Кому подчиняется служба охраны труда

Кому подчиняется служба охраны труда

С учетом специфики предмета регулирования указанных отношений и их значительного объема следовало бы статьи 227-231 выделить в отдельную главу 36.1 Кодекса.
Нельзя не заметить существенные пробелы в разделе X. Так, по необъяснимым причинам отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что статья 210 признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Усиливает этот аргумент и другое основное направление государственной политики в области охраны труда ― защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Трудовом кодексе РФ нет специальной статьи (не говоря уже о главе), регулирующей отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, полагаю, целесообразно было бы подумать компетентным законодательным органам и о статье ТК РФ, которая регламентировала бы вопросы прогнозирования производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В связи с этим требует пристального внимания и незамедлительного решения проблема профессиональных рисков и опасностей.
Без сомнения, есть смысл привести положения раздела X ТК РФ в соответствие со cтатьей 37 Конституции РФ и статьей 2 Кодекса. Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 2 ТК РФ закрепляется норма об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Однако в статье 209 ТК РФ (основные понятия) нет определения понятия «гигиена труда». В статье 210 в перечне основных направлений государственной политики в области охраны труда также не упоминается гигиена труда. Но важнее было бы в разделе X предусмотреть отдельную статью либо статьи, регламентирующие гигиену труда.
И напротив: наряду с пробелами раздела X ТК РФ в нем закреплены отдельные положения, непосредственно не относящиеся к охране труда. Например, в соответствии со статьей 209 рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Известно, что категория «рабочее место» является значимой в теории трудового права, особенно на практике, при решении вопроса о переводе и (или) перемещении работников.
Близко к этому и определение понятия производственной деятельности (ст. 209). Под ней понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающую в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Это определение не только научно несостоятельно (непонятно, как можно включать в экономическую категорию «превращение ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя… оказание различных видов услуг»), но, в сущности, не относится к институту охраны труда.

В основных понятиях (ст. 209) есть и не совсем правильные категории. К таковым следовало бы отнести «требования охраны труда». Под ними понимаются государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Статья 211 закрепляет, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В данном случае не учтен общеизвестный тезис (а точнее, аксиома для юристов), что закон либо иной нормативный правовой акт содержит нормы (норму) либо обязательные правила (правило) поведения (термин «требование» означает:
― выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение; по первому требованию;
― правило, условие, обязательное для выполнения; выполнение требований устава; требования к экзаменующимся;
― внутренние потребности, запросы; человек с высокими требованиями к себе;
― официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. с. 797).
Согласно части 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Закономерен вопрос: почему не законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и их субъектов обязательны для исполнения всеми работодателями и работниками? Следовательно, категория «требования охраны труда» вряд ли уместна в российском трудовом праве, в том числе в ТК РФ. Поэтому представляется логичным исключить ее из статей 209, 210 и других статей ТК РФ, а статью 211 следовало бы признать утратившей силу.
Необходимо также учесть, что название главы 34 «Требования охраны труда» не совсем соответствует ее содержанию, так как в ней нет статьи, предусматривающей правила и инструкции по охране труда. Кроме того, представляется нелогичным включение в данную главу статьи 212, закрепляющей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, статьи 213 (медицинские осмотры некоторых категорий работников), статьи 214 (обязанности работника в области охраны труда).

В связи с этим целесообразно исключить из главы 11 ТК РФ статью 69, в соответствии с которой обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, ибо она дублирует статью 266 и базисную статью 213 ТК РФ.
Введение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ статьи 216.1 «Государственная экспертиза условий труда» в раздел X ТК РФ вряд ли правильно. Согласно данной статье государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В ходе прямой линии для подписчиков журнала «Я – специалист по охране труда» прошедшей 8 октября 2013 года с Жартуном Сергеем Владимировичем, директором ОДО «ПрофиТруд», можно было получить ответы, на все вопросы, касающиеся прав, обязанностей и полномочий службы охраны труда. Ответы на наиболее актуальные вопросы, заданные в ходе прямой линии читайте ниже.

Служба охраны труда: права, обязанности и полномочия

Когда по всей стране проходило обсуждение проекта Закона об охране труда, много внимания уделялось вопросу: кому будет подчиняться служба охраны труда – руководителю организации или по прежнему «главному инженеру»?

В действующей на сегодняшний день редакции Типового положения № 82 указывается, что служба охраны труда организации является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю организации или одному из его заместителей, назначенному ответственным за организацию работы по охране труда (п. 5 Типового положения № 82).

Поэтому руководитель организации вправе самостоятельно определять, кто из его заместителей будет назначаться должностным лицом, ответственным за организацию охраны труда и, следовательно, кому будет напрямую подчиняться служба охраны труда.

В части пятой ст. 20 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» который Законом № 61-З будет изложен в новой редакции и вступит в силу с 26 января 2014 г. также указывается, что служба охраны труда (специалист по охране труда) подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю.

Под уполномоченным в соответствии с системой управления охраной труда заместителем подразумевается все тот же «главный инженер» на которого будут возложены «старые» обязанности в соответствие с п. 17 ст. 226 Трудового кодекса РБ (далее – ТК) – ответственный за организацию охраны труда и «новые» обязанности, предусмотренные государственным стандартом СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19 (далее – СТБ 18001-2009) согласно которым он будет назначаться уполномоченным представителем высшего руководства с особой ответственностью за охрану труда (независимо от других обязанностей) с установленными функциями и полномочиями для обеспечения того, чтобы:

– система управления охраной труда была разработана, внедрена и функционировала в соответствии со стандартом СТБ 18001-2009;

– отчеты о результативности системы управления охраной труда представлялись высшему руководству для анализа и в качестве основы для улучшения системы управления охраной труда.

Если же руководитель организации оставит обязанности уполномоченного в соответствии с системой управления охраной труда за собой, то естественно и служба охраны труда (специалист по охране труда) будет подчиняться непосредственно ему напрямую.

Но какой бы вариант подчинения службы охраны труда не был принят в организации, ответственность за выполнение возложенных на службу задач и функций несет в первую очередь руководитель организации.

Документ:

Типовое положение о службе охраны труда организации утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82 (далее – Типовое положение № 82).

Документ:

Закон РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее – Закон № 61-З).

Сколько раз в месяц специалист по охране труда должен проводить контрольных проверок в структурный подразделениях с выдачей предписаний?

Точное количество проверок структурных подразделений организации конкретно нигде не оговорено и не содержится, даже в Типовом положении № 82.

Однако предписания составлять необходимо, потому что они не только фиксируют обнаруженные нарушения, но и предполагают обязательное устранение этих нарушений, что в профилактике безопасных методов и приемов работы является главной задачей направленной на устранение причин обнаруженных несоответствий или других нежелательных ситуаций.

Для систематического выполнения обязанностей, по проведению в подразделениях проверок (обследований) состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, с выдачей руководителям подразделений, другим должностным лицам обязательных для выполнения предписаний и контроля их выполнения, целесообразно разработать и утвердить руководителем организации План работы службы охраны труда, в котором указать периодичность проверок.

А если структурное подразделение ждет проверку, согласно утвержденному плану, значит и готовится к ней, идентифицируя возможности, для предупреждающих действий, тем самым совершенствуя результативность системы управления охраной труда организации.

Важно!

Отменить предписание или выполнение отдельных его мероприятий, а также перенести сроки их выполнения имеет право руководитель организации или его заместитель, которому подчинена служба. Резолюция о принятом решении по названным вопросам должна быть подписана и датирована.

В каком нормативном правовом акте можно найти ответ на вопрос: сколько должно быть работников в службе охраны труда?

В Нормативах численности № 94.

В организациях производственной сферы при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек создается служба (вводится в штат должность специалиста по охране труда) из числа лиц, имеющих необходимую подготовку (п. 18 Типового положения № 82).

При численности работающих в организации 250 и более человек численность службы определяется в соответствии с Нормативами численности № 94.

Нормативы численности специалистов по охране труда в организациях применяются субъектами хозяйствования независимо от наименования и форм собственности.

В качестве базовых нормативов, при которых вводится должность специалиста по охране труда, принимаются:

– в производственной сфере при численности работающих – от 100 до 250 человек;

– в других отраслях при численности работающих – от 200 до 250 человек.

При численности работников 250 и более человек расчет ведется по таблицам Нормативов численности № 94.

В штатное расписание организации могут быть включены структурные подразделения: бюро охраны труда – при численности специалистов по охране труда 2–3 человека, включая начальника, или отдел – при численности 4 и более человек.

Документ:

Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94 (далее – Нормативы численности № 94).

В микроорганизации обязанности специалиста по охране труда возложены на производителя работ (прораба), который непосредственно руководит производством работ на участке. Правильно ли это?

Это не правильно!

В задачи специалиста по охране труда входит организация работы по охране труда во всех структурных подразделения и функциональных службах организации, в том числе:

– координация деятельности подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

– совершенствование системы управления охраной труда;

– внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;

– информирование и консультирование руководителей организации и работающих по вопросам охраны труда.

Осуществление контроля по охране труда, в том числе за:

– обеспечением требований безопасности и гигиены труда;

– соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

– выполнением (соблюдением) локальных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.

Трудовая функция специалиста по охране труда не может ограничиваться одним производственным участком, за который он несет ответственность еще и как непосредственный руководитель работ.

Производитель работ (прораб) обязан постоянно контролировать знание и соблюдение подчиненными работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности, то есть отлучиться на другой участок для выполнения обязанностей специалиста по охране труда для него проблематично.

Если же в организации произойдет несчастный случай, то расследование несчастного случая на производстве (кроме группового, со смертельным или тяжелым исходом) должно проводиться, в том числе с участием специалиста по охране труда или другого специалиста, на которого возложены эти обязанности (п. 18 Правил расследования несчастных случаев № 30).

В то же время законодательство запрещает участие в расследовании несчастного случая на производстве руководителя, на которого непосредственно возложены организация работы по охране труда и обеспечение безопасности труда потерпевшего (п. 19 Правил расследования несчастных случаев № 30).

Кто в данном случае будет участвовать в расследовании несчастного случая от службы охраны труда, если травму получит работник структурного подразделения, которым руководит производитель работ – по совместительству специалист по охране труда?

Наниматели при назначении (возложении обязанностей) специалиста по охране труда в микроорганизациях, должны, по мнению автора, руководствоваться ст. 227 ТК, согласно требованиям, которой при отсутствии службы, специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются одним из руководителей.

Документ:

Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования несчастных случаев № 30).

Новый сотрудник, принятый в организацию инженером по охране труда, требует от нанимателя предоставить ему для работы компьютер и другую оргтехнику, в то время как уволившийся работник в этом не нуждался. Как в данном случае следует поступить нанимателю?

Работникам службы охраны труда должны быть созданы соответствующие условия для работы, включая:

– предоставление помещения, мебели и инвентаря (с возможностью приема посетителей, проведения совещаний и хранения документов);

– обеспечение компьютерной и другой современной оргтехникой, техническими средствами связи и контроля за состоянием охраны труда, необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (п. 30 Типового положения № 82).

Помимо этого, для осуществления функций службы охраны труда по проведению обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок и других мероприятий организуется кабинет охраны труда, оснащенный в соответствии с Типовым положением № 144.

Таким образом, на основании требований указанных нормативных правовых актов нанимателю все же следует обеспечить нового сотрудника принятого в организацию инженером по охране труда компьютером и другой необходимой оргтехникой.

Доброго времени суток, уважаемый Адам! Видимо, Вы забыли указать, кто именно (какой специалист или руководитель) берет на себя ответственность по охране труда пока не придет новый специалист.

Поясняю: в законе четко прописано:
— при отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору — статья 217 Трудового кодекса РФ.
— согласно статье 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Таким образом, если приглашается специалист со стороны, то можно заключить гражданско-правовой договор. А руководитель итак отвечает за технику безопасности и охрану труда. Однако при этом его приказ о возложении таких обязанностей на себя не помешает.

Удачи и всех благ! Если требуется более детальная консультация, обращайтесь, в том числе на мой эл. адрес. В таком случае потребуются Ваши уточнения, а я Вам обязательно отвечу!

Всего доброго! Буду признательна за положительную оценку ответа. С уважением, 2014_jurist@inbox.ru

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ) Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Охрана труда на предприятии — пределы ответственности

Право на труд в условиях безопасности и гигиены должно быть гарантировано каждому работнику. Обеспечивать безопасные трудовые условия обязаны работодатели. Для того, чтобы реализовать свои обязанности, руководство должно выполнять целый спектр мероприятий и действий по охране труда. В целом охрана труда представляет собой комплексные меры по сохранению жизни и здоровья сотрудников во время трудовой деятельности. Как предписывает Трудовой кодекс охрана труда первостепенно обеспечивается путём создания на предприятии специальной службы — службы безопасности (ст 217 ТК РФ). В каждой фирме, число работников которой превышает 50 человек, должна быть создана такая служба. Служба охраны труда (ОТ) также может быть организована и на предприятиях с меньшим числом сотрудников, если того требуют особенности вида деятельности. В таком случае служба безопасности создаётся по решению руководителя. Служба безопасности может представляться:

  • целым структурным подразделением;
  • штатным инженером по охране труда;
  • руководителем фирмы, уполномоченным сотрудником или предпринимателем лично (при малом количестве работников);
  • сторонней аккредитованной фирмой;
  • специалистом, работающим по гражданско-правовому договору.

Структуру службы по охране труда разрабатывает руководство с учётом рекомендаций Ростуда. Служба ОТ на большом предприятии обычно представлена целым штатом работников во главе с начальником, которому они непосредственно подчиняются. Работает такая служба в тесном взаимодействии с другими структурными элементами фирмы (профсоюзами, комитетами), а также с местными органами власти и органами контроля и надзора. Обязательно соблюдение всех положений, которые устанавливает Трудовой кодекс, норм. акты в сфере охраны труда, отраслевые соглашения, колл. договор и локальные акты фирмы. Основные задачи службы ОТ таковы:

  • построить трудовой процесс так, чтобы всеми сотрудниками выполнялись требования безопасности;
  • контролировать соблюдение сотрудниками законов, актов, колл. договора и ПВР;
  • готовить профилактические мероприятия по предупреждению травм и проф. заболеваний и работу по улучшению трудовых условий;
  • информировать и консультировать всех сотрудников, включая руководство, по вопросам охраны труда;
  • изучать и распространять передовой опыт в сфере трудовой безопасности.

Следует отметить также, что на любом предприятии могут быть созданы, помимо службы безопасности, комиссии или комитеты по охране труда. Образовываются такие комиссии по воле работодателя или работников (их профсоюза), и состоят из их представителей. Комитеты обеспечивают дополнительные совместные действия по проверке трудовых условий. Представители комитетов следят за тем, как соблюдается Трудовой кодекс. Охрана труда, таким образом, обеспечивается еще более надёжно. Тем не менее, если на предприятии все же произойдет несчастный случай или будут нарушены какие-либо нормы, не всегда ответственность возлагается на службу ОТ или на конкретного работника. Особым лицом в организации является её руководитель, так как он непосредственно представляет работодателя и управляет трудом от его имени. И большая часть ответственности возлагается именно на руководство. Непосредственным причинителем ущерба или вреда руководитель может не быть, но даже в этом случае его ответственность не исключается. Поскольку именно он управляет предприятием и обеспечивает соблюдение Трудового кодекса и охрану труда. Одна из обязанностей руководителя не допускать нарушений, которые могли бы стать основанием для привлечения к ответственности. Работодатель или уполномоченный работник проводит трудовой инструктаж для каждого сотрудника при приёме на службу, а также проходит его сам. Поэтому за безопасность работы и обеспечение должного обучения отвечает в первую очередь руководитель (гендиректор) предприятия. Если вдруг сотрудник был допущен к работе без необходимого инструктажа и обучения (или необходимого мед. осмотра) виновно в любом ЧП будет руководство. Итак, при нарушении норм безопасности, если не будут назначены ответственные лица (сами сотрудники или начальник службы охраны труда), ответственность понесёт руководитель. Она может быть дисциплинарной , материальной, административной, и даже уголовной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *