процентов по нецелевому кредиту, взятому работником на потребительские цели, а не конкретно на приобретение или строительство жилья, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ.

В определении от 28.09.2010 № ВАС-10880/10 ВАС РФ отметил, что компенсационные выплаты за работу во вредных и опасных условиях труда согласно ст. 9 Закона № 212-ФЗ не включены в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

При применении ч. 2 ст. 9 Закона № 212-ФЗ необходимо иметь в виду письмо Минздравсоцраз-вития России от 11.11.2010 № 3416-19, в котором указано следующее.

В отношении норм, установленных законодательством РФ при непредставлении документов, подтверждающих расходы по найму жилого помещения, следует учитывать, что такие нормы в настоящее время установлены только в отношении указанных расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих» и постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета»).

В отношении иных категорий плательщиков страховых взносов следует учитывать, что нормы возмещения упомянутых расходов при непредставлении подтверждающих документов законодательством РФ не установлены.

Таким образом, в соответствии с указанными положениями ст. 9 Закона № 212-ФЗ коммерческая организация не облагает страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только фактически произведенные расходы по найму жилого помещения работника организации при его командировании как по территории РФ, так и за ее пределами.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

2. О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2010 № 339-ФЭ.

3. О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан: Указ Президента РФ от 30.05.1994 № 1110.

4. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

5. Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатан-тов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации: приказ Минтранса России от 02.10.2000 № 110.

6. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ.

7. Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов: распоряжение правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34р.

8. Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов: приказ Минздравсоцразвития России от

16.02.2009 № 45н.

9. Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»: приказ Минтранса России от 28.06.2007 № 82.

10. Письмо Минздравсоцразвития России от

Отличия в исчислении страховых взносов с выплат временно пребывающим в РФ и временно проживающим в РФ иностранцам касаются только взносов на медицинское (на ОМС) и социальное страхование на случай ВНиМ (на ОСС).

Это связано с тем, что в сфере пенсионного страхования обе категории иностранцев относятся к числу застрахованных (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Соответственно, выплаты в их пользу облагаются взносами на ОПС по одним и тем же тарифам (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ):

  • 22% – с выплат, не превышающих предельный размер базы;
  • 10% – с выплат, превышающих предельный размер базы.

Что касается взносов на ОСС на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, их начисление не зависит от миграционного статуса работника. На тариф взносов «на травматизм» влияет только класс профессионального риска, к которому относится основной вид экономической деятельности работодателя (ст. 21 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

А вот обязанность платить взносы на ОМС и ОСС с выплат временно пребывающим и временно проживающим иностранцам, а также тарифы взносов различаются. Так:

Как же рассчитать эти взносы за месяц, в котором изменился миграционный статус работника?

В НК РФ данный вопрос не урегулирован. Возможны два варианта действий:

  1. с выплат, начисленных в указанном месяце, исчислить взносы с применением нескольких тарифов.

Другими словами, на выплаты с начала месяца до даты, предшествующей дате смены статуса, необходимо начислить только взносы на ОСС по тарифу 1,8% (т.к. в этот период иностранец признавался временно пребывающим). А с выплат с даты смены статуса и до окончания месяца нужно уплатить взносы на ОСС по тарифу 2,9% и взносы на ОМС по тарифу 5,1% (поскольку в этот период иностранец уже был временно проживающим).

Такой способ расчета рекомендует ФНС России (см. письмо от 06.08.2019 № СД-4-11/15529@), но на данный момент он не реализован в учетных решениях 1С.

  1. с выплат, начисленных в месяце смены миграционного статуса, исчислить взносы исходя из миграционного статуса иностранца на конец этого месяца. Поскольку на последнее число месяца иностранный работник является временно проживающим, то взносы со всей суммы выплат уплачиваются по тарифу 2,9% (на ОСС) и 5,1% (на ОМС).

Именно такой механизм исчисления взносов в настоящее время заложен в учетных решениях программы 1С. Заметим, что ошибкой подобный расчет не является. У работодателя в таком случае возникнет переплата по взносам на ОСС и ОМС, поэтому правомерно обратиться в инспекцию с заявлением на ее зачет либо возврат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *