Индивидуальная программа социальных услуг

Индивидуальная программа социальных услуг

На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – 442-ФЗ) поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами (далее – ИППСУ) и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего Федерального закона.

ИППСУ

Форма ИППСУ утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 ноября 2014 г. № 874н (далее – Приказ 874н) и не подлежит изменению: содержание строк, наименование и порядок граф, количество и наименование разделов остается неизменным, даже если данный вид услуг не оказывается. Меняется только наполнение формы.

Предоставление социальных услуг ни одним из поставщиков социальных услуг без ИППСУ и договоров не допускается. В случае выявления подобных нарушений расходование бюджетных средств при социальном обслуживании получателя социальных услуг в рамках 442-ФЗ считается неправомерным и подлежит возврату (а в случае негосударственных поставщиков социальных услуг – не оплачивается). Поэтому так важно поставщикам социальных услуг контролировать наличие и сроки действия ИППСУ, а управлениям социальной защиты населения обеспечить своевременную выдачу и пересмотр ИППСУ.

ИППСУ заполняется исходя из индивидуальной потребности получателя социальных услуг, но в строгом соответствии с порядками и стандартами оказания социальных услуг, утвержденными постановлениями Правительства Нижегородской области. При этом форма социального обслуживания, в которой будут оказываться социальные услуги, может быть только одной: стационарной, полустационарной или на дому, или выполняться в последовательном порядке.

В связи с тем, что 31 декабря 2018 г. вступило в силу постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2018 г. № 934, кардинально изменившее Порядки предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в Нижегородской области, остановимся на основных проблемах, возникающих при заполнении ИППСУ с учетом внесенных изменений.

В новой редакции Порядков наименование и количество граф стандартов оказания социальных услуг не соответствует наименованию граф и их количеству в утвержденной форме ИППСУ, что создает определенные неудобства. Вместе с тем само содержание стандарта позволяет заполнить содержание ИППСУ. Графы «Наименование услуги», «Объем предоставления услуги», «Периодичность предоставления услуги» прописываются в соответствии с графами стандарта: «Объем социальной услуги», «Описание социальной услуги», «Сроки предоставления социальной услуги».

В целях соблюдения права гражданина на свободный выбор поставщика социальных услуг, в пункте 12 ИППСУ необходимо перечислить всех поставщиков, оказывающих услуги, в которых гражданин признан нуждающимся. Только получатель социальных услуг принимает решение, в какую конкретно организацию он пойдет, следовательно, практика указания только одного поставщика социальных услуг, тем более только государственного, должна быть пресечена. Кроме того, максимальный срок действия ИППСУ составляет 3 года, и за это время гражданин может неоднократно сменить выбранного поставщика.

Оформление отказа от социальных услуг

Отказ от социальных услуг может быть оформлен двумя способами:

  1. Гражданин отказывается от социальных услуг, в которых признан нуждающимся, у поставщика социальных услуг. В этом случае раздел 13 ИППСУ «Отказ от социального обслуживания, социальной услуги» не заполняется, а гражданин пишет заявление поставщику социальных услуг в произвольной форме (или по форме, разработанной поставщиком социальных услуг) об отказе от конкретных социальных услуг внутри одного вида (например, от предоставления питания в рамках социально-бытовых услуг) или от вида услуг в целом (например, от социально-трудовых услуг). При этом поставщик социальных услуг в столбце «Отметка о выполнении» вида услуги отмечает: «Не выполнено. Отказ от 05.03.2019».
  2. Гражданин отказывается от социальных услуг в процессе ознакомления его с ИППСУ до момента ее подписания, непосредственно в УСЗН. В этом случае УСЗН заполняется пункт 13, получатель социальных услуг расписывается в графе: «Подпись получателя социальных услуг», а в столбце «Отметка о выполнении» вида услуги ставится: «Не выполнено. Отказ от 05.03.2019». Для документарного подтверждения УСЗН рекомендуется взять у гражданина письменное заявление об отказе.

При изменении нуждаемости гражданина в социальных услугах ИППСУ подлежит пересмотру до истечения 3-х лет с момента ее выдачи (предельного срока действия). ИППСУ может быть также выдана на любой выбранный УСЗН срок в пределах 3-х лет (например, на срок смены в санаторно-реабилитационном центре).

Договор

В соответствии с частью 1 статьи 17 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления ИППСУ, а не одного рабочего дня, в связи с чем в учреждениях наблюдаются массовые нарушения сроков заключения договоров (например, гражданин предоставляет ИППСУ и его зачисляют в учреждение в пятницу, а договор заключают только в понедельник (при этом зачисление на социальное обслуживание по 442-ФЗ не носит экстренный характер); если поставщик социальных услуг не успевает оформить полный пакет документов в пятницу, разумнее перенести процедуру его зачисления на понедельник. По этому вопросу Министерством уже неоднократно давались разъяснения, в том числе, на селекторном совещании).

Если совершеннолетний гражданин, зачисляемый на социальное обслуживание, признан в установленном порядке недееспособным, заключать договор самостоятельно он не может (так же, как и подписывать ИППСУ и иные документы). Его интересы представляет только опекун или законный представитель, с ним и заключается договор. В случае перевода совершеннолетнего недееспособного гражданина из другого учреждения или лечебно-профилактического учреждения психиатрического профиля договор при поступлении заключается с его законным представителем из данного учреждения. После назначения законным представителем руководителя учреждения, в которое гражданин был переведен, договор, а также иные документы, заключаемые и подписываемые при зачислении (информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, ознакомление с порядками предоставления услуг, проживания и т.д.), перезаключаются от его лица.

Если же гражданин является дееспособным, но при этом в силу физического состояния не может самостоятельно подписывать документы, в том числе договор (например, гражданин не обучен письму, утратил зрение, из-за выраженного заболевания суставов не может писать и т.д.), его интересы может представлять другой гражданин только при наличии оформленной на него нотариальной доверенности соответствующего содержания.

В случае зачисления несовершеннолетнего гражданина в рамках 442-ФЗ самостоятельно подписывать договор в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации он не имеет права (в том числе 12-ти летние и 14-ти летние несовершеннолетние). В данном случае договор заключается с его законным представителем или представителем органа опеки и попечительства несовершеннолетних муниципального образования.

Необходимо обратить внимание, что сроки и условия предоставления услуг в договоре устанавливаются в соответствии со сроками и условиями, предусмотренными для предоставления соответствующих услуг ИППСУ, которая является приложением к договору. По истечении срока действия ИППСУ срок действия договора также истекает. При выдаче новой ИППСУ договор заключается вновь. А вот при изменении условий предоставления услуг (например, размера оплаты) при сохранении действия ИППСУ заключается дополнительное соглашение к договору.

Примерная форма договора согласно приложению № 1 к Приказу 874н содержит пункт о представлении Исполнителем Заказчику акта сдачи-приемки оказанных услуг. Акт подписывается Исполнителем в 2 экземплярах, составленных по форме, согласованной Сторонами. Акт является неотъемлемой частью договора.

По результатам 80 % проверок таких актов не составляется, при этом пункт в договоре присутствует. Выхода два: либо составлять данные акты, либо исключать данный пункт из договора.

Обращаем внимание, что адрес места оказания услуг в случае оказания социальных услуг на дому должен соответствовать месту фактического проживания гражданина, а в случае стационарного и полустационарного социального обслуживания – с местом фактического осуществления деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Заявление на социальное обслуживание

Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 159н (далее – Приказ 159н) и не подлежит изменению: строки и подстрочные надписи остаются неизменными, меняется только наполнение.

Учитывая типичные нарушения, обращаем внимание на следующие моменты заполнения заявления.

При заполнении строки «Прошу предоставить мне социальные услуги в форме (формах) социального обслуживания» указывается именно форма социального обслуживания: стационарная, полустационарная или на дому, а не отделение или организация, в которой она будет предоставлена. Поставщик социальных услуг указывается ниже.

При перечислении желаемых социальных услуг указываются только те, что предусмотрены для выбранной формы социального обслуживания соответствующим порядком и стандартом.

Обстоятельства, по которым гражданин нуждается в предоставлении социальных услуг, указываются строго в соответствии со статьей 15 442-ФЗ, а не в произвольной форме (как правило, это пункт 1 части 1 статьи 15: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности).

Важно! Пункт 8 части 1 статьи 15 442-ФЗ, предусматривающий наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан, не применим к гражданам Нижегородской области, так как подобный нормативный правовой акт в нашем субъекте отсутствует.

Состав семьи и категория гражданина не являются тождественными понятиями. Если гражданин проживает один, состав семьи в заявлении он указывает как: «проживаю один», а не «одинокопроживающий».

Графическая версия документа

Индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Занимаются ее составлением органы Социальной защиты по месту жительства при личном обращении потребителя услуг или его законного представителя.

ИППСУ составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Что нужно сделать для того, чтобы встать на социальное обслуживание в нашем учреждении?

Для оформления социального обслуживания в Пушкинском районе следует обратиться в ГБУСОН «КЦСОН Пушкинского района».

Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Глинки, д. 12, каб. 7. Тел: (812)451-75-68

Заведующий отделением: Пашигорова Вилора Владиславовна

Возможно ли получать услуги в нашем учреждении бесплатно?

Процент от тарифов на социальные услуги рассчитывается на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 530 от 30.06.2016 «О размере платы за предоставление социальных услуг, порядке взимания платы за предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге». Оказание услуг на отделениях срочного социального обслуживания, отделении экстренной психологической помощи, социально — досуговом отделении производится бесплатно. В отделениях социального обслуживания на дому, специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому, социально-реабилитационных отделениях и отделениях дневного пребывания оплата за предоставление услуг зависит от размера дохода получателя социальных услуг. При среднедушевом доходе, не превышающем 1,5 прожиточных минимума по региону все услуги будут оказываться бесплатно. При доходе от 1,5 до 2 прожиточных минимумов вы будите оплачивать 10% от стоимости оказываемых вам социально-бытовых и социально медицинских услуг. От 2 до 2,5 прожиточных минимумов среднедушевого дохода — 15% от стоимости оказываемых вам социально-бытовых и социально медицинских услуг, от 2,5 до 3 – 20%, от 3 до 4- 30%. Максимум оплаты будет при превышении прожиточного минимума по региону более чем в 4 раза – 40% стоимости социально-бытовых и социально медицинских услуг. При этом педагогические, психологические, правовые, срочные и другие социальные услуги (кроме бытовых и медицинских) будут оказываться бесплатно.

На отделении временного проживания взымается фиксированная плата в размере 35% от полной стоимости услуг, установленной Распоряжением Комитета по социальной политике «Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге на текущий год».

В каких случаях социальное обслуживание может быть прекращено?

Основаниями прекращения предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания являются:

1) письменное заявление получателя социальных услуг об отказе в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания;

Статья 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

2) окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока действия договора;

Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

3) нарушение получателем социальных услуг (представителем) условий, предусмотренных договором; Пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

4) смерть получателя социальных услуг или ликвидации (прекращение деятельности) поставщика социальных услуг;

5) решение суда о признании получателя социальных услуг безвестно отсутствующим или умершим;

6) осуждение получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы.

В каких случаях изменяется размер оплаты за социальное обслуживание?

В случае изменения величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг, величины прожиточного минимума, тарифов на социальные услуги поставщик социальных услуг в соответствии с договором в одностороннем порядке принимает решение об изменении указанных условий предоставления социальных услуг и размера взимаемой платы за предоставление социальных услуг (далее — решение) в срок не позднее семи рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств.

О принятом решении поставщик социальных услуг уведомляет получателя социальных услуг в течение двух рабочих дней со дня принятия решения.

Основание: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2016 №530.

Как и где можно получить бесплатные психологические услуги?

Социально-психологические услуги предоставляются на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) бесплатно в форме социального облсуживания на дому (консультирование на дому, социально-психологический патронаж), в полустационарной и стационарной формах – непосредственного на площадках структурных подразделений центра. Психологи ценра проводят для граждан пожилого возраста индивидуальные консультации и групповые занятия (тренинги).

Предоставляются ли в центре бесплатные юридические услуги? Где и каким образом их можно получить?

Бесплатную юридическую помощь можно получить в рамках предоставления срочных социальных услуг, оказываемых отделениями срочного социального обслуживания, расположенных по адресам:

— Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Глинки, д. 12, каб. 7. Тел: (812) 451-75-68

— Санкт-Петербург, г. Павловск, Песчаный пер., д.11/16. Тел: (812) 452-21-32

Где можно оформить документы, чтобы получать социальные услуги?

Все необходимые документы для жителей Пушкинского района можно оформить в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении «Центр организации социального обслуживания» по адресам:

г.Пушкин, ул.Глинки, д.12, каб.1, тел. 451-75-68;

г.Павловск, Песчаный пер., д.11/16, каб.8, тел. 465-15-70.

Подробности можно узнать на официальном сайте Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр организации социального обслуживания».

Информация об изменениях:

Приложение изменено с 4 мая 2018 г. — Приказ Минтруда России от 30 марта 2018 г. N 202н

См. предыдущую редакцию

Приложение N 2
(с изменениями от 28 ноября 2016 г., 30 марта 2018 г.)

Форма

_________________________________________________________________________ (наименование органа (организации), уполномоченного(ой) на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг) Индивидуальная программа предоставления социальных услуг ____________________ N ______________________ (дата составления) 1. Фамилия, имя, отчество при наличии) _________________________________ 2. Пол _____________________ 3. Дата рождения __________________________ 4. Адрес места жительства: почтовый индекс _____________________ город (район) ____________________ село _________________________ улица ___________________________________ дом N ______ корпус _______ квартира _________ телефон ________________ 5. Адрес места работы: почтовый индекс _____________________ город (район) ____________________ улица ___________________ дом _____________ телефон ___________________ 6. Серия, номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дата выдачи этих документов, наименование выдавшего органа ___ _________________________________________________________________________ 7. Адрес электронной почты (при наличии) ______________________________. 8. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг разработана впервые, повторно (нужное подчеркнуть) на срок до: ____________________. 9. Форма (формы) социального обслуживания _____________________________. 10. Виды социальных услуг:

I. Социально-бытовые

N п/п

Наименование социально-бытовой услуги и формы социального обслуживания

Объем предоставления услуги

Периодичность предоставления услуги

Срок предоставления услуги

Отметка о

выполнении

II. Социально-медицинские

N

п/п

Наименование социально-медицинской услуги и формы социального обслуживания

Объем предоставления услуги

Периодичность

предоставления

услуги

Срок предоставления услуги

Отметка о

выполнении

III. Социально-психологические

N

п/п

Наименование

социально-психологической услуги и формы социального обслуживания

Объем предоставления услуги

Периодичность

предоставления

услуги

Срок предоставления услуги

Отметка о выполнении

IV. Социально-педагогические

N

п/п

Наименование социально-педагогической услуги и формы социального обслуживания

Объем предоставления услуги

Периодичность

предоставления

услуги

Срок предоставления услуги

Отметка о выполнении

V. Социально-трудовые

N

п/п

Наименование

социально-трудовой услуги и формы социального обслуживания

Объем

предоставления

услуги

Периодичность

предоставления

услуги

Срок предоставления услуги

Отметка о выполнении

VI. Социально-правовые

N п/п

Наименование социально-правовой услуги и формы социального обслуживания

Объем

предоставления

услуги

Периодичность

предоставления услуги

Срок предоставления услуги

Отметка о

выполнении

VII. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов

N п/п

Наименование услуги и формы социального обслуживания

Объем предоставления услуги

Периодичность предоставления

услуги

Срок предоставления

услуги

Отметка о

выполнении

Примечания:

1. Объем предоставления социальной услуги указывается с соответствующей единицей измерения (например, , шт., место, комплект) в случаях, когда объем может быть определен единицами измерения.

1.1. При заполнении граф «наименование социально-бытовой услуги», «наименование социально-медицинской услуги», «наименование социально-психологической услуги», «наименование социально-педагогической услуги», «наименование социально-трудовой услуги», «наименование социально-правовой услуги», «наименование услуги» указывается также форма социального обслуживания.

2. При заполнении графы «срок предоставления услуги» указывается дата начала предоставления социальной услуги и дата ее окончания.

11. Условия предоставления социальных услуг: _______________________ (указываются необходимые условия, _________________________________________________________________________ которые должны соблюдаться поставщиком социальных услуг при оказании социальных услуг с учетом формы ________________________________________________________________________. социального обслуживания)

12. Перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг:

Наименование поставщика социальных услуг

Адрес места нахождения поставщика социальных услуг

Контактная информация поставщика социальных услуг (телефоны, адрес

электронной почты и т.п.)

13. Отказ от социального обслуживания, социальной услуги:

Наименование формы социального обслуживания, вида социальных услуг, социальной услуги, от которых отказывается получатель социальных услуг

Причины отказа

Дата отказа

Подпись получателя социальных услуг

14. Мероприятия по социальному сопровождению:

Вид социального сопровождения

Получатель

Отметка о выполнении

С содержанием индивидуальной программы предоставления социальных услуг согласен _____________________________________ ________________________ (подпись получателя социальных услуг (расшифровка подписи) его законного представителя) Лицо, уполномоченное на подписание индивидуальной программы предоставления социальных услуг уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (уполномоченной организации) ___________________________________ ___________________________________ (должность лица, подпись) (расшифровка подписи) М.П.

Заключение о выполнении индивидуальной программы предоставления социальных услуг от _______________ N ______________________

Индивидуальная программа предоставления социальных услуг реализована полностью (не полностью) (нужное подчеркнуть).

Оценка результатов реализации индивидуальной программы предоставления социально-бытовых социальных услуг: __________________________________________.

Оценка результатов реализации индивидуальной программы предоставления социально-медицинских социальных услуг: ______________________________________.

Оценка результатов реализации индивидуальной программы предоставления социально-трудовых социальных услуг: _________________________________________.

Оценка результатов реализации индивидуальной программы предоставления социально-правовых социальных услуг:__________________________________________.

Примечание: Оценка результатов указывается на основании анализа реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг применительно к улучшению условий жизнедеятельности и (или) расширению возможностей получателя социальных услуг самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Рекомендации:______________________________________________________. _____________________________________________ ___________________________ (подпись лица, уполномоченного (расшифровка подписи) на подписание индивидуальной программы предоставления социальных услуг)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по применению модели составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуального плана ухода

на основе типизации

  1. Настоящие методические рекомендации разработаны с целью оказания методической поддержки уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации при организации социального обслуживания получателейсоциальных услуг, основанной на результатах типизации в части формирования Индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ) и Индивидуального плана ухода (далее — ИПУ) как элемента системы долговременного ухода ( далее — СДУ).

Принципами СДУ являются признание дефицита самообслуживания одним из критериев нуждаемости, формирования ИППСУ на основе типизации и составление индивидуального плана ухода, учитывающего степень зависимости от посторонней помощи, индивидуальные ресурсы и проблемы получателя социального обслуживания.

СДУ предполагает сохранение максимально долгого пребывания граждан, имеющих дефицит самообслуживания, в привычной, домашней обстановке, либо — в случае невозможности организовать надлежащий уход дома – в стационарной организации социального обслуживания в условиях, гарантирующих достойное качество жизни.

В «Комплексе мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающими сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому в стационарной и полустационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также поддержку родственного ухода» № ОГ-П12-8359 от 14.12.2017 впервые ставится задача о разработке и внедрения процесса типизации в целях упорядочивания признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании

  1. В настоящих методических рекомендациях под типизацией понимается определение степени зависимости конкретного гражданина от посторонней помощи (потребности в уходе) с последующим отнесением его к определенной группе ухода в процессе признания его нуждающимся в получении социального обслуживания.. Все граждане, получающие социальное обслуживание в настоящее время или желающие получать его в будущем, будут проходить процедуру типизации.

Типизация организуется органами социальной защиты или организациями социального обслуживания согласно регламенту (см. «Регламент проведения типизации»).

В отношении пожилых людей и людей с инвалидностью, получающих социальное обслуживание, типизация является достаточно точным способом оценки степени зависимости от посторонней помощи. При одинаковых медицинских диагнозах или ситуациях, разные люди по разному преодолевают тяжесть заболеваний и жизненные трудности. Это зависит от личностных особенностей каждого человека (уровня его образования, типа нервной системы, уровня интеллекта, мотивации, способности совершать волевые усилия, психологической устойчивости). Другим фактором, влияющим на зависимость от посторонней помощи, может являться среда, в которой живет человек (дом без лифта, отсутствие пандуса, узкий дверной проем, печное отопление и другое).

Результаты типизации должны стать одним из критериев для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании; эту нормурекомендуется закрепить соответствующим документом.

Сотрудники органов социальной защиты или организаций социального обслуживания, проводящие типизацию должны иметь квалификацию не ниже квалификационного уровня специалиста социальной работы, опыт работы по специальности и пройти дополнительное обучение. Наличие медицинского образования у этих специалистов не обязательно.

Итогом типизации будет достоверная информация о том, насколько получатель социального обслуживания зависит от посторонней помощи при уходе за собой и при ведении домашнего хозяйства: с чем он может справляться полностью, частично или не может совсем, то есть, определены дефициты самообслуживания.

Инструментом для типизации является Бланк оценки зависимости от посторонней помощи(бланк диагностики далее — БД); с его помощью определяется количество баллов за выраженность или отсутствие какого-либо дефицита в самообслуживании в определенной сфере жизнедеятельности, а также иные состояния человека, комплексно влияющие на осуществлении основных жизненных потребностей.

Диапазоны суммарных баллов определяют группу ухода, от которой зависит право на объем социальных услуг (например, в часах в неделю) каждому получателю. Все получатели будут разделены на определённые группы ухода с целью упорядочивания объемов оказания услуг. Понятие объема ухода (по группе ухода) в стационарной форме социального обслуживания относится к вопросу бюджетирования (финансирования) учреждения, расчета количества необходимого персонала по отделениям и специалистов узкого профиля и т.д.

Учитывать результаты типизации рекомендуется в блокеинформационной системы учета социальных услуг, которая используется в регионе. На этапе апробации и внедрения СДУ возможны временные IT-решения по учету результатов типизации. Единая Информационная системаСДУ (далее — ЕИС СДУ) должна рассчитывать автоматически сумму баллов и группу ухода.

Если нуждающимся признан гражданин, который по результатам типизациине имеет снижения способности к самообслуживанию (нет дефицитов самообслуживания), но законодательство позволяет ему получить статуснуждающегося по совокупности иных критериев, то либо ему должны быть оказаны срочные социальные услуги, либо ЕИССДУ сформирует ИППСУ, но не позволит составить для него Индивидуальный план ухода.

  1. Результаты типизации являются одним из источников информации для формирования ИППСУ. ИППСУ — юридический документ, где отражены права получателя на предоставление определенного перечня услуг. Проведение типизации позволит внести в ИППСУ те услуги, которые показаны получателю по его состоянию, и исключит включение избыточных или нерелевантных социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологическихуслуг. Необходимость в оказании социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых услуг и услуг в целях повышения коммуникативного потенциала определяется из иных источников информации о получателе (составе семьи, потребности в занятости, образовании, анализа социальной ситуации,потребности в правовой помощи). Процесс формирования ИППСУ посредством ЕИС СДУ должен быть связан с результатом типизации: определением группой ухода (объема ухода) и соотносить услуги с выявленными дефицитами.

Для организации долговременного ухода любой форме социального обслуживания рекомендуется актуализировать перечень услуг, внести изменения в стандарты их оказания, проанализировать кратность (частоту), норматив времени, объективность тарифов. Необходимо учитывать различный статус получателей, признанных нуждающимися, в отношении права на бесплатное, частично платное обслуживание или обслуживание, осуществляемое за полную плату. В документе, регламентирующем перечень и условия предоставления услуг, следует прописать приоритет предоставления услуг, без оказания которых жизненные (приоритетные) потребности человека не будут удовлетворены в минимальном, но достаточном для достойной жизни объеме. При составлении ИППСУ на основе типизации и заключении договора о предоставлении социального обслуживания в надомной форме рекомендуется исключить возможность замены приоритетных услуг на второстепенные.

  1. ИПУ является логичным продолжением ИППСУ: он определяет цели ухода. Для постановки целей в ИПУ учитываются не только дефициты самообслуживания, выявленные в процессе типизации получателя, но и его индивидуальные ресурсы и возможные проблемы. Кроме того, в ИПУ будет учтено реальное состояние и возможности жилища и внешние ресурсыполучателя: поддержка семьи, религиозных, общественных организаций(см. «Методические рекомендации по составлению ИПССУ и ИПУ на основании типизации «).

Использование ИПУ позволяет управлять персоналом организации социального обслуживания в зависимости от компетенций сотрудников, выполнять стандарт оказания услуг, вести контроль за выполнением целей ухода, всегда быстро получить информацию о состоянии получателя из одного источника.

  1. В надомной форме социального обслуживания долговременныйуход за пожилыми и инвалидамиорганизуется всотрудничестве с учреждениями здравоохранения. При получении медицинского заключения об имеющихся противопоказаниях к социальному обслуживанию на дому, получательдолжен также получить заключение из амбулаторного учреждения здравоохранения (поликлиники, ФАП и пр.) о социальных назначениях врача (медицинских рекомендациях и противопоказаниях) (см. «Методические рекомендации по составлению ИПССУ и ИПУ на основании типизации»), которые учитываются при составлении ИПУ. Форму документа о социальных показаниях врача как элемента межведомственного взаимодействия рекомендуется закрепить соответствующим нормативным актом.

Если потенциальный (или текущий) получатель выписывается из стационарного учреждения здравоохранения и не сможет посетить поликлинику, то Заключение о рекомендациях и противопоказаниях выдается вместе с выписным эпикризом.

  1. В мероприятия по выполнению ИПУ должны войти услуги из ИППСУ и виды работ, индивидуально подобранные и направленные на достижение элементарных потребностей для нормальной жизнедеятельности получателя.

Для ухода, организованного на современном уровне, следует рассмотреть возможности удовлетворения потребностей: в общении и поддержании социальных контактов, передвижении вне жилища и/или внутри него (если необходимо – в пределах кровати), возможности быть ухоженнымпри отправлении естественных потребностей, есть и пить, возможности одеваться, обучаться новым навыкам, удобно спать и расслабляться (отдыхать), продолжать ощущать себя человеком своего пола, выполнять назначения врача, возможности справляться с жизненными ситуациями. Некоторые из этих потребностей могут динамично изменяться в процессе жизнедеятельности получателя, в том числе в результате осуществления ухода, некоторые будут неизменны. Цели, прописанные в ИПУ, должны быть направлены на развитие и поддержание способности к самообслуживанию получателя, на улучшение жизнедеятельности человека в целом и/или на минимизацию рисков осложнений от заболеваний и обстоятельств, которые могут ухудшить жизнедеятельность получателя.

  1. Период, на который будет составляться ИПУ, рекомендуется определять в зависимости от возможностей достижения целей ухода. Средний срок, на который составляетсяИПУ — 2-4 месяца. Период действия ИПУ не может превышать сроки, на которые составлена ИППСУ.
  2. В составлении ИПУ принимает участие специалист социальной работы и социальный работник или помощник по уходу. Ответственность за составление ИПУ несет специалист социальной работы (при надомной форме социального обслуживания).

Для получателей, получающих социальное обслуживание в стационарной форме, ИПУ составляется междисциплинарной командой (далее – МДК); ответственным является специально назначенный сотрудник (обычно – медицинская сестра).

Составление ИПУ желательно проводить вместе с получателем социального обслуживания и/или его семьей. Это необходимо для поддержания мотивации пожилого или тяжелобольного человека, создания атмосферы доверия и сотрудничества между получателем и сотрудниками организации социального обслуживания для достижения целей ухода. Оригинал ИПУ хранится на дому у получателя (в случае надомной формы социального обслуживания), а копия — в организации социального обслуживания. ИПУ является рабочим документом, подписи получателя не требуется. В стационарных организациях ИПУ хранится в месте, доступном всем членам МДК.

  1. При организации долговременного ухода на дому в целях ответственного выполнения ИПУ рекомендуется документировать состояние получателя социального обслуживания и выполнение приоритетных видов работ (см. «Ведение документации по уходу»).Перечень документации следует из Заключения о рекомендациях и противопоказаниях, выданных учреждением здравоохранения, выполняемых услуг, внесенных в ИППСУ, и видов работ, выполняемых согласно ИПУ. Ответственным за ведение документации является специалист социальной работы. Обязательными является заполнения общих сведений о получателе с контактами его близких (доверенных) лиц, запись биографических сведений о получателе (с его слов и/или его семьи, соседей, коллег), дневник приема лекарственных средств, дневник обращений за медицинской помощью. Документация (в виде дневников) может иметь табличную форму. Документация должна отображать актуальную информацию о здоровье получателя и деятельности социального работника или помощника по уходу на дому у получателя, сохранять уважение к частной жизни получателя, за исключением случаев, когда есть угроза здоровью и жизни получателя социального обслуживания. Документация ведется в одном экземпляре и хранится на дому у получателя и предоставляется контролирующим организациям по требованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *