Функции органа по сертификации

Функции органа по сертификации

Орган по сертификации– это прошедшая аккредитацию организация, которая осуществляет процедуру проверки товаров, работ и услуг на соответствие определенным нормативам и стандартам.

По итогам процесса оценки выдается сертификат или декларация, которые подтверждают, что продукция, работы, услуги и другие объекты отвечают требованиям действующего законодательства РФ и Техническим регламентам Таможенного союза.

Наши специалисты помогут быстро получить сертификаты от аккредитованного органа по сертфикации. От вас требуется только минимальный набор документов. Наша команда готова приступить к работе над заказом без аванса. За 7 лет мы уже оформили 14 000 документов для 3 500 компаний России, Беларуси и Казахстана.

Сертифицированная продукция, работа или услуга, помогают потребителям сравнить, и сделать правильный выбор качественной продукции, работы или услуги. Продавцы в свою очередь повышают конкурентоспособность товара на российском и международном рынках. Единые стандарты создают условия для свободного оборота объектов торговли в РФ и на территории Таможенного союза, а также облегчают экономическое сотрудничество между компаниями из зарубежных стран.

Какие функции выполняет орган по сертификации?

Основным направлением деятельности, которую выполняет орган по сертификации продукции и услуг, является защита потребителей от некачественных товаров путем отфильтровывания на основании стандартов, принятых по конкретным направлениям.

Функции органа по сертификации:

  • проведение проверок товара на соответствие стандартам;
  • выполнение лабораторных исследований;
  • выдача сертификатов и регистрация их в государственном реестре;
  • инспектирование продукции и производства;
  • разработка методической документации по сертификации;
  • взаимодействие с изготовителями;
  • ведение перечней продукции, подлежащей сертификации;
  • приостановление или отмена действия сертификатов или деклараций;
  • определение схемы проведения сертификации по конкретному продукту;
  • ведение реестра выданных документов;
  • рассмотрение жалоб и апелляций.

Сертификационный орган отвечает на запросы соискателей и ведет разъяснительные работы. Также на договорной основе привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории. Если товар не прошел сертификацию, то в надзорные государственные органы направляется информация о таких случаях. В дальнейшем они контролируют оборот продукции, не отвечающей стандартам.

Какие органы входят в систему сертификации в России?

В структуру системы сертификации входят следующие органы:

  • центральный орган, отвечающий за организационную работу (Федеральная служба по аккредитации);
  • организации, прошедшие аккредитацию на право заниматься сертификационной деятельностью;
  • испытательные лаборатории, имеющие специальное оснащение для проведения исследований.

Федеральная служба по аккредитации – это государственный исполнительный орган, который на общероссийском уровне формирует единую национальную систему аккредитации и контролирует деятельность органов по сертификации, испытательных лабораторий и органов инспекции, прошедших процедуру аккредитации. Он координирует систему сертификации в России.

Реестр органов по сертификации Таможенного союза

На территории стран Таможенного союза действует Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий. Он размещается на государственных порталах, что позволяет найти подходящую организацию.

Каждый орган по сертификации Таможенного союза имеет индивидуальный код, который отражается в реестре. В публикуемых списках можно найти информацию о руководителе, описание области аккредитации, реквизиты аттестата и срок его действия, контактные данные.

В Единый реестр сертификационных органов включены следующие виды организаций:

  • некоммерческие партнерства;
  • центры сертификации;
  • научно-исследовательские институты;
  • научно-технические центры;
  • другие.

Таким образом, сертификационные органы создаются в виде коммерческих и некоммерческих организаций, а также государственных учреждений. В реестр включено более 1000 аккредитованных органов, проводящих работы по оценке соответствия требованиям технических регламентов и стандартам РФ.

Государственные сертификационные органы

Процедуру стандартизации проводят также различные органы государственной власти в пределах своей компетенции.

К государственным органам по стандартизации относятся:

  • Госстрой России – сфера строительства.
  • Госкомсвязи РФ – средства связи и информационные системы.
  • Министерство путей сообщения России – новая техника.
  • Министерство транспорта РФ – транспортные средства и дорожное хозяйство.
  • Федеральная авиационная служба России – воздушные суда.
  • Госкомитет РФ по физической культуре и туризму – туристические товары и услуги.
  • Управление почтовой связи Госкомсвязи РФ – услуги почтовой связи.
  • Российское космическое агентство – космическая промышленность.
  • Министерство обороны РФ – военная техника.
  • Госгортехнадзор – горно-шахтное оборудование.
  • Госатомнадзор – ядерные материалы, радиоактивные вещества и оборудование.
  • Пограничный государственный ветеринарный надзор – грузы животного происхождения, перевозимые через российскую границу.
  • Федеральная энергетическая комиссия РФ – электрические установки и приборы.
  • Государственная противопожарная служба МВД России – средства обеспечения пожарной безопасности.
  • Российский Морской регистр – морские гражданские суда и судовые холодильные установки.
  • Российский Авиарегистр – самолеты.
  • Минздрав России – лекарственные средства и медицинская техника.
  • Госсанэпиднадзор – новые медицинские иммунобиологические препараты, дезинфицирующие средства и выдача гигиенических сертификатов.
  • Роспотребнадзор – продукция, работы и услуги.

В какой форме проводится сертификация в России?

В России сертификация проводится в обязательной и добровольной форме.

Обязательная сертификация осуществляется в целях подтверждения качества и безопасности продукции. Оценке подлежат объекты, которые способны воздействовать на безопасность людей, их имущества и окружающей среды. К ним относятся продукты питания, медикаменты, бытовая химия, электротовары, детское питание и другие.

По результатам проведения оценки продукции по критериям качества и безопасности выдается сертификат на бланке желтого цвета.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя. Она позволяет показать продукцию с более выгодной стороны.Клиентам демонстрируется, что производитель работает по более строгим стандартам по сравнению с конкурентами.

Объектами оценки являются продукция, работы и услуги, не включенные в перечень обязательной сертификации. В России действуют системы сертификации угольной продукции, услуг почтовой связи, ювелирных изделий и камней, стоматологических услуги и прочие.

Результат добровольной сертификации оформляется на бланке голубого цвета. В номере документа присутствует буква «Н».

Как проводится аккредитация органов по сертификации?

Чтобы получить разрешение на проведение сертификации, организация должна пройти процедуру аккредитации. Она проводится Федеральной службой по аккредитации. Объектами проверки являются услуги, процессу, персонал, система менеджмента.

Этапы проведения аккредитации:

  • подача заявления и заключение договора;
  • проведение экспертизы;
  • принятие решения;
  • инспекционный контроль.

По результатам процедуры выдается аттестат аккредитации. Сертификационный орган официально признается правомочным проводить конкретные работы по сертификации в определенной области деятельности.

Таким образом, в России сложилась система контроля качества и безопасности продукции, работ и услуг, которая стимулирует продавцов и производителей соблюдать стандарты и нормативы, установленные законодательством РФ и Техническими регламентами Таможенного союза. Процедура оценки проводится специальными органами, наделенными полномочиями выдавать сертификаты и декларации соответствия.

Положения

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Типовое положение устанавливает общие требования к органу по сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, его функции, права, обязанности и ответственность, правила оплаты работ, выполняемых органом по сертификации.

1.2. Типовое положение разработано в соответствии с законами Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» и «О государственной тайне», «Положением о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам», на основании «Системы сертификации ГОСТ Р» и «Правил по проведению сертификации в Российской Федерации».

1.3. Органы по сертификации являются составной частью организационной структуры системы сертификации средств защиты информации, деятельность которой организует Государственная технической комиссии при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России).

1.4. Орган по сертификации аккредитуется Гостехкомиссией России в соответствии с «Положением об аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации».

Орган по сертификации должен быть юридическим лицом, располагать подготовленными специалистами, руководящими и нормативными документами для проведения всего комплекса работ по сертификации средств защиты информации в своей области аккредитации и отвечать установленным требованиям.

Аккредитация производится только при наличии лицензии Гостехкомиссии России на соответствующие виды деятельности.

Аккредитация в качестве органа по сертификации предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, осуществляется по представлению этих органов власти .

1.5. Орган по сертификации в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, государственными стандартами, нормативной и методической документацией по вопросам сертификации средств защиты информации, утвержденной Гостехкомиссией России.

1.6. Положение о конкретном органе по сертификации разрабатывается на основании настоящего Типового положения с учетом конкретной области аккредитации и его административной структуры.

В Положении указываются конкретные виды средств защиты информации, по сертификации которых орган аккредитуется Гостехкомиссией России, дается краткое описание юридического статуса органа по сертификации.

Положение подписывается руководителем органа по сертификации и утверждается руководителем Гостехкомиссии России.

2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

2.1. Основными задачами органа по сертификации являются проведение сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации в заявленной области аккредитации, контроля и надзора за сертифицированными этим органом средств защиты информации и деятельностью испытательных центров (лабораторий) по сертификации.

2.2. Орган по сертификации осуществляет следующие функции:

  • определяет схему проведения сертификации конкретных средств защиты информации с учетом предложений заявителя;

  • уточняет требования на соответствие которым проводятся сертификационные испытания;

  • рекомендует заявителю испытательный центр (лабораторию);

  • утверждает программы и методики проведения сертификационных испытаний;

  • проводят экспертизу технической, эксплуатационной документации на средства защиты информации и материалов сертификационных испытаний этих средств;

  • оформляет экспертное заключение по сертификации средств защиты информации, проекты сертификатов и лицензий на применение знака соответствия и представляет их в Гостехкомиссию России;

  • организует, при необходимости, предварительную проверку (аттестацию) производства сертифицируемых средств защиты информации;

  • участвует в аккредитации испытательных центров (лабораторий);

  • участвует в инспекционном контроле за стабильностью характеристик сертифицированных средств защиты информации и за деятельностью испытательных центров (лабораторий);

  • хранит документацию (оригиналы), подтверждающую сертификацию средств защиты информации;

  • ходатайствует перед Гостехкомиссией России об отмене действия выданных сертификатов;

  • формирует и актуализирует фонд нормативных и методических документов, необходимых для сертификации, участвует в их разработке;

  • представляет заявителю необходимую информацию по сертификации;

  • взаимодействует с изготовителем конкретных видов средств защиты информации в своей области аккредитации по своевременной сертификации при изменении требований стандартов;

  • участвует в разработке корректирующих мероприятий для повышения стабильности характеристик сертифицированных средств защиты информации, определяющих безопасность информации;

  • ведет перечень сертифицированных средств защиты информации в своей области аккредитации и готовит для публикации информацию о результатах сертификации;

  • ведет перечень аттестованных тестирующих средств.

3. АДМИНИСТРАТИВНАЯ СТРУКТУРА
ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

3.1.Административная структура органа по сертификации состоит из внештатного управляющего совета и постоянного штата сотрудников.

3.2. Управляющий совет формируется из компетентных в конкретной области защиты информации специалистов различных отраслей и ведомств в целях определения единой технической политики по сертификации конкретных видов средств защиты информации в заявленной области аккредитации и исключения дискриминации заявителей при осуществлении сертификации.

Управляющий совет:

  • готовит предложения по совершенствованию системы сертификации конкретных видов средств защиты информации;

  • осуществляет надзор за качеством проведения экспертизы результатов испытаний средств защиты информации, а при необходимости, и испытаний средств защиты информации;

  • определяет другие принципиальные вопросы сертификации средств защиты информации и аттестации производства.

3.3. Постоянный штат сотрудников (персонал) органа по сертификации организует и осуществляет работы по сертификации средств защиты информации в соответствии с возложенными на орган функциями и обязанностями, определяемыми должностными инструкциями, и должен обладать необходимой квалификацией и компетентностью и пройти специальную подготовку.

3.4. В конкретном положении об органе по сертификации приводится его организационная структура, отражающая подчиненность и распределение обязанностей персонала.

4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ОРГАНА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

4.1. Орган по сертификации имеет право:

  • привлекать на договорной основе для работы в управляющем совете, для проведения аттестации производства сертифицированных средств защиты информации и экспертизы результатов испытаний наиболее компетентных в области защиты информации специалистов;

  • устанавливать договорные цены на сертификацию средств защиты информации;

  • принимать участие в проведении испытаний конкретных видов средств защиты информации в заявленной области аккредитации в испытательных центрах (лабораториях) по сертификации;

  • устанавливать испытательному центру методы испытаний, формы протоколов испытаний, других документов;

  • осуществлять надзор за деятельностью испытательных центров (лабораторий) по сертификации конкретных видов средств защиты информации в своей области аккредитации;

  • отказывать заявителю в сертификации средств защиты информации, указав при этом мотивы отказа и возможные альтернативные варианты сертификации;

  • ходатайствовать об отмене выданных ранее сертификатов и лицензий на применение знака соответствия в случае нарушения изготовителем требований стандартов и иных нормативных документов по безопасности информации;

  • запрашивать и получать в установленном порядке от заявителей и испытательных центров (лабораторий) документацию, сведения и материалы, необходимые для проведения работ по сертификации;

  • выносить вопросы, относящиеся к сертификации, на рассмотрение Гостехкомиссии России.

4.2. Орган по сертификации обязан:

  • соблюдать в полном объеме все правила и порядок сертификации, установленные основополагающими документами системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации;

  • оформлять проекты сертификатов на те средств защиты информации, для которых доказано их соответствие конкретным нормативным документам по правилам данной системы;

  • при введении в нормативные документы на средства защиты информации новой нормы на ранее сертифицированное средство, информировать изготовителя в течение месяца о сроках и порядке ее введения, а также оказывать ему содействие в своевременном проведении работы по сертификации средств защиты информации в соответствии с новыми нормами;

  • вести учет всех предъявляемых рекламаций к сертифицированным средствам защиты информации и информировать об этом Гостехкомиссию России;

  • в установленные договором с заявителем сроки проводить сертификацию средств защиты информации;

  • обеспечивать объективность экспертизы результатов испытаний средств защиты информации и аттестации производства;

  • своевременно регистрировать сертифицированные средств защиты информации;

  • поддерживать в рабочем состоянии систему протоколирования процедур сертификации;

  • организовывать аттестацию тестирующих средств;

  • обеспечивать сохранение государственной и коммерческой тайны в процессе и по завершении сертификации средств защиты
    информации, соблюдение авторского права;

  • представлять в Гостехкомиссию России, в центральный орган системы сертификации информацию о своей деятельности;

  • допускать в установленном порядке представителей контролирующих органов для осуществления надзора за сертификацией средств защиты информации;

  • представлять заявителям информацию об оказываемых услугах.

4.3. Орган по сертификации несет ответственность за:

  • полноту и качество выполнения функций и обязанностей, возложенных на него;

  • соблюдение требований государственных стандартов, нормативных и методических документов, предъявляемых к порядку сертификации;

  • соблюдение установленных сроков проведения сертификации;

  • обеспечение сохранности государственной тайны и коммерческой тайны заявителя;

  • соблюдение прав собственности заявителя на сертифицируемые средства защиты информации, а также его авторского права;

  • соблюдение действующего законодательства.

5. ОПЛАТА РАБОТ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ОРГАНОМ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

5.1. Работа по проведению сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации, а также связанное с этой работой осуществление функций и обязанностей является для органа по сертификации хозрасчетным видом деятельности, осуществляемой на основе:

договоров с заявителями на проведение сертификации средств защиты информации и аттестации производства;

трудовых договоров (контрактов) с членами управляющего совета и экспертами, привлекаемыми к работе по сертификации и аттестации производства сертифицированных средств защиты информации.

5.2. Расходы по проведению всех видов работ и услуг по сертификации средств защиты информации и аттестации производства оплачивают заявители.

Оплата производится по утвержденным расценкам, а при их отсутствии — по договорной цене.

5.3. Оплата работы членов управляющего совета и экспертов производится органом по сертификации в соответствии с заключенными трудовыми договорами (контрактами) за счет финансовых средств от заключаемых договоров на сертификацию средств защиты информации.

5.4. Участие органа по сертификации в государственном надзоре и разработке методической документации по обязательной сертификации средств защиты информации в заявленной области аккредитации осуществляется за счет средств госбюджета, выделяемых федеральным органом по сертификации и аттестации.

В этой статье мы подойдет к вопросу обязанностей и ответственности за несоблюдение требований законодательства при проведении оценки соответствия продукции со стороны органов по сертификации. Для сотрудников органов также предусмотрено административное наказание за правонарушение.

Документы, устанавливающие обязательства органов по сертификации

Функции органов по сертификации

Виды правонарушений со стороны органов по сертификации

Блок-схема административных наказаний

Документы, устанавливающие обязательства органов по сертификации

В основе нормативно-правовой базы, определяющей обязанности органов по сертификации при проведении оценки соответствия различной продукции лежит федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).

Сразу хочется отметить тот факт, что осуществлять сертификацию, а также декларирование соответствия товаров имеют право только органы по сертификации, которые имеют аттестат аккредитации в этой области. В статье 31 главы 5 закона указаны общие положения по аккредитации органов, осуществляющейся в целях:

  • подтверждения компетентности органа;
  • обеспечения доверия заявителей (производителей, продавцов) к деятельности органов.

Федеральным законом также установлены требования к органам по сертификации, включая их обязательства перед заявителем и ответственность за их нарушение.

Функции органов по сертификации

В статье 26 федерального закона установлены требования к организации обязательной сертификации продукции. В задачи органов по сертификации входит:

  1. Привлечение на договорной основе для проведения исследований типовых образцов аккредитованных испытательных лабораторий.
  2. Осуществление контроля над объектами сертификации в виде анализа состояния производства или функционирования сертифицированной системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации).
  3. Ведение реестра выданных сертификатов соответствия.
  4. Информирование органов государственного контроля над соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее или в случаях приостановления действия сертификата.
  5. Выдача сертификатов соответствия, приостановление или прекращение действие выданных сертификатов.
  6. Обеспечение предоставления заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации.
  7. Определение стоимости работ по сертификации.
  8. Осуществление отбора образцов для целей сертификации и представление их аккредитованным лабораториям.

Виды правонарушений со стороны органов по сертификации

Основные виды правонарушений со стороны органов по сертификации указаны в статье 41 федерального закона «О техническом регулировании». Ответственность на орган по сертификации ложится в случае нарушения правил выполнения работ по сертификации. Под этим подразумевается:

  • причинение убытков заявителю;
  • выпуск продукции, несоответствующей установленным требованиям безопасности;
  • необоснованный отказ в выдаче сертификата или регистрации декларации о соответствии;
  • необоснованное приостановление или прекращение действия документа об оценке соответствия.

Степень ответственности органов по сертификации за нарушение обязательных требований установлена в статье 14.47 федерального закона РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).

Блок-схема административных правонарушений

Схема 1. Размеры штрафов за нарушение законодательства органами по сертификации

Примечание: в блок-схеме приводится максимальный размер штрафа для юридических лиц. Если правонарушение совершено должностным лицом, то вместо штрафа может быть применена иная форма наказания в виде дисквалификации на срок до одного года.

Как уже отмечалось выше, орган по сертификации — это официально признанная путем аккредитации на компетентность и независимость организация, которая имеет право выполнять сертификацию однородной продукции в определенной области аккредитации.

Область аккредитации устанавливается в соответствии с номенклатурой сертифицируемой продукции и нормативными документами, применяемыми при сертификации.

Если орган относится к системе обязательной сертификации, то аккредитацию организует Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления.

На аккредитацию в качестве органа по сертификации могут претендовать зарегистрированные организации любой формы собственности: частные, государственные, муниципальные и др.

В обязательной сертификации в качестве органов по сертификации могут участвовать некоммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия при условии их аккредитации. Особое требование к подобным организациям — неделимость их имущества и невозможность его распределения по долям (паям), в том числе между собственным персоналом. Хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы не могут претендовать на аккредитацию в качестве органов в сфере обязательной сертификации. Требования к аккредитуемой организации. Если организация претендует на аккредитацию в качестве органа по сертификации, она должна отвечать следующим требованиям: быть третьей стороной;

• быть технически компетентной в области сертификации сообразно заявленной области;

• иметь необходимые средства и документированные процедуры;

• располагать квалифицированным, специально обученным персоналом;

• обладать актуализированным фондом соответствующих стандартов и других нормативных документов;

• обеспечить не только сертификацию и испытания, но и инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, причем испытательная лаборатория должна быть аккредитована по соответствующим правилам аккредитации, располагать документально оформленными правилами и порядком сертификации в заявленной области.

Обязанности н основные функции органа по сертификации. В обязанности органа по сертификации входит:

• проведение сертификации продукции по правилам и в пределах аккредитации;

• выдача лицензии на применение знака соответствия обладателю сертификата;

• прекращение или приостановление деятельности в случае отмены действия аттестата аккредитации;

• создание надлежащих условий для инспекционного контроля за его деятель-

• представление информации в аккредитующий орган о своей деятельности, о всех изменениях, связанных с ней;

• соблюдение конфиденциальности сведений, относящихся к коммерческой тайне заявителя.

Конкретные функции и особенности органа по сертификации обычно излагаются в документации каждой системы сертификации однородной продукции. Основные функции органа по сертификации:

• распределение обязанностей, ответственности и взаимодействия сотрудников;

• составление методических разработок, в которых содержатся указания по функционированию органа и обоснования по выбору процедур и схем сертификации;

• комплектование и постоянное обновление фонда нормативных документов, используемых в системе;

• проведение сертификации продукции, выдача сертификатов и лицензий на пользование знаком соответствия, отмена их действия или приостановление;

• регистрация сертификатов соответствия и учет зарубежных сертификатов, протоколов испытаний и иных документов по соответствию продукции;

• инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если этого требует схема сертификации);

• обеспечение всех заинтересованных сторон информацией о результатах сертификации или выявленных несоответствиях;

• предоставление заявителю беспрепятственного доступа к информации об услугах, которые он может предложить.

Требования к персоналу органа по сертификации. Персонал органов по сертификации должен отвечать следующим требованиям:

• Руководитель органа по сертификации назначается по согласованию с аккредитующим органом.

• Орган должен иметь постоянный персонал. Условия работы персонала должны полностью исключать возможность давления как со стороны изготовителя, так и со стороны потребителя.

• Орган по сертификации обязан постоянно обновлять сведения о квалификации и профессиональном опыте каждого работника, четко распределить функции каждого специалиста.

• Специалист органа по сертификации должен знать свои функции и степень ответственности, изучать новые методы работы в своей области, своевременно обновлять процедуры, инструкции и другую методическую документацию.

• Каждый специалист должен быть экспертом системы сертификации в заявленной области аккредитации.

Требования к фонду нормативных документов и документации. Фонд нормативных документов должен быть полностью укомплектован (т.е. содержать нормативные документы, регулирующие требования к качеству продукции, методам контроля и испытаний и соответствовать области аккредитации) и регулярно актуализироваться. При актуализации необходимо: вносить нужные изменения в

нормативные документы; уточнять номенклатуру требований, содержащихся в них и подтверждаемых при сертификации; разрабатывать предложения по обновлению методов испытаний, обосновывать необходимость принятия новых стандартов в случае их отсутствия.

Кроме фонда нормативных документов, орган по сертификации должен иметь комплект организационно-методических документов, на основании которых осуществляется его деятельность.

В комплект входят:

1. «Положение об органе по сертификации», в котором отражаются область аккредитации, юридический статус; функции, права, обязанности и ответственность; организационная структура; взаимодействие с Госстандартом РФ и перечень организаций, которые сотрудничают с самим органом; финансовая деятельность; сведения о штатном и нештатном персонале.

2. «Порядок сертификации однородной продукции», который может не разрабатываться, если орган предусматривает использование действующего общего порядка.

3. «Руководство по качеству», к главным составляющим которого относятся заявление о политике в области качества; сведения о квалификации персонала, в том числе наличие аттестованных экспертов; подробные сведения о поддержании и повышении уровня квалификации персонала; сведения о применяемых испытательных приборах (оборудовании); должностные инструкции персонала и пр.

Кроме названных видов документов, в комплект входит система документов по регистрации и протоколированию, которые должны храниться в течение установленного срока в условиях конфиденциальности.

В обязанности органа по сертификации входит контроль за документацией и поддержание ее в надлежащем порядке.

Аккредитация органа по сертификации. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве органа по сертификации, подает в аккредитующий орган заявку, в которой содержатся следующие сведения: заявленная область аккредитации; осведомленность о способе действия системы аккредитации; подготовленность к выполнению своих обязанностей по процедуре аккредитации (принять комиссию по аттестации и оплатить расходы независимо от результата аккредитации) и готовность к последующему инспекционному контролю. К заявке прилагается комплект документов, перечень которых определяет ГОСТ Ρ 51000.6-96.

Документы подвергаются экспертизе одним или несколькими экспертами, результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении.

При положительном заключении разрабатывается программа аттестации. Проводит аттестацию комиссия экспертов, назначенная аккредитующим органом.

Аттестация проходит непосредственно в органе по сертификации, где проверяется фактическое состояние заявителя и его соответствие представленным документам. Проверяется способность заявителя выполнять свои функции, что в некоторых случаях сопряжено с опытной сертификацией. По результатам аттестации комиссия составляет акт, который передается аккредитующему органу.

Для принятия решения об аккредитации аккредитирующий орган рассматривает не только этот акт, но и заявку, информацию по экспертизе и аттестации, и другие сведения, представленные ведущим экспертом, возглавляющим комиссию.

При положительном решении аккредитующий орган выдает органу по сертификации аттестат аккредитации, срок действия которого не более пяти лет.

Аккредитация может быть отменена досрочно, если аккредитующий орган выявляет несоответствие органа по сертификации требованиям, обусловленным аккредитацией; если орган по сертификации сам принимает решение о досрочном прекращении действия аккредитации; при ликвидации органа по сертификации.

Орган по сертификации имеет право опротестовать решение о приостановлении его аккредитации и другие неприемлемые им действия аккредитующего органа путем подачи апелляции в соответствующую комиссию.

В период действия аттестата аккредитации осуществляется инспекционный контроль органа по сертификации со стороны аккредитующего органа. Условия и содержание инспекционного контроля определяются договором между органом по сертификации и аккредитующим органом. Как правило, при инспекционном контроле проверяются: соблюдение обязанностей и выполнение функций; своевременность актуализации фонда нормативных документов; квалификация штатных сотрудников, соблюдение правил приема и рассмотрение заявок и апелляций; правильность организации и проведения испытаний и др.

По данным на начало 1996 г., в Системе ГОСТ Ρ аккредитовано более 650 органов по сертификации, из них 180 относятся к сертификации пищевых товаров. Испытательные лабораторий. Требования к испытательным лабораториям в России регулируются государственными стандартами, положения которых разработаны с учетом соответствующих руководств ИСО/МЭК и европейских стандартов, относящихся к деятельности испытательных лабораторий (ΕΝ 45001, ΕΝ 45002 и ΕΝ 45003). Эти требования учитываются при создании, аккредитации и функционировании испытательной лаборатории; в процессе взаимодействия лаборатории с аккредитующим органом и с органами по сертификации; при заключении соглашений с зарубежными партнерами о признании протоколов испытаний; их также принимают во внимание эксперты, осуществляющие инспекционный контроль за работой аккредитованной лаборатории.

Большинство отечественных лабораторий отличается от зарубежных признанием их технической компетентности, в то время как зарубежные аккредитованы как независимые. Ситуация, когда признается только техническая компетентность, сложилась в России вследствие того, что практически все действующие в настоящее время лаборатории были созданы как структурные подразделения тех или иных организаций, научно-исследовательских институтов и предприятий.

Испытательная лаборатория имеет право на субподряд другой аккредитованной лаборатории, если она не располагает каким-либо видом оборудования, необходимым для проведения испытаний конкретной продукции. Объем работ по субподряду не должен превышать 25% стоимости всех испытаний, а договор субподряда не является основанием для расширения области аккредитации.

Аккредитацию испытательных лабораторий, деятельность которых связана с обязательной сертификацией, организует и проводит Госстандарт России и уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти. Любая лаборатория, которая удовлетворяет требованиям государственного стандарта ГОСТ Ρ 51000.3-96 и дополнительным требованиям конкретной отрасли по ее заявлению, имеет право на аккредитацию.

Общие требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации в РФ соответствуют рассмотренным в гл. 14.

Обязанности аккредитованной испытательной лаборатории. Аккредитованная испытательная лаборатория обязана поддерживать свое соответствие требованиям государственного стандарта ГОСТ Ρ 51000.3-96 и другим критериям, которые применены аккредитующим органом при ее аккредитации:

• заявлять о проведении только тех испытаний, которые включаются в область аккредитации;

• оплачивать все расходы, связанные с аккредитацией и инспекционным контролем;

• прекращать деятельность сразу по истечении срока действия аттестата аккредитации;

• при заключении контрактов (договоров) с заказчиками испытаний указывать, что ни ее аккредитация, ни протоколы испытаний не должны считаться гарантией соответствия продукции установленным требованиям;

• следить за соблюдением требований аккредитующего органа в отношении использования заказчиками протокола испытаний в целях своей рекламы;

• информировать аккредитующий орган об изменениях в организации, которые могут повлиять на соответствие лаборатории критериям аккредитации.

По данным на начало 1996 г., в Системе сертификации ГОСТ Ρ аккредитовано около 1800 лабораторий, причем 55 зарубежных. Из общего числа более 270 лабораторий занимаются испытаниями продукции машиностроения, более 300 — электротехнических приборов, около 350 — сырья и материалов, около 700 — продуктов питания и сельхозсырья, более 40 — товаров легкой промышленности, 130 — прочих изделий.

На базе санитарно-эпидемиологических центров аккредитованы на независимость и комплектность 3 органа и 100 лабораторий, такой же статус получили 2 органа и 4 лаборатории ветеринарии; 2 и 58 — соответственно станции защиты растений; 33 и 3 — агрохимслужбы и др.

В плане реализации положений Закона «О сертификации продукции и услуг» о привлечении к работам по сертификации юридических лиц любой формы собственности в качестве органов по сертификации акционерных обществ и товариществ аккредитовано 23 организации и 111 испытательных лабораторий, а также 44 органа и 55 испытательных лабораторий общественных объединений.

Предыдущая — СОДЕРЖАНИЕ — Следующая

При обязательной сертификации (ст. 26):

• выдает сертификаты соответствия;

• привлекает на договорной основе для проведения испытаний ИЛ;

• осуществляет контроль за объектами сертификации, если это предусмотрено схемой;

• ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;

• информирует органы контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;

• обеспечивает предоставление заявителем информации о порядке сертификации;

• устанавливает стоимость работ на основе утвержденной методики;

• приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов.

При добровольной сертификации (ст. 21):

• выдает сертификаты соответствия;

• предоставляет право на применение знака соответствия или знака системы добровольной сертификации;

• приостанавливает или прекращает действие выданных сертификатов.

Рассмотрим более подробно основные перечисленные функции ОС. 1. Выдача сертификатов соответствия. Орган по сертификации может выдать сертификат только в соответствии с аккредитованной областью.

Работа ОС за пределами аккредитации ведет к отзыву аттестата аккредитации.

2.Привлечение на договорной основе для проведения испытаний и измерений испытательных лабораторий, аккредитованных в установленном порядке, в пределах области аккредитации. Договора на испытания продукции ИЛ будут заключать не с заявителем, как сейчас, а с ОС. Предполагается, что это повысит объективность результатов. По ФЗ «О техническом регулировании» ОС не вправе представлять ИЛ сведения о заявителе. Это требование будет действовать при сертификации на соответствие требованиям ТР, хотя опыт работы показывает, что такое требование будет выполнить достаточно сложно. В маркировке товара всегда указывается изготовитель, товарные марки и знаки изготовителя часто нанесены на товар (обувь, одежда, изделия из пластмасс и др.). Поэтому сведения об изготовителе будут известны ИЛ. Испытания также должны проводиться в пределах области аккредитации ИЛ.

3.Осуществление контроля за объектами сертификации. Ряд схем сертификации, которые будут рассмотрены далее, требует, чтобы ОС проводил контроль за уже сертифицированной продукцией, который называют инспекционным.

4.Ведение реестра выданных ОС сертификатов. Реестр выданных сертификатов представляет собой их перечень и копии, подшитые по увеличению номеров. Часто таможенные и контролирующие органы обращаются с запросами в ОС о подтверждении факта выдачи сертификатов соответствия на продукцию (письменно или по телефону ОС, указанному в сертификате).

5 .Информация органов контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию и не прошедшей ее. Эта обязанность ОС необходима для того, чтобы на рынок не поступала продукция, не соответствующая требованиям безопасности. Такая обязанность существует с самого начала обязательной сертификации.

6.Предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации. Эта функция ОС стала особенно важна в переходный период, когда изменяются правила по сертификации, требования к продукции. Практика показывает, что часть недобросовестных ОС могут дать неправильную информацию, в результате заявитель будет сертифицировать объект, не подлежащий обязательной сертификации. Так произошло с сертификацией услуг розничной торговли, которую продолжали сертифицировать еще около двух лет после исключения всех услуг из объектов обязательной сертификации.

7 .Установление стоимости работ. Стоимость работ ОС проводит на основе утвержденной методики. Однако стоимость работ в ОС различается из-за разницы затрат на проведение сертификации. Это является экономическим фактором выбора ОС для заявителя. Все работы ОС по обязательной сертификации проводятся на основе самофинансирования.

8.Приостановление или прекращение действия выданных сертификатов.

Органы по сертификации приостанавливают действие сертификата, если на стадии ИК (инспекционный контроль) обнаружено несоответствие продукции установленным требованиям, но которое может быть устранено. Действие сертификатов соответствия может быть приостановлено при нарушении сроков проведения ИК или прекращено, т.е. его отменяют при существенных нарушениях установленных требований или при отказе от проведения ИК.

Дата добавления: 2016-03-27; просмотров: 3213;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *