Индекс конкурентоспособности регионов 2017

Индекс конкурентоспособности регионов 2017

Швейцария возглавила рейтинг глобальной конкурентоспособности 2016–2017 (The Global Competitiveness Index 2016–2017), который опубликован аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ). Позиция России в рейтинге улучшилась с 45 до 43 места.

Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчёте. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 138 государствах. В отчёт также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ.

В исследовании ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщённой оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского Университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin) и впервые опубликованный в 2004 году. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».

Для каждой из экономик, охваченных исследованием, отчёт содержит детальные описания страны и национальной экономики с подробными итогами по общей позиции в рейтинге и по наиболее выдающимся конкурентным преимуществам и недостаткам, которые были выявлены на основании анализа, используемого для расчёта индекса. В докладе также содержится подробный статистический раздел с таблицами рейтингов по различным индикаторам. В отчёт также включены тематические разделы, посвящённые более детальному исследованию ряда стран и регионов.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2016 года вновь возглавила Швейцария, которая занимает первое место уже восьмой год подряд. Второе место, как и в прошлом году, занимает Сингапур, а третье — Соединённые Штаты Америки, которые по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг. Далее в десятке лидеров рейтинга: Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Таким образом, ведущая десятка лидеров не изменилась с прошлого года (см. Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015).

Исследование демонстрирует, что разрыв в конкурентоспособности среди европейских стран сохраняется на фоне усилий Европейского Союза по решению экономических проблем еврозоны. В то время как страны Северной и Западной Европы имеют сильные конкурентные позиции, государства Южной Европы, такие как Испания (32 место), Италия (44), Португалия (46) и особенно Греция (86), которые серьёзно пострадали от экономического кризиса и макроэкономической неустойчивости, продолжают значительно отставать.

В регионе Ближнего Востока и Северной Африки, который продолжает страдать от геополитической нестабильности, лидируют Катар (14 место), Объединённые Арабские Эмираты (16), Катар (18) и Саудовская Аравия (29). Израиль занимает 24 место. Сильные позиции этих стран резко контрастируют со странами Северной Африки, где самой высокую позицию в рейтинге занимает Марокко (70 место).

Среди стран Африки южнее Сахары лидером стали Маврикий (45 место), Южная Африка (47) и Руанда (52). В верхней половине рейтинга фигурируют только указанные страны региона, тогда как большинству остальных государств региона требуются дальнейшая внешняя помощь для усиления их экономического развития и конкурентоспособности. Основная часть африканских стран с низким уровнем доходов занимает нижние строчки рейтинга.

Среди стран Латинской Америки лидерство удерживает Чили (33 место). Несмотря на стабильный экономический рост в предыдущие годы, ряд государств региона продолжает страдать от низких темпов производительности, которые обусловили общую стагнацию конкурентоспособности. Относительно стабильными экономиками региона остаются Панама (42 место), Мексика (51) и Коста-Рика (52).

Крупные развивающиеся экономики стран БРИК демонстрируют различные показатели. Китай (28 место) по-прежнему продолжает лидировать в группе, Бразилия (81) в этом году переместилась в рейтинге вниз, а Индия (39) существенно укрепила свои позиции.

Россия в этом году поднялась в рейтинге на две позиции — с 45 до 43 места. Соседями страны в списке на этот раз оказались Панама и Италия. Несмотря на то что российская экономика сейчас находится в рецессии, некоторые из её основных макроэкономических показателей пока выгодно отличаются от показателей ряда других стран, за исключением относительно высокой инфляции. К сильным сторонам российской экономики авторы доклада также отнесли высокую распространённость высшего образования, развитие инфраструктуры, улучшение показателей бизнес-регулирования. Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость финансового рынка и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе. В последние два года к указанным отрицательным факторам добавились ослабление внутреннего спроса, экономические санкции со стороны стран Северной Америки и Западной Европы, а также внешняя неопределённость относительно будущего цен на минеральные ресурсы. Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2016–2017

World Economic Forum: The Global Competitiveness Report 2016–2017.

Рейтинг Экономика Индекс
1 Швейцария 5.8
2 Сингапур 5.7
3 Соеди­нён­ные Штаты Америки 5.7
4 Нидерланды 5.6
5 Германия 5.6
6 Швеция 5.5
7 Велико­британия 5.5
8 Япония 5.5
9 Гонконг 5.5
10 Финляндия 5.4
11 Норвегия 5.4
12 Дания 5.3
13 Новая Зеландия 5.3
14 Тайвань 5.3
15 Канада 5.3
16 Объеди­нён­ные Арабские Эмираты 5.3
17 Бельгия 5.3
18 Катар 5.2
19 Австрия 5.2
20 Люксем­бург 5.2
21 Франция 5.2
22 Австралия 5.2
23 Ирландия 5.2
24 Израиль 5.2
25 Малайзия 5.2
26 Южная Корея 5.0
27 Исландия 5.0
28 Китай 5.0
29 Саудов­ская Аравия 4.8
30 Эстония 4.8
31 Чехия 4.7
32 Испания 4.7
33 Чили 4.6
34 Таиланд 4.6
35 Литва 4.6
36 Польша 4.6
37 Азербай­джан 4.6
38 Кувейт 4.5
39 Индия 4.5
40 Мальта 4.5
41 Индо­незия 4.5
42 Панама 4.5
43 Россия 4.5
44 Италия 4.5
45 Маврикий 4.5
46 Порту­галия 4.5
47 Южная Африка 4.5
48 Бахрейн 4.5
49 Латвия 4.4
50 Болгария 4.4
51 Мексика 4.4
52 Руанда 4.4
53 Казах­стан 4.4
54 Коста-Рика 4.4
55 Турция 4.4
56 Словения 4.4
57 Филип­пины 4.4
58 Бруней 4.3
59 Грузия 4.3
60 Вьетнам 4.3
61 Колумбия 4.3
62 Румыния 4.3
63 Иордания 4.3
64 Ботсвана 4.3
65 Словакия 4.3
66 Оман 4.3
67 Перу 4.2
68 Македо­ния 4.2
69 Венгрия 4.2
70 Марокко 4.2
71 Шри-Ланка 4.2
72 Барбадос 4.2
73 Уругвай 4.2
74 Хорватия 4.1
75 Ямайка 4.1
76 Иран 4.1
77 Таджики­стан 4.1
78 Гватемала 4.1
79 Армения 4.1
80 Албания 4.1
81 Бразилия 4.1
82 Черно­гория 4.1
83 Кипр 4.0
84 Намибия 4.0
85 Украина 4.0
86 Греция 4.0
87 Алжир 4.0
88 Гондурас 4.0
89 Камбоджа 4.0
90 Сербия 4.0
91 Эквадор 4.0
92 Домини­кана 3.9
93 Лаос 3.9
94 Тринидад и Тобаго 3.9
95 Тунис 3.9
96 Кения 3.9
97 Бутан 3.9
98 Непал 3.9
99 Кот-д’Ивуар 3.9
100 Молдова 3.9
101 Ливан 3.8
102 Монголия 3.8
103 Ника­рагуа 3.8
104 Аргентина 3.8
105 Сальва­дор 3.8
106 Бангла­деш 3.8
107 Босния и Герцего­вина 3.8
108 Габон 3.8
109 Эфиопия 3.8
110 Кабо-Верде 3.8
111 Кыргыз­стан 3.7
112 Сенегал 3.7
113 Уганда 3.7
114 Гана 3.7
115 Египет 3.7
116 Танзания 3.7
117 Парагвай 3.7
118 Замбия 3.6
119 Камерун 3.6
120 Лесото 3.6
121 Боливия 3.5
122 Паки­стан 3.5
123 Гамбия 3.5
124 Бенин 3.5
125 Мали 3.5
126 Зимбабве 3.4
127 Нигерия 3.4
128 Мада­гаскар 3.3
129 Демо­крати­ческая Респуб­лика Конго 3.3
130 Вене­суэла 3.3
131 Либерия 3.2
132 Сьерра-Леоне 3.2
133 Мозамбик 3.1
134 Малави 3.1
135 Бурунди 3.1
136 Чад 2.9
137 Маври­тания 2.9
138 Йемен 2.7
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Головихин С.А. 1 1 Челябинский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Статья посвящена проблеме ранжирования российских регионов по уровню конкурентоспособности, обеспечивающего возможность их сравнения в глобальном масштабе мировой экономики. Отражается система показателей, гармонизированная с системой субиндексов конкурентоспособности стран и регионов, разработанной Всемирным экономическим форумом и применяемой для построения Глобального индекса конкурентоспособности. Впервые построение рейтинга конкурентоспособности опирается на положения концепции четырех стадий развития наций и авторской базовой концепции свойств конкурентоспособности, а также предусматривает ранжирование российских регионов с учетом критериев валового внутреннего продукта на душу населения по паритету покупательной способности и отраслевой структуры валового регионального продукта. Построен рейтинг конкурентоспособности российских регионов по субиндексам «Общие требования», «Усилители эффективности», «Инновации и развитость» по 80 регионам в разрезе 130 показателей. Выделяются группы регионов с высоким и средним уровнем конкурентоспособности, уровнем конкурентоспособности ниже среднего, неконкурентоспособные регионы. Выявляются факторы и препятствия роста конкурентоспособности российских регионов на примере регионов Урала. 286 KB конкурентоспособность регион региональная конкурентоспособность рейтинг 1. Головихин С.А. Конкурентоспособность экономики регионов России: Монография. – Челябинск: Центр научного сотрудничества, 2012. – 356 с. 2. Головихин С.А. О новой концепции базовых свойств конкурентоспособности и региональном рейтинге конкурентоспособности // Социум и власть. – 2013. – № 2. – С. 74–80. 3. Неживенко Е.А. Конкурентоспособность региона: методологические проблемы исследования // Социум и власть. – 2012. – № 3(35). – С. 57–61. 4. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993. – 896 с. 5. The Global Competitiveness Report 2012–2013: Full Data Edition. – Geneva: World Economic Forum, 2012. – 528 p. – Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2012-13.pdf (дата обращения 24.10.2012).

По предложенной новой методике , базирующейся на теоретических положениях концепции четырех стадий развития наций М. Портера и введенной автором базовой концепции свойств конкурентоспособности , рассчитан рейтинг конкурентоспособности регионов Российской Федерации. Полученный рейтинг обеспечивает возможность использования результатов оценки конкурентоспособности регионов России в рамках международных сопоставлений с Глобальным индексом конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

Результаты выстраивания рейтинга конкурентоспособности регионов представлены в таблице.

Как следует из приведенных в таблице данных, в 2012 году в Российской Федерации отсутствовали регионы с высоким уровнем конкурентоспособности (от 5 до 7 баллов). Средний уровень конкурентоспособности (от 4 до 5 баллов) имели два региона – г. Москва и Тюменская область, характеризовавшиеся разными стадиями развития. Для сравнения Россия в целом, по данным расчета Всемирного экономического форума, имела индекс конкурентоспособности 4,20 и 67-е место из 144 стран в рейтинге 2012–2013 года.

На стадии зависимости от инноваций находился город Москва, занимавший 1-е место по Региональному индексу конкурентоспособности (РИК) – 4,703, так и по его субиндексам «Общих требований» (4,952), «Усилители эффективности» (4,952), «Инновации и развитость» (4,114). Город Москва сохраняет лидерство среди регионов России и остается самым конкурентоспособным. Обладание самым крупным размером рынка в сочетании с эффективным инновационным потенциалом, а также прозрачной институциональной средой обеспечили данному региону наивысший уровень конкурентоспособности в России. В то же время факторами, снижающими конкурентоспособность региона, являются: развитость бизнеса, прежде всего малого (45-е место), эффективность рынка труда (78-е место). Регион характеризуется низкой гибкостью рынка труда (2,759 балла), что проявляется в неконкурентоспособности города Москвы по стоимости рабочей силы, рассчитанной по показателю среднемесячной номинальной начисленной заработной платы (2-е место), и наивысшем уровне дифференциации доходов населения среди субъектов России (1-е место).

Региональный индекс конкурентоспособности за 2012 год

Регионы

Общий индекс

Субиндексы

Ранг

Индекс

Общие требования

Усилители эффективности

Инновации и развитость

Ранг

Индекс

Ранг

Индекс

Ранг

Индекс

Конкурентоспособные регионы

Регионы с высоким уровнем конкурентоспособности (от 5 до 7 баллов)

Регионы со средним уровнем конкурентоспособности (от 4 до 5 баллов)

г. Москва

4,703

4,952

4,959

4,114

Тюменская область

4,029

4,484

3,773

2,683

Регионы с уровнем конкурентоспособности ниже среднего (от 3 до 4 баллов)

Сахалинская область

3,952

4,179

4,087

2,432

г. Санкт-Петербург

3,939

4,399

3,965

3,602

Свердловская область

3,754

4,685

3,454

3,150

Нижегородская область

3,584

4,208

3,397

3,193

Московская область

3,572

4,420

3,376

3,347

Кемеровская область

3,547

3,963

3,254

2,449

Республика Татарстан

3,546

4,217

3,384

3,402

Ярославская область

3,541

4,293

3,261

3,199

Хабаровский край

3,525

4,385

3,315

2,794

Калужская область

3,516

4,163

3,281

3,204

Республика Коми

3,500

4,184

2,900

2,374

Самарская область

3,494

4,072

3,199

3,395

Липецкая область

3,482

3,989

4,048

2,487

Пермский край

3,479

4,053

3,209

3,338

Республика Саха (Якутия)

3,470

3,831

3,208

2,567

Томская область

3,462

3,973

3,422

3,202

Челябинская область

3,460

4,094

3,431

2,717

Оренбургская область

3,450

3,906

3,100

2,531

Чувашская Республика

3,434

3,979

3,209

3,206

Магаданская область

3,415

4,084

3,264

2,869

Новосибирская область

3,414

4,045

3,230

2,938

Калининградская область

3,396

4,319

3,030

2,928

Краснодарский край

3,386

4,247

3,141

2,711

Амурская область

3,378

4,333

3,175

2,484

Ставропольский край

3,373

3,766

3,185

2,822

Саратовская область

3,365

4,081

3,173

2,794

Архангельская область

3,359

3,833

2,992

2,299

Приморский край

3,350

4,028

3,078

3,017

Иркутская область

3,334

4,079

3,137

2,762

Омская область

3,322

3,915

3,267

2,671

Республика Башкортостан

3,319

3,829

3,150

3,002

Воронежская область

3,318

3,950

3,057

3,044

Ростовская область

3,315

4,018

3,186

2,597

Ульяновская область

3,312

3,875

2,959

3,368

Вологодская область

3,303

3,906

3,292

2,449

Камчатский край

3,302

4,289

3,189

2,106

Волгоградская область

3,301

3,959

3,056

2,945

Орловская область

3,294

3,940

2,985

3,110

Новгородская область

3,286

3,988

3,142

2,624

Тульская область

3,281

4,012

3,140

2,583

Мурманская область

3,280

4,332

3,029

2,368

Ивановская область

3,277

3,887

2,896

2,800

Тверская область

3,271

4,011

2,994

2,865

Курская область

3,265

4,256

2,908

2,678

Республика Мордовия

3,259

4,068

2,930

2,890

Рязанская область

3,258

3,876

3,041

2,902

Чукотский АО

3,251

3,872

2,801

1,673

Удмуртская Республика

3,249

3,682

3,256

2,611

Республика Карелия

3,247

4,106

3,144

2,250

Астраханская область

3,243

3,869

3,102

2,679

Еврейская АО

3,220

4,134

2,901

2,657

Владимирская область

3,219

3,680

3,126

2,785

Красноярский край

3,199

4,009

3,259

2,606

Смоленская область

3,169

3,850

2,928

2,767

Белгородская область

3,161

4,205

3,295

2,263

Псковская область

3,151

3,916

2,792

2,906

Республика Бурятия

3,134

4,064

2,783

2,622

Республика Хакасия

3,132

4,255

2,917

1,986

Тамбовская область

3,123

3,884

2,720

3,019

Республика Адыгея

3,110

3,713

2,791

2,303

Республика Алтай

3,098

5,521

2,939

2,203

Пензенская область

3,085

3,877

2,753

2,755

Костромская область

3,071

3,733

2,926

2,458

Курганская область

3,062

3,654

2,826

2,775

Ленинградская область

3,058

4,443

3,031

2,213

Алтайский край

3,046

3,750

2,897

2,368

Брянская область

3,042

3,696

2,718

2,883

Забайкальский край

3,041

3,811

2,916

2,205

Кировская область

3,031

3,796

2,709

2,697

Кабардино-Балкарская Республика

3,017

3,534

2,701

2,540

Неконкурентоспособные регионы (от 1 до 3 баллов)

Республика Марий Эл

2,995

3,694

2,785

2,476

Республика Калмыкия

2,984

3,327

2,997

1,549

Республика Дагестан

2,940

3,334

2,756

2,808

Республика Северная Осетия-Алания

2,931

3,877

2,618

2,298

Республика Тыва

2,883

3,526

2,518

2,146

Карачаево-Черкесская Республика

2,834

3,413

2,476

2,317

Республика Ингушетия

2,486

3,053

2,172

1,787

Чеченская Республика

2,282

2,358

2,275

2,012

Примечание. Ненецкий АО учтен в составе Архангельской области, Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО учтены в составе Тюменской области по причине отсутствия раздельной информации по данным субъектам по всем 130 показателям рейтинга.

Тюменская область в настоящее время переходит от стадии зависимости от факторов производства к стадии зависимости от эффективности. При расчете РИК в состав Тюменской области были включены Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. Являясь «богатым» нефтегазодобывающим регионом, Тюменская область занимает 2-е место по РИК в России и 1-е среди регионов Урала (4,029). Область характеризуется одним из самых крупных размеров рынка в России (4-е место), в значительной мере формируемого за счет экспорта в страны СНГ (1-е место и 2,319 балла соответственно) и экспорта в страны дальнего зарубежья (1-е место и 2,974 балла) на фоне макроэкономической стабильности (1-е место и 5,823 балла). Высокую емкость рынка Тюменской области обеспечивают высокая технологическая готовность добывающей промышленности и экономики региона в целом (1-е место), а также высокая развитость финансового рынка (3-е место), основу которого формирует поступление доходов от реализации нефти и газа. Потребность в кадровом обеспечении тюменских предприятий, имеющих высокий уровень технологической готовности, а также высокий уровень доходов населения, подкреплена высокой силой влияния на конкурентоспособность региона фактора высшего образования и профессиональной подготовки (8-е место).

Факторами, снижающими конкурентоспособность региона, являются: недостаточное развитие инфраструктуры (35–36 место); непрозрачность общественно-политических институтов (62-е место); низкий уровень этического поведения компаний (23-е место); несоответствие критериям экономической безопасности по доле обрабатывающей промышленности (73-е место) и доле машиностроения в промышленном производстве (71-е место). На конкурентоспособность Тюменской области также негативно влияет высокая стоимость рабочей силы в регионе (3-е место) и высокая дифференциация доходов населения среди российских субъектов (3-е место). Уровень развитости товарных рынков региона (27-е место) является средним и снижает конкурентоспособность. Лидерства в сфере инноваций и развитости бизнеса область не имеет (41-е место).

В 2012 году 70 регионов России, находившиеся на стадиях зависимости от эффективности, зависимости от инноваций и двух переходных стадиях, имели уровень конкурентоспособности ниже среднего (от 3 до 4 баллов). Рассмотрим регионы Уральского федерального округа из этой группы.

Свердловская область переходит от стадии зависимости от эффективности к стадии зависимости от инноваций. В рейтинге по РИК область получила 5-е место (3,754). Являясь освоенным регионом с опережающим уровнем дохода, Свердловская область имеет высокие лидерские позиции в России, а также среди регионов Урала (2-е место). Область обладает одним из самых крупных по размеру рынков (5-е место). В сочетании с эффективным инновационным потенциалом (13-е место), а также прозрачной институциональной средой (7-е место) высокая емкость рынка обеспечила Свердловской области высокий уровень конкурентоспособности в данной группе российских регионов. В субиндексе «Инновации и развитость» Свердловская область располагает высокими позициями по показателю «Инновации» (9-е место – 2,896), обеспечивая опережающее создание передовых производственных технологий (4-е место). Высокое значение в этом субиндексе также получил фактор развитости бизнеса (29-е место). Опережающие позиции инновационных показателей и показателей развитости бизнеса поддерживаются такими факторами, как лидирующее в УрФО доступное и качественное высшее образование и профессиональная подготовка (7-е место); технологическая готовность (21-е место); общественно-политические институты (7-е место); макроэкономическая стабильность (10–11-е место); развитая инфраструктура (3-е место). Для поддержания высокого уровня инновационной и деловой активности финансовые рынки региона обеспечивают высокую эффективность использования финансовых ресурсов (14-е место), а товарные рынки региона характеризуются высокой внутренней (11-е место) и внешней конкуренцией (12-е место), высоким качеством характеристик спроса (7-е место). Фактором, снижающим уровень конкурентоспособности Свердловской области, является низкая эффективность рынка труда (64-е место). Регион имел низкие темпы роста (снижения) производительности труда – 92,5 % (70-е место), средний уровень безработицы (46-е место) при повышенной численности незанятого населения в расчете на одну заявленную вакансию (51-е место). Однако гибкость рынка труда Свердловской области является низкой (65-е место – 5,201 балла), что проявляется в неконкурентоспособности региона по стоимости рабочей силы (21-е место) и дифференциации доходов населения среди российских субъектов (5-е место).

Челябинская область переходит от стадии зависимости от эффективности к стадии зависимости от инноваций. В рейтинге по РИК область получила 19-е место в РФ и 4-е среди регионов Урала (3,460). Являясь освоенным регионом с опережающим уровнем дохода, область имеет высокие позиции в России и обладает крупным по размеру рынком (12-е место). Ведущим фактором, обеспечивающим высокую емкость рынка и конкурентоспособность Челябинской области, является технологическая готовность (2-е место), поддерживаемая средним уровнем инноваций и развитости (38-е место), а также достаточный уровень общих требований к конкурентоспособности (24-е место).

В субиндексе «Инновации и развитость» Челябинская область располагает высокими позициями по показателю «Инновации» (15-е место). Опережающие позиции технологических и инновационных показателей поддерживаются такими важными факторами, как доступное и качественное высшее образование и профессиональная подготовка (38-е место), макроэкономическая стабильность (21-е место), развитая инфраструктура (15-е место). Для поддержания высокого уровня инновационной и деловой активности финансовые рынки региона обеспечивают эффективное использование финансовых ресурсов (25-е место). Товарные рынки региона характеризуются средним уровнем конкуренции и деформации конкурентной среды (35-е место), а рынок труда обеспечивает среднюю эффективность использования трудовых ресурсов (44-е место) при их относительно высокой стоимости (28-е место). Фактором, снижающим уровень конкурентоспособности области, является неразвитость бизнеса (61-е место), низкая прозрачность общественно-политических институтов (63-е место).

Курганская область переходит от стадии зависимости от эффективности к стадии зависимости от инноваций. В рейтинге по РИК область заняла 66-е место в РФ и последнее 8-е место среди регионов Урала (3,062). В Российской Федерации Курганская область имеет позиции ниже среднего уровня. Курганская область обладает небольшим по размеру рынком (58–59-е место), емкость которого определяется относительно прозрачной институциональной средой (37-е место), средним уровнем доступности и качества высшего образования и профессиональной подготовки (40-е место), средней технологической готовностью (37-е место) при относительно высокой развитости малого бизнеса и сферы услуг (24-е место). Факторами, снижающими уровень конкурентоспособности Курганской области, являются: неразвитость инфраструктуры (60-е место) и финансового рынка (76-е место), макроэкономической нестабильность (63–64-е место), низкий уровень конкуренции на товарных рынках (68-е место), неэффективность рынка труда (67-е место).

В 2012 году 5 регионов России, находившиеся на стадии зависимости от эффективности, и 3 региона, переходившие от стадии зависимости от эффективности к стадии зависимости от инноваций, являлись неконкурентоспособными (значение РИК от 1 до 3 баллов).

Таким образом, предложенный методический инструментарий построения Регионального рейтинга конкурентоспособности позволяет перейти к аналитическим процедурам выявления силы и характера влияния отдельных факторов на конкурентоспособность региона, что, в свою очередь, создает предпосылки для разработки экономических решений по формированию конкурентных преимуществ и обеспечению конкурентоспособности региона.

Рецензенты:

Воложанина О.А., д.э.н., профессор кафедры экономики, управления и инвестиций, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Министерство образования и науки РФ, г. Челябинск;

Черненко А.Ф., д.э.н., профессор кафедры маркетинга и менеджмента, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) Министерство образования и науки РФ, г. Челябинск.

Работа поступила в редакцию 25.12.2013.

Библиографическая ссылка

Головихин С.А. РЕЙТИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-6. – С. 1207-1211;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33278 (дата обращения: 25.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *