Каковы налоговые полномочия министерства финансов РФ
Содержание
Новая редакция Ст. 34.2 НК РФ
1. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.
3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Комментарий к Статье 34.2 НК РФ
Настоящая статья раскрывает полномочия финансовых органов в области налогов и сборов.
Минфин России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ:
— дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
— утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Минфин России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Пункт 3 ст. 34.2 НК РФ, введенный Федеральным законом N 137-ФЗ, говорит, что Минфин России и финансовые органы субъектов РФ дают свои разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководства финансового органа этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Другой комментарий к Ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации
1. В пункте 1 ст. 34.2 Кодекса закреплены следующие полномочия Минфина России:
дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
утверждение форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, а также порядка их заполнения.
Право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налогоплательщикам предоставлено в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 Кодекса (см. комментарий к ст. 21 Кодекса).
Утверждение Минфином России форм налоговых деклараций и порядка их заполнения предусмотрено п. 7 ст. 80 Кодекса. Полномочия Минфина России по утверждению форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков, а также порядка их заполнения закреплены также в подп. 2 п. 5 Постановления Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» <*> и п. 5.2.4 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации».
———————————
<*> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1478.
Минфин России согласно п. 1 указанного Положения является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п. 2 Положения Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федерального казначейства, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Следует отметить, что непосредственно в Кодексе закреплены также следующие полномочия Минфина России:
утверждение порядка проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке (подп. 6 п. 1 ст. 31);
определение порядка ведения индивидуальными предпринимателями учета доходов и расходов и хозяйственных операций (п. 2 ст. 54);
порядок представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в электронном виде (п. 2 ст. 80);
определение особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83);
установление особенностей учета иностранных организаций (п. 1 ст. 83);
установление порядка постановки на учет организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п. 3 ст. 83 Кодекса (п. 1 ст. 84);
установление особенностей порядка постановки на учет иностранных организаций в зависимости от видов получения доходов (п. 1 ст. 84);
утверждение порядка выдачи налоговым органом свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 84);
утверждение порядка сообщения органами, учреждениями, организациями и должностными лицами, указанными в ст. 85 Кодекса, в налоговые органы сведений, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 84).
2. Как установлено п. 2 ст. 34.2 Кодекса:
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области финансов дают письменные разъяснения по вопросам применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах;
органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.
Право получать от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах налогоплательщикам предоставлено в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 21 Кодекса (см. комментарий к ст. 21 Кодекса).
Минфин России в письме от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39 «О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства» специально указал, что по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов (см. комментарий к ст. 111 Кодекса).
УТРАТИЛО СИЛУ
в соответствии с постановлением Правительства КР
от 16 февраля 2012 года N 100
|
Утверждено |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной налоговой службе при Правительстве Кыргызской Республики
(В редакции постановления Правительства КР от 26 января 2011 года №24)
I. Общие положения
II. Задачи ГНС
III. Функции ГНС
IV. Права ГНС
V. Обязанности и ответственность ГНС
VI. Организация работы ГНС
I. Общие положения
1. Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики (далее ГНС) является государственным органом исполнительной власти, осуществляющим сбор налогов, страховых взносов и других обязательных платежей в бюджет и контроль за полнотой и своевременностью их уплаты.
2. ГНС в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, Налоговым кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании», законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами, указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, постановлениями Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и Правительства Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики и настоящим Положением.
3. ГНС и его подведомственные и территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, счета в системе казначейства, печати с изображением Государственного герба Кыргызской Республики со своим наименованием на государственном и официальном языках, фирменные бланки, угловые штампы.
ГНС имеет знамя, знаки символики и специальную форму одежды.
4. ГНС и его подведомственные и территориальные органы содержатся за счет государственного бюджета и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Кыргызской Республики.
II. Задачи ГНС
5. Задачами ГНС являются:
— обеспечение полноты и своевременности поступлений налоговых и страховых взносов и других платежей;
— предоставление качественных налоговых услуг налогоплательщикам;
— улучшение организации деятельности налоговых органов;
— совершенствование налогового законодательства и законодательства по социальному страхованию в установленном законодательством порядке.
III. Функции ГНС
6. ГНС в соответствии с возложенными на него задачами:
— организует сбор, контроль за поступлением налогов, страховых взносов и других платежей, контроль за соблюдением налогового законодательства и законодательства по государственному социальному страхованию в пределах полномочий, установленных законодательством Кыргызской Республики;
— организует, проводит и контролирует работу в подведомственных и территориальных органах;
— контролирует своевременность представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов, страховых взносов и других платежей в государственный бюджет и бюджет Социального фонда;
— проводит налоговые проверки юридических и физических лиц по вопросам соблюдения ими налогового законодательства Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики о государственном социальном страховании;
— осуществляет контроль за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, проводит рейдовый налоговый контроль, хронометражные обследования и установку налоговых постов в целях полноты учета оборота товаров и денежных средств хозяйствующих субъектов и соблюдения ими налогового законодательства, наличия регистрации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, ведения учета доходов, необходимых бухгалтерских и налоговых документов, наличия и правильности, применения акцизных марок на маркируемые подакцизные товары;
— проводит в министерствах, иных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и организациях, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, включая предприятия, учреждения и организации с особым режимом, совместные и иностранные предприятия, банки и другие финансово-кредитные учреждения, а также у граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, проверки документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, страховых взносов и других платежей в государственный бюджет, в бюджет Социального фонда или во внебюджетные фонды, а также получает необходимые объяснения;
— получает от юридических и физических лиц, финансовых органов, учреждений банков республики, а также граждан документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежей) сумм налогов, страховых взносов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в государственный бюджет, в бюджет Социального фонда или во внебюджетные фонды, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов;
— осуществляет контроль и проверки за правильностью взимания и обеспечения сохранности учреждениями и организациями денежных средств, полученных в уплату государственной пошлины и других неналоговых платежей, проверки местных органов власти (айыл окмоту, местных кенешей и др.) по вопросу соблюдения установленных требований при приеме от населения денежных средств в счет уплаты налогов, страховых взносов и других платежей;
— проводит работу по осуществлению контроля за полнотой и правильностью предоставления хозяйствующими субъектами, а также банками, информации об открытых расчетных, валютных и иных счетах в банках и отражении операций по этим счетам;
— участвует в составлении прогноза доходной части государственного бюджета и бюджета социального фонда;
— вносит предложения по внесению изменений в доходную часть республиканского бюджета по налогам, страховым взносам в бюджет Социального фонда;
— осуществляет своевременную и в полном объеме передачу страховых взносов в Социальный фонд Кыргызской Республики;
— осуществляет передачу в Социальный фонд Кыргызской Республики сообщений о занятости и заработной плате на электронных носителях;
— вносит в Правительство Кыргызской Республики предложения по установлению форм налоговых расчетов, отчетов, деклараций и иных документов, связанных с начислением и уплатой налогов, страховых взносов и других обязательных платежей в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда;
— относит сумму превышения уплаченного налога на счет обязательства налогоплательщика по другим видам налогов, с согласия налогоплательщика включают любую оставшуюся сумму денежных средств в счет обязательств налогоплательщика по предстоящим текущим платежам;
— обеспечивает правильность применения и своевременность взыскания финансовых санкций, процентов и пени, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, за нарушение обязательств перед государственным бюджетом и бюджетом Социального фонда, а также административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами предприятий, учреждений, организаций и гражданами;
— по письменному заявлению налогоплательщика принимает решение об изменении сроков уплаты налогов и страховых взносов в пределах своих полномочий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
— направляет налогоплательщикам уведомления о суммах начисленных налогов и страховых взносов, об уплате задолженности по налогам и страховым взносам, а также уведомления о взыскании и изъятии сумм, причитающихся налогоплательщику с третьих лиц;
— осуществляет в установленном порядке взыскание и изъятие сумм, причитающихся налогоплательщику с третьих лиц, а также взыскание и изъятие иностранной валюты;
— предъявляет в суде иски к юридическим и физическим лицам, а также гражданам о взыскании в доход бюджета налогов, страховых взносов и других платежей, штрафов, процентов, пени и иных санкций, не уплаченных в установленный срок;
— применяет специальные налоговые режимы по обращениям хозяйствующих субъектов;
— отменяет (приостанавливает действие) решения своих подведомственных и территориальных органов и их должностных лиц;
— осуществляет свою контрольную работу в тесном взаимодействии с местными органами власти, правоохранительными, финансовыми и другими контролирующими органами;
— осуществляет сотрудничество и взаимодействие с налоговыми и иными компетентными органами иностранных государств в пределах, предусмотренных двусторонними и многосторонними соглашениями;
— участвует в проведении экспертной оценки проектов, вносимых поправок в налоговое законодательство и законодательство Кыргызской Республики о государственном социальном страховании;
— участвует в экспертной оценке проектов межправительственных экономических соглашений, подготовленных министерствами и иными органами исполнительной власти Кыргызской Республики в пределах своей компетенции;
— участвует в качестве налоговых экспертов в работе комиссий и рабочих групп, созданных по инициативе правоохранительных органов, а также вышестоящих органов законодательной и исполнительной власти;
— устанавливает формы отчетов о проведенной налоговыми органами работе, получает, обобщает и анализирует информацию подведомственных и территориальных органов о проделанной работе по сбору платежей в бюджет и вносит предложения по его совершенствованию;
— представляет в вышестоящие органы отчеты, справки и информацию о результатах работы налоговых органов по сбору налогов, страховых взносов и других платежей в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда;
— организует разъяснительную работу среди налогоплательщиков и в подведомственных и территориальных органах по порядку применения нормативных правовых актов по налогам, страховым взносам и другим обязательным платежам в бюджет;
— организует и контролирует в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке работу по осуществлению государственной регистрации, перерегистрации и регистрации прекращения деятельности юридических лиц, их филиалов и представительств и физических лиц — плательщиков налогов, страховых взносов и других платежей, в части присвоения им единого идентификационного налогового номера;
— проводит работу по регистрации и постановке на учет в соответствующий налоговый орган контрольно-кассовых машин, допускаемых к использованию на территории Кыргызской Республики;
— выписывает заключение налогоплательщику на сумму переплаты по налогам, подлежащую выплате, с начислением процентов по учетной ставке Национального банка Кыргызской Республики в порядке, установленном Налоговым кодексом Кыргызской Республики;
— рассматривает в установленном порядке заявления, предложения и жалобы граждан, юридических и физических лиц по вопросам налогообложения, уплаты страховых взносов и на неправомерные действия должностных лиц налоговых органов;
— обеспечивает создание, функционирование и совершенствование единой автоматизированной информационной системы налоговых органов Кыргызской Республики;
— проводит внутренние аудиторские проверки работы налоговых органов всех уровней в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и вырабатывает рекомендации по результатам оценки в пределах компетенции ГНС;
— осуществляет подбор и расстановку кадров в системе ГНС, выявляет потребность в квалифицированных кадрах, организует подготовку специалистов, а также ведет работу по повышению квалификации работников;
— реализует государственную налоговую политику и политику Кыргызской Республики в государственном социальном страховании;
— участвует в установленном порядке в разработке нормативных правовых актов, направленных на совершенствование налогового законодательства и законодательства по социальному страхованию;
— осуществляет финансирование мероприятий по развитию налоговой службы в Кыргызской Республике;
— выполняет иные функции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правительства КР от 26 января 2011 года №24)
IV. Права ГНС
7. ГНС имеет следующие права:
— в установленном порядке запрашивать и получать от государственных органов, иных юридических и физических лиц, независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения своих функций;
— издавать самостоятельно или совместно с другими органами государственного управления приказы, входящие в компетенцию ГНС;
— в установленном порядке учреждать СМИ;
— осуществлять закупку товаров, услуг и работ, проводить тендеры в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
— выступать заказчиком необходимых информационно-презентационных материалов, видеофильмов, картографических работ и справочной литературы, научно-исследовательских разработок;
— проверять всю необходимую для проведения внутреннего аудита документацию (в том числе в электронном формате), получать от сотрудников объекта внутреннего аудита копии всех необходимых документов, относящихся к внутреннему аудиту, и необходимые пояснения;
— должностное лицо ГНС на основании письменных полномочий в ходе осуществления налогового контроля, при проведении налоговых проверок, рейдового налогового контроля, хронометражных обследований и установки налогового поста, имеет право доступа на территорию или в помещение, используемые для осуществления предпринимательской деятельности, в целях обследования территорий, помещений и объектов налогообложения для определения соответствия фактических данных документам, представленным налогоплательщиком;
— получать, а также снимать копии с документов, касающихся предмета налогообложения;
— в случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики, опечатывать, пломбировать помещения, оборудование, документы и другие предметы;
— рассматривать дела об административных правонарушениях в рамках своей компетенции, установленной законодательством Кыргызской Республики;
— требовать и получать от банков и других финансово-кредитных учреждений информацию о наличии, открытии, изменении, закрытии расчетного, ссудного, валютного и иных счетов налогоплательщиков, операциях с коммерческими и другими счетами в течение определенного периода времени, а также о наличии средств на счетах налогоплательщиков в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
— требовать от налогоплательщика представления графика выплаты налога, страховых взносов по частям либо принятия других мер, обеспечивающих уплату налога, страховых взносов;
— производить предварительное начисление налога, определять налоговое обязательство и обязательство по страховым взносам налогоплательщика на основе косвенных методов оценки в случаях и порядке, предусмотренными законодательством Кыргызской Республики;
— применять и начислять финансовые санкции, проценты и пени на суммы налогов, страховых взносов, не уплаченных в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда в установленные законодательством сроки;
— выставлять налоговое платежное требование на банковские, в том числе валютные, счета налогоплательщика, имеющего задолженность перед бюджетом, а также на счета третьих лиц, имеющих задолженность перед налогоплательщиком;
— приостанавливать в порядке, установленном законодательством, операции плательщиков страховых взносов по счетам в учреждениях банков и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях невыполнения требований об устранении выявленных нарушений по уплате страховых взносов, непредставления должностным лицам ГНС документов, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов;
— взыскивать в государственный бюджет и в бюджет Социального фонда Кыргызской Республики неуплаченные в установленные сроки суммы по налогам, страховым взносам и другим платежам, задолженности по капитализации, а также финансовым санкциям, проценты и пени, предусмотренным налоговым законодательством и законодательством Кыргызской Республики о государственном социальном страховании, путем выставления платежных требований, а также обращать взыскание на имущество юридических и физических лиц в порядке, установленном законодательством;
— обращаться в органы, регистрирующие налогоплательщиков, с заявлением о принудительной ликвидации в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
— предъявлять в суды иски, в том числе о ликвидации организации по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики;
— привлекать экспертов, не заинтересованных в результатах налоговой проверки, для исследования и получения консультаций по отдельным вопросам, требующих специальных знаний и навыков;
— требовать и получать информацию от других государственных органов и органов местного самоуправления, связанную с объектами налогообложения и исчислением налоговых обязательств, обязательств по страховым взносам;
— осуществлять контроль за соблюдением должностными лицами подведомственных и территориальных органов законности при осуществлении своей деятельности, проводит профилактическую работу по предупреждению и пресечению фактов нарушения со стороны сотрудников налоговой службы установленных требований законодательства Кыргызской Республики;
— иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
V. Обязанности и ответственность ГНС
8. Права, обязанности и ответственность органов ГНС всех уровней, а также порядок обжалования действий должностных лиц регулируются Налоговым кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О государственной службе» и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
9. Должностные лица органов ГНС обязаны строго соблюдать законодательство Кыргызской Республики, охраняемые законом права и интересы юридических и физических лиц, а также использовать информацию относительно конкретного налогоплательщика, которая получена ими при исполнении служебных обязанностей, исключительно в служебных целях, соблюдать установленную законодательством налоговую тайну о налогоплательщике, обеспечивать в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих личную, коммерческую и государственную тайну.
10. ГНС обязан своевременно предоставлять требуемые отчеты в Министерство финансов Кыргызской Республики, Социальный фонд Кыргызской Республики и уполномоченный государственный орган для анализа и разработки бюджетно-финансовой и пенсионной политики при условии соблюдения установленной законодательством налоговой тайны.
11. ГНС и его подведомственные и территориальные органы обязаны рассматривать и принимать решения по письменным жалобам налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, неудовлетворенных начислением или другим решением должностного лица налогового органа и информировать их в порядке письменного уведомления о своем решении с указанием причин.
12. Должностные лица ГНС за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, несоблюдение установленной законодательством Кыргызской Республики налоговой тайны о налогоплательщике и конфиденциальности сведений, содержащихся в личных страховых счетах застрахованных лиц, привлекаются к дисциплинарной, административной, имущественной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
13. Причиненные налогоплательщику прямые убытки (ущерб, включая упущенную выгоду) вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками своих обязанностей подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
VI. Организация работы ГНС
14. ГНС возглавляет председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Премьер-министром Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правительства КР от 26 января 2011 года №24)
15. Председатель ГНС имеет статс-секретаря и заместителей.
Порядок назначения, освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяются в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.
Заместители председателя ГНС назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению председателя ГНС. Исполнение обязанностей председателя ГНС в его отсутствие возлагается на одного из его заместителей.
(В редакции постановления Правительства КР от 26 января 2011 года №24)
16. Председатель ГНС:
— руководит деятельностью ГНС, подведомственных и территориальных органов, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ГНС задач и обязанностей;
— представляет ГНС и обеспечивает его взаимодействие с другими государственными органами Кыргызской Республики;
— распределяет функциональные обязанности между заместителями председателя;
— по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря выполнение отдельных функциональных обязанностей, отнесенных к компетенции ГНС;
— утверждает структуру и штатную численность центрального аппарата, положения о его управлениях (отделах), структуру и штатную численность подведомственных и территориальных органов, утверждает положения о подведомственных и территориальных управлениях межрегионального уровня;
— контролирует соблюдение трудовой дисциплины и обеспечивает проведение мероприятий по дальнейшему улучшению и улучшению условий труда;
— привлекает в соответствии с законодательством Кыргызской Республики к дисциплинарной ответственности должностных лиц налоговых органов за допущенные ими нарушения и недостатки в работе, если за эти нарушения не предусмотрена уголовная ответственность;
— в установленном порядке учреждает и награждает ведомственными наградами сотрудников ГНС;
— является главным распорядителем денежных средств с правом первой подписи;
— присваивает в установленном порядке специальные звания сотрудникам ГНС, а также в установленном законодательством порядке вносит предложения о присвоении высших специальных званий;
— утверждает в установленном порядке нагрудные знаки (награды) ГНС для награждения сотрудников ГНС, а также граждан, содействующих выполнению задач ГНС, утверждает в установленном порядке положения об этих нагрудных знаках (наградах) и их описание, награждает указанных лиц нагрудными знаками (наградами), грамотами ГНС и применяет в их отношении другие виды поощрений, предусмотренные законодательством;
— отменяет противоречащие законодательству решения ГНС, а также подведомственных и территориальных подразделений ГНС;
— осуществляет другие полномочия для решения вопросов, поставленных перед ГНС.
(В редакции постановления Правительства КР от 26 января 2011 года №24)
17. В ГНС образуется коллегия из 9 человек в составе председателя ГНС (председатель коллегии), статс-секретаря, заместителей председателя, руководителей ведущих управлений, а также представителей Аппарата Правительства Кыргызской Республики и Министерства финансов Кыргызской Республики. Состав коллегии утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики.
18. Порядок организации и проведения заседания коллегии ГНС регулируются Положением о коллегии, утверждаемым Председателем ГНС.
19. Статс-секретарь назначает сотрудников ГНС на административные государственные должности, освобождает их от должности и осуществляет их перемещение и ротацию по согласованию с председателем ГНС.
(В редакции постановления Правительства КР от 26 января 2011 года №24)
20. В целях согласованного взаимодействия с общественностью при ГНС создается Общественный наблюдательный совет.
Деятельность данного Совета осуществляется в соответствии с Типовым положением об Общественном наблюдательном совете при государственном органе.
(В редакции постановления Правительства КР от 26 января 2011 года №24)
В процессе административной реформы Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России), которая перешла в ведение Минфина России. В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина создан новый отдел — Отдел координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов. Рассказать о том, как теперь будут строиться отношения Минфина и ФНС, мы попросили начальника отдела Сергея Разгулина.
—Сергей Викторович, к Минфину перешла часть функций экс-МНС. Какие именно?
—В результате проведения административной реформы на Минфин возложены ответственные задачи — выработка государственной политики в сфере налогообложения и соответствующие функции по нормативно-правовому регулированию. И это не только
участие в подготовке законопроектов, чем министерство занималось всегда. Значительно возрастет роль Минфина в непосредственном регулировании налоговых отношений.
Конечно, речь идет только о тех случаях, когда Налоговым кодексом предусмотрено принятие подзаконных актов.
—Пожалуйста, остановитесь на этом подробно.
—Нововведений много. В частности, приказами Минфина будут утверждаться формы налоговой отчетности и инструкции по их заполнению. Причем министерство будет разрабатывать декларации не только по федеральным, но и по региональным и местным
налогам. Также Минфину переданы полномочия по установлению особенностей постановки на учет налогоплательщиков. В том числе крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций. Теперь Минфин отвечает за определение порядка и условий
присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, установление порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада. Министерство финансов курирует теперь и порядок функционирования постоянно действующих налоговых постов. Кроме того, изменились и правила проведения разъяснительной работы. Ответы на запросы налогоплательщиков, касающиеся законодательства, теперь предоставляются не налоговыми, а только финансовыми органами.
— Таким образом, одна из основных функций МНС — ответы на запросы налогоплательщиков — ложится на плечи Минфина?
—Да. А за налоговыми органами закреплена обязанность по информированию налогоплательщиков. То есть они должны доводить до сведения налогоплательщика информацию (в том числе в письменном виде), содержащуюся в актах законодательства о налогах и сборах. А также о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах: о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Зато разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, я подчеркиваю, имеет право давать только Министерство финансов и финансовые органы на местах.
—Будет ли Минфин пересматривать результаты работы МНС по ответам на вопросы налогоплательщиков?
—Нет. Просто необходимо знать, что налогоплательщику, у которого возникла спорная ситуация в вопросах применения законодательства о налогах и сборах, следует ориентироваться на мнение Минфина. А ситуации, когда по одному и тому же вопросу
могли существовать противоположные разъяснения налоговых органов и Минфина, как это случалось раньше, теперь быть не должно. Внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29.06.2004 №58-ФЗ поправки направлены в том числе на исключение таких противоречий. Это, безусловно, положительный момент и для всех налогоплательщиков, и для сотрудников министерства.
—Как Минфин относится к методическим рекомендациям МНС о порядке исчисления и уплаты налогов, которые в последнее время «засекречивались»? Насколько это правомерно?
—Налоговики не нарушили никаких правил, засекречивая свои внутренние документы.
Ведь ФНС, а до этого МНС, как и любой другой орган исполнительной власти, вправе издавать документы, адресованные своим территориальным органам, в том числе касающиеся проведения проверок по отдельным налогам. И такие приказы имеют
юридическую силу для должностных лиц налоговых органов. При этом исходя из содержания документа ему может присваиваться гриф «для служебного пользования».
—Могут ли сотрудники ФНС участвовать в работе по разъяснению законодательства?
—Конечно, ведь позиции Минфина и ФНС по спорным вопросам законодательства должны быть предварительно согласованы. Издание совместных разъяснений Минфина России и налоговых органов практиковалось и до реформирования системы федеральных
органов исполнительной власти. Совместная работа по разъяснению законодательства обеспечивала более высокое качество подготавливаемых документов и способствовала единообразному применению норм участниками налоговых отношений. Поэтому
сотрудники ФНС будут привлекаться к работе по разъяснению законодательства налогоплательщикам, но эта работа будет проходить под контролем Минфина.
—Вправе ли будет ФНС издавать какие-либо нормативные документы, обязательные для налогоплательщиков?
—В предусмотренных Налоговым кодексом случаях ФНС вправе принимать нормативные акты, затрагивающие права налогоплательщиков. Только перечень этих случаев по сравнению с ранее действовавшим списком существенно ограничен. Например, приказом ФНС будут утверждаться формы налогового уведомления, требования об уплате налога. ФНС будет курировать выдачу свидетельств и уведомлений о постановке на учет, решений о проведении выездной налоговой проверки. Акт налоговой проверки — тоже дело налоговой службы.
—Среди новых функций Минфина — контроль за деятельностью налоговой службы. Какими документами регламентировано проведение контроля?
—Действительно, на Минфин возложены функции по координации и контролю деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы. Это закреплено в Указе Президента Российской Федерации от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре
федеральных органов исполнительной власти», которым МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу, а также Постановлениями Правительства от 07.04.2004 №185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004
№329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». Но в настоящее время можно говорить только о подготовительной работе к осуществлению координации. Обращаю ваше внимание на то, что положения Указа в отношении МНС начали действовать только со дня вступления в силу Федерального закона 29.06.2004 №58-ФЗ, которым внесены необходимые поправки в Налоговый кодекс. Кроме того, Постановление Правительства, регулирующее деятельность ФНС, одобрено совсем недавно — 30 сентября.
—Как именно Минфин России будет контролировать ФНС?
—Минфин будет определять план работы и показатели деятельности службы. Это поступление налогов, размер задолженности, эффективность проверочных мероприятий и т. д. Соответственно ФНС будет представлять в министерство отчет об исполнении. Минфин вправе давать поручения налоговой службе, отменять решение, принятое ФНС, если оно противоречит законодательству. Минфин уполномочен разъяснять применение законодательства в конкретной ситуации и налогоплательщикам, и налоговой службе. Кстати, сотрудники Минфина будут отвечать и на вопросы налогоплательщиков о правомерности действий налоговых инспекторов. И, обратите внимание, такие запросы будут для нас еще и источником информации о работеналоговых органов.
—Расскажите, какие функции возложены на отдел координации и контроля деятельности
ФНС России?
—Деятельность отдела будет регулироваться внутренними документами МинфинаРоссии. В целом, сейчас можно сказать, что к нам в отдел будет поступать информация о работе налоговой службы. Мы будем рассматривать статистику собираемости налогов, о размере задолженности, результативности проверок и тому подобные сведения. На основе анализа этой информации министерством могут быть выдвинуты предложения по совершенствованию законодательства, выявлению и пресечению форм и способов уклонения от уплаты налогов, снижению задолженности по налогам и сборам. Также на основании этих данных будут подготовлены меры организационного характера, способные повысить эффективность работы налоговой службы.
—Каковы ближайшие планы?
—Планов много. Предложения Минфина были еще раз систематизированы к заседанию правительства 30 сентября текущего года, на котором обсуждался вопрос о состоянии налогового администрирования. Многие планы министерства, которые касаются совершенствования налогового администрирования, тесно связаны с созданием оптимальной структуры налоговых органов. Например, контроль над трансфертным ценообразованием будет более эффективным при условии развития отраслевой специализации налоговых инспекций. То есть в определенном налоговом органе надо ставить на учет отдельную категорию налогоплательщиков: нефтяников, транспортников и т. д. Создание специализированных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам позволяет учитывать отраслевую специфику, осуществлять контрольные мероприятия по всем звеньям вертикально-интегрированной структуры налогоплательщика. Необходимо провести аналитическую работу по мониторингу финансово-хозяйственных связей взаимозависимых структур. Ведь ни для кого не секрет, что взаимозависимые группы хозяйствующих субъектов продолжают использовать различные формы и методы уклонения от налогообложения, среди которых и манипуляции с трансфертными ценами. Кстати, эта деятельность способствует внедрению качественно новых основ для проведения камеральной проверки. Например, таких как применение методов, основанных на системе косвенных индикаторов налоговой базы. Это обеспечит автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. —Налоговые органы имеют право осуществлять процедуру государственной регистрации организаций. Каким образом они собираются решать такую проблему, как «брошенные фирмы», наносящие серьезный ущерб бюджету? —Да, это серьезная проблема. Сейчас в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано свыше миллиона организаций, которые в течение многих лет не представляют отчетности в налоговые органы. Также много фирм, место нахождения которых неизвестно. То есть в их учредительных документах указано место нахождения,
но фактически они расположены совсем в другом месте. У значительной части таких неработающих организаций не установлены постоянно действующие исполнительные органы, и при этом признаки несостоятельности, то есть банкротства, отсутствуют.
Поэтому необходимо ввести упрощенную процедуру ликвидации таких юридических лиц. Это одновременно позволит решить смежные задачи: сократятся возможности использования «однодневок» в схемах уклонения от налогообложения, актуализируются сведения государственных реестров. Кроме того, будут сэкономлены бюджетные средства, которые могли бы быть истрачены при ликвидации недействующих организаций в общеустановленном порядке. —Следующий вопрос касается ответственности за правонарушения. Имеются данные, свидетельствующие о том, что процедура взыскания, например штрафа в 50 рублей за непредставление документа, стоит бюджету дороже, чем собственно штраф… —Вы совершенно правы. Выход видится в следующем. Во-первых, необходимо предоставить налоговым органам право взыскивать суммы штрафов в бесспорном порядке с тех организаций, которые не обжалуют соответствующие решения налоговых органов.
Во-вторых, надо уточнить составы налоговых правонарушений и увеличить размеры штрафов. Нарушение законодательства должно стать невыгодным. Вместе с тем необходимо развивать досудебный порядок урегулирования налоговых споров. С этой целью должно обеспечиваться оперативное и объективное рассмотрение налоговыми органами имеющихся с налогоплательщиками разногласий, базирующееся на строгом соблюдении законодательства о налогах и сборах. Такой подход в большинстве случаев позволит избежать последующих судебных разбирательств, ведущих к потере времени, сил и дополнительным расходам как со стороны налогоплательщика, так и со стороны государства.
—Что может предпринять Минфин, чтобы решить вопрос с задолженностью налогоплательщиков?
—Несмотря на динамику сокращения процентного отношения задолженности к общей сумме поступлений, ее размер сохраняется достаточно большим. И, безусловно, на работе
с задолженностью скажется передача Федеральной налоговой службе функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства. Эта проблема во многом связана с тем, что к значительной части задолженности налоговые органы не вправе применять меры принудительного взыскания. Это, в частности, относится к отсроченной и реструктурированной задолженности, к задолженности организаций, находящихся в различных стадиях процедуры банкротства, к задолженности, приостановленной к взысканию по решениям судов. С нашей точки зрения, Налоговый кодекс должен включать единый для всех видов налогов и сборов перечень оснований признания задолженности безнадежной. Кроме установления единых оснований признания налоговой задолженности безнадежной, требуется установление единого порядка списания указанной задолженности по федеральным, региональным и местным налогам и сборам. Внесение вышеназванных изменений обеспечит единообразное применение законодательства о налогах и сборах, а также устранит потенциальные возможности для уклонения от налогообложения.