Компетенции педагога

Компетенции педагога

Педсовет «Компетентность учителя – основа успешного развития компетенций учащихся».



28 декабря 2016 года прошло очередное заседание педагогического совета по теме «Компетентность учителя – основа успешного развития компетенций учащихся». Цель его проведения: создать условия для готовности учителей к повышению профессиональной компетентности в современных условиях.



В ходе заседания решались следующие задачи:

  • Раскрыть актуальность проблемы профессиональной компетентности учителя в современных условиях, раскрыть роль профессиональной компетентости учителя в развитии компетенций учащихся;
  • Проанализировать уровень владения педагогами современными образовательными технологиями и активными методами обучения, реализующими компетентностный подход;
  • Проанализировать уровень сформированности профессиональных компетенций педагогов гимназии и уровень сформированности компетенций у учащихся;
  • Содействовать стимулированию и развитию творческого, исследовательского подхода к образовательному процессу, обеспечению роста профессионального мастерства педагогов через обмен позитивным опытом работы;
  • Выработать модель профессиональной компетентности учителя гимназии;

Форма проведения: традиционный педсовет с элементами деловой игры. В качестве эпиграфа были выбраны слова А.Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.»
Педсовет проводился в несколько этапов.
Организационный этап
— Вступительное слово заместителя директора по учебно-методической работе «Идея педсовета» (актуальность, цели, задачи, план проведения педсовета)
— Выступление заместителя директора по учебно-методической работе «Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие развития современной школы и формирования ключевых компетенций учащихся».
Мониторинговый этап
— Итоги проведения единого методического дня «Современный учитель – компетентный учитель»;
— Видеоотчет «Впечатления об уроках» (мнения учащихся, учителей, проводивших открытые уроки и посещавших уроки»)».
3.Аналитический этап
— Анализ результатов анкетирования педагогов «Способность педагогов к саморазвитию», «Определение уровня сформированности ключевых компетенций, необходимых педагогу в профессиональной деятельности»;
— Результаты анкетирования учащихся 8-11 классов «Уровень сформированности компетенций»
4.Практический этап
— Пути повышения профессиональной компетентности педагогов гимназии (выступление заместителя директора по учебно-методической работе Омельянчук Л.И.)
— Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразовательную деятельность (из опыта работа педагогов над темами самообразования Королюк Т.А., Мазина О.А., Самойлович О.С.)
— Работа в группах: деловая игра по выработке «Модели профессиональной компетентности учителя гимназии»
5.Рефлексивно-оценочный этап
— Выступление группы «Рефлектологи»
— Рефлексия «Интерактивный прием 3-2-1»
— Подведение итогов, выработка и утверждение проекта решения педсовета
На заседании педагогического совета было решено:
— Признать работу педагогов по формированию ключевых компетенций учащихся на уроке и внеурочной деятельности удовлетворительной.
— Продолжить работу над проблемой повышения качества образования через организацию деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода.
— Утвердить модель профессиональной компетентности учителя ГУО «Гимназия г.Пружаны».
— Администрации продолжить практику организации участия педагогов в тематических проблемных семинарах, проводимых на хозрасчетной основе, с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
— Администрации гимназии совместно с профсоюзным комитетом совершенствовать систему мотивации и стимулирования педагогов к профессиональному развитию.
— Проводить мониторинг затруднений педагогов, на основании его результатов планировать проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, семинаров тренингов с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
— При планировании методической работы предусмотреть проведение дней взаимоимопосещений, недель педмастерства и дней открытых дверей УМО с целью стимулирования педагогов к повышению профессионально-педагогического мастерства.
— В планы работы УМО на 2017/2018 учебный год включить вопросы по изучению методов, форм и приемов эффективного формирования ключевых компетенций учащихся.
— Организовать работу мастер-класса учителя физики Королюк Т.А. по теме «Создание дидактических материалов для интерактивной доски» и учителя английского языка Самойлович О.С. по теме «Работа с сервисами Веб 2.0 в педагогической практике».

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Тлеубердиев Б.М. 1 Рысбаева Г.А. 1 Медетбекова Н.Н. 1 1 Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. 248 KB педагогическая профессия профессиональная компетентность педагога 1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя / К. Ангеловски. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с. 2. Психология: словарь : А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212 с. 3. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования : Монография – СПб: СПбГУПМ, 2002. 4. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций для студентов / Т.А. Ильина. – М.: Просвещение,1984. – 480 с. 5. Лапина О.А. Педагогика: общие основы теории обучения : учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. – 160 с. 6. Подласый И.П. Педагогика : учебник для высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: Просвещение, 2005. – 245 с.

Профессионально значимые качества педагогов рассматривались учеными на протяжении длительного времени и определяли содержание профессиональной компетентности, выявляя педагогические, психологические, социальные условия ее становления.

Несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов (уровней): теоретического, практического, личностного. С теоретической точки зрения, разными авторами (В.А. Сластениным, Н.М. Борытко, О.А. Соломенниковой и др.) даны определения педагогической компетентности, представлена структура, составлена классификация компетентностей.

И.Д. Лаптева подразделяет компетентность на ключевую, базовую, и специальную. Ключевые компетентности связываются с успешностью личности в быстроменяющемся современном мире, базовые определяют специфику некоторой предметной или надпредметной области.

Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому и выражает его теоретическую и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников).

К. Ангеловски выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через педагогические умения .

Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности школьника, развитие его деятельности; и др.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.

Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность- инициатива. Это внутреннее пробуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.

Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.

Обзор литературных данных. Анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях используют то термин «профессиональная компетентность» , то термин «педагогическая компетентность», то оба термина, а иногда объединяют данные термины по аналогии с профессионально-педагогической деятельностью: «профессионально-педагогическая компетентность».

В настоящее время в науке нет единого подхода к определению этого понятия. Так, по мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянова, профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность .

Педагогическая компетентность – системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога .

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность – как творческий потенциал).

Материалы и методы исследования

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания – необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогическое умение – это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Такое понимание сущности педагогических умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих учителей, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность – инициатива. Это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком – либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаего лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм .

Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является сотрудничество. Это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности .

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Результаты исследования и их обсуждение

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

Специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда.

Личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.

Индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил .

Совет Европы выделяют пять базовых компетенций, в контексте подготовки учителя иностранного языка:

Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе, призванные препятствовать возникновению ксенофобии, распространению климата нетерпимости и способствующие как пониманию различий, так и готовности жить с людьми других культур, языков и религий.

Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляции от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающие все возрастающее значение.

Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемым по каналам СМИ и Интернета информации и рекламе.

Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, не только в профессиональном плане, но и в личной общественной жизни .

В научной литературе довольно широкое распространение получило также понятие психологическая компетенция.

В структуре психологической компетенции преподавателя Н.Е. Костылева выделяет следующие элементы:

  • знание особенностей протекания психических процессов;
  • знание закономерностей обучения и воспитания;
  • знание закономерностей и особенностей возрастного развития учащихся;
  • умение перенести психологические знания в реальную педагогическую практику;
  • владение способами и приемами психической саморегуляции.

Также особое место занимает так называемая конфликтная компетенция. Б.И. Хасанов рассматривает ее как «уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации».

Современные исследователи выделяют следующие виды компетенций:

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями. Опираясь на идеи философской антропологии, экзистенциональной психологии, гуманистические ориентиры, современная педагогическая теория декларирует такие подходы к подготовке специалиста, как культурологический, синергетический, личностно-деятельностный, личностно-ориентированный, индивидуально-творческий. Эти подходы позволяют представить процесс профессионального становления специалиста в условиях индивидуального обучения.

Заключение

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций. В современных условиях выделяют пять базовых компетенций, в контексте подготовки преподавателя иностранного языка, а звучат они следующим образом:

  1. политические и социальные компетенции;
  2. компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе;
  3. компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;
  4. компетенции, связанные с возникновением общества информации;
  5. компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Также выделяют: коммуникативную, учебно-познавательную, информационную, социальную, индивидуальную, личностную компетентности. В современных условиях необходимо формировать не только компетентную, но и конкурентоспособную личность.

Библиографическая ссылка

Тлеубердиев Б.М., Рысбаева Г.А., Медетбекова Н.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 47-50;
URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4119 (дата обращения: 25.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В СВЕТЕ ФГОС

Профессионализм учителя реализуется и выявляется через успешность учеников

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ

– это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность.

Идеологию ФГОС второго поколения характеризует ориентация на результаты образования, на реализацию системно- деятельностного подхода в образовании, на развитие личности учеников, на целенаправленную организацию учебной среды. В связи с этим принципиально меняются квалификационныетребования и квалификационные характеристики учителей.

Центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетенции. В

сущности, происходит принципиальное изменение содержания трудовой деятельности учителя

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

Современный учитель должен

обеспечивать условия для успешной деятельности, для позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;

осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно- поисковых технологий;

разрабатывать программы учебных предметов (курсов), методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу,

рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;

выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

организовывать и сопровождать учебно- исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;

реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ;

использовать возможности информационно- коммуникационных технологий (в том числе, при реализации дистанционного образования), работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УЧИТЕЛЮ

У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу среднего (полного) общего образования, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного

достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной

программы среднего (полного) общего образования

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ

Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методологии преподаваемого предмета.

Общепедагогическая компетенция: теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности.

Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения.

Управленческая компетенция: владения управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты.

Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент .

Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу.

Информационно-коммуникативная компетенция: владение ИКТ и интернет-технологиями.

Общекультурная компетенция:

· знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

· умение рефлектировать личностную систему;

· толерантность к разным этнокультурам.

Компетенция личностного самосовершенствовании:

· потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

· способность к саморазвитию.

Познавательно-творческая компетенция:

· умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

· развитость творческих способностей;

· способность самостоятельно приобретать новые знания.

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Ценностно-смысловая ориентация личности:

· осознание своей роли и предназначения

· потребность и способность самореализации

· увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности

Коммуникативная компетенция:

· владение технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет

Информационная компетенция:

· умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

· нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

· владение информационными технологиями

КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Социально-трудовая компетенция:

· способность взять на себя ответственность;

· проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества;

· подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий.

Профессиональная компетенция педагога:

· активная жизненная позиция

· профессиональные знания и умения

· профессиональные личностные качества

· творческие умения.

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ

Владение содержанием и методологией предмета.

Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.

Знание валеологических требований к уроку и умение использовать их при проектировании учебного процесса.

Владение приёмами эффективного общения с детьми, коллегами, родителями.

Компетенция в сфере медиатехнологий. Владение методиками, приёмами, социализирующими и развивающими средствами учебного предмета.

Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация).

Умение управлять инновационным процессом (проектировать, провести и проанализировать эксперимент).

Владение навыками обобщения и передачи своего опыта.

Способность к профессиональному самосовершенствованию

ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

представляют собой педагогическую адаптированную систему:

научных знаний;

способов деятельности;

опыта творческой деятельности в форме умения принимать эффективные решения в проблемных ситуациях;

опыта эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного

учреждения, реализующего основную образовательную программу среднего (полного)

общего образования, должна обеспечиваться освоением ими:

единовременно или поэтапно, в том числе на дистанционной основе, дополнительных профессиональных образовательных программ в объёме не менее 108 часов и не реже одного раза в 5 лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности;

программ стажировки на базе общеобразовательных учреждений.

СТАЖИРОВКА

должна осуществляться в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков педагогических работников, полученных ими в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим педагогического работника на обучение, исходя из её целей и по согласованию с руководителем организации или учреждения, где она проводится.

Компетенция – это система знаний, которая активизируется и обогащается в деятельности. Ключевые же компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Ключевые компетенции – это система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью. Понимаемая в изложенном ключе компетенция должна занять ведущее место в профессиональной подготовке специалиста. Одним из способов развития ключевых компетенций педагогов является технология критического мышления. В отличие от других педагогических технологий в центре технологии критического мышления стоят не четко сформулированные диагностические цели обучения и последовательное процедурное их достижение, а личность обучающегося, формирование и развитие у него рефлексивного мышления, умения самостоятельно формулировать и ставить цели своей деятельности.

Школа будущего — это ненаписанная книга, которая пишется сегодня и мы ее авторы. От того какой она будет, зависит от каждого из нас.

Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетентность заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни.

М. Ноулз

Компетентностный подход в образовании — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Профессионально-педагогические компетенции.

1. Социально-педагогическая компетенция.

2. Профессионально-педагогическая компетенция.

3. Общепедагогическая профессиональная компетенция.

4. Предметная компетенция.

5. Управленческая компетенция.

6. Рефлексивная компетенция.

7. Информационно-коммуникационная компетенция.

8. Компетенция в сфере инновационной деятельности.

9. Креативная компетенция.

Сегодня важно не столько дать знания учащимся, сколько обеспечить их общекультурное, личностное, познавательное развитие и, самое главное, – физическое здоровье

Какими же ценностями и профессиональными качествами должен обладать современный учитель?
Во-первых, уважать свободу учащегося, дать ему возможность быть самим собой.
Во-вторых, верить в то, что каждый ученик обладает своим «совершенством».
В-третьих, понимать, что ученик учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя.
В-четвёртых, осознавать, что в современном обществе ученик будет успешным только в том случае, если овладеет соответствующим комплексом ключевых компетентностей.

Профессионализм учителя заключается в доброжелательном и заинтересованном отношении к ученикам, понимании других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности, в умении быть открытым для любых мнений учеников по обсуждаемому вопросу, в умении делиться с учащимися своими мыслями и чувствами и при этом говорить чётко, понятно, на правильном литературном языке.
Профессионализм учителя также заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение результатов ребёнка, сформированных как ключевые компетенции. Необходимо строить обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения; мотивировало учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.

Таким образом, можно сделать вывод, что ключевые компетенции позволяют современному учителю понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Приобретаются же они в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни, как профессиональной, так и в личной, как результат их успешного применения для решения учебных и профессиональных задач и проблем.

Начало работы над опытом было обусловлено изменениями требований к качеству математического образования российских школьников, приведение их в соответствие к международным стандартам и реалиям современного общества.

Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях, т.е. имеют недостаточный уровень сформированности ключевых компетенций.

Ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Большая роль при этом отводится математике. Перед школьным учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.

На сегодняшний день существует противоречие между

— потребностью общества в выпускниках школы, способных самостоятельно ориентироваться в потоке информации и пополнять свой личностный багаж знаний для решения социально и личностно значимых проблем и сложившейся практикой образования, формирующей систему ключевых компетенций, не соответствующую современным социально-экономическим требованиям;

— имеющимся функциональным потенциалом школьной математики в формировании ключевых образовательных компетенций школьника и недостаточной практической разработанностью существующих моделей формирования компетенций.

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности автором опыта применяются приемы следующие приемы:

— Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.

— Иногда учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя;

— использует тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

— Вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.

— Предлагает ученикам дл решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.

При формировании общекультурной компетенции

Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач дети испытывают трудности по нескольким причинам: «зашумленность» физической ситуации – сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Было установлено, что большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях.

При формировании учебно-познавательной компетенции

— Особенно эффективно данный вид компетентности, по мнению автора опыта, развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Например, в качестве домашнего задания ученикам 6 класса при изучении темы «Окружность. Длина окружности» может быть такое «Определение зависимости длины окружности от радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится приближенное значение числа π.

— Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация

— При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.

При формировании информационной компетенции

Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:

— при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это… и т.д.

— подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet

— школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому при подготовке к уроку учитель использует задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.

— использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными;

— предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции;

— использование задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности. Например, при изучении темы «Проценты» в 5 классе можно предложить задачу: 1)1 литрбензина в2006 г. стоил 15 рублей. В2010 г. 22 рубля. На сколько процентов подорожал бензин (ответ округлите до целых)

2) В таблице указана стоимость билета в плацкартном вагоне.

месяц Стоимость
Июнь 800 р.
Июль 900 р.
август 1100 р.

Вычислите сумму денег, затраченную группой из 10 учащихся на проезд туда и обратно (сроки поездки 28.07 – 2. 08)?

3)В 2008 году сумма, затраченная на питание некоторой семьи составляла 9700 рублей. Вычислите сумму, которая будет затрачена в 2010 году, если известно, что продукты подорожают на 26%?

При формировании коммуникативной компетенции

Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:

— решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением.

— устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;

— использует работу в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;

— сдачу различных устных зачетов.

— тесты по усовершенствованию устного счета (устные тестовые конструкции).

— задания социально-трудового характера. Например, вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе;

— проведение различных исследований

учителем применяется такой вид деятельности на уроках математики, как решение задач с «лишними данными».

— С целью развития данного вида компетенций учителем используются задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, при изучении темы «Решение квадратных уравнений по формуле» на уроке алгебры в 8 классе, учитель быстро решает уравнение (умышленно допуская ошибку)

3х2 – 2х – 2 = 0

D = (-2)2 – 4 * 3 * 2 = -20, вывод нет корней. Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, проверка соответствия полученного ответа всем условиям задачи.

— С целью развития данного вида компетенции учитель применяет решение задачи различными способами.

— С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.

Положительным результатом проводимой работы станет повышение мотивации к предмету математика, осознание значимости данного предмета при решении «жизненных задач», повышение уровня сформированности ключевых компетенций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *