Госпошлина за лицензию

Госпошлина за лицензию

  • N 400-ФЗ от 28.12.2013
  • ФЗ о страховых пенсиях

  • N 69-ФЗ от 21.12.1994

    ФЗ о пожарной безопасности

  • N 40-ФЗ от 25.04.2002

    ФЗ об ОСАГО

  • N 273-ФЗ от 29.12.2012

    ФЗ об образовании

  • N 79-ФЗ от 27.07.2004

    ФЗ о государственной гражданской службе

  • N 275-ФЗ от 29.12.2012

    ФЗ о государственном оборонном заказе

  • N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

    О защите прав потребителей

  • N 273-ФЗ от 25.12.2008

    ФЗ о противодействии коррупции

  • N 38-ФЗ от 13.03.2006

    ФЗ о рекламе

  • N 7-ФЗ от 10.01.2002

    ФЗ об охране окружающей среды

  • N 3-ФЗ от 07.02.2011

    ФЗ о полиции

  • N 402-ФЗ от 06.12.2011

    ФЗ о бухгалтерском учете

  • N 135-ФЗ от 26.07.2006

    ФЗ о защите конкуренции

  • N 99-ФЗ от 04.05.2011

    ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

  • N 14-ФЗ от 08.02.1998

    ФЗ об ООО

  • N 223-ФЗ от 18.07.2011

    ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

  • N 2202-1 от 17.01.1992

    ФЗ о прокуратуре

  • N 127-ФЗ 26.10.2002

    ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

  • N 152-ФЗ от 27.07.2006

    ФЗ о персональных данных

  • N 44-ФЗ от 05.04.2013

    ФЗ о госзакупках

  • N 229-ФЗ от 02.10.2007

    ФЗ об исполнительном производстве

  • N 53-ФЗ от 28.03.1998

    ФЗ о воинской службе

  • N 395-1 от 02.12.1990

    ФЗ о банках и банковской деятельности

  • ст. 333 ГК РФ

    Уменьшение неустойки

  • ст. 317.1 ГК РФ

    Проценты по денежному обязательству

  • ст. 395 ГК РФ

    Ответственность за неисполнение денежного обязательства

  • ст 20.25 КоАП РФ

    Уклонение от исполнения административного наказания

  • ст. 81 ТК РФ

    Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

  • ст. 78 БК РФ

    Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

  • ст. 12.8 КоАП РФ

    Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

  • ст. 161 БК РФ

    Особенности правового положения казенных учреждений

  • ст.

    Проводки по начислению и оплате госпошлины

    77 ТК РФ

    Общие основания прекращения трудового договора

  • ст. 144 УПК РФ

    Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

  • ст. 125 УПК РФ

    Судебный порядок рассмотрения жалоб

  • ст. 24 УПК РФ

    Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

  • ст. 126 АПК РФ

    Документы, прилагаемые к исковому заявлению

  • ст. 49 АПК РФ

    Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

  • ст. 125 АПК РФ

    Форма и содержание искового заявления

  • Госпошлина за лицензирование образовательной деятельности

    За рассмотрение заявления о предоставлении или продлении срока действия лицензии по образовательной деятельности учреждение образования обязано уплатить госпошлину. В соответствии со ст. 13 НК РФ госпошлина относится к федеральным налогам и сборам. В данной статье будет рассмотрен порядок учета таких расходов в бюджетном и налоговом учете.

    Основные положения взимания госпошлины

    Взимание государственной пошлины регулируется нормами гл. 25.3 НК РФ. В ней приведено определение государственной пошлины. Так, согласно п. 1 ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

    В соответствии со ст. 333.17 НК РФ среди плательщиков государственной пошлины поименованы учреждения, которые должны уплачивать ее в случае, если они:

    • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25 НК РФ;
    • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

    Главой 25.3 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты государственной пошлины. Рассмотрим основные из них, которые могут иметь место в учреждениях образования. Так, согласно ст. 333.18 НК РФ организации уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:

    • при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);
    • при обращении за совершением нотариальных действий — до их совершения;
    • при обращении за документами (их копиями, дубликатами) — до их выдачи;
    • при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением уже указанных, — до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

    Однако уплата госпошлины производится не всеми юридическими лицами. Главой 25.3 НК РФ предусмотрены льготы для некоторых из них. Так, в ст. 333.35 НК РФ к ним отнесены и бюджетные организации, полностью финансируемые из федерального бюджета. Следовательно, если учреждение образования, финансируемое из соответствующего бюджета, одновременно имеет доходы от предпринимательской деятельности, то льгота на него не распространяется. Поэтому оно будет на общих основаниях являться плательщиком госпошлины.

    Кроме того, предусмотрены некоторые особенности по уплате учреждением государственной пошлины, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, — она уплачивается плательщиками в равных долях.

    Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

    Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств установлены ст. ст. 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

    Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт ее уплаты подтверждается:

    • в безналичной форме — платежным поручением с отметкой банка;
    • в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов.

    Предусмотренные гл. 25.3 НК РФ размеры госпошлины в зависимости от совершаемых действий имеют различные значения. Перечень этих действий с соответствующими им размерами госпошлины довольно длинный, и поэтому нет необходимости его здесь приводить. Уделим внимание порядку отражения в учете государственной пошлины за рассмотрение заявления на получение и продление срока действия лицензии по образовательной деятельности.

    Госпошлина за лицензирование

    Учреждения образования наиболее часто сталкиваются с уплатой государственной пошлины за получение лицензии по образовательной деятельности или продление ее срока, поэтому им следует учитывать, что Постановлением Правительства РФ N 50 <1> были внесены изменения в Постановление N 796 <2>, касающиеся, в частности, перечня представляемых документов в лицензирующий орган на получение лицензии. Так, образовательные учреждения помимо установленных документов должны представить в лицензирующий орган документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии. Стоит заметить, что размер указанной государственной пошлины в соответствии с пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 300 руб. Она уплачивается соискателем лицензии во всех случаях, когда в лицензирующий орган представляется заявление учредителя соискателя лицензии (первичное, повторное лицензирование соискателя лицензии, лицензирование филиалов, новых образовательных программ, переоформление лицензии и пр.) о проведении лицензионной экспертизы.

    <1> Постановление Правительства РФ от 26.01.2007 N 50 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины".
    <2> Постановление Правительства РФ от 18.10.2000 N 796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности".Обратите внимание: вышеуказанная пошлина уплачивается также за повторное рассмотрение заявления и документов, представляемых на лицензионную экспертизу, после их возврата на доработку.

    Если учреждением образования была излишне перечислена сумма госпошлины, ее можно вернуть.

    Госпошлина на лицензию проводки в бухучете

    Для этого необходимо подать заявление (подлинник в 2 экземплярах) в соответствующий государственный орган с приложением подлинных платежных документов — если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере (п. 3 ст. 333.40 НК РФ). Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, а перечисление данной суммы производит орган Федерального казначейства.

    Обратите внимание: заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате (п. 3 ст. 333.40 НК РФ).

    Бухгалтерский учет

    В соответствии с Приказом Минфина России N 168н <3> расходы по уплате государственной пошлины следует отражать по статье 290 "Прочие расходы" ЭКР.

    <3> Приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

    В бухгалтерском учете затраты по оплате госпошлины за рассмотрение заявления о получении или продлении срока действия лицензии на образовательную деятельность включаются в состав расходов и учитываются по счету 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".

    Почему указан именно этот счет и не используется счет 401 01 290 "Прочие расходы"? Как уже было указано, учреждения образования, полностью находящиеся на бюджетном финансировании, не являются плательщиками госпошлины за рассмотрение заявления о лицензировании образовательной деятельности, поэтому на этом счете (401 01 290) затраты по ее уплате отражаться не будут.

    Рассмотрим операцию по оплате госпошлины на примере.

    Пример. Учреждение образования уплатило госпошлину за рассмотрение заявления о продлении срока действия лицензии по образовательной деятельности в сумме 300 руб. Данные затраты были произведены за счет средств от приносящей доход деятельности.

    Отразим данные операции в бухгалтерском учете следующими проводками:

    Содержание операции

    Дебет

    Кредит

    Сумма,

    руб.

    Отражены расходы по оплате

    госпошлины

    2 106 04 310

    2 302 18 730

    300

    Произведена оплата

    госпошлины

    2 302 18 830

    2 201 01 610

    300

    Налог на прибыль

    Следует рассмотреть, каким образом в целях исчисления налога на прибыль учитываются затраты по уплате государственной пошлины. Как уже было указано, государственная пошлина является налоговым сбором. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, включаются в состав прочих расходов.

    Отнесение бюджетными учреждениями затрат по уплате госпошлины на расходы зависит от метода ведения учета. Если доходы и расходы учитываются методом начисления, то затраты, связанные с уплатой государственной пошлины, признаются на дату начисления указанного сбора. То есть расходы по государственной пошлине учитываются для целей налогообложения в момент их возникновения вне зависимости от даты вынесенного судом решения. Это следует из пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. Если учреждение использует кассовый метод, то расходы признаются после фактической уплаты государственной пошлины (пп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

    А.Сергеева

    Эксперт журнала

    "Бюджетные организации:

    бухгалтерский учет

    и налогообложение"

    Все статьи Налоговые нюансы отражения расходов на получение и продление лицензии (Хорошилова И.)

    Для занятия определенными видами деятельности необходимо иметь специальное разрешение. Это актуально, например, для перевозчиков пассажиров автомобильным транспортом, образовательных центров и различных школ, компаний, выполняющих работы в сфере пожарной безопасности, производства и обслуживания медтехники.
    Большинство лицензий выдается бессрочно (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", далее — Закон N 99-ФЗ). А некоторые нужно периодически переоформлять или вносить в них изменения. Например, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок не более пяти лет (п. 17 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
    Рассмотрим, что важно учесть при получении или продлении лицензии, чтобы не ошибиться при расчете налога на прибыль.

    Госпошлину за получение лицензии компания учитывает в расходах единовременно

    За получение лицензии компания уплачивает госпошлину (например, п. 1 ст. 10 Закона N 99-ФЗ и п. 18 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ). Эта сумма учитывается в налоговых расходах единовременно на дату ее перечисления в бюджет независимо от срока, на который выдано разрешение (пп. 1 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535 и от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248). Ведь госпошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8 и п. 10 ст. 13 НК РФ).
    Если инспекторы настаивают на равномерном распределении госпошлины в налоговом учете, ссылаясь на ст. 272 НК РФ, компании приводят довод о том, что положения этой нормы касаются учета расходов, возникающих из гражданско-правовых договоров. Госпошлина за выдачу лицензии к таким видам сделок не относится (Постановления ФАС Центрального от 15.02.2012 N А35-1939/2010 и Московского от 20.12.2011 N А41-2253/11 округов).
    Учтите, что в 2007 г. Минфин России считал, что расходы на уплату госпошлины за получение лицензии с определенным сроком действия нужно списывать равномерно в течение действия такой лицензии (Письмо от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569). Сейчас финансисты поменяли свое мнение, суды на стороне компаний. Поэтому налоговых рисков нет.

    Примечание. Минфин России подтвердил выгодный для компаний способ учета расходов на получение лицензии.

    Сумма госпошлины отражается в налоговом учете, даже если лицензию не выдали

    Если уполномоченный орган откажет компании в выдаче лицензии, то уплаченную госпошлину ей не возвратят (Письма Минфина России от 27.09.2013 N 03-05-05-03/40158 и от 08.07.2011 N 03-05-04-03/47, Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2013 N 11-П и Решение Арбитражного суда Омской области от 28.05.2013 N А46-1632/2013). Но это не повод отказываться от учета этой суммы в расходах. Ведь уплата госпошлины изначально направлена на получение дохода — осуществлять лицензируемую деятельность без лицензии нельзя (например, п. 1 ст. 14.16 КоАП РФ и п. 1 ст. 171 УК РФ).

    Для справки. Рискованно вести дела с контрагентом, у которого нет лицензии
    Если налоговики обнаружат, что у контрагента на момент осуществления спорных операций не было необходимой лицензии, доначислений не миновать. Проверяющие пытаются обвинить компанию в том, что она не проявила должную осмотрительность при выборе партнера. Это влечет отказ в учете расходов и вычетах НДС. Наряду с другими обстоятельствами отсутствие у контрагента лицензии может убедить суд, что раз компания не имела права выполнять работы, значит, фактически работы и не выполнялись (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.07.2011 N А43-24343/2010).
    Кроме того, рискованно учитывать расходы на обучение, если у образовательного учреждения отсутствует лицензия (Письма Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/4/84 и от 13.02.2008 N 03-03-06/1/92, УФНС России по г. Москве от 11.11.2009 N 16-15/118373). Хотя суды признают такие затраты оправданными в налоговом плане.

    Бухгалтерские проводки по госпошлинам — начисление и оплата

    Поскольку обучение сотрудники проходят в интересах компании (например, Постановления ФАС Дальневосточного от 20.10.2008 N Ф03-4340/2008 и Северо-Западного от 13.11.2006 N А56-51313/2004 округов). Также опасно учитывать оплату услуг охранного агентства, у которого нет лицензии (Письмо Минфина России от 06.10.2009 N 03-03-06/2/188).
    Подробнее читайте на сайте e.rnk.ru в статье "Отсутствие лицензии или обязательного членства в СРО может привести к налоговым потерям у обеих сторон по сделке" // РНК, 2013, N 1-2.
    Так что во избежание налоговых рисков рекомендуем попросить контрагента предоставить копию лицензии. Удостовериться в подлинности документа можно, например, на портале открытых данных Правительства Москвы data.mos.ru или на официальных сайтах ведомств, которые выдают конкретный вид лицензий.

    Затраты по срочным и бессрочным лицензиям распределять на периоды их использования не нужно

    При получении лицензии у компании возникают сопутствующие затраты — затраты на консультации, юристов, а также на услуги сторонних организаций по сбору информации и документов.
    Такие суммы организация учитывает в составе прочих расходов (пп. 14, 15 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).
    Если компания применяет кассовый метод учета доходов и расходов, такие затраты она учитывает на дату оплаты. При методе начисления стоимость услуг, сопутствующих получению лицензии, отражается на раннюю из дат — на момент осуществления расчетов, дату предъявления документов или последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535 и от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248).

    Читайте на e.rnk.ru. Еще больше полезных материалов
    Если компания реорганизуется в другое юридическое лицо, лицензия, полученная правопреемником, становится недействительной (ч. 1 ст. 18 Закона N 99-ФЗ). О том, что еще важно учитывать в случае реорганизации компании, читайте на сайте e.rnk.ru в статьях "Пошаговая инструкция преобразования АО в ООО: правовые нюансы и налоговые риски" // РНК, 2015, N 9 и "Тест на проверку знаний по налогообложению при реорганизации" // РНК, 2013, N 10.

    Стоимость предварительной экспертизы учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией

    Чтобы получить лицензию на некоторые виды деятельности, сначала нужно провести экспертизу. Например, для работ, связанных с государственной тайной, лицензия выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, аттестации руководителя, ответственного за защиту сведений, составляющих государственную тайну, на срок не более пяти лет. Расходы по проведению таких мероприятий оплачивает компания, которая получает лицензию (ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и п. 8 Положения о лицензировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333).
    Обычно налоговики не возражают против учета расходов, которые компания производит по прямому указанию в законе. Поэтому полагаем, что стоимость экспертизы, необходимой для получения лицензии, компания может учесть при налогообложении прибыли. Тем более что на ее стороне Минфин России (Письмо от 04.10.2013 N 03-03-06/4/41313).

    Примечание. В случае отказа в выдаче лицензии госпошлина не возвращается, но потерь по налогу на прибыль не возникнет.

    Остаток расходов по отмененным или ставшими бессрочными лицензиям в налоговом учете отражается единовременно

    В связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ многие лицензии стали бессрочными (п. 3 ст. 22 Закона N 99-ФЗ). До этого момента, чтобы не спорить с налоговиками, организации распределяли затраты на получение таких лицензий на срок их действия. Если на дату внесения поправок в законодательство компания не успела полностью списать затраты на получение лицензии, то оставшаяся сумма отражается в налоговом учете единовременно (Письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535 и от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248).
    Аналогичным образом можно поступить и в том случае, если лицензирование какого-либо вида деятельности было отменено (Письма Минфина России от 25.02.2010 N 03-03-06/1/89 и ФНС России от 21.01.2010 N 3-2-13/6@).

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *