К какой сфере жизни общества

К какой сфере жизни общества

Об­ще­ство как форма жиз­не­де­я­тель­но­сти людей

Общество как форма жизнедеятельности людей

Возникновение человека и возникновение общества — это единый процесс. Нет человека — нет общества. Нет общества — нет и человека. Можно возразить: Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, оказался вне общества, но был человеком. Однако тот, кто так думает, забывает: Робинзон смог выжить только потому, что обладал знаниями, опытом в различных видах деятельности, кроме того, он нашёл некоторые предметы с погибшего корабля. И знания, и трудовые умения, и предметы — всё это продукты общества. Вспомним, что ни один ребёнок, выросший среди животных, не имел знаний, трудовых навыков, не умел пользоваться предметами, созданными в человеческом обществе.

Базовый уровень. Подумай! Как связаны человек и общество?

Что мы называем обществом? В науке существует огромное количество определений термина «общество». В повседневной жизни обществом иногда называют группу людей, которые входят в чей-то круг общения; обществами называют также некоторые добровольные объединения людей для какой-либо деятельности (общество книголюбов, общество Красного Креста и т. д.).

В науке обществом называют часть мира, отличающуюся от природы. В широком смысле слова это всё человечество. В него входят не только все ныне живущие люди. Общество понимается как непрерывно развивающееся. Значит, оно имеет не только настоящее, но и прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в далёком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. Ими созданы города и сёла, техника, различные учреждения. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Базовый уровень. Подумай! Что такое общество в широком смысле слова?

Кроме того, иногда в широком смысле об­ще­ство понимают как обосо­бив­шую­ся от при­ро­ды, но тесно с ней свя­зан­ную часть ма­те­ри­аль­но­го мира, со­во­куп­ность всех спо­со­бов вза­и­мо­дей­ствия и форм объ­еди­не­ния людей.Общество характеризуется как динамическая сложноорганизованная саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность.

Высокий уровень. Приведи пример, когда какое-либо общество, серьезно изменяясь, остается вместе с тем самим собой.

Учёные в древности понимали общество как совокупность отдельных людей. Однако каждый человек, занимаясь той или иной деятельностью, взаимодействует с другими людьми, вступает с ними в многообразные связи и отношения. Значит, общество — это и совокупность способов взаимодействия и объединения людей.

Повышенный уровень. Подумай! Какие взаимосвязи и взаимозависимости существуют у тебя в семье, в школе?

Из курса истории вы знаете, что по мере усложнения деятельности людей связи между ними становились всё более многообразными. Исторически сложившаяся в процессе совместной деятельности совокупность связей и отношений между людьми называется обществом. Самые тесные связи и зависимости возникают между людьми, проживающими на одной территории. Поэтому часто говорят об обществах, существующих в границах территории отдельных государств (российское общество, американское общество и т. п.).

В узком смысле под обществом может пониматься:

  • определённая совокупность людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности (например, общество филателистов, общество охраны природы);
  • конкретный этап в историческом развитии народа или страны (например, феодальное общество);
  • отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество).

Повышенный уровень. Приведи еще по одному примеру для каждого из определений общества в узком смысле.

Подведем итоги

Что такое общество?

Узкое зна­че­ние:

1) опре­делённая груп­па людей;

2) этап раз­ви­тия об­ще­ства;

3) сов­мест­ная де­я­тель­ность;

4) опре­де­лен­ная стра­на;

Ши­ро­кое зна­че­ние:

1) всё че­ло­ве­че­ство в целом;

1) обособившаяся от природы часть ма­те­ри­аль­но­го мира;

2) ди­на­мич­еская си­сте­ма;

3) со­во­куп­ность спо­со­бов вза­и­мо­дей­ствия и объ­еди­не­ния.

Человек, природа, общество.

Природа в широком смысле — весь материальный мир в многообразии его форм.
Природа в узком смысле — совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).
Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессов, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей — «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.
Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.
Природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей, обусловливают во многом разнообразие обществ, особенности развития народов, народностей, наций. В то же время сама природа испытывает на себе силу общества: человек по своему усмотрению «окультуривает» природу, искусственно упорядочивает ее.
На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как человек создавал примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни из природных ресурсов. Однако полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда воздействие общества на природу становилось все сильнее. Однако человек не может обойтись без природы, потому что технические средства, облегчающие ему существование, создаются по аналогии с природными процессами.
Едва появившись на свет, общество стало активно вторгаться в природную среду, то улучшая ее, а то и ухудшая. Но и природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества. Например, снижается качество здоровья больших масс людей из-за неблагоприятной экологической ситуации и т. д. При всей своей взаимозависимости общество и природа сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этом и заключается основа единства мира.
На протяжении истории менялось отношение человека к природе.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА О ПРИРОДЕ

Исторический период Сущность представлений о природе

Античность

Человек — одна из составных частей природы. Идеал — жизнь в согласии с природой.

Средневековье

Окружающая человека природа — нечто более низкое, чем человек, поскольку только он наделен божественным началом — душой. Природа нередко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь человека при этом выступала как борьба божественного начала, души, с греховным телом.

Возрождение

Природа — источник радости, наслаждения.

Становление промышленного капитализма

Природа — объект интенсивной преобразовательной деятельности; кладовая, из которой человек может черпать без меры и без счета.

Современность

Природа — уникальный, целостный организм, основа жизнедеятельности человека. Необходимы партнерство, сотрудничество, открытый диалог человека и природы.

Основные сферы общества.

Структура общества сложна. В него входят большие и малые группы людей. Прежде всего это первичные коллективы. Родившийся человек оказывается в семейном коллективе. Затем он входит в учебный, трудовой и другие официальные коллективы, а также в коллективы неофициальные, неформальные (например, приятельские компании).

Если общество представить как целостный организм, то первичный коллектив — это клеточка организма. Существуют также и большие группы людей, которые отличаются рядом общих признаков. Вы знаете, что в древних и средневековых обществах были рабы, рабовладельцы, крестьяне, ремесленники и другие общественные группы, складывались народности, а затем и нации. По мере развития общества всё более сложными и многообразными становятся взаимодействия и взаимоотношения не только между отдельными индивидами, но и между различными большими и малыми группами людей. Взаимосвязи и взаимозависимости, в которые люди вступают в процессе своей деятельности, называются общественными отношениями.

«Нет человека, который был бы как остров, сам по себе; каждый человек есть часть материка, часть суши…»

Американский писатель Эрнест Хемингуэй

Высокий уровень. Подумай! Какую мысль пытается донести Хемингуэй? Согласен ли ты с автором? Свой ответ аргументируй, приведи доказательства.

Общество можно подразделить на четыре области, или сферы. Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественно-научном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества. Схематически это может выглядеть так:

Экономическая сфера является во многом определяющей по отношению к другим сферам. В неё входят промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, сфера услуг. Эта сфера охватывает экономические отношения, опосредующие производство, распределение, обмен, потребление.

Социальная сфера включает в себя слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера жизни общества включает в себя государственную власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом. Предположим, высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан – пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину. Это пример взаимодействия экономической и социальной сферю

Повышенный уровень. Приведи пример взаимодействия любых двух сфер общества.

Внутри общества на каждом этапе развития все его элементы (производство, техника, наука, язык, большие группы людей, первичные коллективы), все отношения между людьми (производственные, межгрупповые, межнациональные, семейные, бытовые, политические, духовные), все четыре сферы взаимосвязаны и составляют единое целое, т. е. конкретное общество, имеющее определённый облик.

Высокий уровень. Подумай! Как изменились элементы общества и отношения между людьми при переходе от аграрного к индустриальному обществу?

Название сферы Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы Основные элементы
Экономическая сфера Отношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики. Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность.
Политическая сфера Отношения по поводу власти и управления обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество.
Социальная сфера Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений. Структура (стратификация) общества; социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
Духовная сфера Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.). Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей. Культура; искусство; образование; наука; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.

9- класс Обществознание

Тема: «Политика и государство»

Вариант №1

1. Деятельность общественных классов, партий, групп, определяемую их интересами и целями, обозначают понятием:

1) экономика 2) политика 3) мораль 4) право

2. Деятельность государственных органов, партий, общественных объединений, направленную на объединение усилий с целью получения власти или ее упрочения называют:

1) правом 2) политикой 3) экономикой 4) суверенитетом

3. Верны ли следующие суждения о политике:

А. Политикой называют сферу деятельности, связанную с реализацией общезначимых интересов с помощью власти.

Б. Вопросы охраны законности и правопорядка относятся к внутренней политике государства.

1) верно только А 3) верны оба утверждения

2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

4. Примером политической власти является:

1) управление образовательным учреждением

2) руководство правительством

3) организация рекламной компании

4) координирование работ над научным проектом

5. Верны ли следующие суждения о разделении властей:

А) Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

Б) Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

1) верно только А 3) верны оба утверждения

2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

6. Что отличает государство от других политических организаций?

1) исключительное право издавать законы

2) определение перспектив развития общества

3) разработка политической программы

4) наличие профессионального аппарата

7. Какое из приведенных ниже понятий объединяет все ниже перечисленное?

1) политико-правовой режим 3) форма государства

2) форма государственного устройства 4) форма правления

8. Что относится к внешним функциям государства?

1) охрана законности и правопорядка

2) формирование государственного бюджета

3) развитие международного сотрудничества

4) осуществление национальной политики

9. Что характеризует тоталитарный режим?

1) наличие развитого гражданского общества

2) обеспечение свободных выборов

3) отсутствие обязательной государственной идеологии

4) всесторонний контроль государства

10. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике называется:

1) формой правления 3) формой административного устройства

2) политическим режимом 4) государственным суверенитетом

12. Перечислите признаки авторитарного режима.

9 класс Обществознание

Тема: «Политика и государство»

Вариант №2

1. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть представляет собой разновидность общественной власти.

Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.

1) верно только А 3) верны оба утверждения

2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

2. К признакам республики как формы правления относится (-ятся):

1) сосредоточение власти в руках единоличного правителя

2) наследственный порядок преемственности власти

3) периодические выборы высших органов государственной власти

4) бессрочный пожизненный характер власти правителя

3. Верны ли следующие суждения о государственной власти:

А. Государству принадлежит право осуществлять верховную власть в данном государстве

Б. Государству принадлежит право применять законное принуждение в отношении граждан.

1) верно только А 3) верны оба утверждения

2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

4. Государство Z разделено на уезды по территориальному признаку. Главы уездов назначаются правительством государства. В уездах нет собственных конституций. Какова форма государственного устройства государства Z?

1) федеративное государство 3) монархия

2) унитарное государство 4) республика

5. Верны ли суждения о выборах?

А. В условиях демократии выборы способствуют разрешению политических конфликтов.

Б. В условиях демократии выборы способствуют политической социализации граждан.

1) верно только А 3) верны оба утверждения

2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

6. Верны ли суждения о многопартийности:

А. Деятельность в стране нескольких политических партий, конкурирующих в борьбе за голоса избирателей, называется многопартийностью.

Б. Многопартийность позволяет учитывать интересы различных социальных групп общества.

1) верно только А 3) верны оба утверждения

2) верно только Б 4) оба утверждения неверны

7. Верховенство закона выражается, в частности в том, что он:

1) определяет цели человеческой деятельности

2) определяет «пространство» деятельности человека , его официальные возможности

3) обеспечивает здоровый моральный климат

8. Нацеленность на завоевание политической власти – это:

1) принцип деятельности парламента 3) особенность политической культуры

2) ведущая задача профсоюзов 4) цель деятельности политической партии

9. Найдите в приведенном списке функции государства и запишите цифры, под которыми они указаны?

1) Выражение интересов страны на международной арене.

2) Выдвижение кандидатов на выборах.

3) Создание религиозных организаций

4) Защита безопасности страны.

5) Выплата компенсаций акционерам разорившихся предприятий.

6) Осуществление законодательной. Исполнительной и судебной власти.

10. Что характеризует понятие «политический режим»?

1) форму государственного правления 3) территориальное устройство государства

2) структуру высших органов государства 4) степень реализации прав и свобод граждан

11. Международный договор, который имеет обязательную силу для государства, подписавших его,-это ___________

12. Перечислите основные признаки правового государства.

2. Основные сферы жизни общества

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Произведенная продукция может быть готовой к потреблению или может представлять полуфабрикат для последующей обработки. Например, продукт очистки алюминия используется как сырье для первичного производства алюминиевых изделий, например алюминиевой проволоки, которая в свою очередь будет использована в необходимых конструкциях; производства техники и оборудования, для которого данные запасные части и аксессуары предназначены. Производство неспециализированных компонентов и деталей машин и оборудования, например двигателей, поршней, электромоторов, клапанов, шестеренок, подшипников, классифицируется в соответствующей группировке раздела C «Обрабатывающие производства», независимо от того, в состав каких машин и оборудования могут входить эти предметы. Однако производство специализированных компонентов и аксессуаров посредством отливки/формовки или штамповки пластиковых материалов включает в себя группировка 22.2. Сборка комплектующих частей и деталей также отнесена к производству. Данный раздел включает сборку целостных конструкций из составляющих компонентов, произведенных самостоятельно или приобретенных. Переработка отходов, т.е. переработка отходов для производства вторичного сырья вошла в группировку 38.3 (деятельность по обработке вторичного сырья). Хотя может производиться физическая и химическая переработка, это не считается частью обрабатывающего производства. Первичной целью данных видов деятельности является основная переработка или переработка отходов, которая классифицирована в разделе E (водоснабжение; канализация, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений). Однако производство новых готовых изделий (в противовес продукции, произведенной из вторичного сырья) относится ко всему производству в целом, даже если в данных процессах использованы отходы. Например, производство серебра из отходов пленки считается производственным процессом. Специальное техобслуживание и ремонт промышленных, коммерческих и подобных машин и оборудования в целом указаны в группировке 33 (ремонт и установка машин и оборудования). Однако ремонт компьютеров, бытовых устройств указан в группировке 95 (ремонт компьютеров, предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения), в то же самое время ремонт автомобилей описывается в группировке 45 (оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов). Установка техники и оборудования как узкоспециализированная деятельность классифицирована в группировке 33.20

Цели и задачи: познакомить со сферами общественной жизни; научить показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни; дать характеристику сфер общества: экономической, политической, духовной, социальной; научить высказывать свое мнение о роли каждой из них в жизни человека; выяснить роль и значение сообщества в жизни людей; познакомить с понятием сферы жизни общества.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать и анализировать различные сферы человеческой жизни; объяснять взаимосвязь различных сфер и их значение в жизни человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Формируемые УУД: метапредметные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в парах, группе; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; устанавливать аналогии для понимания закономерностей; критически оценивать поступающую информацию, систематизировать ее и представлять в виде текста; анализировать результаты исследований, фиксировать их; личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственности за свои решения.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: анализ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Устройство общества всегда интересовало людей. А вы задумывались об этом?

(Ответы учеников.)

На протяжении многих веков ученые пытались создать модель, с помощью которой можно было характеризовать общество для изучения. Предлагаю, разделившись на три творческие группы, представить себя в роли обществоведов древности.

Задание для первой группы: представьте общество людей в виде пирамиды и презентуйте свою работу.

Задание для второй группы: представьте общество людей в виде часового механизма и презентуйте свою работу.

Задание для третьей группы: представьте общество людей в виде ветвистого дерева и презентуйте свою работу.

(Группы выполняют творческие задания и презентуют свои работы.)

— А как сегодня мы представляем себе общество?

Тема урока: «Сферы общественной жизни”.

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

1. Сферы жизни общества.

2. Взаимосвязь четырех сфер жизни общества.

III. Введение в новый материал

На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что все люди в обществе связаны друг с другом. Нельзя себя отделять от общества. Но как оно устроено? Что подразумевает понятие «сфера”? Какие бывают сферы общественной жизни? Обсудим на уроке эти вопросы.

IV. Работа по теме урока

1. Сферы жизни общества

Итак, общество устроено разумно.

Задание: опишите устройство муравейника.

(Ответы учеников.)

С помощью приведенного примера мы убедились, что в муравейнике каждый выполняет свои функции.

Проблемное задание. Как вы думаете, а похоже ли человеческое общество на муравейник? Если да, то чем? В чем вы видите различия?

(Ответы учеников.)

Итак, в обществе людей каждая его часть (сфера) выполняет свои функции, удовлетворяет определенные потребности людей.

— Какие потребности есть у людей?

(Ответы учеников.)

Подведем итог нашим рассуждениям.

Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!” на с. 17 учебника, дайте определение понятия «сферы общественной жизни”.

(Ученики выполняют задание.)

— Как вы понимаете выражение: «Общество похоже на человеческий организм”?

(Ответы учеников.)

Действительно, общество напоминает человеческий организм. Ведь каждая часть нашего организма выполняет какую-то свою важную задачу и не может существовать отдельно от других органов. Так же устроено и человеческое общество. Представим его в виде дома из четырех этажей.

Первый этаж — это фундамент нашего здания. Там находится все необходимое для нашей с вами жизни. Этот этаж обеспечивает нас продовольствием, одеждой, обувью и т. д. Этоэкономический этаж. Слово «экономика” состоит из двух греческих корней: йокос — дом и номос — хозяйство, т. е. «экономика” — это «домашнее хозяйство”. В современном мире под экономикой подразумевается, прежде всего, хозяйство страны.

Второй этаж — составляет социальные отношения. Латинское слово «социум” означает «общество”. На этом этаже мирно уживаются между собой общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Они отличаются друг от друга по уровню материального благосостояния, культуры, образования.

— Как вы думаете, почему экономические отношения мы расположили на первом этаже, а социальные — на втором? Может быть, необходимо поменять их местами? Свое мнение аргументируйте.

(Ответы учеников.)

Вы правы, изменения в экономической жизни неизбежно вызывают изменения в социальной сфере. Поэтому мы правильно расположили этажи в нашем здании. Продолжим знакомство с домом.

Третий этаж очень важен. И название его звучит достаточно таинственно: политика. Слово «политика” греческого происхождения. Оно означает «общественное дело”. С помощью политики регулируется жизнь общества. Здесь находятся учреждения, организации, государство.

Четвертый этаж — это духовная жизнь нашего общества. На этом этаже мы получаем знания, наслаждаемся прекрасным, формируем свои взгляды. И хоть он самый последний, но в жизни людей играет очень важную роль.

Таким образом, все наше общество, как и наше воображаемое здание, можно разделить на четыре главные сферы — экономическую, политическую, социальную и духовную. Конечно, такое разделение весьма условно, но это помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

Задание: работая с текстом учебника на с. 17, 18, заполните таблицу.

Экономическая сфера

Политическая сфера

Духовная сфера

Социальная сфера

К экономической сфере относят производство всех необходимых для людей вещей (от зубной щетки до машины) и распределение этих вещей между людьми. Заводы, рынки, банки, деньги — все это экономическая сфера. Основная задача экономической сферы — организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению и распределению товаров и услуг.

В экономической жизни участвуют все население.

Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своем не являются производителями материальных благ

Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления.

К политической сфере относят деятельность президента и аппарата президента, правительства и парламента, местных органов власти, армии, полиции, налоговой и таможенной службы. Это и есть государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача политической сферы — обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т. д.

Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает университеты, музеи и театры, художественные галереи, журналы и газеты, памятники культуры и национальные художественные сокровища, религиозные общины и т. д. Именно в этой сфере получают новые знания, пишут новые книги и ставят спектакли.

В этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования

Социальная сфера охватывает повседневные взаимоотношения простых граждан. К этой сфере относятся те учреждения, которые нужны для нормальной жизни людей: магазины, метро и автобусы, столовые и кафе, больницы и поликлиники, телефон, почта, стадионы. Важное место в социальной сфере занимают органы социальной защиты и социального обеспечения. Они призваны оказывать социальную помощь нуждающимся: пенсионерам, малообеспеченным людям

(Проверка выполнения задания.)

(Ученики выполняют задание.)

2. Взаимосвязь четырех сфер жизни общества

Каждой сфере жизни общества присуща определенная самостоятельность, они функционируют и развиваются по законам целого, т. е. общества. Вместе с тем все четыре основные сферы не только взаимодействуют, но и взаимно обусловливают друг друга.

Задание: используя схему на с. 20 учебника, выберите любую сферу общества и приведите соответствующие ей примеры человеческих отношений, которые вы наблюдали в жизни. С помощью конкретных примеров продемонстрируйте взаимосвязь отдельных сфер общественной жизни. (Работа в парах.)

Например, влияние политической сферы на культуру проявляется в том, что, во-первых, каждое государство проводит определенную политику в области культуры, во-вторых, деятели культуры отражают в своем творчестве определенные политические взгляды и позиции.

(Презентация.)

Задание: работая с текстом рубрики «Дополнительное чтение” на с. 20 учебника, объясните, как данный исторический пример показывает взаимосвязь экономической и политической сфер.

Границы между всеми четырьмя сферами общества прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции.

Представим себе, что мы с вами архитекторы. Нам предстоит спроектировать четырехэтажное здание под названием «Общество”. Вам необходимо создать свой собственный проект, расположив по собственному усмотрению на разных этажах разные сферы общества. Работу презентуйте, аргументируя свою позицию.

Я считаю, что________________________ .

Потому что__________________________ .

(Проверка выполнения задания.)

Действительно, вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным.

Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность.

Другие ученые выделяют в качестве приоритетной духовную сферу жизни общества. Сторонники этого подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям.

Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития. Каждая из них оказывает равное влияние на другие.

V. Подведение итогов урока

Итак, мы выяснили, что все сферы общества обеспечивают полноценное существование человека.

Давайте проверим, насколько хорошо мы с вами усвоили новый материал.

1. К какой из сфер общества относится:

а) показ нового фильма в кинотеатре;

б) покупка продуктов в магазине;

в) сборка новых автомобилей на заводе;

г) призыв в армию;

д) выпечка хлеба в пекарне;

е) выборы президента;

ж) прием больных в поликлинике;

з) обучение студентов в университете.

2. Прочитайте предложения о современной России. Какие сферы общества они характеризуют?

а) Президент предложил законопроект, направленный на противодействие терроризму.

б) Памятники истории и культуры народов России являются частью мирового культурного наследия.

в) Правительство России проводит политику помощи малоимущим — старикам, многодетным и безработным.

г) Патриарх Кирилл вручил награды юным знатокам православной культуры.

д) В настоящее время в России добывается около 8,5 млн т бокситов и нефелинов в год, что обеспечивает производство около 2,4 млн т глинозема.

Творческое задание. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Рубцова «Тихая моя родина”. Элементы каких сфер общественной жизни вы можете в нем найти? Что для автора стихотворения является смыслом жизни? Проиллюстрируйте свой ответ цитатами из текста.

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои…

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать —

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать…

(Проверка выполнения задания и подведение итогов занятия.)

Домашнее задание

1. Прочитать § 2 учебника.

2. Подготовить проект на тему «Как я представляю современное общество”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *