Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Содержание
ИНВЕНТАРЬ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Инвентарь и хозяйственные принадлежности — это часть материально-производственных запасов организации, используемая в качестве средств труда.
Перечень имущества, которое относится к инвентарю и хозяйственным принадлежностям, законодательством не установлен.
На практике под инвентарем и хозяйственными принадлежностями понимают:
– офисную мебель (столы, стулья и т. п.);
– средства связи (телефон, факс);
– электронную технику (фотоаппараты, диктофоны, видеокамеры, планшеты, видеорегистраторы и т. п.);
– кухонные бытовые приборы (кулеры, СВЧ-печи, холодильники, кофемашины, кофеварки и т. п.);
– инвентарь для уборки территорий, помещений и рабочих мест (швабры, метла, веники и т. п.);
– средства пожаротушения (огнетушители, пожарные шкафы и т. п.);
– осветительные приборы;
– туалетные принадлежности (бумажные полотенца, освежители воздуха, мыло и т. п.);
– канцтовары;
— инструменты и приспособления;
– столовая посуда и приборы;
— столовое бельё, санспецодежда, форменная одежда.
В данном перечне есть активы, которые отвечают всем признакам основных средств – служат более 12 месяцев, но недотягивают до них по стоимости – 40 000 руб. Мебель, телефоны, электронная техника и т. д.
Такие активы могут учитываться в составе материально-производственных запасов и на него амортизация не начисляется.
Поступившие на склад инвентарь и ХП отражается по дебету субсчета 10-9 Инвентарь и ХП и кредиту счета 60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Учет инвентаря, находящегося на складе, ведется по наименованиям в карточках или книгах складского учёта, или в электронном виде.
При выдаче инвентаря со склада составляется требование-накладная по форме № М-11.
При этом делается проводка: Дебет 25 (26, 44) Кредит 10-9 – отпущен со склада инвентарь, стоимость инвентаря списана на затраты.
Поскольку в момент передачи в эксплуатацию стоимость инвентаря полностью переносится на затраты, то на балансе эти ТМЦ уже не числятся. То есть, в бухгалтерском учёте их нет, а фактически они существуют.
Поскольку законодательством не урегулирован порядок учета инвентаря, переданного в эксплуатацию, организация должна разработать его самостоятельно.
Хозяйственный инвентарь в бухгалтерском учете — это…
Например в программе 1С учёт инвентаря, переданного в эксплуатацию ведётся на забалансовом счёте.
В целях обеспечения сохранности инвентаря и хозяйственных принадлежностей со сроком службы более 12 месяцев производят их маркировку краской, клеймением или прикреплением жетонов.
Для контроля над движением инвентаря по каждому материально-ответственному лицу можно вести ведомость учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей, находящихся в эксплуатации.
Материально-ответственные лица ведут ведомость ф. ОП-9 или журнал ф. ОП-19. В них фиксируются передача, возврат, выявление потерь и недостач столовой посуды и приборов.
В соответствии с законом о бухгалтерском учете предприятия обязаны проводить инвентаризацию материальных ценностей не менее 1-го раза в
год перед составлением годового баланса.
Инвентаризация инвентаря и хозяйственных принадлежностей на складе проводится аналогично инвентаризации других ТМЦ.
Задание 5.6. 1) Отразите результаты инвентаризации мягкого инвентаря в Сличительной ведомости. Сличительные ведомости составляют только по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. 2) Выявите недостачу и излишки. 3)Проведите взаимозачёт недостач и излишков. 4) Определите сумму окончательной недостачи, подлежащую взысканию с материально-ответственного лица.
Справка о наличии ТМЦ по данным бухгалтерского учёта на дату инвентаризации
Наименование инвентаря | Цена, р | Количество, шт. | Сумма, р |
1. Полотенце вафельное | |||
2. Колпак поварской | |||
3. Фартук официанта | |||
4. Куртка поварская | |||
5. Брюки поварские | |||
6. Салфетки лён-синтетика | |||
7. Скатерти льняные | |||
8. Китель поварской | |||
9. Салфетки льняные |
Выписка из инвентаризационной описи о фактическом наличии ТМЦ на складе
Наименование инвентаря | Цена, р | Количество, шт. | Сумма, р |
1. Полотенце вафельное | |||
2. Колпак поварской | |||
3. Фартук официанта | |||
4. Куртка поварская | |||
5. Брюки поварские | |||
6. Салфетки лён-синтетика | |||
7. Скатерти льняные | |||
8. Китель поварской | |||
9. Салфетки льняные |
Сличительная ведомость
Наименование материалов | Ед.изм. | Цена, р | По данным бухгалтерского учёта | Фактически | Результат инвентаризации | ||
Недостачи | Излишки | ||||||
Кол-во | Сумма, р | Кол-во | Сумма, | Кол-во | Сумма, р | Кол-во | Сумма, р |
1. Колпак поварской | Шт. | ||||||
2. Куртка поварская | Шт. | ||||||
3. Салфетки лён-синтетика | Шт. | ||||||
5. Китель поварской | Шт. | ||||||
6. Салфетки льняные | Шт. | ||||||
Итого | Х | Х |
Взаимозачёты: куртка поварская и китель поварской; салфетки лён-синтетика и салфетки льняные. Подлежит взысканию окончательная недостача 55 руб.
Хозяйственный инвентарь
Инвентарь и хозяйственные принадлежности
Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей
В составе материалов особое место занимает «Инвентарь и хозяйственные принадлежности», для учета которых предусмотрен счет 1080 с таким же названием.
Дело в том, что до недавнего времени такие ценности отражались на специальном счете «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». В связи с исключением из плана счетов отдельного счета появилась новая статья в группе материалов – инвентарь и хозяйственные принадлежности. Она включает в себя имущество, отвечающее одному из следующих критериев:
а) срок службы не более одного года;
б) предметы стоимостью до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Республике Узбекистан (на момент приобретения), за единицу (комплект) независимо от срока службы. Руководитель имеет право установить на отчетный год меньший предел стоимости предметов для их учета в составе инвентаря и хозяйственных принадлежностей.
Независимо от срока службы и стоимости в состав инвентаря и хозяйственных принадлежностей включают:
а) специальные инструменты и приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа);
б) специальная и санитарная одежда, специальная обувь;
в) постельные принадлежности;
г) канцелярские принадлежности (калькуляторы, настольные приборы и т.д.);
д) кухонный и столовый инвентарь, а также столовое белье;
е) временные (не титульные сооружения), приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ;
ж) сменное оборудование сроком эксплуатации менее одного года;
з) орудия лова (тралы, неводы, сети, снасти, мережи и т.п.).
Предприятия могут самостоятельно открыть счета для учета инвентаря, инструментов и хозяйственных принадлежностей в зависимости от их назначения и роли в финансово-хозяйственной деятельности.
Их стоимость полностью включается в затраты производства или расходы периода в момент передачи со склада в эксплуатацию.
Например, отпуск специальных инструментов в производственный цех:
- дебет 2010 «Основное производство»
- кредит 1080 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Или, передача калькулятора со склада в отдел бухгалтерии:
- дебет 9420 «Административные расходы»
- кредит 1080 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
Однако в целях обеспечения сохранности находящихся в эксплуатации инвентарь и хозяйственных принадлежностей в дальнейшем их учет необходимо вести на забалансовом счете 014 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации» в разрезе цехов, кладовых и индивидуальных пользователей.
В случае непригодности инвентаря и хозяйственных принадлежностей для дальнейшей эксплуатации (использования) их списание с забалансового счета производится на основании оформленного в установленном порядке акта на списание.