Какой прожиточный

Какой прожиточный

С 1 января 2020 года расчетная стоимость потребительской корзины в среднем по России составит 11,2 тысячи рублей в месяц. Одна половина — 5,6 тысячи — это расходы на продовольствие, вторая — на непродовольственные товары и услуги, соответственно, по 2,8 тысячи рублей. Эксперты, с которыми беседовала DW, считают, что нынешняя модель потребительской корзины требует существенной корректировки, поскольку не учитывает некоторые жизненно важные расходы и не может гарантировать сохранения здоровья, а также приемлемого уровня жизни.

Две половины одной потребительской корзины

Действующая модель потребительской корзины была принята в 2013 году. Состав ее продовольственной половины четко регламентирован и включает в себя список продуктов питания, объемы которых рассчитаны на год для четырех категорий — для всего населения в среднем, для трудоспособных граждан, для пенсионеров и для детей. Стоимость потребительской корзины равна величине прожиточного минимума, который утверждается раз в квартал.

В московском супермаркете

Продовольственная часть корзины состоит из одиннадцати позиций: хлебобулочные изделия, картофель, овощи, фрукты, сахар и кондитерские товары, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, растительное масло и прочее (соль, чай, кофе, какао, специи).

Вторая половина корзины — непродовольственные товары и услуги — высчитывается так называемым досчетным способом: четкого списка непродовольственных товаров и услуг нет, но есть денежная сумма, которую предполагается на них потратить. И эта сумма должна быть равна стоимости продовольственной части.

Много хлеба и мало фруктов

Указанные выше цифры — средние по стране. Но в каждом регионе устанавливается свой прожиточный минимум. Самый низкий он в Мордовии. Ее жителям должно хватать 4,6 тысячи рублей на продукты и по 2,3 тысячи на услуги и непродовольственные товары. Самая дорогая потребительская корзина — у трудоспособного москвича — 20 195 рублей. DW решила посчитать, что на эти деньги работающий москвич может себе позволить купить.

Москвичу предлагают съедать в месяц 10 кило хлеба

Итак, в месяц на еду отводится 10 097 рублей. Если распределить годовые нормативы на двенадцать месяцев, получится 10,5 кг хлеба, 8,4 кг картофеля, 9,6 кг овощей, 5 кг фруктов, два кило сахара, 4,9 кг мяса, 1,5 кг рыбы, 24 литра молока и молочных продуктов, 17,5 яиц, 0,9 литра масла и меньше полкилограмма кофе, чая и специй. В сутки по ряду позиций получается довольно скудный рацион — 160 граммов фруктов, 50 граммов рыбы, 60 граммов сахара, половина яйца и 10 граммов кофе.

Однако даже при таком раскладе, судя по всему, москвичу придется сократить продуктовый паек, потому что остающихся в корзине 5 тысяч на услуги и 5 тысяч на непродовольственные товары ему явно не хватит. Один проезд в метро в месяц будет стоить около 2 тысяч рублей, оставшихся на долю услуг 3 тысяч с трудом хватит на оплату жилья (и это в случае не аренды, а владения собственной квартирой). Расходы на другие услуги, в частности сотовую связь, интернет и текущие нужды, придется добирать из продуктовой части или из средств, предназначенных на непродовольственные товары.

Какие расходы не предусмотрены потребительской корзиной

«Действующая продуктовая корзина в принципе позволяет сохранить здоровье, если следовать ее нормам потребления, но проблема в том, что денег на все остальные расходы для обеспечения минимального потребления не хватает. Поэтому люди часто вынуждены экономить на питании для покупки других первоочередных товаров и для расплаты по кредитам или долгам», — заявил DW завлабораторией проблем уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Вячеслав Бобков.

На осетрину и стерлядь расходы в потребительской корзине не предусмотрены

По его словам, причиной некачественного питания становится и то, что Росстат для определения стоимости потребительской корзины выделяет целые продуктовые группы, из которых люди выбирают самые дешевые товары. Например, человек может есть фрукты, но это будут самые дешевые бананы, из категории «мясопродукты» он выберет самую дешевую колбасу и так далее.

Кроме того, продуктовая корзина не предполагает питания вне дома, что также составляет значительную статью расходов работающего человека. По этой причине в Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН настаивают на пересмотре потребительской корзины и включении в нее таких пунктов, как витамины и питание вне дома.

Важным упущением, по мнению Вячеслава Бобкова, является и то, что непродовольственная часть не содержит четких нормативов. В результате общая стоимость корзины существенно занижается, а для части населения остаются недоступными такие важные элементы современной жизни, как компьютер, лекарства и лечение. Не предусмотрена текущей корзиной и возможность решения жилищной проблемы и создания финансового резерва.

Новая модель корзины и уровень бедности в России

Ученый обращает внимание на то, что в развитых странах в состав потребительской корзины также включаются расходы на образование, здравоохранение, досуг, питание вне дома, аренду жилья.

В Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН предлагают новую модель корзины, которая содержала бы четкий перечень непродовольственных товаров и услуг. К последним, в частности, относятся услуги ЖКХ, транспорт, связь, образование, медицина, юридические, банковские, страховые и бытовые услуги. Правительство намерено пересмотреть модель потребительской корзины россиян к началу 2021 года, но описанный метод, скорее всего, принят не будет. Известно, что Минтруда его не поддерживает.

По подсчетам самого Института РАН, новая методика сделает корзину примерно в три раза дороже. Это означает, что государству пришлось бы признать, что уровень бедности в стране в несколько раз выше объявленного (сегодня доходы ниже прожиточного минимума официально имеют более 20 миллионов россиян, именно они считаются бедными). «Нынешний уровень бедности автоматически превратится в уровень нищеты, а бедными придется признать преобладающую часть населения», — заявил DW гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Нынешнюю корзину проще отстаивать перед законодателями. Меньше неудобных вопросов — почему россиянам нужно столько пар обуви или транспортных поездок, а не столько», — объясняет Бобков логику властей. По его мнению, правительство, скорее всего, пугает и большая доля расходов на платные услуги: «В 2010-2012 годах, непосредственно перед обоснованием действующей сегодня корзины, эти расходы уже практически сравнялись с расходами на питание. Чтобы удешевить корзину и решили применять досчетный метод. Рассуждали так: обеспечим минимальные расходы на питание, а остальное — как получится».

Смотреть видео 05:05

На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений рассмотрен подготовленный Минтрудом России проект постановления Правительства России «Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии».

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера для определения социальной доплаты к пенсии в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания.

При этом не установлено, какие потребительские цены (фактические или прогнозные, за какой период) должны применяться при определении данной величины.

Неточности законодательства привели к установлению в ряде субъектов Российской Федерации заниженной или завышенной величины прожиточного минимума пенсионера для установления социальной доплаты к пенсии.

Занижение в регионах величины прожиточного минимума пенсионера приводит к тому, что установленная малообеспеченному пенсионеру социальная доплата не обеспечивает доведение его материального уровня до фактического регионального прожиточного минимума пенсионера.

Одновременно регионы, в которых фактическая величина прожиточного минимума пенсионера ниже, чем в целом по Российской Федерации, устанавливая необоснованно завышенную величину прожиточного минимума пенсионера на очередной год, получают из федерального бюджета на предоставление федеральной социальной доплаты к пенсии больше средств, чем им необходимо для доведения суммы материального обеспечения до фактической региональной величины прожиточного минимума пенсионера.

В целях исключения подобной ситуации и обеспечения надлежащего уровня социальной поддержки малоимущих пенсионеров Федеральным законом от 1 апреля 2019 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и статью 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» введено положение, согласно которому величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В развитие данного федерального закона и подготовлен проект постановления Правительства России «Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии».

В январе 2019 года в Иркутской области будет действовать прожиточный минимум, определенный за третий квартал 2018 года. Соответствующее постановление об этом подписало Правительство Иркутской области 30 октября 2018 года. Эти цифры и будут формировать социальные выплаты пенсионерам.

Напомним, что прожиточный минимум формируется на основе данных Росстата о стоимости продуктов, а также услуг и товаров, которые входят в потребительскую корзину. В минимальный список товаров входят только самые необходимые продукты питания, такие как хлеб, мясо, рыба, молоко, овощи и фрукты – всего 25 наименований. Кроме этого в него включены группы товаров одежда, хозтовары и услуг, например ЖКХ и транспорт. Итоговая сумма утверждается региональным правительством каждый квартал – общая и для различных групп населения. Учитываются и территориальные особенности Иркутской области, «минималка» для северных и южных территорий формируется исходя из местного уровня цен (см. «Справку «КП»).

Именно региональный прожиточный минимум обладает практическим значением, на его основе происходит расчет социальных выплат конкретно для Иркутской области. Так многодетные семьи в зависимости от «минималки» будут иметь представление о том, на какие пособия они смогу рассчитывать. А вот пенсионерам нужно обратить внимание на содержание закона «О величине прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области на 2019 год». Этот нормативный акт устанавливает размер доплаты к пенсии, в случае если она составляет меньше прожиточного минимума пенсионера в Иркутской области в 2019 году ( смотрите ниже) .

Стоит отметить, что в III квартале 2018 года прожиточный минимум для трудоспособного населения увеличился на 1,08%, для пенсионеров на 0,98% и для детей на 0,21%. Узнать новые данные за IV квартал 2018 года можно будет лишь во второй половине января.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Установлен прожиточный минимум для пенсионеров в Иркутской области на 2019 год.

Соответствующий закон об этом приняло Законодательное собрание Иркутской области. Установлено, что прожиточный минимум пенсионера в Иркутской области на 2019 составит 8 841 рублей. Такая сумма была рассчитана с учетом стоимости потребительской корзины для пожилых людей и прогнозу роста цен в Иркутской области. Те, чей доход составит ниже 8 841 рублей, имеют право на дополнительные социальные выплаты.

-Предполагаемое число получателей доплаты к пенсии в 2019 году – 72 тыс. человек, — сообщили в пресс-службе Законодательного собрания Иркутской области.

СПРАВКА «КП»

Прожиточный минимум в Иркутской области на третий квартал 2018 года (актуален на январь 2019)

Прожиточный минимум для территорий Крайнего Севера и местностей, приравненным к районам Крайнего Севера Иркутской области

для трудоспособного населения – 13855 рублей;

для пенсионеров – 10 459 рублей;

для детей – 13 468 рублей;

в расчете на душу населения — 13038 рублей;

Прожиточный минимум для остальной территории Иркутской области

для трудоспособного населения – 10 361 рубль;

для пенсионеров – 7 877 рублей,

для детей – 9 915 рублей;

в расчете на душу населения – 9 773 рубля;

В целом по Иркутской области

для трудоспособного населения – 11 186 рублей;

для пенсионеров – 8 487 рублей;

детей – 10 753 рубля;

в расчете на душу населения – 10 544 рубля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *