Государственный регистр населения

Государственный регистр населения

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Соответствующий документ размещен на официальном интернет-портале правовой информации.

В регистр сведений будут включены такие данные о человеке, как его полное имя, дата рождения, пол, семейное положение, гражданство, вид на жительство, информация о постановке на учет в налоговые и военные органы, данные о регистрации в системах медицинского, социального и пенсионного страхования и др.

Доступ к этим данным получат государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды, избирательные комиссии, нотариусы и сами граждане, которые смогут вносить изменения в предоставленные сведения.

Реклама

При этом в регистре будет содержаться информация как о гражданах РФ, так и об иностранцах и лицах без гражданства, которые длительное время проживают или работают в России. Проект должен заработать в 2023 году.

Целью создания этого регистра называется упрощение предоставления государственных услуг, а также обеспечение более эффективной работы ведомств страны. Ожидается, что в связи с наличием большого количества сведений о человека в одном месте существенно ускорится принятие решений органами власти.

«Например, для получения какого-либо разрешения или лицензии не нужно будет предоставлять выписки, справки или их заверенные копии из различных ведомств — все уже будет доступно через систему информации», — заявил заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации Леонид Левин.

По словам Левина, регистр обеспечит внедрение «принципа одного окна в коммуникациях граждан и бизнеса с государством».

Кроме того, как отметил заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) России Евгений Колесников, такой регистр даст объективные данные о доходах каждого домохозяйства. Это поможет правительству оценить уровень достатка в семьях и своевременно оказывать материальную помощь нуждающимся в необходимом объеме.

«Приведение всех информационных систем к одному знаменателю будет рождать так называемый «золотой идеальный профиль», в котором будут обобщаться примерно 30 видов сведений от 12 основных поставщиков», — заявил Колесников, выступая на заседании комитета Госдумы, где рассматривался законопроект о регистре.

ФНС обязана обеспечить неприкосновенность и безопасность данных, содержащихся в едином регистре. Как ранее заявил глава ведомства Даниил Егоров, будущий ресурс будет иметь хорошую степень защищенности, так как информация о населении будет храниться в разных центрах обработки данных.

Однако эксперты в сфере безопасности по-прежнему считают, что нельзя забывать о рисках утечек.

Руководитель департамента системных решений Group-IB Антон Фишман заявил ТАСС, что наиболее уязвимая точка — это получение доступа к информации. По его словам, необходимо, чтобы как можно меньше людей имели возможность получить весь массив данных единовременно.

Основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян подтвердил, что степень защиты регистра останется высокой, если он будет использоваться только для автоматизированной проверки данных, предоставляемых самим гражданином или его работодателем.

Впрочем, как отметил глава Минкомсвязи Максут Шадаев, никаких новых сведений в регистре содержаться не будет — вся информация, которая будет в нем находиться, уже присутствует «даже не в одной, а в нескольких информационных системах», так что никаких оснований для боязни утечек нет.

Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния создан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 13 .

Полномочия по созданию Реестра возложены на Федеральную налоговую службу Федеральным законом от 23.06.2016 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния».

Основа единого Реестра — это программное обеспечение, разработанное ФНС России, в котором осуществляется государственная регистрация всех видов записей актов, производятся действия, касающиеся изменения уже существующих записей, в том числе действия по выдаче повторных документов.

Фактически создана единая облачная среда, в которой уполномоченные сотрудники органов ЗАГС, после подтверждения права на доступ к системе, смогут выполнять любое действие по государственным услугам в сфере актов гражданского состояния, используя при этом все преимущества централизованной системы хранения данных. В частности:

  • онлайн доступ к ранее составленным актовым записям независимо от места их нахождения на территории Российской Федерации, который в ряде случаев необходим для совершения того или иного действия органом ЗАГС;
  • по мере включения ранее составленных актовых записей в Реестр появится возможность прямо в день обращения получить повторный документ: свидетельство или справку, даже если сама запись хранится в другом субъекте РФ;
  • осуществление проверки достоверности (уникальности) вносимых данных;
  • единая система присвоения уникальных номеров входящим и исходящим документам;
  • возможность появления новых сервисов для граждан, как например предоставление в личном кабинете ЕПГУ сведений из записей актов о себе и своих несовершеннолетних детях;
  • перспектива в будущем использовать сведения Реестра ЗАГС как основной источник формирования Реестра населения;
  • взаимодействие всех участников системы актов гражданского состояния — органов ЗАГС разных субъектов РФ только в электронной форме;
  • представление сведений уполномоченным органам автоматизированным способом в электронном виде в среде СМЭВ.

Система регистра населения в структуре милицейского ведомства существует с 2013 года. О том, какие сведения в ней содержатся, а также как работа с персональными данными способствует выявлению правонарушений, рассказал начальник управления по регистру населения Департамента по гражданству и миграции МВД полковник милиции Юрий Киреев.

Что представляет собой регистр населения и с какой целью он был создан?

Регистр населения – государственная централизованная автоматизированная система, призванная сформировать единое информационное пространство нашей республики. Она аккумулирует персональные данные о гражданах Беларуси, иностранцах, а также о лицах без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране.

Отправной точкой создания регистра населения послужили Директива Президента № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышения качества обеспечения жизнедеятельности населения» 2006 года, в развитие которой в 2008 году принят Закон «О регистре населения». Последним утвержден перечень персональных данных, подлежащих внесению в регистр, а также определен круг госорганов, предоставляющих эти сведения. Владельцем регистра населения определено Министерство внутренних дел.

Помимо своей основной задачи – учета физических лиц, регистр населения осуществляет информационное взаимодействие и сотрудничество с организациями, обеспечивая их достоверными и актуальными персональными данными о гражданах. К слову, регистр населения – одна из немногих информационных систем, где правоотношения по вопросам ее ведения регулируются на законодательном уровне.

Приступая к созданию регистра, сотрудники ДГиМ столкнулись с технически сложной и трудоемкой задачей. Необходимо было модернизировать существующие каналы связи, приобрести и настроить высокотехнологическое телекоммуникационное оборудование, а также разработать «с нуля» программное обеспечение. Кроме того, стояла задача набрать, подготовить не только своих специалистов, но и провести обучение сотрудников заинтересованных организаций и ведомств, разъяснить порядок внесения и исключения персональных данных. При этом было важно соблюсти все требования, предъявляемые к передаче и защите информации. Сейчас специалисты по регистру населения есть в каждом территориальном органе внутренних дел.

Какая информация поступает в регистр? Сколько данных он содержит?

Регистр населения наполнялся поэтапно. Первоначальный массив данных был сформирован к середине 2013 года. Его основу составляли сведения МВД об идентификационном номере и паспортных данных гражданина. После этого непрерывно в хронологическом порядке стала направляться информация из органов ЗАГС о рождении, бракосочетании или расторжении брака, перемене фамилии, дате и месте смерти, а также данные о родителях и детях.

В 2014-2015 годах в базу стали поступать сведения из Министерства образования (о получении высшего образования) и ВАК (об ученой степени или звании), военных комиссариатов (об исполнении воинской обязанности), МНС (о налоговых обязательствах), Белгосстраха (о страховых выплатах), а также данные о пенсиях силового блока.

В 2016-2019 годах продолжилась работа по внесению массива сведений о месте работы, датах трудоустройства и увольнения – из ФСЗН и Минтруда, об инвалидности – из Минздрава, о пенсионных выплатах – из Минтруда, об объявлении умершим, о лишении родительских прав, признании безвестно отсутствующим, недееспособным и ограниченно дееспособным – из судов общей юрисдикции. Подключились и местные исполнительные и распорядительные органы с данными об опекаемых, безработных и местах захоронения людей граждан.

Внесение сведений в базу и их актуализация – непрерывный процесс, который проходит в режиме реального времени. Ежемесячно в регистр населения поступает порядка 12 тысяч данных о новых лицах.

Как используются данные регистра населения?

Сфера применения содержащихся в регистре населения персональных данных огромна. Прежде всего, это совершенствование заявительного принципа «одного окна», внедрение биометрических документов, оказание электронных услуг, а также информационное обеспечение деятельности организаций и нотариусов. Данные регистра позволяют снизить риски переплаты пенсий и пособий, обеспечить воинский учет военнообязанных, определить численность и составить списки избирателей, а также учитываются при подготовке и проведении переписи населения. Кроме того, функционирование системы направлено на реализацию положений Декрета Президента № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» и Указа Президента № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий».

Регистр населения востребован и милицейскими подразделениями: его данные используются оперативно-дежурными службами при уточнении сведений о доставленном гражданине, сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций в работе с обязанными лицами, разрешительными органами при получении сведений о владельцах оружия, оперативными подразделениями при проведении розыскных мероприятий и т.д.

Можно ли выявить правонарушение благодаря сведениям регистра?

Специалистами по регистру населения территориальных подразделений по гражданству и миграции проводится ежедневный контроль всех вносимых госорганами сведений. Такой мониторинг позволяет обнаружить определенные несоответствия в данных находящихся в базе лиц.

Так, в один из сельсоветов обратилась пара, пожелавшая узаконить свои отношения. После бракосочетания данные о молодоженах были направлены в базу регистра. Наши специалисты, отрабатывая поступившую информацию, обратили внимание, что оба супруга ранее были признаны недееспособными. Соответственно, зарегистрировать отношения не имели права по закону. В дальнейшем по решению суда брак был признан недействительным.

А не так давно, благодаря изучению персональных данных регистра населения о назначении пособий, сотрудник ОГиМ Глубокского РОВД выявил факт фиктивного получения пенсии по потере кормильца местной жительницей, супруг которой был признан безвестно отсутствующим. Выяснилось, что мужчина время от времени навещал покинутую семью. Женщина об этом знала, но в компетентные органы не сообщала. Выплату денежных средств на детей сельчанка исправно получала на протяжении шести лет. Возбуждено уголовное дело за мошенничество, общая сумма ущерба составила 23 тысячи рублей.

Регистр позволяет изобличить лиц, получающих двойную пенсию, а также своевременно прекратить пенсионные и страховые выплаты в связи со смертью лица. О всех расхождениях в системе информируются соответствующие органы.

Насколько сведения регистра защищены от взлома и несанкционированного доступа?

Все персональные данные, содержащиеся в регистре населения, являются конфиденциальными. В 2018 году полностью завершен комплекс технических и организационных мероприятий по модернизации и усовершенствованию мер безопасности. Сегодня система защиты соответствует всем предъявляемым требованиям. Каналы передачи шифруются криптографическими средствами защиты, каждый электронный запрос подписывается электронной цифровой подписью уполномоченного сотрудника и фиксируется в электронном журнале. Кроме того, каждый пользователь системы имеет уникальный носитель ключевой информации и учетную запись с определенными полномочиями.

Куда следует обратиться за получением информации из регистра населения физическому лицу?

Для получения справки, содержащей персональные данные о себе, своих несовершеннолетних детях или же о лице, законным представителем которого он является, гражданину нужно обратиться в территориальное подразделение по гражданству и миграции. Такую выписку при однократном запросе в течение календарного года предоставят бесплатно. Стоимость повторной выдачи составит одну базовую величину.

По сообщению официального сайта Министерства внутренних дел Республики Беларусь
(фото – МВД)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *