КБК 00000000000000000180

КБК 00000000000000000180

С 1 января 2018 года изменены коды
бюджетной классификации по земельному налогу

В соответствии с приказом Министра финансов РК от 23 августа 2017 года № 514 «О внесении изменения и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 сентября 2014 года № 403 «Некоторые вопросы Единой бюджетной классификации Республики Казахстан» с 1 января 2018 года изменена классификация поступлений бюджета по кодам бюджетной классификации (далее – КБК) 104302 и 104309:
КБК 104302 — земельный налог на земли населенных пунктов;
КБК 104309 — земельный налог, за исключением земельного налога на земли населенных пунктов.
Таким образом, с 1 января 2018 года платежи по категории «земли населенных пунктов» от физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны поступать на КБК 104302.
На КБК 104309 должны поступать платежи по земельному налогу, за исключением земельного налога на земли населенных пунктов (входят категории земель – сельскохозяйственного назначения, промышленности, особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фонда).
Вместе с тем, учитывая, что в 2017 году начисления и уплата налогоплательщиками произведены на КБК 104309, при этом срок окончательного расчета с бюджетом установлен не позднее 10 апреля 2018 года, а также во избежание образования неправомерной недоимки по лицевому счету, которая, в свою очередь, повлечет к административным мерам взыскания, начисление и уплату по Декларации по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество за 2017 год необходимо производить на КБК 104309, за исключением налогоплательщиков с объектами, по которым платежи должны поступать в бюджет местных самоуправлений (4 – й уровень бюджета).
Относительно уплаты налогоплательщиками с объектами, по которым платежи должны поступать в бюджет местных самоуправлений (4 – й уровень бюджета), уплата земельного налога на земли населенных пунктов, независимо от наличия земель, находящихся на территории других населенных пунктов, не относящихся к землям местного самоуправления с самостоятельным бюджетом 4-го уровня, необходимо производить на КБК 104302.
За 2018 год уплату земельного налога необходимо производить согласно утвержденной бюджетной классификации:
КБК 104302 — земельный налог на земли населенных пунктов;
КБК 104309 — земельный налог, за исключением земельного налога на земли населенных пунктов.

Департамент государственных доходов по г. Астана

Жасулан Мантаев

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 5 марта 2020 г.

При заполнении в 2020 году раздела 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» декларации по форме 3-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@) ИП на ОСН и физлица в числе прочих данных должны указать код бюджетной классификации (КБК).

Какой КБК указывать в 3-НДФЛ ИП

Если 3-НДФЛ сдает ИП, то в строке 020 раздела 1 указывается КБК 182 1 01 02020 01 1000 110.

НДФЛ-декларация: КБК для физлиц

В данном случае КБК зависит от того, какие доходы отражены в декларации:

  • если доходы, с которых НДФЛ был удержан налоговым агентом, то указывается «агентский» КБК НДФЛ — 182 1 01 02010 01 1000 110. Как правило, декларация с таким КБК подается физлицом при заявлении права на какой-либо вычет для возврата НДФЛ из бюджета;
  • если доходы, с которых физлицу еще только предстоит уплатить НДФЛ в бюджет, то — 182 1 01 02030 01 1000 110.

Если, например, возврату подлежит НДФЛ, уплаченный ранее в разных муниципальных образованиях, то раздел 1 декларации заполняется также в нескольких экземплярах отдельно для каждого кода по ОКТМО (п. 4.1 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 03.10.2018 № ММВ-7-11/569@). Правда, КБК в каждом из таких разделов указывается один и тот же.

КБК в 3-НДФЛ поможет указать специальная программа

Проще всего заполнить 3-НДФЛ, воспользовавшись программой, размещенной на сайте ФНС. Она поможет быстро сформировать декларацию, заполнив за вас некоторые ее реквизиты, в том числе КБК.

Заявление на возврат НДФЛ: КБК

КБК при возврате НДФЛ за 2019 год в заявлении нужно указать тот же, что и в разделе 1 декларации 3-НДФЛ.

Например, если физлицо представило 3-НДФЛ в отношении доходов, с которых налог уже был удержан агентом, и заявило сумму имущественного вычета, связанного с приобретением жилья, то в поле «КБК» в заявлении на возврат НДФЛ за квартиру нужно поставить 182 1 01 02010 01 1000 110.

Что такое КБК?

КБК, или код бюджетной классификации, — основной цифровой идентификатор источника доходов или расходов государственного бюджета РФ и ряда других стран.

Таким образом, есть 2 основных типа КБК:

  • классифицирующие доходы государственного бюджета;
  • классифицирующие расходы бюджета.

Но в практике деятельности российских бухгалтеров термин «код бюджетной классификации» чаще всего употребляется в контексте 1-й категории, то есть доходов бюджета. Это вполне логично: бухгалтеры принимают непосредственное участие в пополнении государственной казны, направляя туда налоги и сборы.

Впервые понятие КБК применительно к доходам бюджета было закреплено на законодательном уровне в положениях Бюджетного кодекса РФ (в его редакции от 23.12.2004). Тогда в БК РФ появился такой термин, как «код администратора поступлений». Впоследствии в процессе законотворчества он трансформировался в код классификации доходов, а затем в код бюджетной классификации.

По задумке российского законодателя каждое поступление денежных средств в казну должно сопровождаться информационным сообщением, в соответствии с которым ведомства, получившие денежные средства, обязаны их распределять. Таким информационным сообщением призван быть как раз таки КБК. Законодатель предписывает налогоплательщикам в обязательном порядке указывать код бюджетной классификации в платежных поручениях на перечисление налогов и сборов.

КБК российского образца 20-значный. Чуть позже мы подробно рассмотрим его структуру.

Какие законы РФ регулируют использование КБК на 2020-2021 годы в платежном поручении?

Указание КБК в платежках — обязательное условие корректного заполнения соответствующих поручений исходя из норм, содержащихся в пп. 3 и 5 приложения 2 к приказу Минфина России «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации» от 12.11.2013 № 107н. Согласно данному приказу КБК, установленный для того или иного дохода бюджета, должен указываться в поле 104 платежных поручений, формируемых налогоплательщиками.

Перечень КБК, которые коррелируют с тем или иным налогом или сбором, зафиксирован:

  • с 04.07.2020 — в приказе Минфина России «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» от 06.06.2019 № 85н
  • с 01.01.2020 — в приказе Минфина России «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» от 29.11.2019 № 207н;
  • с 01.01.2019 — в приказе Минфина России «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» от 08.06.2018 № 132н;
  • до 01.01.2019 — в приказе Минфина России «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» от 01.07.2013 № 65н, а также в НПА, разъясняющих его положения.

Утвержденный КБК может не меняться в течение довольно длительного периода, но и противоположные примеры наблюдаются регулярно. Практически каждый год законодатель вносит в КБК корректировки, а также выпускает необходимые разъяснения по новым КБК.

Как изменились КБК в 2020 году, узнайте .

Все указанные НПА, а также те, которые их дополняют, так или иначе издаются с целью реализации положений Бюджетного кодекса РФ.

В каком же именно виде должны фиксироваться КБК, в том числе КБК в 2020-2021 годах?

Структура КБК

Исходя из текущих требований законодательства РФ, соответствующие коды должны быть в платежных поручениях 20-значными. КБК 2020-2021 годов представлены 8 блоками цифр.

В 1-м блоке — 3 цифры. Они обозначают администратора дохода бюджета РФ. Например, ФНС обозначается цифрами 182, ФСС — 393, ФТС — 153.

Во 2-м блоке — 1 цифра. Она обозначает группу поступлений.

В 3-м блоке — 2 цифры. С их помощью фиксируется конкретная разновидность поступлений в бюджет. Таковыми могут быть, в частности:

  • налоги;
  • государственные пошлины;
  • платежи в счет долгов по отмененным налогам и сборам;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • штрафы, санкции, компенсация ущерба;
  • выручка от предоставления платных услуг.

В 4-м и 5-м блоках (иногда они рассматриваются как один) — по 2 и 3 цифры соответственно. Они означают статьи, а также подстатьи доходов.

В 6-м блоке — 2 цифры. С их помощью обозначается уровень бюджета, в который перечисляется налог.

В 7-м блоке — 4 цифры. Они определяют текущий статус платежного обязательства (налог, пеня, взыскание и т.д.).

В 8-м блоке — 3 цифры. В них определяется, к какой экономической категории относится то или иное поступление в бюджет. Так, если речь идет о налогах, то основными экономическими категориями будут:

  • налоговые доходы — с кодом 110;
  • доходы от сделок с имуществом — с кодом 120;
  • доходы от предоставления платных сервисов — с кодом 130;
  • денежные поступления в виде принудительного изъятия — с кодом 140;
  • взносы на социальные нужды — 160.

Блоки 2–6 КБК также могут рассматриваться в рамках единой категории «вид доходов».

Например:

КБК по УСН «доходы» в 2020-2021 годах: 182 1 05 01011 01 1000 110.

КБК по УСН «доходы минус расходы» в 2020-2021 годах: 182 1 05 01021 01 1000 110.

КБК по НДФЛ в 2020-2021 годах для налогового агента: 182 1 01 02010 01 1000 110.

КБК 2020-2021 годов: что нового?

Какие принципиальные законодательные нововведения в части регулирования КБК в 2021 году вступили в силу?

Как мы уже говорили выше, сменился регулирующий коды НПА. Несмотря на эту замену, КБК на 2021 год по налогам и взносам по сравнению с 2020 годом не изменились. Но их перечень был расширен — введены новые КБК для штрафов по первой части Налогового кодекса, в том числе:

  • за непредставление налоговой отчетности (КБК 182 1 16 05160 01 0002 140);
  • нарушение способа представления деклараций и расчетов (КБК 182 1 16 05160 01 0003 140);
  • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (КБК 182 1 16 05160 01 0005 140);
  • непредставление налоговому органу сведений для налогового контроля (КБК 182 1 16 05160 01 0007 140);
  • представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения (КБК 182 1 16 05160 01 0008 140) и др.

Раньше все эти платежи шли на единый КБК — 18211603010016000140. Подробнее см. .

Кроме этого, обновлены КБК для административных штрафов, налагаемых в соответствии с главой 15 КоАП РФ, в т. ч.:

  • за просрочку налоговых деклараций и расчета по взносам (КБК 182 1 16 01151 01 0005 140);
  • непредставление (несообщение) сведений, необходимых для налогового контроля (КБК 182 1 16 01151 01 0006 140);
  • просрочку постановки на налоговый учет (КБК 182 1 16 01151 01 0003 140) и др.

Проверьте правильно ли вы указали КБК на уплату взносов и налогов с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях КБК предопределяет отнесение платежа к невыясненным?

Один из критериев отнесения того или иного платежа к невыясненным является отсутствие в платежном поручении КБК, указание некорректного либо недействующего КБК (п. 2.5.5 приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). При этом предполагается, что ответственность за указание корректного КБК полностью лежит на налогоплательщике, поскольку данные КБК публикуются в нормативных актах. Если фирма указала некорректный КБК, вследствие чего платеж не дошел по назначению, желательно направить в ФНС заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).

О том, как оформить такое заявление, читайте в статье «Образец заявления об уточнении налогового платежа (ошибка в КБК)».

Полезно будет рассмотреть, к каким правовым последствиям в принципе может привести некорректное указание налогоплательщиком в платежном поручении КБК в 2020-2021 годах.

Критично ли указание неверного КБК в платежке?

Следует отметить, что КБК в 2020-2021 годах не могут предопределить, в частности, отказ банка или Федерального казначейства в зачислении денежных средств на счета ведомств, администрирующих тот или иной вид бюджетных поступлений.

Причинами, которые могут повлечь подобные последствия, в соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть:

  • указание неверного счета Федерального казначейства;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2019 года при обнаружении ошибок в номере счета казначейства можно не уплачивать налог с пенями, а подать заявление об уточнении платежа. При каких условиях, узнайте .

  • указание некорректного наименования банка, в котором открыт расчетный счет получателя платежа.

В свою очередь, в соответствии с подп. 4 п. 7 ст. 26.1 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (он регулирует уплату в бюджет страховых взносов от несчастных случаев) неверный КБК 2020-2021 уже может быть причиной неперечисления денежных средств на счета ведомств, которые администрируют соответствующие доходы бюджета.

Таким образом, ФНС не имеет формального права не зачесть платеж, в котором указан некорректный КБК либо не указан вовсе (и как следствие, признать обязательства налогоплательщика перед бюджетном невыполненными, наложить штрафы и пени), а страховой фонд имеет.

Однако налогоплательщики активно оспаривают подобные действия государственных ведомств в судах. Предметом иска в данном случае становится требование признать действия ФНС либо социального фонда по выявлению недоимок, а также начислению штрафов и пеней по ним неправомерными. Налоговики, таким образом, иногда решаются наложить на плательщиков те или иные санкции, хотя НК РФ, как мы отметили выше, не дает им на то формального права.

Судебная практика свидетельствует, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, составляемых как в отношении ФНС, так и страховых фондов, арбитры обычно встают на сторону истца.

Изучим некоторые примечательные арбитражные дела, касающиеся споров между налогоплательщиками и государством в части оценки качества платежной дисциплины первых в отношении обязательств перед бюджетом.

Арбитражная практика: старый или неправильный КБК по налогу — пеней не будет

Интересен прецедент с участием налогоплательщика и ФНС, которая начислила пени за налог, уплаченный по устаревшему КБК, то есть по когда-то включенному в перечень Минфина, но впоследствии замененному другим.

В постановлении ФАС Центрального округа от 08.10.2013 по делу № А14-18051/2012 суд рассмотрел иск предпринимателя, уплатившего в 2011 году УСН по старому КБК. ФНС посчитала это нарушением обязательства ИП по перечислению налога, зафиксировала недоимку и начислила пени. Впоследствии ФНС зачла платежи, попавшие на счета ведомства по ошибочному КБК, в счет текущих налогов, однако направила ИП требование об уплате пеней.

Суд в трех инстанциях признал действия ФНС незаконными и аннулировал пени. Арбитраж установил, что в соответствии с положениями ст. 45 НК РФ (в редакции, актуальной для рассматриваемого периода) обязанность плательщика по перечислению налога в казну считается неисполненной только в том случае, если в платежке указаны некорректные реквизиты Федерального казначейства и название банка получателя. Кассация, в частности, указала, что неверное указание предпринимателем КБК не может быть поводом для того, чтобы считать его уклонившимся от уплаты налога, поскольку соответствующая сумма была перечислена в бюджетную систему РФ.

По похожей ситуации в пользу налогоплательщика вынесено постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2016 № Ф05-6154/2016 по делу № А40-168537/2015 в отношении оплаты за патент, осуществленной ИП в срок, но по неверно указанному КБК. ИФНС сочла, что сроком уплаты должна считаться дата подачи заявления об уточнении реквизитов, выходившая за пределы срока, отведенного для оплаты патента, но несколько судебных инстанций эту позицию не поддержали.

Схожие выводы есть также в постановлениях АС Поволжского округа от 06.06.2018 по делу № А65-32834/2017, АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 по делу № А82-5449/2017 и др.

Таким образом, если в платежном поручении вместо КБК 2020-2021 годов компания указала устаревший или неправильный, то доказать, что налог был уплачен и недоимка по налогу отсутствует, можно, опираясь на решение по вышеуказанному арбитражному делу. Дополнительным аргументом в защиту налогоплательщика в случае неправильного применения КБК в 2020-2021 годах могут также послужить письма Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 и от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@.

В 2020 году КБК стали регулироваться новым НПА Минфина. Однако каких-то масштабных изменений в кодах из-за этого не последовало. Внимательными нужно быть тем, кто уплачивает некоторые налоговые штрафы: для них введены новые КБК. В остальном же все осталось по-прежнему. И ошибки, допущенные при указании КБК, все так же приводят к отнесению платежа к невыясненным и влекут необходимость его уточнения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • 101 — налоги на прибыль, доходы;
  • 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 103 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 104 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 105 — налоги на совокупный доход;
  • 106 — налоги на имущество;
  • 107 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 108 — государственная пошлина;
  • 109 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 110 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 111 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 112 — платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 113 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
  • 114 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 115 — административные платежи и сборы;
  • 116 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 117 — прочие неналоговые доходы;
  • 118 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов: 📌 Реклама

01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.

Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

📌 Реклама

Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:

  • 1000 — налог (сбор)
  • 2100 — пени
  • 2200 — проценты
  • 3000 — штрафы

При администрировании взносов возможны другие группы. В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют группу подвида 1010, а взносы на медстрахование 1013.

Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.
Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:

  • статья 110 «Налоговые доходы». По этой статье уплачиваются налог на прибыль, НДФЛ, НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом;
  • статья 120 «Доходы от собственности». Сюда относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». К этой статье относятся доходы от оказания платных услуг (работ) организациями госсектора и органами власти;
  • статья 140 «Суммы принудительного изъятия». По этой статье уплачиваются, в частности, недоимки, пени и штрафы по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов». Из названия понятно, что туда относится;
  • статья 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование». Сюда относятся поступления во внебюджетные фонды страховых взносов, а также пеней и штрафов.
  • статья 170 отсутствует
  • статья 180 «Прочие доходы». К этой статье относятся все те доходы, которые не включаются в вышеперечисленные статьи.

Надеемся, что вам стало понятнее, что такое КБК и почему там так много цифр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *