Как называется когда перепевают песню

Как называется когда перепевают песню

Содержание

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

19 марта 2013 года
Дело №
А55-32946/2012
Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2013 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Горябина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тишенковой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании 15 марта 2013 года дело по иску
общероссийской общественной организации «Российское Авторское Общество», 123995, Москва, Большая Бронная, 6А, стр.1; 443010, Самара, Чапаевская, 146
к индивидуальному предпринимателю Ерошенкову Дмитрию Геннадьевичу, 445009, Самарская область, г.Сызрань, Лазо, 28 — 12
о взыскании 330 000 руб.
при участии в заседании:
от истца – Лактионов С.Д. по доверенности № 1-6-9/201 от 10.07.2012;
от ответчика – Жарова О.В. по доверенности б/н от 16.01.2013,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав в сумме 330 000 руб., а также расходов за расшифровку записи контрольного прослушивания в сумме 400 руб.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик требования истца не признает по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения иска в связи с нижеследующим.
В исковом заявлении указано, что 30.03.2012 в период с 21 ч.05 мин. по 21 ч.35 мин. сотрудником истца на основании распоряжения директора Приволжского филиала РАО о проведении контрольного прослушивания № 2-769 от 23.03.2012 проведено контрольное прослушивание в помещении пивного бара «Жигули», расположенного по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.Космонавтов, 1 «Б», владельцем которого является ответчик.
По результатам указанного действия был составлен акт контрольного прослушивания (записи) использования произведений с применением технических средств от 30.03.2012, согласно которому в помещении пивного бара «Жигули», расположенного по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.Космонавтов, 1 «Б» выявлено публичное исполнение следующих музыкальных произведений (исполнитель / наименование музыкального произведения / автор музыки и текста): 1 ) группа «Винтаж»/ Москва/ Ширман Андрей, Нотман Отто Михайлович, Нотман Татьяна; 2 ) Nickelback / When We Stand Together/ Kroeger Chad Robert, Moi Joey, Kroeger Michael Douglas Henry, Peake Ryan Anthony; 3 ) David Guetta Feat.Sia / Titanium/ Furler Sia Kate, Guetta David, Wall Van De Nick L, Tuinfort Giorgio; 4 ) Lady Gaga Feat. Beyonce / Telephone / Daniels Lashawn Ameen, Knowles Beyonce Gisselle, Franklin Lazonate S, Jerkins Rodney Roy, Germanotta Stefani J; 5 ) Rihanna / We Found Love / Harris Calvin; 6 ) Loverush UK feat. Bryan Adams / Tonight in Babylon / Adams Bryan, Peters Gretchen; 7 ) Rihanna / We Found Love / Harris Calvin.
В качестве доказательства осуществления 30.03.2012 контрольного прослушивания в помещении пивного бара «Жигули» истец представил аудиозапись, ресторанный счет и кассовый чек, содержащий реквизиты ИП Ерошенкова Д.Г.

Взыскиваемая компенсация определена истцом исходя из бездоговорного использования 7 произведений 19 авторов в размере 330 000 руб.
Претензия истца о выплате компенсации оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для подачи настоящего иска в арбитражный суд.
В соответствии со ст.1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (неисключительной) лицензии и собирает с пользователей вознаграждение за использование этих объектов. В случаях, когда объекты авторских и смежных прав в соответствии с настоящим Кодексом могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.
Пунктом 3 ст.1244 ГК РФ предусмотрено, что организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.
Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.
В соответствии с Приказами Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 15.08.2008 N 15, 16 и свидетельством о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе N РОК-01/08 от 24.12.2008 РАО является аккредитованной организацией в сфере, осуществления прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста) использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения; коллективного управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом и без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции.
Таким образом, РАО осуществляет свою деятельность в интересах неограниченного круга лиц, включающего всех правообладателей соответствующей сферы. В репертуар РАО вошли все обнародованные музыкальные произведения (с текстом и без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений, и для их правомерного публичного исполнения на территории Российской Федерации необходимо заключение с РАО лицензионного договора о предоставлении права на публичное исполнение произведений.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 59 «О некоторых вопросах возникающих в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2011 N 422-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов суда по интеллектуальным правам» разъяснено, что дела по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, исходя из пункта 4.2 ч.1 ст.33 АПК РФ подлежат рассмотрению арбитражными судами независимо от того, выступает такая организация в суде от имени правообладателей (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями) или от своего имени, и от характера спорных правоотношений.
В пункте 32 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.
Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать причитающееся вознаграждение.
Отсутствие у пользователя на момент использования произведения лицензионного договора с организацией по управлению правами на коллективной основе либо аналогичного договора с самим правообладателем означает, что это лицо использует объект авторских или смежных прав незаконно (за исключением случаев, когда допускается свободное использование объектов авторских и смежных прав). Такие действия влекут гражданскую, административную или уголовную ответственность (п.1 ст.1229 ГК РФ).
В силу ст.1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда либо в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Частью 2 ст.64 АПК РФ в качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио — и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Ведение аудио — и видеозаписи в местах, очевидно и явно открытых для общего посещения и не исключенных в силу закона или правового обычая от использования аудио — и видеозаписи, является элементом самозащиты гражданского права, что соответствует статье 14 ГК РФ и корреспондирует части 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В судебном заседании исследовалась аудиозапись, которая, по мнению истца, зафиксировала факт проведения контрольного прослушивания 30.03.2012 в принадлежащем ответчику помещении пивного бара «Жигули», расположенного по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул.Космонавтов, 1 «Б».
Ответчик, не опровергая возможное нахождение 30.03.2012 указанных в акте контрольного прослушивания лиц в помещении пивного бара «Жигули», отрицает факт организации работниками бара публичного исполнения спорных музыкальных произведений посредством использования телевизионного приемника либо иных технических средств.
Из воспроизведенной в судебном заседании аудиозаписи не представляется возможным определить наличие в помещении бара телевизора либо иного технического средства, предназначенного для воспроизведения музыкального контента, и невозможно с достоверностью установить источник записанного звука.
Суд также отмечает, что само по себе наличие в помещении бара телевизионного приемника на момент проведения контрольной проверки, не может являться бесспорным доказательством публичного исполнения спорных произведений путем телевизионной трансляции музыкальной программы EUROPA PLUS TV.
Суд отмечает, что качество представленной суду аудиозаписи не позволяет достоверно определить наличие на ней всех спорных музыкальных произведений.
Доказательства осуществления работниками ответчика действий по управлению телевизионным приемником (включение, выключение, регулирование громкости) представленной в дело аудиозаписью не зафиксированы и в материалах дела отсутствуют.
Суд также учитывает, что по обращению истца о бездоговорном использовании музыкальных произведений прокуратурой г.Сызрани Самарской области проводилась проверка деятельности ИП Ерошенкова Д.Г.
Согласно ответу и.о. прокуратура г.Сызрани от 19.07.2012 за исх.№426ж-12, выездными проверками 05.07.2012 и 18.07.2012 в помещение пивного бара «Жигули» факт публичного воспроизведения телепередач либо музыкальных произведений не установлен, в представленных РАО материалах доказательства нарушения ИП Ерошенковым Д.Г. авторских (смежных) прав отсутствуют и оснований для принятия мер прокурорского реагирования не усмотрено.
Из показаний свидетеля Красовской Д.В. следует, что по просьбе своей хорошей знакомой Топовой И.А., которая помогала ей с трудоустройством, она участвовала в проведении контрольного прослушивания 30.03.2012 в пивном баре «Жигули».

При оценке показаний Красовской Д.В., которая отрицала наличие трудовых отношений с РАО, суд учитывает, что свидетель затруднился назвать точное местоположение (адрес) пивного бара «Жигули» и не смог пояснить, какие именно произведения звучали во время его посещения.
Суд критически относиться к показаниям свидетеля ввиду наличия отношений знакомства данного лица с одним из штатных сотрудников истца, который составлял акт контрольного прослушивания и является лицом, явно заинтересованным в исходе настоящего дела.
Кроме того, суд полагает, что в рассматриваемом споре объектом защиты являются указанные истцом музыкальные произведения в составе музыкальной телепередачи, сообщаемой в эфире как объекта смежных прав (пп.3 п.1 ст.304 ГК РФ).
Согласно п.28 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах применения законодательства об авторском праве и смежных правах» в передачу, сообщаемую организацией эфирного или кабельного вещания, могут входить объекты авторского права и другие объекты смежных прав.
В силу п.5 ст.1330 ГК РФ организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях — обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.
Пунктом 3 ст.1330 ГК РФ установлен закрытый (исчерпывающий) перечень способов использования сообщения радио- или телепередачи (вещания), одновременно играющий роль перечня запрещенных (контрафактных) действий.
Указанный перечень содержит следующие шесть способов использования сообщения радио- или телепередачи:
1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;
2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;
3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;
4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;
5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.
Из буквального толкования указанной нормы права, следует, что в отличие от использования произведений, исполнений и фонограмм, в отношении которых правомочия правообладателя распространяются на публичное исполнение их в местах, свободных для посещения, публичное исполнение вещания касается только сообщения радио- и телепередач в местах с платным входом.
Публичное исполнение, т.е. любое сообщение телепередачи с помощью технических средств в местах с бесплатным входом не подпадает ни под один из указанных в ст.1330 ГК РФ видов использования.
Поскольку отсутствуют доказательства того, что вход в принадлежащий ответчику пивной бар «Жигули» является платным, следовательно, не могут являться нарушением прав организации эфирного и кабельного вещания, авторов произведений, прав исполнителей, обладателей прав на фонограмму или прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач, предполагаемые истцом действия ответчика по публичному исполнению 30.03.2012 музыкальной телепрограммы EUROPA PLUS TV.
Учитывая изложенное, правовых оснований для возложения на ответчика предусмотренной ст.1301 ГК РФ ответственности в виде компенсации за нарушение исключительного права на произведение в размере 330 000 руб. не имеется и в удовлетворении заявленного иска следует отказать.
Изложенная правовая позиция соответствует судебной практике по спорам аналогичной категории (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.03.2013 по делу N А53-17718/2012).
Судебные расходы согласно ч.1 ст.110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 180, 181, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
А.А. Горябин

Суд:

АС Самарской области

Истцы:

ООО «Российское авторское общество»
Приволжский филиал общества с ограниченной ответственностью «Российское Авторское Общество»

Ответчики:

ИП Ерошенков Дмитрий Геннадьевич

Судьи дела:

Горябин А.А. (судья)

По просьбе «ИМИ.Журнала» юристы Алексей Галяткин и Кирилл Марковский рассказали, какие права есть у тех, кто участвует в создании, записи и исполнении музыки.

Кто такой автор с юридической точки зрения

Автором признается человек, который создал произведение. Лица, вдохновившие автора на создание произведения или оказавшие ему консультационную, техническую или материальную помощь, авторами не признаются.

Применительно к музыкальным произведениям авторами являются композиторы и авторы слов (в случае если речь о песне, то есть произведении с текстом). Зачастую автор пишет и музыку, и слова.

Например, Фредди Меркьюри, Стиви Уандер и Стинг могли создавать песни полностью, обладая навыками как композиторов, так и авторов слов, а вот Элтон Джон предпочитал писать только музыку, оставляя работу над текстами Берни Топину, сэру Тиму Райсу и Гари Осборну. С юридической точки зрения последние считаются соавторами сэра Элтона.

Что такое соавторство

Музыкальное произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц — в таком случае возникает соавторство. При этом не важно, можно ли разделить ваши творческие вклады или нет. Например, авторы вместе придумывают общую концепцию песни, возможный состав инструментов, которые будут использованы при записи, их партии, эффекты, сочиняют вместе слова к песне. В этом случае присутствует нераздельное соавторство.

Если же один из вас отвечает за создание музыкальной части, а второй — только за написание слов к музыке, такое соавторство будет считаться раздельным, так как музыка и слова могут быть использованы отдельно друг от друга.

На практике между соавторами принято заключать соглашение о соавторстве, в котором отражаются следующие основные моменты:

▪️ Доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;

▪️ Порядок использования музыкального произведения;

▪️ Порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение;

▪️ Возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с издательством, дистрибьютором и другими лицами.

При отсутствии такого соглашения доходы между соавторами по умолчанию делятся в отношении 50/50.

The Verve — «Bitter Sweet Symphony». Лидер The Verve Ричард Эшкрофт на протяжении 22 лет с момента выпуска песни в 1997 году не мог договориться с представителями The Rolling Stones о легальном использовании четырехсекундного семпла из песни «The Last Time» Джаггера со товарищи. А значит, за эти 22 года Эшкрофт не заработал на своем хите ни копейки.

Авторские права: что это такое и в какой момент они возникают

Авторские права возникают с момента выражения музыкального произведения в объективной форме. Это может быть традиционная нотная запись, аудио- или видеозапись, а также публичное исполнение произведения. Закону безразличны назначение и достоинство произведения. Поэтому даже если автор сделал набросок будущей музыкальной композиции, он будет охраняться авторским правом.

Авторские права представляют собой группу прав, изначально возникающих только у автора в силу факта создания произведения. К авторским правам относятся:

▪️ Исключительное право на произведение;

▪️ Право авторства;

▪️ Право автора на имя;

▪️ Право на неприкосновенность произведения;

▪️ Право на обнародование произведения.

Как доказать наличие у вас авторских прав

Авторские права возникают в силу факта создания произведения и не требуют какой-либо регистрации. Однако авторам песен стоит заранее задуматься о доказательствах, свидетельствующих о том, что песни написаны именно ими. Чем больше будет таких доказательств, тем сильнее будет позиция автора в случае возможного спора.

Доказать наличие у вас авторского права можно следующими способами:

▪️ Обратиться к нотариусу, принести ему ноты произведения, текст песни. Нотариус совершает удостоверительную надпись на двух экземплярах представленного ему документа, фиксируя дату предоставления документа. Один из экземпляров остается у автора, второй будет храниться у нотариуса;

▪️ Депонировать произведение (например, путем обращения в Библиотеку Конгресса США);

▪️ Заключить договор с лейблом или дистрибьютором;

▪️ Отправить «Почтой России» самому себе ценное письмо с описью (в ней следует указать наименование песни, авторов и вид носителя: диск CD-R, флеш-карта или иной носитель, а также вложить в конверт сам носитель) и не вскрывать его;

▪️ Отправить содержащий произведение файл самому себе по электронной почте.

▪️ Опубликовать произведение в своих социальных сетях, на интернет-сайтах.

В последнее время стали появляться компании, которые за относительно небольшую сумму (от 200 до 900 рублей) депонируют произведения, позволяя автору получить электронный сертификат с датой и временем загрузки произведения в электронный реестр. Впрочем, такой способ подтвердить авторские права еще не проверен судебной практикой.

Советуем также хранить исходные материалы, подтверждающие процесс создания музыки (это могут быть, например, файлы — проекты в специализированных программах: Ableton, Logic Pro, Cubase), а также вписывать свое имя в настройках программы в качестве композитора или исполнителя.

Кроме того, не стоит пренебрегать и знаком охраны авторского права, который состоит из знака ©, года первого опубликования произведения и наименования правообладателя. Такой знак можно ставить на экземплярах произведения, приложениях к нему или иным образом указывать в связи с сообщением в эфир, по кабелю либо при использовании произведения в интернете.

Lana Del Rey — «Get Free». В январе 2018 года участники Radiohead подали в суд на Лану Дель Рей, заметив удивительную схожесть ее композиции «Get Free» с альбома 2017 года «Lust for Life» и мелодии дебютного сингла Radiohead «Creep» 1992 года. Истцы претендовали на 100% издательских прав на композицию Ланы Дель Рей, та предлагала сойтись на 40%. В марте стороны пришли к соглашению, подробности которого не разглашали.

Что такое исключительное право

Исключительное право — это, пожалуй, основное право из всего спектра авторских прав. Оно позволяет автору извлекать выгоду из использования своего произведения любым способом. Обладая исключительным правом, автор может разрешать или запрещать остальным лицам использовать свое произведение.

Иными словами, исключительное право на произведение представляет собой некий аналог права собственности на материальные объекты — дома, квартиры или машины.

Правда, в отличие от права собственности, исключительное право имеет ограниченный срок. В России оно действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая со следующего года после его смерти.

Исключительное право по российскому законодательству единое и неделимое, что означает невозможность выделить в нем доли (в процентах или дробях), однако авторы могут договориться о доле каждого соавтора в доходах от использования своей музыки.

Что означает передача исключительного права (отчуждение права)

Передача исключительного права на произведение подразумевает, что прежний обладатель прав передает свое право приобретателю в полном объеме. После передачи права прежний правообладатель не сможет, например, разместить его самостоятельно в интернете, передать цифровому дистрибьютору, осуществить синхронизацию с кинофильмом либо иным образом использовать или выдавать лицензии. Проще говоря, передавая третьему лицу исключительное право, автор прощается со своим активом и теряет над ним контроль.

При этом важно отметить, что даже если вы передали исключительное право на произведение, то за создателями контента все равно сохраняются личные неимущественные права или моральные права, которые не отчуждаются.

Radiohead — «Creep». Интересно, что самих Radiohead обвиняли в заимствовании мелодии «Creep» из песни 1972 года «The Air That I Breathe», которая была написана Альбертом Хаммондом и Майком Хэзлвудом и позже стала известной благодаря группе The Hollies. В итоге Radiohead разделили гонорары и соавторство с Хаммондом и Хэзлвудом.

Что такое личные неимущественные права и какими они бывают

Личные неимущественные или моральные права тесно связаны с личностью создателя песни. Они не могут быть полностью переданы кому-либо. При этом создатель может давать пользователям произведения свое согласие в отношении соблюдения его моральных прав. Например, разрешить не указывать свое имя или псевдоним при синхронизации музыки с рекламным роликом.

Разновидности личных неимущественных прав:

Право авторства — возможность признаваться автором произведения. Основная цель его существования — защита от присвоения авторства другими людьми. Например, если вы укажете себя в качестве автора какого-нибудь хита, а сами его не создавали, это будет формальным нарушением.

Право на имя дает автору возможность использовать произведение или разрешать использовать его под своим именем, под псевдонимом или анонимно. Данное право обеспечивает охрану имени автора, в том числе от искажения имени.

Право на неприкосновенность произведения позволяет предотвратить любое видоизменение вашего произведения или его искажение.

Право на обнародование произведения представляет собой возможность осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (опубликование, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю и другие).

Право на отзыв произведения тесно связано с правом на обнародование. Оно позволяет автору до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании при условии, что автор возместит другому лицу убытки из-за отзыва.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. После смерти автора охрану этих прав могут взять на себя наследники автора или иные заинтересованные лица (например, поклонники).

Что такое смежные права

Смежными правами применительно к музыкальной индустрии называются права на исполнение и фонограммы.

Такие права в мировой практике также именуются «родственными», «примыкающими» из-за тесной связи с авторскими правами.

Смежные права позволяют довести до широкой общественности авторский материал. Однако смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав. Например, для исполнения чужой песни на записи требуется получить согласие от автора исполняемой композиции.

Vanilla Ice — «Ice Ice Baby». Для этого трека 1990 года рэпер семплировал классический басовый риф Джона Дикона из Queen (песня 1981 года «Under Pressure» в соавторстве с Дэвидом Боуи) — за что получил судебный иск. Vanilla Ice утверждал, что добавил в риф дополнительную ноту, но был неубедителен. Боуи и Queen получили от рэпера неназванную сумму денег и указание авторства.

Кто такой исполнитель с юридической точки зрения

Исполнителем признается тот, кто поет песню, играет роль, читает стихи, танцует или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества. К исполнителям закон также относит дирижеров и режиссеров-постановщиков спектаклей.

Исполнение, как и авторство, может быть совместным. Всякий раз, когда мы видим на сцене более одного участника концерта, имеет место совместное исполнение, будь то сольник рок-группы или выступление симфонического оркестра.

Какие права есть у исполнителя

У исполнителя возникают права, идентичные авторским, за исключением права на обнародование и права на отзыв произведения. С момента возникновения исполнения у исполнителя появляется исключительное право на исполнение и комплекс личных неимущественных прав (право авторства — то есть возможность признаваться автором исполнения, право на имя — возможность указать свое имя (псевдоним) на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения, право на неприкосновенность исполнения — возможность защищать свое исполнение от любых искажений).

Срок действия исключительного права на исполнение составляет всю жизнь исполнителя, но не менее 50 лет, считая от года, следующего за годом, в котором осуществлено исполнение. А вот авторство исполнения, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.

Например, в 2019 году певец выступил на концерте, который транслировался по ТВ. Исключительное право на это исполнение будет действовать на протяжении всей жизни певца (но истечет не ранее 31 декабря 2070 года), а вот авторство исполнения, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения будут охраняться и после смерти певца его наследниками или иными заинтересованными лицами, например поклонниками.

Что такое фонограмма с юридической точки зрения и какими правами обладают ее изготовители

Фонограмма — запись исполнения или других звуков либо их отображений.

Деятельность лиц, занимающихся звукозаписью, не всегда можно отнести к творческой. В большей степени это работа организационного и технического характера, однако интересы изготовителей фонограмм охраняются в рамках права интеллектуальной собственности.

Под изготовителем фонограммы закон понимает лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. Это означает, что права возникают именно у организатора записи, а не у инженера, непосредственно участвующего в создании звукозаписи. Но чтобы развести эти понятия, важны доказательства, в том числе договоры, заключенные участниками записи.

На практике изготовителем фонограммы считается лицо, вложившее финансовые средства в процесс записи: затраты на аренду студии, оплату услуг звукорежиссера, аренду музыкальной и звукозаписывающей аппаратуры, музыкальных инструментов. Изготовителем фонограммы может быть звукозаписывающая компания (мейджор-лейбл или инди-лейбл), продюсерский центр и просто автор-исполнитель, записывающий музыку у себя дома на компьютере.

У изготовителя фонограммы возникает исключительное право на фонограмму; право на указание своего имени или наименования на экземплярах фонограммы и (или) ее упаковке; право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании; право на обнародование фонограммы.

Срок охраны исключительного права на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с года, следующего за годом осуществления записи.

О том, что такое авторские общества и как получать от них прибыль, мы расскажем в следующей части ликбеза по авторскому праву.

Некоторые из Вас задумываются над тем, на каких условиях можно петь чужие песни на концерте в школе, на городском празднике, на конкурсе или фестивале? Насколько законно исполнение каверов без разрешения автора? Когда и как нужно получать разрешение от правообладателя — автора песни или артиста, исполняющего песню на радио? Что будет, если петь чужую песню без получения разрешения? Можно ли выкладывать чужие песни в своём исполнении в Ютубе (Youtube)?

А если Вы поёте чужие песни, но ни разу не задавались вопросом, насколько это законно, то совершенно зря! Сразу скажу, ответственность за исполнение песен без разрешения правообладателя (автора) очень суровая.

В этом вопросе очень много противоречивых мифов. Даже руководители музыкальных коллективов часто не знают реальные правила. Интернет полон голословных ответов «знатоков» и «экспертов».

Кто-то пишет, что можно свободно петь любые песни, которые уже пелись на радио (были обнародованы). Кто-то считает, что можно свободно петь чужие песни на городских праздниках, конкурсах и даже в ресторанах, в случаях, если артист сам не получает за это вознаграждение. Откуда берутся такие мифы, а вернее, непрофессиональные ответы – совершенно не понятно.

Всё это не имеет никакого отношения к реальности! Например, для некоммерческого исполнения действуют ровно те же правила, что и для коммерческого. И Вы можете получить ровно те же проблемы за нарушение законодательства, даже если не пытались заработать на своём пении.

Россия совсем недавно (по мировым стандартам) вступила на путь охраны авторских прав. Поэтому в большинстве случаев, действительно, никто не предъявляет претензий. Но это – только до случая. Претензии могут возникнуть неожиданно и в том числе за прошлые «грешки».

Если Вы не хотите, чтобы через пару-тройку лет Вам выкатили огромную сумму штрафа за незаконное исполнением чужих песен, то лучше знать правила. Как минимум понимать:

  • Какие разрешения нужно получить, чтобы исполнять песню, написанную не Вами?
  • Когда можно не получать разрешение на исполнение чужой песни?
  • В каких случаях можно законно не платить авторский гонорар при исполнении чужой песни?
  • Когда можно не указывать автора песни?

Давайте попробуем разобраться. Ответы на все эти вопросы можно найти в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Статей, которые придётся прочитать, достаточно много. Поэтому я выписал основные положения. Но если Вы хотите сами убедиться в достоверности изложенного, то прочитайте главы «70» и «71» ГК РФ.

Указание автора произведения

Необходимо различать право на исполнение произведения БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ автора и право на исполнение произведения БЕЗ УКАЗАНИЯ автора.

При исполнении песни ВСЕГДА нужно указывать автора музыки и слов! Отсутствие указания автора песни незаконно.

Исключением является наличие у Вас явного (письменного) разрешения от автора (или его представителей) на публикацию произведения без указания автора.

Это правило не имеет срока. Даже если автор уже давным-давно умер.

Внесение в песню изменений без разрешения автора

Внесение при исполнении песни каких-то дополнений, правок, изменения слов или музыки, в том числе и сокращения песни (пропуска слов) и дополнения новыми словами без разрешения автора — незаконно. Самое странное, что без согласия автора не допускается даже сопровождение песни какими-либо дополнительными иллюстрациями, комментариями, предисловиями и послесловиями. Исключением является только сурдоперевод (перевод песни для глухих).

Обратите внимание на то, что обязанность указания автора и недопустимость искажений охраняются бессрочно!

Законное исполнение песни без разрешения автора

На радость артистам существуют случаи, когда можно совершенно законно исполнять чужие песни, не получая разрешение автора (правообладателя), и даже не заботиться об оплате авторского гонорара. Правда, их не так много, как некоторые думают. Вот эти случаи:

  • Вы поёте в обычном кругу семьи, не выкладывая потом Ваше исполнение в Интернет (в Ютуб, Инстаграмм, ВК и т.п.).
  • Со смерти автора и с момента первого публичного исполнения песни прошло более 71 года (точнее — 70 лет, считая от 1 января года, следующего за годом смерти автора). Существуют также случаи, когда данный срок продлевается (для авторов участников ВОВ, и репрессированных авторов). Это правило действует, только если автор не запретил исполнение его песни в письменной форме, например, в завещании, что бывает крайне редко.
  • Вы «в живую» поёте песню в детском саду, школе, больнице, дет-доме, доме престарелых, или в иной образовательной, медицинской организации, организации социального обслуживания, или учреждении уголовно-исполнительной системы.
    Но! Во-первых, при этом Вы должны иметь непосредственное отношение к деятельности данной организации. То есть, быть учителем или учеником этой школы, врачом или пациентом этой больницы, и т.п. Во-вторых, исполнение песни не должно предусматривать коммерческих целей.
    Также это исключение не относится к премьерам песни – в данном случае речь идёт только о песнях, которые уже исполнялись (были обнародованы) ранее.
  • Вы исполняете песню во время официальной или религиозной церемонии, либо похорон. Здесь также действует правило, что песня не должна быть новой. Кроме того, песня может исполняться только в объёме, оправданном характером такой церемонии.
  • Вы поёте отрывок песни в качестве примера к какому-то рассказу в рамках образовательной теле- или радио-передачи. Например, в передаче о том, как нужно развивать голос. Этим исключением не стоит злоупотреблять. Закон позволяет исполнить песню только в необходимом объёме, оправданном учебной целью передачи. Здесь также речь идёт об уже исполненных ранее песнях.

Интересно также, что без разрешения автора песни Вы можете создать и исполнять пародию. Полагаю, что авторы переделок и пародий могут ликовать! Однако, злоупотреблять не стоит. Граница между переделкой и искажением произведения очень зыбкая!

Есть также и другие случаи, когда Вы можете законно петь песню без разрешения автора. Но они встречаются крайне редко. Поэтому я не стал их сюда переписывать. Если у Вас очень сложный случай, почитайте статьи ГК РФ (начиная со статьи 1271), либо обратитесь к юристу.

Когда исполнение песни без разрешения автора или публикация песни в Интернет, например в Ютубе (Youtube) нарушают закон?

Внимание! Во всех остальных случаях исполнения чужой песни (кавера) закон требует получение разрешения автора! Причём за нарушение этого правила предусмотрена суровая ответственность!

В том числе:

  • Без получения разрешения автора незаконно петь песню на публичных мероприятиях, в том числе городских праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях. Даже если Вы не получаете ни копейки за исполнение! И даже если Вы являетесь детским коллективом! Причём к публичным в данном случае относятся любые мероприятия, на которых присутствует кто-то кроме членов Вашей семьи.
    Соглашусь, что очень странная обязанность, получать разрешение автора для того, чтобы попеть известные песни с друзьями на кухне или в подъезде или у костра. Но закон есть закон. Лучше его не нарушать, даже когда он несовершенен.
  • Без получения разрешения автора незаконно петь песню даже на школьном конкурсе, если Вы не являетесь учеником или учителем этой школы.
  • Без получения разрешения автора нельзя выложить Ваше исполнении чужой песни в Интернет для публичного доступа. В том числе в Ютубе (Youtube), в социальных сетях. Тем более, если к аккаунту имеют доступ не только члены Вашей семьи. Даже если к Вашему аккаунту имеют доступ только друзья. Даже если само исполнение было законным (например, Вы пели песню дома или в своей школе), размещение этого исполнения в сети интернет всё-равно будет считаться нарушением.
  • И т.п.

Что касается исполнения песен в караоке-клубах. Караоке-клубы вместе с приобретением музыкального контента получают соответствующие лицензии от правообладателей, которые регулируют возможность исполнения песен. Соответственно, продюсеры караоке-дисков уже урегулировали за Вас с авторами возможность исполнения песен. А караоке-клубы за Вас заплатили авторские гонорары. Так-что исполнение Вами песен в караоке без разрешения авторов – вполне законно. По крайней мере, отвечать перед автором будет владелец клуба. Но вот если Вы выложите Ваше исполнение в Интернет, например, в Ютуб, то это уже нарушение, за которое наступает Ваша ответственность!

Если Вы участвуете в телевизионном конкурсе на федеральном канале, где предполагается исполнение чужих песен (каверов), то часто сами организаторы получают разрешение авторов на использование песни в конкурсе. Именно поэтому на таких конкурсах участнику часто предоставляется выбор песни из числа предложенных организаторами.

Также важно понимать, что ограничения применяются, даже если Вы исполняете только отрывок из песни.

Более того, во всех случаях, Вы не только обязаны получать разрешение автора на исполнение песни, но и выплачивать гонорар за это исполнение. Опять-таки, вне зависимости от того, получали ли Вы сами какие-то деньги за исполнение или пели на благотворительном концерте!

Причём с претензиями к Вам может обратиться не только сам автор. Но ещё и Российское Авторское Общество (РАО).

Можно ли не получать разрешение автора на исполнении песни, если я плачу авторский гонорар с исполнения?

Эту скучную главу Вы можете пропустить, если не платите гонорар РАО. 😉

Необходимо различать штрафы за нарушение авторского права и авторский гонорар.

Даже если автор взял с исполнителя деньги за разрешение петь его песню, он всё-равно вправе получать авторский гонорар с каждого исполнения этой песни. Это — небольшая плата, и, как правило, взимается с артистов и организаторов концертов Российским Авторским Обществом, а затем распределяется между авторами прозвучавших произведений.

РАО вправе требовать с Вас авторский гонорар в любом случае – в том числе, и при законном исполнении чужой песни. Причём вне зависимости от того, просил ли автор об этом РАО. РАО сначала потребует с Вас уплаты авторского гонорара, а потом будет искать автора, которому перечислить причитающееся. Были разъяснения, что РАО имеет право требовать авторский гонорар с исполнителя даже тогда,… когда сам исполнителем сам является автор песни. Вот так!

А вот наказание за нарушение авторского права возникает только при отсутствии согласия автора. В некоторых случаях разрешение на исполнение может представлять само РАО по поручению автора. Но далеко не всегда.

Поэтому не надо путать! Отсутствие претензий от РАО по уплате в РАО авторского гонорара и отсутствие возможных штрафов за нарушение исключительного права (претензии от правообладателя за незаконное исполнение его песни без разрешения) – это совершенно разные вещи!

Если Вы оплатили авторский гонорар в РАО, или РАО по иным причинам не имеет к Вам претензий по его уплате, это совершенно не обозначает, что Вы застраховались от претензий за нарушение исключительного права автора или артиста, которому автором переданы исключительные права. Если Вы не получали права на исполнение чужой песни (кавера), то правообладатели вполне могут оштрафовать Вас за нарушение их исключительных прав на распоряжение произведением и его исполнение без разрешения.

И наоборот. Получение разрешения на исполнение песен от автора, как правило, не освобождает от законной обязанности уплаты авторского вознаграждения через систему РАО при каждом исполнении песен.

Что будет, если не получать разрешение автора, исполняя чужие песни (или каверы)?

Наверное, логичный вопрос, а что же бывает за исполнение чужой песни без разрешения автора или другого правообладателя? Может быть, нет смысла напрягаться? Ну, сделают замечание, тогда и исправимся?

Нет. Всё намного серьёзнее. Замечанием могут не ограничиться. Статья 1301 ГК РФ предусматривает ответственность вплоть до 5 миллионов рублей за нарушение авторских прав. У Вас есть лишние 5 миллионов? За каждую песню?

Я конечно, ни разу не видел, чтобы ребят из подземного перехода оштрафовали наследники Виктора Цоя. Да и на бардовских фестивалях все как-то спокойно поют чужие песни. Пока.

Следует понимать, что отсутствие претензий сегодня, не гарантирует спокойную жизнь завтра. Сегодня, может быть, Вам ничего не сказали, а через пару лет, автор, его наследники, или артист, имеющий исключительную лицензию, решат поправить своё материальное положение, найдут запись в интернете или свидетелей и…. за всё, что было Вами спето без разрешения… 5 миллионов рублей. Оно Вам нужно?

Поэтому рекомендую с авторскими правами не шутить!

Как получить разрешение автора?

Если Вы собираетесь петь песню не в кругу своей семьи (вне зависимости от того, получаете ли Вы за это деньги), необходимо убедиться, что Вы не станете нарушителем авторских прав и исполняете чужую песню законно.

Если Ваш случай не подходит под короткий список ситуаций, когда Вы можете исполнять чужую песню без разрешения автора, то ничего не остаётся, как получить такое разрешение.

Благо, это не так сложно. По крайней мере, проще, чем потом ходить по судам и собирать деньги на штраф.

Сначала поищите координаты автора в интернете. Если не нашли, то попробуйте обратиться в РАО (rao.ru). Многие авторы (по крайней мере, те авторы, чьи песни звучат на радио) регистрируются в РАО и оставляют там контакты на случай возникновения вопросов, связанных с использованием их произведений. А иногда даже поручают РАО управлять своими правами.

Дальше нужно связаться с автором песни и получить от него официальное разрешение на законное исполнении песни. Разумеется, в письменном виде.

Для того, чтобы потом не стать участником разбирательств, желательно получить от автора гарантию, что он не передавал исключительные права на исполнении песни другим артистам. Очень часто автор передаёт артисту «исключительное право» на исполнение произведения. Это означает, что сам автор уже не вправе разрешать исполнение песни другим. В таком случае разрешение на исполнение нужно спрашивать у артиста (или продюсерского центра), которому переданы исключительные права. Но иногда автор может помочь Вам с ними связаться и посодействовать в переговорах.

Желательно иметь разрешение на исполнение чужой песни (кавера) именно Вами. Однако законом предусмотрена также возможность использования «открытой лицензии» — когда автор официально разрешает петь песню любому желающему. Подробнее об открытой лицензии можно прочитать в статье 1286.1 ГК РФ.

Также важно, чтобы в разрешении на исполнение песни было указано как можно больше способов её использования. И уж точно указан тот способ, которым собираетесь её использовать именно Вы. Например, если Вы хотите выложить исполнение чужой песни в Ютубе, то в разрешении (лицензии) желательно указать возможность размещения (публикации) песни в Вашем исполнении в сети Интернет в сопровождении иллюстраций и видеоматериалов. Кроме того, не лишним будет сразу оговорить возможность размещения рекламных материалов рядом с Вашей видеоверсией чужой песни, особенно если Ваш канал в Youtube настроен на монетизацию.

Исполнение моих песен

Что касается моих песен. Информацию о правах я размещаю на персональных страничках песен на своём сайте olhanskiy.ru .

На некоторые из моих песен исключительные права никому не передавались. Поэтому я легко подпишу Вам разрешение на исполнение.

На некоторые песни исключительные права переданы артистам. Но у меня есть их контакты. Они все — вполне адекватные люди. Если Вы не собираетесь отнимать у них заработок, петь песню на федеральных каналах или ездить с ней по всей стране, то мы попробуем уговорить их подписать лично Вам право на исполнение песни на локальных концертах, конкурсах и т.д.

Просто напишите мне по электронной почте свою просьбу, укажите координаты, и я с Вами свяжусь. Наличие таких разрешений от автора и артиста будет являться гарантией того, что к Вам не возникнет претензий в будущем.

Ну и напомню, что все мои песни без исключения Вы легко можете исполнять на школьных концертах и конкурсах, если являетесь учеником этой школы. Для этого совершенно не обязательно получать разрешение ни у меня ни у официального исполнителя песни. Более того, в таких случаях с Вас никто никогда не вправе потребовать авторский гонорар. Смело пойте и смело делитесь со мной своими успехами! Мне будет очень приятно, если Вы напишите, как прошло Ваше выступление.

Эта статья посвящена исполнению кавера или записи оригинальной песни. Об альбоме Стивена Уилсона см. Кавер-версия .

В популярной музыке , в кавер — версии , римейке , кавер , возрождении , или просто крышка , новая производительность или запись кто — то другим , чем самобытный художник или композитор в песне .

Кавер Джими Хендрикса на » All Along the Watchtower » был большим хитом, чем оригинальная версия Боба Дилана.

Иногда кавер может стать более популярным, чем оригинал, например, версия Элвиса Пресли оригинальной » Blue Suede Shoes » Карла Перкинса, версия Питера Грина 1970 года от Сантаны и » Черная магия » Fleetwood Mac 1968 года. Woman «, версия » Hurt » Nine Inch Nails от Джонни Кэша , версии » I Will Always Love You » Долли Партон в исполнении Уитни Хьюстон и» The Greatest Love of All » Джорджа Бенсона , Гленн Медейрос версия Джорджа Бенсона » Ничто не изменит мою любовь к тебе «, версия Soft Cell » Испорченная любовь » Глории Джонс и версия Джими Хендрикса » Все вдоль сторожевой башни » Боба Дилана . Запись Хендрикса, выпущенная через шесть месяцев после оригинала Дилана, вошла в десятку лучших синглов Великобритании в 1968 году (20-е место в США) и заняла 48-е место в рейтинге 500 величайших песен всех времен по версии журнала Rolling Stone . Другой известный пример — кавер группы Beatles на песню » Twist and Shout «, первоначально выпущенную Top Notes , и их кавер на песню » Till There Was You » Мередит Уилсон , среди многих других.

Объектами охраны авторского права в России в контексте радио и аудиорекламы являются

как сам аудиоролик как отдельное произведение совместного творчества, так и то из чего он сделан , то-есть текст, музыка, если таковая в ролике присутствует, и голос диктора или актера озвучания .

Рассмотрим по-порядку: Сам аудиоролик рассматривается как отдельное произведение автора или группы авторов, поэтому использование аудиороликов или их частей, без разрешения правообладателя (изготовителя), является нарушением статьи 4 ГК РФ. Условия на которых заказчик может распоряжаться аудиороликом должно быть оговорены изготовителем в лицензии на использование или закрепляться в договоре на изготовление и последующее использование. В случае совместного творчества ( а аудиоролик чаще всего таковым и является) изготовитель, должен предварительно урегулировать правовые взаимоотношения с соавторами (сценаристами, дикторами , звукорежиссерами) через заключение с ними соответствующих договоров и соглашений.

В договоре на изготовление аудиоролика с нами мы передаем все исключительные имущественные авторские права на изготовленные рекламные аудиоролики , включая право на воспроизведение, на копирование, распространение, экспорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, на перевод, переработку на весь срок действия авторских прав без территориальных ограничений с правом передачи указанных прав третьим лицам. Отдельной строкой прописаны гарантии что заказчик , производя у нас аудиоролик не нарушает права третьих лиц.

Текст или сценарий аудиоролика так же является объектом авторской защиты, поэтому использовать в аудиороликах части текстов других авторов, не рискуя получить претензии или даже судебный иск от правообладателя нельзя. Речь может идти о цитатах из фильмов, отрывков песен, стихов или «крылатых фраз» у которых тоже конечно- же есть авторы. Правда в последнем случае автору придется доказывать что авторство принадлежит именно ему. Конечно в аудиорекламе можно воспроизводить характерные стили, например стиль Маяковского или Высоцкого, однако без использования законченных и узнаваемых фраз или даже их частей при которых узнавание происходит и может быть рассмотрено как копирование. Лучше всего все же использовать в аудиороликах оригинальные идеи и тексты. Это всегда играет на узнаваемость вашего бренда, ведь заимствования часто вызывают у людей, трепетно относящихся к автору, раздражение, кроме того удачное оригинальное решение будет асcоциироваться с вашим брендом, а позаимствованное вызывать у людей образы и воспоминания, связанные с тем где и при каких обстоятельствах они его слышали раньше и к вашей задаче не имеющие отношения.

В своей работе мы гарантируем оригинальность наших текстов аудиороликов и предупреждаем заказчика об возможной ответственности, если он изначально строит кампанию на заимствованиях. Если сценарий аудиоролика присылает заказчик , то его ответственность за возможные правовые претензии лежит на нем.

Вся музыка, которую вы когда-либо слышали имеет автора, поэтому передать авторское право на музыкальное произведение, которое используется в аудиоролике ни один производитель не может (за исключентем музыки сочиненной самим производителем).Он может только заключить с автором лицензионное соглашение на использование музыки в аудиорекламе и об этом ниже. Исключение составляет музыка написанная композитором, который упокоился за 70 лет до настоящего времени, а так-же народная, однако часто выяснить является ли данное произведение подпадающим под эти правила сложно. Например, использовать мелодию из хита 30-х «Истамбул не Константинополь» нельзя- ее автор прожил очень долгую жизнь, а известная песня «Мохнатый шмель..» вовсе не цыганская, а была сочинена специально для фильма.

Конечно , покупать каждый раз права на использование у Резника или потомков Соловьева-Седого весьма накладно и непросто, поэтому мы пользуемся музыкой, которая была специально написана для использования в аудиорекламе. Она носит название продакшн-музыки или музыки для синхронизации. Мы используем только музыку на которую у нас есть соответствующие лицензионные соглашения с правообладателем. Однако, если вам очень хочется написать аудиоролик на известный хит, можно заключать такое соглашение напрямую с правообладателями или их представителями, и выкупить право на использование, но это выходит за рамки нашей деятельности. Вам придется самим найти этих людей и обзавестись грамотным юристом. А мы воспроизведем эту музыку повторно для ролика со степенью похожести «до неотличимого «.Другой способ уйти от авторства -создать музыкальный аудиоролик, напоминающий оригинал, но не повторяющий его точно.

Диктор нанимается производителем для выполнения конкретной задачи по записи текста для аудиоролика и взаимоотношения диктора и студии производства улажены еще до начала работы. Соглашаясь на запись коммерческого аудиоролика, диктор передает студии право на дальнейшее использование записи в рекламных целях. Поэтому требовать с диктора отдельного соглашения, что он не предъявит в дальнейшем претензии на свое авторство излишне. Достаточно того, что в договоре, соблюдение этих прав гарантируется. Исключением из этого правила может быть ситуация, когда заказчик нанимает известный , всеми узнаваемый голос для записи аудиорекламы. Тогда такое соглашение с диктором может быть заключено на случай, если впоследствии звезда передумает, и весь проект окажется под угрозой.

Не является предметом охраны тембр голоса и манера исполнения, поэтому пародии на известные голоса допускаются. Этот трюк в аудиороликах используется довольно часто:.например если вы запишем голосом, похожим на голос актера Булдакова фразу «Ну …, за Нефтегаз» в рекламном ролике компании Нефтегаз, ни создатели фильма «Особенности национальной охоты», ни сам Булдаков дело не выйграют, а вот если произнести «Ну …, за Красоту «, претензии могут быть предъявлены.

Желаем вам приятной работы вместе с Аудиоградом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *