Как издать

Как издать

Чтобы напечатать свою книгу, у автора выбор невелик — обратиться в издательство или подготовить все самому. В первом случае может быть три варианта:

  • все оплачивает автор — издательство только распространяет книгу;
  • 50/50 — покрытие затрат на печать в равных долях;
  • выкуп авторских прав — автор получает оговоренную сумму и выходит из процесса.

Можно миновать сотрудничество с издательствами и обратиться сразу в типографию, чтобы издать книгу за свой счет. Крупные полиграфические центры предлагают комплекс услуг по до- и послепечатной обработке изданий, но платить за все придется из своего кармана. Продать тираж и организовать логистику — тоже задача автора. Это имеет смысл при ограниченных тиражах и изданиях некоммерческого типа.

Большой тираж книги трудно реализовать своими силами

Прямое сотрудничество с типографией подойдет, если книга нужна, чтобы подарить ее друзьями и родным или распространять в качестве презента. Как выбрать типографию — .

Предпечатная подготовка

Издание книги включает несколько этапов, в равной степени важных для получения качественного продукта на выходе. Если не сделать или плохо сделать допечатную подготовку, результат разочарует.

Выполняют ее типографии издательства, фрилансеры. Можно поручить процесс одному исполнителю (как правило, это издательство или фирма-посредник), а можно что-то сделать самому или привлечь людей для разных видов работ.

Набор текста

Многие авторы до сих пор пишут тексты вручную. Набор с рукописи — базовая услуга типографий. Иногда его выполняют уже после корректуры и даже первой редакторской читки. Но лучше сразу перенести текст в электронный вид.

Некоторые издательства не принимают рукописи даже на рассмотрение, поэтому чтобы издать книгу у них, придется сделать набор текста самому или заказать эту услугу на стороне.

Набрать текст самому — отличный способ сэкономить

Корректура и редактура

Корректор избавляет текст от орфографических и пунктуационных ошибок, несогласованности окончаний и пр. Редактор делает более глубокий анализ текста на предмет смысловых, стилистических, логических ошибок. Он дает рекомендации по структуре, фактажу, лексике.

Есть также литературное редактирование — работа над формой подачи авторского текста, выявление спорных моментов, разбежностей в фактах, неправильных трактовок и ухода от сюжетных линий.

Внесение корректорских и редакторских правок в текст может быть отдельной услугой. Уточните этот момент перед заказом.

Верстка

Это монтаж элементов оригинал-макета на странице. Верстальщик должен знать и базовые правила верстки книг, и требования конкретной типографии, которая будет печатать тираж.

Он также выполняет обработку изображений, обтравку и адаптацию макета к конкретному виду печати и носителю, наращивание вылетов, преобразование иллюстраций в нужный масштаб с учетом параметров разрешения (в зависимости от линиатуры печати).

Хорошая верстка гарантирует высокое качество изображений и графических элементов книги, отсутствие дефектов по причине невыставленных полей для обрезки, правильное масштабирование.

Верстка книги в Adobe Illustrator

Изготовление печатных форм

Этот этап присутствует при печати офсетным способом. Подробнее о технологии можете почитать в нашей статье. Здесь же отметим, что рентабельность книгопечати на офсетном оборудовании во многом зависит именно от стоимости подготовки форм.

Печатный лист — это 8 книжных страниц. Для средней книги на 320 страниц нужно 40 печатных пластин. Смена и настройка каждой занимает 10 минут. Общий тайминг на тираж — более 6 часов без учета времени на подготовку форм.

Сэкономить на услугах оператора допечатной подготовки не получится. Разве что напечатать свою книгу на ризографе или цифровом принтере. Но этот вариант при крупном тираже не совсем выгоден по причине высокой стоимости экземпляра.

Дизайн обложки

У большинства типографий это отдельная услуга. Обложку нарисуют по эскизу и пожеланиям автора или на свое усмотрение. Обычно делают 2—3 варианта, финальный утверждает заказчик.

Если производство книги берет на себя издательство, оно же и отвечает за маркетинг, продающую подачу дизайна, описание на тыльной стороне. Тогда вид обложки могут лишь формально согласовать с автором.

Создание обложки книги в конструкторе Canva

Можно ли издать книгу самостоятельно?

Сделать оригинал-макет книги можно в любом графическом редакторе, например, в Adobe Illustrator, или даже в Word. Обложку проще всего сверстать в конструкторе Canva: есть много шаблонов, интуитивно понятный интерфейс.

Подогнать файл с макетом под требования типографии сложнее. Здесь не обойтись без базовых знаний нюансов предпечатной подготовки. Лучше поручить это сотруднику полиграфического центра.

Можно прибегнуть к печати в формате print on demand (с англ. — печать по требованию). Это относительно новая услуга, по которой издание книги осуществляется не массово, а под заказ. То есть если сегодня нужно 50 экземпляров, а через месяц еще 2, стоимость экземпляра и прочие условия не меняются.

Механика процесса основана на оперативной печати на цифровом оборудовании. Постпечатную обработку выполняют вручную (для тиражей до 300 экземпляров). Плюсы формата: нет нереализованных экземпляров, не тратится время на допечатную подготовку, единая стоимость книги без учета размера тиража.

Типографии адаптируют книжное производство под запросы клиентов

Как и в обычных типографиях, за подгонку макета под технические параметры отвечают сотрудники сервиса. Они могут взять на себя и коммерческую сторону вопроса — сделать пиар книги, распространить по книжным магазинам, наладить логистику. От автора требуется лишь передать файл с текстом, оплатить промежуточные услуги и получить отчисления с прибыли от продажи издания.

Список сервисов print on demand, где можно напечатать свою книгу:

  • bookscriptor.ru
  • book.mimolet.com
  • letmeprint.ru
  • bookvika.ru
  • liteo.ru

Что такое издательский пакет?

Это комплект библиотечных индикаторов, которые присваиваются в момент издания книги. Для регистрации потребуется 16 экземпляров. Они отправляются почтой в Книжную палату, национальную, государственную и другие крупные российские библиотеки. Издательский пакет нужен при планах коммерческой реализации тиража. Для сверхмалых комплектов (до 50 экземпляров) регистрация в классификаторах не требуется.

Данные по автору: ФИО и платежные реквизиты (стоимость издательского пакета — от 1 500 до 4 000 рублей). Также нужно кратко описать свою книгу (сделать аннотацию), указать ее название и размер тиража.

Что входит в издательский пакет:

  • ISBN — уникальный номер, составленный по международному стандарту. Выдается Российской книжной палатой. Его цель — унифицировать перечень изданий для результативного поиска и классификации. Поддерживают ISBN более 130 стран мира.
  • Штрихкод — графическое изображение кода в виде линий разной толщины. Формируется на основе ISBN.
  • Универсальная десятичная классификация — номер, который проставляется на обороте титульного листа. Его наличие регламентировано ГОСТом 7.4–95. Основная цель — организация и систематизация картотек в библиотеках.
  • Библиотечно-библиографическая классификация — регистрация в таблице-идентификаторе российских печатных изданий. Индекс проставляется согласно ГОСТу 7.4–95 и является обязательным элементом выходных сведений о книге.

Если заказывать издательский пакет вместе с печатью тиража книги, его стоимость будет ниже. Цена отдельной услуги — на 20—30 % выше.

Такой документ получает автор книги после регистрации ISBN

Небольшую книгу (брошюру) можно напечатать и на обычном офисном принтере. Как происходить печать — смотрите на этом видео:

Итоги

  • Чтобы издать свою книгу, автору нужно найти издательство или типографию и выбрать формат сотрудничества с ними.
  • Этапы предпечатной подготовки можно частично выполнить самому, остальное поручить профессионалам — фрилансеру, издательству, типографии.
  • Выбор места, где напечатать свою книгу, зависит от плана распространения (коммерческое или бесплатное), бюджета автора и величины тиража.
  • Для печати небольшого количества экземпляров можно воспользоваться сервисом print on demand.
  • Если планируется коммерческое распространение издания, нужно заказать издательский пакет: без номеров и кодов оно просто не поступит в продажу.

• 2. Организация работы издательства • 2.1. Структура издательства • 2.1.1. Стадии издательской работы и структура издательства

Организационная структура издательства должна соответствовать характеру издательского процесса и обеспечивать выпуск книг высокого качества.

Функциональная структура подразумевает деление издательства на отдельные функциональные блоки, имеющие свои конкретные задачи и обязанности: редакционный, производственный, маркетинговый, финансово-экономический, кадровый. Возглавляет такую структуру директор (генеральный директор, президент), а отдельные блоки возглавляют менеджеры (управляющие, начальники). Подобная структура эффективна для издательств малого и среднего масштаба, при небольшом объеме выпуска и при однородном характере выпускаемой литературы.

Главным в организации работы любого издательства является учет специфики самого издательского процесса, его стадий, к числу которых следует отнести: планирование выпуска; работа с автором и рукописью; оформление издания и подготовка его к полиграфическому воспроизведению; размещение заказа на полиграфпредприятии, контроль и приемка тиража; реализация готового тиража.

Таким образом, можно выделить три основные составляющие части издательства: редакционную, производственную и службу реализации. Наряду с ними во многих издательствах существуют вспомогательные (обслуживающие) отделы: бухгалтерия, юридическая служба, наборные участки, разноцелевые компьютерные службы, отделы (редакции) художественного оформления и другие.

• 2.1.2. Основные специалисты издательства

Как отечественный, так и мировой опыт издательской деятельности свидетельствует о том, что имеется определенный минимально необходимый круг специалистов, без которых нельзя обойтись при подготовке изданий. Помимо редактора в их число входят специалисты по таким направлениям, как маркетинг, ресурсы (имеется в виду обеспечение производства бумагой и материалами), полиграфия, художественное оформление изданий, техническое редактирование.

Редактор. Традиционное назначение редактора — редактирование текста. Редактор — ведущий специалист в издательстве и от его работы во многом зависит качество выпускаемых издательством книг. Однако характер работы и сам статус редактора за последние годы существенно изменились. На смену редактору-правщику текста пришел редактор-организатор издания. Помимо решения чисто редакторских задач, связанных с работой над авторским текстом, редактор в значительной мере определяет издательский репертуар, инициирует создание новых книг по тематике издательства, работает с автором, начиная с идеи книги, занимается наряду с другими специалистами вопросами ее будущей реализации, в определенной мере отвечает за финансовый успех конкретного издательского проекта.

Специалист по маркетингу. С некоторых пор эта фигура в издательстве стала сопоставима с редактором, а порой ее значение оценивается и выше.

В нашем курсе целая глава отведена издательскому маркетингу, в ней мы и остановимся подробнее на основных аспектах этой деятельности.

Специалист по ресурсам. Одна из особенностей книгоиздательского дела — сочетание интеллектуального процесса с материальным производством. Мало создать книгу в том или ином виде (оригинал-макет, фотоформы, готовые печатные формы), необходимо изготовить ее тираж средствами полиграфии, а для этого необходимо соответствующее материальное обеспечение, а значит и соответствующие специалисты.

Специалист по производству. Это работник, который осуществляет связь издательства с типографиями, в круг обязанностей которого входят обеспечение требуемого уровня издательско-полиграфического оформления книг, контроль качества полиграфических работ, соответствия полиграфического исполнения договору между издательством и типографией и условиям спецификации на художественное и техническое оформление по каждому изданию. Он же отслеживает сроки выполнения заказа, рассчитывает потребность в бумаге и переплетных материалах, контролирует расходование их полиграфическим предприятием. Он должен не только хорошо знать технологию полиграфического производства, но и обладать технико-экономическими знаниями в области издательского дела и полиграфии.

Художник (дизайнер) книги. Занимается художественным оформлением и художественным редактированием изданий, его главная задача — создать художественный образ книги, превратить авторский оригинал в издательский.

Художник (дизайнер) книги, естественно, должен иметь специальное, художественное образование и хорошо знать технологию полиграфического производства книги.

Технический редактор. Разрабатывает техническое оформление каждого издания, подготавливает его к полиграфическому исполнению путем разметки каждого его элемента, контролирует выполнение типографией всех художественно-оформительских указаний издательства, всех технических правил набора и верстки.

Технический редактор указывает в ходе разметки оригинала гарнитуру, начертание и кегль шрифтов, приемы набора и верстки, производит расчет таблиц и выводов, определяет размеры иллюстраций на полосе и способы их воспроизведения, просматривает и визирует готовые к сдаче в типографию оригиналы иллюстраций, титульных листов, обложек, форзацев и других элементов книги.

Кроме того, технический редактор отслеживает соблюдение нормативных требований к наборному оформлению.

Понятно, что далеко не во всех издательствах все эти специалисты являются штатными сотрудниками.

• 2.1.3. Обслуживающие службы

Наряду с теми специалистами, о которых мы уже говорили, работу издательства обеспечивают многие другие сотрудники, без которых издательство не могло бы осуществлять свою деятельность.

Прежде всего, мы имеем в виду такие службы, как бухгалтерия, экономическое и юридическое обеспечение.

Бухгалтерия (или бухгалтер в небольшом издательстве) и экономическая служба являются достаточно традиционными структурными подразделениями в издательстве, ведут учет денежных средств и материальных ценностей, расчеты по договорам с авторами, рецензентами, художниками, сотрудничающими с издательством организациями, а также с сотрудниками издательства, отслеживают движение издательских портфелей, себестоимость издательской продукции, процессы ценообразования и т.д.

До недавнего времени юридические службы (или юрисконсульт) имелись лишь в крупных издательствах и решали они зачастую лишь технические вопросы, связанные с договорными обязательствами издательства. Сегодня ситуация существенным образом изменилась. Связано это с возросшими юридическими требованиями к обеспечению издательской деятельности. Прежде всего, конечно, в части авторского права. Множество новых проблем появилось у издателей и в сфере арендных, налоговых, финансовых отношений. Более тщательного юридического подхода требуют взаимосвязи с партнерами по издательскому бизнесу. Отсюда необходимость наличия в структуре издательства юридической службы.

Помимо бухгалтерии и юридической службы в издательствах, в зависимости от необходимости, создаются и другие обслуживающие подразделения, такие, как самостоятельный отдел рекламы, хозяйственный отдел, служба безопасности или охраны, информационный отдел, технические службы, обслуживающие компьютерную технику и т.д.

Организационная структура издательства не стабильна, она меняется в зависимости от конкретной ситуации в самом издательстве и на книжном рынке.

• 2.2. Обязанности и права издательства • 2.2.1. Общие обязанности издательства

Говоря о нормативно-правовой базе издательской деятельности, мы упоминали целый ряд документов, в той или иной мере регламентирующих издательскую деятельность. Общие обязанности издательства как раз и вытекают из необходимости и целесообразности выполнения отдельных их положений. Напомним, что к основным законодательным и нормативным актам, напрямую касающихся издательской деятельности, относятся Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов» и «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР».

Прежде всего, издательство обязано выпускать любое издание на основе договора с автором или его правопреемником в соответствие с законом об авторском праве.

Есть и обязательства, которые связаны с выполнением государственных стандартов в части оформления каждого издания в соответствии с ГОСТ, например, размещения в каждом издании выходных сведений в соответствии с ГОСТ 7.4-95 «Издания. Выходные сведения».

Важной обязанностью издательства является предоставление обязательных экземпляров изданий в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов».

Соблюдение ограничений на публикацию информации, которые установлены Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом о государственной тайне и Временным положением об издательской деятельности в Российской Федерации, прежде всего находятся в сфере интересов издательства, поскольку неисполнение этой обязанности влечет за собой судебную ответственность и возможные финансовые затраты.

Непреложной обязанностью издательства является выполнение договорных обязательств. Это касается его отношений со всеми участниками издательского бизнеса: типографии, книготоргового предприятия, различного рода посредниками и финансовыми структурами и, естественно, с авторами.

Заметим также, что в соответствии с пунктом 17 Временного положения об издательской деятельности «коммерческий риск по выпуску печатных изданий лежит на издательстве, если договором с автором (собственником произведения) или заказчиком не предусмотрено иное».

• 2.2.2. Обязательные экземпляры изданий

Особо следует остановиться на обязательном экземпляре. Мы уже неоднократно упоминали Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов», как важный из числа законодательных актов, касающихся издательской деятельности, теперь расскажем о его сути.

Федеральный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как ресурсной базы комплектования полного библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии, предусматривает обеспечение сохранности обязательного экземпляра и его общественное использование.

Закон предусматривает следующие виды обязательных экземпляров:

  • обязательный бесплатный федеральный экземпляр — экземпляры различных видов документов, изготовленных на территории Российской Федерации, за ее пределами по заказу предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, а также документов, импортируемых для общественного распространения на территории Российской Федерации, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации;

  • обязательный бесплатный экземпляр субъекта Российской Федерации — экземпляры различных видов изготовленных на территориях субъектов Российской Федерации документов, которые подлежат передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации субъектов Российской Федерации;

  • обязательный бесплатный местный экземпляр — экземпляры различных видов изготовленных на территории города, района документов, которые подлежат безвозмездной передаче их производителями в соответствующие учреждения и организации;

  • обязательный платный экземпляр — экземпляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответствующие учреждения и организации.

Закон определяет порядок предоставления документов, адрес и количество экземпляров.

В состав обязательного бесплатного и платного экземпляра документов входят:

  • издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) — издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленная, имеющая выходные сведения;

  • издания для слепых — издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе «Брайля», и «говорящие книги»;

  • официальные документы — произведения печати, публикуемые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, директивный или информационный характер.

Закон определяет, что издательства через полиграфические предприятия и участки множительной техники доставляют в Российскую книжную палату и федеральную структуру, ведающую вопросами печати, бесплатные экземпляры всех видов изданий в день выхода в свет первой партии тиража.

В Российскую книжную палату 16 обязательных бесплатных экземпляров книг и брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на русском языке.

Не подлежат рассылке в качестве обязательного бесплатного федерального экземпляра документы строгой отчетности и приравненные к ним документы, техническая документация на военную продукцию (формуляры, инструкции по эксплуатации), бланочная продукция, указания по заполнению бланков отчетности, альбомы форм учетной и отчетной документации.

Один обязательный бесплатный федеральный экземпляр поставляется в федеральную структуру, ведающую вопросами печати, в настоящее время это Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

В соответствующие республиканские (национальные) книжные палаты или секторы государственной библиографии национальных библиотек направляются три обязательных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выходящих в данной республике.

В краевые, областные, городские, районные универсальные научные библиотеки поставляются два обязательных бесплатных экземпляра всех видов изданий, выпущенных в том или ином городе или районе.

В соответствии с законом, а также с «Инструкцией о порядке доставки обязательного платного экземпляра изданий в Центральный коллектор научных библиотек» издатели обязаны доставлять в Центральный коллектор научных библиотек в течение 10 дней со дня выхода в свет первой партии тиража обязательный платный экземпляр изданий в следующем количестве:

  • при тираже издания свыше 1000 экземпляров — до 300 экземпляров каждого издания на русском языке, до 25 экземпляров каждого нотного издания;

  • при тираже издания от 500 до 1000 экземпляров — до 100 экземпляров каждого издания, кроме нот и изданий на иностранных языках.

Доставке в Центральный коллектор научных библиотек подлежат книги, брошюры, альманахи, альбомы, учебники и учебные пособия, географические атласы, сборники стандартов, непериодические издания, выходящие с последовательной нумерацией, научные труды, ученые записки.

Важно, что издатели относят затраты на доставку обязательного платного экземпляра изданий на себестоимость издательской продукции.

Один экземпляр каждого издания, поступающего в Российскую книжную палату из первой партии тиража в виде бесплатного обязательного экземпляра, после библиографической обработки передается на вечное хранение в Национальное фондохранилище отечественных изданий, представляющее собой полную коллекцию произведений печати, которые были выпущены в стране с 1917 года. К концу 2000 года коллекция насчитывала около 75 млн. единиц хранения.

• 2.2.3. Выходные сведения

Выходные сведения, это размещенные на приметных местах издания (титульный лист, обложка, переплет, концевая полоса) тексты, содержащие основные сведения об издании, его краткую индивидуальную характеристику и индивидуальные шифры, облегчающие его обработку в книжном магазине и библиотеке, а также читательский поиск.

Состав выходных сведений определен ГОСТом «Издания. Выходные сведения». Согласно стандарту выходные сведения делятся на основные (их издатель обязан помещать в каждом издании) и дополнительные (те, которые размещаются по желанию издателя и которые расширяют круг сведений об издании, делает его более полным).

К основным сведениям относятся:

  • сведения об авторах и других лицах, участвовавших в создании издания;

  • заглавие;

  • надзаголовочные данные (название организации, учреждения, предприятия, от имени которых выпускается издание; данные о серии, в которую издание входит, если это издание серийное; данные о подсерии, если издание входит в подсерию);

  • подзаголовочные данные (сведения, поясняющие заглавие; сведения о читательском адресе, целевом назначении издания, литературном жанре, виде издания; сведения о повторности издания (переиздании), переработке, утверждении издания в качестве учебного пособия, учебника или официального издания; сведения о языке текста, с которого переведено произведение и имя переводчика; имена составителя, ответственного (научного) редактора, художника-иллюстратора и художника-оформителя; сведения о редколлегии; сведения о количестве томов, на которое рассчитано многотомное издание; порядковый номер тома, части, книги; сведения об основном издании в отдельно изданном приложении);

  • выходные данные (место выпуска издания, название издательства или издающей организации, год выпуска издания);

  • выпускные данные (номер лицензии на издательскую деятельность и дата ее выдачи; дата подписания в печать, сдачи в набор, вид, номер, формат и доля листа бумаги; гарнитура шрифта основного текста; вид печати, объем издания в условных печатных листах; объем издания в учетно-издательских листах; тираж; номер заказа полиграфического предприятия; название и полный почтовый адрес издательства или издающей организации; название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия);

  • классификационные индексы универсальной десятичной классификации (УДК) и библиотечно-библиографической классификации (ББК);

  • международный стандартный номер книги (ISBN);

  • штрих-код (графическое условное изображение, состоящее из вертикальных штрихов разной толщины и предназначенное для автоматической идентификации товаров, в том числе книг);

  • знак охраны авторского права.

К дополнительным сведениям, входящим в состав выходных сведений, относятся:

  • реферат (в отличие от аннотации, дающей представление о тематическом содержании книги, реферат кратко излагает содержание, т.е. говорит о том, что именно излагается в книге);

  • макет аннотированной каталожной карточки (печатаемый в издании по установленной стандартной форме образец такой карточки с библиографической записью издания на его языке);

  • библиографическая полоска (строка с основными библиографическими сведениями о номере, томе, выпуске периодического (кроме газет) или продолжающегося непериодического издания).

Как мы уже говорили, дополнительные сведения приводятся издательством по своему усмотрению.

ГОСТ устанавливает также следующие общие требования к выходным сведениям:

  • располагать элементы выходных сведений на тех местах в книге, которые установлены стандартом;

  • приводить дублируемые в разных местах книги элементы в единой форме без расхождений;

  • не допускать расхождений в содержании и форме выходных сведений, общих для томов, выпусков, частей книги в каждом из них;

  • указывать выходные сведения на языке издания, а на книгах, выпускаемых не на русском языке, еще и в переводе и транслитерации на русский язык.

Важно, чтобы издатели понимали необходимость соблюдения ГОСТа «Издания. Выходные сведения», поскольку пренебрежение его требованиями не только усложняет ведение государственной статистики печати, но, главное, существенно затрудняет само обращение книги на книжном рынке.

• 2.2.4. Права издательства

В рамках действующего в Российской Федерации законодательства издательства руководствуются в своей деятельности уставом, в котором оговариваются в том числе и его права.

В пункте 16 «Временного положения об издательской деятельности» записано, что издательство вправе:

  • самостоятельно формировать тематический план выпуска литературы;

  • издавать периодические печатные издания в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

  • заключать договоры на выпуск изданий для государственных нужд;

  • осуществлять деятельность по уступке и приобретению прав на издание произведений науки, литературы и искусства в Российской Федерации и за рубежом в случае получения соответствующих полномочий от автора или его правопреемника.

В Российской Федерации нет специального юридического документа, посвященного издательскому праву, но отдельные положения такого права присутствуют в действующем законодательстве.

Также существуют законодательные нормы, которые говорят скорее не о правах издательств, а о некоторых гарантиях защиты их интересов.

Присылайте свои работы через форму отправки рукописи.

Условия рассмотрения рукописей

1) Мы принимаем рукописи только в электронном виде и только через форму отправки рукописи. Рукописи, присланные на электронный адрес издательства, переданные на флеш-накопителях и иных носителях в издательство, не рассматриваются.

2) Процесс рассмотрения рукописи занимает в среднем 3 месяца. Обращаем ваше внимание на то, что иногда это может занять больше времени из-за объема рукописи или загруженности редактора. Мы рассчитываем на ваше понимание.

3) Мы не рассматриваем:
— отрывки, части рукописей и замыслы произведений;
— рукописи, написанные от руки либо представленные в бумажном/распечатанном виде.

4) По правилам издательства рукописи не рецензируются и не возвращаются.

5) Рассматриваются только те заявки, которые удовлетворяют всем требованиям к оформлению материалов.

Если произведение заинтересует редакторов, они сами свяжутся с вами по указанным в заявке контактам.

Обращаем ваше внимание, что, направляя рукопись нам, вы несете ответственность за соответствие её содержания законодательству РФ.

Требования к оформлению материалов

1) В форме отправки рукописи:

1.1. Указать название рукописи.

1.2. Указать жанр рукописи: фантастика, фэнтези, детектив, детская литература, современная проза, исторический роман, и др.

1.3. Указать информацию об авторе: ФИО, дату рождения, образование, и все др. обязательные поля.

1.4 Если вы передавали какие-либо виды прав третьим лицам по этому произведению, или размещали рукопись на интернет-ресурсах, обязательно укажите это в поле «Обязательства перед третьими лицами».

1.5 Важно кратко описать героев и сюжет. Расскажите, чем произведение может заинтересовать читателя.

2) Прикрепить файл рукописи:

2.1 Рукописи следует присылать целиком. Мы не принимаем к рассмотрению отдельные фрагменты рукописей, синопсисы и авторские предложения отдельно от рукописей, не рассматриваем ссылки на книгу, опубликованную на различных интернет-ресурсах.

2.2 Объем рукописи должен составлять:

  • Прикладная литература — не менее 3 авторских листов.
  • Подростковая литература — не менее 5 авторских листов.
  • Художественная литература — не менее 7 авторских листов (фантастика и фэнтези — не менее 12 авторских листов).

Что такое авторский лист, вы можете узнать .

2.3 Рукопись должна быть оформлена одним файлом. Мы не примем к рассмотрению рукопись романа, состоящего, например, из 60 глав, каждая из которых находится в отдельном файле.

2.4 Материалы, должны быть в формате DOCX (Microsoft Word).

2.5 Форматирование материала должно соответствовать требованиям к файлу рукописи.

Издание книг – процесс увлекательный и немного загадочный. Читателям этапы появления на свет любимой книжки не ведомы, и даже многие авторы не осведомлены о тонкостях рождения своего произведения! Большинство наших коллег неохотно делятся подробностями о процессе издания книг, возможно потому, что боятся конкуренции. Однако наше издательство готово приоткрыть завесу тайны и помочь авторам сориентироваться в принятии решения относительно издания своих произведений.

В этой статье Вы не только узнаете о всех этапах выпуска книг, но и сможете ознакомиться с примерами (все иллюстрации – активны, достаточно щелкнуть мышкой на изображении, и Вы получите больше информации). Если же Вы – автор, осведомленный о тонкостях издания произведений и хотите издать свою книгу, тогда рекомендуем ознакомиться с полезной информацией в статье «Издать книгу».

С чего начинаются книги…

«С обложки», — подумают многие из вас и будут, увы, не правы. Издание любой книги начинается с поиска! С поиска издательства, которое выпустит авторское произведение. Мало просто написать роман, повести или стихи – их рано или поздно захочется опубликовать, и тут у авторов начинаются проблемы…

Начинающему автору найти издательство, которое за свой счет возьмется издать его книгу, практически нереально. На это могут рассчитывать лишь авторы уже известные. А чтобы стать известным – надо издавать свои книги. Получается замкнутый круг. Как его разорвать, Вы можете узнать в статье «Как опубликовать книгу», возможно и Вам она будет полезна.

Зачем нужно издание книг?

  1. Для материальной выгоды. Каждый автор мечтает, чтобы его книга стала известной и приносила доход. Реализовать это сложно, но возможно. В статье «Как издать книгу за счет издательства» мы раскрываем секрет как это можно сделать быстрее.
  2. Заявить о себе как о писателе, драматурге или поэте. Для творческого человека очень важно быть услышанным! Для этого необходимо не только писать интересные произведения, но и публиковать их. Как это сделать, почитайте в наших статьях «Опубликовать роман» и «Самые распространенные способы опубликовать стихи». А по этим ссылкам-обложкам можете ознакомиться с примерами:
  1. Для раскрутки и рекламы своего бизнеса или рода деятельности. Издание книг помогает привлечь больше клиентов, а также повышает «экспертность» автора. Также полезной будет книга, если Вы проводите исследования на гранты. С помощью издания Вы расскажете о своих исследованиях. Ознакомиться с примерами подобных книг Вы можете по этим ссылкам:
  1. Продвигать свои идеи и искать единомышленников. Издание книги будет полезным, чтобы вас услышали, ознакомились с вашими исследованиями, оказали поддержку и может быть даже спонсировали какие-то исследования или экспедиции. Наше издательство помогло авторам издать следующие книги:
  1. Поддерживать учебный процесс. Качественные бумажные издания учебного характера – пособия, методическая литература, хрестоматии и т. д. – нужны каждому учебному заведению. Мы издаем такую литературу, посмотрите примеры книг:
  1. Выпустить книгу памяти. Мы поможем Вам издать историю своего рода, выпустить мемуары или книгу об истории предприятия и его коллективе. С примерами подобных книг Вы можете ознакомиться по этим ссылкам:

Покупка прав на книгу

Права на книгу для перевода на русский язык покупаются издательством в том случае, когда оно планирует издавать зарубежных авторов. Обычно издательства выбирают либо известных авторов, либо популярные произведения. В зависимости от востребованности автора и его произведения ставка покупки прав или роялти отчислений с продаж будет составлять от 6% до 10%, в редких случаях может быть и 15% от продаж.

Тема покупки прав – достаточно интересна, и в ближайшее время мы подготовим отдельную статью на эту тему. Прочитать Вы ее сможете в нашем блоге.

Перевод книги на русский язык

Произведения зарубежных авторов требуют качественного перевода, ведь от этого будет зависеть успех книги. Для перевода художественных произведений рекомендуется найти переводчика с опытом подобных работ, чтобы его переводы нравились и ценились.

А вот если перевести на русский язык необходимо специализированную литературу (в области медицины, инженерии и т.п.) – здесь без узконаправленных переводчиков не обойтись. Чаще всего, чтобы упростить процесс, редактор перевода устанавливает источник терминологии (это может быть другая книга или переведенная и отредактированная глава из книги), который и служит образцом для переводчиков в работе над специализированной книгой.

Подготовка книги к изданию

От того, как будут соблюдены все этапы подготовки книги к изданию, зависит уровень выпускаемой литературы. Мы не рекомендуем экономить, отказываясь от каких-то пунктов: потеря в качестве будет гораздо весомее, чем экономия средств. Если Вы хотите получить в итоге действительно качественную книгу, советуем придерживаться всех этапов, изложенных ниже.

Вычитка книги экспертом или редактором перевода

Для того, чтобы быть уверенным в правильности перевода, лучше найти эксперта по теме, который прочитает книгу и выскажет свое мнение, даст рекомендации по корректности применения терминов, предложит исправления. Например, если переводится книга о таком виде спорта как футбол, было бы хорошо дать ее на вычитку человеку, связанному с этим видом спорта: например, тренеру, спортивному комментатору, спортсмену.

Если эксперта по теме найти не удалось, тогда вычитку берет на себя редактор перевода, который предварительно должен изучить тему из разных источников, а уже потом вычитывать книгу.

Вычитка литературным редактором

Данный вид редактуры включает большой объем трудоемкой работы:

  • исправляется логика сюжета в прозе;
  • корректируется хронология развития сюжета;
  • устраняются или переписываются сомнительные обороты речи;
  • корректируются непонятные «туманные» места в тексте;
  • исправляются грамматические и пунктуационные ошибки в тексте.

Конечно, далеко не все произведения требуют полного комплекса работ по вычитке прозаической литературы. Однако за годы работы наше издательство сталкивалось с разными произведениями: например, мы проводили вычитку романа объёмом 400 страниц, написанного одним абзацем.

Хотим отметить, что все замечания литературного редактора всегда согласовываются с автором и только после этого они вносятся или не вносятся в текст.

Подготовка иллюстраций

К иллюстрациям относятся фото, рисунки, схемы, таблицы, графики и т.п. Если планируются иллюстрации к художественному произведению или к стихам, автор отмечает страницы (главы), к которым необходимы иллюстрации, а также рассказывает, какой сюжет он видит. По описаниям автора художник делает рисунок, который автор утверждает либо не утверждает.

Если планируется издание специализированных книг (учебных, технических, исследовательских и т. д.), тогда автор готовит иллюстрации самостоятельно, а издательство их только корректирует, делая пригодными для печати. При необходимости, издательство может привлечь специалиста, который умеет рисовать схемы в определенных программах, например, в программах математического моделирования или автоматизированного проектирования.

Верстка макета: нюансы выбора

После того, как все моменты по тексту и иллюстрациям согласованы с автором, издательство приступает к верстке книги. Верстка – это процесс компоновки текста, иллюстраций и разных графических объектов в таком виде, в каком они будут представлены в готовой книге.

Для осуществления верстки необходима специальная программа и опытный специалист. Наше издательство делает профессиональные макеты книг в компьютерной программе Adobe Indesign. В этой программе оформляются заголовки, колонтитулы, вставляются иллюстрации, графики, делаются сноски, собирается содержание.

Однако с целью удешевления процесса издания некоторые авторы делают верстку книги в Word. Такой вариант возможен только, если будет осуществляться цифровая печать. Word не соблюдает ни одного полиграфического стандарта, поэтому всегда есть риск, что всё придётся переделывать. Также автор должен понимать, что качество книги при такой вёрстке будет несколько ниже, особенно это заметно при цветной печати.

Отметим, что если планируется офсетная печать книги, тогда используется только профессиональная программа для верстки — Adobe Indesign.

Присвоение индексов и кодов

Наше издательство придерживается всех правил и норм в оформлении книг, поэтому все необходимые коды, индексы (в частности, УДК, ББК, ISBN), авторские знаки, штрих-коды обязательно присваиваются. Для чего они необходимы и может ли издание книг обойтись без них, мы подробно расскажем в отдельной статье.

Обложка – лицо книги

Первое впечатление о книге складывается по обложке. И у Вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Поэтому очень важно, особенно в художественной литературе, сделать обложку привлекательной, запоминающейся. Именно автор решает, какой будет обложка его книги, а мы, как издательство, воплощаем его пожелания в жизнь.

Обложки могут быть очень разными:

  • содержать только название и фамилию автора;
  • скомпонованы из различных фотографий;
  • нарисованы акварелью, карандашами, тушью;
  • иметь золотое/серебряное или рельефное тиснение.

Возможности оформления обложки практически безграничны, она может стать маленьким произведением искусства, а может быть в минималистическом стиле, в любом случае все ограничивается только фантазией автора и бюджетом.

Отметим, что если автор хочет сделать обложку с тиснением – изготовление может занять несколько больше времени, чем обычно. Для тиснения в специальной программе кропотливо вырисовывается будущий металлический штамп, которым и будет производиться тиснение фольги на обложку.

Корректура макета

Выше мы уже рассказывали о том, что авторский текст вычитывается очень тщательно и бывает, что с привлечением нескольких специалистов. Однако на финишном этапе издания произведение еще раз отдается на вычитку корректору. Во время верстки макета в тексте могут появиться ошибки верстальщика, неточности в переносе слов, неправильные кавычки, какие-то пунктуационные недочеты – все это исправляется корректором.

Обратите внимание

В нашем издательстве больше всего этапов вычитки (целых три!) проходит техническая литература. Такие книги вычитывает сначала эксперт или редактор, разбирающийся в теме, потом литературный редактор и в конце – корректор макета. Художественная литература и стихи вычитывается два раза: литредактором и корректором.

Выпускающий редактор – контроль на финишной прямой

Издание книг предусматривает наличие такой должности как выпускающий редактор. В его функции входит контроль готового макета перед печатью. Редактор тщательно проверяет весь макет, его комплектность, наличие кодов, приложений, оформление обложки, также он заполняет всю необходимую документацию для правильной печати.

Тонкости печатного дела

Печать книги также, как и сам процесс подготовки макета, имеет свои особенности. Наше издательство не раз сталкивалось с такими ситуациями, когда авторы просили напечатать первые 2 экземпляра книги, а остальное потом. Или просили напечатать половину тиража в мягкой обложке, а половину в твердой. Однако особенность печати такова, что выполнить эти просьбы бывает невозможно без дополнительных затрат, особенно если печать офсетная, а не цифровая. В чем разница этих способов Вы можете прочитать в этой статье.

Сделать пробную печать в несколько экземпляров, а не целый тираж возможно в цифровой печати. Однако авторам следует учитывать, что это получится дороже, чем просто запустить весь тираж в печать, так как необходимо будет сделать приладку печатной машины (детально можно ).

Печать части тиража в разных видах обложки (твердой и мягкой) возможно сделать, но тогда это будет оформляться как два разных тиража, потому что потребует два разных цикла печати и сборки книги. Соответственно автору это будет стоить значительно дороже.

Распространение тиража

Наше издательство предлагает два вида распространения напечатанного тиража:

  • поставка в магазины и продажа оптовикам;
  • распространение через Интернет в электронном варианте.

Следует учитывать, что распространение бумажного тиража потребует дополнительных расходов издательства, ведь книги надо хранить, развозить по магазинам, заполнять различные бухгалтерские и сопроводительные документы, вести учет, платить налоги и многое другое.

Издательство для вашей книги

Мы рассказали Вам о всех этапах, которые проходит каждое авторское произведение, чтобы стать полноценной книгой. Издание книг – процесс непростой и затратный, однако каждый автор заслуживает того, чтобы быть услышанным и признанным. Пусть вас не пугает сам процесс, наше издательство поможет Вам осуществить выпуск книги и подскажет какой способ верстки, печати или распространения выбрать.
Издательство «Триумф» всегда радо сотрудничеству с новыми авторами!

Щелкните Нажмите здесь, чтобы узнать, как сделать заказ

Обязательно посмотрите это видео: автор делится опытом издания книг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *