Импорт России 2015

Импорт России 2015

Москва, 13 мая 2020, 18:46 — REGNUM Главное таможенное управление (ГТУ) Китая опубликовало данные по внешней торговли России и Китая за апрель 2020. По итогам четырёх месяцев внешнеторговый оборот Китая упал на 7,5%, причём экспорт сократился на 9%, а импорт — на 5,9%. За тот же период товарооборот с Россией вырос на 0,1%, при этом экспорт России увеличился на 7%, а импорт упал на 9,1%. Конкретно в апреле внешнеторговый оборот Китая снизился на 4,8% с $373,14 млрд до $355,22, что свидетельствует о медленном улучшении экономической ситуации по сравнению с первым кварталом.

В апреле товарооборот России и Китая составил 57,62 млрд юаней или $8,1947 и снизился по сравнению с тем же показателем 2019 года на 8%. Российский экспорт за этот период сократился почти на 19% с $5,191 млрд до $4,2165 млрд, в то время как импорт вырос на 7% с $3,7167 млрд до 3,9782 млрд

«Если в первом квартале мы видели рост российского экспорта и падение китайского импорта, то теперь мы с Китаем поменялись местами: самоизоляция и падение на сырьевых рынках подкосили российский экспорт, тем не менее, на фоне внешнеторговой статистики с другими странами, наша двусторонняя торговля выглядит крайне уверенно, лучше у Китая дела обстоят только в регионе АСЕАН, который пострадал от текущей пандемии меньше всего».Президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич

Москва. 23 марта. INTERFAX.RU — Объем экспорта российской военной продукции в 2019 году превысил 15,2 млрд долларов, сообщил заместитель министра обороны России Александр Фомин.

«По итогам прошлого года Россия сохраняет ведущие позиции на международном рынке вооружений среди государств — основных экспортеров продукции военного назначения (…) Объем экспорта продукции военного назначения составил свыше 15,2 млрд долларов США», — сказал Фомин в интервью газете «Известия».

По его словам, почти 50 стран стали заказчиками российской военной продукции в 2019 году.

«В сфере военно-технического сотрудничества Россия поддерживала контакты с доброй половиной государств мира», — отметил Фомин.

Ранее в интервью «Интерфаксу» директор Федерльной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Дмитрий Шугаев сказал, что портфель экспортных заказов России на вооружение и военную технику составляет 55 млрд долларов, он стабилен, несмотря на западные санкции.

«У нас хороший задел: на начало этого года портфель заказов оценивался примерно в $55 млрд. Важно, что этот тренд сохраняется в течение последних нескольких лет в коридоре $53-56 млрд», — заявил Шугаев.

Также Шугаев сообщил, что Россия учитывает ситуацию с пандемией коронавируса при экспорте военной продукции, и её система ВТС способна выдержать последствия угрозы.

За январь-ноябрь экспорт товаров из РФ снизился на 32% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года и составил 312,5 миллиарда долларов, импорт в РФ уменьшился на 37,4% – до 177,6 миллиарда долларов. При этом экспорт товаров в страны дальнего зарубежья снизился на 32,2%, составив 268,6 миллиарда долларов, импорт – на 37,4% – до 156,2 миллиарда.

В географической структуре внешней торговли России особое место, несмотря на взаимные запреты, продолжает занимать Европейский союз (ЕС), доля которого в товарообороте составляла в январе-октябре чуть более 45% против примерно 49% годом ранее. Товарооборот в январе-октябре уменьшился на 38,7% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, при этом экспорт снизился на 36,9%, импорт – на 42,7%.

Вторым по объему внешнеторгового оборота партнером РФ являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), удельный вес которых за прошедший период вырос до 27,9% с 26,6%. При этом в стоимостном выражении торговый оборот со странами АТЭС снизился на 30,9%. Доля стран СНГ в товарообороте РФ за этот период не изменилась и сохранилась на уровне 12,5%, снизившись в стоимостном выражении на 33,8%.

В 2014 году, отмечает Минэкономразвития, доля стран Азии (основные партнеры – Китай, Япония, Корея, Турция и Индия) в российском товарообороте составила 34,3%, страны же Латинской Америки остаются перспективными для российского несырьевого экспорта, доля которого в поставках в данный регион составила около 94%. В долгосрочной перспективе МЭР ожидает, что доля стран АТР (включая Индию) во внешнеторговом обороте РФ превысит 40%.

Основной причиной снижения товарооборота РФ со странами дальнего зарубежья и СНГ в министерстве называют снижение цен на основные товарные позиции российского экспорта (прежде всего нефть), удорожание импорта и падение спроса в связи со снижением курса рубля к основным валютам, замедление экономического роста России, политика импортозамещения, а также санкции западных стран. В будущем году на торговлю России небольшое влияние окажут спецмеры в отношении Турции, а также торговые нововведения с Украиной.

Таким образом, учитывая последние тенденции, в будущем году можно ожидать роста торговли со странами Азии и дальнейшего снижения с государствами СНГ.

Эмбарго для Украины

В текущем году страны Запада продлили на год санкции в отношении России, на что получили аналогичный ответ в виде продления продовольственного эмбарго. Кроме того, к санкционному режиму против РФ подключились в августе Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн, Украина, Норвегия и Грузия. В ответ Россия приняла решение о расширении своих ответных мер на эти государства, кроме Грузии, учтя при этом степень их вовлеченности в санкционный режим против РФ.

При этом против Украины режим продэмбарго был введен с отсрочкой с 1 января 2016 года, и предполагалось, что начнет действовать лишь в случае имплементации экономической части соглашения о создании ЗСТ между Киевом и Брюсселем, которое было подписано в июне 2014 года.

Минэкономразвития тогда отмечало, что доля поставок шести упомянутых стран, исключая Грузию, составляет около 1,6% от общего объема ввезенной в РФ продукции АПК. Ритейлеры также заявляли, что продэмбарго не скажется на полках магазинов. В свою очередь Грузию эмбарго не задело потому, что у РФ с этой страной нет активных отношений и высокого товарооборота, а меры, принятые руководством этой страны, являются незначительными, отмечали в правительстве РФ.

Между тем, 21 декабря стало известно, что России, Украине и Евросоюзу на трехсторонних переговорах не удалось договориться об имплементации экономической части соглашения о зоне свободной торговле (ЗСТ), таким образом, с 1 января в отношении этой страны также заработает режим продэмбарго, а также режим таможенных пошлин на все остальные товары. Украина некогда была одним из крупнейших торговых партнеров России – товарооборот двух стран в 2011 году составлял более 50 миллиардов долларов, однако затем начал последовательно снижаться. Уже по итогам 2015 года он опустится до 12 миллиардов долларов, по итогам 2016 года – до 10 миллиардов, считают в МЭР.

Однако режим пошлин, который Россия вводит с 1 января, и продовольственное эмбарго не отразятся на российской экономике, считают в МЭР. Как и не отразится на торговом балансе и возможный зеркальный ответ Украины в отношении России – все можно будет компенсировать за счет импортозамещения.

Кризис турецких отношений

Отношения России и Турции до конца ноября развивались в продуктивном ключе. Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно встречались в течение года и выражали намерение в будущем довести товарооборот между странами до 100 миллиардов долларов с примерно 30 миллиардов в 2014 году.

Но 24 ноября на территории Сирии турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Путин назвал это «ударом в спину со стороны пособников террористов». Анкара утверждает, что Су-24 вошел в ее воздушное пространство. Генштаб РФ заявил, что самолет границу не пересекал, это подтверждают данные сирийской ПВО. После инцидента президент РФ подписал указ о мерах по обеспечению нацбезопасности и специальных экономических мерах в отношении Турции.

В соответствии с указом, вводится запрет на ввоз в РФ отдельных видов турецких товаров с 2016 года. Под запрет попали овощи и фрукты, составляющие основу турецкого экспорта. Было приостановлено действие безвизового режима с Турцией, отменены чартерные рейсы, запрещены новые строительные проекты и некоторые другие меры.

Согласно опросу «Левада-Центра», около 81% россиян считает ответные меры России в отношении Турции адекватными, при этом лишь 9% придерживаются обратной точки зрения. По их мнению, эти меры негативно скажутся на экономическом положении России и ее граждан, углубят экономический кризис в стране.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев отмечал, что для отдельных секторов экономики (туротрасль, авиаперевозчики, аэропортовые хозяйства) России эти меры чувствительны, однако что касается поставок продовольствия – РФ сможет сбалансировать ситуацию за счет диверсификации импорта. Как отмечали в ЦБ, по отдельным товарным позициям зависимость у России от поставок Турции существенная: 67% физического объема импорта абрикосов, 55% помидоров, 45% винограда.

ЗСТ к юго-востоку от Москвы

В условиях волатильности на мировых рынках и геополитических проблем Россия в текущем году продолжила более активно, чем раньше, работать над созданием зон свободной торговли в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сам ЕАЭС начал функционировать с 1 января 2015 года, что фактически завершило формирование крупнейшего общего рынка на пространстве СНГ в 170 миллионов человек между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В течение года к союзу присоединились Армения и Кыргызстан. Объединение предполагает свободное перемещение между странами ЕАЭС товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов.

Знаковым событием для нового торгового объединения, а также России, явилось подписание соглашения о создании ЗСТ с Вьетнамом – первого для союза в своем роде. Эту страну власти РФ считают ключевым партнером в Юго-Восточной Азии. Соглашением, помимо условий либерализации взаимной торговли товарами, предусмотрены дополнительные обязательства, принятые российской и вьетнамской сторонами в отношении торговли услугами и учреждения совместных компаний.

В Минэкономразвития считают, что в связи с подписание соглашения в ближайшие годы можно ожидать кратного повышения товарооборота между двумя странами, который в 2014 году достиг 3,7 миллиарда долларов. Взаимная цель, к которой будут последовательно двигаться – 10 миллиардов долларов к 2020 году.

Между тем, как неоднократно отмечали российские власти, около 40 государств проявляют интерес к созданию зон свободной торговли с ЕАЭС. Так, в 2016 году уже могут начаться переговоры о создании ЗСТ ЕАЭС с Египтом, Израилем, уже работают совместные исследовательские группы с Ираном и Индией. С последней ЗСТ может начать полноценно работать уже к 2020 году. Свободная торговая зона с Китаем, между тем, возможна за пределами среднесрочного периода, говорили в ЕЭК.

Кроме того, в текущем году стало известно об интересе к созданию ЗСТ с ЕАЭС со стороны Индонезии, Камбоджи, Таиланда, Южной Кореи. Возможность создания ЗСТ обсуждается и со странами Латинской Америки, в частности Мексикой, и даже Сирией – против этого не возражают власти РФ, но для начала необходимо урегулирование политических и экономических проблем в этой стране.

Также в ноябре отмечалось, что РФ готова обсуждать создание зоны свободной торговли с Японией. Примерно в то же время было объявлено и о начале консультаций с Сингапуром по этому вопросу.

ТТП: угроза или возможность?

Между тем, Сингапур, Мексика, Япония, Вьетнам, а также ряд стран Южной Америки являются также участниками созданного во второй половине года Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которое является зоной свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Участниками соглашения, кроме уже озвученных, являются также США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Австралия и Новая Зеландия. Комментируя создание ТТП, президент США Барак Обама заявлял, что партнерство – своего рода ответ на рост экономического влияния Китая – ТТП будет противодействовать этому.

Путин в свою очередь замечал, что создание ТТП выгодно для АТР, но конфиденциальный характер переговоров «вряд ли помогает устойчивому развитию региона». МИД РФ также выражал обеспокоенность тем, что соглашение о ТТП носит закрытый характер.

Спикер Госдумы Сергей Нарышкин же считает, что соглашение несет серьезные риски для всего мира. По его словам, «контрольный пакет» политики в регионе, где сосредоточено до 40% мирового ВВП, перейдет к США, а всем остальным придется лишь смириться с тем, что правила глобальной экономики станет писать Вашингтон, отодвинув впоследствии ВТО на второй план.

Улюкаев между тем отмечал, что ответом на вызов ТТП должно стать создание преференциальных и непреференциальных торговых объединений, приводя в пример соглашение ЕАЭС с Вьетнамом, которое должно стать базовым для заключения аналогичных соглашений со странами региона. Позднее в министерстве сообщали, что создание ТТП не несет прямых и явных угроз ни для экономики РФ, ни для торговли со странами АСЕАН.

Однако один из создателей и «главный акционер» ТТП, США, приоткрыл ворота для других стран. Госсекретарь Джон Керри в ноябре предложил России и Китаю присоединиться к партнерству – «если согласны повышать стандарты и жить в соответствии с высокими стандартами, защищая людей, сотрудничая открыто, прозрачно и ответственно». О возможности начала соответствующих переговоров заявили вскоре после этого и в МИД Японии.

В свою очередь премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что России и ряду других стран намекали, что хотели бы видеть участниками ТТП, однако никаких приглашений или документов на этот счет правительство не получало. Также он говорил о том, что существуют риски нестыковки торговых режимов ВТО и ТТП.

Шелковый ответ от Шанхая до Калининграда

Ответом России на ТТП, о котором говорил Улюкаев, должно также стать создание общего экономического пространства от Шанхая до Калининграда – с Китаем и целым рядом стран. Несколько лет назад российское руководство уже выражало желание создать единое экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, однако после ухудшения отношений со странами Европы этот вопрос был забыт.

В мае же текущего года Путин и Си Цзиньпин договорились о состыковке ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Идею строительства нового «Шелкового пути», который должен соединить Китай со странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, глава КНР выдвинул еще в 2013 году. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Китай рассчитывает при реализации этой инициативы создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах.

Реализация Экономического пояса Шелкового пути предполагает создание до нескольких сотен инфраструктурных проектов: железные дороги, автотрассы, проекты в энергетике и индустриальные парки, строительство которых начнется в ближайшие годы в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Пакистане и других соседних с Китаем странах. Общая стоимость проекта оценивается китайскими аналитиками в 240 миллиардов долларов. Желание участвовать в проекте высказали лидеры стран ЕАЭС и ШОС.

По словам Медведева, проект Шелкового пути принесет существенную экономическую пользу России и всем партнерам по ЕАЭС, а также Китаю и другим участникам проекта. В июне было объявлено, что процесс интеграции ЕАЭС и ЭПШП перешел в практическую плоскость.

Стоит отметить, что еще в конце декабря 2014 года Китай создал Фонд развития Шелкового пути, аналог инвестиционного подразделения Всемирного банка, задача которого – финансирование масштабных инфраструктурных проектов стран экономического пояса Шелкового пути. Объем фонда – 40 миллиардов долларов.

В текущем году уже были начаты совместные проекты и вложены первые инвестиции. Было подписано соглашение о сотрудничестве между Фондом Шелкового пути, РФПИ и Внешэкономбанком и в области инвестиций в приоритетные сектора экономики РФ и Китая. Также стало известно, что фонд станет одним из инвесторов высокоскоростной магистрали ВСМ «Москва-Казань».

В декабре был подписан договор о покупке фондом 9,9% акций у НОВАТЭКа в проекте производства сжиженного природного газа в ЯНАО – «Ямал СПГ», при этом в рамках сделки фонд выделил 700 миллионов долларов на финансирование. РФПИ также сообщил, что Фонд развития Шелкового пути до конца первого квартала 2016 года осуществит первые инвестиции в инфраструктурные проекты в РФ – это касается платных дорог, портов, мостов, аэропортов.

К развитию проекта в этом году активно приступили и сами страны ЕАЭС. Как отмечали в ЕЭК, до конца текущего года планируется представить планы по дорожной инфраструктуре до 2030 года в странах Евразийского союза в рамках сопряжения с экономическим поясом Шелкового пути. При этом первый раунд переговоров между ЕЭК и Китаем по проекту сопряжения намечен на начало 2016 года. «Дорожную карту» по проекту сопряжения ЕАЭС и ЭПШП при этом могут подписать в 2016 году.

Расчеты в нацвалютах

Тема расчетов в национальных валют с другими странами стала также лейтмотивом уходящего года. Уже в январе власти РФ заговорили о необходимости расширения взаиморасчетов в национальных валютах с Китаем. Еще в октябре 2014 года ЦБ двух стран подписали соглашение о валютных свопах на 150 миллиардов юаней.

Однако в течение года российские банки и компании отмечали, что идея осуществляется слишком медленно. Как отмечал глава ВТБ Андрей Костин, в российско-китайской торговле доля нацвалют составляет лишь 7%.

Многие эксперты связывали задержку с переходом на взаиморасчеты в нацвалютах с Китаем с волатильностью валют двух стран: в августе ЦБ КНР понизил курс юаня, однако МЭР заявил, что эта ситуация не создаст проблем для расширения взаимных расчетов в рублях и юанях. Однако в сентябре Минфин России отметил, что волатильность рубля сильно осложнила действия по переходу на расчеты в нацвалютах с КНР.

Обсуждение перехода на расчет в нацвалютах в этом году велись и обсуждались также с Египтом – об этом говорил президент РФ. Позже египетские власти заявили, что россиянам уже предоставлена возможность расплачиваться рублями в некоторых магазинах страны. Во втором же квартале переговоры были приостановлены. Однако в августе Путин заявил, что переход на расчеты в нацвалютах с Египтом может быть осуществлен после создания ЗСТ с ЕАЭС.

Отечественные власти в течение года обсуждали переход на взаимные расчеты в национальных валютах с такими странами, как Иран, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Азербайджан, Аргентина и до упомянутого уже выше инцидента – с Турцией.

Особое внимание также уделялось взаимодействию в этом вопросе в рамках БРИКС. В июле на саммите БРИКС в Уфе Путин заявил о необходимости проработать вопрос об использовании национальных валют в двусторонних торговых расчетах с Бразилией. В сентябре МЭР объявило о том, что этот вопрос находится в начальной стадии обсуждения. ЦБ РФ в свою очередь заявил, что еще изучает такую возможность.

Также Путин отмечал, что расчеты рубли-рупии с Индией и рубли-рэнд с ЮАР могли бы поднять уровень взаимного товарооборота РФ с этими странами. Однако пока далее этих слов дело не зашло.

Как говорили в МЭР, на данный момент уровень расчетов РФ со странами Латинской Америки в нацвалютах составляет 2-3%, то есть несколько сот миллионов долларов. Для развития направления работы необходима помощь ЦБ стран, возможно, межпрасоглашение, а также другой уровень предложения банковских инструментов в нацвалютах для предприятий.

В свою очередь глава правительства РФ Дмитрий Медведев говорил о необходимости использования нацвалют во взаимных расчетах со странами БРИКС, что позволит минимизировать риски монетарной политики государств-эмитентов резервных валют. По его словам, данная мера позволит странам БРИКС повысить влияние государств «пятерки». Между тем, к концу года Китаю удалось повысить свое влияние в мире, когда МВФ включил в корзину резервных валют юань.

Восток — осознанный выбор

Власти РФ не словами, но делом демонстрируют разворот РФ на Восток. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в середине года говорил, что РФ не стремится к развороту на Восток, а просто развивает торговлю с этим направлением, не отказываясь от торговых отношений с западным миром.

Однако в начале декабря Путин в своем послании Федеральному собранию предложил вместе с коллегами по ЕАЭС начать консультации с членами ШОС и АСЕАН о формировании возможного совместного экономического партнерства, задав таким образом вектор работы на следующий год. До 1 июня 2016 года кабмину поручено подготовить доклад о проведении консультаций с ШОС и АСЕАН по вопросу экономического партнерства.

Россияне в вопросе выбора Востока или Запада, согласно опросу ВЦИОМ, выступают за активизацию политики в отношении «разворота РФ на Восток» – за это выступают около 59% россиян. При этом 70% россиян считают, что более активное сотрудничество России с азиатскими странами даст стране больше «плюсов», чем «минусов». Также стоит отметить, что около 90% россиян воспринимают в данный момент отношения с Китаем как «дружественные, хорошие и спокойные».

Разворот на Восток является для РФ не временной мерой, а осознанным выбором, заявлял в текущем году глава международного комитета Совфеда Константин Косачев.

«Меня часто спрашивают, не является ли этот разворот каким-то временным явлением, вынужденной мерой, реакцией на то, что у нас сейчас есть осложнения в отношениях на западном направлении. Мой ответ – нет, это не сиюминутное явление, не конъюнктура, а наш осознанный выбор. Мы прекрасно понимаем, что Азия сейчас является наиболее динамично развивающимся регионом земного шара», – говорил он.

10.3. Методика расчета индексов средних цен и физического объема экспорта и импорта

1. Общие положения

Настоящая методика определяет принципы формирования и методы исчисления индексов внешней торговли на основе действующих в международной статистической практике правил и стандартов.

Индексы позволяют определить в какой мере изменения в стоимости товара за определенный период зависят от изменения его физического объема и цены. Индексы внешней торговли рассчитываются в национальной валюте и в долларах США и используются в СНС в качестве дефляторов при пересчете стоимостных показателей валового внутреннего продукта из действующих цен в постоянные (сопоставимые).

Основной целью является обеспечение методологической основы по вопросам формирования индексов цен и индексов физического объема во внешней торговле, характеризующих изменения в экспортно-импортных операциях за определенный период.

Основными задачами являются:

· расчет индексов цен экспортных поставок, характеризующих изменение цен на товары, производимые в Кыргызской Республике и отправляемые в другие страны;

· расчет индексов цен импортных поступлений, отражающих изменение цен на товары, закупаемые в других странах для нужд государства.

1.2. Нормативно-правовая база

· Закон Кыргызской Республики от 26 марта 2007 года №40 «О государственной статистике»;

· Положение о Национальном статистическом комитете Кыргызской Республики, утвержденное Указом Президента Кыргызской Республики от 11 июля 2007 года № 000;

· График статистических работ на 2010 год, утвержденный постановлением Правительства Кыргызской Республики от 1 октября 2009 года № 000;

· Программа совершенствования и развития государственной статистики Кыргызской Республики на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 марта 2010 года № 000;

· Кодекс Кыргызской Республики от 12 июля 2004 года № 87 «Таможенный кодекс Кыргызской Республики».

1.3. Система классификации и кодирования

· Основой при формировании показателей, характеризующих внешнеэкономическую деятельность Кыргызской Республики, является единая Товарная Номенклатура Внешнеэкономической Деятельности СНГ (ТН ВЭД СНГ), подготовленная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации.

Основные классификационные признаки соответствуют следующим государственным классификаторам:

· Международный классификатор стран мира (МКСМ);

· Классификатор процедур перемещения товаров через таможенную границу;

· Межгосударственный классификатор единиц измерения и счета (МК ЕИС).

1.4. Основные определения и понятия

Экспорт товаров – вывоз из страны товаров отечественного производства и реэкспорт товаров иностранного происхождения.

Импорт товаров – ввоз из-за рубежа товаров иностранного происхождения, предназначенных для использования внутри республики и для реэкспорта.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Индекс – относительный показатель, выражающий изменение уровня цен, стоимости и объема на товары в текущем периоде по сравнению с предыдущим.

Индексы внешней торговли характеризуют деятельность сектора внешней торговли и позволяют определить в какой мере изменения в стоимости товара за определенный период зависят от изменения его физического объема и цены.

Индекс цен экспортных поставок характеризует изменение цен на товары, производимые в Кыргызской Республике и отправляемые в другие страны.

Индекс цен импортных поступлений отражает изменение цен на товары, закупаемые в странах для нужд республики.

Индекс физического объема внешней торговли (экспорта, импорта) – характеризует изменение объема экспорта (импорта) при условии, что цены в отчетном периоде не менялись по сравнению с базисным периодом.

1.5. Объект, единица статистического наблюдения

Объектом статистического наблюдения являются экспортируемые и импортируемые товары.

Единицей статистического наблюдения является цена, стоимость, физический объем экспортируемых и импортируемых товаров.

Источником информации для расчета индексов являются данные грузовых таможенных деклараций и отчетов предприятий по товарам, не учитываемых таможенной статистикой.

2. Порядок расчета индексов цен и индексов физического объема импорта (экспорта)

Индексы внешней торговли рассчитываются по сопоставимому кругу товаров (около 3,5 — 4 тысяч наименований), 97 группам и 21 разделу Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) в национальной валюте и в долларах США на ежеквартальной основе.

Для расчета индексов цен и индексов физического объема внешней торговли (экспорта и импорта) используются средние цены, определенные на основе имеющейся статистики внешней торговли в количественном и стоимостном выражениях, в которых отражаются изменения не только цен, но и изменения в каждой товарной позиции. Индексы средних цен внешней торговли исчисляются по формуле Пааше. Индексы физического объема экспорта и импорта исчисляются по формуле Ласпейреса.

Индексы средних цен и физического объема исчисляются для товаров, групп, разделов, всего экспорта (импорта) в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД СНГ).

На первом этапе производится выборка товаров на основе данных грузовых таможенных деклараций и отчетов предприятий, т. е. по однородным товарам, имеющим данные о количестве и стоимости. Обязательным условием при выборке товаров для расчета индексов цен внешней торговли является наличие данных (в натуральном и стоимостном выражении) по товару в текущем периоде и соответствующем периоде предыдущего года. Товары с экстремальными (максимальными и минимальными) изменениями после соответствующего анализа на достоверность исключаются из расчета. Также исключаются экспортно-импортные операции гуманитарной помощи.

На втором этапе. На основе имеющихся данных о количестве и стоимости товаров в базисном и отчетном периодах рассчитываются средние цены отдельных товаров по каждой стране. Расчет производится по средней стоимости за единицу товара (цены) с наиболее низкого уровня (6 знаков ТНВЭД):

;

— средняя цена товара текущего периода;

— средняя цена товара базисного периода;

— средняя цена единицы товара в текущем периоде;

— средняя цена единицы товара в базисном периоде;

— количество товаров в текущем периоде;

— количество товаров в базисном периоде.

На третьем этапе производится расчет индивидуального ценового индекса () по каждой товарной позиции и для каждой страны. Сначала рассматривается отдельный товар по конкретной стране (например, экспорт молока в Казахстан, Россию, Туркменистан), затем рассматривается товар в целом без территориального деления (т.е. экспорт молока в целом):

На четвертом этапе рассчитывается стоимость отдельных товаров в ценах базисного периода с применением индивидуального индекса, полученного на третьем этапе:

На пятом этапе определяются сводные индексы цен по каждому товару по сопоставимым странам по формуле агрегатного индекса цен Пааше, которые определяются отношением стоимости товаров в текущем периоде к стоимости товаров в ценах базисного периода, используя данные, полученные на четвертом этапе:

где,

— индекс цен экспорта (импорта);

– суммарная стоимость товаров по всем сопоставимым странам в текущем периоде;

– суммарная стоимость товаров в ценах базисного периода по всем сопоставимым странам.

На шестом этапе рассчитывается стоимость товаров в ценах базисного периода по сопоставимым странам СНГ и вне СНГ с применением сводного индекса, полученного на пятом этапе:

На седьмом этапе рассчитываются индексы для групп товаров путем деления стоимости групп товаров текущего периода на стоимость групп товаров в ценах базисного периода, полученным на шестом этапе и далее рассчитываются стоимости группы товаров в ценах базисного периода, т.е. расчеты ведутся аналогично четвертому, пятому и шестому этапам.

Далее аналогично предыдущим этапам разрабатываются индексы по разделам ТН ВЭД и объемам экспорта (импорта) в целом по республике.

На восьмом этапе рассчитывается индекс стоимости экспорта (импорта):

На девятом этапе для получения индексов физического объема () внешней торговли используется единая система взаимосвязанных показателей.

Индексные системы дают возможность использовать индексный метод для изучения взаимосвязи показателей и проведения факторного анализа с целью определения влияния каждого фактора на результативный показатель.

Построение индексной системы рассмотрим на примере индекса стоимости Ipq экспорта (импорта), индекса цен Ip и индекса физического объема Iq:

Ip и Iq являются факторными по отношению к индексу стоимости Ipq экспорта, импорта.

Индекс стоимости экспорта, импорта рассчитывается по формуле:

Индекс цен рассчитывается по формуле Пааше:

Индекс физического объема рассчитывается по формуле Ласпейреса:

При перемножении индекса цен и индекса физического объема получаем индекс стоимости:

Например: индекс стоимости экспорта в I квартале 2010г. составил Ipq =178,3 процента, индекс цен составил Ip = 114,3 процента, индекс физического объема равен Iq = 156,0 процента.

114,3*156,0=178,3 процента

Таким образом, увеличение цен в на 14,3% процента и физического объема на 56,0 процента привело в I квартале 2010г. к увеличению стоимости экспорта на 78,3 процента по сравнению с I кварталом 2009 года.

Исходя из данной взаимосвязи, индексы физического объема (Iq) рассчитываются следующим образом: индекс стоимости (Ipq) экспорта (импорта) делится на индекс средней цены (Ip):

Данный материал не является окончательным и может по мере совершенствования международных рекомендаций дополняться с целью улучшения качества статистики индексов внешней торговли.

Утверждена постановлением Национального статистического комитета Кыргызской Республики
от 7 декабря 2010г. №27.

Пятая часть всего внешнего товарооборота Беларуси — это нефть и нефтепродукты. Кроме этого, главные статьи товарного экспорта — калийные удобрения, грузовые автомобили, молочная продукция и тракторы, а импорта — природный газ, черные металлы, легковые автомобили и мобильные телефоны.

Общий объем экспорта товаров из Беларуси за год (за последние 12 месяцев, с августа 2018-го по июль 2019-го) составил $33,236 млрд, импорта — $38,272 млрд.

Из товарных разделов белорусского товарного экспорта первые три раздела с наибольшим удельным весом — это минеральные продукты (22,5% всего экспорта из Беларуси), продукция химической промышленности (14,6%) и продукты животного происхождения (9,4%).

На диаграмме — объем товарного экспорта и импорта Беларуси за последние 12 месяцев по товарным разделам.

На следующей диаграмме — более углубленная спецификация внешней торговли Беларуси, предоставленная Белстатом — по товарным группам (выбраны по 20 групп с самым значительным объемом экспорта и импорта).

Представленные 20 товарных групп экспорта с наибольшей выручкой — это 79,5% от всего белорусского экспорта товаров, а 20 главных групп импорта — это 77,3% от всего товарного импорта в Беларусь.

Самая большая доля в экспорте из Беларуси — продажа за границу минерального топлива — нефти и продуктов ее перегонки (21,8% товарного экспорта). На втором месте по выручке — экспорт всех видов удобрений (10,8%), на третьем — экспорт средств наземного транспорта и их частей (7,7%).

Главная товарная группа в импорте — также минеральное топливо (26,1% всего товарного импорта). Второе место по объему закупок у товарной группы, в которую включены различное оборудование и механизмы (9,4%), третье — у группы различных электрических машин и оборудования, звукового оборудования, их частей (7,1%).

Еще более глубокая спецификация внешней торговли дает возможность увидеть по каким товарным позициям идет основная часть внешней торговли Беларуси. На диаграмме представлены выбранные 25 позиций товаров с наибольшим объемом экспорта и импорта.

Первые два места по $-выручке в товарном экспорте Беларуси — это нефтепродукты и калийные удобрения (от всего экспорта — 17,1% и 9,1% соответственно), а третья позиция — экспорт грузовых автомобилей (3,5%). Всего представленные на диаграмме 25 товарных позиций — это 53,7% всего белорусского товарного экспорта.

Главные товарные позиции импорта в Беларусь — сырая нефть (17,2% всего импорта в Беларусь), природный и нефтяные газы (7,4%) и легковые автомобили (3,1%). Показанные на диаграмме 25 товарных позиций — это 43,7% всего товарного импорта в Беларусь.

Примечательно, что экспорт сыра, сгущенного молока и сливочного масла приносит Беларуси более $1,5 млрд в год. А «модернизированная» цементная отрасль экспортировала цемента за год всего лишь на $87 млн.

Одна из интересных статей импорта — свежие розы: за последние 12 месяцев их завезли в Беларусь на $207 млн, а всего срезанных цветов и бутонов — на $344 млн. Мобильных телефонов ввезено за год на $345 млн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *