Им 78
Содержание
- 1. Таможенная процедура свободной таможенной зоны – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
- 2. Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой), если иное не установлено законодательством государства- члена в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для размещения и (или) использования на территориях отдельных СЭЗ, созданных на территории такого государства-члена.
- 3. Товары, указанные в пункте 2 настоящей статьи, являющиеся товарами Союза, за исключением ввозимых для размещения и (или) использования на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по выбору резидента (участника, субъекта) СЭЗ, если законодательством государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, не установлено, что эти товары Союза подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в обязательном порядке.
- 4. Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ лицами, не являющимися резидентами (участниками, субъектами) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ и заключившими с резидентами (участниками, субъектами) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров, погрузке (разгрузке) товаров и иным грузовым операциям, связанным с хранением, а также по обеспечению сохранности товаров и подготовке товаров к перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку (далее в настоящей главе – договор об оказании услуг), при условии, что операции, совершаемые с товарами при оказании таких услуг, не изменяют характеристики товаров, связанные с изменением кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
- 5. В отношении товаров Союза, находящихся на территории СЭЗ и не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, в том числе предусмотренных пунктом 1 статьи 205 настоящего Кодекса.
- 6. Не помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны транспортные средства, осуществляющие перевозку грузов, пассажиров и (или) багажа на территорию СЭЗ и (или) осуществляющие перевозку товаров с территории такой СЭЗ, а также припасы, находящиеся на таких транспортных средствах.
- 7. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Союза.
- 8. Товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус товаров Союза.
- 9. Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза (далее в настоящей главе – товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны), приобретают статус иностранных товаров с учетом абзаца второго настоящего пункта.
- В случае если товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, вывозятся с таможенной территории Союза, статус таких товаров определяется в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса.
- 10. В случае если товары, находящиеся на территории СЭЗ, не могут быть идентифицированы таможенным органом как товары, находившиеся на территории СЭЗ до ее создания, или как товары, ввезенные на территорию СЭЗ или изготовленные (полученные) на территории СЭЗ, то такие товары для целей их вывоза с территории СЭЗ за пределы таможенной территории Союза рассматриваются как товары Союза, а в иных целях – как иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Союза.
- 11. При ввозе на таможенную территорию Союза товаров, указанных в пункте 10 настоящей статьи, ранее вывезенных с территории СЭЗ за пределы таможенной территории Союза, в отношении таких товаров не применяется таможенная процедура реимпорта.
- 12. Иностранные товары, подпадающие под действие мер защиты внутреннего рынка, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны быть идентифицированы в товарах, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для вывоза таких товаров с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза.
- В случае если иностранные товары, подпадающие под действие мер защиты внутреннего рынка, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, использованы для изготовления товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, но не могут быть идентифицированы в таких товарах, товары, изготовленные (полученные) из таких иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны быть вывезены с таможенной территории Союза.
- 13. Комиссия вправе определять перечень товаров и (или) категорий товаров, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
- В соответствии с законодательством государств-членов может устанавливаться перечень товаров и (или) категорий товаров, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств.
- 14. Части, узлы, агрегаты, которые могут быть идентифицированы таможенным органом как входящие (входившие) в состав товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются в целях их вывоза с территории СЭЗ как товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и в отношении их применяются положения настоящего Кодекса.
- 15. Законодательством государства-члена может быть установлено, что пункт 3 ст. 205, подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 207 настоящего Кодекса не применяются в отношении СЭЗ, пределы которых полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Союза, созданных на территории такого государства-члена.
- Интересные статьи
Процедура свободной таможенной зоны
После создания Таможенного союза между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан странами-участницами было принято Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г.
Статья 10 Соглашения дает определение свободной таможенной зоны. «Свободная таможенная зона — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза».
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров. Таким образом, юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области, ввозя на территорию ОЭЗ импортные товары и помещая их под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на основании статьи 9 Соглашения освобождается от уплаты импортных пошлин и НДС, уплачиваемого при ввозе импортных товаров. Кроме того, на такие товары не распространяются меры нетарифного регулирования.
В соответствии со статьей 13 Соглашения, в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, в том числе:
— складирование (хранение, накопление, дробление) товаров;
— операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые операции, связанные с хранением;
— операции, необходимые для сохранности товаров, а также обычные операции по подготовке товаров к транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарных качеств;
— операции, предусматривающие совершение сделок по передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами;
— операции по переработке (обработке) товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая сборку, разборку, монтаж, подгонку), а также операции по ремонту товаров;
— потребление товаров.
Товары, помещенные под процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют свой статус — иностранные товары остаются иностранными, а товары таможенного союза — товарами таможенного союза. Определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, регулируются статьей 19 Соглашения. При этом, определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны резидентами, зарегистрированными до 1 января 2012 года, в соответствии со статьей 19 Соглашения осуществляется до 1 января 2017 года. Определение статуса товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона Российской Федерации от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», в соответствии со статьей 19 Соглашения осуществляется до 1 апреля 2016 года.
Товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признается товаром таможенного союза, если в результате осуществления операций по изготовлению (получению) товара выполняется одно из следующих условий:
— произошло изменение классификационного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков;
— процентная доля стоимости иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не превышает фиксированной доли в цене конечной продукции, или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции;
— в отношении товара выполнены условия, производственные и технологические операции, достаточные для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза.
Товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не признается товаром таможенного союза, если в отношении товара осуществлены только те операции, которые не отвечают критериям достаточной переработки, независимо от выполнения иных условий.
Изменение классификационного кода товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза на уровне любого из первых четырех знаков не применяется в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае если в отношении товаров установлен перечень условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза.
При вывозе иностранных товаров, помещенных под процедуру свободной таможенной зоны, товаров, получивших статус товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ в Калининградской области импортные пошлины и НДС подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам импортных пошлин и НДС, которые подлежали бы уплате при помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Вывоз товаров, получивших статус товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и получивший статус товаров таможенного союза, на территорию Таможенного союза резидентами, зарегистрированными до 1 января 2012 года, и юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, и которые по состоянию на 1 апреля 2006 года осуществляли деятельность на основании Федерального закона Российской Федерации от 22 января 1996 года № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» производится без уплаты каких-либо таможенных пошлин и НДС.
24 Сентября 2019
Режим импорта 40 – это процедура перемещения товара, который свободно распространяется в странах таможенного союза. Попросту говоря таможенный режим импорта 40 подразумевает собой ввоз продукции либо технологий на территорию России без обязанности обратного реэкспорта, так сказать для внутреннего потребления. При этом импорт продукции на территорию Российской Федерации регулируется действующими таможенными процессами, которые прописаны в Таможенном кодексе ЕАЭС и в законодательстве страны, участвующей в ЕАЭС.
Процедура оформления им 40 является достаточно сложным процессом. Основная задача данной операции заключается в оформлении груза, прибывшего и пересекающего таможню. Как известно таможенное оформление грузов является неотделимым и одним из наиболее важных этапов ВЭД. При это режим импорта 40 имеет свои особенности при прохождении таможенного оформления, которые заключаются в следующем:
- товары, пересекающие границы стран, входящих в Таможенный союз, обязательно подпадают под одну из таможенных операций на основании установленного законодательства ТС и РФ;
- обязательным условием для пропуска товара является уплата всех требуемых налогов и сборов. Также необходимо придерживаться нетарифного контроля, запретов и ограничений;
- в качестве декларанта товаров должен выступать исключительно представитель Российской Федерации;
- проводить таможенную очистку груза разрешается только в том случае, когда ввозимый груз пребывает в таможенной зоне либо на складе и если таможня получения закрыла его доставку;
- на территории Российской Федерации все автомобильные склады временного хранения являются коммерческими, поэтому следует заблаговременно заключить договор с руководителем СВХ, что поможет в дальнейшем избежать проблем, связанных с подачей таможенной декларации;
- начиная с 2014 года все операции проводимые на территории РФ, связанные с таможенным оформлением, проводятся исключительно в электронном виде. Поэтому декларант либо Таможенный представитель обязаны иметь электронно-цифровую подпись;
- впервые проводя декларирование в новой таможенной зоне, сотрудники данного участка могут потребовать правильно заверенный пакет учредительных документов. Данный пакет документов должен содержать оригинальную справку из банка, документы, свидетельствующие об аренде нежилого помещения, в которых указан юридический адрес декларанта;
- статус ввозимого груза подлежит смене с иностранного на продукцию Таможенного союза. Однако ответственность за четкое следование всем требованиям по применению либо распоряжению полностью ложиться на декларанта.
Также стоит знать, что существуют определенные условия, которые регулируют помещение товара под таможенную операцию импорта 40. В данном случае декларант обязан:
- Уплатить все ввозные таможенные пошлины и налоги.
- Соблюдать нетарифный контроль и прочие существующие запреты и ограничения, связанные с импортом либо экспортом. Также необходимо предоставлять имеющиеся разрешительные документы по коду и режиму ввоза.
- Предоставлять документы, которые подтвердят оплату и соблюдение особых, защитных, антидемпинговых либо компенсирующих мер.
Проведение таможенной очистки грузов при ввозе непременно связано со сбором различных таможенных платежей. Для того, чтоб процедура очистки прошла быстро, ее проведение необходимо доверить профессиональным специалистам, которые предоставят полный комплекс услуг и возьмут на себя решение всех вопросов, связанных с прохождением таможенной очистки.
1. Таможенная процедура свободной таможенной зоны – таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой.
2. Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами (участниками, субъектами) СЭЗ предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением (договором) об осуществлении (ведении) деятельности на территории СЭЗ (договором об условиях деятельности в СЭЗ, инвестиционной декларацией, предпринимательской программой), если иное не установлено законодательством государства- члена в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны для размещения и (или) использования на территориях отдельных СЭЗ, созданных на территории такого государства-члена.
3. Товары, указанные в пункте 2 настоящей статьи, являющиеся товарами Союза, за исключением ввозимых для размещения и (или) использования на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ, помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны по выбору резидента (участника, субъекта) СЭЗ, если законодательством государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, не установлено, что эти товары Союза подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в обязательном порядке.
4. Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ лицами, не являющимися резидентами (участниками, субъектами) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ и заключившими с резидентами (участниками, субъектами) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров, погрузке (разгрузке) товаров и иным грузовым операциям, связанным с хранением, а также по обеспечению сохранности товаров и подготовке товаров к перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку (далее в настоящей главе – договор об оказании услуг), при условии, что операции, совершаемые с товарами при оказании таких услуг, не изменяют характеристики товаров, связанные с изменением кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
5. В отношении товаров Союза, находящихся на территории СЭЗ и не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, в том числе предусмотренных пунктом 1 статьи 205 настоящего Кодекса.
6. Не помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны транспортные средства, осуществляющие перевозку грузов, пассажиров и (или) багажа на территорию СЭЗ и (или) осуществляющие перевозку товаров с территории такой СЭЗ, а также припасы, находящиеся на таких транспортных средствах.
7. Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров, а товары Союза, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус товаров Союза.
8. Товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус товаров Союза.
9. Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров Союза (далее в настоящей главе – товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны), приобретают статус иностранных товаров с учетом абзаца второго настоящего пункта.
В случае если товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, вывозятся с таможенной территории Союза, статус таких товаров определяется в соответствии со статьей 210 настоящего Кодекса.
10. В случае если товары, находящиеся на территории СЭЗ, не могут быть идентифицированы таможенным органом как товары, находившиеся на территории СЭЗ до ее создания, или как товары, ввезенные на территорию СЭЗ или изготовленные (полученные) на территории СЭЗ, то такие товары для целей их вывоза с территории СЭЗ за пределы таможенной территории Союза рассматриваются как товары Союза, а в иных целях – как иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию Союза.
11. При ввозе на таможенную территорию Союза товаров, указанных в пункте 10 настоящей статьи, ранее вывезенных с территории СЭЗ за пределы таможенной территории Союза, в отношении таких товаров не применяется таможенная процедура реимпорта.
12. Иностранные товары, подпадающие под действие мер защиты внутреннего рынка, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны быть идентифицированы в товарах, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для вывоза таких товаров с территории СЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза.
В случае если иностранные товары, подпадающие под действие мер защиты внутреннего рынка, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, использованы для изготовления товаров, изготовленных (полученных) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, но не могут быть идентифицированы в таких товарах, товары, изготовленные (полученные) из таких иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, должны быть вывезены с таможенной территории Союза.
13. Комиссия вправе определять перечень товаров и (или) категорий товаров, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
В соответствии с законодательством государств-членов может устанавливаться перечень товаров и (или) категорий товаров, которые не подлежат помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств.
14. Части, узлы, агрегаты, которые могут быть идентифицированы таможенным органом как входящие (входившие) в состав товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются в целях их вывоза с территории СЭЗ как товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и в отношении их применяются положения настоящего Кодекса.
15. Законодательством государства-члена может быть установлено, что пункт 3 ст. 205, подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 207 настоящего Кодекса не применяются в отношении СЭЗ, пределы которых полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Союза, созданных на территории такого государства-члена.
Ответ
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается в частности, реализация товаров на территории Российской Федерации.
Отметим, что Калининградская область является субъектом Российской Федерации (часть 1 статьи 65, часть 1 статьи 67 Конституции РФ) и соответственно является территорией РФ.
Согласно пункту 1 статьи 147 НК РФ в целях настоящей главы местом реализации товаров признается территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (с учетом особенностей, установленных пунктом 2 настоящей статьи):
1) товар находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;
2) товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории Российской Федерации и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.
Учитывая, что Ваша Организация осуществляет реализацию товара, который в момент начала отгрузки находится на территории РФ, то местом реализации данного товара признается территория РФ.
Налоговые ставки по НДС установлены статьей 164 НК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ, если иное не установлено пунктами 1, 2 и 4 настоящей статьи, то применяется ставка НДС 18%.
Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации Организация осуществляет реализацию следующих видов товара: плита древесно-стружечная шлифованная, нешлифованная, ламинированная; ламинированные полы.
Для данных видов товара иная (пониженная) ставка НДС не установлена.
В связи с этим, в общем случае, реализация данного товара облагается НДС по ставке 18%.
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ облагается НДС по ставке 0%.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 165 НК РФ указано, что в случае, если товары помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, представляются:
контракт (копия контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны;
копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;
таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны либо при ввозе в портовую особую экономическую зону российских товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов, таможенная декларация (ее копия) с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, и таможенного органа, который уполномочен на совершение таможенных процедур и таможенных операций при таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в регионе деятельности которого расположена портовая особая экономическая зона;
документы, предусмотренные подпунктом 1 настоящего пункта, в случае ввоза в портовую особую экономическую зону товаров, помещенных за пределами портовой особой экономической зоны под таможенную процедуру экспорта или при вывозе припасов.
Согласно пункту 2 статьи 202 ТК ТС таможенная процедура свободной таможенной зоны устанавливается международными договорами государств — членов Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.10) (далее по тексту – Соглашение) свободная (специальная, особая) экономическая зона — часть территории государства — члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства — члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 2 Закона № 16-ФЗ особая экономическая зона в Калининградской области (далее — Особая экономическая зона) — территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 16-ФЗ на территории Особой экономической зоны применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Содержание таможенной процедуры свободной таможенной зоны определяется Соглашением о СЭЗ.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 16-ФЗ действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не распространяется на товары Таможенного союза, находящиеся на территории Особой экономической зоны или ввозимые на территорию Особой экономической зоны.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 9 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не распространяется на товары таможенного союза, находящиеся на территориях Особых экономических зон, созданных в Калининградской и Магаданской областях Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, или ввозимые на такие территории.
Отметим, что в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС товары таможенного союза — находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:
полностью произведенные на территориях государств — членов таможенного союза;
ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза;
изготовленные на территориях государств — членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 10 Соглашения установлено свободная таможенная зона — таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 11 Соглашения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, а также товары, указанные в частях второй и третьей настоящего пункта.
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются товары, предназначенные для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ лицами, не являющимися резидентами портовой или логистической СЭЗ и заключившими с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг по складированию (хранению) товаров, погрузке (разгрузке) товаров и иным грузовым операциям, связанным с хранением, по обеспечению сохранности товаров, а также по подготовке товаров к транспортировке, включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, при условии, что операции, совершаемые с товарами при оказании таких услуг, не изменяют характеристики товаров, связанные с изменением классификационного кода по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза (часть вторая пункта 1 статьи 11 Соглашения).
Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны помещаются иностранные товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон Российской Федерации № 16-ФЗ) на территории Калининградской области Российской Федерации (далее — ОЭЗ в Калининградской области), юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области, для размещения и использования в соответствии с целями, установленными Федеральным законом Российской Федерации № 16-ФЗ (часть 3 пункта 1 статьи 11 Соглашения).
При этом товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию в порядке, установленном ТК ТС и Федеральным законом от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (пункты 4, 11 статьи 11 Соглашения).
Из совокупности приведенных норм, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы:
1. На территории Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны.
2. Под данный режим не могут быть помещены товары Таможенного союза, ввозимые на территорию ОЭЗ.
3. Для применения ставки НДС 0% при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, необходимо наличие контракта (договора) с резидентом ОЭЗ.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации Организация реализует юридическому лицу, не являющемуся резидентом ОЭЗ, товар российского производства (т.е. товар Таможенного союза), данный товар не может быть помещен под таможенный режим свободной таможенной зоны и, соответственно, при его реализации, по нашему мнению, не может применяться ставка НДС 0%.
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, реализация товара облагается НДС по ставке 18%.
Федеральный закон от 10.01.06 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
Назад в раздел