Изменения в налогах

Изменения в налогах

Новое в налоговом законодательстве

(Продолжение. Начало см. «Советник бухгалтера в здравоохранении», 2007, N 1)

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы…

(Налоговый кодекс Российской Федерации)

Следующее изменение, которое вступило в силу с 1 января 2007 г., — это уточнение порядка уплаты налогов и сборов. Количество пунктов ст. 58 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекса или НК РФ) увеличилось с 5 до 8, да и содержание существенно изменилось и уточнилось.

Прежде всего, в этой статье законодательно появилось понятие авансовых платежей. В новом п. 3 сказано, что может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу — авансовых платежей. Кроме того, уточнено, что обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, аналогичном пеням при задержке уплаты налога.

Очень важным является то, что сложившаяся в пользу налогоплательщиков судебная практика о том, что нарушение порядка исчисления и уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения их к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, нашла свое законодательное подтверждение в Кодексе. Таким образом, при нарушении сроков уплаты авансовых платежей по налогам с 1 января 2007 г. начисляется пеня, но не может быть ни штрафа, ни административной ответственности должностных лиц.

Также в п. 4 ст. 58 введены обязанности местной администрации и организаций Федеральной почтовой связи принимать денежные средства в счет уплаты налогов в том случае, если налогоплательщики — физические лица не могут через банк уплатить налоги в связи с «полным отсутствием присутствия» такового.

Для налогоплательщиков — физических лиц важно, что при этом плата за прием денежных средств не взимается.

Кроме того, и те и другие обязаны выдавать при приеме денежных средств налогоплательщикам (налоговым агентам) квитанции, подтверждающие прием этих денежных средств.

Новым в налоговом законодательстве является и то, что в п. 6 ст. 58 НК РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог со дня получения налогового уведомления. Он составляет один месяц. Самим налоговым уведомлением может быть предусмотрен только более продолжительный срок.

Правила ст. 58 Кодекса теперь распространяются на уплату не только сборов, но также и пеней, штрафов и авансовых платежей.

Статья 60 Кодекса дополнена п. 7, в соответствии с которым плата за обслуживание банками не взимается при исполнении ими поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам и плательщикам сборов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов.

Изменился срок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. Теперь он составляет не шесть месяцев, а один год. При этом отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по специальному решению Правительства РФ.

Интересным обстоятельством является тот факт, что в изменениях в законодательстве содержатся неустранимые сомнения и противоречия, те самые, которые согласно п. 7 ст. 3 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщиков. Выше мы уже указывали, что в п. 6 ст. 58 НК РФ установлен срок, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог со дня получения налогового уведомления. Он составляет один месяц. Дополнительный абзац, введенный Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ в п. 4 ст. 69 НК РФ, гласит, что «требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании». Так все-таки один месяц или 10 дней? Судя по всему, при недоимке будут выставлять срок 10 дней, а при уплате транспортного налога физическими лицами — один месяц. Но если дело дойдет до суда, то суд, скорее всего, примет срок в один месяц, а никак не 10 дней.

Новым и, конечно, положительным является тот факт, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).

Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.

Иными словами, хотя разъяснения налоговых и иных уполномоченных государственных органов и не являются нормативными актами налогового законодательства, выполнение их письменных разъяснений не несет за собой наказания в виде пени, как было ранее. Это совершенно логично, так как согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса (в новой редакции, действующей с 1 января) исключает вину лица в совершении налогового правонарушения выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).

Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Таким образом, нет вины — нет и пени.

Из изменений в ст. 78 Кодекса следует обратить внимание на то, что срок, в течение которого налоговые органы обязаны сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным им факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога, сократился с одного месяца до 10 дней. Обращаем ваше внимание также и на тот факт, что в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом по утвержденной, а не произвольной форме, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика, а не в течение 5 дней, как было раньше. Напомним, что с 1 января срок исчисляется рабочими, а не календарными днями. Также в течение 10 рабочих дней принимается решение по акту сверки.

Если налоговый орган самостоятельно принимает решение о погашении недоимки за счет переплаченного налога, то оно также принимается в течение 10 дней с момента обнаружения переплаты. Такой же срок установлен и для зачета в счет погашения недоимки по акту сверки или заявлению налогоплательщика.

Если налогоплательщик (при отсутствии задолженности) написал заявление о возврате излишне уплаченного налога, то решение о возврате указанной суммы принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение 5 дней (а не двух недель, как было до 31 декабря 2006 г.) со дня принятия соответствующего решения, которое передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Те же правила действуют в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.

Обращаем ваше внимание на то, что излишне уплаченные штрафы также могут быть возвращены по заявлению в налоговый орган, а не только по исковому заявлению в суд.

Внесены существенные изменения в ст. 80 Кодекса, в которой говорится о налоговой декларации.

Во-первых, появилось понятие «расчет авансового платежа». Он представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Кодексом применительно к конкретному налогу.

Во-вторых, при отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом, налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Минфином России.

В-третьих, налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января текущего календарного года превышает 250 человек (с 1 января 2008 г. — 100 человек), представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

Обращаем ваше внимание также на то, что, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета). Иначе говоря, представители централизованной бухгалтерии, которые сдают отчетность за учреждения, должны иметь доверенность от имени учреждения или иной документ, подтверждающий их право на сдачу отчетности от имени организации-налогоплательщика, копию которого они должны будут оставлять в налоговом органе.

Что касается нового при внесении изменений в налоговую декларацию (ст. 81 НК РФ), то уточнены случаи, при которых налогоплательщик освобождается от ответственности:

  1. представление уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  2. представление уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.

И в том, и в другом случае штрафа не будет.

Однозначно решен вопрос о том, в какой форме подаются изменения в налоговую декларацию. Это уточненная декларация, которая представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.

Пункт 4 ст. 83 также изменился с 1 января.

Изменения законодательства с 2018 года: что же будет с Родиной и с нами

При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемому организацией самостоятельно.

Таким образом, при наличии филиалов или иных обособленных подразделений не только в других субъектах Федерации, но и в других муниципальных образованиях подавать заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения обязательно.

В ст. 84 также внесены изменения. Об одном из них мы писали в предыдущем номере нашего журнала. Сейчас же обратим внимание на то, что в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае, если она проводится.

В следующем номере нашего журнала мы подробно остановимся на изменениях, которые произошли в порядке проведения выездных и камеральных проверок.

Е.В.Кулакова

Главный редактор журнала

«Советник бухгалтера в здравоохранении»

Изменения заработной платы в 2018

Чиновники подготовили два глобальных нововведения в заработной плате: во-первых, МРОТ увеличивается с 1 января, а во-вторых, депутаты Госдумы РФ рассмотрят возможность введения обязательной индексации зарплаты в российских организациях.

МРОТ

С 01.01.2018 минималка в России составит 9489 рублей. Правительство планирует поэтапно довести МРОТ до прожиточного минимума. В январе он составит 85 % от утвержденного прожиточного минимума за 2 квартал 2018 г. (11 163 рубля).

Отразить повышение МРОТ следует уже в декабре 2018. В учреждении нужно подготовить дополнительные соглашения к действующим трудовым договорам с работниками, которые получают зарплату на уровне минималки. Также должен быть утвержден отдельный приказ руководителя о повышении МРОТ.

Напомним, что районный коэффициент не включается в минимальный размер оплаты труда, следовательно, в допсоглашениях к трудовым договорам не забудьте прописать данное условие.

Индексация

Чиновники планируют сделать обязательной индексацию заработной платы наемных сотрудников для организаций и ИП.

Налоговые изменения с 2018 года

Перерасчет будет производиться на уровень роста потребительских цен один раз в год. Решение находится на рассмотрении Госдумы РФ.

Новое в платежных поручениях

Порядок заполнения платежных поручений в новом году сохранится, изменения коснулись кодов бюджетной классификации. Чиновники добавили новые КБК:

  1. Налог на прибыль. Введен новый КБК для доходов, полученных от облигаций, которые выпущены российскими организациями в период 01.01.2017–31.12.2021 (приказ Минфина от 09.06.2017 № 87н).
  2. Акцизы. Дополнены новые коды бюджетной классификации на электронные сигареты, нагревательный табак и никотиносодержащие жидкости (приказ Минфина от 06.06.2017 № 84н).
  3. Курортный сбор. Новый КБК для уплаты курортного сбора в бюджет. Теперь перечислять платеж следует по 000 1 15 08000 02 0000 140 («Плата за пользование курортной инфраструктурой (курортный сбор)»), где первые три цифры (нули) — администратор доходов. Пока администратор курортного сбора не определен.

Изменения в бухгалтерском учете 2018 года

Четыре основных изменения в бухучете, которые вступают в силу с января 2018 г.:

  1. Новые стандарты бухучета и порядок их применения (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).

В силу вступают пять новых федеральных стандартов бухучета из 29, остальные 24 стандарта планируется поэтапно ввести до 2020 года. Подробно о новых стандартах бухгалтерского учета читайте в статье «Новые стандарты бухучета: изменения 2018 года».

  1. Изменения в учетной политике (стандарты, корректировка плана счетов и налогового законодательства).

О том, что нужно отразить в учетной политике на 2018 год, мы рассказывали в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».

  1. Порядок составления отчетности обновлен.

При составлении бухгалтерской отчетности организациям теперь не обязательно отражать изменения учетной политики будущих периодов. Такие нормы установлены в п. 14 приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н.

  1. Упрощенный вид бухучета сохраняется.

Некоторые организации вправе вести упрощенной бухгалтерский учет. Данное право сохраняется и в 2018 году. Подробнее в статье «Подаем отчетность по упрощенной схеме».

Еще ниодин год, начиная с 90-х годов, не обходился без изменений в налоговом законодательстве. Изменения бывали и кардинальные и не очень, но, знаете, чего не хватает во всех «новаторских» идеях по «улучшению»?

Да-да, конечно вы будете правы, если ответите, что больше всего не хватает последовательности. Хотя и обсуждение в предпринимательских кругах, и отсутствие двоякого толкования, а порой и здравый смысл при принятии наших новых налоговых законах тоже частенько отсутствуют.

К сожалению, увидеть какую-то прогрессивную цель, к которой стремится государство у меня не получается. Многие нормы отменяются (ЕСН), потом вновь возвращаются (учет взносов вновь передали в 2017 налоговым органам), льготы вводятся (налог на движимое имущество, приобретенное после 01.01.2013 г.), затем отменяются (с 01.01.2018). Обновляются формы деклараций, вводится дополнительная отчетность, приводя бухгалтеров в совершенное уныние- приходиться львиную долю рабочего времени тратить на изучение новшеств, подготовку и сдачу отчетности, переписку с налоговой инспекцией. Где уж тут заняться, к примеру, управленческой отчетностью!

И если б у всех этих изменений была какая -то мало-мальски благая цель: скажем, упрощение учета, снижения количества отчетов, введение льгот для развития бизнеса и т.д., то можно было бы только радоваться! Но увы и ах, цели у государственных чиновников видимо какие-то другие, я думаю, что они просто экспериментальными способами проверяют как повысится собираемость налогов в том или ином случае.

Начнем с новостей со знаком «минус»:

1) Федеральным законом № 335-ФЗ от 27.11.2017 г. отменили льготу по налогу на имущество, принятое на учет после 01.01.2013 г. Вместо этого, регионам самим дали право решать сохранять ли льготы, или снижать ставку налога. В Челябинской области льготу сохранили (Закон № 649-ЗО от 27.12.2017г.) некоторым категориям налогоплательщиков, в частности, субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых внесены в единый реестр. При этом, предприятия не должны находиться в процессе ликвидации и (или) банкротства и не быть должниками по налогам, сборам и страховым взносам по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября налогового периода, в котором организация применяет налоговую льготу. Не совсем понятно, как начислять налог, если, скажем, в 3-х кварталах задолженность отсутствовала, а, к примеру, в четвертом появилась. Видимо будут пояснения.

2) Эта новость не изменение законодательства, а новое мнение Минфина (письмо 03-04-06/77155 от 22.11.2017 г.). Теперь министерство считает, что если какой-нибудь ИП оказывает услуги, ОКВЭДы по которым отсутствуют в ЕГРИП, то организация (либо другой ИП) должен выступить в качестве налогового агента: удержать, и заплатить в бюджет НДФЛ. На мой взгляд, двойное налогообложение, запрещенное НК РФ. Если чиновники будут последовательны, они и взносы заставят начислять на данные выплаты!

3) Все налогоплательщики, наверное, на себе почувствовали давление налоговых органов на размер заработной платы и взносы с нее: зарплатные комиссии, письма, уведомления и т.д. А в декабре 2017 года Минтруд выпустил письмо (№ 14-3/В-1135 от 26.12.2017 г.) в котором в ответ на частный вопрос сообщает, что работодатели обязаны индексировать заработную плату, так как об этом сказано в статье 134 ТК РФ. Условия об этом должны быть установлены коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Штраф за невыполнение от 30 до 50 тыс. руб. Знаете, чему я порадовалась? Если при индексации опираться на данные статистических органов, то инфляция не столь уж большая!

4) Онлайн кассы отложили до 01.07.2019 г. только для :
— юрлиц и ИП на ЕНВД (кроме тех, что ведут деятельность в области розницы и общепита);
— ИП на ПСН (кроме тех, что ведут деятельность в сфере розницы и общепита);
ИП на ПСН и ЕНВД (в сфере розницы и общепита), осуществляющие деятельность самостоятельно, без привлечения наемных работников.

Изхороших новостей:

5) В главу НК РФ по налогу на прибыль ввели льготу, так называемый «инвестиционный вычет». Эту льгота будет действовать с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 включительно (но я что-то сомневаюсь, что она просуществует так долго). Самое примечательное, в том, что вычет будет уменьшать не налогооблагаемую базу, а сам налог! То-есть, налогоплательщик, уплачивающий налог на прибыль по основной ставке (п. 1 ст. 284 НК РФ), может уменьшить региональную часть налога (авансового платеж) на сумму расходов на приобретение (сооружение, изготовление, доставку и т.д.) основного средства.

Размер вычета:

—до 90% произведенных в периоде инвестиционных расходов могут уменьшать сумму налога, подлежащего зачислению в региональный бюджет (п. 2 ст. 286.1 НК РФ);
— 10% — произведенных в периоде инвестиционных расходов могут уменьшать сумму налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (п. 3 ст. 286.1 НК РФ).
Инвестиционный налоговый вычет может применяться ко всем объектам основных средств третьей-седьмой амортизационных групп по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений (пункты 4, 8 ст. 286.1 НК РФ).

Но! Обязательное условие — право на применение инвестиционного вычета (ИНВ) в регионе должен предоставить субъект РФ своим законом. Слишком хорошо, чтобы быть правдой?

Новое в налоговом законодательстве с 2017 года для ИП

Совершенно верно, я сомневаюсь, что льгота будет введена регионами — это же, фактически, лишиться налоговых поступлений по налогу на прибыль! В Челябинской области такой закон пока тоже не принят.

6) Еще одна неплохая новость. С 01 января 2018 года не облагается НДФЛ материальная выгода, если организация выдала беспроцентный заем не взаимозависимому лицу. Если такой заем выдадите, например работнику, то правила расчета остались прежними: 2/3 от ставки ЦБ РФ.

Это коротко об основных изменениях 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *