Компенсация за использование личного транспорта

Компенсация за использование личного транспорта

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы УСН: служебный транспорт и «личные» компенсации (Брот И.)

УСН: служебный транспорт и «личные» компенсации (Брот И.)

Дата размещения статьи: 31.03.2013

Перечень расходов, которые могут быть учтены при расчете единого налога на УСН, носит закрытый характер. И далеко не все затраты, которые и экономически обоснованны и документально подтверждены, «упрощенцы» могут признать в налоговом учете. С одной стороны, расходы на содержание служебного транспорта и на компенсацию за использование в бизнесе личных автомобилей и мотоциклов такая участь не постигла. С другой — при их учете налогоплательщикам, применяющим УСН, придется разрешить ряд вопросов, которые стоят перед плательщиками налога на прибыль.

Подпункт 12 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса позволяет «упрощенцам» с объектом налогообложения «доходы за минусом расходов» учитывать при расчете единого налога расходы, связанные с содержанием служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов.

Содержание транспорта

Как указали представители Федеральной налоговой службы в Письме от 22 ноября 2010 г. N ШС-37-3/15988@, на основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса к налоговому учету могут быть приняты расходы на содержание того транспорта, который принадлежит налогоплательщику на праве собственности либо используется на основании договора аренды.
Какие именно затраты включают расходы на содержание транспорта, в гл. 26.2 Налогового кодекса не расшифровывается. При этом многие из расходов, которые можно было бы отнести к таковым, имеют в «упрощенной» главе Налогового кодекса самостоятельное основание для списания. Например, расходы на ремонт автотранспорта могут быть учтены на основании пп. 3 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса. Затраты на техобслуживание включаются в состав материальных расходов (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК, п. 2 ст. 346.16 НК, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК). Кроме того, как материальные расходы можно учесть затраты по оплате услуг автостоянки. По крайней мере, так посчитали представители Минфина России в Письме от 13 октября 2004 г. N 03-03-02-04/1/28. Подпункт 7 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса «упрощенцы» вправе принимать расходы на обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО).
Основной же статьей расходов на содержание транспорта, принимаемой к учету на основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса по праву являются затраты на горюче-смазочные материалы (далее — ГСМ).

Горюче-смазочные материалы

По общему правилу первичным документом, подтверждающим произведенные расходы на горюче-смазочные материалы, является путевой лист (Письмо ФНС России от 22 ноября 2010 г. N ШС-37-3/15988@). При этом унифицированной формой такового, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78, и ранее должны были пользоваться исключительно специализированные предприятия. Все остальные вправе были применять самостоятельно разработанный бланк с учетом Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 г. N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (Письма Минфина России от 25 августа 2009 г. N 03-03-06/2/161, от 16 марта 2006 г. N 03-03-04/2/77). Вступивший же с начала текущего года новый Закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вовсе не предусматривает обязанности хозяйствующих субъектов использовать унифицированные формы «первички». Согласно п. 4 ст. 9 данного Закона формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Долгое время чиновники также утверждали, то при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного транспорта налогоплательщикам необходимо применять Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г.

N АМ-23-р (далее — Распоряжение N АМ-23-р). Если в отношении машин подобные нормативы не утверждены, финансисты предписывали руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письмо Минфина России от 14 января 2009 г. N 03-03-06/1/6).
В то же время судебная практика, по крайней мере когда речь идет о налоге на прибыль, как правило, исходит из того, что налоговое законодательство не предусматривает нормирования расходов на ГСМ (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. по делу N А27-8757/2011, ФАС Центрального округа от 4 апреля 2008 г. по делу N А09-3658/07-29 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 14 августа 2008 г. N 9586/08). Впрочем, в конце концов специалисты Минфина признали, что в рассматриваемом контексте Распоряжение N АМ-23-р носит лишь рекомендательный характер. Иным словами, налогоплательщики вправе руководствоваться им при определении обоснованности расходов на УСН, но не обязан этого делать (Письмо Минфина России от 30 января 2013 г. N 03-03-06/2/12).

Компенсация за использование личного транспорта

Подпункт 12 п. 1 ст.

Объявление

346.16 Налогового кодекса позволяет «упрощенцам» учитывать при расчете единого налога только компенсации, установленные работникам, использующим в служебных целях исключительно легковые автомобили и мотоциклы. Выплаты за эксплуатацию в рабочих интересах, например, грузовиков, учесть не получится. При этом компенсация водителям легковых авто и мотоциклов могут быть включена в состав расходов лишь в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 для плательщиков налога на прибыль (далее — Постановление N 92). Во-первых, условие об их нормировании в соответствии с Постановлением Правительства РФ закреплено непосредственно в пп. 12 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса. Во-вторых, как напомнили представители Минфина России в Письме от 31 января 2013 г. N 03-11-11/38, согласно п. 2 ст. 346.16 Кодекса данная норма принимается применительно к порядку, предусмотренному «прибыльной» ст. 264 Налогового кодекса.

Обратите внимание! По существу, нормы в Постановлении N 92 прописаны только для организаций. Однако представители Минфина настаивают, что руководствоваться ими обязаны в том числе и индивидуальные предприниматели. Вновь такой вывод прозвучал в Письме финансового ведомства от 31 января 2013 г. N 03-11-11/38. Ранее такую точку зрения финансисты озвучивали в Письмах от 8 августа 2005 г. N 03-11-04/2/40 и от 7 октября 2004 г. N 03-03-02-05/7. Однако, к примеру, судьи ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 27 января 2009 г. N Ф04-7730/2008(17508-А03-46) указали, что нормы. Утвержденные Постановлением N 92 для плательщиков налога на прибыль, не могут быть применены для исчисления другого налога иной категорией налогоплательщиков — индивидуальными предпринимателями.

Итак, нормы «личных» компенсаций составляют:
— 1200 руб. в месяц за использование легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно и 1500 руб. в месяц — свыше 2000 куб. см;
— 600 руб. в месяц за эксплуатацию мотоцикла.
Причем, как настаивают чиновники, в размерах данной компенсации уже учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля, то есть сумма износа, затраты на ГСМ, техническое обслуживание и текущий ремонт (Письма Минфина России от 16 ноября 2006 г. N 03-03-02/275, от 21 июля 1992 г. N 57 и УФНС России по г. Москве от 22 февраля 2007 г. N 20-12/016776). Проще говоря, дополнительно затраты на этот транспорт учесть в составе расходов не получится.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации»

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 «Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)»

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ»

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 «»Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 «О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Использование личного автомобиля работника при УСН

Многие организации при осуществлении своей деятельности используют личный автотранспорт своих работников. При этом работодатель может либо выплачивать работнику компенсацию за использование личного автомобиля для служебных целей, либо заключить с ним договор аренды транспортного средства. В предлагаемой вашему вниманию статье рассматривается порядок учета расходов, связанных с использованием автотранспорта работников организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.

При применении УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» для целей налогообложения принимаются только те расходы, которые поименованы в перечне, установленном п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом такие расходы должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованными, документально подтвержденными, произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Это основные принципы, из которых следует исходить при решении вопроса о правомерности учета тех или иных расходов для целей применения УСН. Рассмотрим порядок учета расходов при указанных вариантах оформления взаимоотношений между работодателем и работником.

Выплата компенсации

Выплата работнику компенсации за использование личного транспорта, а также возмещение расходов, связанных с его использованием, предусмотрены Трудовым кодексом РФ (ст. 188). Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Примечание. Таким образом, компенсация за использование личного транспорта и другого личного имущества, принадлежащего работнику, выплачивается только работодателем, с которым работник состоит в трудовых отношениях, на основании трудового или коллективного договора.

Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов учитываются при определении налоговой базы по единому налогу, но только в пределах норм, установленных Правительством РФ (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 утверждены Нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. На использование этих норм для целей УСН прямо указано в Постановлении N 92.

К сведению! Постановлением N 92 установлены следующие нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов:

  • легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 руб. в месяц;
  • легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 руб. в месяц;
  • мотоциклы — 600 руб. в месяц.

Как уже отмечалось, для включения сумм компенсаций в состав расходов, принимаемых для целей исчисления единого налога, необходимо, чтобы они соответствовали общим критериям признания расходов, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. В связи с этим при выплате компенсаций и принятии их к учету работодатель должен исходить из следующего (см. Письмо Минфина России от 16.05.2005 N 03-03-01-02/140):

  • основанием для произведения компенсационных выплат является приказ руководителя предприятия, в котором указаны размеры компенсации (в зависимости от интенсивности использования), а также документы, подтверждающие наличие у работника личного автомобиля, в частности копия технического паспорта личного автомобиля (если работник управляет по доверенности — соответствующие документы);
  • выплата компенсаций производится работнику в случаях, когда его личный автомобиль используется в процессе производственной (служебной) деятельности, связанной с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями;
  • в размерах компенсации, установленных законодательством, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, ГСМ, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов;
  • компенсации выплачиваются один раз в месяц и не зависят от количества календарных дней в месяце;
  • за время отсутствия работника на рабочем месте (отпуск, командировка, больничный лист и т.п.), когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.

Поскольку компенсация выплачивается в пользу физического лица, возникает вопрос об исчислении налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 217 НК РФ). Компенсация за использование личного автомобиля установлена трудовым законодательством (ст. 188 ТК РФ), соответственно она подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ. При этом для целей исчисления НДФЛ нормы компенсации не предусмотрены. Напомним, что Постановление N 92 применяется исключительно для целей налогообложения прибыли. Отсутствие установленных норм означает, по нашему мнению, возможность учета компенсации в размерах, установленных соглашением сторон трудового договора.

Однако следует отметить, что налоговые органы придерживаются на этот счет иной точки зрения. Так, в Письме МНС России от 02.06.2004 N 04-2-06/419@ отмечается, что «трудовой и коллективный договоры не устанавливают нормы компенсационных выплат, а лишь предоставляют организации право самостоятельно определять порядок и размер возмещения затрат, связанных с возмещением расходов при использовании личного имущества работника. В связи с этим суммы выплат в возмещение расходов при использовании работниками личного транспорта, установленные коллективным или трудовым договором, не являются нормами, установленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации». И на основании этого делается вывод о том, что при определении не облагаемых НДФЛ компенсационных выплат за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов следует руководствоваться Постановлением N 92. Аналогичный вывод сделан в Письме ФНС России от 18.05.2005 N 04-2-03/67 и Письме Минфина России от 28.04.2003 N 04-04-06/71.

«Упрощенцы» обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, объектом обложения и базой для начисления которых является объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (п. 2 ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Обложение компенсационных выплат единым социальным налогом осуществляется в том же порядке, что и НДФЛ (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ). То есть компенсация за использование автомобиля, выплаченная сверх норм, включается налогоплательщиком в базу для начисления страховых взносов в ПФР. И это независимо от того, учтена ли такая компенсация при исчислении единого налога. Напомним, что п. 3 ст. 236 НК РФ, предусматривающий освобождение от ЕСН выплат, не отнесенных к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, при УСН не применяется. Такова точка зрения Минфина России (см. Письма Минфина России от 25.04.2005 N 03-03-02-04/1/102, от 24.02.2005 N 03-05-02-04/37).

Аренда

Вместо выплаты компенсации организация может заключить со своим работником договор аренды автомобиля. Договор аренды транспортного средства заключается в строгом соответствии с нормами гражданского законодательства.

К сведению! Правовые основы отношений аренды транспортных средств регулируются параграфом 3 «Аренда транспортных средств» гл. 34 «Аренда» ГК РФ.

Независимо от срока договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме. Регистрации договора не требуется.

Договор аренды предусматривает уплату арендатором арендной платы. Обращаем внимание, что в этом случае компенсация за использование личного легкового автомобиля для служебных поездок, предусмотренная Постановлением N 92, работнику не выплачивается.

Кто несет расходы, связанные с эксплуатацией транспортного средства, — арендатор или арендодатель? Это зависит от вида и условий договора аренды.

ГК РФ предусматривает два вида договора аренды транспортных средств: с экипажем и без экипажа.

Договор аренды транспортного средства с экипажем предполагает предоставление арендодателем автомобиля в аренду и оказание им услуг по управлению автомобилем и его технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ). В этом случае (если иное не предусмотрено договором аренды) арендатор несет лишь расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (ст.

Компенсация за использование личного авто: учет при УСН — 2017

636 ГК РФ). Поддержание надлежащего состояния арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ), а также его страхование (ст. 637 ГК РФ) являются обязанностью арендодателя.

При заключении договора аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). Осуществление текущего и капитального ремонта транспортного средства в этом случае является обязанностью арендатора (ст. 644 НК РФ). Если иное не предусмотрено договором аренды, арендатор несет также расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование (включая страхование своей ответственности), а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. 646 ГК РФ).

Обратите внимание! Распределяя обязанности по оплате расходов по содержанию и эксплуатации транспорта определенным образом, ГК РФ допускает установление иного порядка их оплаты по соглашению сторон (ст. ст. 636, 637, 646 ГК РФ).

Очевидно, что с физическим лицом, работающим в организации по трудовому договору, заключается договор аренды транспортного средства без экипажа. Даже если этот работник управляет автомобилем самостоятельно, делает он это, как правило, в рамках трудового договора.

В общем случае при аренде автомобиля у работника организация несет расходы, связанные с выплатой работнику арендной платы и эксплуатацией транспортного средства (приобретение ГСМ и запчастей, техническое обслуживание).

Арендные платежи за арендуемое имущество включаются организацией, применяющей УСН, в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом неважно, кто является арендодателем — организация или физическое лицо (в том числе работник организации).

Расходы на приобретение ГСМ и другие расходы, связанные с эксплуатацией арендованного автомобиля, учитываются организацией в составе расходов на содержание служебного автотранспорта на основании пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Минфин России в Письме от 22.06.2004 N 03-02-05/2/40 разъяснил, что при отнесении тех или иных расходов к расходам на содержание служебного автотранспорта налогоплательщику необходимо учитывать следующее: транспортное средство должно использоваться организацией для извлечения прибыли, а расходы быть обоснованными и документально подтвержденными.

К сведению! Первичным документом по учету работы легкового автотранспорта, а также основанием для начисления заработной платы водителям и списания израсходованного топлива является Путевой лист легкового автомобиля, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Пунктом 2 этого Постановления установлено, что утвержденные им унифицированные формы применяются всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства.

Затраты организации на техническое обслуживание арендованного транспорта также учитываются организацией при определении налоговой базы по единому налогу. Основанием для этого может служить как пп. 12, так и пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Напомним, что пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ предусматривает учет для целей налогообложения материальных расходов, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для целей исчисления налога на прибыль ст. 254 НК РФ. А пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ относит к материальным расходам расходы на техническое обслуживание основных средств.

Расходы на ремонт арендованных основных средств учитываются при УСН в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Для подтверждения произведенных налогоплательщиком расходов на ремонт основных средств необходимо иметь в наличии следующие документы:

  • документы, подтверждающие оплату ремонтных работ;
  • акт приемки-передачи выполнения ремонтных работ;
  • договор аренды;
  • документы, подтверждающие оплату использованных материалов, платежные ведомости и т.п. — при осуществлении ремонта собственными силами.

Как уже было отмечено, при аренде транспортного средства без экипажа расходы на страхование транспортного средства, включая страхование своей ответственности, несет организация-арендатор (если иное не предусмотрено договором аренды).

Следует иметь в виду, что организация, применяющая УСН, может учесть для целей налогообложения только расходы на обязательное страхование имущества (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). К этой группе расходов относятся и расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (см. Письма УМНС России по г. Москве от 24.02.2004 N 21-09/11361, от 21.08.2003 N 21-09/45887).

Что касается транспортного налога, то обязанность по его уплате лежит на работнике. Дело в том, что плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое в соответствии с законодательством зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ).

Если работодатель примет решение о возмещении работнику расходов на уплату транспортного налога, учесть для целей налогообложения такие расходы он не сможет, поскольку согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен исполнить обязанность по уплате налога самостоятельно.

Временная регистрация транспортного средства за организацией-арендатором в данном случае также не поможет, так как в соответствии с п. 40 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177) «в случае если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится».

Выплачиваемая работнику арендная плата признается его налогооблагаемым доходом на основании пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ. В отношении этого вида дохода применяется налоговая ставка в размере 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). НДФЛ удерживается работодателем при фактической выплате арендного платежа (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Имейте в виду! При заключении с физическим лицом договора аренды с экипажем суммы выплат по договору в части оплаты за услуги управления автомобилем облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Поэтому в договоре целесообразно разделить сумму вознаграждения водителя и арендную плату.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на сумму арендной платы по договору аренды без экипажа начислять не нужно. Объектом обложения взносами является объект налогообложения ЕСН, а согласно п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), ЕСН не облагаются.

Ю.Самохвалова

Эксперт «ЭЖ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *