Инструкция по эксплуатации МКД
Содержание
Наличие комплектной технической документации на многоквартирный дом является важным условием для завершения правовых действий в отношении объекта недвижимости: от окончания строительства до смены управляющей организации. Судебная практика рассмотрения спорных ситуаций при передаче такой технической документации это подтверждает.
В соответствии с требованиями п. 24 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме инструкция по эксплуатации многоквартирного дома (далее – Инструкция) является одним из документов, входящих в состав технической документации дома, введенного в эксплуатацию после 01.07.2017 г.
Так, застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры Инструкции: в ТСЖ, одному из собственников помещений и в муниципальный архив.
Важным значением Инструкции является тот факт, что она является источником информации о параметрах элементов общего имущества, которые необходимы для объективного расчета платы за содержание жилого помещения.
Центр муниципальной экономики предлагает разработку инструкции по эксплуатации многоквартирного дома.
Работа выполняется по следующим основным направлениям:
- сбор общих сведений о многоквартирном доме (о застройщике, проектировщиках и подрядчиках, строительстве, характеристиках элементов многоквартирного дома (в том числе, технических паспортов оборудования));
- разработка рекомендаций по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, срокам службы объектов (элементов) общего имущества и прочих разделов Инструкции;
- оформление Инструкции.
При разработке инструкции учитываются требования нормативных и технических документов в сфере содержания и ремонта многоквартирных домов и внутридомового оборудования.
Посмотреть выполненные работы
Дополнительную информацию
можно получить по телефону (495) 133-0502,
контактное лицо –
Тихомирова Марина Алексеевна.
Передача технической документации многоквартирным домом (далее – МКД) на всех этапах от строительства до передачи управления при смене управляющей организации всегда являлось и является острой проблемой, несмотря на сроки и обязанность ее передачи, прописанные в законе.
После введения немаленьких административных штрафов ситуация немного улучшилась. Проблемы с технической документации на дома – новостройки более-менее урегулированы, так как в момент их сдачи в эксплуатацию законодатель уже установил ее необходимый перечень и формы.
Но в старом жилом фонде зачастую все печально: ведь в переходные периоды становления законодательства, развала и смены страны, власти, законов, различных форм организаций, их исчезновения в никуда, техническая документация в МКД либо отсутствовала, либо исчезала вместе с пропавшими организациями. Да и требования к ней раньше были иные, чем сейчас. Даже можно сказать, что особо никаких не было в силу законодательного неурегулирования в переходный период при развале одной страны и создании другой.
Если бы надзорные органы не стремились рьяно пополнять бюджет за счет организаций, штрафуя их за малейшие «нарушения» (по их мнению), когда все неустранимые сомнения никогда не трактуются в нашей стране ни судами, ни проверяющими в пользу того, которого они должны трактоваться, то и вопросы по сохранности и передаче технической документации МКД не стояли бы так остро перед управляющими организациями.
Перечень технической и иной документации МКД установлен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства № 491 от 13 августа 2006 года (далее Правила 491).
Пунктом 24 Правил 491 установлено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Пунктами 24-26 Правил 491 установлен состав технической и иной документации многоквартирного дома.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 Правил 491 в состав технической документации на МКД обязательно входит инструкция по эксплуатации МКД по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Указанная инструкция включает в себя:
-
рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества;
-
рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества;
-
также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Согласно пункту 25 Правил 491 Застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях):
первый экземпляр — товариществу собственников жилья (далее – ТСЖ), созданному в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме;
второй экземпляр — по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае если товарищество не создано), либо лица, принявшего от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче;
третий экземпляр — в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.
Таким образом, обязанность застройщика передать инструкцию МКД закреплено в Правилах с 2006 года, хотя по факту этот документ не всегда изготавливается застройщиком при строительстве дома, еще реже его передают управляющей организации.
Форма и содержание инструкции МКД установлены Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 № 45 «Об утверждении Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома» (далее – Приказ 45).
Пунктом 13 Приказа 45 установлено, что Застройщик не позднее дня, следующего за днем получения разрешения на введение объекта (многоквартирного дома) в эксплуатацию, направляет в адрес товарищества собственников жилья уведомление в письменной форме о передаче первого экземпляра инструкции с указанием места передачи.
Если на дату получения застройщиком разрешения на введение МКД в эксплуатацию в доме не создано ТСЖ, застройщик не позднее дня, следующего за днем получения разрешения на введение МКД в эксплуатацию, обязан разместить информацию о месте нахождения и порядке передачи второго экземпляра инструкции. Информация размещается на информационных стендах (на иных объектах, оборудованных для размещения информации), расположенных на прилегающей к МКД территории (на земельном участке, на котором расположен данный дом), в подъездах МКД, а также по месту нахождения застройщика.
Пунктами 17,18 Приказа 45 предусмотрено право любого собственника обратиться к Застройщику за получением инструкции, а также сведения, которые должны содержаться в таком требовании обратившегося собственника:
-
фамилию, имя, отчество обратившегося лица;
-
реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, кем и когда выдан);
-
место жительства, если собственником жилого помещения является физическое лицо;
-
либо полное наименование, организационно-правовая форма, адрес места нахождения, если собственником жилого помещения является юридическое лицо;
-
адрес места нахождения жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме;
-
реквизиты правоустанавливающего документа на жилое помещение;
-
прилагается копия правоустанавливающего документа на жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, инструкция по эксплуатации которого подлежит передаче.
В течение 5 дней Застройщик должен принять письменное решение о передаче или отказе в передаче второго экземпляра инструкции собственнику, которое должно быть доведено до обратившегося собственника.
Кроме того, пунктом 21 Приказа 45 предусмотрено, что информация о факте передачи второго экземпляра Инструкции должна быть размещена застройщиком на информационных стендах в течение 1 рабочего дня, следующего за днем передачи второго экземпляра инструкции.
Естественно, если второй экземпляр уже передан иному собственнику, то Застройщик отказывает собственнику, обратившемуся позже. В письменном отказе обязательно должны быть указаны причины отказа, в том числе и сведения о собственнике жилого помещения МКД, которому уже передан экземпляр инструкции.
В случае, если никто из собственников не обратился к застройщику за инструкцией, Застройщик оставляет ее на хранение и обязан хранить документ в течение 3 лет (пункт 24 Приказа 45).
Третий экземпляр инструкции передается в муниципальный архив муниципального образования согласно законодательству об архивном деле (пункт 26 Приказа 45).
Все экземпляры инструкции в бумажном виде и электронном носителе (магнитном или цифровом) передаются под расписку. Требования к расписке содержаться также в пункте 26 Приказа 45. Расписка составляется в двух экземплярах, один экземпляр которой должен храниться у застройщика в течение 3 лет.
Приказ 45 также содержит раздел IX, устанавливающий правила хранения инструкции МКД.
Первый и второй экземпляр инструкции подлежит хранению у лиц, ее получивших.
Однако они подлежат передаче управляющей организации (далее – УО), если она осуществляет управление МКД на основании договора управления (пункт 27 Приказа 45) и в договоре управления указано условие о хранении инструкции в УО.
Также Приказ 45 предусматривает возможность передачи первых и вторых экземпляров инструкции, хранящихся у Застройщика, управляющей организации, ТСЖ, жилищному кооперативу (ЖК) или жилищно-строительному кооперативу (ЖСК), осуществляющему управление МКД, либо любому собственнику при непосредственном управлении (пункт 28).
УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК должны обеспечить финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для хранения и комплектования инструкции, а также доступ и возможность использования инструкции иными заинтересованными лицами.
Собственники помещений МКД и управляющая организация вправе пользоваться инструкцией, делать копии и выписки из нее. Если у собственников и (или) иных заинтересованных лиц не имеется возможности воспользоваться первым и вторым экземпляром инструкции, они вправе обратиться в архив за получением копии третьего экземпляра.
Пунктом 36 Приказа 45 установлены случи, когда в инструкцию МКД вносятся изменения:
-
реконструкции (модернизации) отдельных элементов общего имущества в МКД;
-
проведения ремонтных, строительно-монтажных, отделочных и иных работ, влияющих на характеристики и свойства элементов общего имущества в МКД;
-
возникновения или изменения сроков службы объектов (элементов) общего имущества в МКД.
Самое интересное, что в пункте 37 Приказа 45 указано, что изменения разрабатываются лицом (лицами), осуществляющим управление МКД, на основании рекомендаций, сведений, информации и иных данных, предоставленных лицом, проводящим реконструкцию (модернизацию) отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, и (или) лицом, проводящим ремонтные, строительно-монтажные, отделочные и иные работы, влияющих на характеристики и свойства элементов общего имущества в МКД.
Как всегда, наш законодатель предложил самим управляющим организациям придумать, кто же будет оплачивать выполнение таких изменений, ведь для этого необходимы определенные познания (соответственно, специалист с заработной платой и налогами на нее), и по большей части в сфере проведения реконструкции и капитального ремонта, которым, кстати, управляющие организации вообще не занимаются с момента внесения изменений в законодательство в 2014 году.
Ну, а как не любят повышения цены на квартплату жители многоквартирных домов, думаю, всем известно. Будь их воля и возможность, они легко бы потребовали содержать их дом бесплатно. Хотя многие суды и надзорные органыи так с легкостью возлагают на управляющие организации обязательства, не спорю, предусмотренные законом, но которые должны, в силу тех же норм закона, быть в полной мере профинансированы собственниками. Но эти нормы об обязанности финансирования в полном объеме всех работ по содержанию МКД не обязательно, по-видимому, вспоминать судам, когда они выносят решения. Ведь тогда придется большую часть предписаний надзорных органов (ГЖН) признавать незаконными, а решения принимать в пользу управляющих организаций – «воров», а не в пользу ГЖН, РСО и иже с ними…
Судебная практика однозначно считает инструкцию МКД обязательной частью технической документации и при истребовании ее в обязательном порядке выносятся решения об удовлетворении таких требований.
Определение ВС РФ от 27 февраля 2018 г. № 309-ЭС17-23612.Постановлением кассационной инстанции отменено решение апелляции об отказе и оставлено в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении требования ТСЖ об истребовании технической документации, в том числе и инструкции МКД:
«…При отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, получение ответчиком индивидуализированного пакета документов от предыдущей управляющей организации либо застройщика, а равно документов, подтверждающих, какие действия предпринимались ответчиком в период управления по получению истребуемой документации от вышеназванных и иных лиц, суд округа пришел к выводу о том, что ответчиком, в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не реализовано бремя доказывания объективной невозможности исполнения обязанности по восстановлению и передаче технической документации».
Постановление 15 ААС от 22 июня 2018 г. № 15АП-8458/2018 по делу № А32-40783/2017:
«…Доказательства передачи застройщиком указанных жилых домов проектной и рабочей документации ответчику не представлено.
Из акта приема-передачи от 27.07.2017 следует, что истцу переданы технические паспорта МКД (пункт 3.9 уточненных требований) и списки собственников помещений в МКД (пункт 3.11 уточненных требований), а также имеющаяся в наличии информация об ИПУ (паспорта и акты опломбировки) (пункт 3.10 уточненных требований).
Пунктом 5 Положения о разработке, передаче, пользовании и хранении инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, утвержденное приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 01.06.2007 № 45, также предусмотрено, что инструкция по эксплуатации многоквартирного дома разрабатывается и изготавливается застройщиком или иным лицом, по заданию заказчика. Доказательства разработки и передачи указанной инструкции ответчику в материалы дела не представлены.
Обязанность по изготовлению отсутствующих документов и последующей их передаче другому лицу, осуществляющему управление жилым домом, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо не предусмотрена. Соответственно, обязанность по восстановлению утраченной документации может быть возложена только на ту организацию, у которой она имелась. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 22.04.2016 № 303-ЭС16-3028 по делу № А51-35762/2014.
Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств объективной возможности передачи истцу истребуемой документации, в отсутствие доказательств, подтверждающих передачу МУП «Городская управляющая компания» документации, указанной в разделах 1-5, 7, 8, 9 уточненных требований, а также частичную передачу истцу документации (пункты 3.9 — 3.11 уточненных требований) по акту приема-передачи, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Доводы заявителя о том, что указанная в акте от 14.10.2016 № 489/33-07-Дпост документация передана в органы Ростехнадзора, значения не имеют. При доказанности наличия данной документации в распоряжении ответчика, неразумные действия последнего по безвозвратной передаче всей документации третьему лицу, с учетом установленной законом обязанности по ее хранению управляющей компанией, основанием для освобождения ответчика от восстановления данной документации и ее передачи истцу не являются».
Таким образом, управляющим организациям, управляющим многоквартирными домами после вступления в действие Правил 491, которые не имеют в наличии инструкции многоквартирного дома в составе технической документации, желательно выяснить, кому и когда такая инструкция (первый и второй ее экземпляры) была передана застройщиком, а в случае невозможности получения ее оригинала или копии от этих лиц – обратиться в муниципальный архив за получением копии инструкции МКД.
Иначе вполне возможно придется самим и за свой счет осуществлять ее восстановление, если кто-либо захочет воспользоваться инструкцией МКД или запросит ее копию либо если придется передавать техническую документацию иной управляющей организации по окончании или расторжении договора управления.
Ведь при рассмотрении дел о передаче техдокументации суд вполне возможно посчитает именно вашу управляющую организацию обязанной восстановить инструкцию МКД, так как вами не предпринято никаких мер по ее истребованию в период управления домом. Ну а про составление протоколов органами ГЖН при наличии малейшей возможности и поводов для этого, думаю, и говорить не стоит…
Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих организаций и ТСЖ. Вся необходимая информация .
С уважением, Ильмира Носик.
Создание совета МКД
(Пошаговая инструкция для инициативной группы)
Решение о создании совета многоквартирного дома принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании. Для успешного проведения общего собрания необходимо, чтобы в доме появилась инициативная группа из числа самих собственников.
Инициаторами проведения общего собрания собственников могут быть собственник или несколько собственников помещений в данном доме (ст. 45 ЖК РФ).
Шаг 1. Создание инициативной группы собственников.
Собираем инициативную группу, в идеале от каждого подъезда по человеку, но можно действовать и в одиночку, помним, что главное в этом деле – инициатива.
Собрали команду единомышленников, сразу проводите заседание инициативной группы, чтобы обсудить проблемы и вопросы, которые волнуют вас и остальных жителей дома.
На повестке дня вопрос номер один – выбор Совета многоквартирного дома и Председателя Совета дома. Составляем список кандидатов, изучаем Положение о Совете и Председателе Совета, если необходимо, то вносим коррективы в рассматриваемые документы.
Итоговым документом должен стать протокол заседания инициативной группы, в котором выражены намерения инициаторов выйти на общее собрание и перечень вопросов которые они собираются обсудить с остальными жителями.
Приложение № 1 – Образец протокола заседания инициативной группы.
Итак, повестка дня планируемого собрания осознана, обсуждена с коллегами и сформулирована. Теперь надо ознакомить остальных жителей дома с вашей инициативой.
Шаг 2. Составление реестра собственников помещений
В реестр включаются собственники с указанием площади занимаемых ими помещений. За данной информацией члены инициативной группы могут обратиться в управляющую компанию. В случае отказа обращайтесь в органы местного самоуправления.
Приложение№ 2 –Образец реестра собственников помещений многоквартирного дома
Общее собрание собственников в очно-заочной форме
(посредством совместного присутствия собственников в определенном месте и в определенное время. При отсутствии кворума собрание продолжается обходом квартир собственников)
Шаг 3. Оповещение о предстоящем Общем собрании собственников.
Изготавливаем и размещаем в общедоступных местах объявления о предстоящем общем собрании не менее чем за 10 (десять) дней, до даты его проведения. В объявлении указываем сведения о лице (лицах) по инициативе которого проводится общее собрание, где, когда и во сколько состоится собрание, повестку дня, порядок ознакомления с информацией и материалами, которые будут представлены на данном собрании.
Очень важно помнить, что обсуждать на собрании можно только те вопросы, которые будут указаны в объявлении. Если что-то забыли, а потом вдруг вспомнили, прямо на собрании, то решения принятые по таким вопросам будут недействительными.
Приложение № 3 – Образец уведомления о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Приложение 3-а – Образец реестра вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников многоквартирного дома.
Шаг 4. Проведение общего собрания.
В день проведения собрания инициативная группа встречает в назначенном месте и в условленное время остальных собственников.
Составляется реестр собственников или уполномоченных лиц по доверенности пришедших на собрание.
Приложение № 4 – Регистрационные листы собственников помещений многоквартирного дома, принявших участие в голосовании.
Выбираем председателя собрания и секретаря для ведения протокола общего собрания. Не забываем, что голосуют только собственники или уполномоченные лица по доверенности поэтому каждый пришедший должен подтвердить своё право принимать решения, предъявив документ, удостоверяющий право собственности на помещение.
- Проводится обсуждение кандидатур в члены Совета, Председателя Совета.
- Проводится голосование.
Голосование должно быть проведено по каждому отдельному вопросу, указанному в повестке дня. Свою волю выражаем просто: – «за», «против», «воздержался».
Очень важно помнить, что собрание считается легитимным (правомочным), если на нём присутствовали собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Напоминаем, что измерителем в голосовании является – м2. Решение по вопросу создания Совета многоквартирного дома считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа голосов принимающих участие в общем собрании.
Приложение № 5: Образец протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
Шаг 5 Оформление результатов общего собрания собственников.
Секретарь общего собрания подсчитывает голоса и оформляет итоговый протокол.
Председатель и секретарь собрания оформляют сообщения о результатах проведения общего собрания и размещают их в местах, указанных в решении общего собрания, наиболее доступных для всех собственников.
Приложение № 6: Порядок уведомления (сообщения) собственников помещений о решениях, принятых общим собранием.
Шаг 6 Хранение документов.
Протоколы общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решения таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, хранятся в месте или по адресу, которые определены решением данного собрания.
Документация, подлежащая хранению при очно-заочной форме голосования:
- протокол заседания инициативной группы;
- объявления с повесткой дня общего собрания;
- реестр всех собственников;
- реестр собственников принявших участие в голосовании;
- протокол проведения общего собрания;
- уведомления, информирующие собственников об итогах прошедшего голосования.
Образцы документов
ДОВЕРЕННОСТИ НА УЧАСТИЕ В СОБРАНИИ
РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ЛИСТЫ СОБСТВЕННИКОВ ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В ГОЛОСОВАНИЕ
ПОРЯДОК УВЕДОМЛЕНИЯ СОБСТВЕННИКОВ О РЕШЕНИЯХ ПРИНЯТЫХ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ МКД
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ ИНИЦИАТИВНОЙ ГРУППЫ
ПРОТОКОЛ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
РЕЕСТР ВРУЧЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ
РЕЕСТР СОБСТВЕННИКОВ В МКД
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПОМЕЩЕНИЙ
ПЕРЕРАСЧЁТ ЗА ВРЕМЕННОЕ ОТСУТСТВИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
РАСЧЁТ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ
ВНЕСЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
О СТАНДАРТАХ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ
О ПЕРЕДАЧЕ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА
О РАСШИРЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ
* Председатель МКД. Функции председателя совета многоквартирного дома
* Что можно и нужно контролировать совету МКД
* Способы осуществления контроля советом дома за деятельностью управляющей организации
* Действия совета МКД при обнаружении факта (фактов) неисполнения управляющей организаций обязательств по договору управления
Почему необходимо выбрать совет МКД?
Для продуктивного взаимодействия с организациями жилищно-коммунального комплекса (МУП, управляющая компания) и оперативного принятия решений между жителями, необходимо выбрать уполномоченных представителей интересов всех жителей дома – так называемый совет дома, в который входят несколько инициативных и активных собственников.
Совет дома выбирается жителями на общем собрании и представляет интересы всего дома в управляющей компании, в органах муниципальной власти и прочих структурах. Совет дома – это уважаемые, активные, пользующиеся доверием всех жителей люди, которые заботятся о своем доме. Это помощники и контролеры для управляющей компании.
Совет дома наделен определенными полномочиями:
- оценивать и контролировать работу коммунальных служб как лично, так и опрашивая жильцов.
- контролировать сумму сборов по дому за ЖКУ и обоснованность их расходования;
- организовывать жителей дома в сплоченный коллектив в целях решения общедомовых проблем;
- следить за тем, как жильцы пользуются общим имуществом многоквартирного дома. Совет дома вправе сообщить о нарушителях в полицию и коммунальным службам;
- следить за техническим состоянием дома, своевременно сообщает в управляющую организацию о необходимых ремонтных работах, согласовывать срок исполнения;
- проводить общие собрания жильцов для обсуждения планов по уходу за домом или подъездом;
- участвовать в составлении дефектных актов и утверждении сметы необходимых ремонтных работ в доме и на придомовой территории и контролировать проведение указанных работ (качество, объем, соответствие, смета и т.д.);
- участвовать в комиссиях по приемке всех видов работ по содержанию и ремонту дома с правом подписи в акте приема-сдачи работ;
- ежемесячно совместно с представителем управляющей организации участвовать в снятии показаний общедомовых приборов учета;
- самостоятельно решать вопросы, относящиеся к его компетенции и не требующие проведения общего собрания собственников, а также совместно со старшими по подъездам готовить предложения для обсуждения на общих собраниях.