ФЗ 99 от 2007 года

ФЗ 99 от 2007 года

Содержание

Об охране озера Байкал

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об охране озера Байкал

(с изменениями на 31 июля 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003);
Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ);
Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ (Российская газета, N 277, 08.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 40 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ);
Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ (Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ);
Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ (Российская газета, N 248, 07.11.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 9 Федерального закона от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ);
Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ (Российская газета, N 153, 18.07.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 33 Федерального закона от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 11 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);
Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.11.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013);
Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014);
Федеральным законом от 18 июля 2019 года N 194-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.07.2019, N 0001201907180035);
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.07.2020, N 0001202007310026).

Принят
Государственной Думой
2 апреля 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
22 апреля 1999 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2013 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ.

Глава I. Основные положения (статьи 1 — 4)

Статья 1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал

1. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Экологическое зонирование Байкальской природной территории

1. Байкальская природная территория — территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

2. На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны:
центральная экологическая зона — территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал;
буферная экологическая зона — территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации;
экологическая зона атмосферного влияния — территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.

3. Экологическое зонирование Байкальской природной территории осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Границы Байкальской природной территории, границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал

(Наименование в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

1. Решение об установлении или изменении границ Байкальской природной территории и экологических зон — центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния, границ водоохранной зоны и границ рыбоохранной зоны озера Байкал принимается Правительством Российской Федерации. Приложением к такому решению являются текстовое и графическое описания местоположения границ Байкальской природной территории и ее экологических зон, водоохранной зоны и рыбоохранной зоны озера Байкал с перечнем координат характерных точек таких границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 июля 2019 года Федеральным законом от 18 июля 2019 года N 194-ФЗ.

2. Органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы исполнительной власти Иркутской области, органы исполнительной власти &nbspЗабайкальского края&nbsp в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обеспечивают информирование населения Байкальской природной территории о границах Байкальской природной территории, в том числе о границах экологических зон, и об особенностях режима экологических зон.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

(статья утратила силу с 1 января 2005 года —

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. —

См. предыдущую редакцию)

Глава II. Режим охраны Байкальской природной территории (статьи 5 — 12)

Статья 5. Основные принципы охраны Байкальской природной территории

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:
приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;
учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал;
сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития;
обязательности государственной экологической экспертизы.

Статья 6. Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории

1. На Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:
химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;
физическое изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);
биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

2. На Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 215-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

3. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Водный режим озера Байкал

В целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал и предотвращения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на ее состояние устанавливаются следующие требования к водному режиму озера Байкал:
режим наполнения и сработки озера Байкал определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ;
запрет на повышение уровня воды в озере Байкал выше максимальных значений и снижение уровня воды в озере Байкал ниже минимальных значений, установленных Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Особенности охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений

В целях охраны байкальских омуля, нерпы и других видов водных животных, а также видов водных растений, распространенных только в озере Байкал (далее также — эндемичные виды водных животных и растений), за исключением водных животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти определяются допустимый объем вылова (добычи) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, сбора эндемичных видов водных растений, сроки вылова байкальского омуля и перечень орудий его вылова, сроки добычи байкальской нерпы и перечень орудий ее добычи, а также сроки сбора эндемичных видов водных растений (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
Особенности охраны, вылова (добычи) байкальских омуля, нерпы и других эндемичных видов водных животных, а также сбора эндемичных видов водных растений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Территории традиционного природопользования на Байкальской природной территории

1. На Байкальской природной территории в установленном законодательством Российской Федерации порядке определяются территории традиционного природопользования.

2. Отношения, возникающие в связи с использованием земель и других природных ресурсов на территориях традиционного природопользования на Байкальской природной территории, регулируются законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 10. Особенности пользования земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах

Пользование земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах гражданами и юридическими лицами осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона.

Статья 11. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в центральной экологической зоне

1. В центральной экологической зоне запрещаются:

1) сплошные рубки;

2) перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

2. При воспроизводстве лесов в центральной экологической зоне воспроизводство ценных лесов обеспечивается в приоритетном порядке.

3. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в центральной экологической зоне, осуществляются в соответствии с лесным законодательством (пункт дополнительно включен с 8 декабря 2007 года Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 240-ФЗ).
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ.

Статья 12. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне

1. Организация туризма и отдыха в центральной экологической зоне осуществляется в соответствии с правилами, обеспечивающими соблюдение предельно допустимых норм нагрузок на окружающую среду в центральной экологической зоне (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.

2. Правила организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне утверждаются органами государственной власти Республики Бурятия, органами государственной власти Иркутской области.

Глава III. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал (статьи 13 — 14)

Статья 13. Порядок установления нормативов предельнодопустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал

1. Для Байкальской природной территории устанавливаются нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал в порядке, определенном законодательством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал, а также методы их определения утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и совершенствуются на основании данных научных исследований (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

3. Перечень вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, утверждается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Статья 14. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления,опасных для уникальной экологической системы озера Байкал

1. Предельно допустимый объем сбросов и выбросов вредных веществ, размещения отходов производства и потребления, опасных для уникальной экологической системы озера Байкал, устанавливается с учетом результатов научных исследований в соответствии с законодательством Российской Федерации и ежегодно подлежит обязательному пересмотру в целях его уменьшения с учетом состояния окружающей среды Байкальской территории.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.
В центральной экологической зоне запрещается размещение отходов производства и потребления I-III классов опасности.
(Абзац дополнительно включен с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ)

2. Количество относящихся к категориям особо опасных и высокоопасных для уникальной экологической системы озера Байкал вредных веществ в сбросах хозяйственных и иных объектов, расположенных в центральной экологической и буферной экологической зонах, не должно превышать такое количество при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов (абзац в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ.
Концентрации вредных веществ всех категорий опасности для уникальной экологической системы озера Байкал в сбросах и выбросах не должны превышать нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных для каждой из экологических зон.

Глава IV. Государственное регулирование в области охраны озера Байкал (статьи 15 — 26)

Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал

Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области охраны озера Байкал, их функции и полномочия, а также координационный орган для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Статья 16. Комплексные схемы охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории

Основой для осуществления хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории являются комплексные схемы охраны и использования ее природных ресурсов, разрабатываемые и утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 17. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду Байкальской природной территории, осуществляется для каждой экологической зоны уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.

Статья 18. Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов

Ликвидация или перепрофилирование экологически опасных хозяйственных объектов на Байкальской природной территории осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал

Государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области, осуществляющими соответственно федеральный государственный экологический надзор и региональный государственный экологический надзор, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством указанных субъектов Российской Федерации.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

Статья 20. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал

1. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

2. Государственный экологический мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти &nbspв порядке, установленном Правительством Российской Федерации&nbsp.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 11 июля 2014 года Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 181-ФЗ.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 331-ФЗ.

Статья 21. Финансирование деятельности по охране озера Байкал

1. Финансирование деятельности по охране озера Байкал осуществляется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ..

Статья 22. Целевые программы в области охраны озера Байкал

Федеральные целевые программы в области охраны озера Байкал формируются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации осуществляют разработку и реализацию межмуниципальных целевых программ в области охраны озера Байкал, а также участвуют в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области охраны озера Байкал.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

Статья 23. Информация в области охраны озера Байкал

В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, гражданам и юридическим лицам обеспечивается доступ к информации в области охраны озера Байкал.

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с гражданским, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 25. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны озера Байкал регулируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 25_1. Заключительные положения

1. По 31 декабря 2024 года в центральной экологической зоне Байкальской природной территории допускается осуществление видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в границах Байкальской природной территории, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры (объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры), необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на землях лесного фонда допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий.

3. Перечень объектов инфраструктуры, указанных в пункте 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В указанный перечень наряду с такими объектами включаются мероприятия по охране окружающей среды, связанные со строительством, реконструкцией таких объектов. В указанный перечень не допускается включать объекты, предназначенные для постоянного или временного проживания граждан, а также для осуществления рекреационной и иной деятельности, не связанной с обеспечением функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в составе Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.
(Статья дополнительно включена Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 254-ФЗ)

Статья 26. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
1 мая 1999 года
N 94-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

6) Российская Федерация допускает ввоз товаров и транспортных средств, названных в пунктах 2, 5 и 6 статьи XI Соглашения, оборудования и материальных предметов, названных в пункте 4 статьи XI Соглашения, предназначенных для нужд Сил, в соответствии с условиями таможенного режима временного ввоза, установленными таможенным законодательством Российской Федерации. При этом такой ввоз осуществляется с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, сборов, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров и за подобного рода услуги вне определенных для этого мест или времени работы таможенных органов, и на сроки, предусмотренные Соглашением, если такие сроки прямо указаны в Соглашении.

Российская Федерация исходит из того, что порядок и условия ввоза товаров, названных в пункте 4 статьи XI Соглашения и предназначенных для нужд Сил, будут регулироваться отдельными договоренностями о направлении и принятии Сил между Российской Федерацией и направляющим государством.

Никакие положения статьи XI, в том числе пунктов 3 и 8, не ограничивают право таможенных органов Российской Федерации принимать все необходимые меры для осуществления контроля за соблюдением условий ввоза товаров и транспортных средств, предусмотренных статьей XI Соглашения, если такие меры являются необходимыми в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация исходит из того, что направляющее государство представляет в таможенные органы Российской Федерации подтверждение, что все товары и транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию в соответствии с положениями статьи XI Соглашения и отдельными договоренностями о направлении и принятии Сил между Российской Федерацией и направляющим государством, могут использоваться исключительно в целях, для которых они были ввезены. В случае их использования в иных целях в отношении таких товаров и транспортных средств должны быть уплачены все таможенные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также соблюдены иные требования, установленные законодательством Российской Федерации.

Транзит указанных товаров и транспортных средств осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии с пунктом 11 статьи XI заявляет, что допускает ввоз на таможенную территорию Российской Федерации нефтепродуктов, предназначенных для использования в процессе эксплуатации служебных транспортных средств, летательных аппаратов и судов, принадлежащих Силам или гражданскому компоненту, с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с требованиями и ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация допускает ввоз транспортных средств, названных в пунктах 2, 5 и 6 статьи XI Соглашения и предназначенных для личного пользования, лицами из числа гражданского компонента и членами их семей в соответствии с условиями временного ввоза, установленными законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация исходит из того, что таможенное оформление товаров, ввозимых (вывозимых) лицами из числа гражданского компонента и членами их семей, предназначенных исключительно для их личного пользования, в том числе товаров для первоначального обзаведения, производится без взимания таможенных платежей, за исключением таможенных сборов за хранение, таможенное оформление товаров и за подобного рода услуги вне определенных для этого мест или времени работы таможенных органов;

Принят Государственной Думой 31 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 31 марта 2020 года

Статья 1

2) в статье 6.3:

а) в абзаце первом слово «Нарушение» заменить словом «1. Нарушение»;

б) дополнить частями 2 и 3 следующего содержания:

«2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»;

3) в статье 13.15:

а) дополнить частями 101 и 102 следующего содержания:

«101. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

102. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.»;

б) часть 11 изложить в следующей редакции:

«11. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 101 или 102 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от шестисот тысяч до девятисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти миллионов до десяти миллионов рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.»;

в) примечание изложить в следующей редакции:

«Примечания:

1. Обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 9 — 11 настоящей статьи, в течение двадцати четырех часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

2. Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, указанными в части 101 настоящей статьи, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.»;

4) в статье 14.42:

а) в абзаце первом части 1 слово «Кодекса, -» заменить словами «Кодекса и частью 4 настоящей статьи, -«;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Реализация либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.»;

6) дополнить статьей 20.61 следующего содержания:

«Статья 20.61. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»;

7) в статье 20.16:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Осуществление частной охранной деятельности без специального разрешения (лицензии) либо оказание охранных услуг лицом, не имеющим правового статуса частного охранника, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.»;

б) дополнить частью 11 следующего содержания:

«11. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; на юридических лиц — от шестидесяти пяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»;

в) абзац первый части 2 изложить в следующей редакции:

«2. Осуществление частной детективной (сыскной) деятельности без специального разрешения (лицензии) -«;

г) в абзаце первом части 4 слова «либо не предусмотренных законом, либо» заменить словами «не предусмотренных законом, либо оказание таких услуг»;

8) в статье 23.1:

б) в части 12 слова «статьями 6.3,» заменить словами «частью 1 статьи 6.3, статьями»;

в) в части 2 слова «статьями 5.53, 6.3,» заменить словами «статьей 5.53, частью 1 статьи 6.3, статьями»;

9) в части 1 статьи 23.13 слова «статьями 6.3,» заменить словами «частью 1 статьи 6.3, статьями»;

10) часть 1 статьи 23.51 после слов «статьи 9.16,» дополнить словами «частью 4 статьи 14.42,»;

11) часть 1 статьи 23.85 после цифр «20.14,» дополнить словами «частями 1, 2 — 4 статьи»;

12) в статье 28.3:

а) в части 2:

пункт 1 после цифр «6.11,» дополнить словами «частями 2 и 3 статьи 6.3, статьями»;

пункт 18 после слов «статьей 11.32,» дополнить словами «частью 4 статьи 14.42,»;

пункт 19 после слов «статьей 6.1,» дополнить словами «частями 2 и 3 статьи 6.3,»;

пункт 103 после цифр «20.15,» дополнить словами «частью 11 статьи 20.16,»;

б) часть 5 дополнить пунктом 18 следующего содержания:

«18) должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.61 настоящего Кодекса. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.»;

в) дополнить частью 64 следующего содержания:

«64. Помимо случаев, предусмотренных пунктом 18 части 5 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.61 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.»;

13) часть 1 статьи 28.7 после цифр «7.27» дополнить цифрами «, 20.61».

Постановление Правительства Российской Федерации «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил промышленной безопасности при освоении месторождений нефти на площадях…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил безопасности при производстве сурьмы и ее соединений»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил промышленной безопасности резиновых производств»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации компрессорных установок с…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил безопасности для газоперерабатывающих заводов и производств»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил устройства зарядного, доставочного и смесительного оборудования…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил безопасности для производств фосфора и его неорганических соединений»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении и введении в действие Методических указаний о…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении Методических указаний о…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций…»

Приказ Минэнерго Российской Федерации «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке технологического регламента на производство…»

Постановление Госгортехнадзора Российской Федерации «Об утверждении Правил безопасности при производстве водорода методом электролиза воды»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования…»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении технического регламента о безопасности оборудования для работы во взрывоопасныъх…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении Федеральных норм и правил…»

Приказ Госгортехнадзора Российской Федерации от 19 декабря 1997 года №221

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных…»

Федеральный закон Российской Федерации «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»

Приказ Министерства природы Российской Федерации «Об утверждении Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств…»

Приказ Государственного таможенного контроля Российской Федерации «Об утверждении Правил перемещения через таможенную границу…»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных…»

Приказ Министерства природы Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании производства маркшейдерских работ»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по хранению и уничтожению химического оружия»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании эксплуатации химически опасных производственных объектов»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной…»

Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации ест массового…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента…»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы…»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации…»

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Указание Центрального банка Российской Федерации «О страховых тарифах или их предельных (максимальных и минимальных) значениях, структуре…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности»

Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «О внесении изменений в Федеральные нормы и…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных…»

Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Методических рекомендаций по…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Положения о функциональной…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении федеральных норм и правил в…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Требований к регистрации…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменения в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральном государственном энергетическом надзоре»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента…»

Приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой охраны…»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил в…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил…»

Приказ Государственной корпорации Российской Федерации по атомной энергии «Росатом» «Об утверждении Административного регламента по предоставлению…»

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта…»

Приказ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «Об утверждении…»

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности юридических лиц, индивидуальных…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения…»

Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты…»

Федеральный закон Российской Федерации «О газоснабжении в Российской Федерации»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Федеральных норм и правил…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности…»

Приказ Федеральной службы Российской Федерации по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении Административного регламента…»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного…»

Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности»

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Комментарий к Федеральному закону от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Соловьев В.А.)

Дата размещения статьи: 09.08.2014

Комментируемым Законом (далее — Закон) внесены изменения в гл. 4 части первой Гражданского кодекса РФ, которые вступят в силу с 1 сентября 2014 г. Закон принят в рамках реализации Концепции развития гражданского законодательства, подготовленной в соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 18.07.2008 N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Содержание и объем предусмотренных Законом изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ позволяют говорить о существенной его модернизации, прежде всего части первой Гражданского кодекса РФ, содержащей наиболее общие и принципиальные положения российского гражданского права.
Как уже было сказано, Закон предусматривает внесение изменений в гл. 4 части первой Гражданского кодекса РФ, которые затрагивают один из основополагающих институтов гражданского права — институт юридических лиц. В частности, Закон вносит следующие основные нововведения.
Изменяются положения о видах и правоспособности юридических лиц. Унифицируется их правовой статус. Определяется исчерпывающий перечень организационно-правовых форм юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, устанавливается деление их на корпорации (учредители, участники или члены которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью) и унитарные организации/предприятия (учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства). Из числа форм коммерческих юридических лиц исключаются общество с дополнительной ответственностью и закрытое акционерное общество. Создается новая организационно-правовая форма некоммерческой организации — товарищество собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, товарищества собственников жилья (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Закон закрепляет в Гражданском кодексе РФ значение членства в саморегулируемой организации. Сейчас право осуществлять определенные виды деятельности только при наличии членства в саморегулируемой организации предусмотрено отдельными федеральными законами — в Гражданском кодексе РФ таких норм до этого не было. С этой целью иначе изложено содержание абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ: «В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ».
Устанавливаются универсальные правила, касающиеся решения о создании юридического лица.
Усиливается ответственность лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица. Закон допускает возможность возложить на мажоритарного участника ответственность за убытки, причиненные юридическому лицу по его вине. Также предусматривается солидарная ответственность лиц (членов органов управления юридического лица, мажоритарных участников и др.), которые совместно причинили убытки юридическому лицу (ст. ст. 53.1 и 53.2 ГК РФ).
Упрощаются правила реорганизации и ликвидации юридических лиц. Законодательно закреплена возможность смешанной реорганизации, одновременной реорганизации нескольких юридических лиц, в том числе относящихся к различной организационно-правовой форме, а также закреплена возможность признания реорганизации недействительной или несостоявшейся. Предусматривается специальное регулирование последствий признания реорганизации недействительной или несостоявшейся. Вносятся изменения в нормы Гражданского кодекса РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. В Федеральном законе установлена солидарная ответственность вновь созданного юридического лица по долгам старого в случае невозможности определить правопреемника по обязательству или в случае недобросовестного распределения активов между ними, если это привело к существенному нарушению интересов кредиторов.
В целях борьбы с фирмами-«однодневками» уточняется понятие «недействующее юридическое лицо». Согласно Закону признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим) такое юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло отчетность, предусмотренную российским законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц, что влечет правовые последствия, установленные применительно к ликвидируемым юридическим лицам (ст. 64.2 ГК РФ в новой ред.). При этом исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) не препятствует привлечению к ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов и лиц, определяющих действия организации (указаны в ст. 53.1 ГК РФ в ред. Закона).
Вводятся новые для Гражданского кодекса РФ положения о корпоративном договоре (ст. 67.2 ГК РФ). В соответствии с ним его обязуют осуществлять свои права определенным образом или воздерживаться (отказаться) от их осуществления. Например, голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.
ЗАО больше не будет
Изменения и дополнения, вносимые в гл. 4 подраздела 2 «Лица», направлены на упрощение и унификацию правового статуса юридических лиц, повышение роли Гражданского кодекса РФ в регулировании этих отношений, в частности путем закрепления в нем исчерпывающего перечня организационно-правовых форм юридических лиц. Вместе с тем в целях предотвращения имеющихся в этой сфере многочисленных злоупотреблений и правонарушений предусматривается повышение требований к созданию, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также усиление имущественной ответственности их органов.
Закон предусматривает определенное упорядочение организационно-правовых форм юридических лиц, особенно некоммерческих организаций (ст. 50 ГК РФ). Предусмотренное им деление юридических лиц на корпоративные и унитарные организации позволяет закрепить общие нормы, касающиеся коммерческих корпораций (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ и производственных кооперативов) и некоммерческих корпораций:
— потребительских кооперативов (включая садоводческие, огороднические, дачные «некоммерческие объединения граждан» и общества взаимного кредитования и взаимного страхования);
— общественных организаций граждан (включая политические партии, профсоюзы и созданные гражданами объединения по интересам);
— ассоциаций или союзов (включая торгово-промышленные, адвокатские и нотариальные палаты, объединения (союзы) работодателей, некоммерческие партнерства).
При этом Закон отказывается от не оправдавших себя закрытых акционерных обществ (статус которых в настоящее время практически полностью дублируется статусом обществ с ограниченной ответственностью) и обществ с дополнительной ответственностью (которые не получили практического распространения). Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ. Здесь имеется в виду, что статус публичных (крупных) хозяйственных обществ, акции которых и ценные бумаги, конвертируемые в акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на фондовых биржах и других организованных финансовых рынках (ст. ст. 66.3 и 97 ГК РФ), требует более строгого регулирования, ибо это касается имущественных интересов большого числа акционеров и других лиц.
Корпорации выделили отдельно
Благодаря Закону корпорации выделены как особый вид юридических лиц (ст. ст. 65.1 — 65.3 ГК РФ). Это, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в ст. 65.2 Гражданского кодекса РФ права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.). С 1 сентября текущего года будет законодательно закреплена появившаяся в арбитражно-судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации — восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней («восстановление корпоративного контроля») (п. 3 ст. 65.2 ГК РФ). Это обеспечит права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного «списания» акций и долей участия, «корпоративных захватов» и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений.
Ответственность будет усилена
Закон усиливает традиционные положения об имущественной ответственности лиц, уполномоченных выступать от имени соответствующего юридического лица (т.е. физических лиц, являющихся его органами — руководителями), а также членов его коллегиальных органов (наблюдательных советов, правлений и т.п.) и лиц, фактически определяющих (контролирующих) его действия (ст. ст. 53.1 и 53.2 ГК РФ). Все эти лица должны возмещать убытки, причиненные ими юридическому лицу, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.
Для бюджетных учреждений восстановлена, а для автономных учреждений введена субсидиарная ответственность их учредителей (публично-правовых образований) по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда жизни и здоровью граждан (например, п. 6 ст. 113, п. 3 ст. 123.21 ГК РФ в редакции Закона). При отсутствии таковой граждане, здоровью или жизни которых был причинен вред, могли не получить удовлетворения своих обоснованных требований, поскольку реальная имущественная база самостоятельной ответственности бюджетного учреждения по действующему законодательству ограничена денежными средствами и малоценным движимым имуществом (абз. 5, 6 п. 2 ст. 120 действующей ред. ГК РФ).
Регистрация, реорганизация и ликвидация
В целях ускорения процедуры регистрации новая редакция ст. 52 Гражданского кодекса РФ устанавливает для юридических лиц один учредительный документ — устав (для хозяйственных товариществ — учредительный договор), и по желанию учредителей можно использовать типовые уставы. Учитывая, что три четверти всех зарегистрированных в России юридических лиц в настоящее время составляют ООО, данное новшество действительно может способствовать оптимизации процесса регистрации новых предприятий.
Кроме этого, ст. ст. 54 — 64 Гражданского кодекса РФ модернизированы правила о реорганизации и ликвидации юридических лиц. В частности, одновременно разрешаются любые реорганизации внутри коммерческих организаций, в том числе путем соединения в одном акте реорганизации нескольких ее способов (разделение с одновременным преобразованием и т.п.), а также реорганизация с участием более двух юридических лиц, что призвано облегчить диверсификацию предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК РФ в ред. Закона).
Найден разумный баланс между интересами кредиторов реорганизуемого юридического лица и интересами его учредителей (участников) путем определенного ослабления права кредитора такой организации требовать от нее досрочного исполнения обязательств. Так, требования кредиторов о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены не позднее чем в течение 30 дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. Право, предусмотренное абз. 1 настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение. При этом кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение 30 дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение (п. 2 ст. 60 ГК РФ в ред. Закона).
Обратите внимание, если кредитору, потребовавшему досрочного исполнения обязательства, такое исполнение не предоставлено и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ в ред. Закона), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (п. 3 ст. 53 ГК РФ в ред. Закона), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.
Введены специальные правила о последствиях признания недействительным решения о реорганизации юридического лица (ст. 60.1 ГК РФ в ред. Закона) и о признании реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 ГК РФ в ред. Закона).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *