Инструкция 141

Инструкция 141

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 июня 2005 г. № 28 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И ОБОРУДОВАНИЯ На основании Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1588 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования. 2. Признать утратившим силу постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 23 июля 2004 г. № 26 «Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 5, 8/11913). Министр М.И.Боровой УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 16.06.2005 № 28 ИНСТРУКЦИЯ о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования 1. Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (далее — Инструкция) устанавливает порядок утверждения и применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (далее — нормы). 2. Для целей Инструкции используются следующие термины и их определения: линейная норма — базовая норма расхода топлива механическим транспортным средством (кроме трактора), находящимся в технически исправном состоянии на 100 километров (далее — км) пробега в литрах или метрах кубических (далее — куб.м) для сжатого природного газа (далее — СПГ); норма на выполнение транспортной работы — дополнительный расход топлива при движении механического транспортного средства (кроме трактора) с грузом на 100 тонно-километров транспортной работы (далее — т·км); норма на ездку с грузом — дополнительный расход топлива для самосвалов и самосвальных автопоездов на одну ездку, связанный с маневрированием и выполнением операций загрузки и разгрузки; норма на работу трактора, машины, механизма и оборудования — базовый расход топлива при выполнении определенного вида работ в конкретных условиях на машино-час или на выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) 1 комплекта контейнеров и тому подобное); машино-час — фактическое время работы трактора, машины, механизма или оборудования, измеренное в часах; снаряженная масса автомобиля — масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и прочим) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и тому подобным) автомобиля без массы груза, пассажиров, багажа и водителя. 3. Норма расхода топлива устанавливается в следующих единицах измерения: для автомобилей, работающих на бензине, дизельном топливе, сжиженном углеводородном газе (далее — СУГ), — в литрах на 100 километров пробега (далее — л/100 км); для автомобиля, работающего на СПГ, — в кубических метрах на 100 километров пробега (далее — куб.м/100 км); норма расхода топлива на трактор, машину, механизм и оборудование — в литрах на машино-час работы (далее — л/маш.-час) или в литрах на выполнение конкретной операции (заполнение (слив) одной цистерны, загрузка (разгрузка) одного бункера и тому подобное). 4. Нормы расхода топлива предназначены для учета и контроля за фактическим расходованием топлива механическими транспортными средствами, тракторами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. 5. Нормирование расхода топлива — это установление его допустимой величины в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели (модификации) механического транспортного средства. Нормирование расхода топлива производится путем применения базовой нормы (базового расхода) и соответствующих установленных величин повышений (снижений), а также величин дополнительного расхода топлива. 6. Нормы расхода моторных масел и смазок устанавливаются на 100 л (куб.м) общего расхода топлива. 7. Нормы расхода топлива для зимних уборочных работ (сгребание снега и тому подобное), а также для механических транспортных средств, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимнее время (снегоходы и тому подобное), устанавливаются для условий эксплуатации в зимнее время. 8. В случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства в черте города и за его пределами производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора), на срок не более трех месяцев. В случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства субъектами хозяйствования, созданными юридическими и физическими лицами Республики Беларусь за границей, до ее утверждения учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства в черте города и за его пределами производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства, до момента утверждения линейной нормы расхода топлива в Республике Беларусь. 9. Величина повышения (снижения) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя юридического лица или индивидуальным предпринимателем на основании настоящей Инструкции. 10. Повышение нормы расхода топлива производится в следующих случаях: 10.1. работы механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования при отрицательных температурах окружающего воздуха в период с 1 ноября по 31 марта в размере, установленном руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем — до 10 %. При положительной температуре окружающего воздуха в указанный период данное повышение не применяется. Температура окружающего воздуха определяется по результату собственного измерения, произведенного ответственным лицом на момент выпуска механического транспортного средства на линию, с регистрацией результата измерения в журнале; При нахождении механического транспортного средства за пределами Республики Беларусь допускается определение фактической температуры по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологических служб других стран; 10.2. эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в областных центрах и в городах с численностью населения от 300 тысяч до 1 миллиона человек — до 7%; 10.3. эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора) в городах с численностью населения от 1 миллиона до 3 миллионов человек — до 10%, а в городах с населением свыше 3 миллионов человек — до 20%; 10.4. эксплуатации механического транспортного средства (кроме трактора), требующей частых технологических остановок (более чем одна остановка на один километр пробега), — до 10%; 10.5. перевозки грузов механическим транспортным средством (кроме трактора), требующей пониженных скоростей движения автомобиля (до 20 км/час), — до 10%; 10.6. перевозки грузовым автомобилем легковесных крупногабаритных грузов IV класса (сено, солома, лен и тому подобное) — до 10%; 10.7. пробега первой тысячи километров автомобилем (двигателем), вышедшим из капитального ремонта и новым, — до 10%; 10.8. наработки первых шестидесяти машино-часов оборудованием (двигателем), вышедшим из капитального ремонта и новым, — до 10%; 10.9. движения механического транспортного средства (кроме трактора) по свежеотсыпанному дорожному полотну при строительстве дорог — до 10%; 10.10. эксплуатации автомобиля, связанной с движением по пересеченной местности, естественным грунтовым дорогам, временным внутрикарьерным и отвальным дорогам, подъездным путям, не имеющим твердого покрытия, а также при движении по полю во время проведения сельскохозяйственных работ, вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали), строительстве и обслуживании линий электропередач и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и тому подобное — до 20%; 10.11. эксплуатации автомобиля в период сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года) — до 35%; 10.12. учебной езды на механическом транспортном средстве по улицам города и населенного пункта — до 20% (без учета подпунктов 10.2, 10.3, 10.5 настоящего пункта); 10.13. эксплуатации механического транспортного средства в горной местности при высоте над уровнем моря: от 500 до 1500 м — до 5%; от 1501 до 2000 м — до 10%; от 2001 до 3000 м — до 15%; свыше 3000 м — до 20%; 10.14. эксплуатации автомобиля и автобуса, оборудованных кондиционерами или установками «климат-контроль», в период с 15 мая по 15 сентября — до 7%; 10.15. эксплуатации автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/час, — до 5%; 10.16. эксплуатации автомобиля, оборудованного автоматической коробкой передач, — до 6% (от линейной нормы аналогичной модели автомобиля, оснащенного механической коробкой передач); 10.17. эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы (в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 114, 8/7489), — до 8%; 10.18. движения механического транспортного средства оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями, превышающими установленные ограничения скорости, а также транспортных средств, сопровождаемых им, — до 20%; 10.19. эксплуатации автобуса на городских маршрутах с пересеченным холмистым рельефом, сопровождаемым подъемами и спусками величиной от четырех процентов и выше, — до 10%; 10.20. эксплуатации автомобиля на строительных объектах в стесненных условиях — до 10%; 10.21. при выполнении транспортной работы грузовым автомобилем (кроме самосвала) или грузо-пассажирским автомобилем без учета транспортной работы в ткм — до 10 %; 10.22. эксплуатации автомобиля, осуществляющего оперативно- розыскную деятельность, предусмотренную в статье 7 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 57, 2/64), или задействованного в охране правопорядка — до 10 %. 11. Линейная норма расхода топлива определяется при загрузке механического транспортного средства согласно РД РБ 00017590.056-97 «Методика разработки норм расхода нефтяного и газообразного топлива для автомобилей, механизмов и оборудования», утвержденному заместителем Министра транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 23 декабря 1997 г.: для грузового автомобиля (за исключением самосвала) — в снаряженном состоянии; для легкового автомобиля, автобуса и микроавтобуса — с номинальной загрузкой; для грузо-пассажирского автомобиля — в снаряженном состоянии с номинальной загрузкой пассажирами; для самосвала — с половинной загрузкой. 12. Линейная норма расхода топлива понижается при эксплуатации механического транспортного средства на участках дорог с асфальтобетонным покрытием за пределами населенного пункта (за исключением учебной езды) до 15%. 13. Повышение (снижение) нормы расхода топлива, предусмотренное в пунктах (подпунктах) 10.1, 10.2, 10.3, 10.4, 10.9, 10.10, 10.11, 10.13, 12 распространяется как на линейную норму, так и на выполненную транспортную работу. 14. При необходимости применения одновременно нескольких повышений (снижений) линейной нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности. 15. Дополнительный расход топлива устанавливается в следующих случаях: 15.1. при простоях механического транспортного средства в пунктах, где по условиям работы запрещается выключать двигатель (нефтесклады, инкассация и тому подобное), нормируемый расход топлива на один час простоя соответствует расходу на 10 км пробега; 15.2. при учебной езде на автодроме 1 маш.-час выполнения упражнений приравнивается к 20 км пробега; 15.3. на внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработка деталей двигателя автомобиля после ремонта) ежемесячный нормативный расход топлива не должен превышать 0,5% от общего его количества, потребляемого автомобилями юридического лица при условии отсутствия реальной экономии; 15.4. для запуска дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем, расход бензина устанавливается в размере: в период с 1 апреля по 31 октября — до 3%; в период с 1 ноября по 31 марта — до 5% от общего расхода дизельного топлива трактором, машиной, механизмом или оборудованием; 15.5. ежедневный расход бензина для запуска и прогрева двигателей, работающих на СПГ и СУГ, устанавливается в процентах от линейной нормы расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающей среды: свыше +5°С — до 1% (для инжекторных двигателей); от +5°С до -10°С — до 3%; ниже -10°С — до 5%; 15.6. для перемещения в зонах технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ, расход бензина устанавливается один раз в месяц в размере до 10% от линейной нормы расхода бензина, установленной для соответствующей модели автомобиля; 15.7. при эксплуатации автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировке им неисправного транспортного средства, а также машины и механизма линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну массы прицепа (полуприцепа, буксируемого транспортного средства, машины или механизма): бензина — до 2,0 л; дизельного топлива — до 1,3 л; СПГ — до 2,0 куб.м; СУГ — до 2,5 л; при газодизельном цикле — до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива; 15.8. для автомобиля и автопоезда (кроме самосвального), выполняющих работу, учитываемую в т·км, дополнительно нормируется расход топлива на каждые 100 т·км: бензина — до 2,0 л; дизельного топлива — до 1,3 л; СПГ — до 2,0 куб.м; СУГ — до 2,5 л; при газодизельном цикле — до 1,2 куб.м СПГ и до 0,25 л дизельного топлива; 15.9. для самосвала и самосвального автопоезда грузоподъемностью до 10 т для выполнения операции разгрузки дополнительно нормируется расход топлива на каждую ездку с грузом для каждой единицы подвижного состава в количестве 0,25 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 куб.м — СПГ; для самосвала грузоподъемностью от 10 до 20 т на каждую ездку с грузом дополнительно нормируется расход топлива в количестве 0,5 л дизельного топлива, свыше 20 т — 1,0 л дизельного топлива; 15.10. для самосвала и самосвального автопоезда, работающих в карьерах, дополнительно нормируется расход топлива на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки: грузоподъемностью до 10 тонн — 0,2 л; грузоподъемностью от 10 тонн до 20 тонн — 0,3 л; грузоподъемностью свыше 20 тонн — 0,4 л; 15.11. при работе самосвала с самосвальным прицепом линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну массы прицепа плюс 50 % веса перевозимого на прицепе груза (при коэффициенте использования пробега 0,5): бензина — до 2,0 л; дизельного топлива — до 1,3 л; СПГ — до 2,0 м3; СУГ — до 2,5 л.; при газодизельном цикле — до 1,2 м3 СПГ и до 0,25 л дизельного топлива; 15.12. для самосвала (самосвального автопоезда) при эксплуатации с коэффициентом использования пробега свыше 0,5 дополнительный расход топлива устанавливается на каждые 100 ткм выполненной транспортной работы: бензина — до 2,0 л; дизельного топлива — до 1,3 л; СПГ — до 2,0 м3; СУГ — до 2,5 л.; при газодизельном цикле — до 1,2 м3 СПГ и до 0,25 л дизельного топлива; Для самосвала (самосвального автопоезда) при эксплуатации с коэффициентом использования пробега ниже 0,5 дополнительный расход топлива понижается на каждые 100 ткм выполненной транспортной работы: бензина — до 2,0 л; дизельного топлива — до 1,3 л; СПГ — до 2,0 м3; СУГ — до 2,5 л.; при газодизельном цикле — до 1,2 м3 СПГ и до 0,25 л дизельного топлива; 15.13. на работу автономного отопителя (отопителей) автобусов расход топлива определяется исходя из продолжительности работы транспортного средства на линии и в зависимости от температуры окружающего воздуха: от +10°С до 0°С — до 50 % продолжительности работы автобуса на линии; ниже 0°С — до 100 % продолжительности работы автобуса на линии; 15.14. на работу автономного отопителя (отопителей) механического транспортного средства (кроме автобусов), машины, механизма и оборудования расход топлива определяется исходя из фактического времени его работы и устанавливается на период с 1 ноября по 31 марта. 16. Для специального легкового автомобиля, не имеющего конструктивных отличий от базовой модели по двигателю, коробке передач, главной передаче, шинам, колесной формуле, кузову и др., влияющих на расход топлива, и не отличающегося от базовой модели снаряженной массой, допускается применять утвержденную линейную норму на соответствующую базовую модель легкового автомобиля. 17. При эксплуатации специального грузового автомобиля, отличающегося от базовой модели только снаряженной массой и не имеющего конструктивных отличий, влияющих на расход топлива, линейная норма расхода топлива увеличивается (уменьшается) на каждую тонну превышения (снижения) веса такого автомобиля относительно базовой модели: работающего на бензине — до 2,0 л; дизельном топливе — до 1,3 л; СПГ — до 2,0 куб.м; СУГ — до 2,5 л. 18. В случае, если завод-изготовитель или его официальный представитель аргументированно подтверждает, что модификация автомобиля не имеет конструктивных отличий от базовой модели, которые влияют на расход топлива, может применяться утвержденная линейная норма на соответствующую базовую модель автомобиля.

Архив ноябрь 2011 года

| <<< Навигация

На основании Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. N 985 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь», Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.

2. Республиканскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» давать разъяснения по вопросам, связанным с применением Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной настоящим постановлением.

3. Признать утратившими силу:

постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 16 июня 2005 г. N 28 «Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» ;

постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 17 августа 2007 г. N 47 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» ;

постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 9 января 2008 г. N 1 «О внесении дополнения в Инструкцию о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 41, 8/17927).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2009 г.

Первый заместитель Министра Н.П.Верховец

УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 31.12.2008 N 141

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, МАШИН, МЕХАНИЗМОВ И ОБОРУДОВАНИЯ

1. Инструкция о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (далее — Инструкция) устанавливает порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.

2. Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с настоящей Инструкцией, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.

При эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автомобильных перевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций или индивидуальными предпринимателями.

3. Для целей настоящей Инструкции используются следующие термины и их определения:

автомобиль — механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания (далее — двигатель), имеющее не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, за исключением тракторов и самоходных машин;

автомобиль оперативного назначения — автомобиль, имеющий специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию (проблесковые маячки и звуковые сигналы с чередованием тонов);

линейная норма расхода топлива — объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива;

дополнительный расход топлива — объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования сверх установленной нормы при определенных условиях эксплуатации;

норма расхода топлива на выполнение транспортной работы — объем топлива, потребляемый сверх линейной нормы расхода топлива двигателем автомобиля на перевозку одной тонны груза на 100 км (тонно-километр);

норма расхода топлива на ездку с грузом — объем топлива, потребляемый двигателем самосвала или самосвального автопоезда для выполнения операции разгрузки одного кузова;

норма расхода топлива на выполнение определенного вида работ трактором, машиной, механизмом и оборудованием — объем топлива, потребляемый двигателем трактора, машины, механизма и оборудования с учетом конкретных режимов работы за один машино-час или за выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) контейнера и тому подобное);

временная норма расхода топлива — объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом)-изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации;

машино-час — фактическое время работы трактора, машины, механизма и оборудования, измеренное в астрономических часах;

снаряженная масса — масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей и другими жидкостями) и укомплектованного запасным колесом, инструментом и другими принадлежностями механического транспортного средства с водителем без учета массы груза, пассажиров и багажа;

зимние условия эксплуатации — эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0 °С;

коэффициент использования грузоподъемности — отношение фактически выполненной транспортной работы к транспортной работе, выполняемой при условии полного использования грузоподъемности автомобиля, прицепа или полуприцепа;

международные автомобильные перевозки — автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством.

4. Единицы измерения норм расхода топлива для целей настоящей Инструкции:

литр на 100 километров пробега (далее — л/100 км) — для автомобиля, работающего на бензине, дизельном топливе или сжиженном углеводородном газе (далее — СУГ);

литр на машино-час работы трактора, машины, механизма и оборудования (далее — л/маш.-ч);

литр (далее — л) на выполнение одной операции трактором, машиной, механизмом и оборудованием.

5. Повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или индивидуального предпринимателя на основании настоящей Инструкции.

6. Нормы расхода топлива на модели (модификации) механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь в качестве рекомендуемых и в течение года проходят эксплуатационную проверку в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование. По истечении указанного срока нормы расхода топлива при необходимости корректируются с учетом результатов эксплуатационной проверки и устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций в качестве обязательных для применения.

Руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

7. В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более шести месяцев.

В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводом-изготовителем, временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

В случае отсутствия установленной нормы расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования организациями, осуществляющими свою деятельность за пределами Республики Беларусь, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь, учет расхода топлива до ее установления производится по временной норме.

8. Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных ответственным лицом организации, эксплуатирующей механическое транспортное средство, машину, механизм и оборудование, на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме согласно приложению.

При эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования за пределами Республики Беларусь порядок определения и учета температуры окружающего воздуха устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.

9. Норма расхода топлива на механическое транспортное средство или машину, работающих на СУГ или СПГ, при отсутствии установленной нормы расхода СУГ или СПГ принимается выше соответствующей нормы расхода бензина для соответствующей модели (модификации):

СПГ — не более 5%;

СУГ — не более 25%.

10. Повышение нормы расхода топлива осуществляется при эксплуатации:

10.1. механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях эксплуатации — не более 10%.

Для механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и тому подобное), данное повышение не применяется;

10.2. автомобиля в городах с численностью населения:

от 100 до 300 тысяч человек — не более 5%;

от 300 тысяч до 1 миллиона человек — не более 10%;

от 1 до 3 миллионов человек — не более 15%;

свыше 3 миллионов человек — не более 25%;

10.3. автомобиля с частыми технологическими остановками (более чем одна остановка на один километр пробега) — не более 10%;

10.4. автомобиля по пересеченной местности, грунтовым, внутрикарьерным или отвальным дорогам (по полю во время проведения сельскохозяйственных или лесозаготовительных работ, строительстве и обслуживании линий электропередачи и подстанций, мелиоративных сооружений, газо- и нефтепроводов и тому подобное) — не более 20%;

10.5. автомобиля в условиях сезонной распутицы, снежных заносов, при сильном снегопаде, гололедице на срок не более одного месяца в году (суммарно по дням в течение года), установленный руководителем организации или индивидуальным предпринимателем на основании данных Гидрометеоцентра Республики Беларусь (при эксплуатации автомобиля за пределами Республики Беларусь — по данным Гидрометеоцентра Республики Беларусь или метеорологической службы соответствующей страны), — не более 35%;

10.6. автомобиля по свежеотсыпанному полотну при строительстве дорог или движущегося со скоростью до 20 км/ч — не более 10%;

10.7. автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством по улицам города или населенного пункта, — не более 20%. При этом нормы подпунктов 10.2, 10.6 настоящего пункта не применяются;

10.8. автомобиля в горной местности, имеющей высоту над уровнем моря:

от 500 до 1500 м — не более 5%;

от 1501 до 2000 м — не более 10%;

от 2001 до 3000 м — не более 15%;

свыше 3000 м — не более 20%;

10.9. автомобиля на дорогах, имеющих подъемы от четырех и более процентов, — не более 10%;

10.10. автомобиля, оборудованного багажником или световой сигнализацией, установленными на крыше, со скоростями движения, превышающими 60 км/ч, — не более 5%;

10.11. автомобиля оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками красного и (или) синего цвета и специальным звуковым сигналом со скоростями, превышающими установленные ограничения скорости, а также механических транспортных средств, сопровождаемых ими, — не более 20%;

10.12. автомобиля, задействованного в оперативно-розыскной деятельности на основании статьи 7 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 57, 2/64) или задействованного в охране правопорядка, — не более 10%;

10.13. механического транспортного средства, оборудованного кондиционером, установкой «климат-контроль» или дополнительным автономным подогревателем двигателя, работающим в автоматическом режиме, — не более 7%;

10.14. автомобиля, оснащенного автоматической коробкой передач (далее — АКПП), — не более 6% (от линейной нормы, взятой по модели автомобиля, имеющего аналогичный тип кузова, объем и мощность двигателя, оснащенного механической коробкой передач). Если линейная норма расхода топлива установлена с учетом АКПП, то данное повышение не применяется;

10.15. нового или прошедшего капитальный ремонт автомобиля на первую тысячу километров пробега — не более 10%;

10.16. нового или прошедшего капитальный ремонт трактора, машины на первые шестьдесят машино-часов работы — не более 10%;

10.17. механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования с истекшим нормативным сроком службы (в соответствии с Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. N 186 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 114, 8/7489), — не более 8%.

11. При перевозке грузов грузовым или грузо-пассажирским автомобилем (кроме самосвала <1>) без учета транспортной работы в тонно-километрах, а также при перевозке технологического оборудования или грузов, на которую не оформляется товарно-транспортная накладная, линейная норма расхода топлива повышается не более чем на 10%.

<1> Линейная норма расхода топлива самосвала установлена с учетом коэффициента использования грузоподъемности 0,5.

12. При эксплуатации автомобиля на участках дорог с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенного пункта линейная норма расхода топлива понижается не более чем на 15% (за исключением учебной езды).

13. При использовании дизельного топлива с присадкой FP-4000 линейная норма расхода топлива дополнительно понижается не более чем на 5%.

14. Повышение (понижение) нормы расхода топлива, предусмотренное в подпунктах 10.1 — 10.5, 10.8, 10.9 пункта 10, пунктах 12 и 13, распространяется на линейные нормы расхода топлива и нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы.

15. При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности.

16. Дополнительный расход топлива устанавливается при:

16.2. эксплуатации автомобиля с прицепом (полуприцепом) или при буксировке автомобиля, машины и механизма линейная норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа, буксируемого автомобиля, машины и механизма): бензина — не более 2,0 л; дизельного топлива — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 куб.м; СУГ — не более 2,5 л; при газодизельном цикле — не более 1,2 куб.м СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива;

16.3. простое автомобиля на объектах, условия работы которых предусматривают работу двигателя автомобиля во время стоянки, на один час простоя не более 10% от величины линейной нормы расхода топлива.

Данный расход устанавливается также для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей, при отсутствии автономного отопителя и температуре окружающего воздуха ниже +10 °С;

16.4. работе автономного отопителя автомобиля при температуре окружающего воздуха:

от +10 °С до 0 °С — не более 50% продолжительности работы на линии;

ниже 0 °С — не более 100% продолжительности работы на линии;

от +10 °С и ниже — не более 100% продолжительности работы на линии (для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей);

16.5. запуске дизельного двигателя, оборудованного пусковым двигателем, работающим на бензине, при:

положительной температуре окружающего воздуха — не более 3% от общего расхода дизельного топлива;

отрицательной температуре окружающего воздуха — не более 5% от общего расхода дизельного топлива.

17. При эксплуатации автомобиля, задействованного в обучении управлению механическим транспортным средством, на автодроме 1 маш.-ч выполнения упражнений приравнивается к расходу топлива на 20 км пробега.

18. При эксплуатации автомобиля, работающего на СПГ и СУГ, расход бензина на один запуск двигателя устанавливается от линейной нормы расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающего воздуха:

свыше +5 °С — не более 1% (для инжекторных двигателей);

от +5 °С до -10 °С — не более 3%;

ниже -10 °С — не более 5%.

19. При эксплуатации самосвала с самосвальным прицепом или седельного тягача с самосвальным полуприцепом расход топлива повышается на каждую тонну снаряженной массы прицепа (полуприцепа) и 50% массы перевозимого на прицепе груза (при коэффициенте использования грузоподъемности 0,5): бензина — не более 2,0 л; дизельного топлива — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 куб.м; СУГ — не более 2,5 л; при газодизельном цикле — не более 1,2 куб.м СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива.

20. При эксплуатации самосвала (самосвального автопоезда) с коэффициентом использования грузоподъемности, отличающимся от 0,5, расход топлива повышается или понижается на каждые 100 т·км перевыполненной или недовыполненной транспортной работы по отношению к транспортной работе, выполняемой при коэффициенте использования грузоподъемности 0,5: бензина — не более 2,0 л; дизельного топлива — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 куб.м; СУГ — не более 2,5 л; при газодизельном цикле — не более 1,2 куб.м СПГ и не более 0,25 л дизельного топлива.

21. При эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом на каждую ездку с грузом в зависимости от грузоподъемности:

до 10 т — не более 0,25 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 куб.м — СПГ;

от 10 до 20 т — не более 0,5 л дизельного топлива;

свыше 20 т — не более 1,0 л дизельного топлива.

22. При эксплуатации самосвала или самосвального автопоезда, а также седельного тягача с самосвальным полуприцепом, работающего в карьере, на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки в зависимости от грузоподъемности:

до 10 т — не более 0,2 л бензина, дизельного топлива или СУГ; 0,3 куб.м — СПГ;

от 10 до 20 т — не более 0,3 л дизельного топлива;

свыше 20 т — не более 0,4 л дизельного топлива.

23. При перемещении в зонах технического обслуживания и текущего ремонта для автомобилей, работающих на СПГ и СУГ, расход бензина устанавливается в размере не более 10% от линейной нормы расхода бензина, установленной для соответствующей модели автомобиля.

24. На внутригаражные разъезды и технические надобности (технические осмотры, регулировочные работы, приработку деталей двигателя автомобиля после ремонта) ежемесячный расход топлива не должен превышать 0,5% от общего его количества, потребляемого эксплуатируемыми автомобилями, при отсутствии экономии.

25. При эксплуатации специального автомобиля:

25.1. не имеющего конструктивных отличий от аналогичной модели по двигателю, коробке передач, главной передаче, шинам, колесной формуле, кузову, снаряженной массе, влияющих на расход топлива, применяется установленная линейная норма расхода топлива на соответствующую модель (модификацию) автомобиля;

25.2. отличающегося от аналогичной модели только снаряженной массой и не имеющего других конструктивных отличий, влияющих на расход топлива, линейная норма расхода топлива повышается (понижается) на каждую тонну превышения (снижения) массы такого автомобиля: работающего на бензине — не более 2,0 л; дизельном топливе — не более 1,3 л; СПГ — не более 2,0 куб.м; СУГ — не более 2,5 л.

26. Если организацией (заводом)-изготовителем или ее официальным представителем письменно подтверждено, что конкретная модификация механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования не имеет конструктивных отличий от соответствующей модели механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, влияющих на расход топлива, то применяется норма расхода топлива на соответствующую модель механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования.

Приложение
к Инструкции о порядке
применения норм расхода
топлива для механических
транспортных средств, машин,
механизмов и оборудования

ЖУРНАЛ регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха
Наименование организации __________________________________________________
——+——T——————+————+——————+—————+——— ¦ ¦ ¦ Автомобиль ¦ ¦ ¦ Фамилия, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(регистрационный,¦Температура¦ Особые ¦имя, отчество ¦ ¦ ¦Дата¦Время¦ гаражный или ¦окружающего¦метеорологические¦ответственного¦Подпись¦ ¦ ¦ ¦ инвентарный ¦воздуха, °С¦ условия ¦ лица ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ номер) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +—-+——+——————+————+——————+—————+——-+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ +—-+——+——————+————+——————+—————+——-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Право Беларуси 2007

карта новых документов

В связи со значительным количеством обращений, поступающих от субъектов хозяйствования Беларуси, касающихся вопросов применения и установления норм расхода топлива, Минтранс информирует о следующем.

В соответствии с Положением о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 марта 2016 г. № 216, нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.

Согласно , Минтранс разрабатывает и утверждает нормы в области транспортной деятельности.

В соответствии с предоставленной компетенцией Минтрансом принято постановление от 31 декабря 2008 г. № 141 «Об утверждении Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования».

Согласно п. 7 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования (далее – Инструкция) в случае отсутствия установленной нормы расхода топлива до ее установления учет расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в Республике Беларусь производится по временной норме на срок не более шести месяцев.

Согласно п. 3 Инструкции временная норма расхода топлива – это объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования в инструкции по эксплуатации.

В случае отсутствия контрольного расхода топлива, установленного заводомизготовителем, согласно п. 7 Инструкции временная норма расхода топлива при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем также на срок не более 6 месяцев.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь БелНИИТ «Транстехника» аккредитован Национальным органом по аккредитации Республики Беларусь – республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный центр аккредитации» на определение расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование.

Разработка норм расхода топлива на механические транспортные средства, суда, машины, механизмы и оборудование производится БелНИИТ «Транстехника» в соответствии с Методикой выполнения измерений расхода топлива при разработке линейных норм расхода топлива на механические транспортные средства и норм расхода топлива на суда, машины, механизмы и оборудование, согласованной в установленном порядке с РУП «Белорусский государственный институт метрологии».

По мнению Минтранса, нормы расхода топлива, разработанные институтом на основании обработки результатов измерений, применяются организациями и индивидуальными предпринимателями – заказчиками работ при учете затрат до их утверждения нормативным правовым актом, в частности постановлением Минтранса. Данная позиция обусловлена необходимостью проведения эксплуатационной проверки в организациях, эксплуатирующих соответствующие механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование, последующей корректировкой норм с учетом результатов эксплуатационной проверки.

Нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника» по заявкам заказчиков работ, обобщаются, систематизируются и принимаются постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, после чего становятся обязательными для применения организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование.

По мнению Минтранса, затраты на топливо, рассчитанные в соответствии с нормами расхода топлива, разработанными аккредитованными лабораториями, в частности БелНИИТ «Транстехника», не относятся к сверхнормативным.

В настоящее время принимаются меры по пересмотру и актуализации норм расхода топлива в области транспортной деятельности.

Соответствующие разъяснения направлены в адрес Министерства по налогам и сборам.

Разъяснение опубликовано 29 июля 2019 г. на сайте Минтранса (www.mintrans.gov.by).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *