Фцп Крыма до 2022 года

Фцп Крыма до 2022 года

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Хаирова Э.А. 1 1 ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» В статье проведен анализ социально-экономического развития Республики Крым. Определены цели (развития человеческого капитала, создание инновационной и инвестиционно-привлекательной) и задачи (активизация предпринимательской деятельности; эффективное функционирование свободной экономической зоны в Крыму; повышение уровня развития инфраструктуры полуострова (водоснабжение, энергоснабжение, сети автомобильных дорог); ослабление региональных диспропорций в социально-экономическом развитии Крыма; обеспечение благоприятных условий для развития туристической деятельности на полуострове) Стратегии социально-экономического развития Республики Крым. Проанализирован рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ и место Крыма в данном рейтинге, динамика развития валового регионального продукта. Определена важность инвестиционного потенциала для оценки социально-экономического положения Республики, сильные и слабые стороны развития региона. Предложена взаимосвязь источников формирования, факторы и компоненты инвестиционного потенциала региона, а также определены неблагоприятные факторы инвестиционной привлекательности полуострова. Выявлены проблемы социально-экономического развития Крыма и предложены мероприятия для повышения уровня социально-экономического развития региона, в частности эффективно использовать и формировать существующий потенциал, усовершенствовать сферы управления регионом, решить комплекс проблем с нормативно-правовым устройством региона, а также интенсивно развивать приоритетные отрасли Крыма в рамках реализации инвестиционных проектов СЭЗ. 616 KB социально-экономические развитие макроэкономические показатели инвестиционный потенциал валовый региональный продукт стратегия развития 1. Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Крым. . URL: https://minek.rk.gov.ru/ru/structure/628 (дата обращения 21.08.2019). 2. Официальный сайт Правительства Российской Федерации . URL: http://government.ru/docs/ (дата обращения 21.08.2019). 3. . URL: http: // www.riarating.ru/ (дата обращения 21.08.2019). 4. . URL: file:///C:/Users/Computer/Downloads/kachestvennaya-i-kolichestvennaya-otsenka-investitsionnogo-potentsiala-ekonomiki-regiona.pdf (дата обращения 21.08.2019). 5. . URL: https://cyberleninka.ru/article/v/otsenka-investitsionnoy-privlekatelnosti-regiona-dlya-subektov-biznesa (дата обращения 21.08.2019).

Введение

Эффективное развитие регионов считается основой социально-экономической стабильности страны, повышения её конкурентоспособности в мировом рынке, увеличения благосостояния населения. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов ведется с учетом их индивидуальных особенностей, включающих природно-климатические условия, историческое формирование, состояние различных видов ресурсов, а также наличия экономического, научного, инвестиционного, инноваторского, институционального, природоохранного потенциала. Проведение анализа социально-экономического развития регионов позволяет сделать вывод о неравномерности формирования не только регионов, но и отдельных территорий в их пределах, о наличии дисбалансов, то что в определенной степени воздействует на стрессоустойчивость экономики, снижение её иммунной системы, усиливая подверженность воздействию разных внешних дистабилизирующих факторов. В условиях смены государственности в Республики Крым возникает необходимость анализа развития макроэкономического состояния региона и его адаптации к социально-экономическому положению субъектов Российской Федерации.

Цель исследования – проанализировать и выявить проблемы социально-экономическое развитие Республики Крым.

Материал исследования

Крым входит в состав Российской Федерации с марта 2014 года. Процесс вхождения Республики Крым в политико-правовое устройство Российской Федерации продолжается и на сегодняшний день. Основным нормативно-правовым документом в области социально-экономического развития региона является «Стратегия социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» или «Стратегия трех побед» (далее Стратегия). В Стратегии основными стратегическими целями являются достижение высокого уровня развития человеческого капитала, создание инновационной и инвестиционно-привлекательной экономики (рис. 1).

На основании Стратегии Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 30 января 2019 г. № 63 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя». Главными задачи данного Постановления являются:

– активизация предпринимательской деятельности;

– эффективное функционирование свободной экономической зоны в Крыму;

– повышение уровня развития инфраструктуры полуострова (водоснабжение, энергоснабжение, сети автомобильных дорог);

– ослабление региональных диспропорций в социально-экономическом развитии Крыма;

– обеспечение благоприятных условий для развития туристической деятельности на полуострове.

Рис. 1. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым или Стратегия «Трёх побед». Составлено автором

В госпрограмму включены федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» и подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя”». Общий объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета в 2019–2022 гг. составит 309,5 млрд рублей . В целом, следует отметить, что органы государственной власти РФ прилагают значительные усилия для развитие полуострова и повышение уровня благосостояния населения, стремясь минимизировать отрицательные последствия санкционной политики в регионе.

Однако, в условиях продолжающихся санкций против России и Республики Крым, регион вынужден ориентироваться лишь на усиление взаимодействия со всеми регионами России во всех сферах общественного развития, а также налаживать и укреплять внешнеэкономические связи со странами ЕАЭС, СНГ, ШОС и другими интеграционными объединениями. Согласно мнению большинства экспертов, санкционная политика будет постепенно смягчаться, что впоследствии приведет к стабилизации внешнеэкономической политики в Республике.

В настоящее время, социально-экономическое развитие Крымского региона значительно отстает от других регионов РФ. Социально-экономическое развитие Республики в 2014–2015 гг., характеризовалось резким снижением всех показателей, что было обусловлено вхождением Крыма в экономико-правовое пространство РФ. Так, начиная с 2014 году индекс промышленного производства снизился на 9,9 %, индекс производства сельскохозяйственной продукции уменьшился на 2,2 %, ввод в эксплуатацию общей площади жилья упал 34,2 %, грузооборот – на 54,1 %, количество туристов – на 35,6 %, оборот розничной торговли в текущих ценах упал на 7,6 %, объём строительных работ в текущих ценах – на 55,5 %, потребительская инфляция выросла на 42,5 %. В 2014 году наблюдался отток прямых иностранных инвестиций в размере 15 млн. долларов. В 2016–2017 гг. происходит постепенная стабилизация и положительная динамика показателей социально-экономического развития Крыма. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года представлен в таблице.

Согласно данным таблицы, можно сделать вывод, что в Крыму по многим показателям наметилась тенденция к улучшению социально-экономического положения, что и обусловило повышение места в рейтинге на 17 пунктов. Однако в регионе существует еще множество правовых, экономических, организационных и иных проблем, решением которых заняты органы государственной власти, предпринимательский сектор и научное сообщество.

Главным макроэкономическим показателем, определяющим развитие экономики региона, считается валовой региональный продукт (ВРП). Динамика валового регионального продукта Республики Крым на душу населения за 2014–2018 гг. представлена на рис. 2.

Анализируя динамику валового регионально продукта Республики Крым (рис. 2), следует отметить рост значения показателя по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о восстановлении экономики региона, постепенной стабилизации внешнеэкономической деятельности и увеличению инвестиционного капитала. Так, в 2014 г. наблюдалось падение индексов промышленности и сельского хозяйства, значительное снижение рентабельности их деятельности, рост потребительских цен в 1,5 раза. По данным Росстата на 1 кв. 2018 год промышленность составляла – 93,3 %, а за 6 мес. 2018 – 97,3, что касается сельскохозяйственного производства, то за 1 кв. 2018 оно составляло – 114,4, а 6 мес. 2018 его показатель снизился до 111,2 %.

Немаловажным критерием для оценки социально-экономического развития Республики Крым является показатель безработицы. По данным рынка труда, уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2014 года составил 1,5 % к численности населения трудоспособного возраста, что на 0,1 % выше, чем на начало года. По состоянию на 1 января 2015 года – 17524 человек, что на 16,5 % больше, чем на начало декабря 2014 года и на 1,4 % больше, чем на 01.01.2014. Число зарегистрированных безработных на рынке труда с начала 2015 года сократилось в 2,4 раза, тенденция сокращения числа безработных сохраняется и на сегодняшний день, что обусловлено созданием дополнительных рабочих мест в рамках функционирования СЭЗ в Крыму, реализации инвестиционных проектов.

Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2017 года *

Место по итогам 2017 г.

Субъект РФ

Интегральный рейтинг по итогам 2017 г.

Место по итогам 2016 г.

Место по итогам 2015 г.

г. Москва

78,490

г. Санкт-Петербург

71,197

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

67,676

Республика Татарстан

67,531

Ямало-Немецкий автономный округ

66,620

Московская область

65,856

Тюменская область

59,678

Свердловская область

58,911

Ленинградская область

58,494

Краснодарский край

58,330

……

Республика Крым

43,879

……

Еврейская автономная область

13,780

Примечание. *Составлено автором по данным .

Рис. 2. Динамика ВРП Республики Крым на душу населения за 2014–2018 гг. в млрд руб.

Полуостров Крым на протяжении с 2014–2018 года активно расширяет свои возможности в сфере строительства. За 2014 год предприятиями республики выполнено строительных работ на сумму 3,2 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 44,5 % уровня аналогичного периода 2013 г. Новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение составили 82,2 % от общего объема, капитальный и текущий ремонты – 11,7 и 6,1 % соответственно.

Главной сферой для оценки социально-экономического развития Республики Крым являются инвестиции, именно они определяют в современных условиях экономический потенциал и финансовые возможности развития региона.

На сегодняшний день, инвестиционный потенциал государства, отрасли, региона оказывает определяющее значение на развитие конкурентоспособной экономики. Понятие инвестиционного потенциала является достаточно многогранным. В современной экономической литературе существует множество трактовок термина «инвестиционный потенциал».

Согласно определению Тогузовой И.З. «инвестиционный потенциал» это возможности, позволяющие аккумулировать необходимый и достаточный объем инвестиционных ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности, направленной на формирование экономики .

В целом, можно сказать, что инвестиционный потенциал региона отражает способность аккумулировать собственные инвестиционные ресурсы региона, привлекать внешние источники инвестирования, а также трансформировать внутренние ресурсы и сбережения в инвестиции, с целью получения прибыли и устойчивого социально-экономического развития региона.

Развитие инвестиционного потенциала региона зависит от многих факторов, таких так географическое положение, природно-ресурсный потенциал, экономическое развитие региона, состояние региональной инфраструктуры, трудовой потенциал, инновационный потенциал региона, административное управление, внешнеэкономическая деятельность (экспортная деятельность), и в свою очередь, отражает степень инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) региона и инвестиционных рисков (рис. 3).

Инвестиционная привлекательность Крыма для потенциальных инвесторов представляет собой субъективную оценку, которая определяется в процессе сопоставления возможностей, угроз, сильных и слабых сторон определенных проектов, которые потенциальные инвесторы планируют проводить на территории Республики Крым. Наиболее привлекательными для инвесторов в Крыму являются сферы: курортно-туристическая, строительство, сельское хозяйство, промышленность, товливно-энергетическая.

К сильным сторонам региона можно отнести особое политическое значение Крыма, богатое культурное и историческое наследие, благоприятные климатические условия для развития сельского хозяйства (в частности для таких отраслей как виноградарство и виноделие), наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма. К слабым сторонам можно отнести, прежде всего, необеспеченность полуострова газом, электроэнергией, водой, возможное возникновение межнациональных конфликтов, внешняя изолированность региона, негативное влияние санкций и нестабильность внешней экономической ситуации. Существуют также и угрозы инвестиционной привлекательности полуострова, такие как обострение внешней политической и экономической ситуации, угроза военного конфликта, сокращение инвестиций в связи с внутренним дефицитом государственного бюджета.

Рис. 3. Источники формирования, факторы и компоненты инвестиционного потенциала региона. Составлено автором по данным

Однако главными факторами, определяющими уровень инвестиционной привлекательности Республики Крым, являются экономическое состояние субъектов хозяйствования и экономическая политика, проводимая государством. Негативное влияние на инвестиционную привлекательность региона оказали санкции со стороны западных стран. Но, созданная на территории Крыма Свободная экономическая зона предусматривает определенные преференции для осуществления предпринимательской деятельности, а с 1 января 2015 года Республика Крым и город Севастополь признаны свободной экономической зоной сроком на 25 лет. Для ее участников установлен льготный порядок налогообложения и выгодные таможенные условия. Вводятся льготные режимы налогообложения, осуществления государственного надзора, градостроительной деятельности и землепользования, также применяются льготы по единому сельскохозяйственному налогу. Участники свободной экономической зоны освобождаются от налога на прибыль, а также возможно предоставление субсидии на компенсацию затрат, освобождаются на 3 года от уплаты налога на землю, предоставляется ускоренная амортизация собственных основных средств и иные специальные таможенные процедуры.

Целью привлечения инвестиций в Крым является обеспечение устойчивого развития экономики полуострова, развитие существующих и создание новых производств, улучшение уровня жизни населения, а климатические условия, богатое культурное наследие Крыма являются важным фактором для привлечения инвестиций. На развитие Крыма были направлены значительные средства из федерального бюджета, что является на сегодняшний день, основным источником инвестиций.

Результаты исследования. Республика Крым – уникальный и стратегически значимый район Российской Федерации в Азово-Черноморском регионе. Уникальный общеисторический путь формирования территории, многонациональный и поликонфессиональный состав жителей, культурное разнообразие установили особое место Республики Крым в культурном пространстве Российской федерации. Республика Крым считается одним из наикрупнейших туристических и санаторно-курортных центров Российской федерации, в регионе размещаются основные судостроительные силы Российской федерации в Черном море, Республика Крым считается большим производителем продовольствия. Однако дальнейшее развитие региона требует повышение уровня его конкурентоспособности с учетом использования инвестиционно-инновационного потенциала.

Выводы

Согласно проведенному анализу макропоказателей и рассмотрения Стратегии развития Крыма, можно сделать вывод, что с целью перехода Крымского региона к более высокому уровню социально-экономического развития следует: эффективно использовать и формировать существующий потенциал, усовершенствовать сферы управления регионом, решить комплекс проблем с нормативно-правовым устройством региона, а также интенсивно развивать приоритетные отрасли Крыма в рамках реализации инвестиционных проектов СЭЗ.

Библиографическая ссылка

Хаирова Э.А. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 9-1. – С. 118-123;

Объем Федеральной целевой программы (ФЦП) по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя увеличен до 1,2 трлн рублей, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Министерства экономического развития РФ.

«На данный момент принято решение о продлении реализации программы до 2024 года с увеличением объема ее финансирования с 961,20 млрд до 1,2 трлн рублей», — говорится в сообщении по итогам встречи главы Минэкономразвития Максима Решетникова с главой Республики Крым Сергеем Аксеновым и врио губернатора Севастополя Михаилом Развожаевым.

М.Решетников подчеркнул, что в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2022 года» были успешно реализованы крупные инфраструктурные проекты по строительству мостового перехода через Керченский пролив, автомобильной трассы «Таврида», магистрального газопровода и аэровокзального комплекса «Симферополь».

Стороны обсудили актуальные вопросы социально-экономического развития регионов. В частности, затронули проблему недостаточности банковских институтов и санкционных ограничений для крымских производителей.

Министр также заслушал предложения глав регионов. С.Аксенов подчеркнул важность введения маркировки «Сделано в России» для товаров, произведенных на полуострове, а также попросил помощи в решении проблемы водоснабжения для орошения сельскохозяйственных земель.

М.Развожаев одним из ключевых вопросов назвал проблемы с мобильной связью и интернетом. В частности, вдоль трассы «Таврида» практически полностью отсутствует сигнал сотовых вышек.

ФЦП социально-экономического развития Крыма и Севастополя принята в 2014 году и призвана модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуры.

В федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2022 года» внесли коррективы. Обновленная версия документа предусматривает увеличение числа объектов и суммы финансирования работ почти на 10 процентов.

Постановление правительства РФ № 874 от 09.07.2019 года увеличило объем финансирования ФЦП до 959 миллиардов рублей, которые будут направлены на реализацию более чем 880 проектов и мероприятий. По сравнению с первоначальной версией программы от 2014 года — это на 40 процентов больше.

— После решения основных инфраструктурных проблем полуострова теперь региональные власти сделали акцент на развитии муниципальной инфраструктуры, — отметил руководитель Дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко. — Кроме того, предусмотрено финансирование разработки технико-экономических обоснований для принципиально новых инфраструктурных и комплексных мероприятий с прицелом на стратегическое развитие всего региона на уровне мировых практик. В частности, создание инфраструктуры круизных перевозок и яхтенного туризма, строительство с нуля нового туристического кластера в Западном Крыму. В вопросе стратегического развития мы не делим регион на субъекты, а смотрим на весь полуостров в целом.

В ФЦП добавлены 88 новых объектов и мероприятий на сумму 56,6 миллиарда рублей, из которых 32 в Крыму (45,8 миллиарда) и 56 — Севастополе (на сумму 10,8 миллиарда).

В частности, в республике из крупных проектов в ФЦП включено строительство и реконструкция автодороги Симферополь-Евпатория-Мирный на участке Скворцово-Евпатория с обходом озера Сасык-Сиваш стоимостью 32,6 миллиарда рублей. Кроме того, программа оплатит строительство 13 объектов газоснабжения и газораспределения, шесть проектов в сфере водоснабжения и водоотведения, обследование технического состояния Межгорного водохранилища для дальнейшего использования его в системе водоснабжения Симферополя. А также противооползневые работы для укрепления берегового склона в районе Аршинцево в Керчи, два мероприятия для сохранения объектов культуры и культурного наследия (особняк Мазировой и дом Айвазовского) и другие.

В Севастополе ФЦП профинансирует проекты строительства психоневрологического интерната, реализацию 31 мероприятия в сфере газоснабжения и газораспределения, 11 — водоотведения, четыре проекта реконструкции котельных и тепловых сетей, а также реконструкцию и благоустройство второй очереди Парка Победы. Кроме того, в ФЦП включены проекты строительства и реконструкции региональной автодороги «Севастополь — порт Камышовая бухта — бухта Казачья», ремонт существующей дороги Р-27 Севастополь — Инкерман, двух объектов строительства и реконструкции автодорог в городе Севастополе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *