Категории потребителей газа

Категории потребителей газа

Ограничение подачи газа осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 N 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа») (далее — Правила).

Настоящие Правила устанавливают порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (далее — потребители).

Полное или частичное ограничение подачи газа (но не ниже брони газопотребления) производится поставщиком.

Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи газа (кроме случаев, предусмотренных Правилами).

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения (кроме случаев, предусмотренных Правилами).

Основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются:

а) угроза жизни и (или) здоровью человека и (или) причинение вреда окружающей среде;

б) авария на газораспределительной (газотранспортной) сети и (или) сети газопотребления, посредством которых осуществляется транспортировка газа до потребителя, или угроза ее возникновения, а также проведение работ по предотвращению, локализации такой аварии или устранению ее последствий;

в) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, за исключением ремонта, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил;

г) отсутствие правовых оснований для подачи и отбора газа, а также использование газоиспользующего оборудования с нарушением положений законодательства Российской Федерации;

д) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено полное ограничение подачи и отбора газа;

е) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Основаниями для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются:

а) ремонт газораспределительной (газотранспортной) сети, посредством которой осуществляется транспортировка газа до потребителя, если такой ремонт сопровождается понижением давления в газораспределительной (газотранспортной) сети (ее участке);

б) пользование газом с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований к техническому состоянию отдельного газоиспользующего оборудования потребителя;

в) введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено частичное ограничение подачи (поставки) газа;

г) полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев.

Ограничение подачи газа в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее — абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.

В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.

Для второй группы потребителей газа предусмотрено определение размера платы на основании устанавливаемых стандартизированных тарифных ставок. К данной группе относятся потребители, максимальный часовой расход газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе – менее 0,6 МПа включительно, при этом:
I. протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, от границы земельного участка до точки подключения составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений;
и (или)
II. указанная сеть газораспределения пролегает по территории не более чем одного муниципального образования.
Для данной группы потребителей срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 1,5 года, за исключением случая, когда плата за технологическое присоединение устанавливается по индивидуальному проекту, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон (но не более 3 лет).
В третью группу будут попадать в первую очередь крупные энергетические объекты, в том числе тепло- и электрогенерации, а также объекты производства и промышленности, агрохимические предприятия, ритейлерские сети и иные потребители, деятельность которых связана с большими объемами газопотребления.
К данной группе относятся потребители, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также потребители, максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования которых составляет менее 500 куб. метров и (или) проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе менее 0,6 МПа включительно, при этом:
I. протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения до точки подключения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до точки подключения, составляет более 500 метров в сельской местности и (или) более 300 метров в границах городских поселений;
и (или)
II. указанная сеть газораспределения пролегает по территории более чем одного муниципального образования.
Для указанной выше категории потребителей срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать 2 года, если иные сроки не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон (но не более 4 лет).
Согласно пункту 26 (23) раздела VI.2 Основных положений формирования цен на газ, плата за подключение устанавливается исходя из стоимости мероприятий по подключению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в следующих случаях:
§ в случае подключения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа;
§ если лицо, подавшее заявку на подключение, письменно подтверждает готовность компенсировать расходы газораспределительной организации, связанные с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения (в случае, если такие расходы не были включены в инвестиционные программы газораспределительной организации).

Таким образом, с 1 марта 2014 года, с вступлением в силу Правил подключения к сетям газораспределения, вводятся новые методы формирования платы за технологическое присоединение.
Как упоминалось ранее, ФСТ России было поручено в срок до 1 марта 2014 года утвердить Методику расчета размера платы. Указанная методика в настоящее время не утверждена.
Во второй половине февраля 2014 года ФСТ России был представлен проект Методики. Следует отметить, что на практике утверждение такого рода документа может осуществляться в сроки, зачастую превышающие 6 месяцев.
Таким образом, в настоящее время складывается ситуация, при которой соответствующие органы тарифного регулирования будут вынуждены устанавливать плату за подключение к газовым сетям, не располагая при этом соответствующими методическими указаниями.
Отсутствие документа, регламентирующего порядок расчета размера платы и (или) соответствующих стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, может привести к разногласиям в части метода расчета платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения.
Учитывая стоимость мероприятий по подключению к газовым сетям промышленных и генерирующих объектов, потребляющих наибольшие объемы газа, упомянутые выше разногласия могут вылиться в судебные споры крупных потребителей газа с соответствующими органами тарифного регулирования.
Следует также отметить, что, несмотря на достаточно удачную попытку законодателя регламентировать отношения, связанные с присоединением к газовым сетям, Правила подключения к сетям газораспределения, вероятнее всего, будут уже на первом этапе применения подвергаться постоянным доработкам и изменениям. Это будет связано, прежде всего, с выявлением на практике нюансов, которым было уделено недостаточное внимание. Учитывая неоднозначность введенной дифференциации крупных потребителей, усложнившуюся систему установления платы за подключение, велика вероятность возникновения судебных споров, вызванных разногласиями в толковании принятых норм.

Какие функции выполняют компании — поставщики газа, а какие — газораспределительные организации? Какие услуги оплачивают потребители?

Поставками газа для потребителей занимаются региональные компании по реализации газа («регионгазы») — дочерние общества ООО «Газпром межрегиогнгаз». В настоящее время 53 такие компании осуществляют деятельность в 69 субъектах Российской Федерации. Они реализуют газ и собирают платежи за него, а также осуществляют учет потребления газа.

Газораспределительные организации («горгазы» и «облгазы») занимаются транспортировкой газа по распределительным газопроводам — от магистрального газопровода до конечного потребителя, обслуживанием сетей низкого давления, обслуживанием внутридомового газового оборудования, проектированием схем регионального газоснабжения. В состав газораспределительных организаций входит также аварийная служба «04».

С конца прошлого века транспортировка газа и его реализация разделены. До этого времени газ продавался конечным потребителям через газораспределительные компании. В 1996 году Совет директоров «Газпрома» принял решение о создании ООО «Межрегионгаз» (в 2010 году переименовано в «Газпром межрегионгаз»). С апреля 1997 года компания приступила к реализации природного газа всем категориям потребителей на территории РФ через региональные филиалы, которые впоследствии были преобразованы в самостоятельные юридические лица — региональные компании по реализации газа. Создание компании было в первую очередь связано с обострившимся в то время кризисом платежей за природный газ. ОАО «Газпром» (с 17 июля 2015 года — ПАО «Газпром») поручил ООО «Газпром межрегионгаз» осуществлять реализацию газа потребителям Российской Федерации — от компании требовалось оперативно сформировать цивилизованные отношения на российском газовом рынке, улучшить структуру и дисциплину платежей.

Цена газа для конечного потребителя — физического или юридического лица складывается из трех частей, которые устанавливаются Федеральной антимонопольной службой: это оптовая цена, своя для каждого пояса, плата региональной газовой компании за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ) и тариф на транспортировку газа по газораспределительным сетям.

Когда неплательщик оставляет себя без газа? Почему потребителю важно своевременно платить за газ?

В цену газа, утверждаемую Федеральной службой по тарифам (ФСТ), входит не только себестоимость его добычи, транспортировки по магистральным и распределительным газопроводам, но и инвестиции «Газпрома» в разведку и разработку новых месторождений, ремонт и техническое обслуживание магистральных и распределительных газопроводов, газификацию новых населенных пунктов. Таким образом, стабильное поступление платежей потребителей за поставленный газ является залогом надежного газоснабжения потребителей, а также безопасного и устойчивого функционирования объектов Единой системы газоснабжения. Это значит, что газ будет приходить в ваш дом и на ваше предприятие еще долго, а газопроводы и внутридомовое газовое оборудование будут служить бесперебойно.

Постановление Правительства РФ № 1 от 5 января 1998 года «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованными ими) топливно-энергетических ресурсов». Согласно документу, при неоплате потребителем поставок газа за один период платежа, поставщик предупреждает его, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача газа. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов. Если же по истечении пяти дней после этого потребитель не погашает задолженность, то поставщик вправе прекратить полностью подачу газа до полного погашения задолженности.

В соответствии с законодательством, поставщик газа имеет право прекращать газоснабжение и физическим лицам-должникам.

Как принимаются решения о газификации конкретных населенных пунктов? За что платит население при газификации?

Основной целью реализации программ газификации является доведение газа до конечного потребителя.

Органы местного самоуправления направляют собранные предложения в администрации субъектов РФ, которые формируют общие предложения от региона и направляют их в ООО «Газпром межрегионгаз». На основе полученных заявок формируется график синхронизации, закрепляющий обязательства «Газпрома» и субъектов РФ по реализации программы.

В планах-графиках по каждому населенному пункту, к которому подводится межпоселковый трубопровод, указывается количество потребителей, в том числе домовладений и котельных которые подлежат газификации, с четкими сроками завершения работ. В соответствии с закрепленными зонами ответственности ООО «Газпром межрегионгаз» за счет средств ПАО «Газпром», не являющихся бюджетными, осуществляет строительство межпоселковых газопроводов в субъектах Российской Федерации.

Проектирование и строительство уличных (внутрипоселковых) распределительных сетей и подготовка потребителей к приему газа обеспечиваются администрациями субъектов РФ за счет привлечения средств бюджетов всех уровней и других источников финансирования. Приобретение и установка в жилых помещениях газового оборудования осуществляется за счет средств населения.

График должен обеспечить подключение потребителей к газу сразу по завершении строительства «Газпромом» газопроводов.

Куда обратиться по поводу подключения моего предприятия (домовладения) к действующему газопроводу? Куда обратиться, чтобы подключить газовое оборудование?

Для начала необходимо обратиться в газораспределительную организацию — горгаз или райгаз — она предоставит технические условия на подключение. Эта же компания может составить проект газификации и выполнить монтажные работы. Прием оборудования и подключение выполняются специалистами газораспределительной компании в присутствии представителя региональной газовой компании.

Установкой и обслуживанием внутридомового газового оборудования занимается газораспределительная организация.

Обо всех изменениях в составе газоиспользующего оборудования надлежит немедленно сообщить поставщику газа — региональной газовой компании.

Почему помимо оплаты за газ нужно платить и за обслуживание внутридомового газового оборудования (ВДГО)? Действительно ли каждому собственнику жилья нужно заключать договор на обслуживание ВДГО?

Долгое время затраты газораспределительных организаций на техническое обслуживание ВДГО учитывались в составе тарифа на транспортировку газа, в связи с чем, соответствующие услуги предоставлялись каждому потребителю газа бесплатно.

В соответствии с Жилищным кодексом, введенным с марта 2005 года, обслуживание ВДГО осуществляется на основании отдельно заключаемых договоров на техническое обслуживание ВДГО. Таким образом, затраты ГРО на осуществление этого вида деятельности были исключены из тарифа на транспортировку газа, и в настоящее время предоставление услуг осуществляется по договорным ценам.

В соответствии с п. 1 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых газовых сетей, приборов и оборудования.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», услуги по техническому и аварийно-диспетчерскому обеспечению может оказывать только специализированная организация. При этом указано, что специализированной организацией является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию ВДГО и имеющая аварийно-диспетчерскую службу, либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Заключение договора на техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение является одним из условий поставки газа потребителям, его отсутствие является основанием для приостановления услуги газоснабжения абоненту.

Тарифы на техническое обслуживание и ремонт ВДГО не подлежат государственному регулированию и устанавливаются хозяйствующим субъектом самостоятельно. Стоимость работ по техническому обслуживанию ВДГО, установленного у абонента, определяется согласно «Прейскуранту договорных цен на услуги, оказываемые специализированной организацией».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *