ФЗ о госзакупках

ФЗ о госзакупках

Дмитрий Соколов,
генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп», руководитель проекта fks-help.ru

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор ООО «Альянс Консалтинг Групп», руководитель проекта fks-help.ru Дмитрий Соколов.

Из этого материала вы узнаете, обязаны ли заказчики разрабатывать положение о закупках, как учитывать экономию бюджетных средств, можно ли использовать банковскую гарантию, выданную не включенным в перечень Минфина России банком, и допустимо ли осуществлять закупки через интернет-магазины.

Мы являемся заказчиками. Финансирование нашей деятельности производится за счет средств федерального бюджета. Возможна ли оплата мобильной связи по ранее заключенному договору об оказании услуг (от 20 июня 2006 года) наличными средствами в свете вступления в силу Закона № 44-ФЗ?

Ирина Тугаринова

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4
  • Часть 5
  • Часть 6
  • Часть 7
  • Часть 8
  • Часть 9
  • Часть 10
  • Часть 11
  • Часть 12
  • Часть 13
  • Часть 14
  • Часть 15
  • Часть 16
  • Часть 17
  • Часть 18
  • Часть 19
  • Часть 20
  • Часть 21
  • Часть 22
  • Часть 23
  • Часть 24

Вступление в силу с 1 января 2014 года Закона № 44-ФЗ не влечет за собой пересмотр условий ранее заключенных договоров, о чем отдельно замечено в ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ: «Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу».

Положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) распространяются на все процедуры, извещение о которых было размещено на официальном сайте в период его действия, то есть вплоть до 1 января 2014 года.

Данная позиция нашла свое отражение в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 27 декабря, 30 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28И, АД/53811/13.

Необходимо ли казенному учреждению разрабатывать положение о закупочной деятельности в соответствии с Законом № 44-ФЗ и публиковать его в Интернете или достаточно положения о контрактной службе? И может ли появиться последнее положение в январе или мы должны были принять его до 31 декабря 2013 года?

Мария Железова

Давайте попробуем разобраться по порядку.

1. Положение о закупках. Закон № 44-ФЗ не предусматривает разработки заказчиком каких-либо положений о закупках.

Необходимость разработки и утверждения Положения о закупочной деятельности предусмотрена ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Однако его необходимо разрабатывать, утверждать и размещать на Портале госзакупок лишь при наличии внебюджетных средств, возможности ими самостоятельно распоряжаться и желания осуществлять закупки за счет этих средств по иным, в сравнении с установленными Законом № 44-ФЗ, правилам и процедурам.

Как следует из ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, казенное учреждение лишено права самостоятельно распоряжаться доходами и производить на эти средства закупки.

Воспользоваться предусмотренными Законом № 223-ФЗ возможностями оно не может, разрабатывать положение о закупке не надо.

2. Относительно положения о контрактной службе и его принятии в срок до 31 декабря 2013 года. Часть 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ обязывает: «Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным)».

Если же совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб. и у заказчика отсутствует контрактная служба, в соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактного управляющего). Замечу, выделение отдельной штатной единицы также не требуется – достаточно закрепить в должностной инструкции ответственного работника функции и полномочия, предусмотренные ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

Разработка положения ведется на основе Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 631 от 29 октября 2013 года.

Сроки создания таких служб в 2014 году определены в ч. 28 ст. 112 Закона № 44-ФЗ: «До 31 марта 2014 года заказчики вправе создавать контрактные службы в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона».

Требования опубликовать Положение о контрактной службе в Интернете Закон № 44-ФЗ не содержит.

Имеет ли право организация размещать заказы, если ее специалист еще не прошел обучение, необходимое для получения статуса контрактного управляющего, но планирует сделать это в марте 2014 года?

Анастасия Боброва

Часть 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ гласит: «Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок». То есть на момент возложения на работника функций контрактного управляющего он уже должен иметь указанное образование

Законодатель сделал поблажку и предусмотрел, что до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Однако образование, хоть и по старому закону, но все же необходимо.

Таким образом, до прохождения работником обучения, работодатель не имеет права возложить на него функции контрактного управляющего.

Можно ли без контрактного управляющего производить торги?

Давайте посмотрим на функционал и полномочия контрактного управляющего, приведенные в п. 3, п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ:

«3) осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов».

Становится очевидно, что без контрактного управляющего осуществлять закупки не представляется возможным.

Если бюджетное учреждение сэкономило по платежам за коммунальные ресурсы, то можно ли за счет данной экономии установить пожарную сигнализацию? Как включить данный вид закупок (за счет экономии) в план-график размещения заказов?

Елена Лопатко

Распределять бюджетные средства, в том числе полученные за счет экономии, имеет право лишь главный распорядитель бюджетных средств. Без его согласия такое перераспределение бюджетных средств и закупка невозможны.

После согласования действий с главным распорядителем следует внести изменение в план-график (добавить закупку).

В качестве обоснования внесения изменений в утвержденный план-график (столбец 14) необходимо указать следующее: «Достижение экономии от использования бюджетных ассигнований в текущем финансовом году» (пп. 4 п. 15 Примечаний к Форме планов-графиков, утвержденной совместным приказом Минэкономразвития России и Казначейства России от 27 декабря 2011 г. № 761/20Н).

Не позднее трех рабочих дней со дня внесения изменений необходимо разместить обновленный план-график на Портале госзакупок.

При этом размещение измененного плана-графика на Портале госзакупок должно быть проведено не позднее чем за 10 календарных дней до размещения извещения о проведении добавленной закупки или той, в которую внесены коррективы.

Порядок размещения на официальном сайте планов-графиков регламентируется совместными актами Минэкономразвития и Федерального казначейства – приказом от 27 декабря 2011 г. №761/20Н и приказом от 20 сентября 2013 г. № 544/18Н.

Можно ли использовать в качестве обеспечения исполнения муниципального контракта банковскую гарантию, которая выдана банком, не включенным в список Минфина России ?

ООО «Техград-Фарм»

В ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ однозначно указано: «Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения».

Перечень таких банков размещен в открытом доступе на сайте Минфина России и обновляется ежемесячно.

Пункт 1 ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, который вводит такую причину отказа в принятии заказчиком банковской гарантии, как отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий вступит в силу с 31 марта 2014 года. Он предусматривает ведение реестра банковских гарантий (в настоящее время он уже тестируется на Портале госзакупок), и если банковская гарантия в этом реестре отсутствует, принять ее будет невозможно. Аналогичный вывод можно сделать при анализе проекта постановления Правительства РФ, регулирующего порядок ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий1, проекта приказа Минфина России о порядке присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков в целях ведения реестра банковских гарантий2.

В настоящее время ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ действует, однако такого основания для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком, как отсутствие банка в реестре Минфина, в ч. 6 этой же статьи не содержится, в связи с чем формальных оснований для отклонения подобной гарантии нет.

Правомерно ли требование управления образования указывать в договорах на поставку товаров и оказание услуг, заключенных в декабре 2013 года на 2014 год, что мы должны произвести оплату не позднее 30 банковских дней после поставки товара? Иными словами, можно ли предусмотреть в этих договорах условие о предоплате (например, в размере 30%, 100% от суммы договора)?

Татьяна Сорокина

Определение существенных условий закупки, к числу которых в том числе относится и способ оплаты по контракту, является исключительной компетенцией Заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона № 44-ФЗ, уполномоченные органы не могут быть наделены полномочиями на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Запрет на передачу указанных функций подтверждается и в ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ – здесь указанные функции запретили передавать спецорганизациям.

Запрета на авансирование по проводимым закупкам и требований об обязательной отсрочке платежа на 30 дней после поставки товара (работ, услуг) в законе нет.

Таким образом требования управления образования не основаны на Законе № 44-ФЗ и носят рекомендательный характер.

Стоит отметить, что подобного рода рекомендации не редкость, в том числе от органов, не наделенных на то соответствующими полномочиями.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможно осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Какая ответственность наступает, если превысить этот барьер в 5% и в каком нормативном акте она закреплена?

Алексей Александрович

В части круга лиц, несущих ответственность, и собственно самой ответственности существенные изменения внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о контрактной системе в сфере закупок».

На данный момент КоАП РФ не предусматривает административной ответственности за превышение лимита в 5% (п. 4. ч 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Однако следует помнить, что для каждой закупки необходимо обосновывать способ ее проведения. Проводить закупку у единственного поставщика, если при этом будет превышен лимит в 5%, нельзя – необходимо выбрать иной способ определения поставщика.

Ответственность же за выбор неверного способа определения поставщика предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ – в первом случае сумма штрафа для должностного лица составляет 30 тыс. руб., во втором – 50 тыс. руб.

Могут ли государственные и муниципальные заказчики осуществлять закупки через интернет-магазины? Какие существуют особенности при осуществлении закупок таким образом и каков их алгоритм?

Екатерина Курилович

Интернет-магазины являются лишь одной из форм торговли и не подвергаются специальному регулированию. Вы можете заказать товар, сформировать счет на сайте магазина и оплатить его. Но стоит помнить, что такие закупки производятся в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, с учетом всех указанных в нем ограничений. Также потребуется обосновать выбор способа проведения и начальной (минимальной) цены закупки.

Подскажите каким образом Закон № 44-ФЗ регламентирует документальное оформление авансовых отчетов сотрудников (например по расходованию командировочных или покупке каких либо материалов)?

Тимофей Князьков

Специальных требований к документальному оформлению авансовых отчетов Закон № 44-ФЗ не предъявляет. Авансовые отчеты оформляются по обычным правилам установленными Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – закон о бухгалтерском учете) и учетной политикой каждого предприятия.

При исполнении контракта в реестре контрактов на портале госзакупок необходимо прикрепить:

  • документ о приемке поставленного товара, выполненной работе, оказанной услуге;
  • информацию о стране происхождения или информация о производителе товара.

Где можно посмотреть формы данных документов?

ЮБИЛЕЙНЫЙ центр спортивной подготовки

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 9 закона о бухгалтерском учете, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Универсальный передаточный документ

Унифицированная форма № ТОРГ-12

Транспортная накладная

Другие формы

Таким образом, приемку товара необходимо оформлять первичными учетными документами, содержащимися в альбомах унифицированных форм, например, товарной накладной по унифицированной форме ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 (наиболее распространена) или универсального передаточного документа, форма которого утверждена письмом ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры».

Акты приемки выполненной работы, оказанной услуги составляются в свободной форме с учетом требований ч. 2 ст. 9 закона о бухгалтерском учете.

Страну происхождения товара Вы можете посмотреть в счет-фактуре, сертификате соответствия.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на e-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 «О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы»

Новости по теме:

  • Сельскохозяйственные товаропроизводители могут стать участниками системы госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 19 февраля 2014 г.
  • Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 17 февраля 2014 г.
  • Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА «ГАРАНТ», 13 февраля 2014 г.
  • Нарушения законодательства РФ в сфере закупок будут выявлены в ходе ведомственного контроля – ИА «ГАРАНТ», 12 февраля 2014 г.
  • Запущен портал «ГосЗатраты», предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок – ИА «ГАРАНТ», 5 февраля 2014 г.
  • Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.
  • C 1 января 2014 года участие в электронных аукционах стало бесплатным – ИА «ГАРАНТ», 16 января 2014 г.
  • Установлены случаи указания в документации о закупке формулы и максимального значения цены контракта – ИА ГАРАНТ», 15 января 2014 г.
  • В России создадут ситуационный центр для контрактной системы – ИА «ГАРАНТ», 29 ноября 2013 г.
  • Утвержден порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту – ИА «ГАРАНТ», 28 ноября 2013 г.
  • Сведения о недобросовестных поставщиках будут включаться в специальный реестр – ИА «ГАРАНТ», 27 ноября 2013 г.
  • Премьер-министр РФ дал министерствам ряд указаний по повышению эффективности бюджетных расходов – ИА «ГАРАНТ», 1 ноября 2013 г.
  • Законопроект о штрафах за нарушение правил госзакупок внесен в Госдуму – ИА «ГАРАНТ», 29 октября 2013 г.
  • Премьер-министр РФ дал ряд поручений по совершенствованию общественного контроля госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 16 сентября 2013 г.
  • Определен орган, ответственный за организацию единой информационной системы в сфере закупок – ИА «ГАРАНТ», 3 сентября 2013 г.
  • Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере госзакупок – ИА «ГАРАНТ», 30 августа 2013 г.
  • Поставщики отечественных товаров для государственных нужд получат преференции – ИА «ГАРАНТ», 5 июня 2013 г.
  • Малый и средний бизнес получит больше заказов от естественных монополий – ИА «ГАРАНТ», 4 июня 2013 г.
  • Подписан новый закон о государственных и муниципальных закупках – ИА «ГАРАНТ», 8 апреля 2013 г.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 3
Из материала вы узнаете, каким нормативным актом руководствоваться, если запрос котировок направлен в 2013 году, а заседание котировочной комиссии будет проводиться в 2014 году, может ли директор учреждения заниматься закупками, вправе ли местная администрация района создать комиссию по определению поставщиков для муниципальных учреждений, какие требования предъявляются в контрактному управляющему, кто не может быть членами закупочной комиссии, какой вид электронной подписи необходим для работы в единой информационной системе закупок, а также ответы на другие вопросы.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 2
На новые вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает руководитель Центра эффективных закупок «Tendery.ru», председатель Комитета по безопасности закупочной деятельности Национальной ассоциации институтов закупок, член Рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций Кирилл Кузнецов.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова. Из этого материала вы узнаете, каков порядок назначения контрактного управляющего, нормы какого федерального закона будут распространяться на договоры, заключенные в текущем году на 2014 год, в каких случаях бюджетное учреждение может руководствоваться нормами Закона № 223-ФЗ, как подтвердить статус субъекта малого предпринимательства для участия в закупках и многое другое.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок…

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры» (г. Новосибирск)

_______________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Требований к форме банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Порядка ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, формы требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а также перечня документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии» можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

2 С текстом проекта приказа Минфина России «О порядках присвоения, применения, а также изменения идентификационных кодов банков и заказчиков в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра банковских гарантий» можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 августа 2020 г. и 1 сентября 2020 г.

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ

Изменения вступают в силу с 24 апреля 2020 г., 1 июля 2020 г. и 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 4 апреля 2020 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 февраля 2020 г. N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 9 марта 2020 г. и 1 января 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. N 124-ФЗ и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г., 8 января 2020 г., 1 июля 2020 г. и 1 апреля 2021 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2019 г., за исключением пунктов 2 — 4 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 июля 2019 г., и пунктов 1, 5 — 7 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 октября 2019 г.

Федеральный закон от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 июня 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 71-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г., за исключением изменений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 518-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 512-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г., за исключением пунктов 3, 4, 6 — 9, 12 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 27 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 393-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N174-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 506-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 504-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 267-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 475-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 17-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 489-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 320-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 314-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и применяются по 30 июля 2018 г. включительно

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 469-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 226-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 45, вступающих в силу с 1 апреля 2015 г.

Положения части 6.1 статьи 34, части 1.1 статьи 95, частей 2.1 и 11 статьи 96 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) не применяются с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 356-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений статьи 30, части 2 статьи 72, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 и части 4 статьи 94 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

действие. Именно эти элементы доверия формируют общество как социальное, культурное, хозяйственное и духовное единство людей. Замена человека на государство, партию или даже вождя в качестве объекта доверительных отношений не может произойти бесследно для состояния доверия. Тем более, что социалистическому государству с самого начала были чужды интересы к личности. Некоторое доверие между населением и государством начало восстанавливаться примерно с середины 50-х годов, когда государство заняло откровенно патерналистскую позицию по отношению к населению. Что касается денежных доходов, то с середины 60-х годов государство выполняло взятые на себя обязательства. Более того, существовало правило, согласно которому работники социалистических фирм (а других не было) получали заработную плату в установленном размере независимо от финансового состояния предприятия. То есть в вопросах благосостояния население было непосредственно связано с государством, которое и выступало работодателем.

Эти отношения не прошли испытания в период рыночных реформ, когда государство отказалось от функции работодателя, а новые предприниматели не считали себя обязанными выполнять свои обязательства по отношению к работникам. Существенный урон отношениям доверия между государством и работниками нанесли денежные реформы и непрерывное состояние кризиса финансовой системы и системы правопорядка. Финансовые пирамиды просто объединяют две эти стороны кризиса государственности между собой.

Доверие между населением и государством возникает в таком же случае, в каком оно возникает между индивидами. Необходимым условием возникновения и укрепления доверия является неуклонное выполнение сторонами взятых на себя обязательств. Известно, что функция государства состоит в том, чтобы предоставлять населению общественные блага: поддерживать обороноспособность и правопорядок, разрабатывать систему законов, обеспечивать нормальное денежное обращение и приемлемый уровень занятости и проч. Если правительство способно выполнять и выполняет эти функции, то возникновение и укрепление доверия — только вопрос времени. Но если правительство позволит себе отступить от своих обещаний (пусть даже они были нереалистич-

ными), то доверие к нему со стороны населения будет утрачено.

Стоит отметить, что вложения населением денег в различные банки и акционерные общества приобрело тогда массовый характер. И мало кто задумывался над вопросами отсутствия законодательной базы и наличия многочисленных финансовых афер. Чем можно объяснить данный феномен? На наш взгляд, основная причина инвестиционной активности населения заключалась в том, что недоверие к государству было компенсировано верой в новый эффективный сектор экономики — частное предпринимательство.

Вопросы недоверия государству остаются актуальными по сей день. При этом каждый полемизирующий на данную тему дает свое определение категории доверие и выстраивает свою субъективную цепочку рассуждений. Некоторые экономисты и политики одним из ярких примеров недоверия считают накопленный государством стабилизационный фонд. На наш взгляд, данное утверждение является ошибочным, поскольку «недоверие» и «неуверенность» — это две разные категории. А процесс формирования стабилизационного фонда есть не что иное, как формирование резерва вследствие неуверенности. Экономический агент зачастую испытывает неуверенность в будущих событиях, поскольку существующие на сегодняшний день прогнозы могут стать ошибочными через какое-то время. Но любая ошибка может быть компенсирована, если в распоряжении агента имеется достаточный резерв. Таким резервом на сглаживание негативного воздействия обстоятельств в будущем и явился стабилизационный фонд. Его наличие оказалось оправданным, что было подтверждено экономическими событиями недавнего прошлого.

Самое важное для нас состоит в том, чтобы атмосфера доверия обеспечивала выигрыш не только при заключении текущих сделок, но и при принятии решения об инвестировании. Инвестор будет до крайности осторожен, когда у него есть основания предполагать, что его долговременные намерения попадут в зависимость от перспектив сиюминутного выигрыша, появившихся у контрагента. Задача правительства, если оно простирает свои планы на сколько-нибудь значимый период, состоит в обеспечении условий, при которых инвестор может быть уверен в общественном согласии относительно нерушимости условных ограничений.

УДК 658.7+339.186

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ЗАКАЗЧИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА Г.И.Ботоева1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Рассмотрен государственный заказчик как один из субъектов размещения государственного заказа, среди которых можно выделить: уполномоченный орган, специализированную организацию, комиссии по размещению зака-

1Ботоева Галина Игоревна, старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории, тел.: 89501255102, e-mail: galina_botoeva@mail.ru

за, бюджетное учреждение. Проанализированы положительные и негативные стороны деятельности государственного заказчика, при этом отрицательные моменты разделены на две группы: внутренние и внешние. Для решения проблем предложено создание единой системы государственного и муниципального заказа. Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: государственный заказчик; специализированная организация; бюджетное учреждение; государственные закупки.

ROLE AND FUNCTIONS OF THE CUSTOMER IN THE SYSTEM OF THE STATE ORDER G.I.Botoeva

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074 .

Key words: state customer, specialized organization; budget agency; government purchases.

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» ФЗ №94 от 21.07.2005 г. (далее — Федеральный закон № 94, ФЗ № 94). Закон регламентирует процедуры размещения государственного заказа. Государственный заказ является частью осуществления государством своих экономических функций по созданию благоприятным условий для развития общества.

Система государственного заказа включает в себя не только планирование, организацию и контроль, но и регулирование взаимодействия между всеми сторонами, участвующими в размещении государственного заказа. Рассматривая государственный заказ как одно из направлений осуществления государством экономических функций, необходимо уделить особое внимание субъектам госзаказа. С одной стороны — представители государства (государственные и муниципальные заказчики, уполномоченные органы, специализированная организация, комиссии по размещению заказа), с другой — непосредственные участники размещения заказа.

При размещении заказа государство выступает в роли покупателя товаров, работ, услуг. В целях экономии средств государство может являться и посредником. Посредник при размещении государственного заказа является необязательным участником, но играет важную роль. Это отвечает принципам открытости, независимости, контроля и ответственности.

В настоящее время на официальном сайте о размещении заказов зарегистрировано более 12000 государственных и муниципальных заказчиков, из них можно выделить 93 федеральных министерства, федеральных агентств, федеральных служб, 83 региональных органа власти, 50 муниципальных заказчиков с наибольшим количеством жителей.

Автор выделяет следующие классификации госу-

дарственных заказчиков:

1. По уровням: федеральный, региональный, муниципальный.

2. По виду деятельности: государственное управление, финансы и экономика, оборона и правоохранительные органы, промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера, инфраструктура и др.

В структуре системы государственных закупок произошло увеличение:

— по федеральным заказчикам — 2006 г. — 0,83 млрд. руб., 2007 г. — 1,7 млрд. руб.;

— по региональным заказчикам — 2006 г. — 0,8 млрд. руб., 2007 г. — 1,2 млрд. руб.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— по муниципальным заказчикам — 2006 г. — 0,65 млрд. руб., 2007 г. — 0,95 млрд. руб.

В своей статье автор не рассматривает муниципального заказчика, так как он имеет сходные признаки с государственным заказчиком. Рассмотрим функции каждого из перечисленных государственных субъектов.

Согласно Федерального закона «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 г. №97-ФЗ и Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 г. №60-ФЗ к государственным заказчикам относились только органы исполнительной власти. Федеральный закон №94 расширяет понятие «государственный и муниципальный заказчик». Согласно ФЗ №94 к заказчикам относятся:

1) органы государственной власти, которые делятся на два уровня: федеральный и региональный (субъекты РФ). В настоящее время к федеральным органам исполнительной власти относятся: федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства;

2) иные государственные органы. К ним можно отнести: Счетную палату РФ, Центральную избирательную комиссию РФ и избирательные комиссии субъектов РФ, органы прокуратуры РФ, а также контрольные органы законодательных органов субъектов РФ;

3) органы управления государственными внебюд-

жетными средствами, которые имеют два уровня: федеральный (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) и региональный — территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

4) органы местного самоуправления согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления входят: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5) бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета. Бюджетное учреждение — «организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Деятельность бюджетных учреждений финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов» .

После принятия ФЗ № 94 увеличилось количество государственных заказчиков за счет передачи полномочий по размещению заказа. В данном факте есть как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, бюджетополучатели сами проводят закупки и тем самым определяют свои непосредственные потребности. С другой стороны, при закупке больших партий товаров и дальнейшем распределении среди бюджетных организаций есть возможность экономии средств. Кроме этого, при распределительной политике закупок происходит экономия за счет организации закупок (содержание специалистов, комиссии, организация размещения в СМИ и т. д.)

К основным функциям государственного заказчика и муниципального заказчика можно отнести:

— размещение государственного заказа или муниципального контракта;

— планирование его размещения;

— оформление потребности в извещении и размещении заказа;

— формирование требований к документации по размещению заказа;

— подписание государственного или муниципального контракта.

Следующим государственным субъектом является специализированная организация.

Специализированная организация представляет собой юридическое лицо, привлекаемое заказчиком

или уполномоченным органом на конкурсной основе для проведения конкурса или аукциона. Такая организация имеет четко определенные функции: разработка конкурсной документации и/или документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса/аукциона, направление приглашений на участие в закрытом конкурсе/аукционе и другие функции, связанные с обеспечением проведения торгов.

На наш взгляд, специализированная организация помогает заказчику на первых этапах организации мероприятий по размещению госзаказа или в том случае, когда предмет торгов имеет специфические характеристики (например, сложные научно — исследовательские работы).

В первую очередь заказчику или уполномоченному органу необходимо создать комиссию по размещению государственного или муниципального заказа, определить ее состав, порядок работы, назначить председателя комиссии. Заказчик может создать 3 комиссии: конкурсную (для проведения открытого и/или закрытого конкурса), аукционную (для проведения открытого и/или закрытого аукциона, аукциона в электронной форме), котировочную (для проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги) -или объединить функции перечисленных комиссий в единой комиссии по размещению государственного или муниципального заказа.

Решение о создании комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд оформляется приказом, утвержденным руководителем заказчика или уполномоченного органа. В дополнении к приказу утверждается положение о комиссии, которое определяет цели и функции комиссии; регулирует права, обязанности и ответственность как комиссии в целом, так и отдельных ее членов (например — председателя комиссии); определяет характер комиссии (временная или постоянная). Комиссия должна состоять не менее, чем из 5 членов. При этом решение комиссии правомочно, если на заседании присутствовало не менее 50% процентов от списочного состава конкурсной комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования или делегирования ими своих полномочий иным лицам не допускается, что вытекает из п. 10 ст. 7 ФЗ № 94.

Комиссия может заниматься всеми заказами или иметь узкую направленность (например, комиссия по размещению заказа на строительство и ремонтные работы). Рассмотрим основные функции для перечисленных выше комиссий.

Функции конкурсной комиссии заключаются в следующем: осуществляет вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе; открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде; проводит отбор участников конкурса; осуществляет рассмотрение, оценку и сопоставление конкурсных заявок; определяет победителя; ведет протокол вскрытия конвертов на участие в конкурсе, протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокол оценки и сопоставления

конкурсных заявок.

Основные функции аукционной комиссии уже и заключаются в рассматривании заявки на участие в конкурсе; проведении отбора участников аукциона; ведении протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Котировочная комиссия осуществляет предварительный отбор участников; ведет протокол рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе в случаях, когда запрос котировок цен проводится на территории иностранного государства и закупка товаров проводится у иностранных поставщиков/исполнителей, когда запрос котировок цен проводится в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; рассматривает, оценивает и сопоставляет котировочные заявки; определяет победителя в проведении запроса котировок цен; ведет протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Помимо комиссии государственный и муниципальный заказчик создает уполномоченный орган, имеющий 3 уровня:

— федеральный орган исполнительной власти;

— орган исполнительной власти субъекта РФ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— орган местного самоуправления.

Уполномоченный орган выполняет все функции государственного или муниципального заказчика, за исключением одного — подписания государственного или муниципального контракта. Взаимоотношения между государственным заказчиком и уполномоченным органом устанавливаются в соглашении о создании уполномоченного органа, а затем и в его уставе.

Организационная структура уполномоченного органа строится в зависимости от выполняемых функций. По нашему мнению, можно выделить следующие подразделения: группа планирования закупок, группа проведения торгов (открытый конкурс/аукцион, закрытый конкурс/аукцион), группа внеконкурсных способов закупки (запрос котировок цен у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика, товарная биржа), группа анализа и мониторинга, группа информационно

— технического обеспечения, группа контроля.

В Иркутской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по формированию и размещению областного государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд за счет средств областного бюджета, согласно Постановлению Администрации Иркутской области от 07.09.2006 г. № 154-па, является Агентство по государственному заказу Иркутской области. К функциям агентства относятся: обеспечение эффективного расходования средств областного бюджета, формирование и размещение заказа, формирование единого подхода к заключению государственных контрактов, внедрение информационных систем.

По мнению автора, бюджетное учреждение является основным и самым многочисленным распорядителем бюджетных и внебюджетных средств. Ст. 162

Бюджетного кодекса РФ вводит понятие «получатель бюджетных средств», которым является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатель бюджетных средств имеет право на своевременное получение бюджетных средств, при этом главным обязательством является эффективное их расходование в соответствии с целевым назначением. Основными статьями расходов бюджетных учреждений являются (возможно варьирование в зависимости от направления деятельности учреждения):

1) строительство, капитальный ремонт, текущий ремонт;

2) закупка товаров: медикаменты и перевязочные средства, медицинское оборудование, продукты питания, мягкий инвентарь и мебель, офисная техника, горюче — смазочные материалы, котельно — печное топливо, хозяйственные материалы, канцелярские принадлежности, строительные материалы и др.;

3) оплата услуг: аренда, коммунальные услуги, услуги связи, услуги по содержанию имущества, транспортные услуги, вневедомственная охрана, пожарная сигнализация, страхование жизни, здоровья, имущества, услуги по изготовлению бланков и др.

Согласно ФЗ № 94, бюджетное учреждение вправе само размещать заказ на товары, работы, услуги, в которых есть потребность (конечно, если они уполномочены). В большинстве случаев государственный заказчик занимается крупными заказами, например, строительство и ремонтные работы, поставка продуктов питания, медикаментов, специального оборудования и др. А бюджетное учреждение заключает контракты (и другие гражданско-правовые акты) на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, устанавливаемого Центральным банком РФ (на сегодня предельный размер составляет 100 000 рублей).

Проблемы, с которыми сталкивается заказчик, можно разделить на 2 группы: внутренние и внешние. К внутренним можно отнести: несовершенство внутренних документов госзаказчика: неточное описание положений об организации закупок, положений об уполномоченном органе, положений о деятельности комиссий, их функций, прав и обязанностей членов комиссий; несоответствие между требуемыми товарами, работами, услугами и характеристиками, прописанными в документации торгов: предмет торгов может быть описан общими словами или очень точными характеристиками в зависимости от условий поставщика; замкнутость системы: государственные заказчики предпочитают работать с одними и теми же поставщиками/исполнителями/подрядчиками и могут создавать искусственные барьеры для привлечения новых партнеров, пусть и на более выгодных условиях.

К внешним относятся: злоупотребления в сфере размещения заказа, которые выражаются в недостаточной информированности о проведении открытых торгов: размещение извещения о проведении торгов в

официальном печатном издании и на официальном сайте в сети «Интернет» имеют узкую аудиторию пользователей. Для увеличения числа потенциальных поставщиков и/или исполнителей, автор предлагает использовать общедоступные СМИ, где давалась бы краткая информация о торгах, а также сноска на официальное печатное издание и сайт; наиболее часто встречается сговор государственного заказчика и поставщика о предмете торгов и цене государственного контракта; неэффективное распределение бюджетных средств: при планировании бюджета государственных учреждений есть вероятность учета не всех нужд данного учреждения или возникновение срочной потребности в каком-то товаре или услуге.

Для решения данных проблем необходимо создание системы размещения государственного или муниципального заказа, в которой субъекты размещения заказа являются равноправными партнерами. По нашему мнению, заказчик является ведущим субъектом при организации и размещении государственного или муниципального заказа.

Организованное взаимодействие субъектов размещения государственного или муниципального заказа позволит: оптимизировать использование бюджетных средств различного уровня, решить проблему коррупции в сфере размещения заказа, обеспечить

Библиографический список

информированность и прозрачность проведения процедур размещения заказов.

Каждая из сторон имеет свои специфические признаки. Заказчик, уполномоченный орган, комиссия по проведению торгов представляют интересы государственных или муниципальных органов и несут ответственность за справедливое и эффективное решение. Специализированная организация выполняет организационные функции. При этом ответственность за решение ложится на государственного или муниципального заказчика, уполномоченный орган. Участник размещения заказа сам определяет свои возможности и ресурсы, а главное, желание участвовать в торгах. Взаимодействие субъектов размещения государственного или муниципального заказа является важным элементом развития национальной экономики.

По мнению автора для создания эффективной системы государственного заказа необходимо создание единого информационного пространства, охватывающего не только все субъекты государственного заказа, но и участников, а также контролирующие органы. Грамотная организация государственных заказов может использоваться в качестве эффективной формы регулирования социально — экономического развития.

1. Бондарев Г. И. 94 — ФЗ — руководство к действию// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. №3 (январь — март). С. 110-111.

2. Борисов А. Н., Краев Н. А. Комментарии к Федеральному закону «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М.: «Деловой двор», 2008. 792 с.

3. Комментарии к Федеральному закону «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (постатейный) / под общ. ред. проф. Ю. А. Тихомирова. М.: ЗАО Юстицин-форм, 2006. 408 с.

4. Кузнецова И. В. Мониторинг исполнения 94 — ФЗ// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №8 (апрель-июнь). С. 34-41.

6. Первые итоги… Доклад Минэкономразвития России на заседании Правительства Российской Федерации об итогах реализации Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-

ФЗ «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 28 сентября 2006 года// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2006. №6 (апрель-июнь). С. 12-19.

7. Положение об агентстве по государственному заказу Иркутской области, утверждено постановлением Администрации Иркутской области от 07.09.2006 г. № 154-па

8. Сушкова С. Ю. Помогаем заказчикам// ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение. 2007. №10 (октябрь-декабрь). С. 80-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Толкушкин А. В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. №94 — ФЗ «О размещении на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Материал подготовлен для системы «Консультант плюс»

10. Глоссарий. http://www.glossary.ru

11. Независимый рейтинг прозрачности закупок. http://www.nrpz.ru

12. Официальный сайт по размещению информации о размещении государственного заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. http://www.zakupki.gov.ru

УДК 330

РЕГИОНАЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

С.С.Бричко1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены способы эффективного функционирования региональной экономики. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: региональная экономика; конкурентоспособность региона; управление предприятием.

1Бричко Степан Сергеевич, соискатель, тел.: 89086635959, e-mail: pismostepan@mail.ru

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Найти закупки

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Появится в 2020 году

  • Электронное актирование и приемка.
  • Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали .

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *