Галерея отчетов

Галерея отчетов

Государственное бюджетное учреждение

культуры и искусства Республики Башкортостан

Национальный музей Республики Башкортостан

Для служебного пользования

Методические рекомендации по описанию предметов

для включения в Госкаталог

Уфа 2012 год

Утверждены на заседании Ученого Совета Государственного бюджетного учреждения культуры и искусства Республики Башкортостан Национального музея Республики Башкортостан протокол № от ноября 2012 года.

Составитель:

зав. сектором Госкаталога музейного фонда

1. Введение

2. О проекте Госкаталог

3. Музейный предмет как основа музейной коллекции

4. Ключевые термины (понятия) в описании предметов

5. Примеры описаний предметов из фондов НМ РБ

6. Список использованного материала

Введение

Рекомендации подготовлены Национальным музеем Республики Башкортостан в целях оказания методической помощи сотрудникам музеев комплексного, исторического и литературного профилей при описании памятников для включения в Госкаталог музейного фонда Российской Федерации. В рекомендации включено 14 образцов описания (в АС Музей-3) отдельных типов источников (согласно классификации фондов по форме 8-НК) из фондов Национального музея Республики Башкортостан: живопись (картина), графика, скульптура, изделие прикладного искусства, предмет нумизматики, предмет археологии, предмет этнографии, предмет оружия, документ, редкая книга, естественнонаучный предмет, предмет истории техники.

1. О проекте «Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации»

Государственный каталог представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Ведение Государственного каталога осуществляется Министерством культуры Российской Федерации на основе учетной документации собственников музейных предметов и музейных коллекций или музеев и других организаций, в оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции.

Оператором формирования и ведения Государственного каталога с сентября 2010 г. стал ГИВЦ Минкультуры России.

Информация о музейных предметах и музейных коллекциях, содержащаяся в Государственном каталоге, является общедоступной, за исключением сведений о собственниках музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части фонда, а также о сделках с этими музейными предметами и музейными коллекциями.

Доступ к визуальной информации о музейных предметах и музейных коллекциях, включенных в состав негосударственной части фонда, осуществляется с согласия их собственников.

Основная законодательная база проекта следующая:

— Федеральный закон от 01.01.01 года о музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации;

— Положение о государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01г. № 000;

— Приказ министерства культуры Российской Федерации О порядке и сроках ввода в эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации».

Руководствуясь данной базой, целью проекта является создание единого информационного ресурса основных сведений о музейных предметах и музейных коллекциях, хранящихся во всех музеях Российской Федерации, в т. ч. и Республики Башкортостан, обеспечение механизмов свободного и эффективного доступа к информации о культурном наследии и предоставление широкого спектра информационных услуг на базе современных телекоммуникационных технологий.

В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

· регистрация музейных предметов и музейных коллекций в Госкаталоге;

· создание системы взаимодействия участников формирования Госкаталога;

· поставка и внедрение технико-технологических решений программного продукта версии программного комплекса «Госкаталог 2.0»;

· практическая проверка методических решений, предназначенных для обеспечения формирования и функционирования Госкаталога;

· сбор и аналитическая обработка данных для принятия оперативных решений, а также выработки планов и стратегии создания Госкаталога.

Портал Каталога предоставляет возможность ознакомления с основной законодательной базой формирования и ведения Госкаталога;

помогает подготовить документацию, необходимую для включения в число участников работы с Госкаталогом;

обеспечивает получение программного обеспечения, используемого для формирования и ведения Госкаталога;

создает условия для поиска и работы с информацией о музейных предметах и музейных коллекциях Музейного фонда Российской Федерации, а также о музеях, хранящих эти предметы и коллекции.

2. Музейный предмет как основа музейной коллекции

Музейный предмет является важнейшим звеном музейной коммуникации. Коммуникационный подход, повсеместно господствующий сегодня в музееведческой литературе, не следует противопоставлять предметному. Суть дела заключается в том, что, только будучи преломлен в восприятии и сознании человека, предмет приобретает свойство «музейности».

После включения предмета в музейное собрание его связи и отношения со средой бытования разрываются, и он лишается того функционального значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом быта. В музее главным становится не функциональное значение предмета, а его общественное значение как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается в документальное свидетельство, знак, символ конкретного факта, события, явления или процесса. В ходе изучения музейного предмета специалисты реконструируют его отношения со средой бытования, выявляют присущие ему признаки и характеристики; в фондовых коллекциях и экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический контекст.

Музейные предметы принято классифицировать по типам, разделяя в зависимости от способа фиксации информации на письменные, вещевые (вещественные), изобразительные, кино, фото — и фоноисточники.

Следующей единицей классификации музейных предметов выступает вид, который определяется на основе общих существенных признаков (материал, техника, функциональное назначение и др. Так, предметы, относящиеся к вещественным источникам, будут подразделяться по материалу (дерево, металл, стекло, керамика, кожа и др.), по функциональному назначению (культовые предметы, оружие, орудия труда, одежда и т. д.). В рамках одного вида выделяют разновидности: например вид «керамика» подразделяется на грубую керамику, фаянс, фарфор. Более мелкими классификационными единицами являются группы, например: вид-металл, подвид – цветной металл, группа – медь.

Разные типы музейных предметов в разной степени обладают теми или иными свойствами.

Исходя из этого, предлагаем принципы описания различных типов памятников по следующим параметрам.

3. Ключевые термины в описании предметов

Термин

Понятие

Пример

Номер по Книге поступлений и шифр фонда

Записывается номер памятника, под которым он зарегистрирован в Книге поступлений. Цифровые обозначения предметов в памятнике отделяются от номера памятника знаком дроби. В случае буквенного обозначения частей знак дроби не применяется, а пишется через запятую.

Шифр записывается соответственно фонду – основной (ОФ) либо научно-вспомогательный (НВ)

Шифр и номер записываются через пробел

ОФ 21778/2

НВ 2342а, б,в

НВ 21780/5а, б

ОФ 6473

Инвентарный номер

Записывается инвентарный номер памятника, состоящий из индекса фондохранилища и через тире – номера, под которым данный памятник записан в инвентарную книгу.

О-6549

Т-20359

Название предмета

Фиксируются все варианты названий памятника на основе сведений, имеющихся в учетной и полевой документации.

Запись производится от общего к частному, т. е. начинается с названия общепринятого в литературе (ткацкий стан, соха, бусы и т. п.)

Если части памятника имеют самостоятельное учетное обозначение, то запись названий производится под соответствующими обозначениями (цифрами или буквами)

Если составной памятник, части которого носят самостоятельные названия, имеет общее наименование, то оно записывается в поле «НАЗВАНИЕ», а отдельные части перечисляются в поле «ОПИСАНИЕ» (независимо от того, имеют они учетное обозначение или нет).

Если памятник является частью целого или образцом производства или материала, то запись названия начинается со смыслового слова в именительном падеже, далее через точку с запятой записывается слово, указывающее на фрагментарность памятника.

Если памятник, зафиксированный в документации с названием «образец» (вышивки, ткачества и т. п.), одновременно является частью или деталью целого, в поле возможна запись обоих названий.

Скульптура «Всадник»;

Игрушка «Собачка»;

Полотенце «тастамал» (башк.);

Шляпа «капелюх», «макуха» (укр.);

Головной убор «хушпу» (чуваш.);

Вышивка; образец;

Крепость; макет;

Платок носовой;

Футляр для очков;

1а, 2а – лапти 1б, 2б – оборы

В поле «НАЗВАНИЕ» — Костюм башкирский женский, а в поле «ОПИСАНИЕ» отражаются его составные части – елян, платье

Вышивка; образец

Наличник; фрагмент

Вышивка; образец. Рукав рубахи; часть.

Время создания

Записывается известное время создание памятника: год, век, тысячелетие.

1946 год

3 тыс. до н. э.

10 марта 1986 года

втор. пол. ХХ века

Автор

Записывается фамилия, имя и отчество (если известно) мастера-изготовителя памятника. Если имеются сведения о годах жизни автора (или возрасте), профессии и др., то информация о них записывается в круглых скобках после фамилии.

При наличии информации о характере и степени участия автора (ов) в процессе изготовления памятника она указывается через тире после соответствующей фамилии.

(1952 г. р., член РО ВТОО «Союз художников России» Республики Башкортостан).

– форма,

– резьба.

Организация — изготовитель

Записывается наименование организации-изготовителя (фабрики, ателье, завода, мануфактуры, артели и т. д.) на момент изготовления вещи.

Ателье «Ритм»;

Императорский фарфоровый завод — до 1917г., Государственный фарфоровый завод в Петрограде (с 1924г. в Ленинграде) – до 1925г.,

Ленинградский фарфоровый завод им. – с 1925г.

Материалы

Перечисляются все материалы, определяющие:

· основу предмета – из чего изготовлен предмет (для льняной нити – лен: волокно; для кружева – лент: нити; для рубахи – лен: ткань и т. п.);

· покрытия предмета (краска при грунтовке; шелк: нить – при вышивке; кожа, железо и т. п.);

· соединений деталей памятника (клей, железо).

Отмечаются также отличительные особенности материала и техники составных частей предмета, если они имеются (папка, паспарту, диплом и др.).

При невозможности отделить материалы основы от материалов покрытий и соединений все термины записываются в поле через запятую.

о ковре, паласе:

Шерсть: нить;

О ноже в ножнах:

а – сталь, дерево; медь, серебро 875, кожа, шелк: нити

б – дерево; кожа, железо.

О медали с дипломом:

Золото. Диплом: бумага. Папка: картон, дерматин, шелк, тесьма.

Техника

Перечисляются все виды техник, определяющие:

· техника основы, использованная при изготовлении памятника (для нити – прядение и свивание; для образца ткани – ткачество; для платья – крой, шитье);

· техника покрытий, соединений – записываются техники как функциональных покрытий (грунтовка), так и декорообразующих (вышивка, гравировка), а также техники соединений деталей (ковка, обмотка и т. п.).

При невозможности отграничить технику основы от техники покрытий и соединений все термины записываются в поле через запятую.

Если памятник не имеет техник покрытий и соединений, то поле остается пустым.

О ноже в ножнах:

а – ковка; гравировка, инкрустация, обтяжка, обмотка, клепка

б – резьба; обтяжка, ковка, клепка

О платье:

Крой, шитье.

Размеры

Размеры записываются в следующем порядке: длина (дл.), ширина (шир.), высота (выс.), диаметр (д.), вес. Запятые между размерами не ставятся.

Если для одного памятника необходимо указать несколько значений одного признака (длину общую и длину рабочей части), тогда эти показатели перечисляются после указания размера с пояснением в круглых скобках, к чему относится размер.

Для памятников, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, наряду с общим весом записывается вес каждого из драгоценных металлов и драгоценных камней с указанием в круглых скобках названия соответствующего металла или камня.

У памятников с буквенными и/или цифровыми обозначениями размеры указываются под соответствующими обозначениями.

Диаметр указывается наибольший.

Для объемных предметов указывается высота, ширина и размеры основания.

Дл. – 490 см шир. – 280 см

Выс. – 45 см д. – 10 см

Дл. – 51 см (общ) 16,5 см (клинок) шир. – 3 см

Дл. – 140 см шир. – 45 см (в плечах)

Дл. – 153 см шир. – 3 см

Вес – 347,5 (общ.) 200г (серебро)

а – выс. – 19 см д. – 16,5 см

б – выс. – 3 см д. – 17,5 см

Вес

Записывается в граммах для металлов и в каратах для драг. камней

4 кар

1312 г

Место создания

Записывается известное место, где создан предмет: страна, город и т. п. от общего к частному. Названия местности записывается на момент создания памятника, как в случае с организацией-изготовитель. В случаях с Естественно-научной коллекцией записывается место обитания ископаемого.

В случае с археологической коллекцией записывается место обнаружения (раскопок).

Россия, г. Москва

Россия, обл. Тюменская

Россия, г. Горький (с 7 октября 1932 года) и г. Нижний Новгород (до 7 октября 1932 года и с 22 октября 1990 года)

Описание

Свободным текстом описываются все основные отличительные признаки предмета – сохранность, форма, цвет, конструктивные особенности (структура), функциональное назначение, художественный стиль исполнения, изображения, надписи, подписи, клейма, печати и места их расположения на предмете.

В первую очередь описывается конструкция и форма памятника, а затем его декор.

При описании конструкция памятника необходимо указать места и способы соединения частей и, если требуется. Их особенности и размеры

Сохранность (отдельным полем не выделяется)

Информацию о сохранности памятника дает фотоизображение (в формате JPEG) предмета на портале.

Образец №1 Предмет прикладного искусства, быта и этнографии (костюм)

Образец №2 Предмет естественнонаучной коллекции

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

З-ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Раковина Буфонария (bufonaria лат.)

Время создания

Автор

Организация — изготовитель

Материалы, техники

Окаменелость

Размеры

Дл. — 8,5 см (общ.), д. — 1,5 см (малый винт), д. — 3,7 см (большой винт)

Вес

Место создания

Мировой океан

Краткое описание

Раковина морского моллюска бежевого цвета. Имеет семь выраженных винтовых оборотов. Буфонария (от лат. bufo – жаба).

Образец №3 Предмет оружия

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

О-ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Пистолет — пулемет системы Шпагина (ППШ — 41) № 000

Время создания

1943 г.

Автор

Шпагин, Георгий Семёнович — конструктор

Организация — изготовитель

Материалы, техники

сталь; литье, фрезеровка, штамповка, дерево; резьба

Размеры

кал.- 7,62 мм, дл. – 84,3 см (общ.), дл. – 26,9 см (ствол)

Вес

Место создания

СССР

Краткое описание

Образец 1941 года. Ствольная коробка цилиндрической формы, переходящая в кожух с вентиляционными вырезами. Затвор свободный. Прицел секторный. Ложа деревянная с пистолетовидной шейкой. Ложа и ствол пропилены. Емкость магазина – 71 патрон, вид огня – одиночный и непрерывный, техническая скорость – 900 выстрелов в минуту. Надписи, клейма: на ствольной коробке номер оружия «№ 000», дата «1943», изображение пятиконечной звезды.

Образец №4 Предмет нумизматики

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

Ф-ХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Орден Красной Звезды

Время создания

Автор

Организация – изготовитель

Московский монетный двор

Материалы, техники

Серебро, эмаль; чеканка

Размеры

Выс. – 4,8 см (расст. между противолежащими вершинами звезд)

Вес

33,250±1,620 г (общ.) 27,162±1,389 г (серебро)

Место создания

Россия, г. Москва

Краткое описание

№ 000 . Орден учрежден 06.04.1930 г. Форма пятиконечной звезды. Л. с.: на поверхности звезды — красное эмалевое покрытие; в центре — накладной щит с изображением бойца Красной Армии с винтовой в руках; по ободу щита — надписи «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «СССР»; под щитом — серп и молот. Об. с.: надпись «Монетный двор», порядковый номер ордена «192475». Крепление винтовое

Образец №5 Редкая книга

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

К-ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Альбом «BRNO»

Время создания

1978 год

Автор

Организация – изготовитель

Издательство «Артия»

Материалы, техники

бумага мелованная, картон; типографская печать

Размеры

Дл. — 30,5 см шир. – 24,5 см выс. — 2,5 см

Вес

Место создания

Чехословакия, г. Прага

Краткое описание

Libor Teply’, Jiri Pernes, Prochazka dejinami a architekturou mesta (чеш.) — Знакомство через историю и архитектуру города (пер.). На чешском языке. Имеются комментарии на английском и немецком языках. Твердый переплет. Альбом посвящен старейшему городу Чехословакии — Брно. 128 отдельных цветных иллюстраций. 204 стр.

Образец №6 Предмет прикладного искусства, быта и этнографии

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

ДП-ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Наволочка на подушечку «думку»

Время создания

Пер. пол. ХХ века

Автор

(1889 – 1978)

Организация – изготовитель

Материалы, техники

Хлопок: ткань; шитье, крой; нити «мулине»; вышивка

Размеры

Дл. – 33 см шир. – 31 см

Вес

Место создания

СССР, БАССР, д. Березовка

Краткое описание

Вышита нитками мулине болгарским крестом. Орнамент геометрический, симметричный относительно центра. Центральная фигура – квадрат, разделенный на 4 части (желтого, розового, фиолетового цветов), вершины квадрата украшены «углами» (белого, синего цветов). Центральный квадрат вписан в квадрат большего размера, вышитый полосками розового, черного, синего, фиолетового цветов. На сторонах большего квадрата украшения в виде углов фиолетового и ярко-розового цветов. Квадраты ограничены каймой геометрического орнамента, составляющие элементы которого вышиты нитками зеленого, голубого, светло-коричневого, красного, желтого, розового цветов.

Образец №7 Предмет нумизматики

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

Н-ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Монета памятная «Башкортостан»рублей

Время создания

2007 г.

Автор

Организация – изготовитель

Московский монетный двор

Материалы, техники

золото, пластмасса; чеканка «пруф лайф»

Размеры

д — 100 мм

Вес

1000 г

Место создания

Россия, г. Москва

Краткое описание

Выпущена к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. В футляре. Золото 999 пробы. Аверс: порядковый номер монеты «№ 000», вес золота в чистоте 1 кг. Реверс: в обрамлении стилизованной узорной арки изображения панорамы г. Уфы, выше — изображение цветка курая; Гурт рубчатый.

Футляр круглой формы, пластмассовый, прозрачный, с откручивающейся крышкой.

Образец №8 Живопись (картина)

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

Ж-ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

«Бухта Золотой Рог». Картина

Время создания

2008 г.

Автор

(род.1965г.) – Автор

Организация — изготовитель

Материалы, техники

ДВП, пластик, краска; масло

Размеры

Выс. — 14,5 см шир. – 29,4 см (общ.) Выс. – 10 см шир. – 25 см (без рамки)

Вес

Место создания

Россия, г. Владивосток

Краткое описание

Пейзаж вечернего Владивостока — вид на бухту «Золотой Рог», маслом на ДВП. Золоченная пластиковая рама. Вдали виднеется сосна, город вечерний в огнях, залив.

Образец №9 Графика

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

Гр-ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Графика «Реконструкция убранства женщины из уфимского погребения во дворе мединститута»

Время создания

1936 г.

Автор

— автор

Организация — изготовитель

Материалы, техники

Бумага; акварель

Размеры

Выс. – 21,3 см шир. – 28,5 см

Вес

Место создания

СССР, БАССР, г. Уфа

Краткое описание

Платье из фиолетового, кафтан из красного и головной убор из бледно-красного материалов. на головном уборе — золотой колт, шейные украшения в виде медальонов и колесиков из золота, височные подвески золотые. пояс с серебряными накладками; подвески на ремне с серебряными и золотыми наконечниками. в правой руке держит стеклянную чашу. (из погребения по ул. К.Маркса, № 8, г. Уфа).

Образец №10 Скульптура

Образец №11 Предмет прикладного искусства, быта и этнографии

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

ДП — ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Туес (туесок)

Время создания

1940-е-1950-е гг.

Автор

Организация — изготовитель

Материалы, техники

Береста: тиснение, прорезь

Размеры

выс. – 18 см д. – 28 см; шир. – 2,5 см («манжет» верх.), шир. – 8 см («манжет» ниж.)

Вес

Место создания

Россия, БАССР

Краткое описание

Сосуд из светлой бересты, цилиндрической формы, дно вставное, деревянное. Сверху и снизу имеются «манжеты». Вдоль тулова — волнообразный шов, соединяющий края бересты. Для хранения продуктов, сбора ягод, грибов

Образец №12 Документ

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

Д — ХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Книжка трудовая на имя

Время создания

13 мая 1948 г.

Автор

Организация — изготовитель

Материалы, техники

бумага, картон, дерматин, чернила; тиснение, рукопись, печать

Размеры

Выс. — 14,4 см шир. – 10,1 см.

Вес

Место создания

СССР, БАССР, п. Прибельский Кармаскалинского района – заполнение книжки

Краткое описание

В дерматиновой оболожке серого цвета. На лицевой стороне обложки по центру крупным шрифтом с расстановкой тисненная надпись: «ТРУДОВАЯ КНИЖКА». В левом верхнем углу тисненный герб СССР. На титульном листе напечатаны атрибуты расчетной книжки и рукописно вписаны фиолетовыми чернилами данные владельца.

Образец №13 Предметы истории техники

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

Ч-ХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

Часы настольные марки «молния»

Время создания

втор. пол. ХХ века

Автор

Организация – изготовитель

Челябинский часовой завод «Молния»

Материалы, техники

латунь, мрамор, эмаль; литье фигурное

Размеры

д. — 9 см (часы) выссм шир. — 8 см. (постамент)

Вес

Место создания

СССР, г. Челябинск

Краткое описание

имитируют барабан, поставленный на мраморную прямоугольную основу; рядом с часами лежат две латунные барабанные палочки

Образец№14 Предмет археологии

Шифр и номер по КП

ОФ ХХХХХ либо НВ ХХХХХ

Инв. шифр и инв. Номер

А-ХХХХХХ

Количество деталей

Название предмета

«Утюжок». Выпрямитель для древок стрел

Время создания

Эпоха неолита — энеолита

Автор

Организация — изготовитель

Материалы, техники

Камень; точение

Размеры

Дл. – 10 см шир. – 6 см

Вес

Место создания

Раскопки в Мечетлинском р-не БАССР. (1987г.)

Краткое описание

Каменный предмет с прямой бороздкой на одной из плоскостей. Общепринятый термин «выпрямитель стрел» является неудачным, поскольку назначение предмета, как предполагают, скорее в заглаживании, чем в выпрямлении древка стрелы. Те же функции имел вогнутый скребок.

Список использованного материала

1. Официальный сайт Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации — www.

2. Система научного описания музейного предмета: классификация, методика, терминология. Справочник – СПб.: Издательство «Арт-люкс», 2003.

3. , О принципах комплектования фондов этнографических музеев на современном этапе // СЭ. – М, 1989. – № 2.

4. , Комплектование – основополагающее направление деятельности Российского этнографического музея // Музей. Традиции. Этничность. XX – XXI вв. Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию РЭМ. – СПб – Кишинев, 2002.

5. Музейный предмет // Советский музей. – М., 1986. – № 1.

6. Научное комплектование этнографических коллекций на современном этапе. Методические рекомендации. – Л., 1987.

7. О научном комплектовании музейных фондов // Актуальные вопросы фондовой работы музеев. – М, 1979.

8. И. Комплектование музейных фондов. – М., 1997.

Отчеты Этот диалог представляет различные варианты фильтрации данных в отчетах. Диалог Отчеты можно открыть с помощью меню Сервис > Создать отчет. Диалог Отчеты состоит из одного диалогового окна, в котором можно выбрать все необходимые параметры.

Выбор отчета

Используйте список Выберите отчет для выбора создаваемого отчета. Во время выбора отчета его описание и образец отображается в правой части диалога.

Выбор параметров фильтрации

Утилита создания отчетов Security Controls имеет широкие возможности фильтрации. В зависимости от выбранного отчета предлагаются различные варианты для основной и/или расширенной фильтрации.

Базовые параметры фильтрации

•Если вы хотите, чтобы отчет содержал информацию о результатах последнего сканирования для каждого компьютера, управляемого консолью (и каждого компьютера, управляемого соответствующими удаленными консолями, если это консоли объединения данных), установите параметр Показать текущий статус. Использование этого флажка разрешается не во всех отчетах. При его установке параметр Сканировать для отчета становится недоступным.

•Параметры основной фильтрации позволяют выбрать, какие данные включать в отчет: сеансы развертывания, базы данных сканирования, группы исправлений и виды продуктов.

•После выбора всех необходимых параметров нажмите Создать отчет для отображения результатов.

Расширенные параметры фильтрации

Если вам необходима более высокая степень детализации или другие варианты сортировки, нажмите кнопку Выбрать расширенные фильтры. Параметры расширенной фильтрации находятся в диалоге Расширенные фильтры отчетов. Отчет будет создан сразу после того, как вы укажете дополнительные параметры фильтрации.

Планирование создания отчета

Если вы хотите запланировать создание отчета в определенное время в будущем, выберите Сервис > Запланировать отчет. Запланированный отчет может быть создан один раз или формироваться на регулярной основе. Для получения дополнительной информации см. раздел Ка запланировать создание отчета.

Создание отчета с консоли объединения данных

Если используется консоль объединения данных, то кроме информации о каждом компьютере, управляемом консолью, отчет будет содержать данные обо всех компьютерах, управляемых связанными удаленными консолями. Информация, отправленная удаленными консолями и собранная консолями объединения данных, хранится в общей базе данных. При создании отчетов с информацией от консоли объединения данных вы автоматически получаете доступ ко всей информации, содержащейся в общей базе данных.

Руководитель юридической службы музейного содружества отреагировал на ситуацию с взиманием платы за изображения музейных объектов.

Владимиро-Суздальский музей-заповедник получил разъяснения от главного юриста Союза музеев России С.С. Жамкочьяна относительно правомерности взимания музеем платы за использование изображений музейных предметов, музейных коллекций и объектов, расположенных на территории музеев.

Данный вопрос, как сообщается в письме, находится в сфере особого внимания Союза музеев России. Один из ведущих специалистов в области музейного законодательства отвечает на доводы оппонентов музея, подтверждая законность и необходимость проводимой работы. В Союзе музеев России также считают, что заявления о якобы имеющем место препятствовании развитию малого и среднего предпринимательства в данном случае носят откровенно надуманный характер, так как «развитие малого бизнеса не может основываться на неправомерном отказе от соблюдения федеральных законов и их нарушении по усмотрению предпринимателей».

Напомним, что до 1 октября 2019 года музей-заповедник приостановил претензионную работу по случаям незаконного использования изображений музея в коммерческих целях, ведет активные переговоры с представителями бизнеса по данному вопросу. Музей признал необходимость корректировки прейскуранта в части его детализации и как следствие понижения цен. Кроме того, музеем были даны подробные пояснения относительно свободного бесплатного использования изображений музейных зданий в некоммерческих целях.

Предлагаем вашему вниманию полный текст письма:

Генеральному директору ФГБУК
«Государственный Владимиро-
Суздальский историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник»
С.Е. Мельниковой

Уважаемая Светлана Евгеньевна!

Вопросы соблюдения установленных законом прав музеев на использование изображений музейных предметов, музейных коллекций и объектов, расположенных на территории музеев, находятся в сфере особого внимания Союза музеев России.

Юридической службой Союза музеев России проведен анализ открытого письма «малых предпринимателей и частных гидов Владимирской области» от 07.08.2019 г. и его обсуждения в средствах массовой информации Владимирской области.

Как в самом «открытом письме», так и в отдельных средствах массовой информации заявляется о, якобы, незаконности взимания Владимиро-Суздальским музеем-заповедником платы за использование изображений объектов культурного наследия, закрепленных за музеем на праве оперативного управления.

Эти утверждения прямо противоречат нормам статьи 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, устанавливающей, что предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния при наличии официального разрешения владельцев. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, как музеи, так и лица, использующие указанные изображения, обязаны соблюдать требования, установленные законами Российской Федерации. Требования отказаться от соблюдения норм федеральных законов на территории г. Владимира и Владимирской области носят не только абсурдный, но и противозаконный характер.

Доводы, которые приводятся для обоснования претензий к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, несостоятельны в правовом отношении и не соответствуют действительности. В их числе ссылки на утратившие силу законодательные акты (Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» утратил силу с 01.01.2008 г.), отмененные вышестоящими судебными инстанциями неправомерные судебные акты, ссылки на, якобы, отсутствие судебной практики по применению норм ст. 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре и ст. 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

На самом деле, за последние 15 лет сформировалась устойчивая и однозначная судебная практика по применению указанных норм двух федеральных законов. Она отражена, например, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2008 г. № 13АП-2673/2006 по делу № А56-21055/2005, постановлении Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.03.2010 г. по делу N А11-1595/2008 и Определении Высшего Арбитражного суда РФ от 26.07. 2010 г. № ВАС-9471/10, постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 г. по делу № А56-52447/2012, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2014 г. по делу № А63-18468/2012, постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2016 г. № 13АП-4123/16 по делу № А40-256706/2016, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.2019 г. по делу № А56-72721/2018.

Суд по интеллектуальным правам (как профильный суд кассационной инстанции) в постановлении от 09.06.2018 г. №С01-324/2018 по делу № А40-256706/2016 подтвердил правомерность применения музеем-заповедником «Павловск» норм ст. 53 Основ законодательства о культуре, ст. 36 Закона о Музейном фонде и музеях в РФ в отношении использования АО «Издательский дом «Комсомольская правда» и ООО «Директ-Медиа» 17 фотографических изображений зданий и сооружений (объектов недвижимости) ГМЗ «Павловск».

Лица, критикующие законные требования Владимиро-Суздальского музея-заповедника, ссылаются на то, что действия музея, якобы, противоречат статье 1276 Гражданского кодекса РФ, что не соответствует действительности.

Указанная статья 1276 устанавливает применение норм авторского права, которое не регулирует и не может регулировать вопросы применения норм ст. 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре и ст. 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Как в открытом письме от 07.08.2019 г., так и в отдельных выступлениях по нему, утверждается, что требования Владимиро-Суздальского музея-заповедника, якобы, препятствуют развитию малого предпринимательства, приведут к тому, что сократится производство и реализация сувенирной продукции, посвященной памятникам истории и культуры. А это, в свою очередь, приведет к существенному снижению числа туристов, посещающих памятники истории и культуры на территории г. Владимира и Владимирской области.

Эти утверждения носят откровенно надуманный и абсурдный характер.

Во-первых, туристы приезжают во Владимир не для приобретения сувениров, а для знакомства с уникальными памятниками истории и культуры, которые, в том числе, содержит, реставрирует, изучает и представляет к показу Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

Во-вторых, развитие малого бизнеса не может основываться на неправомерном отказе от соблюдения федеральных законов и их нарушении по усмотрению предпринимателей.

Нормы статьи 53 Основ законодательства Российской Федерации о культуре и статьи 36 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» обязательны и для музеев России, и для лиц, использующих (или планирующих использовать) изображения музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *