Изменения по страховым взносам 2017

Изменения по страховым взносам 2017

Содержание

Бесплатно сдать электронную отчетность во все контролирующие органы

Вводная часть

Комментируемые изменения внесены двумя документами. Первый — Федеральный закон от 03.07.16 № 243-ФЗ. Он предусматривает следующее:

  • в январе 2017 года Налоговый кодекс пополнится главой 34, которая называется «Страховые взносы». В нее входят статьи с 419 по 432, где изложены правила начисления и уплаты взносов;
  • изменена первая часть НК РФ. Суть поправок сводится к следующему: все основные принципы, которые действуют в отношении налогов, с 2017 года распространятся и на страховые взносы.

Второй документ — Федеральный закон от 03.07.16 № 250-ФЗ. Он вводит ряд поправок, отражающих переход контроля над взносами от фондов к налоговикам. Этими поправками в числе прочего предусмотрено следующее:

  • 1 января 2017 года утратит силу Федеральный закон от 24.07.09 № 212-ФЗ о страховых взносах;
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон о персонифицированном учете);
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • 1 января 2017 года начнет действовать новая редакция Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве).

Облагаемый объект, облагаемая база и сумма взносов

Правила, по которым нужно рассчитывать сумму пенсионных, медицинских взносов, а также взносов в ФСС (кроме взносов «на травматизм») практически не изменятся. Так, облагаемым объектом по-прежнему будут выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, начисленные в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров. Облагаемая база, как и сейчас, будет определяться отдельно по каждому физлицу нарастающим итогом с начала года. Сохранится и предельная величина базы для взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (размер предельной величины ежегодно индексируется). Для пенсионных взносов сохранится пониженная ставка в отношении выплат, начисленных сверх лимита, Останутся прежними все тарифы и льготы.

Единственное новшество предусмотрено для суточных. Сейчас от указанных взносов освобождается вся величина суточных, зафиксированная в коллективном договоре или в локальном нормативном акте. С января 2017 года ситуация изменится. Не платить взносы можно будет только с суммы не более 700 рублей для внутрироссийских командировок, и с суммы не более 2 500 рублей для загранкомандировок. Это закреплено в пункте 2 статьи 422 НК РФ (см. » «Сверхнормативные» суточные будут облагаться страховыми взносами»).

Плюс к этому появится уточнение, как определять облагаемую базу для доходов в натуральной форме. По действующим правилам в базу включается стоимость товаров, работ или услуг, указанная в договоре. Со следующего года цену станем определять по правилам статьи 105.3 НК РФ, то есть исходя из рыночных цен. Отдельно оговорено, что НДС из облагаемой базы не исключается (п. 7 ст. 421 НК РФ).

В отношении взносов «на травматизм» все останется по-прежнему. Суточные будут освобождены в полном объеме, а доходы в натуральной форме будут учитываться в базе по договорным ценам.

Уплата взносов

Срок перечисления страховых взносов не поменяется. Как и теперь, последней датой уплаты будет 15-е число месяца, следующего за отчетным (п.3 ст. 431 НК РФ). Вести учет взносов и переводить их в бюджет по-прежнему нужно в рублях и копейках.

Заполняйте платежки в веб-сервисе для ИП бесплатно

По взносам «на травматизм» срок уплаты также останется прежним, а именно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который эти взносы начислены.

Какую отчетность сдавать в ИФНС

Начиная с 2017 года, плательщики взносов станут отчитываться не только перед фондами, но и перед налоговиками. С этой целью вводится единый ежеквартальный расчет, который заменит сразу несколько действующих форм: РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС (см. «ФНС: отчетность по страховым взносам будет объединена в единый расчет», на момент размещения настоящей статьи форма еще не была утверждена). Сдавать единый расчет в ИФНС страхователи будут не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Компании и ИП со среднесписочной численностью более 25 человек обязаны представлять расчет в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Все прочие плательщики взносов смогут отчитаться на бумаге (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Заполнить, проверить и сдать расчет по страховым взносам через интернет

Важно, чтобы общая величина пенсионных взносов в расчете совпала с суммой взносов по каждому застрахованному лицу. В противном случае такой расчет признают несданным.

Обратите внимание, что за 2016 год и более ранние периоды отчитываться по взносам перед налоговыми органами не нужно.

Какую отчетность сдавать в фонды

Отчетность перед фондами сохранится, но станет несколько иной. Помимо упразднения форм РСВ-1, РСВ-2, РВ-3 и 4-ФСС, о котором говорилось выше, появятся и другие новшества.

Во-первых, изменится срок сдачи ежемесячной формы СЗВ-М. Сейчас ее полагается представить в ПФР не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. В 2017 году и далее представлять эту форму необходимо не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (новая редакция п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном учете).

Бесплатно заполнить, проверить и сдать СЗВ-М через интернет

Во-вторых, в будущем году появится новый ежегодный отчет, в котором нужно указывать сведения о стаже (на текущий момент форма не утверждена). Срок представления — не позднее 1 марта года, следующего за отчетным (новая редакция п. 2 статьи 11 Закона о персонифицированном учете). Сведения на 25 человек и более представляются в Пенсионный фонд в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Сведения на меньшее количество застрахованных лиц можно сдать на бумаге.

В-третьих, со следующего года отчитываться перед ФСС придется только по взносам «на травматизм». Сроки сдачи будут такими же, как и для 4-ФСС: в случае электронной отчетности — не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а в случае «бумажной» отчетности — не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Как и теперь, страхователи со среднесписочной численностью более 25 человек будут в обязательном порядке отчитываться в электронном виде по интернету, все остальные смогут сдавать отчеты на бумаге (новая редакция п. 1 ст. 24 Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве).

Отметим, что перечисленные нововведения не относятся к отчетности за 2016 год и более ранним периодам. Первичные и уточненные расчеты за эти периоды следует сдавать в фонды, используя «прежние» формы и форматы.

Подготовить и сдать через интернет отчетность в ПФР и ФСС за 2016 год Сдать бесплатно

Возмещение расходов на социальное страхование

В 2017 году у работодателей останется право возместить суммы пособий (кроме первых трех дней по «недекретному» бюллетеню) из средств Фонда соцстрахования. Страхователь сможет перечислять взносы за минусом пособий. Если же величина взносов окажется меньше, чем сумма пособий, то разницу разрешено зачесть в счет уплаты взносов в следующих периодах, либо запросить у ФСС недостающие средства.

Проверка расходов будет происходить следующим образом. Налоговики, получив от страхователя единый ежеквартальный расчет, передадут сведения территориальному органу ФСС. Инспекторы из соцстраха проверят правильность заявленных расходов путем проведения камеральной или выездной проверки. О результатах они сообщат налоговикам. Если результат окажется отрицательным, ИФНС направит страхователю требование об уплате недостающих взносов. При положительном результате проверки расходы будут приняты, и налоговая при необходимости зачтет либо вернет разницу между взносами и расходами. Добавим, что приведенный выше алгоритм будет применяться по 31 декабря 2018 года включительно. И не везде, а только в регионах, которые еще не присоединились к пилотному проекту по выплате пособий напрямую из ФСС. Начиная с января 2019 года, процедура возмещения уйдет в прошлое, поскольку все без исключения регионы станут получать пособия напрямую из соцстраха.

Проверки по взносам

С января 2017 года проводить камеральные и выездные ревизии по взносам (кроме взносов «на травматизм») будут налоговики. Причем, проверять правильность начисления и уплаты взносов сотрудники ИФНС станут по тем же правилам, по которым они сейчас проверяют начисление и уплаты налогов. Проверку расходов на обязательное соцстрахование, как и прежде, будет проводить ФСС (об этом мы говорили выше). Таким образом, один и тот же период может быть проверен дважды: первый раз налоговой инспекцией, второй раз соцстрахом.

Пенсионный фонд станет контролировать только персонифицированную отчетность, а именно — форму СЗВ-М и новые ежегодные сведения о стаже. Правила переходного периода выглядят следующим образом. Проверки по взносам (кроме взносов «на травматизм»), назначенные в 2017 году и далее, но относящиеся к 2016 году и более ранним периодам, проведут фонды. Обнаружив нарушения и недоимки, сотрудники фонда сообщат о них налоговикам, и те примут соответствующие меры.

Контроль взносов «на травматизм» за все без исключения периоды останется за Фондом соцстрахования.

Штрафы

Начиная с 2017 года за нарушения, связанные со взносами (кроме взносов «на травматизм»), наказывать станут налоговики. При этом все санкции, предусмотренные для налоговых нарушений, будут применяться и в отношении взносов. В частности, за непредставление расчета по взносам страхователя оштрафуют на основании статьи 119 НК РФ, за грубое нарушение правил учета базы по взносам — на основании статьи 120 НК РФ и т.д.

За нарушения, связанные со взносами «на травматизм», наказывать по-прежнему будут сотрудники ФСС. Виды санкций перечислены в новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве. К примеру, за отказ предоставить документы для проверки страхователя оштрафуют на 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 26.31 указанного Закона).

Пенсионный фонд сможет применить санкции двух видов: за непредставление ежегодных сведений о стаже (500 руб. в отношении каждого застрахованного лица), и за нарушение порядка сдачи отчетности в форме электронных документов (1 000 руб.). Это прописано в новой редакции статьи 17 Закона о персонифицированном учете.

Возврат излишне уплаченных страховых взносов

В январе следующего года у страхователей сохранится право на возврат переплаты по взносам, но возвращать станут не фонды, а налоговики. Процедура возврата будет такой же, как и для налогов, но появится новое условие. Если излишне уплаченные пенсионные взносы отражены в персонифицированной отчетности, и ПФР разнес их по лицевым счетам, налоговики переплату не вернут. Такое правило закреплено во вновь созданном пункте 6.1 статьи 78 Налогового кодекса.

Излишне уплаченные взносы «на травматизм» будет возвращать ФСС. В новой редакции Закона об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве появится статья 26.12, где приведен алгоритм зачета и возврата переплаты. Данный алгоритм аналогичен тому, что применяется в отношении других взносов.

Блокировка счетов

Не совсем понятно, смогут ли сотрудники ИФНС заблокировать расчетный счет страхователя, если тот не сдаст расчет по взносам. Из новой редакции пункта 11 статьи 76 НК РФ следует, что правила блокировки распространяются на плательщиков взносов. Однако в пункте 3 статьи 76 НК РФ, где перечислены все допустимые основания для блокировки, несданный вовремя расчет по взносам не числится.

Не исключено, что законодатели в скором времени ликвидируют данное противоречие. Если же этого не произойдет, то между налоговиками и страхователями скорее всего возникнут споры, которые будут разрешаться в суде.

Что изменится для обособленных подразделений

Существенные новшества предусмотрены для организаций и ИП, открывших обособленные подразделения. Напомним, что сейчас платить взносы и представлять отчетность по месту нахождения подразделения нужно только в случае, если у него есть свой расчетный счет и отдельный баланс.

Со следующего года условие о наличии счета и баланса будет упразднено. Это значит, что в 2017 году и далее обособленные подразделения, расположенные в России и начисляющие вознаграждение и иные выплаты в пользу физических лиц, станут перечислять взносы (кроме взносов «на травматизм») и сдавать расчеты по месту своего учета. Об этом говорится в пункте 11 статьи 431 НК РФ.

Также с 2017 года у страхователей появится новая обязанность — сообщать в ИФНС по местонахождению головной организации о том, что российское подразделение наделено полномочиями по начислению выплат и вознаграждений физлицам. Сделать это необходимо в течение одного месяца с момента наделения полномочиями (вновь созданный подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Правда, новая обязанность распространяется только на подразделения, которые начали делать выплаты физлицам в 2017 году и позднее. Если же вознаграждение начислялось и прежде, никаких сообщений делать не нужно.

Подать через интернет сообщение о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат физлицам Подать бесплатно

По взносам «на травматизм» никаких изменений нет. Проще говоря, обособленные подразделения в 2017 году и далее будут платить эти взносы и отчитываться по ним только при наличии счета и баланса.

Что изменилось для ИП и прочих «индивидуалов»

Граждане, которые работают «на себя», будут по-прежнему платить фиксированные платежи на медицинское страхование. Взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством останутся для них добровольными. Взносы «на травматизм», как и теперь, они платить не будут. В отношении пенсионных взносов предусмотрено одно изменение. Оно касается «индивидуалов», которые получили доходы свыше 300 000 руб. Как и сейчас, к фиксированной величине взносов они будут прибавлять 1 % от суммы доходов, превышающих 300 000 руб. Как и сейчас, сведения о доходах будут поступать к инспекторам из налоговых деклараций. Но отменят правило, согласно которому в случае непредставления декларации ревизоры начисляют взносы в максимальном размере. Другими словами, со следующего года несданная декларация не обернется для ИП увеличением взносов «за себя».

Что касается отчетности, то здесь изменений не много. Предприниматели и прочие «индивидуалы» по-прежнему не будут сдавать расчеты по фиксированным взносам. А вот для глав крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрены новые сроки. Сдавать расчеты они будут не позднее 30 января года, следующего за расчетным периодом (сейчас крайний срок сдачи — это последний день февраля).

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 12 сентября 2016 г.

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 – это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом – календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов – организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Вместе с тем изменятся формы отчетности, которые плательщики взносов с 2017 года должны будут сдавать в налоговые органы (а не территориальные отделения ПФР), а также сроки их представления.

В общем, нас ждут новые страховые взносы с 2017 года. Но принятые поправки говорят о том, что в процедуре начисления и уплаты взносов глобальных перемен не будет.

Страховые взносы в 2017 году: ставки

Ниже в таблице приведены актуальные для начисления в 2017 году страховых взносов ставки с выплат работников (ст. 426 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

в ПФР на обязательное пенсионное страхование в ФСС на страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) в ФФОМС на ОМС
С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы С суммы превышения установленной предельной величины базы С суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы С суммы превышения установленной предельной величины базы 5,1%
22% 10% 2,9% Не начисляются

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов – 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Страховые взносы, уплачиваемые ИП «за себя», в 2017 году

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Вид взноса Сумма*
Фиксированный платеж в ФФОМС 4 590 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 5,1%)
Фиксированный платеж в ПФР, если сумма годового дохода ИП не превысила 300 000 руб. 23 400 руб. (7500 руб. х 12 мес. х 26%)
Доплата в ПФР, если сумма годового дохода ИП превысила 300 000 руб. 1% от суммы годового дохода ИП, уменьшенного на 300 000 руб., но не более 163 800 руб.
Максимальная сумма взносов, уплачиваемых ИП в ПФР в 2017 году, – 187 200 руб. (8 х 7500 руб. х 12 мес. х 26%). За вычетом фиксированного платежа в ПФР получается 163 800 руб. (187 200 руб. – 23 400 руб.)

* Расчеты выполнены исходя из МРОТ, равного 7500 руб., действующему с 1 июля 2016 года (ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ)

С 01.01.2017 утрачивает силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон № 212-ФЗ).

Причина — передача администрирования страховых взносов налоговым органам во исполнение январского Указа Президента РФ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС России, ФФОМС.

Соответственно, в Налоговый кодекс РФ внесены дополнения: введен новый раздел XI «Страховые взносы в Российской Федерации», состоящий из одной главы 34 «Страховые взносы», включающей в себя ст. с 419 по 432.

Новые положения Налогового кодекса РФ вступают в силу также с 01.01.2017, Однако принципиально новыми их назвать нельзя, поскольку по большей части в Налоговый кодекс перенесены положения Федерального закона № 212-ФЗ.

Кроме того, внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и ряд других федеральных законов.

Вашему вниманию предложен обзор изменений и комментарии к некоторым положениям главы 34 НК РФ, актуальным для работодателей.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ С 2017 ГОДА

1. Официальные разъяснения по всем возникающим в связи со страховыми взносами вопросам уполномочены теперь давать Минфин России и финансовые органы субъектов и муниципальных образований (в срок до двух месяцев, который может быть продлен еще на один месяц). Все предыдущие разъяснения Минтруда России и Минздравсоцразвития России, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда России могут применяться только с учетом новой редакции Налогового кодекса РФ.

2. Администрирование налоговыми органами уплаты страховых взносов означает для работодателей, что:

  • контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществляет налоговая инспекция;
  • отчетность также нужно сдавать в налоговую, в т. ч. за 2016 г., при этом за I–III кварталы и весь 2016 г. нужно отчитаться по правилам, установленным в Федеральном законе № 212-ФЗ;
  • соответственно, вопросы зачета (возврата) излишне уплаченных (взысканных) сумм также нужно будет решать в УФНС России;
  • и, разумеется, все недоимки, пени и штрафы по страховым взносам тоже будет взыскивать УФНС России, в т. ч. за 2016 г. и предыдущие периоды.

3. Расчет по взносам:

  • осуществляется по единой форме, проект которой разработан ФНС России (включены сведения, которые раньше указывались в формах 4-ФСС, РСВ-1 и РСВ-2);
  • начиная с отчетности за I квартал 2017 г. расчет по форме 4-ФСС подается только в части взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а формы РСВ-1 и РСВ-2 направлять больше не нужно;
  • срок подачи расчета в УФНС России по новой форме — не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом (в т. ч. истекшим годом), а за I квартал 2017 г. отчетность следует подать не позже 2 мая;
  • предельный срок предоставления формы СЗВ-М перенесен с 10 на 15 число.

4. Установлено новое основание отказа в приеме отчетности по взносам и предусмотрен выход из положения:

  • расчет признается непредоставленным, если в едином расчете итоговая величина взносов на пенсионное страхование и сумма таких взносов по каждому работнику не равны;
  • если выявленное несоответствие устранено в течение пяти рабочих дней с даты уведомления из налоговой, то штраф наложен не будет.

5. КБК в платежных поручениях изменится ввиду изменения администратора взносов.

6. С суточных, превышающих максимальные значения, установленные ст. 217 НК РФ, нужно уплачивать страховые взносы.

7. Изменения в отношениях с Пенсионным фондом РФ:

  • не позже 1 марта года, следующего за отчетным, необходимо отчитаться перед Пенсионным фондом о стаже застрахованных лиц (за нарушение — штраф 500 руб. за каждого работника; форма отчета пока отсутствует, РСВ-1 больше не применяется);
  • невыполнение обязанности по предоставлению сведений персонифицированного учета в электронном виде карается штрафом в 1000 руб.;
  • срок давности привлечения Пенсионным фондом работодателей к ответственности составляет не более трех лет с момента (даты), когда Фонду стало известно о нарушении.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование”» (далее — Федеральный закон № 250-ФЗ). Вступает в силу с 01.01.2017.

Изменения в Налоговый кодекс РФ внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Вступает в силу с 01.01.2017.

Изменения внесены Федеральным законом № 250-ФЗ.

Галочкина А. Б., эксперт журнала

Журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 1/2018

Страховые взносы, регулируемые нормами гл. 34 НК РФ, в 2018 году будут применяться с коррективами, внесенными в канун Нового года. Поскольку страховые взносы уже второй год будут администрироваться налоговыми органами в соответствии с НК РФ, это не является неожиданностью для плательщиков страховых взносов: налоговое законодательство реформируется непрерывно.

Об изменениях в порядке исчисления и уплаты страховых взносов, которые нужно учесть в 2018 году, читайте в предложенном материале.

Предельная величина базы по страховым взносам в 2018 году.

Для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, устанавливается предельная величина базы для исчисления страховых взносов:

  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС);

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Поскольку база по страховым взносам определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для исчисления страховых взносов, по общему правилу страховые взносы не взимаются (п. 3 ст. 421 НК РФ).

Главой 34 НК РФ установлен определенный порядок исчисления предельного размера базы по страховым взносам, который ежегодно устанавливается Правительством РФ, что и было сделано на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378 (см. таблицу).

Страховые взносы

Предельная величина базы, установленная в 2018 году

На обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

815 000 руб.

На обязательное пенсионное страхование

1 021 000 руб.

Напомним, что для страховых взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС) предельный размер базы не устанавливается, соответственно, эти страховые взносы начисляются независимо от размера выплат в пользу физического лица.

Тарифы страховых взносов на 2018 год. Общие тарифы страховых взносов.

Согласно ст. 426 НК РФ в 2017 – 2019 годах применяются следующие тарифы страховых взносов:

1) на ОПС:

  • в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС – 22%;

  • свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС – 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 2,9%;

3) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 1,8%;

4) на ОМС – 5,1%.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 361-ФЗ продлил действие тарифов, установленных ст. 426 НК РФ, на 2020 год включительно.

Таким образом, совокупный размер страховых взносов 30% в пределах установленных предельных величин базы для исчисления страховых взносов и в размере 10% на ОПС сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на ОПС сохраняется на ближайшие три года.

Тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ Калининградской области.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» скорректировал ст. 427 НК РФ: с 2018 года организации, включенные в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ (ОЭЗ Калининградской области), применяют пониженные тарифы страховых взносов.

Указанные плательщики страховых взносов в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяют следующие пониженные тарифы страховых взносов (пп. 5 п. 2 ст. 427 НК РФ):

  • на ОПС – 6%;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5%;

  • на ОМС – 0,1%.

Особенности применения пониженных тарифов в данном случае установлены п. 11 ст. 427 НК РФ. Если плательщики страховых взносов не выполнят указанные условия, то они не вправе будут применять пониженные тарифы страховых взносов.

Пониженные тарифы страховых взносов для резидентов ОЭЗ Калининградской области применяются с учетом следующих особенностей:

  • плательщик страховых взносов должен быть включен в единый реестр резидентов ОЭЗ Калининградской области в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно;

  • пониженные тарифы применяются в течение семи лет начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такой плательщик был включен в реестр, но не более предельного срока;

  • предельный срок применения пониженных тарифов для плательщиков устанавливается до 31 декабря 2025 года;

  • в случае исключения плательщиков из реестра пониженные тарифы не применяются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором плательщики были исключены из реестра;

  • пониженные тарифы применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

В данном случае законодатель четко определил, что понимается под новым рабочим местом: это место, впервые создаваемое организациями, включенными в реестр, при реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ в Калининградской области. При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, заключившее трудовой договор с организацией, включенной в реестр, а его трудовые обязанности непосредственно связаны с реализацией указанного инвестиционного проекта, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате реализации инвестиционного проекта. Перечень рабочих мест плательщиков, относящихся к новым рабочим местам, утверждается плательщиками до начала применения пониженных тарифов страховых взносов по согласованию с администрацией ОЭЗ в Калининградской области и налоговым органом по месту нахождения плательщиков.

Установление пониженных тарифов страховых взносов является одним из направлений формирования благоприятного налогового режима для развития экономического и научного потенциала на территории Калининградской области, привлечения инвестиций в экономику региона, а также создания финансовой базы для ускоренного социально-экономического развития Калининградской области.

Особенности применения пониженных тарифов страховых взносов в 2018 году.

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 335-ФЗ) внес ряд изменений в ст. 427 НК РФ, которая регулирует порядок применения пониженных тарифов страховых взносов.

«Упрощенцы», осуществляющие деятельность в социальной и производственной областях. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ пониженные тарифы страховых взносов могут применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими ­УСНО и осуществляющими установленные виды деятельности.

Действие пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

В новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ приведены новые «старые» виды деятельности, в отношении которых «упрощенцы» вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при выполнении установленных условий. Так новые или старые виды деятельности теперь позволяют «упрощенцам» применять пониженные тарифы страховых взносов? Разберемся.

В новой редакции пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ приведен перечень видов деятельность в социальной и производственной областях, и распространяется он на 2017 год. Таким образом, разрешена одна из проблем «упрощенцев», у которых изменилось наименование вида экономической деятельности в связи с введением нового Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2).

Исходя из положений пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2 и п. 6 ст. 427 НК РФ для плательщиков страховых взносов, применяющих ­УСНО, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является деятельность в социальной и производственной областях, на период до 2018 года (включительно) установлен совокупный пониженный тариф страховых взносов в размере 20% при одновременном соблюдении условий о предельной сумме доходов за налоговый период (не более 79 млн руб.) и доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду экономической деятельности в общем объеме доходов (не менее 70%).

При этом установленный перечень видов экономической деятельности является укрупненным и включает в себя как виды деятельности, объединенные в один класс, подкласс, группу, подгруппу классификатора, так и отдельные виды экономической деятельности с соответствующими названиями в указанном перечне.

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст с 1 января 2017 года введена в действие новая редакция Общероссийского классификатора видов экономической деятельности – ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (ОКВЭД 2), при этом ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (ОКВЭД 1) утратил силу.

По логике введение ОКВЭД 2 с 1 января 2017 года не должно было повлечь за собой утрату некоторыми плательщиками права на применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных положениями ст. 427 НК РФ. Однако в результате введения ОКВЭД 2, повлекшего реструктуризацию разделов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, у ряда плательщиков страховых взносов, осуществлявших до обозначенной даты и продолжающих в настоящее время осуществлять деятельность в производственной и социальной областях, изменилось наименование вида экономической деятельности, и некоторые из льготируемых видов деятельности согласно ОКВЭД 1 попали в состав иных видов деятельности согласно ОКВЭД 2. Соответственно, такие плательщики утратили право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

При этом представители Минфина разъясняли, что если «упрощенцы» до 2017 года могли применять по указанным основаниям пониженные тарифы страховых взносов, то они вправе это делать и в 2017 году независимо от совпадения или несовпадения кодов видов деятельности по ОКВЭД 2 согласно применяемым ключам (Письмо Минфина России от 13.10.2017 № 03-15-07/66964, доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 25.10.2017 № ГД-4-11/21578@). Но это были лишь разъяснения.

И вот теперь перечень указанных видов деятельности фактически приведен к первоначальному варианту, который соответствует действующему ОКВЭД 2.

Таким образом, «упрощенцы», которые временно утрачивали право на применение пониженных тарифов страховых взносов в 2017 году, могут пересчитать страховые взносы за 2017 год и сдать уточненные расчеты, а в 2018 году полноправно применять пониженные тарифы страховых взносов.

Кроме этого уточнено, что при расчете доли доходов общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации, внереализационные доходы, а также доходы, обозначенные в ст. 251 НК РФ, не учитываемые при определении объекта налогообложения при ­УСНО. Данное правило также работает с 2017 года.

Организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий.

Российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, должны обратить внимание на то, что в п. 5 ст. 427 НК РФ внесено следующее изменение: ссылка на пп. 1 п. 2 ст. 427 заменена по всему пункту на пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ. И эти новшества распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года. Принципиально для данных плательщиков страховых взносов ничего не меняется, поскольку фактически исправлена опечатка.

Некоммерческие организации, применяющие ­УСНО.

Некоммерческие организации, применяющие ­УСНО и осуществляющие социально значимые виды деятельности, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:

  • доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ, определяемых согласно п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые поступления);

  • доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности на основании пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ и определяемых исходя из пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (гранты);

  • доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в абз. 17 – 21, 34 – 36 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ.

Так вот, начиная с 2017 года целевые поступления и гранты остались в этом перечне без изменения, а третья составляющая – виды деятельности – заменена (абз. 47, 48, 51 – 59 пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ). В целом виды деятельности не поменялись, остались в том числе научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность спортивных объектов, но точечные изменения все же есть, поэтому некоммерческим организациям целесообразно еще раз уточнить наименования видов деятельности в соответствии с новым ОКВЭД 2 для целей применения пониженных тарифов страховых взносов.

Кроме того, отмечается, что при расчете доли доходов общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в п. 1 и пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации, внереализационные доходы, а также доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, не учитываемые при определении объекта налогообложения при ­УСНО.

Рассмотренные изменения также работают с 2017 года.

Объект обложения страховыми взносами.

Федеральный закон № 335-ФЗ внес изменения в ст. 420 НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2018 года.

Исключительные права на произведения науки, литературы, искусства.

По общему правилу объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права и лицензионным договорам. В новой редакции ст. 420 НК РФ пп. 3 п. 1 переформулирован: по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, указанные в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, указанных в пп. 1 – 12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Названные новшества связаны с приведением НК РФ в соответствие с ГК РФ.

Аналогичные изменения внесены в п. 4 ст. 420 НК РФ, а также п. 8 ст. 421 и пп. 2 п. 3 ст. 422, в которых указаны соответственно выплаты и база, признаваемые и не признаваемые объектом обложения страховыми взносами.

Индивидуальным предпринимателям.

Объектом обложения страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (далее – индивидуальные предприниматели), признается минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный на начало соответствующего расчетного периода, в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 НК РФ.

То есть индивидуальные предприниматели (и иные указанные лица) уплачивали страховые взносы за себя, исходя из размера МРОТ, а также при превышении дохода 300 000 руб. – дополнительно 1% от суммы дохода на ОПС.

С 2018 года это правило меняется: теперь зависимости размера страховых взносов от МРОТ больше не будет (см. ниже).

База для исчисления страховых взносов

Порядок определения базы для исчисления страховых взносов установлен ст. 421 НК РФ, которая с 1 января 2018 года действует в новой редакции:

  • пункт 8 ст. 421 НК РФ приведен в соответствие с нормами ГК РФ (см. выше);

  • скорректированы отдельные нормы расходов, которые могут быть приняты при расчете страховых взносов, если затраты не подтверждены документально (п. 9 ст. 421 НК РФ).

Приведем измененные нормы пп. 9 ст. 421 НК РФ. Если расходы, указанные в п. 8 ст. 421 НК РФ, не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах (в процентах суммы начисленного дохода):

  • на создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов), фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радио- или телепередач – 30%;

  • на создание научных трудов и разработок, программ для ЭВМ, баз данных – 20%;

  • на открытия, селекционные достижения, изобретения, создание полезных моделей, промышленных образцов, секретов производства (ноу-хау), топологий интегральных микросхем (процент суммы дохода, полученного за первые два года использования) – 30%.

Размер и порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями за себя

С 2018 года принципиально меняется порядок исчисления страховых взносов за себя индивидуальными предпринимателями и иными лицами, занимающимися частной практикой: Федеральный закон № 335-ФЗ внес изменения в ст. 430 НК РФ.

В 2017 году страховые взносы, уплачиваемые индивидуальными предпринимателями за себя на ОПС и на ОМС, рассчитывались на основании МРОТ.

С 2018 года действует новый порядок: индивидуальные предприниматели, а также главы (и члены) крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в фиксированном размере (см. таблицу).

При этом, как и раньше, размер страховых взносов на ОПС и на ОМС в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству определяется как произведение фиксированного размера за расчетный период и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства.

Страховые взносы

Фиксированный размер страховых взносов

2018 год

2019 год

2020 год

Индивидуальные предприниматели

Страховые взносы на ОПС:

величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб.

26 545 руб.

29 354 руб.

32 448 руб.

величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб.

26 545 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период

29 354 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период

32 448 руб. + 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 руб. за расчетный период

Максимальный размер страховых взносов на ОПС

212 360 руб.

(26 545 руб. х 8)

234 832 руб.

(29 354 руб. х 8)

259 584 руб.

(32 448 руб. х 8)

Страховые взносы на ОМС

5 840 руб.

6 884 руб.

8 426 руб.

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Страховые взносы на ОПС

26 545 руб.

29 354 руб.

32 448 руб.

Страховые взносы на ОМС

5 840 руб.

6 884 руб.

8 426 руб.

Напомним, что за 2017 год индивидуальные предприниматели обязаны уплатить страховые взносы за себя в следующих размерах (Письмо ФНС России от 07.03.2017 № БС-4-11/4091@). На ОПС:

  • если величина дохода плательщика не превышает 300 000 руб. за расчетный период – в размере, определяемом как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 26% x 12 мес. = 23 400 руб.;

  • если доход плательщика превышает 300 000 руб. за расчетный период – в размере, определяемом как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 26% x 12 мес. + 1% от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающей 300 000 руб.

При этом сумма страховых взносов, уплачиваемая плательщиком, не может быть более размера, определяемого как 8 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 26% x 12 мес. = 187 200 руб.

Размер страховых взносов на ОМС за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) x 5,1% x 12 мес. = 4 590 руб.

С 2018 года принципиально меняется расчет страховых взносов на ОПС и ОМС для индивидуальных предпринимателей за себя: размер страховых взносов больше не зависит от величины МРОТ, установлен фиксированный размер на ближайшие три года. При этом не изменилось пограничное значение дохода в 300 000 руб., с которого уплачивается дополнительный процент страховых взносов на ОПС, а также остался максимальный размер страховых взносов на ОПС в виде 8-кратного значения фиксированного размера.

Кроме приведенных новшеств, дополнен п. 7 ст. 430 НК РФ, в котором указаны случаи освобождения индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов: уточнено, что предприниматели обязаны представить в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы. Это не новое условие, на практике налоговые органы требовали подтверждающие документы и ранее, их поддерживали представители Минфина (Письмо от 21.09.2017 № 03-15-05/61112).

Еще одним изменением для индивидуальных предпринимателей станут новые сроки уплаты страховых взносов (п. 2 ст. 432 НК РФ):

  • суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. Этот срок не изменился;

  • страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 руб. за расчетный период, теперь уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Ранее их нужно было уплатить не позднее 1 апреля следующего года.

Расчет по страховым взносам не сдан: новые основания.

Федеральный закон № 335-ФЗ внес поправки в абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ, изменив тем самым основания, когда расчет по страховым взносам будет признан непредставленным. Эти новшества вступают в силу с 1 января 2018 года.

Согласно внесенным изменениям расчет по страховым взносам будет считаться несданным, если следующие показатели за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов:

  • сведения по каждому физическому лицу о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц – графа 210 расчета;

  • база для исчисления страховых взносов на ОПС в пределах установленной предельной величины – графа 220 расчета;

  • сумма страховых взносов на ОПС, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на ОПС, не превышающей предельной величины, – графа 240 расчета;

  • база для исчисления страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу – графа 280 расчета;

  • сумма страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу – графа 290 расчета.

Также суммарные показатели в перечисленных графах по всем физическим лицам должны соответствовать сводным данным в подразд. 1.1 и 1.3 разд. 1 расчета.

Осталось и такое основание, как недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц.

О том, что расчет является несданным, плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), соответствующее уведомление, как и ранее, направит налоговый орган.

* * *

В главу 34 «Страховые взносы» НК РФ внесен ряд изменений, которые нужно учитывать при исчислении и уплате страховых взносов, а также представлении расчета по страховым взносам в 2018 году. Новшества приняты в целях стимулирования инвестиционной активности на территории РФ, а также сохранения экономически обоснованного уровня фискальной нагрузки по уплате страховых взносов, в том числе для индивидуальных предпринимателей.

«О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.».

«О внесении изменений в статью 426 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

«Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *