Электронный бюджет как работать

Электронный бюджет как работать

В статье рассматривается создание «Электронного бюджета в России», его минусы и плюсы, даны рекомендации по усовершенствованию «Электронного бюджета».

Переход на «Электронный бюджет» является требованием времени и муждународных стандартов. По мнению Министра финансов РФ Силуанова А. Г. создание «Электронного бюджета» даст «возможность усиления подотчетности органов государственной власти перед обществом, а значит, повышения прозрачности и эффективности использования бюджетных средств».

Современная Россия переживает один из активнейших этапов развития информационного общества, построения электронного государства, электронного правительства.

Вопросы информатизации уже коснулись и сферы управления общественными финансами. До 2015 года система электронного бюджета объединит все министерства и ведомства РФ и все организации, входящие в их структуру. Президент РФ в Бюджетном послании на 2012 – 2014 гг., поставил задачу Правительству РФ о необходимости утверждения создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», электронный документ которой можно увидеть на официальном сайте Министерства финансов РФ – http//www.minfin.ru.

Говоря об актуальности темы нужно отметить что, концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» одобрена Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 № 1275-р. Концепция разработана в соответствии с положениями Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р. Концепция создания и развития системы «Электронный бюджет» предусматривает пятилетний срок реализации – до 2015 года.

По мнению Перцова Л. В. «Электронный бюджет» предназначен для обеспечения открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышения качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления и создания условий для наиболее эффективного использования бюджетных средств и активов публично-правовых образований за счет формирования единого информационного пространства, применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами — что и является основной целью создания и развития «Электронного бюджета».

Внедрение системы электронный бюджет должно достичь три взаимосвязанные цели.

Во-первых, сделать открытым не только результат финансово – хозяйственной деятельности, но и сам процесс принятия решения. Не только открыть документы – отчетные данные, проекты, прогнозы, но и дать понять гражданам логику принятия решений.

Вторая цель – связать финансовую информацию с конечными результатами деятельности органов власти, сделать ее доступной для конкретного пользователя.

Третья цель – переход от локальных информационных систем каждого учреждения, к использованию так называемых облачных технологий, которые создают единую систему для всех участников бюджетного процесса по единым правилам. «У нас сейчас в бюджетном учреждении на каждом столе стоит персональный компьютер, который, по сути, закрывает всю сеть, не дает возможности пользователям участвовать в едином пространстве, которое может быть создано при помощи облачных технологий. Более 20 000 учреждений на федеральном уровне расходуют миллиардные средства для приобретения, доработки и ежегодного сопровождения бухгалтерских программ.

Так какие же все-таки можно выделить преимущества и недостатки создания «Электронного бюджета»? К преимуществам можно отнести, следующее:

  • создание «Электронного бюджет» поможет унифицировать и упростить, составление и представление регламентированной отчетности, тем самым, исключит необходимость многократного ввода информации вручную;
  • создания «Электронного бюджета», будет способствовать переходу на юридически значимый документооборот в сфере управления общественными финансами;
  • будет автоматизирована процедура обработки документов и контроль над исполнением поручением, тем самым будет создано централизованное, современное хранилище нормативной и иных нормативно-правовых актов в сфере бюджетного правоотношения.
  • экономия средств на закупке и поддержке программного обеспечения для проектирования и исполнения бюджета;
  • ускорение прохождения документов за счет организации безбумажного документооборота с применением ЭЦП между учреждением и его главным распорядителем или финансовым органом;
  • возможность работы по проектированию и исполнению бюджета совместно со своими подведомственными в учреждениями в единой базе данных;
  • возможность анализа хода проектирования и исполнения бюджета с любой степенью детализации в режиме онлайн;
  • контроль над деятельностью главных распорядителей бюджетных средств и государственных (муниципальных) учреждений в режиме онлайн;
  • возможность контролировать процессы планирования исполнения бюджета со стороны населения;

Недостатком системы или точнее говоря проблемой реализации системы «Электронного бюджета», является то, что:

  • отсутствие необходимого технического оснащения.

    Электронный бюджет: проблемы внедрения в органах местного самоуправления. Размышления муниципала

    Трудно представить полноценную интеграцию различных организаций в рамках построения электронного бюджета, если часть из них работает на современном оборудовании и современных программных продуктах, а другая часть использует устаревшую технику и программы прошлого века.

  • Второй проблемой, ссылаясь на интервью Дмитрия Вахрушева, члена экспертной группы при Комиссии по публичному обсуждению вопросов создания и развития информационных технологий в сфере управления общественными финансами Министерства финансов РФ, можно сказать, является отсутствие программного обеспечения. Как заявляет сам Дмитрий Вахрушев: «Переход на новое программное обеспечение всегда тяжело воспринимается специалистами в учреждениях. Я очень часто сталкивался при замене одного программного продукта на другой с элементарной проблемой, когда бухгалтер не может найти кнопку, которую нажимал раньше … надо грамотно организовать обучение персонала на этапе внедрения и создать качественную систему поддержки».
  • Третья проблема состоит в следующем – каждый субъект РФ живет и развивается по своему, отличному от всех остальных пути, имеет свою специфику. Если мы будем применять к каждому региону одну и ту же методику, это вряд ли даст результаты. Очень важно чтобы внедренная система была действительно востребована на местах, а главное – работала. Чтобы в регионах была заинтересованность в «Электронном бюджете», он должен решать управленческие задачи субъекта РФ, а также учитывать специфику каждого региона. Нужна адаптация системы под нужды конечных пользователей, в данном случае – под нужды публично-правовых образований (субъектов РФ и муниципальных образований). Такую адаптацию можно проводить намного эффективнее, если региональный сегмент «Электронного бюджета» будут создавать региональные разработчики.
  • Четвертая проблема – неготовность российских разработчиков программного обеспечения включиться в работу по созданию компонентов системы «Электронный бюджет» из-за узкой специализации, т.е., когда одна компания занимается только государственными закупками, другая – только бюджетным учётом или отчётностью, третья – только казначейским учётом. В Связи с этим для решения задач стоящих в рамках концепции «Электронный бюджет» разработчик должен быть компетентен во всех вопросах, в том числе увязки всех систем (государственных закупок, бюджетным учетом и контролем) в одну.

Таким образом, создания «Электронного бюджета» создаст как благоприятные условия для выработки единой методологии проектирования и исполнения бюджета, так и некоторые «издержки».

«Электронный бюджет» — что это «такое» и для чего он нужен?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *