Грузовой бортовой категория в налог

Грузовой бортовой категория в налог

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ в целом поддержали доводы автовладельца, признав приоритет международной конвенции. Однако чиновники отметили, этот документ относит к категории «B» как «легковушки», так и автомобили для перевозки грузов массовой до 3,5 тонн: «Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «B» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому», – констатирует заместитель департамента Минфина Сергей Разгулин.

По его мнению, для решения вопроса налогообложения автомобилей нужно исходить не из данных паспорта, а с учетом определенного органами сертификации типа транспортного средства: «легковой», «автобус», «грузовой — самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п. А учитывая, что спорный ГАЗ-2705 сертифицирован как фургон, он относится к категории грузовых автомобилей.

Такие разъяснения, если ими будут руководствоваться налоговые органы, вынудит владельцев популярных «Газели» уплачивать транспортный налог по повышенным ставкам, но разница не превысит и 15 процентов. Учитывая, что большинство таких автомобилей имеют двигатели мощностью от 100 до 150 л.с., в Санкт-Петербурге налог для грузовиков будет рассчитываться, исходя из ставки в 40 рублей за «лошадку», для легковых автомобилей – 35. Идентичные ставки определены и законодательством Ленинградской области.

Категория транспортного средства для целей налогообложения определяется по типу и назначению транспортного средства, указанному в его паспорте (ПТС).

Положение о паспортах транспортных средств, а также образцы соответствующих бланков утверждены приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005.

Согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся:

  • механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые)
  • механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые).

Кроме того, пунктом 26 Положения предусмотрено, что в строке 2 ПТС отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): «1» – легковой автомобиль, «2» – автобус, «3» – грузовой (бортовой), «7» – фургон, «9» – специальный транспорт.

Таким образом, указание категории «В» в ПТС однозначно не свидетельствует, что транспортное средство относится к легковым автомобилям. При определении категории транспортного средства следует учитывать информацию, указанную в строке 3 «Тип транспортного средства» и в строке 4 «Категория (назначение) транспортного средства» ПТС.

Организация-сельхозтоваропроизводитель имеет в собственности автотранспортные средства (грузовые автомобили и прицепы фирмы Scania). Имеется приказ по предприятию, что данный автотранспорт может быть задействован только для перевозки кормов (сыпучих грузов и животных). В ПТС не указано, что транспорт является спецавтотранспортом.
Можно ли получить льготу по транспортному налогу на 2020 год?

23 января 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В отношении транспортных средств, указанных в вопросе, организация должна уплачивать транспортный налог.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, на территории РФ осуществляют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ. Соответственно, перечисленные в вопросе транспортные средства, зарегистрированные на организацию в органах Гостехнадзора, признаются объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 НК РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.01.2018 N 03-05-05-04/4368, постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11).
Подпункт 2 ст. 358 НК РФ выводит из-под объекта налогообложения зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей*(1) и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции транспортные средства:
— тракторы;
— самоходные комбайны всех марок;
— специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок регистрации транспортного средства определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (далее — Постановление N 938). Из данного порядка следует, что вопросы определения категорий и типов транспортных средств относятся к компетенции соответствующих регистрирующих органов (в данном случае — ГИБДД, смотрите п. 2 Постановления N 938).
Документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является ПТС, подтверждающий в том числе наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
Форма ПТС утверждена совместным приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192 и Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (Приложение 2), этим же документом утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (Приложение 1) (далее — Положение о ПТС).
Пунктом 1.5 Положения о ПТС определено, что наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации. Согласно пункту 3.3 Положения о ПТС в паспорте самоходных машин и других видов техники в строке «Наименование и марка машины» указывается наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением (например, трактор, зерноуборочный комбайн, экскаватор, автопогрузчик).
Основываясь на данных нормах, контролирующие органы разъясняют, что транспортные средства, в паспортах которых по строке «Наименование и марка машины» указаны наименования, не входящие в перечень транспортных средств, указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке, несмотря на их фактическое использование в сельскохозяйственных целях. Смотрите, например, письмо ФНС России от 10.08.2018 N ПА-4-21/15541@, письмо Минфина России от 10.12.2013 N 03-05-06-04/54111.
Здесь возникает вопрос, что именно должно указываться в ПТС в случае, если речь идет о специальных машинах. В пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ в скобках к этому термину приведен перечень наименований транспортных средств: молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания.
В арбитражной практике имеют место решения, в которых судьи считают, что указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ перечень является открытым (постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009, определение ВАС РФ от 16.03.2010 N ВАС-2570/10). Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.01.2010 N А06-2630/2009 говорится, что норма пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ является бланкетной и отсылает в определении объектов, освобождаемых от налогообложения, к другим нормативным актам. В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1, например, упоминается следующее: перечисление законодателем в скобках за словосочетанием «специальные машины» — молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания не свидетельствует о закрытом перечне транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения транспортным налогом, поскольку лишь указывает на примерное отношение специализированных автомашин.
Вместе с тем ряд судей придерживается иной точки зрения (постановления Восемнадцатого ААС от 30.10.2008 N 18АП-6963/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1). Так, в постановлении Восемнадцатого ААС от 30.10.2008 N 18АП-6963/2008 было указано, что перечень в п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ является закрытым, не поддается расширительному толкования, спорные транспортные средства (экскаватор и экскаватор-погрузчик) в перечне отсутствуют.
Если исходить из первой точки зрения о том, что указанный в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ перечень является открытым, то необходимо учитывать следующее.
В силу п. 27 Положения о ПТС в строке «3. Наименование (тип ТС)» указывается тип транспортного средства. При этом предусмотрено, что под типом транспортного средства понимается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
В настоящее время в нашей стране используется отраслевая норма ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения АТС. В соответствии с ней подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Применение таких заводских реестров практикуется до настоящего времени для ряда моделей, включая АТС специализированного и специального назначения (письмо ФНС России от 15.04.2008 N СК-6-5/281 «О направлении Методических рекомендаций»).
Согласно п. 27 ОН 025 270-66 вторая цифра в обозначении транспортных средств обозначает тип (вид автомобиля):
1 — легковой автомобиль;
2 — автобус;
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — резервная цифра;
9 — специальное транспортное средство.
Минфин России, говоря о возможности применения п.п. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, также ссылается на ОН 025 270-66. Так, в письме от 10.12.2013 N 03-05-06-04/5411 со ссылкой на ОН 025 270-66 сделан вывод о том, что в том случае, если тип используемой для сельскохозяйственных работ автомашины не относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на него не распространяются.
Подобная точка зрения присутствует и в судебных решениях. Так в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2006 N А74-111/06-Ф02-3541/06-С1 суд указал, что грузовые автомашины, которые не являются специальными, а лишь используются при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, являются объектами налогообложения по транспортному налогу в порядке п. 1 ст. 358 НК РФ. Если закон субъекта Российской Федерации не освобождает от уплаты транспортного налога вышеуказанные грузовые автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции, то налогоплательщик не вправе исключать из налоговой базы спорные транспортные средства. Отметим, что статьей 3 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» льгота в отношении указанных в вопросе ТС не предусмотрена. Хотя в других регионах подобное льготирование имеет место. Например, в постановлении Третьего ААС суда от 21.11.2019 N 03АП-6055/19 упомянуто об установленной п. 4 ст. 7 Закона Республики Хакасия от 25.11.2002 N 66 «О транспортном налоге» льготе для сельскохозяйственных товаропроизводителей, у которых удельный вес доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов составляет не менее 70 процентов, — в отношении грузовых автомобилей.
Однако в судебной практике существует и иная позиция: отсутствие в техническом паспорте транспортного средства указания, что данное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не является основанием для неприменения льготы, предусмотренной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 02.04.2007 N Ф04-1701/2007(32783-А46-40), а также ФАС Уральского округа от 05.11.2009 N Ф09-2237/09-С2 и от 10.06.2008 N Ф09-4144/08-С2). Заметим, что указанные судебные акты приняты достаточно давно и не относятся к принятым в последнее время.
Существуют также положительные примеры материалов арбитражной практики, в которых судьи в отношении ТС, не поименованных в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ (экскаваторов и погрузчиков, которые, хотя и не относятся к сельскохозяйственным самоходным машинам, в соответствии со своей категорией предназначены для использования по иному назначению), но использовались сельскохозяйственным товаропроизводителем при производстве сельскохозяйственной продукции (постановления АС Центрального округа от 05.11.2015 N Ф10-3676/15 по делу N А48-2629/2014, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2007 N А74-165/2007-Ф02-5120/2007, Семнадцатого ААС от 16.04.2012 N 17АП-2557/12).
В письмах Минфина России от 17.09.2018 N 03-05-05-01/66286, от 17.10.2017 N 03-05-05-04/67541 сообщалось, что основными критериями непризнания объектом налогообложения транспортных средств являются соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя и использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. Но далее делался вывод, что при соблюдении вышеназванных условий транспортные средства, перечисленные в пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не признаются объектом налогообложения по транспортному налогу.
В рассматриваемом случае организация использует в сельскохозяйственной деятельности грузовые автомобили и прицепы, данные транспортные средства, не относятся к специальным. В связи с этим полагаем, что в данном случае у организации отсутствует возможность для применения положений пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. Транспортный налог следует уплачивать на общих основаниях.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Освобождение от обложения транспортным налогом сельхозтехники;
— Вопрос: В собственности организации (сельхозтоваропроизводитель) имеются погрузчик Manitou колесный, экскаватор-погрузчик Komatsu колесный, автогрейдер пневмоколесный. За регистрацию отвечает Ростехнадзор. Указанная техника зарегистрирована в органах Гостехнадзора. Она также используется и в других видах деятельности. Необходимо ли уплачивать транспортный налог за указанные транспортные средства? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

24 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Главная — Статьи

Вылавливаем нужную информацию из ПТС

Сразу скажем, что данные, указанные в строке 4 «Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства (ПТС), учитывать не нужно. Ведь категория «B» вовсе не означает, что автомобиль является легковым. И вот почему. Она включает в себя транспортные средства с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т и числом пассажирских мест (помимо места водителя) не более восьми (Пункт 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее — Положение); п. 5 Приложения 6 к Конвенции о дорожном движении). В данную категорию могут попасть, помимо легковых, и небольшие грузовые машины.

Внимание! При определении типа автомобиля ориентироваться на присвоенную ему категорию «B» не следует.

Наиболее важная информация, позволяющая определить тип транспортного средства, содержится в строке 3 «Наименование (Тип ТС)». В ней указывается характеристика транспортного средства, определяемая, в частности, его назначением ( Пункт 27 Положения).
На правомерность такого порядка определения типа транспортного средства неоднократно указывали и Минфин (Письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-05-05-04/05, от 01.07.2009 N 03-05-06-04/105), и налоговая служба (Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@).
Поэтому если в этой строке написано, что автомобиль является легковым или грузовым, то тип автомобиля, можете считать, определен, если, конечно, какие-либо другие документы и данные не позволяют отнести автомобиль к другому типу (Постановления ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК).
Но иногда установить тип автомобиля на основании информации, содержащейся в строке 3 паспорта транспортного средства, невозможно. Например, там может быть указано: «санитарный автомобиль», «фургон», «фургон цельнометаллический», «грузо-пассажирский фургон», «инкассаторский» и т.д., а упоминания о том, что автомобиль грузовой или легковой, нет.
В отдельных случаях решить этот вопрос можно, обратившись к строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС. По автомобилям российского производства (за исключением автомобилей иностранных марок, произведенных в России по лицензии) данное поле содержит буквенно-цифровой шифр (Пункт 26 Положения), часть которого как раз несет в себе информацию о типе вашего автомобиля. Это вторая цифра после буквенной аббревиатуры. Если это цифра 1, то автомобиль является легковым, 2 — автобусом, 3 — грузовым (бортовым), 7 — фургоном, 9 — специальным транспортом (Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава…).
Поэтому если там указана цифра 1 или 3, то тип транспортного средства можно считать определенным, а вот цифры 7 или 9 ясности, увы, не вносят. Если же ваш автомобиль иностранного производства, то такого цифрового шифра вообще не будет.

Запасаемся дополнительными документами

Есть еще несколько способов определить тип автомобиля.
Во-первых, вы можете обратиться за разъяснениями в подразделение ГИБДД, в котором зарегистрировано транспортное средство.
Во-вторых, можно сделать запрос в специализированные организации — например, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). Но учтите, что и НАМИ, и НИИАТ оказывают такие услуги на платной основе, поэтому обращаться к ним целесообразно, если цена вопроса для вас достаточно существенна.
В-третьих, можно запросить информацию и у завода-изготовителя.
Полученные заключения помогут вам определиться с выбором автомобильной категории и докажут, что вы все сделали правильно, если не инспектору, то суду (Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК; ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; ФАС ВВО от 24.04.2006 по делу N А29-3981/2005а).

Предупреди руководителя
Для определения типа автомобиля могут потребоваться дополнительные документы из ГИБДД, от завода-изготовителя или из других источников. Без них налоговики могут признать машину грузовой, и транспортный налог придется платить в большем размере.

Что говорят суды

Нужно признать, что судебная практика по делам, касающимся «проблемной категории» транспортных средств, к сожалению, на сегодня не сформировалась. В каждом судебном разбирательстве решение принимается в зависимости от конкретных обстоятельств рассматриваемого спора. Причем, в зависимости от аргументов сторон, один и тот же автомобиль может быть признан в одном случае легковым, а в другом — грузовым. Например, ФАС ЗСО автомобиль ГАЗ 2752 признал грузовым, а ФАС УО и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд — легковым (Постановления ФАС ЗСО от 18.05.2009 N Ф04-2807/2009(61116111-А03-15); ФАС УО от 14.05.2009 N Ф09-2987/09-С3; Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2009 N 17АП-3934/2009-АК). Автомобиль ИЖ 2717-230 также в различных судах признавался и грузовым, и легковым (Постановления ФАС ВВО от 25.07.2008 N А29-6237/2007; ФАС УО от 21.11.2007 N Ф09-9469/07-С3).
Кстати в ситуациях, когда из ПТС установить тип автомобиля невозможно, некоторые суды, принимая во внимание норму п. 7 ст. 3 НК РФ (согласно которой все неясности трактуются в пользу налогоплательщика), признавали автомобили легковыми, даже несмотря на документы, дополнительно представленные налоговиками (Постановления ФАС ЗСО от 13.06.2007 N Ф04-4154/2006(35097-А81-26), от 05.09.2007 N Ф04-6832/2006(37827-А81-15)).

* * *

Для грузовых и легковых автомобилей одной и той же мощности разница в транспортном налоге может быть весьма существенна. Причем, как правило, чем меньше в машине лошадиных сил, тем сильнее разнятся ставки (например, по автомобилям мощностью до 100 л. с. ставки отличаются больше чем в 2 раза). И чтобы не было неожиданных споров с проверяющими, не поленитесь — загляните в ПТС своего «спорно легкового» автомобиля. А если окажется, что информация из ПТС никак не проясняет ситуацию, запасайтесь дополнительными бумажками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *