Инвентаризация расчетов с подрядчиками
Содержание
На счете 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитываются:
— расчеты учреждения с поставщиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги,
— расчеты с подрядчиками за выполненные работы,
— расчеты по начислению и выплатам сумм заработной платы, денежного довольствия и стипендий,
— расчеты по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат.
Аналитический учет расчетов с поставщиками за поставленные материальные ценности, оказанные услуги ведется бюджетными учреждениям в Журнале операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками или в Карточке учета средств и расчетов.
Аналитический учет расчетов по оплате труда и стипендиям ведется в Журнале операций расчетов по оплате труда.
Аналитический учет расчетов по оплате пенсий, пособий и иных социальных выплат ведется в Журнале по прочим операциям или в Карточке учета средств и расчетов.
К счету 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» бюджетными учреждениями открываются следующие счета:
0 302 01 000 «Расчеты по заработной плате»;
0 302 02 000 «Расчеты по прочим выплатам»;
0 302 03 000 «Расчеты по начислениям на оплату труда»;
0 302 04 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг связи»;
0 302 05 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг»;
0 302 06 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате коммунальных услуг»;
0 302 07 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате арендной платы за пользование имуществом»;
0 302 08 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате услуг по содержанию имущества»;
0 302 09 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг»;
0 302 10 000 «Расчеты по безвозмездным и безвозвратным перечислениям государственным и муниципальным организациям»;
0 302 11 000 «Расчеты по безвозмездным и безвозвратным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»;
0 302 12 000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
0 302 13 000 «Расчеты по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
0 302 14 000 «Расчеты по перечислениям международным организациям»;
0 302 15 000 «Расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения»;
0 302 16 000 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению»;
0 302 17 000 «Расчеты по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления»;
0 302 18 000 «Расчеты по прочим расходам»;
0 302 19 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению основных средств»;
0 302 20 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению нематериальных активов»;
0 302 21 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению непроизведенных активов»;
0 302 22 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению материальных запасов»;
0 302 23 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению ценных бумаг, кроме акций»;
0 302 24 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по приобретению акций и иных форм участия в капитале».
Операции по счету 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражаются следующими бухгалтерскими записями:
Корреспонденция счетов | ||
Дебет | Кредит | |
0 401 01 211 | 0 302 01 730 | Начислена заработная плата (денежное довольствие) штатным работникам бюджетного учреждения |
0 401 01 212 | 0 302 02 730 | Начислены дополнительные выплаты работникам учреждения |
0 106 04 340 | 0 302 01 730 | Начислена заработная плата работникам бюджетного учреждения, занятым в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг |
0 401 01 225 | 0 302 08 730 | Начислена заработная плата лицам по договорам гражданско-правового характера, при оказании услуг по содержанию имущества |
0 401 01 290 | 0 302 16 730 | Начислены стипендии |
0 401 01 261 | 0 302 15 730 | Начислены пенсии и пособия по социальному страхованию населения |
0 303 02 830 | 0 302 15 730 | Начислены пособия по временно нетрудоспособности работникам учреждения (с третьего дня периода временной нетрудоспособности) |
0 401 01 211 | 0 302 01 730 | Начислено пособие по временной нетрудоспособности работникам учреждения за первые два дня нетрудоспособности |
0 303 02 830 | 0 302 15 730 | Начислены пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет |
0 302 01 830 | 0 303 01 730 | Удержан НДФЛ из заработной платы штатных работников бюджетного учреждения |
0 302 16 830 | 0 303 01 730 | Удержан НДФЛ из заработной платы работников, не состоящих в штате бюджетного учреждения |
0 302 01 830 | 0 201 04 610 | Выдана заработная плата штатным работникам бюджетного учреждения |
0 302 07 830 | 0 201 04 610 | Выдана заработная плата лицам, не состоящим в штате бюджетного учреждения |
0 302 07 830 | 0 201 04 610 | Выдана стипендия |
0 302 15 830 | 0 201 04 610 | Выплачены пенсии и пособия по социальному страхованию населения |
0 302 19 830 | 0 206 19 660 | Получены от поставщиков основные средства в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 302 20 830 | 0 206 20 660 | Получены от поставщиков нематериальные активы в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 302 22 830 | 0 206 22 660 | Получены от поставщиков материальные запасы в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 302 07 830 | 0 206 07 660 | Получены арендные услуги в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 302 06 830 | 0 206 06 660 | Получены коммунальные услуги в счет перечисленной ранее предоплаты |
0 106 01 310 | 0 302 19 730 | Приняты к учету поставленные поставщиками основные средства |
0 106 04 340 | 0 302 22 730 | Приняты к учету материальные запасы по договору поставки |
0 401 01 221 | 0 302 04 730 | Приняты к учету услуги связи |
0 401 01 225 | 0 302 08 730 | Приняты к учету услуги по содержанию имущества, выполненные сторонними организациями |
0 302 04 830 | 0 201 01 610 | Оплачены ранее полученные услуги связи с банковских счетов учреждения |
0 302 06 830 | 0 201 01 610 | Оплачены коммунальные услуги с банковских счетов бюджетного учреждения |
0 302 18 830 | 0 201 01 610 | Оплачены со счетов в банках работы и услуги, отнесенные к прочим расходам |
0 302 22 830 | 0 201 01 610 | Оплачены материальные запасы со счетов в банках |
0 302 06 830 | 0 304 05 223 | Оплачены коммунальные услуги органами, организующими исполнение бюджетов |
0 302 08 830 | 0 304 05 225 | Оплачены услуги сторонних организаций по содержанию имущества органами, организующими исполнение бюджетов |
0 302 19 830 | 0 304 05 310 | Оплачены органами, организующими исполнение бюджетов, приобретенные основные средства |
0 302 22 830 | 0 304 05 340 | Оплачены материальные запасы органами, организующими исполнение бюджетов |
Более подробно с вопросами, касающимися бюджетного учета, бюджетной отчетности и налогообложения бюджетных учреждений, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Бюджетные учреждения».
Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками
Инвентаризация является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности. Для инвентаризации расчетов так же, как и для инвентаризации имущества, создается инвентаризационная комиссия. По итогам работы комиссии составляется акт инвентаризации. Однако инвентаризация имущества может начинаться с 1 октября, в то время как инвентаризацию расчетов можно провести только по окончании года. Различается и состав комиссии: при инвентаризации расчетов в комиссию не входят материально ответственные лица.
Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами. В них указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов.
В типовой конфигурации «Бухгалтерский учет» для этой цели предназначен отчет «Инвентаризация расчетов с контрагентами» (Отчеты — Специализированные — Инвентаризация расчетов с контрагентами). Отчет может быть сформирован либо с использованием унифицированной формы ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами», либо в виде произвольной формы.
Для формирования унифицированной формы ИНВ-17 необходимо установить флажок «Использовать унифицированную форму ИНВ-17». На этой же закладке указываются следующие данные, которые будут подставлены в печатную форму: номер и дата составления акта, председатель и члены комиссии. Таблица дебиторской задолженности может быть заполнена автоматически по данным учета по кнопке «Заполнить». При автоматическом заполнении задолженность в таблице отражается либо как подтвержденная, либо как с истекшим сроком исковой давности.
То, что срок исковой давности задолженности истек, определяется с использованием реквизита договора «Дата погашения обязательства» (должно пройти 3 года с даты, когда задолженность должна быть погашена). Графа «Не подтверждено» не заполняется автоматически ее необходимо заполнить вручную. Аналогичным образом заполняется таблица по кредиторской задолженности.
Для формирования произвольной формы необходимо снять флажок «Использовать унифицированную форму ИНВ-17». В реквизите «Тип задолженности» указать тип задолженности контрагентов, которую будет отражать отчет. Для выбора предлагается три варианта: дебиторская и кредиторская; дебиторская; кредиторская (рис.1).
Рис.1 Форма для получения отчета «Инвентаризация расчетов с контрагентами»
Установим счет, по которому производится инвентаризация — 60 и зададим параметры отчета (рис.2).
Рис. 2 Форма для ввода параметров отчета «Инвентаризация расчетов с контрагентами»
Сформируем данный отчет в произвольной форме, выбрав тип задолженности — «дебиторская и кредиторская» (рис. 3).
Рис.3 Экранная форма отчета «Инвентаризация расчетов с контрагентами»
Контрагент |
Договор |
Вид договора |
Счет |
Дебиторская задолженность |
Кредиторская задолженность |
Счет №10 от 0.01.2008 |
Краткосрочные обязательства |
||||
Счет №10 от 0.01.2008 |
Краткосрочные обязательства |
||||
Счет №10 от 0.01.2008 |
Краткосрочные обязательства |
||||
Счет №10 от 0.01.2008 |
Краткосрочные обязательства |
||||
Договор №2 от08.04.2007г. |
Долгосрочные обязательства |
Таким образом, использование механизма отчетов типовой конфигурации 1С: Бухгалтерия позволяет проводить систематический контроль и анализ взаиморасчетов с поставщиками, получать необходимые данные для оценки состояние дебиторской и кредиторской задолженности и своевременно принимать необходимые действия по ее оптимизации, улучшению показателей финансового состояния, а также позволяет соблюсти требования постоянно изменяющегося законодательства.
Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
ООО «РАЙТ ВЭЙС»
Пунктом 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) установлено, что составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.
Правила проведения инвентаризации регулируются Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (далее — Указания).
Согласно п. 1.2 Методических указаний дебиторская задолженность относится к имуществу организации, а кредиторская задолженность и резервы — к финансовым обязательствам.
Инвентаризация проводится путем проверки сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета на конец года, а также выявляется дебиторская и кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Согласно п. 3.44 Методических указаний инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке должны быть подвергнуты счета:
— 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
— 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
— 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
— 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
— 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
— 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
— 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
— 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
— 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
— 75 «Расчеты с учредителями»;
— 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
— 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
Документальное оформление инвентаризации
Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Указаний).
Результаты инвентаризации оформляются документально.
Первичные документы по отражению результатов инвентаризации разрабатываются организацией самостоятельно — за основу берутся, как правило, формы документов, приведенные в Приложениях 1 — 18 Указаний, а также содержащиеся в альбомах унифицированных форм.
Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а это значит, что выявленные несоответствия должны быть своевременно учтены на счетах бухгалтерского учета (не позднее 31 декабря отчетного года).
Инвентаризация расчетов с поставщиками и покупателями
Инвентаризация расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами подразумевает проверку обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.
Достоверно оценить правильность отражения сумм задолженности помогает сверка расчетов с названными лицами.
При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами и кредиторами организации проводят сверки взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами.
Акт сверки взаиморасчетов
Акт сверки составляется отдельно по каждому дебитору и кредитору в двух экземплярах.
Акт сверки позволяет не только выявить ошибки в ведении бухучета, но и избежать разногласий с контрагентами. Если дебитор организации подписывает документ, то он соглашается с состоянием расчетов и выражает готовность оплатить долг.
Акт сверки служит основанием для списания безнадежных долгов после окончания срока их исковой давности.
Акт сверки необходим также при обращении организации в суд с целью взыскания с контрагента долга за поставленные товары или оказанные услуги.
Форму акта сверки взаиморасчетов организации разрабатывают самостоятельно. В законодательстве не предусмотрено унифицированной формы данного документа (Письмо Минфина России от 18.02.2005 N 07-05-04/2).
При оформлении акта сверки, рекомендуем использовать следующие положения по его заполнению:
— в начале документа по центру следует написать наименование документа акт сверки, под ним перечислите наименования сторон;
— нужно указать договор или договоры между организациями, по которому составлен акт сверки расчетов. Претензии могут рассматриваться только в рамках действующих договоров;
— в табличной части для каждой из сторон-контрагентов должно быть отведено собственное поле для заполнения данных по общим позициям. Представьте ссылки на первичные документы (накладные, акты приема-передачи результатов выполненных работ/оказанных услуг, платежные поручения, кассовые ордера и т.д.). В конце таблицы подводят итоги по данным каждой из сторон для определения наличия или отсутствия задолженности, которая будет определена после сверки расчетов;
— в конце документа указывается итоговая сумма задолженности (конечное сальдо в денежном выражении) по результатам взаиморасчетов между организациями, по данным каждой из сторон-контрагентов. Определяется место для подписи сторон и Ф.И.О. уполномоченных лиц, подписавших акт. Он может быть подписан в качестве уполномоченных лиц единоличным исполнительным органом организации (генеральным директором, директором, президентом и т.д.) либо представителем, действующим на основании выданной таким органом доверенности.
Чтобы акт сверки стал правомерным, он должен быть подписан с обеих сторон уполномоченными лицами.
Основной частью акта сверки, которая несет в себе информацию о проведенных контрагентами хозяйственных операциях, является табличная часть, которая состоит из двух частей. В левой отражаются, как правило, факты хозяйственной деятельности организации — составителя документа. Она включает четыре столбца. В первом из них указывается порядковый номер записи, во втором — краткое содержание хозяйственной операции, в третьем и четвертом — ее денежное выражение по дебету или кредиту. Правая часть таблицы остается незаполненной; данные туда записываются контрагентом при проведении им сверки.
Таким образом, в рассматриваемый акт вносятся в хронологическом порядке записи обо всех проведенных организацией с участием конкретного контрагента операциях за определенный период. После чего подсчитываются обороты по дебету и кредиту и определяется конечное сальдо на нужную дату.
Если проблем и ошибок не возникло, то суммы, полученные после заполнения первой и второй вкладки, будут выглядеть зеркально в таблице.
Один экземпляр акта остается в бухгалтерии организации, второй направляется в организацию, с которой проводится сверка.
Контрагент, получивший этот акт, должен проверить все содержащиеся в нем данные и внести собственные.
Выявленные расхождения он также должен зафиксировать в этом акте.
После отражения всех необходимых сведений контрагент возвращает этот акт организации.
Исправление ошибок
В случае выявления несоответствий, образовавшихся в результате ошибочных действий бухгалтера, в учете должны быть составлены корректировочные записи в порядке, установленном п. 5 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.
Так, например ошибка отчетного года, выявленная до окончания этого года, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка.
Инвентаризационные разницы, выявленные в ходе инвентаризации, могут быть отражены следующим образом.
Дебет |
Кредит |
|
Исправлена ошибка, выявленная в результате инвентаризации расчетов с поставщиками, выразившаяся в неполном отражении в учете стоимости приобретенных товаров |
||
Списана кредиторская задолженность перед поставщиком (покупателем), по которой истек срок исковой давности |
60 (62, 76) |
|
Списана дебиторская задолженность перед поставщиком (покупателем), по которой истек срок исковой давности |
60 (62, 76) |
|
Сумма списанной дебиторской задолженности учтена за балансом |
Инвентаризация резервов по сомнительным долгам
Создавать резервы по сомнительным долгам организация обязана по всей «дебиторке», в том числе по задолженности поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам, задолженности работников и третьих лиц по предоставленным им займам.
Резерв создается в случае признания задолженности сомнительной.
Критерии, при наступлении которых задолженность считается сомнительной, устанавливаются предприятием самостоятельно (отражаются в учетной политике). Бухгалтер, который ведет счета учета расчетов, должен четко знать данные критерии и своевременно создавать резервы.
Если дебиторская задолженность отвечает понятию «сомнительная», бухгалтером должна оцениваться вероятность погашения долга и в соответствии с оценкой определяться величина резерва — чем выше эта вероятность, тем меньше размер резерва по сомнительному долгу, и наоборот — чем ниже вероятность того, что должник вернет долг, тем больше размер резерва.
Таким образом, в ходе инвентаризации резервов по сомнительным долгам инвентаризационной комиссией анализируется каждая сумма, отраженная на счете 63 на предмет соответствия ее утвержденным критериям и на ее соразмерность.
Отметим, что суммы резерва по сомнительным долгам на конец отчетного года (по результатам инвентаризации) учитываются способом, принятым в организации:
— либо с присоединением неизрасходованных сумм резерва (созданного годом раньше) к финансовым результатам и одновременным созданием нового резерва (этот способ учета прямо предусмотрен п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ);
— либо с пересмотром величины резерва, то есть с проверкой обоснованности сумм, которые числятся на счете 63, а при необходимости — с осуществлением соответствующих корректировок (данный способ продиктован нормами ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Пример
На конец года в учете организации числилась неизрасходованная сумма резерва по сомнительному долгу — 500 000 руб. В ходе инвентаризации было установлено, что вероятность погашения долга снизилась, поэтому указанный резерв было решено увеличить до 700 000 руб.
Бюджетные учреждения при формировании журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (далее — Журнал) руководствуются методическими указаниями, утв. приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее — Методические указания).
Записи в журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками делаются на основании первичных (сводных) учетных документов, которые подтверждают:
- принятие учреждением денежных обязательств перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями), иными участниками договоров (соглашений);
- исполнение (погашение) принятых денежных обязательств.
Конкретный перечень первичных документов, подшиваемых к журналу, положениями Методических указаний не установлен. Не установлен он и иными нормативными правовыми актами в области бухгалтерского (бюджетного) учета.
В соответствии с п. 9 федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее — СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), в целях организации и ведения бухгалтерского учета правила документооборота утверждаются актами учреждения. Следовательно, конкретный перечень документов, подшиваемых к журналу, учреждению необходимо разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике.
Как правило, при расчетах с поставщиками и подрядчиками в учреждение поступают акты выполненных работ (оказанных услуг), товарные и товарно-транспортные накладные и т.д. Соответственно, эти документы могут быть сброшюрованы в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Счет-фактура служит основанием для принятия покупателем к вычету сумм НДС, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 169 НК РФ).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ под первичным документом понимается документ, на основании которого оформляется факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Счет-фактура — исключительно документ налогового учета, он не является первичным документом и не может подшиваться к журналу операций в соответствии с Методическими указаниями.
Порядок хранения счетов-фактур определен в пп. 10, 11 правил заполнения счета-фактуры, утв. постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. Счета-фактуры хранятся в хронологическом порядке за соответствующий налоговый период:
- исходящие — по дате их выставления или составления (если счета-фактуры не подлежат направлению покупателю либо если направленные продавцом покупателю счета-фактуры не получены покупателем);
- входящие — по дате их получения.
Таким образом, выставленные бумажные счета-фактуры и полученные счета-фактуры хранятся отдельно.