Госпошлина за дубликат исполнительного листа
Содержание
Согласно разъяснениям Президиума ВАС РФ, изложенным в Информационном письме ВАС РФ от 12.03.2013 №155 «О порядке выдачи копий документов», копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа, и копии протоколов судебных заседаний, выдаются без уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 3 ст. 177 АПК РФ за повторную выдачу копий решений и других судебных актов лицам, участвующим в деле, уплачивается государственная пошлина.
Размер государственной пошлины за выдачу копий данных документов был установлен в пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ. В нем было указано, что при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) уплачивается государственная пошлина из расчета 4 руб. за одну страницу документа, но не менее 40 руб.
Однако в соответствии с п. 4 ст. 28 Закона «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» приведенные положения пп. 13 п. 1 ст. 333.21 НК РФ утратили силу.
В связи с этим Президиум ВАС РФ разъяснил, что государственная пошлина не уплачивается при подаче следующих документов:
— заявления о выдаче копий судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа (ч. 1 ст. 41 АПК РФ);
— ходатайства об изготовлении копии протокола судебного заседания (ч. 9 ст. 155 АПК РФ).
Президиум ВАС РФ обратил внимание на то, что выдача таких копий документов должна производиться в разумный срок.
Кроме того, высшая судебная инстанция арбитражных судов напомнила, что АПК РФ не предусматривает обязанности суда изготавливать копии содержащихся в материалах дела документов, за исключением упомянутых, т.е. копий принимаемых в виде отдельного документа судебных актов и протоколов судебных заседаний, и выдавать их лицам, участвующим в деле. При этом лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с материалами дела, самостоятельно делать выписки из них и снимать копии.
Обращаем внимание на то, что в настоящее время также не требуется уплата государственной пошлины при обращении с аналогичными требованиями о повторном предоставлении копий документов в суды общей юрисдикции и к мировым судьям (пп. 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа. В случае утраты исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат. Куда обращаться за выдачей дубликата исполнительного документа? Какой определен порядок и срок для обращения?
Куда обращаться, если утерян исполнительный документ?
Если исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ) был утерян, то получить его дубликат возможно лишь в судебном порядке.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 242 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан суд, вынесший решение или судебный приказ, может выдать дубликаты исполнительных документов по заявлению взыскателя.
Срок для обращения за выдачей дубликата исполнительного документа
Заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано только до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» установлено, что срок для предъявления судебных приказов и исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов, составляет 3 года.
Исключением является случай, когда документ был утрачен в процессе исполнения и взыскателю стало об этом известно после истечения вышеуказанного срока.
При указанных обстоятельствах заявление о выдаче дубликата исполнительного документа может быть подано в суд в течение 1 месяца со дня, когда взыскателю стало известно о его утрате.
Нужно ли оплачивать государственную пошлину при подаче заявления?
При подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного документа необходимо оплатить государственную пошлину в бюджет.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 535 Налогового кодекса Республики Казахстан её размер составляет 500% от МРП.
Уплата государственной пошлины в бюджет должна быть подтверждена платежными или кассовыми документами, а при оплате платежей посредством банкоматов, электронных терминалов, каналов удаленной связи и платежного шлюза «электронного правительства» – чеками и квитанциями на бумажных носителях или в электронном виде.
Рассмотрение судом заявления о выдаче дубликата исполнительного документа
Для восстановления исполнительного документа недостаточно просто подать заявление в суд, поскольку разрешение вопроса о выдаче его дубликата — это определенный судебный процесс.
Так, заявление о выдаче дубликата исполнительного документа рассматривается в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания.
Хотя неявка лиц в судебное заседание не является препятствием к разрешению вопроса о выдаче дубликата, однако присутствие заявителя позволит обосновать требование и указать обстоятельства утраты исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 242 Гражданского процессуального кодекса при рассмотрении заявления о выдаче дубликата исполнительного документа суд проверяет и исследует доказательства об утрате исполнительного документа.
Следовательно, заявителю необходимо представить возможные доказательства, подтверждающие факт утраты исполнительного документа.
Суд рассматривает и разрешает заявление о выдаче дубликата в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в суд.
В результате рассмотрения вопроса о выдаче дубликата исполнительного документа выносится определение, которое может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции.
Получить дубликат исполнительного документа можно, обратившись в суд, иной уполномоченный орган (к уполномоченному лицу), выдавший соответствующий исполнительный документ.
Согласно ч. 2 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) в случае утраты исполнительного документа исполнению подлежит дубликат этого исполнительного документа, выданный в установленном порядке судом, иным уполномоченным органом (лицом), выдавшими соответствующий исполнительный документ.
Таким образом, в случае утраты оригинала исполнительного документа следует получить его дубликат. Вместе с тем Закон не содержит единых правил и положений по выдаче дубликата исполнительного документа.
В зависимости от того, каким органом был выдан исполнительный документ, регулируется и вопрос выдачи его дубликата.
В случае утраты исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции, необходимо руководствоваться ст. 464 ГПК Республики Беларусь.
В случае утраты исполнительного листа суд, вынесший судебное постановление, по заявлению сторон или представлению судебного исполнителя может выдать дубликат исполнительного листа. Заявление сторон или представление судебного исполнителя могут быть поданы в пределах сроков, установленных законодательством об исполнительном производстве для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Заявление сторон или представление судебного исполнителя о выдаче дубликата исполнительного листа рассматриваются судом с извещением сторон о времени и месте судебного заседания. Неявка сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления сторон или представления судебного исполнителя о выдаче дубликата исполнительного листа.
По результатам рассмотрения заявления сторон или представления судебного исполнителя о выдаче дубликата исполнительного листа судом выносится определение, копии которого направляются сторонам. На определение суда о выдаче или об отказе в выдаче дубликата исполнительного листа сторонами может быть подана частная жалоба или принесен частный протест.
Порядок выдачи дубликата исполнительного документа в рамках гражданского процесса аналогичен порядку, закрепленному в ст. 330 ХПК Республики Беларусь.
В случае утраты судебного приказа суд, рассматривающий экономические дела, принявший судебное постановление и выдавший судебный приказ, по заявлению взыскателя или представлению судебного исполнителя может выдать дубликат судебного приказа. Заявление (представление) о выдаче дубликата судебного приказа может быть подано до истечения срока, установленного законодательством об исполнительном производстве для предъявления исполнительного документа к исполнению.
Заявление (представление) о выдаче дубликата судебного приказа рассматривается в судебном заседании суда, рассматривающего экономические дела, с извещением взыскателя и должника, уведомлением судебного исполнителя о времени и месте проведения судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления (представления) о выдаче дубликата судебного приказа.
По результатам рассмотрения заявления (представления) о выдаче дубликата судебного приказа суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение, которое направляется взыскателю и должнику или судебному исполнителю.
Определения суда, рассматривающего экономические дела, о выдаче дубликата судебного приказа или об отказе в выдаче дубликата судебного приказа могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В случае утраты исполнительной надписи по заявлению взыскателя нотариусы, вправе выдать дубликат исполнительной надписи в порядке, установленном законодательством о нотариате (ч. 3 п. 32 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67).
Нотариальный тариф за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных документов составляет одну базовую величину (п. 30 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов»).
Согласно ст. 93 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» нотариусы, уполномоченные должностные лица в случае утраты гражданами и юридическими лицами нотариально удостоверенных документов, экземпляры которых имеются на хранении у нотариуса, в нотариальной конторе, местном исполнительном и распорядительном органе, выдают дубликаты этих документов гражданам и юридическим лицам, от имени, на имя, по поручению либо в отношении которых совершались нотариальные действия.
Таким образом, буквальное толкование указанных норм не позволяет нотариусу выдать судебному исполнителю дубликат исполнительной надписи. В случае если исполнительная надпись утрачена по вине судебного исполнителя, за выдачей ее дубликата, в отличие от ХПК и ГПК, обращается не судебный исполнитель, а сам взыскатель.
И.И. Кевля, адвокат, осуществляющий адвокатскую
деятельность индивидуально
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Эта история случилась в Ростове-на-Дону. Пролетарский райсуд в 2009 году вынес решение о том, что семья из трех человек солидарно должна местному банку 1,19 млн руб. Взыскание было обращено на дом, сарай и участок семьи. Была определена начальная цена заложенного имущества при его реализации — 2,5 млн руб.
Летом 2010 года приставы возбудили три исполнительных производства. Окончены они были спустя три года по заявлению взыскателя. Позже по инструкции Службы судебных приставов оконченные исполнительные производства были уничтожены.
Прошло шесть лет, и вдруг банк пошел в суд с иском о восстановлении пропущенного срока и выдаче дубликата исполнительного листа по старому решению суда за 2009 год. И Пролетарский районный суд, рассмотрев иск банкиров, «принял во внимание объяснение представителя банка». А объяснение звучало так — о списанном в архив исполнительном производстве они узнали случайно, а когда само исполнительное производство завершилось, «пристав утратил исполнительный лист при пересылке по почте», что является нарушением прав и интересов банка. Новое решение суда банкирам необходимо для подачи нового заявления о возбуждении исполнительного производства. Апелляция с таким решением коллег согласилась.
Но не согласился Верховный суд, куда обратилась семья бывших должников.
Первое, что напомнил коллегам Верховный суд, — Закон «Об исполнительном производстве». Там в статье 21 сказано, что исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда. В Гражданском кодексе (статья 430) сказано, что в случае утраты подлинника исполнительного листа суд может выдать дубликат по заявлению взыскателя или пристава. Если исполнительный лист потерял пристав, а взыскатель об этом узнал, то у него есть месяц, чтобы попросить суд о выдаче дубликата. В статье 432-й Гражданского процессуального кодекса говорится, что взыскатель, пропустивший и этот срок, должен попросить суд считать причины пропуска уважительными. А суд решит, согласиться с этим или нет.
В нашем случае, подчеркнул Верховный суд, в деле нет доказательств, что пристав «утратил» исполнительный лист. Зато есть справка Пролетарского райсуда, в которой есть сведения об окончании исполнительного производства.
Отметил Верховный суд и то, что в нарушение 67-й статьи Гражданского процессуального кодекса возражения должников о том, что нет уважительных причин для восстановления срока и выдачи дубликатов исполнительного листа, и то, что шесть лет банк не интересовался ими, не получили правовой оценки судов.
А за эти шесть лет банк, которому граждане были должны, реорганизовался и соединился с другим банком, который после соединения поменял название.
Районный суд в своем решении выдать дубликат вписал новое название банка. На что Верховный суд сказал, что несмотря на реорганизацию юридического лица, «вопрос о процессуальном правопреемстве банком не ставился и судом не разрешался». В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда решения по этому спору отменила и велела дело пересмотреть с учетом своих разъяснений.
1. С подаваемых в суд исковых заявлений, заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, заявлений о вынесении судебного приказа, заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов, заявлений о повторной выдаче копий судебных актов, исполнительных листов и иных документов государственная пошлина взимается в следующих размерах:
1) с исковых заявлений имущественного характера:
для физических лиц — 1 процент от суммы иска;
для юридических лиц — 3 процента от суммы иска;
2) с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, — 30 процентов;
3) с жалоб на неправомерные действия государственных органов и их должностных лиц, ущемляющие права юридических лиц, — 500 процентов;
4) с заявлений об оспаривании уведомлений по актам налоговых проверок:
для индивидуальных предпринимателей и крестьянских или фермерских хозяйств — 0,1 процента от оспариваемой суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении;
для юридических лиц — 1 процент от оспариваемой суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет (включая пени), указанных в уведомлении;
5) с исковых заявлений о расторжении брака — 30 процентов.
В случаях раздела имущества при расторжении брака пошлина определяется от цены иска согласно подпункту 1) настоящего пункта;
6) с исковых заявлений о разделе имущества при расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими или недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, либо с лицами, осужденными к лишению свободы на срок свыше трех лет, — согласно подпункту 1) настоящего пункта;
7) с исковых заявлений об изменении или расторжении договора найма жилища, о продлении срока принятия наследства, об освобождении имущества от ареста и с других исковых заявлений неимущественного характера или не подлежащих оценке — 50 процентов;
8) с заявлений особого искового производства, заявлений (жалоб) по делам особого производства, за исключением указанных в подпунктах 2), 3), 4) и 13) настоящего пункта, — 50 процентов;
9) с заявлений об обжаловании решений третейского суда, ходатайств об отмене арбитражных решений – 50 процентов от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера в суд Республики Казахстан, а по спорам имущественного характера – от размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера в суд Республики Казахстан и исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы;
10) с заявлений о вынесении судебного приказа — 50 процентов от ставок государственной пошлины, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;
11) с заявлений о выдаче дубликата исполнительного листа, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений арбитража, третейского суда и иностранных судов – 500 процентов;
12) с заявлений о повторной выдаче копий (дубликатов) судебных решений, приговоров, определений, прочих постановлений судов, а также копий других документов из дела, выдаваемых судами по просьбе сторон и других лиц, участвующих в деле, — 10 процентов за каждый документ, а также 3 процента за каждую изготовленную страницу;
13) с заявлений о признании юридических лиц банкротами, о применении реабилитационной процедуры, о применении ускоренной реабилитационной процедуры – 500 процентов.