Иная деятельность

Иная деятельность

Характер познавательной деятельности — это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. . Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, — экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных затрат времени.

Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения — это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

| Интенсивные методы используются для организации

,, обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы

‘ при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

, В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) — обучение средствами внушения; гипнопедия — обучение во сне; фармакопедия — обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе

. изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

! Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

3.Система методов воспитания. Методы формирования сознания. Метод внушения в педагогическом процессе.Методы организации деятельности. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников.

Понятие о методах воспитания Метод воспитания (от греческого «методос» – путь) — это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Однако такое понимание не соответствует нашему пониманию воспитательного процесса, в основе которого лежит субъектно-субъектный подход. Метод нельзя рассматривать вне содержания воспитания, вне педагогической системы, в которой он применяется, вне особенностей отношений педагога с конкретной личностью школьника, с их группами и коллективами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими), которые ставятся с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологических особенностей учащихся (в частности, с учетом акцентуации их характеров, возможных нервно-психических расстройств разной степени тяжести, даже патологий), уровнем воспитанности конкретных коллективов (классов). Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей. Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Методы воспитания — способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение воспитательных задач. Реализация конкретного метода на практике осуществляется через приемы воспитания. Прием воспитания — составная часть, элемент, конкретное действие, отдельная операция в структуре метода. Материализация приемов воспитания на практике достигается через средства воспитания. Средства воспитания — объекты материальной или духовной культуры, а также различные виды деятельности преднамеренно включенные в процесс воспитания для достижения поставленных воспитательных целей. Основные средства обучения: слово, образ, деятельность. В структуру метода всегда входят приемы и средства воспитания. Методов воспитания и их различных модификаций накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, т.е. классификация. Классификация — это выстроенная (сгруппированная) по определенному признаку (или группе признаков) система методов. В настоящее время наиболее удобной с точки зрения практики является классификация методов воспитания, предложенная Г.И.Щукиной, в которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания: 1. методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример); 2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации); 3. методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание). См. рисунок 1. Рисунок 1. Классификация методов воспитания По нашему мнению, в педагогической литературе произошла подмена понятий. Методами называют часто формы воспитания (рассказ, беседа) или совокупность методов (формирование общественного мнения). Методов на самом деле значительно меньше, чем то количество, что сегодня перечисляется в литературе. Воспитание можно уподобить сочинению музыки. Различные мелодии, даже самые сложные, сочиняются при помощи только семи нот. При этом хорошая и плохая музыка также получается при сочетании этих же нот. Все зависит от профессионализма и таланта композитора. Основная задача педагога — помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка. Методы формирования сознания — методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, суждений, мировоззрения. Рассказ (как метод формирования сознания воспитанников) — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и оценок. Рассказ относится к словесным методам устного изложения. По целям выделяются: 1. рассказ-вступление 2. рассказ-повествование 3. рассказ заключение Эффективность метода зависит главным образом от умения учителя рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, им используемые, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому содержание рассказа должно опираться на имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Готовясь к рассказу педагог намечает план, подбирает необходимый материал и методические приемы, способствующие максимальному достижению цели в имеющихся условиях. Чаще других используются мнемонические приемы для ускорения и облегчения запоминания, логические приемы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Рассказ должен быть коротким (до 10 пр), пластичным, протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших), а также от условий — места и времени, выбранных учителем для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях. Этическая беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки нравственных оценок, относится к наиболее старым методам дидактической работы. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точку зрения своего собеседника. Цель ее – углубление, упрочнение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Особенно это эффективно в 5-8 классах. Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Материал беседы должен быть понятен воспитанникам, опираться на их опыт. Важно, чтобы воспитанники самостоятельно пришли к правильному выводу. Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно. Высокие профессионалы требуют индивидуальной беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы не возник барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично ему объяснить, придать беседе задушевный характер, то может рассчитывать на полный успех. Ведущая функция — побуждающая, но с не меньшим успехом метод выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Диспут живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников. Слово «диспут» происходит от латинского disputo – рассуждаю. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, литературных, и др. проблем, на решение которых нет однозначного, общепринятого ответа. К диспуту разрабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников знакомят заранее. Иногда преподаватель может назначить участников спора. Тексты записывать не надо, иначе диспут будет скучным, формальным. С максимальной деликатностью надо относится к высказываниям школьников. Но педагог не может занять позицию невозмутимого наблюдателя. Он воздействует аргументами; иногда умышленно ошибаются, чтобы затем публично признать свои ошибки и тем самым показать пример другим участникам диспута. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения и оценки тех или иных событий или проблем. Спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения – это сердцевина воспитательного процесса, т.к. формирует требуемый тип поведения. Упражнение – способ привлечения к активной деятельности. Результат упражнений – навыки, привычки. Чем сложнее качество, тем больше упражнений необходимо выполнить для выработки устойчивой привычки. (Шнурки – 200 раз) что же говорить о числе упражнений для формирования сложных нравственных качеств. Выдержка, навыки самоконтроля, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на привычке. Упражнение признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивое качество во всех жизненных ситуациях. Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт уча¬щихся в различных видах деятельности, опыт личного предпринимательства. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему. Поручения приучают к положительным поступкам: посетить больного, изготовить игрушки для детского садика. Чтобы развить необходимые качества: неорганизованным — подготовить мероприятие, требующие точности и пунктуальности. Общественное мнение — эффективный способ воздействия на человека, позволяющее приобретать опыт поведения. В общественном мнении отражаются общепринятые нормы поведения. Но оно же является и внешним контролем за поведением человека в обществе. Даже тогда, когда человек находится в обществе анонимно, то есть ни окружающие люди его не знают, ни он их, все равно есть внешний контроль со стороны незнакомых людей в виде общественного мнения, существующего в обществе по поводу допустимого и недопустимого поведения. Однако довольно часто общественное мнение может себя никак не проявить, из-за инфантильности, безразличия людей. К тому же не всегда можем правильно его использовать в процессе воспитания. Общественное мнение можно создавать, особенно, когда речь идет о влияние коллектива на человека. Педагог должен стремиться, чтобы его требование, стало требованием самого коллектива. Коллективное требование и есть отражение общественного мнения. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива общественное мнение выступает активной и влиятельной силой. В школе общественное мнение, как метод воспитания используется в виде педагогического совета Необходимо представлять силу воздействия педагогического совета, его мнения, решения на школьника, который воспринимает этот совет как высшую меру педагогического воздействия. Для большинства школьников педагогический совет воспринимается устрашающей и карающей силой. Редко, кто из школьников в состоянии сохранять спокойствие, способность все видеть, воспринимать, думать, отвечать. Если на педсовете создается атмосфера эмоционального неблагополучия, то полностью исключается компонент сотрудничества старших с младшими, исключается возможность союза. Есть психологическая закономерность, с которой необходимо считаться: огромная массивность ситуации педсовета и любой комиссии не соответствует психологическим возможностям подростка. Разбор на педсовете — слишком сильный стресс для подростков. Поэтому использование его в качестве общественного мнения не приемлемо. Методы стимулирования – методы, в основе которых лежит формирование у учащихся побуждений деятельности, т.е. определенных мотиваций. В педагогике в качестве стимулирования распространены такие компоненты метода стимулирования, как соревнование, поощрение и наказание. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребности ребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование может быть организовано педагогом и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае воспитатель осуществляет регулятивные действия. В первом случае педагог сам или совместно с учащимися определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, награждения победителей. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников. Цель соревнования для ребенка – быть первым. В соревновании бывают победители и проигравшие. Эмоциональное переживание победы и поражения учеником может стать элементом социального закаливания. Соревнование побуждает не только актуальную активность ребенка, вызванную сиюминутными переживаниями, но и формирует у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как элемент самовоспитания. Учащийся стремится стать лидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам деятельности. Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремления получить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегося остальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого. Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания. Наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным. Использование методов поощрения и наказания основывается на принципе гуманизма. В них проявляется забота о гражданском росте личности. Поэтому методика применения этих воспитательных мер исключает односторонность. (Встречаются еще педагоги, которые или преимущественно осуждают, или без достаточных оснований хвалят своих воспитанников за выполнение даже самых простых поручений).

4.Условия эффективности выбора метода воспитания. Правила выбора метода воспитанияРассмотрим общие основы выбора методов воспитания, не затрагивая пока ни сущности, ни содержания самих методов. Какими причинами детерминируется применение того или иного метода? Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели?

На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший — оптимальный. Выбор метода — это всегда поископтимального пути воспитания. Оптимальным называется наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами энергии, средств достичь намеченной цели. Избрав показатели этих затрат в качестве критериев оптимизации, можно сравнивать межу собой эффективность различных методов воспитания.

Многие веские причины затрудняют процесс логического перебора методов воспитания и определения оптимальных. Среди этих причин следующие:

1. Нечеткость множества методов. В настоящее время методы воспитания строго не зафиксированы, однозначно не описаны. Каждая педагогическая школа вкладывает в содержание одинаковых по названию методов различный смысл.

2. Множественность условий применения методов.

3. Единственный надежный критерий оптимизации — время, но этот критерий применяется редко. Ценить время мы еще не научились. Заключаем: примерная система методов, спроектированная на размытое множество условий с применением аморфных критериев, не может обеспечить высокую логическую надежность выбора.

Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот воспитатель, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания — высокое искусство. Искусство, опирающееся на науку. Рассмотрим общие причины, определяющие выбор методов воспитания. В первую очередь должны быть учтены следующие:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения.

2. Содержание воспитания. Надо иметь в виду, что одни и те же задачи могут быть наполнены различным смыслом. Очень важно поэтому правильно увязать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом. Поскольку содержательная характеристика методов очень важна, она также учитывается при классификации.

3. Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников. Возраст, как уже отмечалось, это не просто число прожитых лет. За ним приобретенный социальный опыт, уровень развития психологических и нравственных качеств

4. Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Общие методы, общие программы лишь канва воспитательного взаимодействия. Необходима их индивидуальная и личностная корректировка. Гуманный воспитатель будет стремиться применять такие методы, которые дают возможность каждой личности развить свои способности, сберечь свою индивидуальность, реализовать собственное «Я».

6. Условия воспитания. К ним кроме рассмотренных выше — материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических — относятся и отношения, складывающиеся в классе: климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

7. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно взаимосвязаны и применяются в единстве. Например, наглядные пособия, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации — необходимое подспорье для эффективного применения методов. К средствам воспитания относятся также различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая), педагогическая техника (речь, мимика, движения и т. д.), средства, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность учителей и учеников. Значение этих факторов незаметно до тех пор, пока они находятся в пределах нормы.

8. Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет. Многие методы сложны, требуют большого напряжения сил: незаинтересованные педагоги предпочитают обходиться без них. Следствие — гораздо более низкая эффективность воспитания, чем она могла бы быть при использовании разнообразных и адекватных целям, задачам и условиям методов.

9. Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания. Деление методов на сильнодействующие и щадящие условно: первые связаны с наказаниями и принуждениями, вторые — это увещевания и постепенное приучение. Сильнодействующие методы используются обычно при перевоспитании, когда за возможно более короткое время требуется искоренить негативные стереотипы поведения.

10. Ожидаемые последствия. Выбирая метод (методы), воспитатель должен быть, уверен в успехе. Для этого необходимо предвидеть, к каким результатам приведет применение метода.

Выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это, само собой разумеется. Между тем многие молодые педагоги часто нарушают это элементарное правило. Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом — это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда — совсем другое. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

В силу п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 // «Парламентская газета», N 4, 23–29.01.2013. Как видно, предпринимательская деятельность (предпринимательство) есть вид деятельности экономической.

Термин «предпринимательская деятельность» производен от более широкой категории «экономическая деятельность». Эти термины используются как в Конституции РФ (ст. 34), так и в иных нормативно-правовых актах. Так, согласно ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, N 30, ст. 3012..

В судебной практике также встречается термин «экономическая деятельность» См., например: п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 22 июля 2002 г. N 14-П // Собрание законодательства РФ. 2002. N 31. Ст. 3161; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2007 г. Дело N Ф04–9114/2006(30214-А27–26)., но не расшифровывается данное понятие.

Исходя из данных актов, экономическая деятельность — более широкое понятие, которое полностью поглощает предпринимательскую деятельность.

Следует согласиться с мнением Г. Ф. Ручкиной, которая отождествляет хозяйственную деятельность с активной экономической осуществляемой на свой риск деятельностью, связанной с пользованием имуществом, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг (как направленной на систематическое получение прибыли, так и не имеющей такой цели) Ручкина Г. Ф. Понятие и содержание экономической деятельности и ее соотношение с хозяйственной и предпринимательской деятельностью // Юрист. 2003. N 2. С. 20.. Следовательно, предпринимательская деятельность — одна из разновидностей экономической деятельности.

В связи с этим формулируется ряд признаков экономической деятельности.

1. Экономическая деятельность есть разновидность общеполезной деятельности, которая представляет собой совокупность целенаправленных действий.

2. Субъектами экономической деятельности являются любые дееспособные лица (физические, юридические), а также публичные образования (государство, субъекты РФ, муниципальные образования). Кроме того, в состав субъектов входят коллективные образования без статуса юридического лица (финансово-промышленные группы, холдинги, внешне обособленные подразделения и др.).

3. Данный вид деятельности осуществляется в сфере экономики. При этом экономика есть хозяйство, совокупность (система) средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда.

4. При осуществлении экономической деятельности преследуются следующие основные цели: а) создание материальных и духовных (нематериальных) благ; б) удовлетворение разнообразных потребностей индивида (человека), членов общества и общества в целом.

5. Компенсация производимых материальных и других затрат производится за счет получаемого дохода.

Итак, экономическая деятельность является видом общеполезной (социальной) деятельности, осуществляемой в сфере экономики любыми дееспособными лицами, а также некоторыми коллективными образованиями без статуса юридического лица, публичными образованиями в целях создания материальных и духовных (нематериальных) благ, удовлетворения разнообразных потребностей индивида (человека), членов общества в целом за счет получаемого экономического дохода.

Чтобы лучше понимать предпринимательство, нужно точно разобраться в понятии «экономика».

Во-первых, нельзя смешивать разнопорядковые явления: модель экономки и национальную экономику. Существуют страны с административно-командной моделью экономики, многоукладной экономикой, рыночной экономикой. В реальной действительности «чистая» экономика встречается крайне редко. Экономика рыночная, или командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Например, страны с рыночной экономикой официально признаны таковыми. Но дело не только в этом (хотя данный факт имеет существенное значение). Государство с устойчивой рыночной экономикой использует наряду с рыночными механизмами и иерархические механизмы управления. Однако при этом не происходит смешение абстрактных моделей экономик. О смешанной экономике можно говорить, на наш взгляд, в отношении государств переходного периода (российская экономика характеризуется, с одной стороны, сломом старой административно-командной системы, с другой — развитием рыночной экономики). Спорно утверждение о том, что для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности и наличие двух регуляторов (рыночного и государственного). Смешанная (публично-частная) форма собственности — один из показателей смешанной экономики. Аналогично, упрощенным выглядит также взгляд на смешанную экономику через призму основных регуляторов.

Во-вторых, экономика — это национальное (народное) хозяйство, совокупность его отраслей, где производятся материальные и духовные блага. Отрасли экономики с точки зрения характера общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода разделяются на отрасли материального производства и непроизводственную сферу. К первой относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в совокупности непроизводственную сферу деятельности. К сфере материального производства отнесены такие, например, отрасли российской экономики, как: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, информационно-вычислительное обслуживание и др.

В отличие от понятия»предпринимательская деятельность», термин «экономическая деятельность» не раскрывается в действующем законодательстве. Законодатель предпринял лишь некоторые шаги к определению понятия «экономическая деятельность» в постановлении Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17, которым утвержден Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004—93 (в ред. от 1 февраля 2002 г.)’. В нем дается общее определение экономической деятельности как процесса, сочетающего действия, приводящие к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг. Даже на первый взгляд видно, что данное определение страдает рядом недостатков. Непонятна фраза «процесс, сочетающий действия». Возникает вопрос: почему указанные действия должны приводить «к получению определенного перечня продукции»? Практически ставится знак равенства между понятиями «экономическая деятельность» и «предпринимательская деятельность».

Не менее сложным является вопрос об определении понятия «хозяйственная деятельность», особенно в современных условиях развития российского общества. В разное время ученые вкладывали различный смысл в содержание понятия «хозяйственная деятельность»; причем это делали как представители теории хозяйственного права, так и сторонники цивилистического типа правового регулирования общественных отношений. Научные дискуссии не прекращаются до сих пор.

На мой взгляд, в настоящее время понятие»хозяйственная деятельность» можно рассматривать в широком и узком значениях. В первом случае хозяйственная и экономическая деятельность — это совпадающие понятия. Те общественные (социальные) явления, которые в советский период назывались «хозяйственные отношения», «хозяйственные связи», «хозяйственная деятельность», сейчас приобрели иное звучание. Так, вместо словосочетания «народное хозяйство» используется понятие «национальная экономика». Соответственно термины «хозяйственные отношения», «хозяйственные связи» заменены на понятия «экономические отношения», «экономические связи». Более того, ряд ученых предлагают идею и научную теорию экономического права.

Помимо этого, еще существует определенный вид деятельности (коммерция), который так же очень часто путают с понятием «предпринимательство». Коммерческая деятельность, коммерция — это вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанный с торговлей, товарооборотом. Кажется наиболее целесообразным выстроить соотношение между названными выше базовыми категориями в следующей последовательности. Экономическая деятельность — хозяйственная деятельность — предпринимательская деятельность — коммерческая деятельность. Тем самым в общей категории экономической деятельности выделяются частные ее виды, отличающиеся качественными признаками, которые позволяют осуществлять относительно самостоятельное правовое регулирование названных видов деятельности.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон N 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. (в ред. от 8 декабря 2011 № 175-ФЗ) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2011. 8 декабря.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 30 марта 2012 г.) // Российская газета. 2000. 10 августа; Российская газета. 2012. 4 апреля.

5. Семенихин В. В. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей: правовая основа //Аудиторские ведомости. 2012. N 9. С. 21–24.

6. Илюшина М. Н. Проблемы государственной регистрации субъектов малого предпринимательства // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2013. № 3. С. 23–27.

Уважаемые коллеги, здравствуйте. Вопрос обсуждения заключается в доказательстве нарушения прав НКО в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (на примере религиозной организации) при оспаривании НПА (ненормативного).

Предисловие:

В соответствии с п. 1 ст. 197 АПК «дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, … рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства …».

Арбитражный суд, как следует из п. 4 ст. 200 АПК, «устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». Следовательно, с заявлением о признании акта недействительным может обратиться организация, чьи права были нарушены в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как указано в п. 1 ст. 117 ГК, религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозная организация действует на основании устава. В уставе религиозной организации указываются в том числе и «цели, задачи и основные формы деятельности» религиозной организации.

Возникло два вопроса:

1) Религиозная организация (НКО) может осуществлять предпринимательскую деятельность, если осуществление данной деятельности соответствует целям, указанным в уставе. Следовательно, нарушенные права в сфере предпринимательской деятельности, религиозная организация вправе защищать в арбитражном суде? В том числе и по делам об оспаривании НПА.

2) А если права нарушены в рамках «и иной экономической деятельности»? С предпринимательской все понятно — «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». А вот экономическая деятельность? Это предпринимательская деятельность за исключением систематичности получения прибыли? Кто-нибудь встречался с трактовкой данного термина?

И самое интересное: «предпринимательская и иная экономическая деятельность». Меня смущает союз «и». А если права нарушены только в «иной экономической деятельности»? Если права религиозной организации нарушены не в предпринимательской, а только в деятельности экономической (здесь, опять же, важно значение термина, но оттолкнемся от моего предложения просто исключить систематичность получения прибыли)? Кто-нибудь сталкивался с толкованием в данном контексте гл. 24 АПК союза «и»? Был бы «или» и вопроса бы и не возникло у меня.

И если с первым вопросом все вроде как понятно, то вот со вторым — нет.

Спасибо, заранее. Всегда приятно видеть в своем обсуждении Ваше компетентное и интересное мнение.

В соответствии с частью 2 статьи 14Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Сообщение о личной заинтересованности должно быть сделано служащим до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов.

В соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не вправе заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

И так.

Сначала разберёмся с «задачами». А потом я подробно расскажу, что делать с «целями» и «предметом деятельности», чтобы регистрация НКО прошла без проблем.

Статья будет полезна всем, кто собирается регистрировать следующие виды НКО:

  • Автономную некоммерческую организацию
  • Общественную организацию
  • Общественное движение
  • Благотворительный фонд
  • Ассоциацию

А нужны ли «задачи» в уставе?

Я повидал много уставов НКО, и что меня всегда удивляло – как по-разному учредители и юристы подходят к описанию целей, задач и предмета деятельности НКО.

Особенно меня удивляло – что в этом списке делают «ЗАДАЧИ».

В действующем законодательстве есть правило, согласно которому в уставах НКО нужно обязательно указывать ЦЕЛЬ и ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Вот вам примеры:

П. 4 ст. 52 Гражданского кодекса РФ: «В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ юридических лиц».

П. 2 ст. 123.5 Гражданского кодекса РФ: «Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

П. 2 ст. 123.9 Гражданского кодекса РФ: «Устав ассоциации (союза) должен содержать сведения о ее наименовании и месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, сведения о составе и компетенции органов ассоциации (союза) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза), о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза)».

П. 2 ст. 123.17 Гражданского кодекса РФ: «Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово «фонд», месте его нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации».

П. 2 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ: «Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, ПРЕДМЕТЕ И ЦЕЛЯХ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения».

П. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: «В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами».

Как видно, закон не обязывает расписывать в уставах задачи НКО. Они в нём даже не упоминаются.

Несмотря на это, я регулярно получаю на проверку уставы с задачами. Для чего их продолжают указывать – мне непонятно. Возможно причина в привычке делать все по готовым шаблонам из интернета, нежелание более вдумчиво подойти к проработке устава.

Поймите правильно, я не против раздела о задачах, как таковых. Указывать их не запрещено. Однако ввод в устав такой категории часто приводит к путанице и переусложняет текст. Цели, виды деятельности и задачи смешивают в одну кучу по какому-то неуловимому принципу без четкого логического основания.

Порой складывается впечатление, что составители уставов НКО сами толком не понимают, почему одни положения они относят к целям, а другие – к задачам. Но поскольку ошибочно полагают, что в задачах нужно хоть что-то написать – они пишут. Часто так абстрактно и мудрено, что сами не могут объяснить, что имелось ввиду.

В итоге, вместо логично- и четко- выстроенного текста, с которым потом легко работать, КОТОРЫЙ ЛЕГКО ПОНИМАТЬ, устав превращается в непроходимую заумь.

Базовый принцип юридического письма – не насытить текст кучей умных слов, а максимально эффективно изложить мысль. Эффективно – значит настолько коротко, точно и понятно, насколько это вообще возможно, исходя из поставленной задачи.

Единственный случай, когда задачи оправданно расписывать – это, если вы создаете НКО не на постоянной основе, а для реализации конкретного ограниченного во времени проекта, для чего нужно поставить четко реализуемые по срокам задачи.

Так, мне недавно попался на глаза устав национальной медицинской палаты. Цель её создания – содействие в реализации реформы медицинской деятельности и подготовка медицинского сообщества к грядущим масштабным изменениям. В уставе были выделены задачи на каждый конкретный этап реформ. Реализация каждой из них ограничена во времени. От задач виды деятельности отличались своим длящимся характером, постоянством. Всё вместе это походило на подробный план работы на годы вперед.

Хотя и в этом примере у меня были вопросы к формулировке целей и предмета деятельности.

Кстати, о них.

Что делать с целями и предметом деятельности НКО

Выше я привёл выдержки из законов. Из них видно, что в уставах всех видов НКО достаточно расписывать только цели и предмет деятельности.

Поскольку закон не разъясняет, что есть «цель деятельности» , а что есть «предмет деятельности» , у всех, кто собирается регистрировать некоммерческую организацию, возникает вопрос: как их писать и различать.

Сразу поясню:

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ некоммерческой организации – одно и то же.

А что тогда цели?

В философском смысле «цель» – идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата (взял из Википедии).

Поскольку совершенно не ясно как использовать это определение при составлении устава НКО, поделюсь с вами своим подходом, который мне, в свою очередь, привили специалисты Минюста.

Цели НКО – это суть деятельности НКО, её основные идеи или описание деятельности в «двух словах», если хотите.

Если предмет деятельности НКО — это буквальное перечисление конкретных видов деятельности организации, то «цели» — это выражение её духа, готовые юридические критерии для оценки адекватности и разумности фактически осуществляемой деятельности НКО её основной идее, заданной учредителем при создании.

Именно в этом ключе «цели» воспринимают надзорные органы. Они чрезвычайно важны при осуществлении контроля за деятельностью НКО, привлечении к ответственности её органов управления и при оспаривании сомнительных сделок. И не только со стороны государственных органов, но и учредителей НКО.

В одной из обязательных ежегодных форм отчетности, сдаваемых по НКО, даже есть специальный раздел: «О целях расходования денежных средств и использования иного имущества НКО».

Если бы в уставе НКО отсутствовали цели, но были бы подробно расписаны конкретные виды деятельности, как тогда понять — соответствует ли фактически ведущаяся деятельность, проводимые НКО мероприятия и, главное, ТРАТЫ на всё это основной миссии НКО, заложенной учредителем при создании? Ведь некоторая деятельность может только формально на бумаге вписываться в предмет деятельности, а с точки зрения здравого смысла явно расходиться с основной миссией НКО. Цели в этом смысле упрощают выявление недобросовестности и неразумности в действиях органов управления, делают их явными и доказуемыми, что дает юридический механизм защиты от нецелевого использования имущества, предоставленного организации, грантов.

Часто само законодательство подсказывает, как нам формулировать их в уставе. Такие подсказки целей есть по АНО (п. 1 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ предписывает, что суть АНО – это оказание общественно полезных услуг) и благотворительным фондам (ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» приводит список возможных целей благотворительной деятельности).

Часто цели выражены в некой абстрактной форме.

Пример целей, взятых из реального устава АНО:

1) Оказание спортивных и досуговых услуг населению в сфере занятия футболом, в том числе путем проведения тренировок и организации спортивно-массовых мероприятий;

2) Содействие развитию футбола, мини-футбола, футбола среди женских, детских и мужских команд (далее — футбола);

3) Популяризация здорового и активного образа жизни.

Кроме первой – главной – цели, которая продиктована нам законом (п. 1 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ предписывает, что суть АНО – это оказание общественно полезных услуг), две последние – это что-то неосязаемое, оторванное от материального мира.

В отличие от целей, предмет деятельности – это способ раскрыть цели, перевести их из чего-то обобщенного и эфемерного в конкретную форму.

Часто цели начинаются со слов: «содействие», «поддержка», «развитие», «расширение», «защита».

В предмете деятельности же мы конкретизируем наши цели, раскрываем их содержание.

Пример

– Популяризация здорового и активного образа жизни (ЦЕЛЬ)

– Организация и проведение публичных мероприятий по тематики спорта, осуществление издательской деятельности, распространение в сети «Интернет» текстовых материалов по истории спорта и здоровому образу жизни (ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Чувствуете разницу?

По такому критерию уже как-то можно рассуждать, что лучше перенести в ЦЕЛИ, а что – в ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Дополнительные рекомендации

  • Пишите цели и предмет деятельности логично и просто.
  • Пишите то, чем реально будете заниматься. Всегда можно при желании дополнить устав. Чем меньше список целей и видов деятельности – тем меньше шанс того, что за один из пунктов зацепится Минюст при проверке.

На юристов часто жалуются: «Мудрено и казёно пишите». Только вот, если не напишешь сложно, не покажешь «работу» – может не понять клиент, который сам часто ожидает от юриста раздутый заумный текст.

Логичность и лаконичность должна быть в приоритете. С уставом НКО после регистрации нужно будет еще как-то работать.

Выводы

  • Уберите из устава задачи вообще. Опишите только цели и предмет деятельности.
  • В целях выразите общие идеи создания НКО и конкретизируйте их в видах деятельности.
  • Пишите просто, понятно, четко.

Какие еще ошибки допускают учредители НКО

Учредители часто допускают и другие ошибки. Одна из самых распространённых – некорректная формулировка в уставе некоммерческой организации положений о «предпринимательской деятельности». Эта ошибка – заслуженный № 2 моего рейтинга, т.к. нахожу её в каждом втором уставе. Однако, это уже тема для отдельной статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *