Компетенция ес

Компетенция ес

В соответствии с учредительными документами (Договорами) ЕС компетенция ЕС (как внутренняя, так и внешняя) подразделяется на отдельные сферы – сферы компетенции (англ. areas of competence; франц. domaines de competences). Термин «сферы компетенции» ЕС служит для обозначения предметов ведения и направлений деятельности Союза в разных областях общественной жизни. При этом сферы компетенции ЕС могут иметь не только секторный характер (например, «транспорт», «промышленность», «сельское хозяйство» и т.д.), но и проблемно-ориентированный характер, т.е. относиться к определенным проблемам или задачам, решению которых должен содействовать Европейский Союз (например, «экономическое, социальное и территориальное сплочение» государств-членов).

После реформы Лиссабонского договора в целях более четкого разграничения компетенции ЕС и компетенции, сохраняющейся за государствами-членами, сферы компетенции Союза были сгруппированы в категории – категории компетенции (англ. categories of competence; франц. categories de competences). Критерием деления компетенции ЕС на категории служит различный объем суверенных прав, переданных государствами-членами Европейскому Союзу в соответствующих областях общественной жизни. Для каждой категории компетенции характерно определенное, присущее только ей соотношение полномочий ЕС и государств-членов.

Система категорий и сфер компетенции ЕС определена в разделе I части первой «Принципы» ДФЕС, который получил название «Категории и сферы компетенции Союза» (ст. 2–6). В первой статье этого раздела (ст. 2) указан перечень категорий компетенции ЕС и определены их юридические свойства. В последующих статьях указаны сферы, относящиеся к каждой из данных категорий.

В соответствии со ст. 2 ДФЕС компетенция ЕС подразделяется на три основные категории – исключительную, совместную и вспомогательную.

Исключительная компетенция – это категория, в рамках которой государства-члены полностью отказались от суверенных прав в пользу ЕС. Как гласит § 1 ст. 2 ДФЕС: «Когда Договоры предоставляют Союзу исключительную компетенцию в определенной сфере, только Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты; государства-члены не могут сами осуществлять подобные действия, кроме как в случае, если они уполномочены на это Союзом, или в целях претворения в жизнь актов Союза».

Перечень сфер исключительной компетенции установлен в ст. 3 ДФЕС. Он включает в себя пять элементов, относящихся как к внутренней политике (внутренней компетенции), так и к внешней политике (внешней компетенции) ЕС:

  • 1) таможенный союз, т.е. функционирование ЕС в качестве единой таможенной территории, внутри которой отменены любые таможенные пошлины и равнозначные сборы, а на внешних границах действует единый таможенный тариф, регулируемый исключительно правовыми актами ЕС;
  • 2) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка;
  • 3) денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро;
  • 4) сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства (включая установление квот на вылов рыбы в территориальных водах государств- членов);
  • 5) общая торговая политика, предметом которой являются внешнеторговые связи ЕС и третьих стран.

К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение некоторых международных соглашений с третьими странами и международными организациями, в частности, любых соглашений, которые могли бы вступить в противоречие с учредительными документами и правовыми актами Союза (см. 3.5).

Совместная компетенция – категория компетенции ЕС, сходная с предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, предусмотренными в ст. 72 Конституции РФ. В рамках совместной компетенции государства-члены передали суверенные права ЕС, в том числе по изданию законодательных актов, но сами не отказались полностью от их осуществления. Однако если по определенному вопросу совместной компетенции издан и юридически обязательный акт Союза, и юридически обязательные акты государств-членов, то акт Союза имеет приоритет в силу принципа верховенства права ЕС. Если же Союз не воспользовался своими полномочиями, то соответствующие отношения продолжает регулировать национальное законодательство.

Согласно официальному определению совместной компетенции в § 2 ст. 2 ДФЕС: «Когда Договоры предоставляют Союзу компетенцию в определенной сфере, и Союз, и государства-члены могут законодательствовать и принимать юридически обязательные акты в данной сфере. Государства-члены осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз не воспользовался своей компетенцией. Государства-члены вновь осуществляют свою компетенцию в той мере, в какой Союз решил прекратить осуществление своей компетенции».

Это определение уточнено в Протоколе об осуществлении совместной компетенции, приложенном к учредительным документам ЕС Лиссабонским договором. В соответствии с этим Протоколом если Союз издал законодательный акт или иной юридически обязательный источник права в рамках совместной компетенции, который охватывает только некоторые (не все) вопросы конкретной области общественной жизни, то по другим (не урегулированным правом ЕС) вопросам государства-члены сохраняют возможность самостоятельно устанавливать правила на национальном уровне. Такая ситуация, например, имеет место в области регулирования рынка телекоммуникационных средств массовой информации, в том числе телевидения (Директива 2010/13/ЕС Европейского парламента и Совета от 10 марта 2010 г. о координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений государств-членов в отношения предоставления услуг аудиовизуальных средств массовой информации).

Общий перечень сфер совместной компетенции зафиксирован в ст. 4 ДФЕС:

  • 1) внутренний рынок;
  • 2) социальная политика (применительно к аспектам, определенным в специальных разделах части третьей ДФЕС, прежде всего, в разделе X «Социальная политика»);
  • 3) экономическое, социальное и территориальное сплочение;
  • 4) сельское хозяйство и рыболовство (кроме сохранения морских биологических ресурсов, которое отнесено к исключительной компетенции ЕС);
  • 5) окружающая среда;
  • 6) защита потребителей;
  • 7) транспорт;
  • 8) трансъевропейские сети (транспортные, телекоммуникационные, энергетические);
  • 9) энергия;
  • 10) пространство свободы, безопасности и правосудия;
  • 11) общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения;
  • 12) научные исследования, технологическое развитие и космос;
  • 13) сотрудничество в поддержку развития (содействие развивающимся странам) и гуманитарная помощь.

В отношении двух последних сфер ст. 4 ДФЕС содержит оговорку о том, что осуществление Союзом соответствующих мероприятий «нс будет препятствовать государствам-членам осуществлять свою собственную компетенцию».

В отличие от исключительной компетенции, приведенный перечень сфер совместной компетенции не является исчерпывающим. Как следует из § 1 ст. 4 ДФЕС, совместная компетенция охватывает также иные вопросы и задачи, если они не отнесены к другим категориям компетенции Союза. Это, например, регулирование использования и защиты персональных данных (ст. 16 ДФЕС), принципы и условия функционирования служб общеэкономического значения государств-членов (ст. 14 ДФЕС), статистический учет (ст. 338 ДФЕС) и др.

Таким образом, совместная компетенция ЕС фактически может рассматриваться как центральная категория компетенции

ЕС. Наибольшая часть суверенных прав, переданных государствами-членами институтам ЕС, реализуются именно в рамках совместной компетенции, оставляющей возможность государствам-членам издавать собственные правовые акты в части, не противоречащей праву ЕС.

Вспомогательная компетенция – третья основная категория компетенции ЕС, которая официально называется «компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов». Согласно § 5 ст. 2 ДФЕС: «В отдельных сферах и согласно условиям, предусмотренным Договорами, Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов, не подменяя при этом их компетенцию в данных сферах. Юридически обязательные акты Союза, которые принимаются на основании положений Договоров в отношении данных сфер, не могут производить гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов».

Таким образом, вспомогательная компетенция – это категория компетенции, в рамках которой Союз оказывает различные виды содействия государствам-членам, в том числе финансовыми средствами (из бюджета ЕС). Однако установление правил поведения участников общественных отношений в соответствующих областях осуществляется только национальным законодательством. В отличие от исключительной и совместной компетенции ЕС не может здесь производить гармонизацию (в том числе унификацию) национального законодательства.

В соответствии со ст. 6 ДФЕС сферами вспомогательной компетенции Союза являются:

  • 1) охрана и улучшение здоровья людей (кроме общих проблем безопасности в сфере здравоохранения, отнесенных к совместной компетенции ЕС);
  • 2) повышение конкурентоспособности промышленности ЕС, в том числе на международной арене;
  • 3) культура;
  • 4) образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт;
  • 5) гражданская оборона;
  • 6) административное сотрудничество (консультации и помощь государствам-членам в улучшении качества исполнения права ЕС).

Кроме трех основных категорий компетенции ст. 2 ДФЕС указывает две дополнительные сферы деятельности Союза, которые подчиняются особым правилам. Они могут рассматриваться как дополнительные категории компетенции ЕС, имеющие специальный прапокой режим.

Это, во-первых, экономическая политика и политика занятости (§ 3 ст. 2 и ст. 5 ДФЕС). Целью экономической политики является выработка стратегии развития экономики в целом, экономического курса страны. Политика занятости есть комплекс мер, направленных на сокращение безработицы.

В соответствии с § 3 ст. 2 и ст. 5 ДФЕС проведение экономической политики и политики занятости оставлено в компетенции государств-членов. В то же время государства-члены обязаны координировать эти направления политики в рамках ЕС, а Союз компетентен определять условия подобной координации, в том числе путем принятия ежегодных ориентиров экономической политики и политики занятости.

Во-вторых, в качестве особой (дополнительной) категории компетенции Союза выступает общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ). Предметом ОВПБ являются общеполитические (неэкономические) вопросы деятельности ЕС на международной арене, включая поступательное формирование общей оборонной политики (§ 4 ст. 2 ДФЕС).

Общая внешняя политика и политика безопасности возникла и развивалась как механизм координации внешнеполитических действий государств-членов (Европейское политическое сотрудничество с 1970 г.), затем вторая опора ЕС до вступления в силу Лиссабонского договора (см. 1.4).

Эти исторические особенности предопределили современный правовой режим ОВПБ. Общая внешняя политика и политика безопасности продолжает формироваться путем межправительственных согласований в рамках институтов ЕС, состоящих из представителей отдельных государств-членов (Европейский совет на уровне глав государств или правительств и Совет на уровне министров). Напротив, подлинно наднациональные институты ЕС, представляющие общие интересы граждан Союза (Европейский парламент) или состоящие из независимых должностных лиц (Европейская комиссия, Суд ЕС), располагают в рамках ОВПБ ограниченными прерогативами.

Применительно к общей внешней политике и политике безопасности страны ЕС выступают как полностью суверенные государства, так как представляющие их институты (Европейский совет и Совет), по общему правилу, должны принимать решения на основе единогласия, что сохраняет за каждым государством- членом право вето.

Напротив, в других категориях и сферах компетенции ЕС законодательные и другие правовые акты, как правило, издаются

Советом ЕС совместно с Европейским парламентом на основе квалифицированного большинства, т.е. без права вето отдельных государств-членов.

Компетенция Европейского Союза

Компетенция Европейского Союза – это совокупность предметов ведения и полномочий, в рамках которой действует эта интеграционная организация. Предметы ведения характеризуют те сферы общественной жизни, в которых Европейский Союз, его институты и органы имеют право применять свои полномочия – издавать нормативные правовые и индивидуальные акты, обязательные к применению для субъектов права Европейского Союза, а также формировать мягкое право Союза путем издания рекомендаций, заключений и т.п.

Компетенция Европейского Союза обладает тремя сущностными признаками:

  • 1) компетенция Союза – властная. В рамках права Европейского Союза действуют принципы верховенства и прямого действия права ЕС, оно способно непосредственно порождать права и обязанности индивидов, государств-членов, а также других субъектов права ЕС;
  • 2) компетенция Союза – делегированная. Весь объем полномочий Союза был передан ему государствами-членами в соответствии с учредительными договорами;
  • 3) компетенция Союза – общая, или универсальная. Она распространяется практически на все сферы общественных отношений в рамках Европейского Союза.

Схема 2.1. Компетенция Европейского Союза

Внутренняя компетенция Европейского Союза

Внутренняя компетенция Европейского Союза (ст. 26–197 Договора о функционировании Европейского Союза) – предметы ведения и полномочия институтов Европейского Союза издавать акты и принимать другие меры в разных сферах общественных отношений, которые складываются внутри территории Союза между индивидами, государствами- членами и другими субъектами права Европейского Союза.

Схема 2.2. Внутренняя компетенция Европейского Союза

К ней относятся: внутренний рынок; свободное передвижение товаров; сельское хозяйство и рыболовство; свободное передвижение лиц, услуг и капиталов; пространство свободы, безопасности и правосудия; транспорт; общие правила о конкуренции и др.

Внешняя компетенция Европейского Союза

Предметом внешней компетенции ЕС выступают отношения Союза со странами, не входящими в его состав (так называемыми третьими странами, к которым относится и Россия), а также международными организациями. К сферам внешней компетенции относятся внешнеполитическая деятельность Союза, общая торговая политика, сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь, ограничительные меры в отношении третьих стран и др., а также общая внешняя политика и политика безопасности.

Схема 2.3. Внешняя компетенция Европейского Союза

Категории компетенции Европейского Союза

Категории компетенции ЕС различаются между собой, с одной стороны, объемом полномочий, предоставленных этой организации, а с другой стороны – соотношением этих полномочий с теми, что остаются за государствами-членами.

Исключительная компетенция Европейского Союза: в сферах общественной жизни, отнесенных к исключительной компетенции Союза, государства-члены лишены каких-либо полномочий. Весь объем нормативного регулирования осуществляют институты и органы Союза.

К сферам исключительной компетенции относятся (ст. 3 Договора о функционировании Европейского Союза):

  • – установление пошлин и единого таможенного тарифа и другие вопросы таможенного союза в рамках Союза;
  • – установление правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС;
  • – валютная политика в отношении государств-членов, входящих в зону евро;
  • – определение квот на рыболовство, а также сохранение морских биоресурсов в рамках общей политики по рыболовству;
  • – общая внешнеторговая политика, включая установление антидемпинговых пошлин и других защитных мер в отношении товаров из третьих стран.

Кроме того, к сфере исключительной компетенции Союза относится заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции (в соответствии с доктриной параллелизма, сформулированной Судом в 1970-х гг.).

К сферам совместной компетенции ЕС относятся (п. 2 ст. 4 Договора о функционировании Европейского Союза):

  • – внутренний рынок;
  • – социальная политика, применительно к аспектам, определенным в Договоре;
  • – экономическое, социальное и территориальное сплочение;
  • – сельское хозяйство и рыболовство, кроме сфер, отнесенных к исключительной компетенции ЕС;
  • – окружающая среда;

Схема 2.4. Категории компетенции Европейского Союза

  • – защита потребителей;
  • – транспорт;
  • – трансъевропейские сети;
  • – энергия;
  • – пространство свободы, безопасности и правосудия;
  • – общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения.

Кроме того, к сферам совместной компетенции отнесены мероприятия в области науки, технологического развития, космоса в той мере, в которой они не препятствуют государствам-членам осуществлять собственную компетенцию, а также мероприятия по сотрудничеству с развивающимися странами и оказанию гуманитарной помощи.

Любая компетенция, не предоставленная Союзу в договорах, принадлежит государствам-членам (ст. 5 Договора о Европейском Союзе).

Отдельно следует отметить поддерживающую и координирующую компетенцию ЕС. Ее особенностью является то, что она не имеет властного характера. Распространяется на сферы здравоохранения, культуры, туризма, образование, профессиональное обучение, здоровье, спорт и др.

Кроме того, существует так называемая дополнительная компетенция ЕС.

Сообразно модели федеративных государств компетенция Союза подразделяется на две основные категории — в зависимости от ее соотношения с компетенцией государств-членов.

Первая категория — исключительная компетенция — охватывает вопросы, решение которых полностью изъято из ведения государств-членов и должно осуществляться только Союзом в лице своих институтов и органов.

Примером служит установление пошлин общего таможенного тарифа в отношении продукции, импортируемой в ЕС из третьих стран, а также другие мероприятия в рамках общей торговой (внешнеторговой) политики Сообщества.

К исключительной компетенции ЕС относится и разработка денежной политики в пределах «зоны евро».

Подавляющее большинство вопросов, подведомственных Европейскому Союзу, образуют его совместную компетенцию с государствами-членами. По этим вопросам последние не лишаются возможности принимать собственные правовые акты и другие меры на национальном уровне. Однако эти меры должны соответствовать законодательству, изданному институтами Союза, и в случае противоречия последнее имеет приоритет.

Осуществление Союзом совместной компетенции подчиняется принципу субсидиарности, в соответствии с которым он не должен вмешиваться в проблемы, способные эффективно решаться в рамках отдельных государств-членов (см. вопрос N 23). Напротив, если конкретная проблема имеет транснациональные масштабы, то Союз не только может, но и должен предпринять необходимые шаги.

Хотя термины «исключительная» и «совместная» применительно к компетенции Союза употребляются в его действующих учредительных документах (например, ст. 5 и 133 Договора о ЕС), определения данных терминов они не содержат.

Указанный пробел будет устранен Лиссабонским договором, который посвящает несколько статей установлению и разграничению его разных категорий компетенции (франц. categories de competence). Наряду с «исключительной» и «совместной» компетенцией в отдельную группу выделены «сферы деятельности, направленной на поддержку, координацию или дополнение» (защита здоровья, культура и др.).

Это те сферы общественной жизни, в которых Союз не должен стремиться проводить унификацию или гармонизацию национального права, но может координировать деятельность государств-членов или помогать им.

В качестве особых категорий компетенции в Лиссабонском договоре указаны координация Союзом экономической политики и политики занятости государств-членов, общая внешняя политика и политика безопасности.

Существуют правовые механизмы расширения компетенции ЕС без внесения изменений в Договоры. К этим внедоговорным механизмам относится дополнительная компетенция ЕС, а также расширение компетенции с помощью прецедентного права.

Дополнительная компетенция включает в себя три сферы:

  • 1) механизм подразумеваемых полномочий. Европейский Союз имеет право принимать решения, в том числе нормативные правовые акты, по тем вопросам общественной жизни, которые прямо не отнесены к компетенции Союза, но имеют значение для реализации его целей и задач;
  • 2) косвенное действие права Союза. Примерно соответствует методу аналогии права. Если та или иная сфера общественной жизни не урегулирована правом ЕС, однако цели и задачи Союза требуют применения наднационального права, применяются наиболее близкие по своей правовой природе нормы права ЕС;
  • 3) механизм продвинутого сотрудничества. Это совокупность правил и процедур, в рамках которых осуществляется делегирование ЕС дополнительных полномочий со стороны отдельных государств-членов, которые решили «пойти дальше по пути интеграции». Этот механизм соответствует концепции «Европы разных скоростей» и применяется тогда, когда нс все государства-члены готовы продвинуться по интеграционному пути. Для применения этого механизма необходимы минимум девять государств. Остальные государства-члены могут присоединиться к этой группе, когда возникнут соответствующие условия.

Схема 2.5. Дополнительная компетенция Европейского Союза

Принципы компетенции Европейского Союза

Лиссабонский договор осуществил систематизацию принципов компетенции (ст. 5 Договора о Европейском Союзе). К. основным таким принципам относятся: принцип наделения компетенцией, принципы субсидиарности и пропорциональности.

Принцип наделения компетенцией регулирует границы компетенции Союза. В соответствии с ним Союз действует только в пределах тех сфер общественной жизни и реализует только тс полномочия, которые переданы ему в соответствии с Договорами. Любая компетенция, не предоставленная Союзу государствами-членами, принадлежит им.

Принципы субсидиарности и пропорциональности мы рассмотрим далее отдельно.

Схема 2.6. Принципы компетенции Европейского Союза

Принцип субсидиарности

Принцип субсидиарности закреплен в ст. 5 Договора о Европейском Союзе. Уточнению применения этого принципа посвящен Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности.

Принцип субсидиарности означает, что в областях, которые не подпадают под исключительную компетенцию Союза, Европейский Союз осуществляет деятельность, если цели конкретных мер не могут быть достигнуты в достаточной мере государствами-членами самостоятельно и поэтому в силу масштабов и результатов указанных мер могут быть достигнуты Союзом лучшим образом. Принцип ставит два условия для деятельности Союза по совместным с государствами-членами предметам ведения: I) Союз действует, если проблема не может быть решена государствами-членами самостоятельно; 2) Союз действует, если проблема может быть решена на уровне Союза лучшим образом, нежели на уровне государств-членов. Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности определяет три ориентира применения принципа субсидиарности: во-первых, наличие у проблемы транснациональных аспектов, которые нс могут быть эффективно урегулированы действиями государств-членов; во-вторых, отсутствие действий со стороны Союза противоречит требованиям Договора или существенно нарушает интересы государств-членов; в-третьих, наличие очевидных выгод в результате действий Союза.

Изначально принцип субсидиарности был частью католического социального учения и закреплен в серии папских энциклик конца XIX – начала XX в. Оттуда он и был воспринят правом ЕС. Однако следует оговориться, что в католическом учении он понимался значительно шире – личность виделась как автономное образование, власть над которым семья, государство и церковь имеют лишь в той мере, в кото-

Схема 2.7. Принцип субсидиарности

рой личность сама передает (делегирует) ее этим институтам. Субсидиарность предполагала, что делегирование властных полномочий более высоким уровням должно осуществляться исключительно в меру необходимости и в целях общего блага.

Принцип субсидиарности – средство децентрализации управления в ЕС, и он должен учитываться всеми ветвями европейской власти.

Принцип пропорциональности (соразмерности)

Этот принцип был введен в право ЕС Судом и в дальнейшем закреплен в последнем абзаце ст. 5 Договора о Европейском Союзе в качестве принципа деятельности Европейского Союза. Вопросам применения данного принципа посвящен специальный протокол «О применении принципов субсидиарности и пропорциональности».

«Действия Союза не должны идти дальше того, что необходимо для достижения целей настоящего договора» (абз. 3 ст. 5 Договора о Европейском Союзе). В данном случае речь идет не о соответствии целям учредительного договора вообще, а о целях конкретных действий и решений ЕС, в том числе нормативных актов.

Принцип пропорциональности означает соответствие (пропорциональность) целей конкретных мер средствам, избранным для их достижения. Из этого следует, что:

  • 1) средства для достижения целей не должны быть чрезмерными, т.е. не идти дальше того, что действительно необходимо (например, не привлекать к суровому наказанию за малозначительный проступок);
  • 2) при выборе методов достижения цели нужно сначала использовать более мягкие средства и лишь затем переходить к более жестким (если результата можно достичь путем рекомендации, не следует прибегать к возложению юридических обязанностей).

Схема 2.8. Принцип пропорциональности

По отношению к правотворческой деятельности Союза это означает, что «Союз должен законодательствовать только в той мере, в которой это необходимо» (п. 6 Протокола). При этом «при прочих равных условиях директивам следует отдавать предпочтение перед регламентами, а рамочным директивам – перед детальными мерами».

Выполнение принципа пропорциональности, как и субсидиарности, в первую очередь обеспечивает Комиссия, так как именно она готовит законопроекты и, следовательно, выбирает их правовую форму.

В тексте принятых актов соответствие принципу пропорциональности отмечается в преамбуле.

В соответствии с учредительными документами ЕС компетенция ЕС подразделяется на отдельные сферы – сферы компетенции. Термин «сферы компетенции» ЕС служит для обозначения предметов ведения и направлений деятельности Союза в разных областях общественной жизни, при этом сферы компетенции ЕС могут иметь не только секторный характер (например, «транспорт», «промышленность», «сельское хозяйство» и т.д.), но и проблемно-ориентированный характер, т.е. относиться к определенным проблемам или задачам, решению которых должен содействовать Европейский Союз (например, «экономическое, социальное и территориальное сплочение» государств-членов).

После реформы Лиссабонского договора в целях более четкого разграничения компетенции ЕС и компетенции, сохраняющейся за государствами-членами, сферы компетенции Союза были сгруппированы в категории – категории компетенции. Критерием деления компетенции ЕС на категории служит различный объем суверенных прав, переданных государствами-членами Европейскому Союзу в соответствующих областях общественной жизни. Для каждой категории компетенции характерно определенное, присущее только ей соотношение полномочий ЕС и государств-членов.

В соответствии со ст. 2 ДФЕС компетенция ЕС подразделяется на три основные категории – исключительную, совместную и вспомогательную.

Исключительная компетенция – это категория, в рамках которой государства-члены полностью отказались от суверенных прав в пользу ЕС. Как гласит § 1 ст. 2 ДФЕС: «Когда Договоры предоставляют Союзу исключительную компетенцию в определенной сфере, только Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты; государства-члены не могут сами осуществлять подобные действия, кроме как в случае, если они уполномочены на это Союзом, или в целях претворения в жизнь актов Союза».

Перечень сфер исключительной компетенции включает в себя пять элементов, относящихся как к внутренней политике (внутренней компетенции), так и к внешней политике (внешней компетенции) ЕС:

1) таможенный союз

2) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка;

3) денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро;

4) сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства (включая установление квот на вылов рыбы в территориальных водах государств- членов);

5) общая торговая политика, предметом которой являются внешнеторговые связи ЕС и третьих стран.

Совместная компетенция – категория компетенции ЕС, сходная с предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, предусмотренными в ст. 72 Конституции РФ. В рамках совместной компетенции государства-члены передали суверенные права ЕС, в том числе по изданию законодательных актов, но сами не отказались полностью от их осуществления. Однако если по определенному вопросу совместной компетенции издан и юридически обязательный акт Союза, и юридически обязательные акты государств-членов, то акт Союза имеет приоритет в силу принципа верховенства права ЕС.

Общий перечень сфер совместной компетенции:

1) внутренний рынок;

2) социальная политика (применительно к аспектам, определенным в специальных разделах части третьей ДФЕС, прежде всего, в разделе X «Социальная политика»);

3) экономическое, социальное и территориальное сплочение;

4) сельское хозяйство и рыболовство (кроме сохранения морских биологических ресурсов, которое отнесено к исключительной компетенции ЕС);

5) окружающая среда;

6) защита потребителей;

7) транспорт;

8) трансъевропейские сети (транспортные, телекоммуникационные, энергетические);

9) энергия;

10) пространство свободы, безопасности и правосудия;

11) общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения;

12) научные исследования, технологическое развитие и космос;

13) сотрудничество в поддержку развития (содействие развивающимся странам) и гуманитарная помощь.

Вспомогательная компетенция – это категория компетенции, в рамках которой Союз оказывает различные виды содействия государствам-членам, в том числе финансовыми средствами (из бюджета ЕС). Однако установление правил поведения участников общественных отношений в соответствующих областях осуществляется только национальным законодательством. В отличие от исключительной и совместной компетенции ЕС не может здесь производить гармонизацию (в том числе унификацию) национального законодательства.

В соответствии со ст. 6 ДФЕС сферами вспомогательной компетенции Союза являются:

1) охрана и улучшение здоровья людей (кроме общих проблем безопасности в сфере здравоохранения, отнесенных к совместной компетенции ЕС);

2) повышение конкурентоспособности промышленности ЕС, в том числе на международной арене;

3) культура;

4) образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт;

5) гражданская оборона;

6) административное сотрудничество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *