Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования

Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования

2. К исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относятся:

а) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

б) формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования;

в) обеспечение гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения;

г) регулирование в пределах своих полномочий и компетенции отношений собственности в системе образования;

д) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, регистрация образовательных учреждений на подведомственной территории;

е) создание и ликвидация местных органов управления образованием и (или) самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей местных органов управления образованием;

ж) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено Типовым положением о данном типе и виде образовательного учреждения или решением местного органа самоуправления;

з) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающей к ним территории;

и) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;

к) использование государственных и муниципальных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

л) ежегодная публикация среднестатистических данных о соответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственной территории, федеральным и местным требованиям.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

При определении полномочий в сфере образования органов местного самоуправления следует исходить из положений Конституции РФ, которыми установлены основы муниципального права России, а также из предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Конституции РФ (ст. 12) предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, и закрепляется самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. Кроме того, на конституционном уровне подтверждается, что:

— местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст. 130 Конституции РФ);

— органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132);

— местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение установленных прав местного самоуправления (ст. 133).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены полномочия муниципальных районов и городских округов, которые они реализуют, решая вопросы местного значения, которые связаны со сферой образования. Так, муниципальный район (ст. 15) и городской округ (ст. 16) наделены полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

К правам органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов (ст. 15.1) относится осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года, а к аналогичным правам органов местного самоуправления городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района (статья 16.1) отнесено создание муниципальных образовательных организаций высшего образования.

Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования детализированы в комментируемой статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (например, Решение Совета муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан от 9 октября 2012 г. № 58/705 «Об утверждении положений об организации предоставления общедоступного и бесплатного образования на территории муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан», Постановление администрации городского округа Троицк в г. Москве от 17 июня 2013 № 612 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в сфере образования городского округа Троицк в городе Москве в новой редакции»). Из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов изымаются полномочия по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые в соответствии со ст. 8 (ч. 1 п. 3) комментируемого закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (например, Постановление администрации муниципального района «Ивнянский район» Белгородской области от 26 марта 2014 г. № 109 «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных бюджетных образовательных организациях Ивнянского района», Постановление администрации города Кимры от 27 февраля 2015 г. № 126-па «Об утверждении Положения об организации предоставления дополнительного образования детям на территории города Кимры»). Из полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов изымаются полномочия, связанные с дополнительным образованием детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 8 (ч. 1 п. 8) комментируемого Закона.

3. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (например, Постановление Администрации города Белокурихи от 4 марта 2015 № 237 «Об утверждении Положения о создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также их содержание в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Белокуриха»). В приведенном в качестве примера муниципальном акте определено, что услуга по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста оказывается муниципальными бюджетными дошкольными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Организация обеспечивает присмотр, уход и содержание воспитанников в возрасте от 2 месяцев (при наличии соответствующих условий) до 7 лет. Она создает условия, необходимые для осуществления присмотра и ухода за детьми, включая организацию их питания и хозяйственно-бытового обслуживания, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (родительская плата), и ее размер.

4. Создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (например, Постановление Администрации Амурского муниципального района от 28 марта 2014 г. № 336 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) Амурского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных бюджетных и автономных образовательных учреждений (организаций) и внесения в них изменений»).

Полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования наделены только органы местного самоуправления городских округов. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи органы местного самоуправления городских округов имеют право обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Что касается органов местного самоуправления муниципальных районов, то они в соответствии с Законом об образовании не обладают полномочиями по созданию муниципальных образовательных организаций высшего образования. В ч. 3 комментируемой статьи установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов могут осуществлять функции учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, только в отношении тех организаций, которые находились в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 г.

5. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (например, Постановление администрации Светлогорского района (Калининградской области) от 5 марта 2015 г. № 158 «Об утверждении Положения об обеспечении содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий муниципального образования «Светлогорский район»»). В принимаемых по этим вопросам муниципальных правовых актах, как правило, устанавливаются требования к содержанию таких зданий и сооружений, к обустройству прилегающей к образовательному учреждению территории, определяется порядок контроля за техническим состоянием зданий и сооружений и регулируются вопросы финансового обеспечения содержания зданий и сооружений образовательных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий.

Заметим также, что устанавливая в ст. 8 комментируемого Закона полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение образования в муниципальных образовательных организациях, законодатель выводил из состава этих полномочий вопросы содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, имея в виду, что соответствующие полномочия в ст. 9 закрепляются за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

6. Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа (например, Постановление Администрации Тюменского муниципального района от 28 февраля 2014 г. № 408 «Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования», Постановление Администрации Великого Новгорода от 24 апреля 2014 г. № 2127 «Об утверждении Порядка организации учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, на территории муниципального образования — городского округа Великий Новгород»).

Законодательство предусматривает осуществление ежегодного учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Обязательный учет детей в возрасте до 18 лет, проживающих (постоянно или временно) на территории муниципального образования, осуществляется в целях обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Выявление и учет детей осуществляются в рамках взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместно со следующими организациями и учреждениями:

— муниципальными и государственными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

— учреждениями здравоохранения (в пределах своей компетенции);

— муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания населения;

— управлением Федеральной миграционной службы по субъекту Российской Федерации.

Учет детей осуществляется путем формирования единой информационной базы данных о детях, подлежащих обучению.

Как и в случае с полномочиями федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, при закреплении полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов законодатель устанавливает открытый перечень таких полномочий, допуская его дополнение через внесение соответствующих корректировок в Федеральный закон «об образовании в Российской Федерации».

Как уже отмечалось, на уровне местного самоуправления полномочия в сфере образования законодательно установлены только в отношении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В отношении сельских поселений полномочия в сфере образования не установлены, что не содействует эффективному решению острейшей проблемы с сельскими школами.

Законодателем отдельно установлены особенности распределения полномочий в сфере образования в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в сфере образования устанавливаются законами субъектов Российской Федерации ― городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Городской ритм, № 29, 23.06.2013.

Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Официальные Кимры, № 7 (30 апреля), 2015.

Сборник муниципальных правовых актов города Белокурихи, № 6, 11.03.2015.

Сборник нормативных правовых актов органов местного самоуправления Амурского муниципального района, № 3, 11.04.2014.

Вестник Светлогорска (вкладыш «Официальный вестник»), № 10, 19-25 марта, 2015.

Красное знамя, 21.03.2014.

Новгород официальный, № 18, 14.05.2014.

Несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Городское поселение, которое не входит в состав муниципального района (ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Автор — А.Н. Козырин
01 мая 2016 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *