Госпошлина в конституционный суд РФ

Госпошлина в конституционный суд РФ

Конституционный Суд Российской Федерации проверил конституционность пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего случаи, в которых ранее уплаченная государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично.

Заявитель, оспаривающий указанную норму, настаивал на том, по смыслу действующего законодательства юридически значимым действием, за которое взимается госпошлина, является предоставление лицензии. Лишение же предпринимателя права на возврат суммы сбора в случае отказа в предоставлении лицензии фактически означает обязанность уплачивать сбор, не установленный законом. При этом уплата государственной пошлины в существенном для соискателя лицензии размере без гарантий ее возврата в случае непредоставления лицензии нарушает конституционное право на свободное использование своего имущества.

📌 Реклама

В Постановлении № 11-П от 23.05.2013 КС не согласился с данными доводами, признав, что пункт 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации. В обоснование своей позиции суд разъяснил, что законодателем установлена повышенная госпошлина за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Данная мера направлена на создание фискального барьера для выхода на рынок продаж. Невозврат государственной пошлины в случае отказа в предоставлении лицензии является одним из элементов данного регулирования.

При этом невозврат государственной пошлины в случае отказа в предоставлении лицензии, будучи направленным помимо прочего на защиту нравственности и здоровья, других затрагиваемых деятельностью по розничной продаже алкогольной продукции конституционно значимых ценностей, не может рассматриваться как несоразмерное ограничение свободы предпринимательской деятельности и права собственности.

КонсультантПлюс: примечание. В соответствии с Указом Президента РФ от 04.08.1997 N 822 и Постановлением Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 все платежи по пошлинам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен. 1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: до 1 млн. рублей — 5 процентов от цены иска свыше 1 млн. рублей до 10 млн. — 50 тыс. рублей + 4 процента рублей от суммы свыше 1 млн. рублей свыше 10 млн. рублей до — 410 тыс. рублей + 3 процента 50 млн. рублей от суммы свыше 10 млн. рублей свыше 50 млн. рублей до — 1 млн. 610 тыс. рублей + 100 млн. рублей 2 процента от суммы свыше 50 млн. рублей свыше 100 млн. рублей до — 2 млн. 610 тыс. рублей + 500 млн. рублей 1 процент от суммы свыше 100 млн. рублей свыше 500 млн. рублей — 1,5 процента от цены иска 2) с заявлений о повторной — 50 процентов от размера выдаче судебного приказа государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений имущественного характера (пп. 2 введен Федеральным законом от 19.07.1997 N 105-ФЗ) 3) с надзорных жалоб по — 50 процентов от размера делам, которые не были обжалованы государственной пошлины, в кассационном порядке взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле (пп. 3 введен Федеральным законом от 19.07.1997 N 105-ФЗ) 4) с исковых заявлений о — однократный размер расторжении брака минимального размера оплаты труда (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) с исковых заявлений о — 20 процентов от минимального расторжении брака с лицом, размера оплаты труда признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным вследствие психического расстройства, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6) с исковых заявлений о — размер государственной разделе имущества, находящегося пошлины определяется в в общей собственности (выделе соответствии с подпунктом 1 доли из него) настоящего пункта, если спор о признании права собственности на это имущество ранее не разрешался судом, либо в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7) с исковых заявлений — 10 процентов от минимального неимущественного характера, а размера оплаты труда — для также с исковых заявлений граждан; десятикратный размер имущественного характера, не минимального размера оплаты подлежащих оценке труда — для юридических лиц (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8) с жалоб на решения и — 15 процентов от минимального действия (или бездействие) размера оплаты труда органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, иных организаций, должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9) с заявлений, с жалоб по — 10 процентов от минимального делам особого производства размера оплаты труда (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 10) с кассационных жалоб на — 50 процентов от размера решения суда государственной пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений (жалоб) неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — от размера государственной пошлины, исчисленной из суммы, оспариваемой стороной или другим лицом, участвующим в деле (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 11) за повторную выдачу копий — 1 процент от минимального (дубликатов) решений, размера оплаты труда за страницу приговоров, определений, документа постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судом по просьбе сторон или других лиц, участвующих в деле, а также за выдачу копий (дубликатов) названных документов, выдаваемых судом по просьбе заинтересованных лиц (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера. В случае отказа в принятии заявления или выдаче судебного приказа внесенная взыскателем государственная пошлина при предъявлении взыскателем иска к должнику в порядке искового производства засчитывается в счет уплаты государственной пошлины. (часть третья введена Федеральным законом от 19.07.1997 N 105-ФЗ) 2. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска: до 10 млн. рублей — 5 процентов от цены иска, но не менее минимального размера оплаты труда свыше 10 млн. рублей до — 500 тыс. рублей + 4 процента 50 млн. рублей от суммы свыше 10 млн. рублей свыше 50 млн. рублей до — 2 млн. 100 тыс. рублей + 100 млн. рублей 3 процента от суммы свыше 50 млн. рублей свыше 100 млн. рублей до — 3 млн. 600 тыс. рублей + 500 млн. рублей 2 процента от суммы свыше 100 млн. рублей свыше 500 млн. рублей до — 11 млн. 600 тыс. рублей + 1 млрд. рублей 1 процент от суммы свыше 500 млн. рублей свыше 1 млрд. рублей — 16 млн. 600 тыс. рублей + 0,5 процента от суммы свыше 1 млрд. рублей, но не свыше тысячекратного размера минимального размера оплаты труда 2) с исковых заявлений по — двадцатикратный размер спорам, возникающим при минимального размера оплаты заключении, изменении или труда расторжении договоров, и по спорам о признании сделок недействительными 3) с исковых заявлений о — 20 процентов от минимального признании недействительными размера оплаты труда — для (полностью или частично) граждан; десятикратный размер ненормативных актов минимального размера оплаты государственных органов, органов труда — для организаций местного самоуправления и иных органов 4) с иных исковых заявлений — десятикратный размер неимущественного характера, в минимального размера оплаты том числе с заявлений о труда признании права, о присуждении к исполнению обязанности в натуре 5) с заявлений о признании — десятикратный размер организаций и индивидуальных минимального размера оплаты предпринимателей труда несостоятельными (банкротами) 6) с заявлений об установлении — пятикратный размер фактов, имеющих юридическое минимального размера оплаты значение труда 7) с заявлений о вступлении в — по размеру государственной дело третьих лиц, заявляющих пошлины, взимаемой при подаче самостоятельные требования на искового заявления предмет спора неимущественного характера, а по спорам имущественного характера — по размеру государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой третьим лицом суммы 8) с заявлений о выдаче — пятикратный размер исполнительного листа на минимального размера оплаты принудительное исполнение труда решения третейского суда 9) с апелляционных и — 50 процентов от размера кассационных жалоб на решения и государственной пошлины, постановления арбитражного суда, взимаемой при подаче искового а также на определения о заявления неимущественного прекращении производства по характера (подпункты 2 — 8 делу, об оставлении иска без настоящего пункта), а по спорам рассмотрения, о наложении имущественного характера — от судебных штрафов, о выдаче размера государственной пошлины, исполнительного листа на исчисленной исходя из принудительное исполнение оспариваемой заявителем суммы решений третейского суда и об отказе в выдаче исполнительного листа За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера. 3. По делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) с запроса или ходатайства — пятнадцатикратный размер минимального размера оплаты труда 2) с жалобы юридического лица — пятнадцатикратный размер минимального размера оплаты труда 3) с жалобы гражданина — однократный размер минимального размера оплаты труда Государственная пошлина не взимается с запросов судов, с запросов о толковании Конституции Российской Федерации, с ходатайств Президента Российской Федерации по спорам о компетенции, когда он в этих спорах не является стороной, с запросов о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. 4. За совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений, а также за составление ими проектов документов, выдачу копий и дубликатов документов государственная пошлина взимается в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 1) за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества): детям, в том числе — 0,5 процента от суммы усыновленным, супругу, договора, но не менее 50 родителям, родным братьям и процентов от минимального сестрам размера оплаты труда другим лицам — 1,5 процента от суммы договора, но не менее однократного размера минимального размера оплаты труда (пп. 1 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) за удостоверение договоров дарения транспортных средств: детям, в том числе — 0,5 процента от суммы усыновленным, супругу, договора, но не менее 50 родителям, родным братьям и процентов от минимального сестрам размера оплаты труда другим лицам — 1,5 процента от суммы договора, но не менее однократного размера минимального размера оплаты труда (пп. 2 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) за удостоверение прочих — 1,5 процента от суммы договоров, предмет которых договора, но не менее подлежит оценке 50 процентов от минимального размера оплаты труда (пп. 3 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.1) за удостоверение договоров об ипотеке, если данное требование установлено федеральным законом: за удостоверение договоров — 200 рублей об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры за удостоверение договоров — 0,3 процента суммы об ипотеке другого недвижимого договора, но не более 3 000 имущества рублей (пп. 3.1 введен Федеральным законом от 20.08.2004 N 104-ФЗ) 4) за удостоверение договоров — 0,5 процента от суммы, на поручительства которую принимается обязательство, но не менее 30 процентов от минимального размера оплаты труда (пп. 4 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) за удостоверение договоров, — двукратный размер предмет которых не подлежит минимального размера оплаты оценке труда 6) за удостоверение завещаний — однократный размер минимального размера оплаты труда 7) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом (за исключением имущества, предусмотренного подпунктом 8 настоящего пункта): детям, в том числе — 50 процентов от минимального усыновленным, супругу, размера оплаты труда родителям, родным братьям и сестрам другим лицам — однократный размер минимального размера оплаты труда (пп. 7 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 8) за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами: детям, в том числе — однократный размер усыновленным, супругу, минимального размера оплаты родителям, родным братьям и труда сестрам другим лицам — двукратный размер минимального размера оплаты труда (пп. 8 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9) за удостоверение прочих — 20 процентов от минимального доверенностей размера оплаты труда 10) за совершение морского — пятнадцатикратный размер протеста минимального размера оплаты труда 11) за свидетельствование — 10 процентов от минимального верности перевода документа с размера оплаты труда за страницу одного языка на другой перевода документа 12) за совершение — 1 процент от взыскиваемой исполнительной надписи суммы 13) за принятие на депозит — 0,5 процента от принятой денежных сумм и ценных бумаг денежной суммы и стоимости ценных бумаг (пп. 13 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 14) за совершение протеста — 1 процент от неоплаченной векселя в неплатеже, неакцепте и суммы недатировании акцепта и за удостоверение неоплаты чека 15) за хранение документов — 10 процентов от минимального размера оплаты труда за каждый месяц хранения 16) за свидетельствование — 3 процента от минимального верности копий документов, размера оплаты труда за страницу хранящихся в делах копии документа или выписки из государственных нотариальных него контор, органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также выписок из документов 17) за свидетельствование — 1 процент от минимального верности копий других документов размера оплаты труда за страницу и за свидетельствование выписок из документов 18) за свидетельствование подлинности подписи: на заявлениях и других — 5 процентов от минимального документах (за исключением размера оплаты труда банковских карточек) на банковских карточках (с — однократный размер каждого лица, на каждом минимального размера оплаты документе) труда 19) за выдачу свидетельств о праве на наследство: наследникам первой очереди — 1 процент от стоимости наследуемого имущества другим наследникам — 2 процента от стоимости наследуемого имущества в отношении имущества, находящегося за границей: при получении свидетельства — однократный размер о праве на наследство минимального размера оплаты труда при окончательном определении — в размерах, определенных в стоимости наследственного настоящем пункте соответственно имущества, подлежащей выплате на для наследников первой очереди и территории Российской Федерации других наследников КонсультантПлюс: примечание. Постановлением Правительства РФ от 27.05.2002 N 350 установлен предельный размер вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом. 20) за принятие мер к охране — однократный размер наследственного имущества минимального размера оплаты труда 21) за выдачу свидетельства о — 20 процентов от минимального праве собственности на долю в размера оплаты труда имуществе, находящемся в общей собственности супругов, нажитом во время брака, в том числе за выдачу свидетельства о праве собственности в случае смерти одного из супругов 22) за выдачу дубликатов — 50 процентов от минимального документов, хранящихся в делах размера оплаты труда государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти и консульских учреждений 23) за составление проектов — 1 процент от суммы, на сделок, предмет которых подлежит которую заключается сделка, но оценке не менее 50 процентов от минимального размера оплаты труда 24) за составление проектов: сделок, предмет которых не — однократный размер подлежит оценке минимального размера оплаты труда доверенностей, заявлений, — 20 процентов от минимального завещаний и других документов размера оплаты труда (пп. 24 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 25) за совершение других — 50 процентов от минимального нотариальных действий размера оплаты труда 26) за выполнение технической — 2 процента от минимального работы по изготовлению размера оплаты труда за документов страницу (пп. 26 введен Федеральным законом от 19.07.1997 N 105-ФЗ) О применении части второй пункта 4 статьи 4 см. определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2003 N 407-О. Для исчисления размера государственной пошлины, взимаемой за удостоверение сделок с транспортными средствами, а также за выдачу свидетельства о праве на наследство транспортных средств, стоимость транспортных средств определяется судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Стоимость жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иных строений, помещений, сооружений определяется органами технической инвентаризации, а в местностях, где инвентаризация указанными органами не проведена, — органами местного самоуправления или страховыми организациями. В случаях заключения договора, предметом которого является отчуждение имущества, на сумму ниже той, которая указана в оценочном документе, государственная пошлина исчисляется исходя из суммы, указанной в оценочном документе. При удостоверении сделок, исчисляемых в иностранной валюте, а также в тех случаях, когда иностранная валюта является предметом наследования, размер государственной пошлины подлежит пересчету на рубли по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации и действовавшему на день уплаты государственной пошлины. За нотариальные действия, совершаемые вне помещения государственной нотариальной конторы, государственная пошлина взимается в полуторакратном размере. 5. За совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния, государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) за государственную — однократный размер регистрацию заключения брака, минимального размера оплаты включая выдачу свидетельства труда 2) за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств: по взаимному согласию — двукратный размер супругов, не имеющих общих минимального размера оплаты несовершеннолетних детей труда по решению суда о расторжении — однократный размер брака минимального размера оплаты труда с каждого из супругов с лицом, признанным в — 20 процентов от минимального установленном порядке безвестно размера оплаты труда отсутствующим или недееспособным вследствие психического расстройства, либо с лицом, осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет (пп. 2 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3) за государственную — однократный размер регистрацию перемены фамилии, минимального размера оплаты имени или отчества, включая труда выдачу свидетельства об указанной регистрации 4) за внесение исправлений и — 30 процентов от минимального изменений в записи актов размера оплаты труда гражданского состояния, включая выдачу свидетельств о регистрации акта гражданского состояния (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) за выдачу повторного — 50 процентов от минимального свидетельства о регистрации акта размера оплаты труда гражданского состояния 6) за выдачу гражданам справок — 20 процентов от минимального из архивов органов записи актов размера оплаты труда гражданского состояния о наличии записей о государственной регистрации актов гражданского состояния 6. За государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей. (п. 6 введен Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ) 7. За государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей государственная пошлина взимается в размере 400 рублей. За государственную регистрацию при прекращении гражданами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с принятием ими решения о прекращении данной деятельности государственная пошлина взимается в размере 80 рублей. (п. 7 введен Федеральным законом от 08.12.2003 N 169-ФЗ) 8. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из Российской Федерации и въездом в Российскую Федерацию, государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) за выдачу заграничного — двукратный размер (общегражданского) паспорта или минимального размера оплаты продление срока его действия труда 2) за выдачу иностранному — 50 процентов от минимального гражданину или лицу без размера оплаты труда гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, визы (удостоверения) для выезда за пределы Российской Федерации либо за продление срока действия визы (удостоверения) 3) за выдачу или продление иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации, визы к иностранному паспорту или заменяющему его документу для: выезда из Российской Федерации — однократный размер минимального размера оплаты труда выезда из Российской Федерации — однократный размер и последующего въезда в минимального размера оплаты Российскую Федерацию труда многократного пересечения — двукратный размер границы Российской Федерации минимального размера оплаты труда 4) за выдачу приглашения на — 200 рублей въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства, за исключением приглашения указанного лица в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении (пп. 4 в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 5) за внесение каких-либо — 10 процентов от минимального изменений (за исключением размера оплаты труда продления срока действия) в выданный ранее документ для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию 6) за выдачу или продление — 1000 рублей вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства (в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 7) за выдачу иностранному — 400 рублей гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное проживание (пп. 7 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ) 8) за выдачу разрешения на — 3000 рублей за каждого привлечение и использование привлекаемого иностранного иностранных работников работника (пп. 8 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ) 9) за выдачу разрешения на — 1000 рублей работу иностранному гражданину или лицу без гражданства (пп. 9 введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ) 10) за регистрацию или — 20 процентов от минимального продление срока действия размера оплаты труда регистрации иностранного паспорта или заменяющего его документа 11) за выдачу взамен — в размерах, указанных утраченных либо испорченных соответственно в подпунктах 1 — заграничного паспорта, визы, 4, 6 настоящего пункта документа о приглашении в Российскую Федерацию, вида на жительство 12) с заявлений о приобретении — 100 рублей гражданства Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации и выходе из гражданства Российской Федерации в порядке их регистрации, а также с заявлений об определении принадлежности к гражданству (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 112-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 13) с ходатайств о приеме в — 100 рублей гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации, о выходе из гражданства Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 112-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 9. За оформление прочих юридически значимых действий государственная пошлина взимается в следующих размерах: 1) за регистрацию граждан — 1 процент от минимального Российской Федерации по месту их размера оплаты труда жительства, а также за регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации по видам на жительство (в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2) за внесение изменений или — однократный размер исключение записи о национальной минимального размера оплаты принадлежности граждан труда Российской Федерации в паспортах и других документах, удостоверяющих личность 3) за выдачу удостоверений на право охоты: гражданам Российской Федерации — 10 процентов от минимального (за исключением граждан размера оплаты труда Российской Федерации, принадлежащих к коренным малочисленным народам и этническим общностям Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, на территориях их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, а также лиц, не принадлежащих к указанным народам и этническим общностям, но постоянно проживающих на территории Крайнего Севера и в приравненных к нему местностях) на территории Российской — двукратный размер Федерации иностранным гражданам минимального размера оплаты труда (пп. 3 в ред. Федерального закона от 19.07.1997 N 105-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4) — 5) утратили силу. — Федеральный закон от 20.08.2004 N 104-ФЗ (см. текст в предыдущей редакции) 6) за проставление апостиля — 50 процентов от минимального размера оплаты труда

Г.А. МЕНИС,
аспирант кафедры публичного права Саратовского государственного социально-экономического университета
Современное российское законодательство оперирует понятиями «налог», «сбор», «пошлина», «иные обязательные платежи». И если четкое определение налога и сбора содержится в нормативных актах, в частности в НК РФ, то самостоятельное понятие пошлины в отечественном законодательстве отсутствует. Законодатель при употреблении термина «пошлина» определяет его через сбор, как в случае с государственной пошлиной. Более того, правовой доктриной и судебной практикой пристальное внимание уделяется только понятию налога, при достаточно скромной проработке понятий сбора и пошлины.
В Конституции РФ термины «налог» и «сбор» используются всегда рядом, что указывает на их тесную взаимосвязь, с одной стороны, и неравнозначность, с другой. Например, в ст. 57 говорится об обязанности платить законно установленные налоги и сборы; п. «з» ст. 71 указывает, что федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации; п. «и» ч. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов; в соответствии с ч. 1 ст. 132 органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
В Законе РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы» термин «налоговый платеж» употреблялся как собирательный для налогов, акцизов, пошлин, сборов, отчислений и т. д. Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его названия.
Н.И. Химичева определяет налоги как «обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях — внебюджетные государственные и муниципальные фонды) с определением их размеров и сроков уплаты». При этом отдельно автор выделяет группу платежей, к которым относит государственную и таможенную пошлины, отличие которых от налогов в том, что им свойствен возмездный характер, а обязательность их уплаты возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой.
Интересной представляется позиция А.Н. Шереметьевой по проблеме соотношения различных видов платежей. По ее мнению, платеж может быть отнесен к налогу при условии соответствия его следующим характеристикам:
— отсутствие права выбора, т. е. одно из существенных различий налогов от других платежей видится в том, что уплата неналоговых платежей связана со свободой плательщика выбирать вариант своего поведения (он может отказаться от определенных притязаний или действий и тогда не будет обременен платежом). Для налогов же такая возможность не характерна;
— односторонний характер установления;
— взыскание на условиях безвозвратности и безвозмездности;
— публичный характер, т. е. цель взимания налогов — обеспечение деятельности государства посредством поступления во все бюджеты денежных средств;
— отсутствие целевой направленности;
— обеспечение государственно-властным принуждением.
«Сборы представляют собой обязательные безэквивалентные платежи, взимаемые на основании закона в форме отчуждения принадлежащих плательщику на праве собственности денежных средств, уплачиваемые при осуществлении государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными государством органами и должностными лицами возложенных на них функций».
По мнению Д.В. Винницкого, особенность сбора состоит в установлении «его размера на основе эквивалентности тем расходам, которые несет фиск при осуществлении соответствующих действий, имеющих юридическое значение, или при производстве товаров (работ, услуг), передаваемых плательщику, при условии уплаты сбора».
Традиционно основным и по существу единственным отличием сбора от налога называют индивидуальную возмездность первого, выражающуюся в обязанности совершения юридически значимых действий по факту его уплаты. Указанный критерий применяется во многих зарубежных странах для отграничения сборов и пошлин от налогов. Так, например, в финансовом праве Швеции под сборами понимаются платежи, обусловленные специальной целью и характеризующиеся тем, что плательщик или третье лицо получает встречное предоставление в связи с его уплатой. В Германии пошлиной (gebubr) называется платеж, имеющий черты возмездности — вознаграждение за государственные услуги или за предоставление специального права, который, наряду с не характерными для российского финансового права возмездными платежами, уплачиваемыми за получение экономических преимуществ и компенсаций за освобождение от натуральных повинностей, входит в категорию «причинно обусловленных взиманий» (Kausalabgabe).
Эти же авторы утверждают, что под данное определение подпадает и государственная пошлина, которая в правовой системе Российской Федерации выполняет дисциплинирующую функцию.
В.Н. Моисеев считает, что «понятие «сбор” является родовым по отношению к понятию «пошлина”», указывая при этом, что «проведение четкого разграничения между пошлинами и прочими сборами не представляется возможным, в связи с чем налоговое законодательство обоснованно не выделяет пошлины в отдельную категорию сборов». Например, таможенная пошлина является сбором в силу того, что отвечает всем условиям, характерным для платежей данного вида. И даже более выраженная регулятивная функция таможенной пошлины не дает полноценных оснований для выделения ее в отдельную категорию.
Более того, по его мнению, к сборам следует относить все обязательные платежи, внесение которых является условием совершения в отношении плательщиков юридически значимых действий государственно-властного характера или предоставление специального права, и распространять на них правовое регулирование, предусмотренное НК РФ для сборов.
Под пошлиной ряд авторов понимают «обязательный платеж, взимаемый за услугу общественного характера» или «денежную повинность, взимаемую в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера».
В финансовом праве зарубежных государств проводится различие между понятиями «сбор» и «пошлина». Так, в законодательстве Франции сбор и пошлину дифференцируют исходя из соотношения размера платежа со стоимостью оказанных плательщику услуг. Следовательно, сбором считается платеж, установленный в определенном соотношении с издержками соответствующего органа, в то время как при установлении пошлин такое соотношение не учитывается.
Если проанализировать соответствующие статьи НК РФ, посвященные размерам государственной пошлины, то можно сделать вывод о зависимости размера пошлины от ряда обстоятельств — суммы иска, характера жалобы, субъекта, который обращается в государственные органы, особенностей действий, по факту которых уплачивается пошлина, и т. д. Явно прослеживается определенное соотношение пошлины и характера оказываемых государством услуг.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о самостоятельном существовании таких правовых категорий, как «налог» и «сбор». При этом обособленность понятия «пошлина» категорично опровергается как на уровне научно-теоретических разработок, так и на законодательно-практическом уровне.
Однако в силу того, что понятие пошлины используется отдельно от понятий сбора и налога, необходимо дальнейшее глубокое изучение указанных категорий и проведение четкой дифференциации на законодательном уровне.
Библиография
1 В соответствии со ст. 333.16 НК РФ «государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 на-
стоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за ис-
ключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации».
2 Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М., 2003. С. 310.
3 См. там же. С. 316—317.
4 См.: Шереметьева А.Н. Административно-правовое регулирование взимания налогов и сборов в таможенной сфере: Дис. … канд. юрид. наук. — Хабаровск, 2006. С. 23.
5 Злобин Н.Н. Налог как правовая категория: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 2003. С. 13.
6 Винницкий Д.В. Налоги и сборы: Понятие. Юридические признаки. Генезис. — М., 2002. С. 77.
7 См.: Моисеев В.Н. Сбор как категория финансового права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008. С. 16.
8 См. там же.
9 См. там же. С. 9.
10 Гуреев В.И. Понятие и отличительные признаки налога, сбора, пошлины // Государство и право. 2005. № 4. С. 54.
11 Основы налогового права: Учеб. / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 1995. С. 27.

В соответствии с п. 3 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной формах.

В письме от 30.01.2014 № 03-05-06-03/3614 Минфин РФ разъяснил, какими документами подтверждается факт уплаты госпошлины.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата государственной пошлины через юридических лиц, не являющихся банками, в том числе через платежных агентов и банковских платежных агентов, а также через платежные терминалы платежных агентов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *