Из чего состоит ломбардный механизм
ISSN 2311-8709 (Online) Финансовая система
ISSN 2071-4688 (Print)
ЛОМБАРДЫ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ И ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ Александр Николаевич СУХАРЕВ
доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права,
Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация
История статьи:
Принята 01.09.2015 Одобрена 12.11.2015
УДК 336.63 JEL: G21
Ключевые слова: ломбард, ломбардная деятельность, потребительский заем, залог, золото
Аннотация
Предмет. В статье рассматривается финансово-экономическая конструкция ломбарда. Цели. Анализ проблем реализации финансового механизма в ломбардной деятельности в России.
Методология. Методологическую основу исследования составили формальная логика и системный подход. Изучены эксклюзивные статистические и аналитические данные, касающиеся работы ломбардов.
Результаты. Раскрыта специфика ломбардной деятельности и ее нормативно-правовое регулирование. Показана роль ломбардов в обществе и экономике. Охарактеризованы отличия ломбардов от банков как финансовых учреждений, а также займов, выдаваемых ломбардами, от банковских кредитов. На конкретном примере рассмотрены финансовые параметры типичной (средней) ломбардной точки в России. Представлены качественная и количественная характеристики клиентуры типичного ломбарда в нашей стране. Определены перспективы развития ломбардной деятельности.
Выводы. Сделан вывод о том, что ломбарды, будучи исторически институциональной формой ростовщического капитала, в современном мире являются одной из разновидностей финансовых организаций, которые в среднем за длительный период времени получают обычную норму прибыли на вложенный капитал. Механизмом регулирования прибыльности в ломбардной деятельности служит внутри- и межотраслевая конкуренция. В этом плане ломбарды нельзя считать экономическим институтом, генерирующим владельцам сверхприбыль. Важными финансово-экономическими показателями, характеризующими работу ломбардов, считаются средний срок займа (фактическое количество дней нахождения денег у заемщика), средняя сумма займа, процент невыкупа вещей, средний срок реализации вещей. Магистральным направлением в ломбардной деятельности в России становится процесс вытеснения единичных ломбардов сетевыми, что приведет к снижению процентных ставок по потребительским займам, выдаваемым ломбардами. Это повлечет сокращение количества подобных учреждений в РФ и централизацию капитала в данной сфере.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В обществе по отношению к ломбардной деятельности существует несколько пренебрежительное отношение, а сами ломбарды рассматриваются скорее как «институциональная ловушка» — рудимент старой финансовой системы общества.
Ломбарды исторически возникли как институты ростовщического капитала и до сих пор продолжают существовать в экономике, несмотря на развитие кредитных отношений и повышение доступа населения к дешевому кредиту . Даже на Западе, где для населения доступны дешевые кредиты, до сих действует эта, казалось бы, архаичная форма предоставления займов . Ломбарды предоставляют населению «быстрые» займы, которые можно вообще не отдавать. Возвращать деньги этим учреждениям побуждает лишь желание определенной части клиентов получить обратно заложенную вещь.
В современной экономической литературе практически не исследуется финансовый механизм
ломбардной деятельности. Это происходит из-за представления о ломбарде как о примитивном финансовом институте. Внешне представляется, что его экономическая конструкция достаточно тривиальна и состоит в выдаче займа под залог вещей, которые (если сумма займа с процентами не возвращается) подлежат реализации, за счет чего погашаются обязательства перед ломбардом. Однако «финансовая модель» ломбарда не столь проста и имеет интересные особенности.
Ломбарды как финансовые учреждения не выполняют функцию трансформации сбережений в инвестиции, так как им запрещено принимать вклады, а сами займы носят краткосрочный характер и выдаются под большой процент на нужды, обычно не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Тем самым ломбарды, в отличие от банков, не являются движущей силой развития экономики. Фактические цели краткосрочных займов, выдаваемых ломбардами, отличаются от
целей кредитов, предоставляемых банками . Потребительские кредиты в основном используют на покупку вещей, что развивает потребление и увеличивает спрос на товары длительного пользования. Потребительские займы, получаемые в ломбардах, в основном идут на покрытие кассового разрыва. Клиентами ломбардов являются те граждане, которые в меньшей степени обладают способностью, волей и желанием планировать свои денежные доходы и расходы, осуществлять синхронизацию между ними и делать сбережения. Поэтому можно утверждать, что ломбарды существуют для обслуживания данной категории населения .
В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» таким учреждением считается юридическое лицо -специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом юридически ломбард не считается кредитной организацией, что следует из Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» . В названии такой организации обязательно должно присутствовать слово «ломбард».
Заметим, что по Федеральному закону от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» ломбарды не отнесены к микрофинансовым организациям, а свою работу осуществляют только в соответствии с положениями Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах». В РФ регулирование деятельности ломбардов возложено на Банк России.
Федеральным законодательством установлены следующие особенности деятельности данных учреждений:
• ломбарды могут заниматься исключительно предоставлением краткосрочных займов гражданам, хранением вещей и оказанием консультационных и информационных услуг. Иной предпринимательской деятельностью ломбарды заниматься не имеют права;
• ломбарды не имеют права пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными им на хранение вещами;
• ломбарды должны осуществлять свою работу ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени. Это требование направлено на защиту интересов
заемщиков путем обеспечения им возможности в любой календарный день и в рамках длительного времени в течение каждого дня погасить свою задолженность перед ломбардом, выкупив вещь;
• договор займа ломбарды с гражданином оформляют на залоговом билете;
• ломбарды не имеют права взыскивать с заемщиков плату за хранение заложенных вещей.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В ломбардах, в отличие от банков, должник может возвратить сумму займа в любой день без выплаты штрафов и комиссий. При этом взимание процентов осуществляется лишь за фактическое количество дней пользования средствами займа.
По российскому законодательству ломбарды не имеют права взыскивать с заемщиков штрафы и пени за ненадлежащее исполнение обязательств по договору займа. Заемщики обязаны только возвратить ломбарду сумму займа и проценты за его пользование (с учетом фактического количества календарных дней пользования этим займом). Даже в том случае, если заемщик не пришел за выкупом вещи в рамках срока займа, он имеет право погасить заем, уплатить проценты за фактическое количество дней пользования им и получить заложенную вещь (если она не была реализована и с учетом льготного периода) .
Следует отметить, что ломбарды могут также создаваться коллекционерами в целях скупки по низкой цене антикварных вещей или золота у граждан как лома.
По данным ФНС России о государственной регистрации юридических лиц, в 2015 г. в РФ были зарегистрированы 9 853 ломбардные организации, из которых около 8 тыс. реально осуществляли свою деятельность. В Москве действовали 1 248 ломбардов, в Московской области — 352, в Санкт-Петербурге — 313. В Чукотском АО вообще не было зарегистрировано ни одного. Учитывая, что каждая ломбардная организация может иметь и по несколько ломбардных точек, общее количество таких учреждений в России должно исчисляться десятками тысяч (точная статистика не ведется).
В РФ до сих пор отсутствуют достоверные официальные данные об объемах выдаваемых займов и прочих совокупных результатах деятельности ломбардов. Банк России хотя и начал собирать эту информацию, но обнародует ее лишь время от времени. По нашей оценке, задолженность по займам граждан в ломбардах
страны составляет 80-100 млрд руб., а годовая сумма выдаваемых займов — 500-700 млрд руб.
Опыт функционирования ломбардов показывает, что каждая такая организация имеет в основном постоянный состав заемщиков, которые систематически пользуются ее услугами. Особенно это относится к ломбардам, расположенным в спальных районах. В меньшей степени — к ломбардам, находящимся в центре города. Обычно потенциальными клиентами ломбардов являются 5-7% жителей населенного пункта. Длительно работающий (несколько лет) ломбард имеет несколько тысяч постоянных заемщиков (2-3 тыс.). Как правило, одна ломбардная точка приходится на 20 тыс. жителей населенного пункта.
Работники ломбардов отмечают, что основными заемщиками средств являются женщины -примерно 70-80%, а на мужчин соответственно приходится 20-30%. Это можно объяснить тем, что обычно предметом залога в ломбардах становятся ювелирные изделия, принадлежащие как раз женщинам.
После открытия ломбарда проходит 2-3 года, прежде чем учреждение приобретает оптимальное количество постоянных заемщиков. Только после этого оно выходит на самоокупаемость и дает прибыль, типичную для этой сферы в целом. Продажа ломбардного бизнеса в настоящее время часто осуществляется по цене, равной стоимости чистых активов ломбарда, прибавленной к величине полученной прибыли за полтора года.
Ломбарду запрещено привлекать денежные средства физических лиц (кроме случаев, когда эти физические лица являются его собственниками). Выдаваемые гражданам (за исключением займов индивидуальным предпринимателям) займы являются исключительно потребительскими и кроме Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» регулируются Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ф3 «О потребительском кредите (займе)». Последний применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» . Иных займов гражданам, не являющимся индивидуальными
предпринимателями, ломбарды
предоставлять не имеют права. Краткосрочные займы выдаются на срок до одного года. Таким образом, финансовая деятельность ломбардов законодательно ограничена, что делает их сугубо специализированными финансовыми
организациями.
Банк России рассчитывает и публикует среднерыночные значения полной стоимости займов, выдаваемых через ломбарды в РФ. Так, во II квартале 2015 г. средняя процентная ставка, по которой ломбарды выдавали займы, составляла 166,135%, а займы под залог транспортных средств — 61,759%. Более низкое значение ставок займов под залог транспортных средств обусловлено большей суммой и снижением удельных затрат ломбарда (в расчете на 1 тыс. руб. выдаваемых займов). Банк России устанавливает предельную ставку процента по займам, выдаваемым ломбардами. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ф3 «О потребительском кредите (займе)» предельная процентная ставка по займам, предоставляемым ломбардами в IV квартале 2015 г., не должна превышать 208,733% годовых1, что соответствует 0,6% за каждый календарный день. Предельная ставка рассчитывается исходя из средней процентной ставки ста крупнейших ломбардов страны, увеличенной на 1/3. Учитывая данную процентную ставку и средний срок пользования займом в 20 календарных дней, доходность средств ломбарда должна составить 690% годовых, что соответствовало бы росту капитала в 7,9 раза в год. Однако в действительности такого не происходит вследствие возникновения ряда трудностей:
• наличия кассовых остатков в ломбарде, которые не приносят дохода, но служат необходимым условием для выдачи займов;
• невыкупа сданных вещей заемщиками и отсутствия у ломбарда возможности их быстро реализовать;
• издержек деятельности ломбарда.
По кредитам под залог автотранспортных средств Банк России рассчитывает предельную процентную ставку отдельно. На IV квартал 2015 г. ее величина была определена в размере 102,303% годовых2.
Высокая предельная процентная ставка по займам в ломбардах обусловлена тем, что выдача займов по своей экономической сущности представляет собой микрокредитование, издержки которого являются большими в расчете на каждую тысячу рублей, чем при получении потребительских и ипотечных кредитов. Процентная ставка доходности средств собственников ломбарда оказывается в разы меньше процентной ставки, по
1 URL: http://urlid.ru/abl9
2 Там же.
которой эти учреждения предоставляют займы. Ломбарды, как и любые другие коммерческие организации, в качестве цели выбирают получение прибыли. Как известно, в силу существования межотраслевой конкуренции происходит соперничество за более прибыльное вложение капитала. Если в какой-либо отрасли средняя прибыльность капитала выше, чем в среднем в экономике, то капиталы вкладываются в эту сферу, увеличивая степень внутриотраслевой
конкуренции и снижая среднюю прибыльность. Ломбарды не являются исключением, тем более что они наиболее приближены к модели совершенной конкуренции (не существует каких-либо серьезных барьеров к занятию ломбардной деятельностью). Это уже само по себе ограничивает доходность от такой деятельности.
Важными экономическими показателями работы ломбардов считаются:
• средний срок займа (фактическое количество дней нахождения денег у заемщика);
• средняя сумма займа;
• процент невыкупа вещей;
• средний срок реализации вещей.
По нашей оценке, осуществленной на основе анализа деятельности ряда ломбардов, средний срок займа можно принять за 20 дней, среднюю сумму одного займа — за 5 тыс. руб., средний процент невыкупа вещей — за 15%, средний срок реализации вещей — за 90 дней. По отдельным ломбардам в наибольшей степени будут различаться средний процент невозврата займа, а также средний срок реализации вещей.
Средний срок реализации вещей зависит от их потенциального набора, который готов принять ломбард, а также от стратегии их реализации. Например, ломбарды, которые в качестве залога принимают в основном золотые украшения и продают их другим организациям по цене лома, обеспечивают себе практически моментальную ликвидность по невыкупленным вещам. Срок реализации при этом будет незначительным. Если ломбарды часть золотых украшений будут продавать «через витрину», то средний срок реализации увеличится, но вырастет и получаемая сумма. Однако по законодательству эти учреждения не могут забирать себе всю сумму от реализации заложенных вещей: они ограничены рамками выданного займа и процентов, которые должны были бы получить на день реализации заложенной вещи. Все превышение от суммы
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
реализации им предписано возвращать бывшему владельцу. Таким образом, ломбарду теоретически должно быть безразлично, продавать золотые вещи по цене лома или реализовывать «через витрину». Однако на практике это не так в силу следующих причин:
• оценочная стоимость золотой вещи может быть больше оценочной стоимости золота по цене лома (например, если золотая вещь является антиквариатом). На практике оценочная стоимость золотых вещей принимается равной цене золота в ломе;
• ломбарды могут получить больший доход от своей деятельности, если у них есть возможность вложения в нее большей суммы капитала. Ведь в таком случае прибыль будет поступать не только от процентов, но и от реализации вещей в рамках той величины, которую они могли бы получить в виде процентного дохода;
• при неистребовании в течение трех лет средств от реализации вещи ее бывшим владельцем в рамках превышения ее продажной цены от его задолженности ломбарду (с учетом процентов) эти средства поступают в собственность ломбарда;
• ломбарды допускают сокрытие истинной цены реализации вещей.
Средняя сумма займа и срок займа в меньшей степени изменяются по отдельным ломбардам. Это связано с тем, что данные учреждения не могут отказать заемщику в погашении займа в любой день. Также ломбарды имеют мало возможности оказывать воздействие на эти показатели в рамках своей политики.
Существуют налоговые особенности ломбардной деятельности. В частности, под доходом здесь понимается сумма полученных процентов и средств от реализации вещей в части компенсации ломбардом неполученных процентов. Именно эта величина (за минусом расходов ломбарда) и будет использоваться при расчете налога на прибыль организаций .
При оценке вещей в ломбардах фактически используется принцип минимальной цены реализации, поэтому рыночная стоимость вещи и цена ее в ломбарде могут различаться . Сумма займа будет меньше оценочной цены вещи на величину дисконта, призванного покрыть не полученные ломбардом проценты в случае невыкупа вещи. Допустим, если ломбард выдает
заем на 30 дней при сроке льготного периода, по закону равного также 30 дням (в течение которого ломбард не может реализовать вещь по окончании срока возврата займа), дисконт должен составить 35% (с учетом установления ломбардом максимальной процентной ставки 0,6% в день) . Фактически этот дисконт должен быть еще больше из-за дополнительного времени, необходимого для реализации вещи. В России из-за высокой процентной ставки в ломбардах не принято делать такие большие дисконты. Обычно они составляют 5-10%, но это, как правило, компенсируется установлением более низкой оценочной стоимости вещей, что эквивалентно большему дисконту.
Учитывая, что золотые изделия в РФ являются главными предметами залога в ломбардах, динамика цены на этот драгметалл будет воздействовать на величину дисконта при оценке золотых изделий по цене лома . При росте цены на золото величина дисконта может быть крайне низкой — 5-7%, а при снижении цены величина дисконта увеличится, что обусловлено необходимостью страхования ломбардами своих финансовых рисков.
Рассмотрим финансовые параметры типичной (средней) ломбардной точки в России. В среднем она выдает в день 20-30 займов на сумму 100-150 тыс. руб. (один заем в среднем составляет 5 тыс. руб.). Это означает, что за год ломбардная точка выдаст 8-11 тыс. займов на 40-50 млн руб. При среднем фактическом сроке займа в 20 дней это означает, что в среднем остаток средств, выданных гражданам, у ломбардной точки будет составлять 2-3 млн руб. При среднем проценте невыкупа, равным 15%, и длительности реализации вещи в 90 дней ломбардная точка должна иметь не выкупленных в год вещей на 6-7,5 млн руб., а потребность денежных средств для вложения «в витрину» составит 1,5-2 млн руб. Таким образом, типичная ломбардная точка в РФ должна иметь оборотный капитал в размере 4-5 млн руб., а его оборачиваемость в среднем обязана составлять 10 раз в год. Исходя из среднего процента по займам в 166% годовых, ломбардная точка получит доход от процентов и
реализации вещей (в рамках забираемой суммы по закону), равный 6-8 млн руб. В структуре этого дохода 80-85% будет приходиться на процентный доход и 15-20% — на доход от реализации вещей.
Развитие ломбардной деятельности в России должно привести к усилению конкуренции на рынке микрозаймов. Это обернется снижением процентов по займам, выдаваемым в ломбардах. Главной тенденцией здесь станет расширение сетевых ломбардов, которые в большей степени смогут снизить издержки своего функционирования. В конечном итоге количество ломбардных организаций в РФ лишь за пять лет может сократиться в два раза, а сам ломбардный бизнес окажется менее прибыльным.
Итак, можно сделать вывод, что ломбарды, будучи исторически институциональной формой ростовщического капитала, в современном мире являются одной из разновидностей финансовых организаций. В среднем за длительный период времени они получают обычную норму прибыли на вложенный капитал. Механизмом регулирования прибыльности в ломбардной деятельности остается внутри- и межотраслевая конкуренция. Ломбарды не могут считаться экономическими институтами, обеспечивающими своим владельцам сверхприбыль. Важными финансово-экономическими показателями,
характеризующими деятельность этих
учреждений, являются:
• средний срок займа (фактическое количество дней нахождения денег у заемщика);
• средняя сумма займа;
• процент невыкупа вещей;
• средний срок реализации вещей.
Магистральным направлением в ломбардной деятельности в России считается процесс вытеснения единичных ломбардов сетевыми, что приведет к снижению процентных ставок по потребительским займам. Следовательно, количество ломбардов в стране снизится, а централизация капитала в данной сфере увеличится.
Список литературы
2. Lewison M. Conflicts of Interest? The Ethics of Usury // Journal of Business Ethics. 1999. Vol. 22. P. 327-339.
5. Сычева И.Л. Ломбард и в кризис поможет // Казанская наука. 2010. № 9. С. 349-353.
7. Евтеев М.И. Договорно-правовые средства регулирования ломбардной деятельности // Гражданское право. 2012. № 2. С. 39-42.
8. Осипов А.В. Особенности юридического основания производства обыска, выемки в отношении вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: материалы XI международной научно-практической конференции. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России. 2013. С. 172-174.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
9. Хафизов Р.И. К вопросу о совершенствовании гражданско-правового регулирования деятельности ломбардов в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2008. № 2. С. 172-173.
10. Цымбал А.А. Правовое регулирование установления суммы займа заемщика в ломбарде // Современное право. 2011. № 11. С. 110-111.
11. Цымбал А.А. Правовой статус ломбарда в Российской Федерации // Современное право. 2011. № 5. С. 79-81.
13. Рыбалов А.О. Особенности залога в ломбарде // Московский юрист. 2013. № 3. С. 98-103.
14. Дикий А.П., Дикая Е.С. Оценка внутреннего контроля деятельности ломбарда // Наука и Мир. 2014. Т. 2. № 3. С. 46-48.
15. Диркова Е.Ю. Специфика учета в ломбардах // Налоговая политика и практика. 2012. № 5. С. 56-60.
16. Подсевалова Е.Н. Особенности организации налогового учета в ломбардах // Сервис в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 180-184.
17. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Правовое положение ломбардов. URL: https://www.lawmix.ru/bux/48061.
18. Головенко С.М. Обращение взыскания на заложенное в ломбард имущество // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 4. С. 218-220.
19. Соколов Ю.В. Проблемы защиты прав граждан при передаче движимых вещей в ломбард по договору залога вещей в ломбард // Безопасность бизнеса. 2014. № 2. С. 20-22.
20. Сухарев А.Н. Золото: экономические и финансовые идеи теоретического анализа. Тверь: Тверской государственный университет, 2009. 126 с.
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
Financial System
PAWNSHOPS: ECONOMIC STRUCTURE AND FINANCIAL MECHANISM Aleksandr N. SUKHAREV
Tver State University, Tver, Russian Federation su500005@yandex.ru
Article history:
Received 1 September 2015 Accepted 12 November 2015
JEL classification: G21
Keywords: pawnshop, pawnshop services, consumer loan, collateral, gold
Subject The article addresses the economic and financial structure of pawnshops.
Objectives The aim is to consider the problems of implementing the financial mechanism in the
pawnshop activities in Russia.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
2. Lewison M. Conflicts of Interest? The Ethics of Usury. Journal of Business Ethics, 1999, vol. 22, pp.327-339.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!
Получить полный доступ к документу
Вход для пользователей | Стань пользователем
|
||||||||
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства | |||||||||
Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Положение № 97 «О ломбардах»
(утверждено Правлением Национального банка Республики Таджикистан от 23 марта 2000 года, Протокол № 48)
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.02.2004 г.)
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Положение о ломбардах разработано в соответствии с Законом Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности», Постановлением Маджлиси Оли Республики Таджикистан «Об основных направлениях денежно-кредитной и валютной политики Республики Таджикистан на 2000 год» и определяет правовой статус, порядок создания, осуществления и прекращения деятельности ломбардов, являющихся одной из разновидностей небанковских финансовых организаций и действующих на основании лицензии, выданной Национальным банком Таджикистана.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
2. Ломбард — юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, образованное в целях кредитования и обслуживания под залог личного имущества клиентов-граждан Республики Таджикистан и осуществляющее свою деятельность на основании лицензии Национального банка Таджикистана.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
3. Деятельность ломбардов регулируется Гражданским кодексом Республики Таджикистан (общей частью). Законом Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности», «О Национальном Банке Таджикистана», «О залогах», а также нормативными актами и другими законодательными актами Национального банка Таджикистана по вопросам, отнесенным к его компетенции, включая настоящее Положение.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
4. Требования Закона Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности» применяются к ломбардам в полном объеме, за исключением тех случаев и особенностей, которые установлены для них настоящим Положением.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
5. Ломбарды могут принимать в залог имущество только граждан Республики Таджикистан.
Ломбард не отвечает по обязательствам государства, равно как государство не отвечает по его обязательствам.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
6. Ломбард не в праве создавать филиалы, представительства и дочерние компании на территории Республики Таджикистан и за ее пределами, кроме «Приемные пункты» с учетом требовании, изложенных в настоящем Положении. Приемные пункты не являются юридическими липами и осуществляют свою деятельность от имени ломбарда. Приемным пунктам запрещено открывать расчетный счет в банках и кредитных организациях и иметь свой регистрационный номер. Работники пункта назначаются руководством ломбарда. Разрешение на открытие пункта выдается Национальным банком Таджикистана.
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
РАЗДЕЛ II.
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ЛОМБАРДОВ
7.Ломбард формируется на основании заключения учредительного договора между его учредителями. Ломбард может быть учрежден одним или несколькими учредителями. Ломбард учреждается в виде общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества.
Реорганизация ломбарда производится в соответствии с Гражданским кодексом Республики Таджикистан и нормативными актами Национального банка Таджикистана.