ФЗ 48

ФЗ 48

Правила предоставления предварительного разрешения органа опеки и попечительства, затрагивающего осуществление имущественных прав подопечного, установлены в ст. 21 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Так, без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун не вправе совершать (а попечитель не вправе давать согласие на совершение) сделок по (пп. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона РФ т 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»):

  • по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог,

  • по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению),

  • сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей,

  • любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного;

  • в случаях выдачи доверенности от имени подопечного;

  • во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, в том числе при: (а) отказе от иска, поданного в интересах подопечного; (б) заключении в судебном разбирательстве мирового соглашения от имени подопечного; (в) заключении мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены опекуну или попечителю в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче такого разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» при обнаружении факта заключения договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства последний обязан незамедлительно обратиться от имени подопечного в суд с требованием о расторжении такого договора в соответствии с гражданским законодательством, за исключением случая, если такой договор заключен к выгоде подопечного. При расторжении такого договора имущество, принадлежавшее подопечному, подлежит возврату, а убытки, причиненные сторонам договора, подлежат возмещению опекуном или попечителем в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.

В п. 10 Письма Минобразования и науки РФ от 31.08.2010 № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» даны пояснения о сроках действия предварительного разрешения, перечне выплат и размере сумм доходов, по которым может выдаваться разрешение (к сожалению, в законодательстве РФ эти вопросы не урегулированы). Так, исходя из анализа законодательства и практики работы органов опеки и попечительства субъектов РФ, Минобразования и науки РФ рекомендует:

  • выдавать отдельные разрешения на каждый вид имущества, в том числе на каждый вид доходов подопечного или разрешение на расходование пенсии, причитающейся подопечному;

  • решать вопрос о сумме, на расходование которой дается разрешение, в каждом конкретном случае исходя из интересов ребенка;

  • в целях оптимизации работы органа опеки и попечительства рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на расходование денежных средств подопечного (алиментов, пенсий, пособий) на весь период осуществления опеки или попечительства либо на определенный срок (например, на 1 год).

Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства дают опекунам и попечителям разрешения и обязательные для исполнения указания в отношении распоряжения имуществом подопечных исключительно в письменной форме. Поэтому в том случае, если сотрудник ООП в устной беседе заранее отказывает в выдаче предварительного разрешения на распоряжение теми или иными выплатами, советую тем не менее подать письменное заявление с подробным перечнем предполагаемых расходов, приложив все возможные подтверждающие документы (рецепты на лекарства, предписание педиатра на прием витаминов или проведение оздоровительных процедур, прейскуранты на соответствующие услуги и т.п.). Ответ от сотрудника ООП следует требовать тоже только в письменной форме, в т.ч. и отказ. Только в этом случае можно рассчитывать на ответственное отношение к финансированию потребностей вашего приемного ребенка.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ
Об опеке и попечительстве

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2020 г.)

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 — 5)

Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия

(статьи 6 — 9)

Глава 3. Правовой статус опекунов и попечителей

(статьи 10 — 16)

Глава 4. Правовой режим имущества подопечных

(статьи 17 — 23)

Глава 5. Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства

(статьи 24 — 28)

Глава 6. Прекращение опеки и попечительства

(статьи 29 — 30)

Глава 7. Государственная поддержка опеки и попечительства

(статья 31)

Глава 8. Заключительные положения

(статья 32)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации

Принят Государственной Думой 21 марта 2019 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2019 года

Статья 1

1) преамбулу изложить в следующей редакции:

«Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.»;

2) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе употребляются следующие основные понятия:

застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

зарегистрированные лица — физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

страхователи — юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь»;

физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, — застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

страховые взносы — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее — Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);

индивидуальный (персонифицированный) учет — организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице;

индивидуальный лицевой счет — электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации;

страховой номер индивидуального лицевого счета — уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;

общая часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются страховой номер индивидуального лицевого счета, сведения о зарегистрированном лице, сведения о периодах работы и (или) другой деятельности, об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», о заработке (доходе) и начисленных и уплаченных страховых взносах, направляемых на финансирование страховой пенсии, о пенсионных правах застрахованного лица и об установлении страховой пенсии, о дате регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, о закрытии индивидуального лицевого счета и иные сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

специальная часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отдельно учитываются сведения о поступивших за застрахованное лицо (зарегистрированное лицо) страховых взносах, направляемых на финансирование накопительной пенсии, и результатах их инвестирования, а также сведения о дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и результатах их инвестирования, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и результатах их инвестирования, взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и результатах их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и результатах их инвестирования, сведения о выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иные сведения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

профессиональная часть индивидуального лицевого счета — составная часть индивидуального лицевого счета, в которой отражаются сведения о суммах пенсионных взносов, уплаченных в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения страхователем за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными (профессиональный стаж), о выплатах и иные сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;

профессиональный стаж застрахованного лица — суммарная продолжительность периодов его трудовой деятельности на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными, в течение которых в его пользу страхователем уплачивались пенсионные взносы в соответствии с договорами досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

отчетный период — период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год;

информационная система «личный кабинет зарегистрированного лица» — информационная система Пенсионного фонда Российской Федерации, предоставляющая возможность зарегистрированному лицу получать содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете сведения в составе, определяемом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.»;

3) статью 3 дополнить абзацами следующего содержания:

«обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.»;

4) в статье 4:

а) в абзаце четвертом слово «застрахованного» заменить словом «зарегистрированного»;

б) в абзаце пятом слово «застрахованных» заменить словом «зарегистрированных», дополнить словами «, предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций»;

5) в статье 6:

а) в наименовании слова «застрахованного лица» исключить;

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер. Индивидуальный лицевой счет открывается на основании:

1) заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

2) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.»;

в) дополнить пунктами 11 и 12 следующего содержания:

«11. Заявление может быть направлено в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

12. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).»;

г) в пункте 2:

в абзаце первом слова «застрахованного лица» исключить;

в подпункте 2 слово «застрахованного» заменить словом «физического»;

в подпункте 9 слова «качестве застрахованного лица» заменить словами «системе индивидуального (персонифицированного) учета»;

в подпункте 17 слова «застрахованного лица» исключить;

д) в пункте 3:

в абзаце первом слова «застрахованного лица» исключить;

подпункт 11 изложить в следующей редакции:

«11) сведения об определенных застрахованным лицом, формирующим накопительную пенсию в Пенсионном фонде Российской Федерации, правопреемниках и долях распределения между ними средств пенсионных накоплений, а также сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и произведенных таким правопреемникам выплатах средств пенсионных накоплений;»;

подпункт 15 изложить в следующей редакции:

«15) сведения о размере средств пенсионных накоплений, подлежащих отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому не назначена накопительная пенсия, срочная пенсионная выплата либо единовременная выплата средств пенсионных накоплений, по состоянию на 31 декабря 2014 года в соответствии с частями 71 и 72 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и на дату, когда Пенсионный фонд Российской Федерации стал страховщиком застрахованного лица;»;

подпункт 16 признать утратившим силу;

е) в абзаце первом пункта 4 слова «застрахованного лица» исключить;

ж) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются, в том числе на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных организаций.

Сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния Пенсионный фонд Российской Федерации получает из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».»;

з) в пункте 7:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«7. Индивидуальный лицевой счет хранится в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации в течение всей жизни зарегистрированного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.»;

абзац второй признать утратившим силу;

и) в пункте 8 слова «застрахованных лиц» исключить;

6) статью 7 признать утратившей силу;

7) пункт 4 статьи 8 изложить в следующей редакции:

«4. Срок хранения органами Пенсионного фонда Российской Федерации документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в письменной форме составляет не менее шести лет, а указанных документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, — не менее семидесяти пяти лет.

Уничтожение документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета, производится по истечении установленного срока их хранения.»;

8) в статье 81:

а) в наименовании слово «застрахованных» заменить словом «зарегистрированных»;

б) слова «застрахованных лицах» заменить словами «зарегистрированных лицах», слова «застрахованных лиц» исключить;

9) в статье 9:

а) в пункте 1:

в абзаце четвертом слова «не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования» заменить словами «если в отношении этих физических лиц не открыт индивидуальный лицевой счет»;

абзац шестой признать утратившим силу;

б) в абзаце четвертом пункта 2 слова «не имевшего до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования» заменить словами «если в отношении этого физического лица не открыт индивидуальный лицевой счет»;

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Застрахованное лицо, поступающее на работу по трудовому договору или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязано в свою очередь представить страхователю документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, на бумажном носителе или в форме электронного документа и (или) посредством информационной системы «личный кабинет зарегистрированного лица», а также при первичной регистрации или изменении у зарегистрированного (застрахованного) лица сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, сообщить страхователю сведения, предусмотренные подпунктами 2 — 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации.»;

10) в статье 10:

а) абзац пятый пункта 1 признать утратившим силу;

б) в абзаце третьем пункта 2 слова «страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или заявление о выдаче ему указанного страхового свидетельства впервые или о выдаче нового (взамен утраченного), а также» заменить словами «документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, либо», слово «перечисленные» заменить словом «указанные»;

11) в статье 12 слова «получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования и» исключить;

12) дополнить статьей 121 следующего содержания:

«Статья 121. Представление сведений органами, оказывающими государственные и муниципальные услуги

1. Орган, предоставляющий государственные или муниципальные услуги с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице, для открытия физическому лицу индивидуального лицевого счета представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, указанные в подпунктах 2 — 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, не позднее дня, следующего за днем обращения такого лица за предоставлением государственной или муниципальной услуги.

2. Для проверки сведений, представленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, органы Пенсионного фонда Российской Федерации направляют соответствующие запросы в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.»;

13) в наименовании главы III слово «застрахованного» заменить словами «зарегистрированного (застрахованного)»;

14) в статье 14:

а) в наименовании слово «застрахованного» заменить словами «зарегистрированного (застрахованного)»;

б) в части первой:

в абзаце первом слово «Застрахованное» заменить словами «Зарегистрированное (застрахованное)»;

в абзаце втором слова «по месту жительства или работы» заменить словами «, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»;

в абзаце пятом слово «застрахованного» заменить словом «зарегист

Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года

Внести в часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2013, N 27, ст. 3459) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного, включая сведения о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с пунктом 1 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды. Опекун, который является родителем недееспособного гражданина, являющегося инвалидом с детства, совместно проживающим с таким гражданином и воспитывавшим его с рождения и до достижения им возраста восемнадцати лет, или усыновителем такого гражданина, совместно проживающим с ним и воспитывавшим его с момента усыновления и до достижения им возраста восемнадцати лет, вправе не включать в отчет сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном. Орган опеки и попечительства при обнаружении ненадлежащего исполнения этим опекуном обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного вправе потребовать от этого опекуна предоставления отчета о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного за предыдущие периоды, содержащего сведения о расходовании этим опекуном сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном.».

Президент Российской Федерации

В. Путин

Российские депутаты собираются законодательно стимулировать граждан к патриотичному поведению: в Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности за недоносительство о преступлениях экстремистского характера. Законопроекту следовало бы присвоить имя Павлика Морозова, ведь ответственность за несознательное поведение предусмотрена с 14 лет. Учитывая, что в последнее время понятие экстремизма стало трактоваться широко и свободно, а срок можно получить даже за перепост фото в соцсетях, депутатская инициатива может коснуться многих. Правозащитники опасаются, что новый закон спровоцирует всплеск доносительства. О том, что заставляет людей жаловаться друг на друга, какую роль в этом играет государство и какими бывают доносы, «Ленте.ру» рассказал автор работы «Донос как социально-психологический феномен», доктор философских наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Валерий Нехамкин.

«Лента.ру»: Доносительство становится новым трендом?

Нехамкин: Лично я этого пока не замечаю. Другое дело, что сегодня высшие чиновники уже не одергивают доносчиков. Ситуация изменилась по сравнению с 1990-ми годами, когда массово осуждалось доносительство советского периода. Когда власть хочет обозначить какое-то явление как негативное, зачинщиков, как правило, в любом государстве примерно наказывают. Сегодня с доносчиками этого не происходит, и такая ситуация провоцирует интересные рассуждения о дальнейшем ее развитии.

Что больше способствует расцвету доносительства — позиция государства или социальная среда, которая воспитывает доносчика, дает ему мотивацию?

Доносительство расцветает, когда на это есть прямой социальный заказ. То есть государство называет конкретную группу, в отношении которой были бы желательны доносы. В сталинские времена, например, прямо указывались «враги народа». Но понятие это оказывалось размытым: сюда могли включаться представители разных социальных слоев — врачи, колхозники, интеллигенция, военные и т.д. Когда такая «враждебная» группа прямо названа государством, граждане начинают массово проявлять бдительность. Этот эффект наблюдался не только в СССР. В той же нацистской Германии преследовались с подачи властей политические группы — коммунисты и социал-демократы; национальные — евреи и цыгане; представители сексуальных меньшинств. В США, когда у нас в 1948-1953 годах боролись с безродными космополитами, искали агентов Кремля и в итоге «находили» намного больше шпионов, чем их было на самом деле.

Социальный климат имеет не последнее значение, но когда происходит государственное «стимулирование», граждане так же охотно откликаются на подобные инициативы и в наши дни. Скажем, власти Украины, вернувшие в июле 2014 года под контроль город Славянск, столкнулись с наличием там нелояльного населения и отсутствием системы спецслужб. Как быстро выявить неблагонадежных? Очень просто. Установили специальные урны для доносов и призвали сообщать туда о поведении соседа, друга, родственника в период правления «сепаратистов». Такая инициатива вызвала целую волну бытовых доносов.

Может быть, прямых указаний у нас сегодня нет — а как же намеки? По телевизору каждый день говорят о «пятой колонне», «нацпредателях» и прочих оппозиционерах.

Что-то такое в воздухе витает, но отмашки на представителей данных групп доносчикам никто не давал. Поэтому нет и массового доносительства. К тому же в Уголовном кодексе есть статья, разрешающая не свидетельствовать против близких. Чтобы явление приняло массовый характер, людей за это нужно поощрять. Про того же Павлика Морозова в СССР подробно рассказывали не просто так, а чтобы показать другим, как желательно действовать.

Доносы в основном характерны для тоталитарных систем?

В демократических государствах они тоже процветают, но там они легитимны, то есть встроены в государственную систему. В США даже превращаются в своеобразную форму бизнеса. В Америке существует особая программа «Крайм стопперс». Если донос подтверждается и предотвращается преступление, автор доноса в зависимости от тяжести предотвращенного деяния получает от 50 до 1000 долларов. Девиз данной системы — «Преступление не окупается, но мы платим за его раскрытие!».

За границей информаторов уважают за принципиальную гражданскую позицию?

Это скорее миф. От доносчика пытаются избавиться и у них, и у нас — хотя бы отправляя его вверх по карьерной лестнице. В России вследствие неоднозначного отношения граждан к государству доносы воспринимаются то позитивно, то негативно. Когда люди ассоциируют себя с государством — тогда да, доносчиков оценивают преимущественно положительно, поэтому такой всплеск данного явления и наблюдался в 1930-е годы. Часто в российском коллективе доносчик воспринимается как нечто не совсем приемлемое, потому что он произвольно выносит некую внутреннюю информацию вовне, а это может привести к разрушению всего коллектива.

Как люди становятся кляузниками?

Еще со времен Древней Греции или Рима на первом месте среди мотивов стоит алчность. На втором — патриотизм, понимаемый в таком ключе. Дальше — месть. Однако часто все эти причины переплетаются. В России сейчас стали популярны доносы за политические деяния. Самый свежий пример: в Севастополе 9 апреля на заседании Общественно-экспертного совета при губернаторе города исполнялся гимн России. На табло одновременно появились искажающие его текст слова. Организаторы мероприятия, не сумев сами выявить зачинщика «беспорядков», отправились с сообщением об этом не в полицию, а сразу в ФСБ. Не ждать, когда «органы» займутся расследованием, а побудить их к этому. Таков девиз отечественных бдительных граждан и в 1930-е годы, и ныне. Главное, что доносчик таким легким, как ему кажется, путем приобщается к государственной силе.

Если доносчик сам превращается в жертву доноса, что не редкость, — меняется его отношение к доносительству, наступает раскаяние?

У меня пока нет такой информации по нашим дням. Если брать советские годы, то, как правило, нет. Человек полагает, что в отношении него донос оказался ложным, сам же он поступал правильно, ибо давал правдивую информацию, действовал во благо государства, предотвращал преступление. Впрочем, если на тебя открыто доносят на каком-то общем собрании трудового коллектива, что в прошлом, что нынче, — у жертвы есть возможность совершить ответный донос. Часто это способ уйти от крупных проблем.

Современные доносы отличаются от советских?

Мотивы универсальные, просто сейчас стало удобнее — появилось больше технических средств доносительства. И еще сегодня доносчики любой бытовой повод стараются превратить в политическую акцию. Взять то же поедание «санкционных» гусей — помните, как житель Владивостока обнаружил в мусоре обертку от импортного польского мяса, запрещенного к продаже, и сообщил об этом в органы?

Где грань между активностью законопослушного гражданина и стукачеством?

Тема скользкая. По содержанию и законопослушный гражданин, и стукач в случае доноса делают одно дело: сообщают в правоохранительные органы тайную информацию о лице или группе лиц. Я думаю, что гражданин, не являющийся доносчиком, должен не иметь личных мотивов; не получать за данное деяние материального вознаграждения, особенно за счет жертвы; не скрывать свое имя; ожидать официального ответа на изложенные в данном документе требования; сообщать правдивые сведения (а не подавать их таким образом, чтобы к жертве обязательно применялись санкции со стороны государственных структур). Здесь важен основной посыл. Главная цель активного гражданина — помочь, спасти, предотвратить. Главная цель стукача — навредить жертве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *