ГК 1 60

ГК 1 60

За последние несколько лет реорганизация стала для бизнесменов инструментом, применяемым для целей разделения бизнеса, его расширения, структурирования, а также для других корпоративных целей, а для отдельных должников — способом ухода от долгов.

В целом действующее законодательство регулирует как общие вопросы, касающиеся реорганизации, так и отдельные, возникающие, например, при реорганизации акционерных обществ или проведении ее отдельных процедур (инвентаризации и т.д.).

С другой стороны, достаточно общие формулировки отдельных положений, а также некоторые пробелы в законодательстве способствуют тому, чтобы отдельные формы реорганизации использовались недобросовестными должниками.

Действующее законодательство предусматривает пять форм реорганизации: преобразование, слияние, присоединение, разделение, выделение.

Как показывает практика, две из этих форм — разделение и выделение — чаще всего используются недобросовестными должниками в качестве инструмента неисполнения ими своих обязательств перед кредиторами.

При этом наиболее часто используемая схема связана с передачей активов одной из организаций, когда во второй остается кредиторская задолженность, а для видимости справедливого распределения имущества — неликвидное имущество должника.

Причины, способствующие использованию вышеуказанной схемы недобросовестными должниками

Во-первых, разделительный баланс, наличие которого обязательно при выделении и разделении, должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица (юрлица) в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами <1>.

Никаких дополнительных требований к содержанию разделительного баланса ни ГК, ни другие нормативные правовые акты не устанавливают.

Законодательство также не регулирует, по какому принципу должно распределяться имущество между организациями в процессе реорганизации. С одной стороны, это правильно, так как достаточно сложно предусмотреть на все случаи правовое регулирование. С другой стороны, этим и пользуются недобросовестные должники.

Это позволяет или создавать видимость справедливого распределения активов и пассивов между организациями в результате выделения, или даже действовать еще более прямолинейно, оставляя одной организации только активы, а второй — пассивы, куда входят кредиторская задолженность, убытки, фонды. Несмотря на то что наша позиция заключается в том, что при составлении разделительного баланса в результате реорганизации активы и пассивы у реорганизуемой организации и у вновь созданной (при выделении) или у создаваемых при разделении организации должны быть равны <2>, напрямую этот вопрос законодательством не урегулирован.

Во-вторых, существующий заявительный принцип государственной регистрации создаваемых в процессе выделения или разделения организаций позволяет также использовать схему вывода активов через проведение реорганизации. Это значит, что государственные органы не проверяют на соответствие действующему законодательству проведенную должником процедуру реорганизации. Разделительный баланс, протоколы (решения) органов управления о реорганизации и ее проведении, уведомления в регистрирующие органы не представляются.

При этом установленные основания для признания государственной регистрации недействительной, не в полной мере защищают кредиторов <3>. В таком случае необходимо доказать, что сведения, сообщенные в заявлении на государственную регистрацию заинтересованным лицом, были ложными, например был нарушен порядок создания организации. До недавнего времени существовало мнение о том, что по данному основанию иск могут подать только определенные органы <4>, а кредиторы к ним не относятся <5>. Однако судебная практика в 2017 году стала меняться.

В-третьих, реорганизация в форме выделения зачастую является только первым шагом в плане должника по уходу от исполнения обязательств. Финальным шагом может быть принятие уполномоченными органами организации-должника, оставшейся без ликвидного имущества с кредиторской задолженностью, решения о ликвидации или банкротстве. В промежутке между двумя этими процедурами (или в самом начале еще до принятия решения о реорганизации) также возможны продажа долей (акций) (если организация-должник — хозяйственное общество) номинальным владельцам и уход из бизнеса фактических собственников. Также организация с кредиторской задолженностью без ликвидного имущества может не осуществлять никакой деятельности, пока кто-нибудь из кредиторов не подаст заявление о банкротстве.

В данном случае кредиторам уже в процедуре банкротства организации-должника достаточно сложно возвратить ликвидное имущество, переданное выделившейся организации по нескольким причинам. Иски в процедуре банкротства такой организации вправе подавать антикризисные управляющие. Реорганизация, как показывает сложившаяся судебная практика, не является сделкой, поэтому управляющий не сможет использовать нормы о недействительности сделок должника <6>, а также не вправе в настоящий момент обжаловать действия органов управления, которые были направлены на причинение ущерба организации-должнику. Предъявляя иск, например, о признании недействительной государственной регистрации вновь созданной в результате выделения организации, управляющий сталкивается с аналогичными проблемами, указанными выше для данной категории исков.

В-четвертых, разделение используется для целей ухода от долгов в связи с тем, что при разделении организация перестает существовать и, даже если будет вынесено судебное решение о признании недействительной государственной регистрации созданных в результате реорганизации юридических лиц, «вернуть» такую организацию в первоначальное состояние, а следовательно, и имущество маловероятно. Необходимо учитывать, что признание недействительной государственной регистрации не влечет автоматической передачи имущества в организацию, которая принимала первоначальное решение о реорганизации. А это значит, что в результате вынесения решения суда по данному спору нет гарантии, что кредитор получит удовлетворение своего требования.

Рекомендации кредиторам при использовании реорганизации недобросовестными должниками

В первую очередь необходимо исходить из норм гражданского законодательства: кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков <7>. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

1. Если реорганизация состоялась до подачи кредитором иска о взыскании задолженности, кредитор при предъявлении такого иска в качестве соответчиков вправе указать всех лиц, созданных в процессе реорганизации, используя положение о солидарной ответственности вновь возникших юридических лиц. Безусловно, существует риск того, что должник будет доказывать тот факт, что разделительный баланс позволяет определить правопреемника по данному обязательству, а исходя из буквального толкования нормы солидарная ответственность имеет место, если разделительный баланс не дает такой возможности, и суд вынесет решение в отношении только одного правопреемника.

2. Кредитор, получивший уведомление должника о реорганизации, вправе предъявить требование о прекращении обязательств или о досрочном исполнении обязательств в течение 30 дней с даты направления ему уведомления о принятом решении о реорганизации общества <8>. Таким образом, кредитор при выделении вправе подать иск к реорганизованному лицу, а не к правопреемнику, несмотря на то что его обязательство по разделительному балансу на дату обращения с иском в суд уже перешло выделившемуся юридическому лицу.

3. В случае если в суде уже имеется спор между кредитором и должником и в период рассмотрения данного дела должник реорганизовывается, кредитор вправе заявить ходатайство о привлечении нового выделившегося юридического лица, которому было передано ликвидное имущество, соответчиком. Однако первоначальный ответчик может возражать и ссылаться на тот факт, что из представленного им разделительного баланса четко следует, кто является правопреемником по данному обязательству — первоначальный ответчик. Суд может отказать в удовлетворении ходатайства или, удовлетворив его, впоследствии вынесет решение в отношении только одного ответчика — первоначального, несмотря на то что у него уже отсутствует ликвидное имущество, но осталась кредиторская задолженность истца. В случае если в ходе рассмотрения дела в результате реорганизации должника обязательство перешло по разделительному балансу новой организации, а кредитор-истец откажется от замены стороны в имеющемся судебном деле, суд может отказать кредитору-истцу в удовлетворении иска.

4. Кредитор вправе обратиться в суд с исковым заявлением о признании государственной регистрации вновь созданного юридического лица в процессе реорганизации недействительной или изменений и дополнений в устав реорганизованного юридического лица недействительными, в том числе ссылаясь на злоупотребление правом со стороны должника.

По нашему мнению, кредитору, подавая такое исковое заявление, необходимо указывать и доказывать, что нарушена процедура реорганизации, используя в связи с этим обязанность реорганизуемого юридического лица и вновь созданного в процессе реорганизации юридического лица, сообщать достоверные сведения при государственной регистрации создания юридического лица или внесении изменений и дополнений в устав. В данном случае кредитору-истцу необходимо в том числе доказать, что порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав <9> юридического лица включает в себя соблюдение должником-ответчиком порядка реорганизации. В свою очередь, порядок реорганизации включает не только принятие органами управления должника решения о реорганизации, но и проведение инвентаризации в соответствии с требованиями законодательства, получение согласия антимонопольного органа и т.д.

При подаче иска о признании государственной регистрации недействительной кредитор в обоснование своего права на подачу иска может ссылаться на то, что осуществление регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридических лиц могут быть обжалованы в суде, рассматривающем экономические дела, в том числе лицами, чьи права и законные интересы нарушены в результате осуществления государственной регистрации, в течение трех лет с даты осуществления регистрирующим органом государственной регистрации <12>.

По нашему мнению, кредитору сложно будет использовать вариант с подачей иска о признании недействительной регистрации вновь созданного в процессе реорганизации юридического лица или внесения изменений (дополнений) в устав реорганизуемого юридического лица в случае, если процедура реорганизации (создания нового юридического лица в результате реорганизации, внесения изменений в устав реорганизованной организации) будет соответствовать законодательству (в том числе будут приняты надлежащим образом все корпоративные решения, а также оформлены, уведомлены кредиторы в установленный срок, проведена инвентаризация, будет полным разделительный баланс, получено согласие антимонопольного органа и т.д.).

5. Кредитору также можно обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела, в связи с уклонением от погашения по вступившему в законную силу судебному постановлению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии возможности выполнить обязанность <13>.

Спецификой данной категории дел является сложность доказывания и немногочисленная практика.

Несмотря на то что существуют некоторые трудности для кредитора во взыскании долга с недобросовестного должника при использовании им реорганизации для ухода от долгов, без активных действий кредитора, например, направленных на предъявление должнику иска в течение 30 дней с даты уведомления о реорганизации, подачи иска о признании недействительной государственной регистрации вновь созданных в результате реорганизации организаций (внесения изменений и дополнений в устав реорганизованной организации), шанс взыскать долг сводится к нулю.

1. Комментируемая статья посвящена передаточному акту — документу, в соответствии с которым осуществляется правопреемство при реорганизации юридических лиц.

Данный документ должен содержать положения о правопреемстве в отношении всех прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменениями вида, состава, стоимости имущества, с возникновением (изменением, прекращением) прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.

Утверждение и подписание передаточного акта, по сути, представляет собой лишь часть сложного юридического состава и самостоятельной сделкой не является. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительным документом для государственной регистрации.

Нормы абз. 2 п. 2 комментируемой статьи устанавливают особые основания отказа в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц: 1) непредставление передаточного акта на регистрацию вместе с остальными регистрационными документами; 2) отсутствие в реорганизационных документах положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица. Следовательно, регистрация новых юридических лиц в таких случаях не будет осуществлена.

Кухня для подготовки лечебной грязи ГК-1-60 предназначена для проведения необходимых операций при процессе подготовки лечебной грязи для лечебного применения. Может использоваться в амбулаторных, стационарных и санаторно-курортных медицинских организациях, а также в оздоровительных комплексах, центрах эстетической медицины, косметологии и SPA-салонах, использующих в качестве лечебного фактора очищенную грязь различного минерального состава.

В состав Кухни может входить:

  • котел для подготовки лечебной грязи ГК-1-60 (вместимость 60л, выполняет функции размешивания, разогрева и разлива лечебной грязи)
  • стол рабочий (предназначен для проведения необходимых операций при подготовке лечебной грязи). Стол рабочий 2-х секционный с 2-мя шкафами с дверцами — 1300х980±30х760; Стол рабочий 3-х секционный с 2-мя шкафами с дверцами и открытой секцией для лотков — 1950х980±30х760. Может быть оснащен мойкой со смесителем (опция).
  • тележка (предназначена для транспортировки ведер с лечебной грязью к месту непосредственного проведения процедуры)

Котел изготовлен из нержавеющей стали с двойными стенками, заполненными теплоносителем, для постоянного и равномерного теплообмена. Внешние панели выполнены из нержавеющей стали. Крышка оснащена датчиком открытия, останавливающим перемешивание и пневмолифтом для удобства открывания.

Оснащение котла:

— Вся конструкция выполнена полностью из нержавеющей стали и оснащена регулируемыми по высоте ножками
— Котел выполнен из нержавеющей стали, с рубашкой, заполненной масляным теплоносителем, нагрев осуществляется ТЭНом мощностью 4.5 кВт.
— Тихо работающий, прочный редукторный мотор с предохранительным выключателем.
— Двойная перемешивающая крыльчатка для равномерного перемешивания и разогрева грязевой массы.
— Крышка котла выполнена из нержавеющей стали, оснащена системой Lift-o-mat, с поддержкой газовой рессорой.
— Надежная сливная задвижка DN 100 для забора подогретой аппликационной массы.

Стол рабочий выполнен из нержавеющей стали, предназначен для проведения необходимых операций при подготовке лечебной грязи для лечебного применения. Может быть оснащен дополнительным оборудованием: мойка, смеситель холодной и горячей воды.

Тележка предназначена для перевозки ведра с подготовленной лечебной грязью при подготовке и проведении процедур или для обеспечения хранения лечебной грязи. Тележка изготовлена из нержавеющей стали. Оснащена поворотными колёсиками со стопорными механизмами, рукояткой.
Вместе с тележкой поставляется ведро объёмом 12 литров.

ОСОБЕННОСТИ:

— Выбор температурных режимов разогрева аппликационной массы от 40 до 80 с шагом 5 градусов
— Постоянный режим перемешивания с таймерным управлением от 0 до 60 мин.
— Импульсный режим перемешивания и подогрева.
— Индикация режимов работы: контроль сети, контроль импульсного режима перемешивания, температура готовности/подогрева грязевой массы до заданной температуры.
— Защита от перегрева.
— Защита от холодного пуска (перемешивание при достижении температуры 40°С).
— Предохранительный выключатель вращения перемешивающих крыльчаток при открывании верхней крышки котла.

*комплектация Кухни подбирается индивидуально, исходя из потребностей и помещений клиента.

1. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить в письменной форме уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. На основании такого уведомления уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридические лица находятся в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации или определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом.

Требования о досрочном исполнении обязательства или прекращении обязательства и возмещении убытков могут быть предъявлены кредиторами не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица.

Право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Предъявленные в указанный срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных статьей 327 настоящего Кодекса.

Кредитор не вправе требовать досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено обеспечение, признаваемое достаточным в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

Предъявление кредиторами требований на основании настоящего пункта не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица.

3. Если кредитору, потребовавшему в соответствии с правилами настоящей статьи досрочного исполнения обязательства или прекращения обязательства и возмещения убытков, такое исполнение не предоставлено, убытки не возмещены и не предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором наряду с юридическими лицами, созданными в результате реорганизации, несут лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц (пункт 3 статьи 53.1), члены их коллегиальных органов и лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица (пункт 3 статьи 53), если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора, а при реорганизации в форме выделения солидарную ответственность перед кредитором наряду с указанными лицами несет также реорганизованное юридическое лицо.

4. Предложенное кредитору обеспечение исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица или возмещения связанных с его прекращением убытков считается достаточным, если:

1) кредитор согласился принять такое обеспечение;

2) кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией, кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

5. Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству.

Комментарий к Ст. 60 ГК РФ

1. Как уже отмечалось, большая часть норм о реорганизации юридических лиц, содержащихся в ГК РФ, нацелена на обеспечение прав и законных интересов кредиторов. Угроза нарушения их прав и интересов особенно велика в случаях разделения или выделения, поскольку разделительный баланс может в силу ряда причин не содержать положений о правопреемстве в отношении конкретного обязательства (обязательств). Необходимо также заметить, что использование той или иной формы реорганизации юридического лица вне зависимости от положений о правопреемстве может существенным образом повлиять на интересы кредиторов. Так, преобразование унитарного предприятия в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в государственное или муниципальное учреждение влечет изменение пределов имущественной ответственности юридического лица. Бюджетное учреждение, как известно, отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Подобного рода преобразование сопряжено для кредиторов с трудностями привлечения к субсидиарной ответственности собственника имущества вновь созданного учреждения.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

В этой связи законодатель закрепляет специальные гарантии прав и интересов кредиторов, состоящие в публичном сообщении о начале реорганизации и предоставлении кредиторам ряда прав: потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков.

2. В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В результате такого уведомления в Едином государственном реестре юридических лиц появляются сведения об особом состоянии юридического лица (лиц) — запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации. При надлежащем обеспечении принципа публичной достоверности реестра процедура уведомления способна в какой-то степени гарантировать права и интересы всех кредиторов реорганизуемого юридического лица (юридических лиц).

Порядок уведомления регистрирующего органа определяется ст. 13.1 Закона о государственной регистрации юридических лиц.

3. Комментируемая статья была существенным образом изменена Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ. В ее первоначальной редакции содержалось правило о том, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кроме того, если разделительный баланс не давал возможность определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несли солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Названным Федеральным законом законодатель попытался решить известную проблему неблагоприятных для кредиторов последствий непропорционального распределения активов и пассивов при реорганизации в форме разделения и выделения. Однако следует отметить, что предложенное решение также недостаточно эффективно.

В соответствии с комментируемой статьей реорганизуемое юридическое лицо уведомляет о реорганизации регистрирующий орган, а потом дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Об обязанности уведомлять кредиторов комментируемая статья не упоминает. Однако в соответствии со ст. 13.1 Закона о регистрации юридических лиц реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме должно уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Правовые последствия неисполнения юридическим лицом указанной обязанности названным Федеральным законом не установлены.

Если право требования кредитора возникло до момента опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, то действующая редакция ст. 60 ГК РФ предоставляет ему право потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом. При этом удовлетворение требований кредиторов после завершении реорганизации осуществляется вновь созданными в результате реорганизации юридическими лицами солидарно. Вместе с тем требование досрочного исполнения, даже при возможности такого исполнения со стороны должника, не всегда удовлетворяет интересам кредитора, который может быть заинтересован исключительно в исполнении к определенному сроку. Кредитор будет вынужден принять досрочное исполнение, однако не сможет потребовать возмещения убытков, возникших у него в связи с правомерным досрочным исполнением должником своих обязательств.

Таким образом, узнавшие о реорганизации из средств массовой информации кредиторы могут предъявить указанные требования, которые пусть и не в полной мере, но защищают их интересы, а кредиторы, не отслеживавшие такую информацию в Едином государственном реестре юридических лиц или в СМИ, вынуждены, обнаружив факт состоявшейся реорганизации, устанавливать, кто из вновь созданных юридических лиц является правопреемником в отношениях с данным кредитором. Однако ранее существовавшего права привлечь вновь возникших юридических лиц к солидарной ответственности у таких кредиторов в соответствии с действующей редакцией ГК РФ теперь нет.

В то же время нельзя не заметить, что в соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана принимать меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица.

Представляется, что введенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ положения о гарантиях прав кредиторов нацеливают участников отношений гражданского оборота на постоянный контроль друг за другом, безосновательно возлагая на кредитора бремя поиска информации о должнике, а не наоборот, понуждая должника информировать кредитора о реорганизации.

  • ЧАСТЬ I. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      • Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

2. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.

3. Кредитор юридического лица — открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

Указанные в настоящем пункте требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.

Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.

4. В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.

5. Исполнение реорганизуемым юридическим лицом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.

6. Особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций. При этом положения пунктов 1 — 5 настоящей статьи к кредитным организациям не применяются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *