Как выведать информацию у человека

Как выведать информацию у человека

Что такое вопросы, наводящие мосты

Когда я договариваюсь с кем-то об интервью, как правило, люди приходят ко мне с готовностью. Они хотят обратиться к миру и поделиться своими мыслями или опытом.

Но что делать в ситуациях, когда человек сам не желает взаимодействовать с вами? Чтобы достучаться до скрытного человека, требуется особый подход, много терпения и специальные вопросы, помогающие наладить отношения.

Допустим, вам нужно что-то выяснить. Зачем по офису болтается этот новый парень? И не планирует ли ваш сын-подросток устроить вечеринку, когда вы уедете из города? Такие разговоры иногда похожи на изощренный танец вокруг интересующей вас темы. Ваши шансы достигнуть цели будут выше, если вы зададите правильные вопросы — и тем самым наведете мосты.

Вам нужно знать:

  • Что происходит?
  • О чем думает ваш собеседник?
  • Есть ли у вас какие-то противоречия?

У людей много причин быть замкнутыми. Они могут что-то скрывать или чего-то стыдиться. С подозрением относиться к вам из-за ваших взглядов или из-за чего-то, что происходило между вами в прошлом. Сердиться, обижаться или считать, что весь мир против них. Они могут быть скрытны по натуре. А некоторые просто замышляют что-то недоброе.

Вопросы, наводящие мосты, должны подталкивать людей к общению, даже если они изначально этого не хотят. Принципы построения вопросов-мостов направлены на однозначный результат: заставить раскрыться не доверяющего вам человека.

Ваши шансы на успех возрастут, если вы будете соблюдать следующие условия.

  1. Твердо знайте, чего добиваетесь. Четко сформулируйте для себя, что хотите узнать. Не теряйте из виду цель.
  2. Избегайте «тревожных кнопок». Не начинайте с обвинений или вопросов, которые сразу заставляют защищаться. Лучше просто пытайтесь завязать диалог.
  3. Не обвиняйте, а спрашивайте. Начните с того, что беспокоит собеседника, и попытайтесь что-то об этом выяснить. Что кажется ему несправедливым? Затем спросите о причинах и мотивах его действий.
  4. Демонстрируйте понимание и поддержку. Вы хотите получить откровенные ответы и понять подоплеку чужих поступков, поэтому должны подталкивать человека к дискуссии. Направляйте его и поддерживайте. Предлагайте награду. Для вас главное — разговорить собеседника.

Фото: .

Решение головоломок

В этой главе я познакомлю вас с человеком, чей опыт, знания и работа позволяют считать его знатоком самых труднодоступных и глухих закоулков человеческой натуры. Он учит тому, как расспрашивать по-настоящему упрямых и недоброжелательных собеседников.

Если вы когда-нибудь пытались получить ответы от того, кто не желает откровенничать, вы поймете, какую роль в разговоре играют эти вопросы:

  • Каковы ваши мотивы?
  • Что у вас на уме?
  • Представляете ли вы опасность?

Бэрри Сподак — эксперт по оценке угроз. Он изучает людей, которые скрывают самые темные и опасные секреты. Он разработал протоколы и практические методы для общения с потенциальными киллерами, террористами, школьными стрелками и недовольными сотрудниками.

Бэрри учит уважительным расспросам, которые, по мнению большинства экспертов, являются наиболее эффективным способом убедить враждебно настроенного человека пойти вам навстречу и выдать определенную информацию. Они помогают ослабить защитные барьеры человека и снизить его тревогу. Вопросы Бэрри направлены на то, чтобы инициировать диалог, пусть не вполне гладкий, но позволяющий установить некоторое доверие и благодаря этому получить информацию даже от неразговорчивых собеседников.

Если убрать из этого сценария экстремальные условия и характеры собеседников Бэрри, то методику вполне можно применять, общаясь с семьей, друзьями и коллегами. Кто-то что-то скрывает. Кто-то что-то замышляет. Кто-то не говорит вам то, что вы должны знать. Если вы правильно используете вопросы, наводящие мосты, то сможете разговорить этих людей: они раскроются и вы получите представление о том, что у них на уме. Первый шаг — уменьшить напряжение.

Бэрри — приверженец выдвинутой нобелевским лауреатом Даниэлем Канеманом психологической теории, согласно которой существует два режима мышления.

Первый Канеман назвал Системой 1 — это своего рода низшая передача нашего мозга; она распространяется на любые действия и позволяет нам легко принимать решения и находить готовые ответы. Ее можно представить как автопилот нашего мозга. Если кто-нибудь спросит вас, сколько будет два плюс два, вы автоматически, не прилагая никаких умственных усилий, ответите «четыре».

  1. В Системе 1, в состоянии, которое Канеман называет «когнитивной легкостью», мы чувствуем себя расслабленными, спокойными и все контролирующими. Человек, задающий вопросы, может подключить собеседника к Системе 1, спросив о погоде или предмете одежды или даже просто предложив чашечку кофе. Этот радушный и привычный жест успокаивает.
  2. Система 2 — своего рода «турборежим», который заставляет мозг функционировать быстрее и потреблять больше кислорода. Он включается в ответ на нечто незнакомое, трудное или пугающее. Сложная математическая задача или спорная ситуация погружает вас в это состояние. Вы останавливаетесь и пытаетесь найти ответ.

Мозг в Системе 2 всегда настороже. В незнакомой или недружелюбной обстановке он работает именно так. Мы начинаем обдумывать каждое слово. Сколько будет 435 разделить на 9? Это ты взял мою бутылку джина?

Скорее всего, именно в таком состоянии находится ваш подросток, если считает, что вы обвиняете или осуждаете его. В таком же состоянии находитесь вы, когда ваш босс плохо отзывается о вас на аттестации. И именно так реагирует на допрос практически любой подозреваемый.

Бэрри учит агентов, как добиться того, чтобы в мозге тех, с кем они работают, преобладало действие Системы 1. Он советует своим ученикам начинать с вопросов, которые позволяют собеседнику оставаться в зоне комфорта, даже если они не имеют отношения к делу. Спросите о чем-нибудь обычном или об известных вам событиях из жизни человека, которые не вызовут у него никаких подозрений.

Допустим, агент приходит к некоему Джозефу, имя которого всплыло при расследовании. Пока Джозеф считается источником, а не подозреваемым. Войдя в гостиную, агент замечает на стене картину.

— Мне нравится эта картина. Кто ее написал?

Если только предмет расследования агента не кража произведений искусства, такой вопрос — звучащий как признание, даже как комплимент — может помочь растопить лед. Тема искусства позволяет Джозефу поговорить о чем-то знакомом. Как объясняет Бэрри, агент должен слушать внимательно и, если Джозеф ответит спокойно и открыто, задать еще какие-то вопросы о картине, чтобы за несколько минут легкой беседы перевести его в состояние «когнитивной легкости».

Даже те из нас, кто не имеет отношения к спецслужбам, используют этот метод беседы — сознательно или нет. Мы ищем способы разбить лед в первые минуты знакомства, пытаемся завязать беседу, начав с легкой темы.

Представьте себе, что вы — менеджер страховой фирмы. Анна, одна из ваших сотрудниц, приходит в ваш кабинет за ежегодной оценкой своей работы. Пара коллег пожаловалась на то, что она позволяет себе пренебрежительно отзываться о людях за их спиной. Вы хотите, чтобы Анна прекратила вести себя так, но вам вначале нужно понять, что у нее на уме. Она настороже. Вы вспоминаете, что видели у нее на столе новый компьютер. Вы спрашиваете:

— И как твой новый компьютер?

«Он очень быстрый, — отвечает она. — Никогда не зависает. Мне уже давно пора было его поменять».

Не так уж много, но вы все-таки заставили Анну разговориться.

«Прекрасно, — отвечаете вы. — А тачскрин комфортный?»

Вы видите, как плечи Анны слегка расслабляются. Она не слишком рада быть здесь, но по крайней мере вы узнали, что ей нравится ее новый компьютер.

У вас мало времени, так что нужно перевести разговор на проблему. Но Бэрри советует не спешить слишком сильно. Не стоит так сразу переводить ее мозг в Систему 2 прямыми вопросами. Пообсуждайте компьютер еще немного.

— Как ты пришла к выводу, что тебе нужен именно этот компьютер?

Вопрос, начинающийся с «как», требует ответа другого типа — содержащего некие обоснования и историю. Бэрри объясняет своим студентам из ФБР и других спецслужб, что человеческому мозгу нравятся истории. С их помощью мы учимся и запоминаем. Они пробуждают интерес и позволяют нам делиться опытом.

Представим Бэрри на месте босса. Он отталкивается от ее ответа и спрашивает:

— Это популярная марка? Как ты думаешь, ее многие выбирают?

Он обращает внимание на потенциальные «точки входа»: с них можно перевести разговор с Анной на историю, которую он хочет услышать.

Допустим, она говорит, что многие люди действительно выбирают эту модель. Она долго изучала информацию о ней, чтобы не ошибиться с выбором. Так она делает все, тщательно и целенаправленно. Вот здесь-то в ее истории и появляется точка входа.

«Я по-другому использую свой компьютер. — говорит она. — С его помощью я могу работать более эффективно. Лучше, чем Эл из кредитного отдела, у которого другая модель».

Анна проводит грань между собой и окружающими, объясняет Бэрри. Сравнивая себя с Элом из кредитного отдела, Анна дает зацепку, за которую умелый интервьюер должен ухватиться. Что-то отличает ее от других. Это дает слушателю точку входа. Бэрри бы обязательно спросил:

— Правда? А что там с этим Элом?

Анна должна начать рассказывать, как ее коллега недавно повел себя в некоей ситуации, и что думают по этому поводу другие люди, и что в итоге произошло. Ее рассказ даст вам еще больше точек входа, больше возможностей для вопросов.

Чтобы метод работал, нужно сосредоточенно слушать — это поможет вам формулировать дальнейшие вопросы, чтобы история обросла подробностями.

Вы разыгрываете своего рода шахматную партию, слушая ответы, формулируя вопросы и при этом продумывая следующие ходы. Следовательно, ваши вопросы должны быть стратегическими. Вы знаете, к чему вы хотите привести разговор, но вам необходимо, чтобы ходы вашего оппонента тоже вели его в этом направлении.

Фото: .

Техника 1. Понимание и поддержка

Чтобы собеседник продолжал говорить, не отклонялся от нужной темы и оставался в Системе 1, Бэрри использует периодические «микроподтверждения». Когда он слышит то, что ему нужно или о чем он желает знать больше, он выражает интерес — практически незаметными движениями, жестами или звуками. Например, он может податься к собеседнику, слегка кивнуть или едва слышно произнести «угу». Такие микроподтверждения поощряют человека продолжать и при этом не прерывают и не отвлекают его. Они сигнализируют об интересе и сочувствии.

По мере развития разговора Бэрри часто предлагает «награды» — небольшие знаки признания. «Действительно, очень интересно, — может сказать он. — Я никогда не рассматривал это с такой точки зрения». Если вы даете что-то людям, они становятся более склонны дать что-то и вам.

Техника 2. Вопросы без вопросительных знаков

Некоторые вопросы работают лучше, когда не отмечены знаком вопроса.

— Расскажите мне больше. Объясните мне это.

Такие вопросы-указания приглашают собеседника помолчать, подумать и вспомнить больше подробностей. По сути, с их помощью вы тоже спрашиваете, но не напрямую. Они отражают ваш интерес, и если вы задаете их верным тоном, а язык вашего тела демонстрирует открытость, то собеседник воспринимает это как позитивную оценку его слов, что очень важно для преодоления барьеров. В таких репликах человек обычно не видит угрозы.

Я на своем журналистском опыте убедился, что вне стандартной схемы «вопрос–ответ» собеседнику легче дышится, эта техника как бы создает для него свободное и более комфортное пространство. Я в таких случаях откладываю ручку, подаюсь вперед и слегка приподнимаю брови, демонстрируя явную заинтересованность. Таким образом я сообщаю людям, что их история зацепила меня и я очень увлечен тем, что слышу.

Бэрри советует при любой возможности заменять вопросы утверждениями. Этот метод способствует более свободной беседе, особенно если кто-то хочет что-то скрыть.

Техника 3. Эхо-вопросы

Есть еще один способ поддержать собеседника, и тут уже не обойтись без вопросительных знаков. Я использую для таких реплик термин «эхо-вопросы». Они очень просты, и я задаю их в разных интервью. Почти всегда это заставляет собеседников рассказывать больше.

Кроме того, эти вопросы эффективно наводят мосты. Превращая слова собеседников в эхо-вопросы, я продолжаю беседу и расставляю в ней акценты, а интонацией задаю своим репликам настроение — сочувствие, удивление, усмешку.

Генри говорит: «Они обращались со мной так, что мне кричать хотелось».

Вы задаете ваш эхо-вопрос: «Кричать?»

Рита говорит: «Не знаю даже, зачем я вообще силы трачу. Они там такие некомпетентные».

Вы говорите: «Некомпетентные?»

В большинстве случаев такие эхо-вопросы из одного слова подталкивают людей к объяснениям и более подробному рассказу.

Бэрри обучает этой технике в составе так называемого метода «рефлективного слушания». Он объясняет своим ученикам, что они должны внимательно следить за словами собеседника, если хотят подхватывать его слова на лету. А когда речь идет об оценке угроз, ставки очень высоки.

Эхо-вопросы и рефлективное слушание помогают узнать, что на самом деле стоит за словами собеседника. Они служат в разговоре своего рода знаками пунктуации, которые позволяют выделить важный момент или мысль, чтобы перейти к дальнейшим подробностям и обсуждению.

Вывод. Стройте мосты

Вопросы, наводящие мосты, работают лучше всего, когда люди находятся в состоянии когнитивной легкости и чувствуют, что у них есть благодарная аудитория. Вы можете добиться этого эффекта с помощью вопросов (с вопросительными знаками или без), используя слова собеседника, прислушиваясь к точкам входа и аккуратно поддерживая его сложные или иррациональные мысли. Вы строите мост кирпичик за кирпичиком, вопрос за вопросом. Вы делаете это со всей тщательностью, зная, что мост не строится в одно мгновение и по пути вам может встретиться много трудностей.

1. Как найти нужных людей на просторах интернета

✔ Ловим людей в сети. Поиск в социальных сетях
✔ Профессиональные сообщества — есть ли там жизнь?
✔ Форумы и другие «рыбные» места
Екатеринбург, 2016
Карьерный консультант
Грищук Татьяна

4. Чтобы понять КОГО искать надо ответить на вопрос ЗАЧЕМ мы ищем

Эксперт
Услышать экспертное
мнение
установить деловые
партнерские отношения
Восстановить дружеские
отношения
Найти работника в
свою компанию

5. Портрет нужного человека или ТЗ поиска

Техническое задание

Вопросы/задания для поиска
Формальные требования
1
Кто?
Пол, возраст, профессия, должность…
2
Где живет?
Страна, город, улица…
3
Какое образование имеет?
Название вуза, училища, школы, курсов,
тренингов ….
4
В какой отрасли, компании
работает?
Название отрасли, компании, учреждения,
подразделения…
5
Какую должность занимает?
Варианты названия должности с
одинаковыми функциями…
6
Какими знаниями, связями,
компетенциями обладает?
Перечисление необходимых для вас
компетенций человека

6. Источники поиска 1.Поисковые сервисы:

Yandex.ru и Google.ru – крупнейшие
поисковики.
Как они помогут находить людей?
— Все просто: печатаем имя и фамилию,
нажимаем «Найти» и смотрим, что выдаст
поисковик. Чудеса случаются
— Можно искать и по фотографии.
! Русскоязычные запросы ищем сначала
в Яндексе. Если не получилось, идем
искать в Google (можно прямо из выдачи
результатов yandex.ru).

7. Яндекс

Поиск людей – Яндекс это специализированный сервис, с помощью
которого удобно и быстро находить размещенные в открытом
доступе профили людей в социальных сетях.
Яндекс умеет группировать профили и страницы, принадлежащие
одному и тому же человеку.
НО , если профиль закрыт для поисковых систем, то вы не увидите его и
следовательно вам надо идти искать напрямую в социальные сети.

9. Поиск человека в Facebook

Ищем по ФИО, Е-Mail, номеру телефона, месту работы,
городу, вузу.
1
2
3

10. Поиск ВКонтакте

Имя и Фамилия — если дело касается конкретного человека
Регион — выбираем страну проживания и город
Школа — пишем номер школы (в настройках можно указать номер школы, выбрать класс,
дату выпуска)
Университет — в настройках указываем место обучения, специальность, курс, группу, дату
выпуска
Возраст — пишем приблизительный возраст человека;
Жизненная позиция — здесь можно выбрать отношения к определённым позициям в жизни
(алкоголь, курение, религия, политика);
Работа — можно написать место работы и должность, которые должны соответствовать критерию
поиска людей;
Военная служба — отличный способ найти сослуживцев по армии;
Дополнительно — здесь можно указать определённый год рождения, месяц, день рождения
человека. Это поможет тем, кто помнит отдельную дату Дня Рождения, что значительно сузит круг
поиска;
Поиск в других сервисах — можно найти друзей через другие соц. сети (Одноклассники, Facebook,
Google, Twitter)
Поиск в группах – ищем по ключевым словам Группу,
в группе ищем нужного человека по участникам группы

11. Поиск В LinkedIn

LinkedIn (ˈlɪŋktˈɪn) — социальная сеть для поиска и установления деловых
контактов. В LinkedIn зарегистрировано более 400 млн пользователей (по

состоянию на конец 2015 года), представляющих 150 отраслей бизнеса из
200 стран. Сайт доступен на 23 языках мира.

12. Поиск в Одноклассники

Прочтите правила форума. Соблюдайте их!
Прежде чем вступать в диалог, присмотритесь к собеседнику.
Посетите его профиль. Пробегитесь по опубликованным
сообщениям – о чём пишет? Посмотрите репутацию – кто его
поддерживает?
Возможно, найдёте общие точки соприкосновения. Это позволит
быстрее наладить диалог
Избегайте пустословия. Бессодержательная беседа может вызвать
шквал негодования. Публикация материалов не по теме форума
частенько приводит к «бану» – блокировке аккаунта.
Бережно относитесь к личной информации других форумчан.
Если вам стали известны личные данные другого участника, то
разглашать их можете только с его согласия.

14. 4. Профессиональные сообщества

ПС ведут свое начало от гильдий ремесленников
ПС существуют как офлайн, так и онлайн
На 2014 год в России насчитывалось 2000 различных сообществ
Аналитические данные говорят, что
Возраст участников ПС: 44% до 25 лет, 49% от 26 до 40 лет
7% старше 40 лет
55,6% мужчины 44,4 % -женщины
Знание предмета сообщества :
54% средний уровень осведомленности
42% высокий уровень
4% начальный
Цель участников ПС : делиться и получать знания.
Заводить знакомства приходят лишь 3%

15. 5. Работные сайты

1. Операторы языка поисковых запросов в Яндексе :
«…. …. ….» используем » чтобы найти точную фразу. Лучше искать в
Яндексе по фразам, состоящим из двух-трёх слов.
чтобы исключить слово надо перед ним поставить без пробела –
Пример: «красные тюльпаны» -цена. И наоборот: «красные
тюльпаны» +цена
С помощью ! поставленного без пробела перед словом, мы
«замораживаем» его, т.е. сохраняем падеж и число.
Искать в Яндексе без учёта региона можно через форму расширенного
поиска
3. Поиск по фотографии: заходим в Яндекс картинки и нажимаем справа
на кнопку
4. Ключевые слова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *